Кто освобождается от уплаты земельного налога
Перейти к содержимому

Кто освобождается от уплаты земельного налога

  • автор:

Кто может не платить земельный налог: найдите себя в списке

Земельный налог за 2020 год необходимо уплатить до 01 декабря 2021 г. Но есть категории граждан, которые освобождены от уплаты такого налога. Посмотрите, может быть, вы или ваши родственники входят в этот список.

У КОГО ЕСТЬ ЛЬГОТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

1. Многодетные семьи.

Семьи с тремя и более несовершеннолетних детей.

2. Пенсионеры.

Пенсионеры, которые получают пенсию по старости, по потере кормильца или за выслугу лет.

3. Предпенсионеры.

Граждане, которым осталось 5 лет и меньше до выхода на пенсию.

4. Люди с инвалидностью.

Инвалиды первой или второй группы, инвалиды с детства или дети с инвалидностью.

5. Ветераны.

Герои СССР и РФ, ветераны боевых действий участники ВОВ и других боевых операций.

6. Пострадавшие от радиации.

Участники испытаний ядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок и подвергшихся радиации из-за аварий и заражений.

КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ЛЬГОТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

От налога освобождается земельный участок размером 6 соток. Если участок меньше 6 соток, то земельный налог платить не надо.

Если участок больше 6 соток, то из кадастровой стоимости всего участка надо вычесть кадастровую стоимость 6 соток. На полученную разницу начислить налог. Покажу на примере:

Кто освобождается от уплаты земельного налога

НК РФ Статья 395. Налоговые льготы

1. Освобождаются от налогообложения:

1) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Пп. 4 п. 1 ст. 395 (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога за налоговый период 2021 года.

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

С 01.01.2024 в пп. 7 п. 1 ст. 395 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в подпункте 11 настоящего пункта, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

(в ред. Федеральных законов от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ, от 29.11.2021 N 381-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 2 — 3 пп. 9 п. 1 ст. 395 применяются в отношении резидентов, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области после 01.01.2022 (ФЗ от 29.11.2021 N 381-ФЗ).

В случае исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент обязан исчислить сумму налога в отношении земельных участков, к которым была применена налоговая льгота, указанная в настоящем подпункте, за весь период применения такой льготы.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 381-ФЗ)

Исчисленная сумма налога подлежит уплате резидентом по истечении отчетного или налогового периода, в котором он был исключен из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии со статьей 397 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 381-ФЗ)

(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 75-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

(п. 10 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

12) организации — участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

(п. 12 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 297-ФЗ, от 24.06.2023 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 373-ФЗ)

14) организации — участники свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области — в отношении земельных участков, расположенных в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в одностороннем порядке в соответствии с Федеральным законом «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

(пп. 14 введен Федеральным законом от 24.06.2023 N 268-ФЗ)

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

Земельный налог в России: кому положены льготы и кто освобождается от уплаты

После покупки дачи или получения в собственность участка возникает необходимость уплачивать земельный налог. Физические лица обязаны регулярно вносить определенную сумму в бюджет.

Что такое земельный налог

Земельным налогом считается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который собственник участка уплачивает в государственный бюджет.

Налогоплательщики вносят плату в определенный промежуток времени. По уровню управления этот вид налога является местным, то есть он устанавливается тем субъектом РФ, в котором находится земельный участок.

Кто обязан платить земельный налог в России

Обязанность вносить плату за землю возникает в следующих случаях:

гражданин является собственником участка;

если земля принадлежит по праву бессрочного пользования;

участок получен по праву пожизненно наследуемого владения.

Право собственности и право постоянного пользования на землю регистрируется согласно статье 25 Земельного кодекса и статье 131 Гражданского кодекса России. Оно возникает с момента регистрации и подтверждается государственным документом о праве собственности.

Сумма налога зависит от кадастровой стоимости конкретного участка. Налоговая служба начисляет ее, основываясь на сведениях из Росреестра. Объект налогообложения, налоговая база, сумма налога и срок уплаты указываются в едином налоговом уведомлении, которое налоговая служба направляет налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до срока уплаты.

Владелец обязан сообщить в налоговую о своем имуществе. Если этого не сделать, государство может взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении земельного участка.

Кто освобожден от уплаты земельного налога в 2023

Не платить земельный налог имею право следующие группы физических лиц:

коренные и малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. В этом случае речь идет о земле, которая используется для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

владеющие участком по договору аренды или на праве безвозмездного пользования;

владеющие участком земли, входящим в имущество паевого инвестиционного фонда.

Остальные льготники не платят налог только за шесть соток. А вот за оставшуюся площадь придется внести плату как положено.

Кто имеет право на льготу по земельному налогу в 2023

К льготным категориям граждан по уплате земельного налога в России относятся:

Герои Советского Союза и РФ и награжденные орденами Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства и дети-инвалиды;

ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;

ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы, а также ЧС на реке Теча, химкомбинате «Маяк» и участники испытаний на Семипалатинском полигоне;

участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на военных объектах члены подразделений особого риска;

получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате работы с ядерными установками;

пенсионеры и люди предпенсионного возраста;

родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

Данные льготы являются федеральными и действуют на всей территории страны. Однако муниципалитеты могут самостоятельно определять правила по освобождению и налоговым вычетам.

Кто является плательщиками земельного налога?

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *