Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России
1 января 2021 года в России вступит в силу закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА). В Госдуме его рассматривали более 2,5 лет, он был принят и подписан президентом Владимиром Путиным летом нынешнего года. Moscow Digital School опубликовала подробный анализ федерального закона.
Последняя версия закона «О ЦФА» существенно отличается от принятой в первом чтении. Документ был представлен с пакетом актов — проектами трех федеральных законов, касающихся непосредственного регулирования рынка криптовалют, а также уголовной и административной ответственности за нарушения новых правил. Последние акты были направлены на доработку после резко негативной реакции сообщества и бизнеса.
Пробелы в регулировании
Юристы Moscow Digital School подчеркнули, что из-за ряда пробелов в регулировании, для многих сторон криптобизнеса ситуация осталась без изменений. Многие термины, используемые криптосообществом, уже были изобретены и успешно используются в мировой практике, однако в законе о ЦФА вместо них применяются свои собственные, которые вводят новые правовые институты и создают неопределенность.
В отличие от ряда зарубежных стран, в законе нет регулирования для некоторых типов токенов и криптовалют с разным функционалом и сущностью. При этом под определение цифровой валюты в соответствии с документом «О ЦФА» могут подпадать, например, бонусы, а также используемые в электронной коммерции сертификаты. За рамками понятий остались многие виды деятельности, прежде всего, майнинг.
«Тогда как от Закона о ЦФА ожидали введения единого аппарата и понятийной правовой базы для всего криптовалютного рынка в целом, в результате он стал основой исключительно для цифровизации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву — которые сложно выводить на международный рынок», — говорится в отчете.
В документе присутствуют противоречащие друг другу нормы. Например, согласно определению, данному в законе «О ЦФА», цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией. Однако в соответствии со ст.14, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой.
Специалисты уверены, что авторам закона так и не удалось выработать адекватное определение цифровой валюты. В документе говорится: «криптовалюта — это токены, по которым отсутствует обязанная сторона». Такое определение от противного позволяет отнести к криптовалюте большое количество различных электронных записей (аккаунты, электронную валюту и так далее). Поэтому авторы дополнили, что криптовалюта — это не любые записи, а те, что могут быть либо средством платежа, либо инвестирования.
По новому закону судебная защита прав на цифровую валюту возможна лишь в случае, если она специальным образом декларировалась и с нее выплачивались налоги (п. 6 ст. 14). Неясно, как это будет проверяться — в декларации доходы от продажи цифровой валюты могут указываться совершенно по-разному, а хранение цифровой валюты (без извлечения дохода) никогда не требовалось отдельно декларировать. Вероятно, ФНС или Минфин позднее дадут разъяснения по этому поводу.
«Также, разумеется, чрезвычайно сомнительна сама идея, что для получения судебной защиты собственник цифровой валюты должен подтверждать выполнение неких публичных обязанностей — почему уплата или неуплата налогов влияет на наличие судебной защиты, то есть, по существу, на само право собственности?», — задаются вопросом в Moscow Digital School.
Пока в законе «О ЦФА» нет норм, посвященных майнингу. В конце августа Минфином был разослан в профильные ведомства пакет законопроектов о внесении поправок в еще не вступивший в силу документ. В нем косвенно упоминается добыча криптовалюты и написание софта. Однако в том же пункте установлен запрет на получение оплаты за такие действия в цифровой валюте.
На практике майнеры, как правило, получают вознаграждение именно в виде криптовалюты. Если предлагаемый пакет законопроектов будет принят, российским предпринимателям, занимающимся добычей криптовалюты, придется искать обходные пути, чтобы не попасть под административную и уголовную ответственность, которую также предлагает ввести Минфин, предупредили юристы.
Биржи и обменники
Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Они по сути являются криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству цифровыми правами. На сегодняшний день такими специальными законами являются ФЗ об инвестиционных платформах и ФЗ о ЦФА. Операторы обмена могут организовывать торговлю утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов.
Существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например, биткоином и Ethereum, не подпадают под определение нового субъекта и остаются неурегулированными. Закон о ЦФА прямо допускает возможность организации на территории России площадки для обмена криптовалют.
Закон устанавливает требования «деловой репутации» к исполнительным органам информационной системы, оператора обмена ЦФА. Такие требования включают отсутствие неснятой и непогашенной судимости, отсутствие за последние годы фактов привлечения к административной или уголовной ответственности в связи с банкротством, в связи с деятельностью финансовой организации, сведений о причастности лиц к экстремистской деятельности или терроризму и др.
Оператор обмена ЦФА обязан хранить информацию о сделках с ЦФА не менее 5 лет. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности информационных систем и операторов обмена ЦФА, например, к операционной надежности и к предоставлению отчетности. Подобные требования могут усилить транспарентность, а также повысить безопасность.
«Однако при установлении требований должен учитываться принцип технологической нейтральности, то есть возможность использовать любые технологии безопасности, а не только те, которые разработаны или установлены государством», — подчеркнули юристы.
Закон устанавливает требования к рекламе ЦФА, в частности, необходимость предупреждать инвесторов, что предлагаемые активы являются высокорисковыми, и их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Такое требование о предупреждении инвесторов о возможных рисках покупки ЦФА распространено во многих странах (Франция, Швейцария, США).
Установлено, что реклама не должна содержать обещание выплаты дохода по ЦФА, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске. Реклама не должна содержать прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых ЦФА, что также является мерой защиты от введения инвестора в заблуждение, чрезмерных ожиданий в отношении инвестиций и обеспечения достоверной оценки инвестором таких инвестиций.
Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Вопрос налоговых последствий совершения сделок с криптовалютой остается открытым. В мире вопросы налогообложения чаще всего решаются за счет профильных разъяснений органов налоговой службы по системам уплаты налогов с операций с цифровыми активами.
«Оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что может привести к ряду затруднений и противоречий и, очевидно, будет работать против развития нового рынка», — пояснили эксперты.
В настоящее время в России не определен подход к косвенному налогообложению криптоактивов. В мае 2018 года Минфин выразил свое мнение о налогообложении криптовалютных операций для физических лиц.
«. особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен, физические лица должны самостоятельно исчислить налог и подать декларацию в инспекцию; налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение; до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы необходимо исходить из ст. 220 НК РФ», — говорится в письме Минфина.
Касательно корпоративного налогообложения в министерстве подчеркивали, что согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
«Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. При этом особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой главой 25 НК РФ не установлен», — объяснили в Moscow Digital School.
Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко предупредила, что с 1 января 2021 года криптобизнес, по сути, не сможет использовать криптовалюту для своих операций. Это значит, что ему будет невыгодно работать на территории России.
«На данный момент по смыслу закона запрещены будут именно операции по оплате в криптовалюте, теоретически операции по обмену криптовалюты на фиатные средства или другие криптовалюты (как конвертация) не ограничены. Не запрещено также и получение, например, зарплаты в криптовалютах. Смена юрисдикции крупного и не очень криптобизнеса — это то, что ожидает криптоэкономику в России, ведь ни одна из развитых стран не вводит запретов на использование криптовалют», — предупредила Левашенко.
По ее словам, поправки, предложенные Минфином, могут еще больше усугубить ситуацию. Например, ограничить возможность покупки криптовалюты, а также получения зарплаты в криптовалюте. Подобный запрет не только обесценивает криптовалюту, но и влечет отток бизнеса и капитала из России.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Признание цифровой валюты имуществом противоречит Закону о цифровых финансовых активах
11 февраля Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ не поддержал поправки в Налоговый кодекс, связанные с цифровой валютой (№ 1065710-7).
Как следует из заключения, законопроект на экспертизу Совета направил Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству. Председателем как Комитета, так и Совета является Павел Крашенинников. Напомним, поправки предполагают налогообложение цифровой валюты как имущества.
В своем заключении Совет признал, что изменения в НК необходимы, но не в таком виде. Сначала нужно выработать и реализовать единый и непротиворечивый подход к регулированию отношений «по поводу криптовалют, не относящихся к категории цифровых прав, как объекта гражданских прав».
Проанализировав законопроект, Совет отметил, что для регулирования гражданского оборота наиболее важны положения о признании цифровой валюты имуществом. Эта норма противоречит подходу, который реализован в Законе о цифровых финансовых активах: «Закон о ЦФА исходит из того, что “цифровые валюты” рассматриваются как вид платежного средства, и ограничивает их использование в таком качестве. С помощью Закона о ЦФА регулятор признал как сам факт наличия цифровых валют как особых объектов, так и их способность использоваться именно как средство платежа, а не просто [как] “имущество”».
Поэтому, по мнению Совета, определение цифровой валюты в НК как имущества без уточнения его характера свидетельствует об отсутствии единого и непротиворечивого подхода к регулированию новых цифровых объектов. Кроме того, отмечается, что признание цифровых валют объектом налогообложения подтверждает признание законодателем их оборотоспособности и дает возможность обходить предусмотренные Законом о ЦФА запреты.
«Необходимо учесть, что представленный на рассмотрение проект использует понятие “цифровая валюта”, которое отсутствует в гражданском законодательстве и было введено в юридический лексикон Законом о ЦФА. В отношении определения цифровой валюты, данного в Законе о ЦФА, Совет уже высказывал негативные оценки, указывая на ошибочность закрепленного в нем подхода и крайне низкий уровень юридической техники», – сказано в заключении.
Совет напомнил, что летом 2020 г. при оценке проекта Закона о цифровых финансовых активах отмечал: в нем предпринята крайне неудачная попытка зафиксировать частичное признание цифровой валюты в качестве объекта гражданских прав. «Используя введенный Законом о ЦФА термин [“цифровая валюта”], рассматриваемый проект во много раз увеличивает отрицательный эффект данной ошибки для экономики, порождая крайнюю неопределенность в отношениях, связанных с налогообложением цифровых активов – объектов, не признаваемых имуществом в гражданском законодательстве и не определенных достаточно внятно в нормах публичного права», – считает Совет.
Он обратил внимание на то, что Закон о ЦФА позволяет субъектам гражданско-правовых отношений стать обладателями цифровой валюты лишь в отдельных случаях. «Однако отсутствие определенности в вопросах об объектах ограничений и о допустимых операциях при признании всех цифровых валют имуществом для целей налогообложения фактически влечет легализацию всех этих активов», – отмечается в документе.
Совет уверен, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут подпадать под это понятие, и определения их соотношения с понятиями «цифровые права» и «деньги». «Если “цифровая валюта” призвана выступить в качестве правовой формы “криптовалют”, то для проработки и закрепления в законодательстве такого феномена российскому правопорядку придется вернуться к обсуждению круга цифровых объектов и их природы, а также соотнести предлагаемую сущность с уже закрепленными в ГК РФ цифровыми правами», – полагает он.
В заключении также указано, что введение налогообложения цифровых валют без закрепления юридической возможности обратить на них взыскание по требованиям иных, не налоговых, кредиторов негативно скажется на гражданском обороте и создаст риски нарушения принципов равенства всех форм собственности и защиты права собственности.
«Для решения той бесспорно важной публично-правовой задачи, которой посвящен проект, необходимо предварительное включение в ГК РФ понятия цифровой валюты (даже при условии ограничения ее гражданского оборота по правилам п. 2 ст. 129 ГК РФ), одновременное исправление этого понятия в Законе о ЦФА (или удаление его оттуда из-за отсутствия необходимости дублирования). Без проведения этой законодательной работы проект не может вступить в силу, а налогообложение цифровой валюты не может осуществляться», – заключил Совет.
Отметим, что 15 февраля свои замечания к законопроекту высказали комитеты Госдумы по бюджету и налогам, а также по государственному строительству и законодательству. Как следует из опубликованного в карточке законопроекта заключения последнего комитета, его замечания во многом совпадают с теми, на которые ранее указывал Совет. «Использование понятия “цифровые валюты” в налоговом законодательстве создаст неопределенность налогового режима для огромного количества российских субъектов экономической деятельности и проблемы в правоприменительной практике. При этом кредиторы по гражданско-правовым обязательствам будут находиться в худшем положении, чем налоговые органы, что нарушает принцип равенства всех перед законом», – подчеркнул Павел Крашенинников. 17 февраля законопроект был принят в первом чтении, срок представления поправок – до 18 марта.
Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко отметил, что в этой сфере регулирования царит хаос: «Слишком сложные объекты, отношения в связи с которыми пытаются урегулировать. Чтобы понять круг отношений, нужно для начала понять, по поводу чего они возникают. Термины “криптовалюта” и “цифровая валюта” используются как попало».
При этом, добавил он, российское право грешит попытками давать определения одним и тем же категориям в разных законах. «Часто в одной сфере “свое” определение начинает трактоваться одним образом, а в другой сфере такое же “свое” определение приобретает несколько иной смысл. В итоге третьи сферы должны выбирать, за какое определение схватиться», – пояснил эксперт.
Адвокат, старший партнер ЮК «Альтависта» Валерия Аршинова заметила, что заключение Совета было приятно изучать, поскольку оно написано с явным пониманием сути цифровых и криптовалют: «Законопроект, действительно, содержит общие положения о налогообложении цифровой валюты, которых недостаточно для точного регулирования данной сферы. Совет отметил, что использование понятия “цифровые валюты” в налоговом законодательстве создаст неопределенность налогового режима для огромного количества российских субъектов экономической деятельности и проблемы в правоприменительной практике. А все потому, что природа данного явления с правовой точки зрения законодателем в России до конца не выяснена».
По мнению эксперта, ряд проблем связан с тем, что контролирующие органы, в частности ЦБ РФ, отказались использовать цифровую валюту как средство платежа. «Государству хочется получать с оборота криптовалюты доход в бюджет, но и признавать ее не хочется», – указала адвокат.
Зачем бизнесу цифровые финансовые активы
Закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) заработал еще в 2021 г., но первые операторы выпуска таких активов появились лишь в этом году, а отдельного налогообложения пока нет – законопроект внесли весной. При этом первые ЦФА можно ждать к концу года, отмечал в середине мая глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
У компаний и инвесторов появится возможность выпускать цифровые активы, покупать их, продавать, обменивать и погашать – использовать сами ЦФА как средство платежа планируется запретить.
Банк России пока зарегистрировал три платформы, которые могут выпускать ЦФА: Atomyze, одним из инвесторов которой является компания «Интеррос» Владимира Потанина, Сбербанк и финтех-компанию Lighthouse. Все платформы и операции с ЦФА работают на базе технологии распределенных реестров, которая гарантирует неизменность данных.
Но перечисленные выше операторы имеют право только выпускать ЦФА в обращение – обеспечивать заключение сделок с цифровыми активами (обмен, покупка, продажа, погашение) могут компании из реестра операторов обмена, который ведет ЦБ, а он сейчас пуст.
На сайте Atomyze указано, что эмитентами ЦФА могут быть юридические лица (как и инвесторами), а граждане – покупателями таких активов. Обменивать ЦФА или продавать можно только за фиатные деньги или другие ЦФА. С криптовалютами платформы не работают.
Все эмитенты и владельцы ЦФА обязаны проходить идентификацию на платформе. Это происходит через банк-партнер – у Atomyze это Росбанк, у Lighthouse данные на сайте пока не представлены.
Какими могут быть ЦФА
Цифровыми финансовыми активами признаются следующие виды цифровых прав:
денежные требования к эмитенту;
права участия в капитале непубличного акционерного общества;
права по эмиссионным ценным бумагам, включая требования их передачи.
ЦФА могут быть гибридными, обеспеченными одновременно несколькими активами: денежными требованиями, ценными бумагами, товарами, услугами и т. д.
ЦФА имеют технические свойства криптовалют: учитываются токенами в блокчейн-сети, их можно программировать в смарт-контрактах (автоматизированный протокол, который позволяет проводить сделки и контролирует их исполнение. – «Ведомости»), но экономически за ними стоят обязательства и эмитент, пояснял в статье на сайте «Сбера» директор дивизиона «Транзакционный бизнес» Сбербанка Сергей Попов. ЦФА могут быть, например, облигации – обязательства заемщика платить купон, металлы – обязательства поставить металл, обязательства получения дохода от метра коммерческой недвижимости, дебиторская задолженность и др.
Предправления банка «Держава» Алексей Скородумов воспринимает ЦФА как упрощенную форму выпуска и обращения ценных бумаг. Металлический счет в банке – это уже форма ЦФА, просто клиенты без ведома банка не могут обмениваться остатками на нем, а в случае ЦФА – смогут, отмечает он. Но ЦФА не дадут большей доходности, чем базовые активы, просто упростят торговлю ими, резюмирует банкир.
Налоговый аспект
Хотя сам закон о ЦФА заработал в 2021 г., до сих пор отсутствуют какие-либо специальные нормы, регламентирующие налогообложение (НДС, налог на прибыль, НДФЛ) этих активов, что сильно тормозит развитие рынка, говорит партнер Б1 (ранее компания входила в международную сеть EY) Алексей Кузнецов.
К ЦФА сейчас применяются действующие налоговые нормы. Оборот ЦФА облагается НДС, причем не с наценки при перепродаже, а с полной продажной стоимости. Доходы граждан от продажи облагаются НДФЛ без возможности их уменьшения на расходы, связанные с их приобретением, в отличие, например, от операций с ценными бумагами. Также в ряде ситуаций возникает двойное налогообложение выплат, которые будут производиться по ЦФА.
Цифровые финансовые активы запретят использовать как средство платежа
Власти проблему решают – в середине апреля в Госдуму внесли законопроект о налогообложении ЦФА. Выпуск ЦФА и услуги платформ будут освобождены от НДС. Но консультативные услуги, оказываемые платформами, а также услуги по предоставлению прав на использование компьютерных программ освобождаться от НДС не будут.
В случае продажи ЦФА налоговая база будет определяться как разница между ценой реализации такого цифрового актива с учетом суммы налога и ценой приобретения этого цифрового актива также с учетом суммы налога. К ЦФА, которые удостоверяют права участия в капитале непубличного акционерного общества, будут применяться правила и порядок налогообложения, которые предусмотрены для акций такого общества. При определении налоговой базы по операциям с цифровыми активами будут учитываться доходы и расходы по всем операциям с ними за отчетный (налоговый) период.
Российские компании – владельцы ЦФА будут платить 13% налога на прибыль, иностранные (зарегистрированные за пределами России) – 15%.
Законопроект является всеобъемлющим в части установления «налоговых правил игры» по операциям с ЦФА, говорит налоговый эксперт Михаил Клементьев: он охватывает все релевантные налоги (НДС, НДФЛ, налог на прибыль) и относится ко всем основным участникам этого финансового рынка, включая лиц, выпускающих ЦФА, продавцов и покупателей этих активов, участников инфраструктуры рынка ЦФА, организаций – налоговых агентов по НДФЛ.
С учетом разрешения значительного количества налоговых вопросов (в частности, зафиксированного в законопроекте освобождения операций с большинством ЦФА от НДС) привлекательность транзакций, связанных с выпуском и обращением ЦФА, должна повыситься, считает Клементьев. С ним согласен и Кузнецов: ключевым для развития рынка является освобождение реализации ЦФА от НДС.
Что ЦФА дадут бизнесу
Платформа Atomyze уже несколько лет выпускает токены за рубежом. Одним из первых эмитентов компании стал палладиевый фонд «Норникеля» Global Palladium Fund – он запустил платежные инструменты Exchange Traded Commodities (ETC), обеспеченные металлами «Норникеля», президентом которого является Потанин, на шести ключевых биржах Европы. В России Atomyze может предлагать те же услуги, что и за рубежом, включая выпуск привязанных к металлам токенов, отмечал Потанин в интервью Bloomberg.
ЦФА открывают путь на рынок заимствований для малого и среднего бизнеса, говорит руководитель аналитического отдела ассоциации «Финтех» Никита Ломов. В традиционные рынки ЦФА смогут вдохнуть новую жизнь, добавляет заместитель гендиректора группы QIWI Мария Шевченко.
Как бизнесу поможет цифровой рубль
Помимо инвестиций ЦФА могут упростить и оптимизировать торговое финансирование, размещение активов в компании и продажу какой-то ценности, говорит руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея.
Одна из особенностей ЦФА связана с тем, что за счет использования технологии распределенного реестра сокращается количество посредников, говорит Ломов. Другое преимущество ЦФА – скорость, продолжает эксперт, с помощью этого инструмента можно быстро токенизировать активы и привлекать под них финансирование.
Для предприятий из категории малого и среднего бизнеса ЦФА, кроме ускорения процесса, позволят получить доступ к новому рынку ликвидности (своего рода «цифровым облигациям»), который раньше был доступен только для крупнейших предприятий с высоким кредитным рейтингом, говорит директор по развитию бизнеса компании «Системы распределенного реестра» Сергей Рябов. Этот инструмент даст возможность МСБ привлекать средства частных инвесторов через простой и прозрачный инструмент, структурирование которого не будет налагать на бизнес значительных операционных расходов.
Сейчас для того, чтобы выпустить облигации, предприятию из категории среднего бизнеса необходимо по закону обратиться к организатору торгов, который проведет все необходимые процедуры для осуществления эмиссии, описывает пример Рябов. Стоимость такого сервиса может достигать 5% (помимо достаточно высокого купонного дохода) от номинала выпускаемых облигаций, а сам процесс – занимать до девяти месяцев. В случае с ЦФА срок выпуска цифрового актива сократится до одной недели, сбор достаточного количества заявок инвесторов на полную сумму выпускаемых ЦФА – до нескольких дней, а комиссия оператора – до 1% от номинала выпускаемых ЦФА, резюмирует Рябов.
С технологической точки зрения ЦФА – это как смарт-контракт, говорит директор центра цифровых финансовых активов Промсвязьбанка Максим Хрусталев: в теории он может иметь существенную гибкость в части условий погашения и других выплат владельцам ЦФА, которые недоступны при использовании традиционных биржевых инструментов. Такой механизм может в первую очередь заинтересовать стартапы и МСБ, отмечает эксперт.
Гибридные цифровые права, сочетающие в себе ЦФА и утилитарные цифровые права (УЦП), по сути, представляют собой широко распространенные утилитарные токены, которые бизнес может использовать для привлечения финансирования под будущую поставку товаров или услуг, добавляет Хрусталев.
ЦФА доступны для более широкого круга эмитентов и инвесторов по сравнению с обычными финансовыми инструментами, говорит представитель ВТБ. Например, небольшое предприятие сможет выпустить свои ЦФА, при этом их оборот на рынке будет напрямую зависеть от доверия инвесторов и в результате побуждать эмитента вести свой бизнес более открыто, объясняет он.
Но есть и вопросы
Пока остаются вопросы в отношении особенностей налогообложения (НДС) гибридных цифровых прав (ЦФА + УЦП), говорит Хрусталев из Промсвязьбанка, но реально оценить предложенный механизм налогообложения можно будет позже. В конечном счете, резюмирует он привлекательность ЦФА для бизнеса и инвесторов должна формироваться в первую очередь за счет использования передовых технологий и проработанного законодательства.
Важным условием является появление платформ операторов обмена ЦФА (сейчас их нет) с удобным клиентским путем, добавляет представитель ВТБ. Также необходимо проводить просветительскую деятельность о преимуществах использования ЦФА и рассказывать бизнес-сообществу об успешных кейсах.
При ускорении процессов финансирования может снизиться качество самих финансовых процессов, отмечает Кривошея из «Сколково-РЭШ». Поэтому важно иметь аккуратное, сбалансированное регулирование, а также хороших партнеров. «Вот почему так важны сертифицированные и аккредитованные площадки ЦФА, чем сейчас и занимается ЦБ», – отмечает он.
Технология достаточно новая и рынок может не подозревать о каких-то подводных камнях, продолжает Кривошея. Поэтому стоит относиться к этому как к эксперименту на первом этапе, давать «шанс на ошибку» и не ожидать моментальных результатов с финансовой точки зрения, резюмирует он.
Как правильно проводить сделки с цифровыми финансовыми активами и криптовалютой
В начале 2021 года в силу вступит закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, который легализует сделки с цифровыми финансовыми активами и частично узаконит операции с криптовалютой. В этом материале расскажем, как правильно оформлять такие сделки и избежать претензий со стороны налоговых органов.
22 июля 2020 года Госдума окончательно приняла закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, который вступит в силу с 1 января будущего года. В целом закон направлен на регулируемые информационные системы на основе блокчейна, описывает возможность предприятий и финансовых организаций выпускать цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровую валюту (ЦВ) и регулирует их обращение. Со вступлением закона в силу одни игроки финансового рынка смогут создавать новые финансовые продукты, а другие получат возможность расширить свой инвестиционный портфель.
Что такое ЦФА и их плюсы
Закон вводит новое для нашей правовой системы понятие: цифровой финансовый актив. Фактически ЦФА – это цифровые права, которые могут распространяться на денежные требования (например, по договору займа), эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации, опционы эмитента, российские депозитарные расписки), а также на участие в АО (за исключением ПАО). По закону ЦФА является объектом гражданских прав, а значит, может выступать и предметом сделок. Это открывает возможность заключения договоров купли-продажи, обмена и иных операций с ЦФА. В отношении такого актива может быть заключена любая не запрещенная Гражданским кодексом РФ сделка.
Плюсы введения ЦФА очевидны: главный из них заключается в том, что все операции с ними можно будет проводить удаленно. К примеру, станет возможным быстрый переход права собственности на долю в непубличной акционерной компании. Помимо увеличения скорости операций также снизятся затраты на документооборот. В целом легализация цифровых финансовых активов открывает новые возможности для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Как и в случае с “аналоговыми” финансовыми активами, в работе с ЦФА есть юридические нюансы и правила, от которых нельзя отступать.
Юридические нюансы
Главным отличием сделок с цифровыми финансовыми активами от обычных станет необходимость заключать их только через оператора обмена ЦФА, который при этом сможет выступать в таких операциях в качестве одной из сторон (действуя в интересах другого лица). Право стать операторами получат кредитные учреждения, организаторы торговли и другие компании. Важное условие – они должны быть включены ЦБ РФ в реестр операторов обмена ЦФА, а их уставный капитал – составлять не менее 50 млн рублей. Кроме того, закон предъявляет определенные квалификационные требования к руководителю и должностным лицам таких организаций.
Любая сделка, связанная с цифровыми финансовыми активами, полностью перейдет в электронный формат. К примеру, при заключении договора купли-продажи акций процесс будет состоять из двух юридически значимых действий:
1) выставление оферты (предложение продавца заключить сделку);
2) акцепт оферты (принятие предложения покупателем, то есть заключение сделки).
Существенными условиями договора в таком случае станут цена, наименование и количество акций, а также регистрационный номер (цифровой код, который идентифицирует конкретный выпуск ценных бумаг). Если договор будет заключаться с рассрочкой оплаты, то необходимо предусмотреть также порядок, сроки и размеры платежей.
Налогообложение ЦФА
Операции с ЦФА для организаций будут облагаться налогом на прибыль и НДС (в первом случае ставка составит 13%, во втором – 20%), а для физлиц – НДФЛ (13%). Однако есть исключение – сделки по отчуждению цифровых финансовых активов, которые выражают право на доли в уставном капитале АО, а также на эмиссионные ценные бумаги и производные финансовые инструменты. При проведении этих операций юридические и физические лица должны быть избавлены от необходимости платить налоги.
Цифровая валюта
Новый закон также официально вводит понятие цифровой валюты – совокупности электронных данных (цифрового кода или обозначения) в информационной системе. Фактически ЦВ приравнивают к криптовалюте, хотя в законе об этом прямо не упоминается. По состоянию на 2020 год лишь четверть всех государств мира официально узаконили криптовалюту – в список вошли страны Евросоюза, Северной и Южной Америки, Австралия. В Германии, к примеру, ей поощряется платить за товары или услуги – такие сделки полностью освобождаются от уплаты налогов.
По новому положению криптовалюта в России с 1 января 2021 года сможет выступать предметом сделок. Ее можно будет покупать, продавать, выпускать, обменивать и совершать с ней другие инвестиционные операции. При этом ЦВ все еще не признается денежной единицей – оплачивать с ее помощью товары или услуги будет запрещено. Табу действует на отечественные организации, подразделения иностранных компаний в России и на российских налоговых резидентов – физлиц (тех, кто более 183 дней в году находится в РФ). Также по закону в нашей стране не допускается распространение информации (рекламы) о предложении или приеме цифровой валюты в качестве средства для совершения платежей.
Как и в случае с ЦФА, сделки с ЦВ будут подлежать налогообложению: налогом на прибыль для организаций и НДФЛ для физлиц (все – по ставке 13%). В законе пока нет упоминания об административной и уголовной ответственности за нелегальные операции с криптовалютой – скорее всего, эти пункты появятся в новых редакциях документа.
В целом можно отметить, что тема сделок с ЦФА и ЦВ для нашей страны совсем новая, а российские нормативные правовые акты, связанные с такими операциями, еще только разрабатываются. Так как законодательство в их отношении еще не сформировано до конца, у организаций и физических лиц велики шансы столкнуться со множеством юридических сложностей и подводных камней при заключении и исполнении таких сделок. Поэтому для минимизации всех рисков лучше всего обратиться за консультацией профессионального юриста с релевантным опытом.