С 1 июля увеличен максимальный размер НМЦК при осуществлении закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме
В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 82.1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,которая вступает в силу 1 июля 2020 года, заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что НМЦК не превышает трех млн руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых таким способом не должен превышать 10% СГОЗ заказчика (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Документы по теме:
- Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Читайте также:
Нововведение действует с 1 января.
Они вступят в силу 1 июля.
В частности банк включается в перечень в случае, если он был все же исключен из перечня до принятия Советом директоров Банка России соответствующего решения.
Кроме этого, скорректированы требования к системам хранения данных, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2023. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «НПП «Гарант-Сервис-Университет»
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Когда можно проводить запрос котировок в электронной форме
Запрос котировок — способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о запросе котировок. Победителем такого запроса становится поставщик, который предложит наименьшую цену контракта или наименьшую стоимость единицы товара. Рассмотрим особенности и случаи, когда можно проводить запрос котировок.
Особенности проведения запроса котировок
- в извещении о запросе котировок, если НМЦК более 1 млн рублей, нужно установить требование об обеспечении заявки;
- можно привлекать специализированную организацию (ст. 40);
- можно централизовать закупки (ст. 26);
- запрещено проводить совместные закупки (ст. 25);
- можно уменьшать цену контракта (ст. 95);
- можно менять объем +/- 10% по ст. 95;
- можно менять объемы и виды работ по ст. 95;
- можно при заключении контракта увеличить количество товара в пределах суммы экономии;
- нельзя применять антидемпинговые меры (ст. 37).
В целом можно сказать, что для запроса котировок появились новые возможности, а условия исполнения контрактов стали более гибкими.
С 2022 года поменялся годовой объем таких закупок, из-за чего они могут стать очень распространенными. До изменений можно было проводить закупку только в пределах 10% от СГОЗ заказчика. Но сейчас при СГОЗ до 500 млн рублей совокупная сумма закупок при запросе котировок может достигать 100 млн рублей. Если СГОЗ более 500 млн рублей, то 20%.
Обратите внимание! Если, например, СГОЗ заказчика обычно не превышает 100 млн рублей, значит он может все закупки в общей сумме до 100 млн рублей проводить через запрос котировок, не прибегая к другим способам.
НМЦК одного контракта при запросе котировок не должна превышать 3 млн рублей.
Электронный запрос котировок по Закону N 44-ФЗ: учитываем изменения 2022 года
Запрос котировок можно провести, если НМЦК не выше 3 млн руб. Лимит по годовому объему закупок этим способом вырастет до 20% СГОЗ. Если прошлогодний СГОЗ меньше 500 млн руб., лимит составит 100 млн руб. Иногда эти ограничения не нужно учитывать. Например, при закупке лекарств по решению врачей.
Закупку проведет единая комиссия. Создавать отдельно котировочную комиссию не нужно. Сроки процедуры по-прежнему сжатые.
В извещение (основной закупочный документ) нужно включать новую информацию. Укажите в нем, например, требование:
-
заявки, если НМЦК превысит 1 млн руб.; , если НМЦК — 20 млн руб. и более.
Извещение можно изменить или отменить не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок.
При рассмотрении заявок комиссия среди прочего проверит документы об опыте исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ или договора по Закону N 223-ФЗ, если установили требование об универсальной предквалификации.
Основания отклонения заявки изменили. Так, комиссия сможет это сделать, если информации о независимой гарантии нет в реестрах таких гарантий.
Если победителя признают уклонившимся, то заказчик заключит сделку с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, если тот не отозвал свою заявку. Отметим, после подведения итогов отозвать свои заявки не могут первые 3 участника.
Электронный запрос котировок: новые возможности
Запрос котировок в электронной форме (далее – ЗКЭФ) – один изсамых быстрых и простых способов электронной закупки. Количество закупок, произведенных этим способом, растет: 2021 год – 2,2% от общего количества закупок, 2022 – 5,7%, 2023 – 6,4%. По нашей оценке, к концу 2023 года в связи с изменениями , внесенными в Закон № 44-ФЗ (далее – Закон), эта доля приблизится к 10%.
Внимание! Изменения в правилах ЗКЭФ от 09.05.2023
Правила, регулирующие ЗКЭФ http://ivo.garant.ru/#/document/70353464/paragraph/53476278:0 обновились с 9мая 2023 года Федеральным закон ом от 28.04.2023. № 154-ФЗ :
1. ЗКЭФ теперь можно проводить закупку, если начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) не превышает 10 млн. руб. (было 3 млн. руб.)
2. Ограничения размера годового объема закупок , осуществляемых путем проведения ЗКЭФ, не действуют до 31.12. 2026.
Частью 10 ст. 24 Закона установлено, что годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей .
Правила закупок ЗКЭФ
1. Общее правило: заказчик вправе проводить в соответствии с Законом электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки НМЦК не превышает десять миллионов рублей (часть 10 ст. 24 Закона).
2. Восемь особенных случаев ЗКЭФ (часть 10 ст. 24 Закона) . Независимо от НМЦК и без ограничений годового объема закупок запрос котировок в ЭФ заказчик вправе проводить при осуществлении (Закон. Ст. 24, ч. 10) :
а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если возникли осложнения (контрольным органом выдано предписание об устранении нарушения, либо арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, либо расторгнут ранее заключенный контракт на поставку таких товаров);
б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом расторгнутого контракта на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона;
в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии;
д) закупок спортивных инвентаря, оборудования, экипировки, необходимых для олимпийской, паралимпийской команды России, для подготовки сборных команд РФ, субъектов РФ к спортивным соревнованиям;
е) закупок услуг по защите интересов РФ за рубежом;
ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Если при таких закупках НМЦК составляет 20 млн. рублей и более, заказчик (за исключением случаев закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования по ч. 2 ст. 31 Закона , см. постановление Правительства РФ № 2571 http://ivo.garant.ru/#/document/403335623 ), устанавливает дополнительное требование к участникам в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона (об исполнении в течение трех лет до даты подачи заявки контракта (договора), на сумму не менее 20% НМЦК).
4. Заказчик вправе внести изменения в извещение не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее трех дней.
5. Сроки проведения запроса котировок в электронной форме
— срок размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения — не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок (п. 3 ч. 3 ст. 42 Закона);
— срок рассмотрения заявок — не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов, установленной извещением (ч. 3 ст. 50 Закона);
— срок заключения контракта по результатам проведения запроса котировок — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания участником проекта контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона).
6. Порядок заключения контракта с победителем ЗКЭФ
Контракт заключается в электронной форме с использованием функционала ЕИС и электронной площадки (далее – ЭП). Порядок – общий с учетом особенностей.
В течение трех часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола — сформировать и разместить в ЕИС и на ЭП (с использованием ЕИС) проект контракта (п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона).
В течение рабочего дня, следующего за днем подписания победителем проекта контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50, п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона) — разместить в ЕИС и на ЭП (с использованием ЕИС) подписанный электронной подписью контракт.
7. Заказчик должен признать победителя уклонившимся от заключения контракта, если он вовремя не подписал и не разместил на ЭП проект контракта и документы, подтверждающие обеспечение исполнения контракта (кроме случаев, предусмотренных Законом) (п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона). Не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения победителем таких действий, заказчик формирует в ЕИС протокол об уклонении победителя закупки от заключения контракта , подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС.
8. Последствия несостоявшегося ЗКЭФ (заключение контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93)
Ст. 50, ч. 7. Если электронный запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 52 Закона, такой запрос котировок проводится с учетом особенностей, установленных частями 6 и 7 ст. 52 Закона
9. При закупках ЗКЭФ не предусмотрено:
1) увеличение количества товара при заключении контракта на величину экономии;
2) применение протокола разногласий (изменение проекта контракта либо отказ учесть -полностью или частично замечания победителя);
3) применение антидемпинговых мер.
Автор: Г.Б. Добрецов , канд. ист. наук, доцент, специалист в сфере закупок
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте: