Отменен обязательный технический осмотр для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам и используемых в личных целях
Установлено, что не подлежат техническому осмотру легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях.
Владельцы указанных транспортных средств вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию.
Обязательность прохождения технического осмотра остается для принадлежащих физическим лицам легковых автомобилей и мотоциклов, с года изготовления которых прошло более четырех лет, включая год их изготовления, исключительно в случаях их постановки на государственный учет, совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца, изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства.
Техосмотр в 2023 году: нюансы и особенности
Прохождение техосмотра, правила которого не так давно претерпели изменения, продолжает порождать немало вопросов. Нужно ли проходить техосмотр в 2023 году и если да, то где и когда? Сколько это стоит?
О самых важных нюансах, актуальных в 2023 году, расскажем в этой статье.
Что такое техосмотр
Техосмотр — это проверка технического состояния автомобилей и мотоциклов. Он нужен для того, чтобы транспортное средство не представляло опасности для водителя, пассажиров и других участников движения. Важно! Во время техосмотра только выявляются недостатки и неисправности в технике, но ремонтом специалисты сразу не занимаются. Отремонтировать автомобиль, чтобы исправить все недочеты, должен сам владелец. При этом устранить все выявленные неисправности и представить автомобиль на повторный техосмотр лучше в течение 20 календарных дней тому же оператору и в тот же пункт техосмотра. В этом случае автомобиль будут проверять только по тем показателям, которые согласно диагностической карте не соответствовали обязательным требованиям. В противном случае техосмотр будут проводить в полном объеме.
По результатам диагностирования в единой автоматизированной системе технического осмотра оформят диагностическую карту, которая (в случае отсутствия недочетов) будет содержать заключение о соответствии автомобиля обязательным требованиям безопасности и информацию о сроке ее действия. Диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование автомобиля, и по запросу может быть выдана на бумажном носителе, который заверяется подписью технического эксперта и печатью оператора техосмотра.
Нужен не всем, но иногда необходим
Напомним, что в конце 2021 года прохождение техосмотра сделали во многих случаях необязательным. Теперь не нужно проходить его каждый год, но есть обстоятельства, в которых это необходимо. Расскажем, кому нужно проходить техосмотр в 2023 году. Техосмотр продолжает оставаться нужным в следующих ситуациях:
- При постановке на учет транспортного средства старше четырех лет.
- При регистрации на другого владельца автомобиля, если автомобиль старше четырех лет.
- При изменении конструкции, замене важного компонента автомобиля и регистрации этого авто после внесенных корректировок.
- При внесении изменений в конструкцию транспортных средств, если этого требуют правила Евразийского союза.
- Если речь идет о такси, автобусах, грузовиках.
- При визуальном обнаружении в автомобиле или мотоцикле неисправностей.
Как понятно из этого списка, автомобили и мотоциклы, находящиеся в частной собственности у физических лиц, далеко не всегда нужно подвергать процедуре техосмотра. Но только в том случае, если владельцы не используют их в своем бизнесе, не предоставляют услуги по перевозке пассажиров.
Денежный вопрос
Стоимость технического осмотра поднялась с января 2023 года. С точки зрения ФАС, минимальная стоимость ТО для легковых автомобилей должна составлять не менее 913 рублей, и многие регионы решили придерживаться именно этой цены. Например, столько (если брать минимальные расценки) стоит осмотр автомобиля в Москве, Алтайском крае, Тамбовской, Смоленской области. А вот в Санкт-Петербурге установлен другой предельный размер платы за проведение ТО – в размере 1543 рублей.
Если вам нужно провести технический осмотр автомобиля, узнайте минимальные цены в вашем регионе и выбирайте специалистов, которые делают не самую большую наценку.
Есть ли штрафы за отсутствие ТО
С 1 марта 2022 года введен штраф в размере 2000 рублей за отсутствие технического осмотра (не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении). Он актуален для тех автомобилей, для которых прохождение ТО обязательно. Выставлять счет могут по камерам. Все остальные теоретически не должны получать такой штраф, а практически могут его оспорить, если он выписан несправедливо.
Нужно ли техосмотр для ОСАГО? Еще один нюанс — покупка полиса ОСАГО без диагностической карты. Это возможно, поэтому не стоит дожидаться или опасаться, оформлять страховку нужно в любом случае.
Добровольное прохождение техосмотра
Многие специалисты отмечают, что добровольно проходить технический осмотр рекомендуется, особенно если машина не вчера сошла с конвейера. Некоторые неисправности водитель может определить на глаз, некоторые — нет, и они могут стать причиной проблем на дороге, причем для всех участников движения. Чтобы не оказаться в опасной ситуации, лучше подстраховаться и быть уверенным в том, что с автомобилем все в порядке.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Техосмотр теперь нужно проходить не всем
Президент подписал поправки к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». Изменения вступили в силу с 30 декабря 2021 года — со дня официального опубликования.
Теперь владельцы легковых автомобилей и мототранспорта освобождаются от обязательного прохождения техосмотра, если используют транспорт исключительно в личных целях. Правда, в некоторых случаях проходить техосмотр все равно придется.
Расскажу по порядку, что изменилось и какие есть нюансы.
Как было раньше
Раньше легковушки и мототранспорт старше четырех лет обязательно проходили ТО: автомобили возрастом до 10 лет — раз в два года, старше — раз в год.
Минимум раз в год проходили техосмотр легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению. Такси и автобусы старше 5 лет проходили ТО раз в полгода.
Последний раз правила прохождения ТО изменились весной 2021 года. Тогда порядок ужесточили: чтобы получить диагностическую карту, нужно было обязательно приехать на авто в пункт техосмотра. До изменений прохождение ТО было формальностью, без которой не оформят ОСАГО, — водители зачастую приобретали диагностическую карту заочно или онлайн, иногда прямо в офисе страховщика.
Водителей, которые в нарушение правил не получили диагностическую карту, с 1 марта 2022 года планировали штрафовать на 2000 ₽. Если водитель без техосмотра попадет в ДТП по причине неисправности автомобиля, страховщики должны были получить право требовать с него возмещения ущерба.
Что изменилось
Проходить техосмотр по-прежнему нужно, но не всем. В законе появилась новая формулировка: «легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техническому осмотру». Теперь при соблюдении этих условий необязательно проходить техосмотр — даже в случае с возрастным транспортом.
Отмена обязательного техосмотра не распространяется на тех, кто использует транспорт в служебных целях, возит пассажиров или зарегистрировался в агрегаторе такси. В этом случае проходить ТО все равно придется.
Периодичность техосмотра будет зависеть от возраста автомобиля и от целей эксплуатации. Чтобы использовать личный автомобиль старше 10 лет в служебных целях, нужно проходить техосмотр ежегодно, а такси старше 5 лет — раз в полгода.
В ряде случаев проходить ТО придется даже владельцам личного транспорта. Изменения касаются регистрации автомобилей в ГИБДД: теперь в число документов, которые понадобятся для постановки на учет или смены владельца авто, входит действующая диагностическая карта. Требование касается транспорта старше 4 лет — если авто моложе, техосмотр не нужен.
Чтобы зарегистрировать изменения в конструкции авто, диагностическую карту в ГИБДД потребуют в любом случае. Год выпуска роли не играет: если владелец установил газобаллонное оборудование, сделал из седана кабриолет или внес какое-либо другое существенное изменение в конструкцию транспорта, придется проходить техосмотр.
Пройти техосмотр можно по желанию. Автовладельцы, для которых техосмотр перестал быть обязательным, все равно могут обратиться на любую станцию ТО, оплатить услугу и получить диагностическую карту.
В новом законе дополнительно прописали, что сотрудники ГИБДД не имеют права проверять техническое состояние автомобиля с действующей диагностической картой, которая подтверждает исправность транспорта. Впрочем, проверять люфт рулевого управления или состояние электропроводки ГИБДД и раньше не имела права, за исключением случаев, когда техническая неисправность могла угрожать безопасности движения.
Диагностическая карта здесь вообще ни при чем — у водителя потребуют прекратить движение, если заметят, что разбита фара, не работает омыватель или не горят стопы.
Что с регрессом
Раньше страховая компания имела право возместить расходы, понесенные после того, как она возместила пострадавшему ущерб по полису ОСАГО. Это называется «регресс». Главное условие — причиной ДТП стала техническая неисправность автомобиля и при этом у машины не было действующей диагностической карты.
Регресс возможен и сейчас, но только для автомобилей, для которых техосмотр остался обязательным, например автобусов и такси. С владельцев автомобилей, техосмотр которых не является обязательным, страховые компании не могут требовать возместить ущерб.
Что запомнить водителям
Владельцы легковых авто и мототранспорта смогут не проходить ТО, экономить время и деньги. Нововведение касается только тех, кто использует транспорт в личных целях: техосмотр понадобится, чтобы таксовать, возить пассажиров или использовать авто по служебной необходимости.
В ряде случаев техосмотр потребуют в ГИБДД для транспорта старше четырех лет — при смене владельца, постановке на учет и регистрации изменений в конструкции.
Пройти осмотр и получить диагностическую карту можно по желанию на любой станции ТО.
Страховые компании не могут предъявить регрессные требования водителям автомобилей и мотоциклов, которые зарегистрированы на физлиц и используются в личных целях, на том основании, что этот транспорт не прошел техосмотр.
Для всех остальных ничего не изменилось.
Н.Н, Тот техосмотр,который был,никоим образом не сказывался на состоянии автомобиля,ибо был просто способом изъятия дензнаков.Те владельцы,что следят за состоянием своего авто,так будут делать и дальше,те,кому плевать,так и будут плевать.В этом смысле ничего не изменилось,кроме того,что я получу какие то доп.деньги на уход за машиной.Да и гемморой с покупкой ТО уйдёт.
Наконец-то. Отменен ежегодный отъем денег у автовладельцев.
Василий, какой отъём денег? О чём вы?
Я всегда официально, принципиально проходил тех осмотр.
В Москве, приезжал и в порядке живой очереди проходил.
У меня 2 мотоцикла, у жены машина.
За мотоцикл платил 270 рублей, за машину 790 рублей.
Это официальные расценки были.
И если мотоцикл проверяли проверяют чтобы работала светотехника и не было ничего не штатного, то машину загоняли на стенд и проверяли по полной.
На все про все примерно час.
И где оббираловка?
А теперь все старые ведра у которых еле еле тормозит одно колесо и горит один габарит из всех лампочек будут спокойно ездить.
Сергей, А вы не обслуживаете авто? Только официальный техосмотр проходите? Ни разу не видел там компетентных специалистов, делаю все сам на нормальном СТО и не нужен мне этот официальный техосмотр.
Сергей, вам повезло, что все тщательно у вас проверяют. В основном это не так, просто было раньше для галочки (для оформления ОСАГО), лишь бы деньги получить с владельца. Тормоза и фары на стенде — это максимум, что у меня проверяли. Да и все не проверить, нормальный водитель сам должен быть заинтересован в исправном автомобиле, раз год приезжать на диагностику. У меня Калина 2008 г в идеальном состоянии, хотя я 3 хозяин. За 5 лет много чего поменял. Любую неисправность, даже мелкую тут же исправляю. Только лишь небольшие рыжики, которые тоже планирую удалить летом.
Сергей, у вас время бесплатно, видимо. Мой час стоит очень дорого.
Сергей, так и я такой.
Но очень большое количество людей которые не следят за машинами, ездят пока оно едит хоть как то.
Тема страховки не раскрыта: если попадаешь в дтп с действующим страховым полисом, но без действующей карты тех осмотра? Каких действий ожидать от страховой? (это все для случая личного пользования авто)
"Если водитель без техосмотра попадет в ДТП по причине неисправности автомобиля, страховщики получат право требовать с него возмещения ущерба." В случае дтп страховой надо будет доказывать что авто был неисправен на момент дтп или автовладельцу доказать что исправен и, следовательно, иметь действующую диагностическую карту? И что со штрафом с 1 марта 22 года?
Юрий, тут как раз все просто — если нет обязанности иметь диагностическую карту, то никаких санкций за ее отсутствие быть не может. Ни со стороны страховой, ни со стороны ГИБДД .
Дмитрий, а подскажите, если автобус (категория Д), реально личного использования, он никак не ездит по маршрутам, у него нет тахографа — по закону все равно необходимо проходить техосмотр?
Юрий, как не раскрыта? Все вроде понятно, если не такси и коммерческий транспорт, ТО не нужно
Юрий, вот нашёл в другом издании:
Я полагаю, что иметь диагностическую карту всё-же нужно, т.к. если будет авария по причине неисправности — будет регресс. А если есть карта, подтверждающая исправность то, полагаю, такой проблемы не возникнет.
"Самой важной проблемой остаются взаимоотношения водителей со страховыми компаниями. Если у виновника ДТП-физического лица автомобиль окажется технически неисправен, ему грозит регресс со стороны страховщиков. То есть страховщик покроет ущерб по ДТП потерпевшим, но возмещать всю стоимость придется виновнику. Такую позицию Autonews.ru подтвердили в Российском союзе автостраховщиков."
Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/61c304d19a7947ed2e16df49
Станислав, в пункте "И" статьи 14 ФЗ "Об ОСАГО" ничего подобного нет. Дословно там сказано следующее:
"1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
.
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;"
О том, что предъявить регрессные требования по причине любой неисправности автомобиля, в законе нет ни слова. Для регресса должны совпасть три условия:
— должно произойти ДТП
— к ДТП должна привести техническая неисправность автомобиля
— у автомобиля должен истечь срок диагностической карты.
Нет обязанности оформлять ДК — нет и регресса.
Дмитрий, зачем вы вводите в заблуждение людей? В тексте статьи, на которую вы ссылаетесь, нет ничего про неисправность транспортного средства до союза либо (после этого союза есть условие, про которое вы пишите, то есть когда есть три условия). В связи с этим право регресса у страховщика наступает независимо от наличия или отсутствия технической неисправности транспортного средства при условии окончания (истечения) срока действия диагностической карты.
Так что стимулирующий подход к прохождению технического осмотра остался. Иными словами изменения в закон «О техническом осмотре» не более, чем профанация для «лохов», потому что по факту не изменилось НИЧЕГО. Не хочешь регресса — проходи ТО. Изменился собственник авто — проходи ТО. Хочешь за границу на своём авто — проходи ТО (требования Конвенции). Это не полный перечень случаев, когда требуется проходить ТО. А вы «втираете» про какое-то изменение. Смешно.
Ptitsman, вот совсем совсем ничего про неисправность нет?
А как же вот это: ". либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;"
Станислав, если проходил ТО например 364 дня назад, а на 365 день что- то сломалось, зато есть бумажка- диагностическая карта, которая ничего не доказывает, после ДТП могут провести осмотр ТС, для выявления истинной причины и установить был ли исправен ТС, или нет
Ксения, большинство ДТП оформляется по европротоколу — там никакой осмотр не предусмотрен в принципе. А если идет речь при оформлении сотрудниками ГИБДД — они не эксперты в определении технического состояния автомобиля.
Станислав, машина может быть исправна сегодня и получить диагностическую карту, и может сломаться завтра и попасть в ДТП. Страховая всегда имела возможность проверить была ли исправна машина на время ДТП с картой или без.
Станислав, сами страховики сказали что это доказать не реально,и самое главное что авто попавшее в дтп по причине не исправности всего 1 %.
Евгений, если вы с жены и детей берете плату за перевозку, и сами напишете это в объяснении — тогда да, штраф будет.
В остальных случаях перевозка жены считается использованием автомобиля в личных целях 🙂
Егоров, удивительное дело — вот вы пишете что россияне не могут позволить себе машину купить, а в моем городе во всех автосалонах пусто — все раскуплено. Предварительные заказы — на несколько месяцев вперед. Весьма своеобразная нищета 🙂
Лично я продолжу делать. Стоит копейки. Да и требования там не драконовские же. Чтобы сейчас не пройти ТО нужно ездить на каком-то уж совсем ведре без фар, стекол и тормозов. Причем в части тормозов мне как-то раз на ТО сказали обратить вниманиеие на задние, по нижнему допуску прошел. Сам я не замечал, что как-то не так тормозит машина. Оказалось колодки пора менять и барабаны чистить.
Интересный и непонятный момент в законе про пассажиров:
если я собственник и еду один — можно без техосмотра. А если я коллегу подвожу с работы — техосмотр нужен?
Николай, все просто до банального прошли ТО, убедились в исправности своего авто, и не надо себе ломать голову, по поводу перевозки и ОСАГО и "тех.осмотра на обочине" как его называют в ГИБДД
Konto, боюсь, что в вашем случае техосмотр проходить придется. Правда пока не совсем понятно, как сотрудники ГИБДД будут отличать коммерческие перевозки от доставки материалов для личных целей. Но, я думаю, позиция ГИБДД появится в ближайшее время
Сильно не радуйтесь, сейчас закроют частные пункты ТО, а через некоторое время пускай годик, два, кто то из кремля или близкий к нему сделает это своим бизнесом и будет ТО стоить не 500р., а 5000р., так было и с мелкими продуктовыми магазинами, сейчас это "Пятерочка" или "Магнит", цель проста, заглушить малый малый бизнес. ДТП по не исправности говорят В ГИБДД мала, а кто их назначал эти экспертизы с легковыми авто, даже когда с погибшими ( это дорогостоящая процедура не кому не нужная) проще сказать, уснул за рулем, не справился с управлением и т. д. Пройдет время и главный ГИБДД опять скажет: " у нас возросло количество ДТП, мы были уверены, что частники будут следить за тех. состоянием своих авто, но ошиблись!" Появляется человек который берет все в свои руки, и вы начинаете платить все ему в один карман только все в десятки раз дороже и не надо говорить, что мы платили по 2500 и по 3000 т.р., вы платили чтоб не проходить ТО, страховым, интернету, а если вы уверены в своем авто то 500 р. вам бы хватило.
Н.Н, я ежегодно прохожу ТО у дилера. В среднем 15К. Вот на кой мне техосмотр.
Обычно в ТЖ качественные статьи, где все понятно изложено. Но не в этом случае — перечитал трижды, но так и не понял, надо ли мне что-то делать..
Отменили ТО — ура, но что значит "Водителей, которые в нарушение правил не получили диагностическую карту, с 1 марта 2022 года будут штрафовать на 2000 Р" .
Надо ли мне получать эту диагностическую карту, если машине (не такси и тп) 5 лет и я ее не продаю?
Dmitry, нет не нужно. Вы же ничего не нарушаете. Это касается тех, кто обязан иметь карту. Для них штраф не отменяется.
James, у автомобиля должна быть действующая диагностическая карта, а кто ее будет оформлять — не важно.
Антон, добровольно проходить техосмотр никто не мешает, но никто и не обязывает. Накручивать всех заранее, пока судебная практика еще не сложилась — так себе занятие.
И в конечном итоге все зависит именно от страховщика — именно они должны иски о регрессе инициировать.
Пушкин., не могут сотрудники ГИБДД проверять люфт рулевого на дороге.
Человеки, вообще не понятны ваши дискуссии по поводу ТО, сделали добровольным не нравиться, обязательным тоже возмущаетесь (готовы порвать друг друга), все же просто, хочу копаю, хочу не копаю. В.В.П. всем дал право выбора, суйте под нос ГИБДД его указ от 30.12.2021 № 494-ФЗ., может и пройдет, ну если нет то объяснят ваши права. Придет 1 марта и все на себе поймем, как дальше проходить или нет. А слюнями брызгать в монитор и оскорблять всех это бессмысленно. И еще раз ДОБРОВОЛЬНО- по собственному желанию, без принуждения.
Марат, перевозка кума и его собаки — это и есть использование автомобиля исключительно в личных целях 🙂
Рай? Да не совсем. Критики законопроекта полагают, что связанная с техническим состоянием автомобилей коррупция просто перенесена из страховых и автосервисных компаний прямо на дороги (примерно как ЕГЭ перенёс коррупцию из вузов в школы). Сотрудники ГИБДД вновь получили право проводить диагностику автомобилей "на обочине" – правда, они могут это сделать только в случае явной внешней неисправности машины, но плох тот инспектор, который не найдёт повод придраться. С одной стороны, это поможет убрать с дорог откровенно аварийные "шайтан-машины", с другой – откроет уже подзабытые коррупционные возможности для патрулей.
Думается, окончательную оценку нововведению можно будет дать весной-летом, когда срок действия диагностических карт закончится уже у миллионов водителей, а ГИБДД распробует свои старые новые полномочия.
Дмитрий, плох тот инспектор который не найдёт нарушения, вы сам как бывший сотрудник это знаете. 🙂
Дмитрий, обратите внимание, на 10 пункт, и сможете мне ответить, на него. Закон по ОСАГО не кто не отменял.
Что говорит закон
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) Статья 14.
В статье 14 ФЗ определено, что в установленных случаях право требования потерпевшего к виновнику ДТП переходит страховой компании, в размере выплаченного страхового возмещения.
В каких случаях возможны регрессивные требования
Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.
Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:
1. Страхователь ТС представил при заключении договора недостоверные сведения, которые привели к снижению суммы страховой премии;
2. У виновника аварии не было права вождения автомобиля, в т. ч., если водительское удостоверение показалось просроченным;
3. Если отсутствует доверенность на управление чужим транспортным средством;
4. Причиной ДТП стало алкогольное, наркотическое или другое опьянение виновного;
5.Если виновник сбежал с места совершения автомобильной аварии;
6. Отсутствие права у виновника управлять транспортным средством, т. е. он не был вписан в полис ОСАГО;
7. Если доказано, что виновник специально спровоцировал аварию;
8. Если ДТП произошло не в период, указанный в страховом полисе;
9. Если виновный начал ремонтировать свое пострадавшее ТС ранее чем через 15 дней после ДТП, при оформлении по европротоколу, и не предъявил страховщику автомобиль для осмотра;
10. Если на момент аварии истек срок действия диагностической карты;
11. Когда в ДТП участвовал грузовой автомобиль с прицепом, но в договоре ОСАГО нет информации о такой возможности.
Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.
Техосмотр после 1 октября. Водителям объяснили, проходить или нет
На фоне глобальной реформы системы техосмотра многие автомобилисты не разобрались в изменениях. Вопрос о том, надо ли получать диагностическую карту, кому и в какой срок остается одним из самых популярных. Сам техосмотр пока не перевели на добровольную основу, а действие диагностических карт постепенно подходит к концу. Разбираемся, нужно ли сейчас проходить техосмотр, кому, и что делать, если срок действия карты истекает.
Техосмотр заработает по новым правилам с 1 октября? Что это значит и откуда взялась эта дата?
Дата 1 октября 2021 года, до которой нужно отложить переход на новую систему техосмотра с фотофиксацией, впервые прозвучала из уст премьера Михаила Мишустина в феврале и всех запутала.
«Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки. Например, неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом хоть и улучшается, но пока далека от идеальной, это несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей. Считаю, мы не должны этого допустить, — заявлял Михаил Мишустин. — В сложившейся ситуации необходимо отложить срок введения нового порядка техосмотра до 1 октября».
Однако формулировка оказалась неточной, и в МВД внесли свои уточнения. На самом деле имелось в виду следующее:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. № 275 продлен на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года, срок действия диагностических карт, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года.
То есть всем водителям, у которых именно в этот период истекает срок действия карты, можно прибавлять к нему еще полгода. Таким образом если диагностическая карта действительна до 1 октября 2021 года, к этому сроку можно добавить еще шесть месяцев, и работать она будет до 1 апреля.
Кто должен сейчас проходить техосмотр в любом случае?
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) объяснили: проходить техосмотр по новым правилам обязаны следующие автомобили:
- срок действия диагностической карты к которых истек до 1 февраля 2021 года (то есть им дожидаться 1 октября смысла нет, техосмотр надо проходить);
- достигшие возраста четырех лет, у которых возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту.
Также техосмотр в обязательном порядке должен проходить грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Все возможные поблажки касаются исключительно частного транспорта.
Что будет сейчас за непройденный техсмотр? Ведь без него даже продают полисы ОСАГО
Проходить технический осмотр необходимо на официальных пунктах технического осмотра, аккредитованных РСА, предупреждают в ГИБДД. Адреса пунктов технического осмотра размещены в Реестре операторов технического осмотра.
После прохождения процедуры технического осмотра информация передается в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Актуальность своей диагностической карты можно проверить на сайте ГИБДД в специальном разделе.
При этом дистанционное предоставление таких услуг незаконно. Что касается штрафов, то автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». Впрочем, на деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.
С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2000 рублей, но на фоне планов по отмене техосмотра такая перспектива уже маловероятна. Таким образом, на данный момент наибольшие риски связаны только с возмещениями по ОСАГО в случае ДТП.
В РСА напомнили, что с 22 августа автовладельцы могут приобретать полисы ОСАГО без проверки со стороны страховщика диагностической карты. Однако в случае, если водитель станет виновником ДТП, которое произошло по причине технической неисправности его автомобиля и у него будет отсутствовать действующая диагностическая карта, к такому водителю могут применить регресс со стороны страховой компании (основанием может послужить вывод соответствующей независимой технической экспертизы). То есть весь выплаченный страховщиком ущерб в пользу потерпевшего придется возмещать.
Техосмотр точно отменят? Что про это известно?
Законопроект о переводе техосмотра на добровольный формат сейчас находится в Госдуме — его внесла партия «Единая Россия» 14 сентября. Как ожидает секретарь Генсовета «Единой России» и первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, законопроект оперативно примут в новом созыве, который уже сформирован — на первое заседание депутаты соберутся на 30-й день после своего избрания.
Как объяснили в пресс-службе партии, в случае с частным транспортом техосмотр будет необходим теперь только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет и только при соблюдении определенных условий:
- совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца;
- замене основных агрегатов и/или внесении изменений в конструкцию.
«Вероятность участия легковых автомобилей с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших технический осмотр, ДТП составляет 1,1%, мотоциклов — 0,7%, автобусов — 5,6%, грузовиков — 2,07%», — говорится в пояснительной записке к документу.
Инициатива получила полную поддержку правительства в лице премьера Михаила Мишустина. «Правительство поддержит эту инициативу. Практика показывает, что автолюбители сами активно следят за собственной безопасностью. И будет правильным дать им возможность лично контролировать состояние своей машины», — заявлял ранее премьер-министр.
Что говорят в ГИБДД
С идеей отмены техосмотра и лишения этой процедуры обязательного статуса недавно выступили в МВД. В ГИБДД объясняли: в соответствии с ПДД владелец обязан следить за техническим состоянием своей машины, проверять ее перед выездом и обеспечить исправность автомобиля в пути. А международные обязательства России, предусмотренные Венской конвенцией, предписывают обязательное прохождение техосмотра только для автобусов и грузовых автомобилей свыше 3,5 тонн, а также прицепов.
Перевод техосмотра на добровольную основу — не единственные изменения, которые пройдут в рамках реформы. Параллельно Минтранс уже опубликовал законопроект, который заметно сократит список пунктов для проверки на станциях техосмотра. Перечень операций, от которых планируют отказаться, пока пополняется и находится в стадии обсуждения между МВД и Минтрансом.
Учитывая глобальную перестройку системы техосмотра, стоимость этой услуги должна измениться. В ФАС, согласно протоколу одного из заседаний в Минэке, уже разрабатывают новую методику расчета предельного размера платы за прохождение технического осмотра. В ФАС пока эту тему не комментируют.