Сертификат по 44 фз как получить
Перейти к содержимому

Сертификат по 44 фз как получить

  • автор:

Сертификат по 44 фз как получить

  1. Субъекты регулирования закона. Исключения
  2. Объекты регулирования закона. Исключения
  3. Планирование закупок. Состав и сроки размещения, внесение изменений. План закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. План закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

  1. Требования к содержанию положения о закупках, размещение в ЕИС, внесение изменений.
  2. Примерное содержание положения о закупках.
  3. Типовые положения о закупках, присоединение к положению о закупках материнской компании. Условия выбора способов закупки в положении о закупках
  4. Описание способов закупок в положение о закупках и формы их проведения

1. Комиссия заказчика.
2. Привлечение специализированной организации.
3. Совместные закупки
4. Централизованные закупки

1. Порядок заключения и изменение условий договора.
2. Существенные условия договора. Обеспечение исполнения договора
3. Ответственность сторон по договору.
4. Требования законодательства о внесении сведений в реестр договоров.
5. Исполнение, расторжение договора.

1. Защита прав и законных интересов участников закупки.
2. Составы административных правонарушений
3. Виды и размеры ответственности
4. Порядок рассмотрения жалоб участников закупки

  1. Порядок и сроки публикации сведений о закупке в единой информационной системе. Обязательные требования, дополнительные требования.
  2. Электронный документооборот. Получение квалифицированных электронных подписей для работы в закупках.
  3. Сведения, не подлежащие публикации. Закрытые закупки в электронной форме на АСТ ГОЗ.
  4. Размещение информации о конкурентных и неконкурентных закупках. Сроки, этапы. Право заказчика не размещать в ЕИС сведения об отдельных видах закупок.
  5. Ежемесячная отчетность: состав и сроки, порядок заполнения.
  6. Регистрация заказчиков и участников закупок.
  7. Требования к участникам закупок. Обеспечение заявки на участие в закупке.
  8. Национальный режим в 223-ФЗ.
  9. Квотирование закупок российской продукции. Ответственность.
  1. Конкурентные процедуры закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений; иные способы закупок. Многоэтапные процедуры.
  2. Особенности конкурентных и неконкурентных процедур, условия их применения.
  3. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Отличия от других конкурентных процедур. Сроки подачи и структура заявки на участие в закупке.

1. Изменения в случаях закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в том числе изменения в случаях установления требования об обеспечении исполнения контракта.
2. Изменения в сроках действия норм: нормы, сохранившие свое действие с 01.01.2023 (не установление требования обеспечения исполнения контракта, изменение существенных условий контракта, в том числе по поставке лекарственных средств, мед. изделий, расходных материалов).
3. Новые правила закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93.
4. Заключение контракта с ед. поставщиком через ЕИС и без использования ЕИС.
5. Новые полномочия Правительства РФ по ведению реестра контрактов, по установлению случаев проведения закрытых способов закупки.
6. Особенности закупки радиоэлектронной продукции с 01.01.2023.
7. Изменения в понятии «участник закупки» и уточнения в требованиях к участникам закупки.
8. Особенности заключения контракта по результатам совместных конкурсов, аукционов.
9. Уточнения в порядке проведения процедур закупок на право заключить контракт.
10. Изменения в порядке закупки по ч. 12 ст. 93 («электронный магазин»).

1. Обзор ключевых изменений в законодательстве о закупках отдельных видов юридических лиц.
2. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2023.
3. Мониторинг и оценка соответствия: изменения в планировании закупок по 223-ФЗ.
4. Заказчики, попавшие под санкции: как организовать работу в закрытом контуре ЕИС.
5. Отчетность по Закону № 223-ФЗ.

  • Федеральный стандарт внутреннего госфинконтроля по проведению проверок, ревизий, обследований и оформлению их результатов (Утв. ПП РФ от 17 августа 2020 г. № 1235).
  • Федеральный стандарт внутреннего госфинконтроля по реализации результатов проверок, ревизий и обследований (Утв. ПП РФ от 23 июля 2020 г. № 1035).
  • Федеральный стандарт внутреннего госфинконтроля по досудебному обжалованию решений или действий органов внутреннего госфинконтроля (Утв. ПП РФ от 17 августа 2020 г. № 1237).

Очное-заочное обучение предусматривает посещение специально оборудованного зала для прослушивания лекций, на лекции вы сможете задать вопрос лектору. После посещения семинаров Вам откроют доступ в Электронный университет ГАРАНТ для самостоятельного обучения.

Заочное обучение предполагает просмотр записей прошедших семинаров, запись направят Вам на следующий рабочий день по email. Так же, как и в очном обучении после прослушивания семинаров Вам откроют доступ в Электронный университет ГАРАНТ для самостоятельного обучения.
Онлайн-обучение предполагает онлайн просмотр лекций и получение записей прошедших семинаров, запись направят Вам на следующий рабочий день по email. Так же, как и в очном обучении после прослушивания семинаров Вам откроют доступ в Электронный университет ГАРАНТ для самостоятельного обучения.

Данная программа обучения предназначена для слушателей, которые хотят более глубоко изучить порядок работы в сфере регулируемых закупок:

— предлагаемая к изучению программа профессиональной переподготовки дает возможность изучить как порядок и особенности работы по 44-ФЗ, так и осуществление закупок в рамках 223-ФЗ,

— программа дает знания основ бухгалтерского учета госучреждений, получение которых требуется для соответствия профессиональному стандарту «Эксперт в сфере закупок» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. №626н).

Прохождение обучения по предлагаемой программе профессиональной переподготовки дает обучающемуся достаточный в соответствии с требованиями 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и профессиональными стандартами «Специалист в сфере закупок» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. №625н) и «Эксперт в сфере закупок» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. №626н) объем знаний для осуществления следующих функций:

1) работать в составе комиссии по осуществлению закупок,

2) исполнять обязанности контрактного управляющего,

3) исполнять обязанности руководителя контрактной службы,

4) работать на должностях различного уровня в организации, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере регулируемых закупок.

Программа разработана и реализуется совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Обучение ведется на русском языке.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1). лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2). лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Обучение по форме онлайн-трансляции предусматривает онлайн просмотр видеозаписей четырех дней очных семинарских занятий, а так же получение их записей для просмотра, остальные часы слушатель работает в Электронном университете

Обучение по заочной форме предусматривает просмотр видеозаписей четырех дней очных семинарских занятий, остальные часы слушатель работает в Электронном университете*

Длительность программы обучения 260 часов, что составляет 12 недель.

После успешного прохождения итоговой аттестации, проводимой в форме тестирования, слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Диплом предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в области осуществления, контроля и управления закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд; экспертизы и консультирования при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

*Электронный Университет- это платформа для самостоятельного обучения. В Электронном Университете Вам будет представлена возможность самостоятельного изучения информации по выбранным Вами модулям программы. Каждый модуль в Электронном Университете может состоять из фрагментов статей, книг, видео-уроков, в финале работы Вам откроется финальное тестирование на 40 вопросов. Успешное прохождение финального тестирования в Электронном университете является подтверждением освоения программы профессиональной переподготовки.

Обучение госзакупкам и профессиональная переподготовка по 44‑ФЗ

Середина Ю. Н.

По закону о контрактной системе специалисты государственного заказчика обязаны повышать уровень профессионального образования. В отличие от заказчиков, у поставщиков такой обязанности нет, однако без знаний 44-ФЗ ни заказчикам, ни поставщикам не обойтись

Профессиональная подготовка и обучение заказчика по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе представители государственного заказчика обязаны быть профессионалами. Закон № 44-ФЗ предъявляет следующие требования:

  1. Заказчики обязаны поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе принимать меры по профессиональной переподготовке в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).

Принцип профессионализма заказчика подразумевает организацию и проведение закупок с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в этой сфере.

Управление государственными и муниципальными закупками — онлайн-курс для специалистов и руководителей контрактной службы, контрактных управляющих, разработанный специально для того, чтобы обновить знания и работать без штрафов по всем правилам 44-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации базируется на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

  1. Требования к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы: комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ).
  2. Требования к квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих: эти сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ).

Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является соответствующий диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»).

Требования к обучению госзакупкам по 44-ФЗ

  • минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов;
  • срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Обратите внимание на совместное Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций».

  • Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).
  • Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Профстандарты в сфере закупок

В сфере государственных закупок утверждено два профессиональных стандарта:

  • «Специалист в сфере закупок», утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н.
  • «Эксперт в сфере закупок», утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н.

Профстандарты определяют требования к образованию и опыту.

  • Среднее профессиональное либо высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура, специалитет).
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
  • Высшее образование — бакалавриат, магистратура, специалитет.
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
  • Не менее 3 лет —для работы с закупками для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
  • Не менее 3 лет — для проведения экспертизы результатов закупок или приемки контракта специалист должен иметь опыт не менее четырех лет
  • Не менее 3 лет — для консультирования в сфере закупок.
  • Не менее 4 лет — для проведения экспертизы.
  • Не менее 5 лет, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет — для организации работ по экспертизе и консультированию
  • Специалист/ведущий специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Старший специалист по закупкам
  • Консультант по закупкам
  • Заместитель руководителя подразделения
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель контрактной службы
  • Консультант по закупкам
  • Старший специалист по закупкам
  • Контрактный управляющий
  • Эксперт по закупкам
  • Заместитель руководителя управления, департамента, организации
  • Руководитель управления, департамента, организации
  • Руководитель контрактной службы

Обратите внимание: Закон № 44-ФЗ не устанавливает требования о получении высшего образования именно в сфере закупок. По мнению Министерства финансов России, такое образование может быть непрофильным (Письмо от 30.06.2020 № 24-01-06/56155).

Функции должностных лиц заказчика по профстандартам

На основании профстандартов трудовые функции распределяются следующим образом:

1. Специалист в сфере закупок может выполнять следующие функции:

  • обеспечение закупок — определение потребностей заказчика и подготовка документов закупки;
  • осуществление закупок — планирование и обоснование, проведение процедур;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта — проверка соблюдения условий контракта и качества результата;
  • контроль — мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

2. Эксперт в сфере закупок может осуществлять:

  • консультирование — мониторинг рынка и консультации;
  • экспертизу исполнения и результатов исполнения контракта;
  • организацию работ по экспертизе и консультированию по закупкам — управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу, исследовательскую работу, проведение аттестации в сфере закупок.

При составлении должностных инструкций организации заказчика следует ориентироваться на эти профессиональные стандарты. Они помогут правильно установить права, распределить обязанности, а также прописать все основные функции и ответственность сотрудников.

Вопрос: для чего разработаны профессиональные стандарты в сфере закупок?

Стандарты призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Закона № 44-ФЗ.

Также профессиональные стандарты можно использовать для составления должностных инструкций сотрудников.

Обучение по 44-ФЗ для поставщиков: для чего это нужно

В отличие от заказчиков, закон не обязывает поставщиков проходить обучение. Но рабочий процесс предъявляет к ним не менее жесткие требования, чем к заказчикам.

Хотя штрафы за необучение не предусмотрены, отсутствие квалификации у специалистов поставщика может привести к ошибкам, из-за которых участника могут включить в Реестр недобросовестных поставщиков. И как следствие, за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей в соответствии со ст. 192 ТК РФ предусмотрены увольнение, выговор или замечание.

Поставщик рискует и средствами, и репутацией. Деньги придется потратить на обеспечение заявки или получение независимой гарантии, а затем и на штрафы и пени в случае нарушений при исполнении контракта. Специалист поставщика рискует потерять свой авторитет или работу.

Поэтому для участия в закупке специалистам поставщика нужно серьезно готовиться, точно понимать сроки и алгоритмы проведения процедур, но в первую очередь уметь внимательно анализировать извещение о закупке.Тем более, что изменения в сфере государственных закупок происходят постоянно.

Надо постоянно поддерживать уровень квалификации: грамотно планировать обучение и подбирать проверенные информационные ресурсы. После обучения вы сможете уверенно участвовать в закупках и заключать выгодные контракты.

Цели обучения

Заказчикам важно иметь навыки организации, управления и ведения закупочной деятельности по 44-ФЗ на всех этапах: от планирования до отчета.

Онлайн-курсы в Контур.Школе помогут должностным лицам заказчика приобрести или обновить знания в сфере закупок, снизить риски ошибок при проведении процедур, которые ведут к потере времени, штрафам и нервам. Также благодаря обучению вы будете в курсе изменений законодательства по закупкам, изложенных доступным языком.

Более того, Министерство экономического развития рекомендует проводить обучение в сфере закупок по мере необходимости, но не реже чем каждые три года для всех категорий обучающихся (п. 2.8 Письма Минэкономразвития РФ и Министерства образования и науки РФ от 12.03.2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06). Однако практика показывает, что сфера закупок крайне изменчива, и для качественной работы заказчику желательно обновлять свои знания хотя бы раз в год.

Организации, заинтересованные в участии в государственных закупках, также должны иметь специалистов, которые разбираются в этом вопросе на отлично.

Подготовку сотрудников обеспечивают онлайн-курсы в Контур.Школе. Они дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области государственных закупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы.Обучение позволит системно изучить нормативные требованиям к закупкам по 44-ФЗ, разобраться в особенностях алгоритмов закупочных процедур, состава заявки, требований к участникам закупок. Это позволит избежать ошибок, возникающих при подготовке и подаче заявок.

По итогам курсов представители заказчика и поставщиков получают документ о прохождении обучения, что позволит должностным лицам заказчика соответствовать профстандартам и быть уверенными в своих действиях, а специалистам поставщика — подтвердить качество своих знаний и повысить шансы при трудоустройстве.

Обучение по 44-ФЗ

Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013г “О контрактной системе…” определены требования, предъявляемые к участникам государственных закупок со стороны организаций-заказчиков. В нем говорится, что в процессе должны участвовать квалифицированные специалисты, имеющие профессиональное образование и обладающие нужными знаниями и практическими навыками. Соответственно ответ на вопрос необходимо ли Обучение по 44-ФЗ или нет – абсолютно очевиден.

Заказчики, специализированные организации и контролирующие их органы обязаны принимать меры по повышению уровня компетенции персонала (ст.9 44-ФЗ).

ДИПЛОМ 44-ФЗ
ПОЛУЧИТЬ БЫСТРО!

Университет Государственных закупок (УГЗ) предлагает несколько направлений программ дополнительного профессионального образования, в том числе, Обучение по 44-ФЗ для сотрудников, принимающих участие в госзакупках, а также всех желающих работать в этой области.

Виды подготовки

Для повышения уровня профессионализма персонала существуют профильные специальные программы дополнительной подготовки:

  • переподготовка — слушателем может стать каждый желающий, имеющий (получающий) среднее специальное или высшее образование.
    Минимально допустимая продолжительность – 250 часов. По окончании проводится итоговая аттестация, и в случае успешного прохождения слушателям присваивается квалификация “Специалист в сфере закупок” — профстандарт 625н (для лиц, имеющих среднюю специальную подготовку) или “Эксперт в сфере закупок” — профстандарт 626н (для лиц с высшим образованием и стажем трудовой деятельности в данной области не менее 5 лет)пройдя Обучение по 44-ФЗ выдается диплом установленного образца;
  • повышение квалификации — предназначена для поддержания профессионализма действующего персонала организаций-заказчиков, контролирующих органов и специализированных учреждений.
    Минимальный срок освоения — 108 ч., для руководителей минимум снижен до 40 часов. По завершению учебы выдается удостоверение;
  • семинары, вебинары, конференции и прочее.
    Для того, чтобы своевременно актуализировать свои знания, специалисты должны отслеживать все изменения российского законодательства, регулирующего госзакупки, внедрение новых методик и современных технологий. Самый простой вариант — принимать участие в краткосрочных информационных мероприятиях, регулярно проводимых профильными заведениями.
    Фактически, курсы переобучения и повышения квалификации являются основой обучение по 44-ФЗ, так как дают нужный объем теоретической информации и профессиональных навыков. Здесь можно изучить правила работы с тендерами, электронными площадками, правовым обеспечением и многие другие вопросы.

Закон не имеет прямого указания на периодичность обучения персонала, однако, согласно Методическим указаниям 5594-ЕЕ/Д28и от 12 марта 2015г делать это необходимо не реже чем один раз в 3 года.

Кому необходимо учиться

Пройдя обучение по 44-ФЗ слушатели могут на законных основаниях выполнять функции:

  • членов закупочных комиссий;
  • контрактных управляющих или сотрудников контрактной группы;
  • работников контролирующих, регулирующих органов, в том числе осуществляющих аудиторские проверки;
  • представителей специализированных организаций, привлекаемых для определения поставщиков товаров, работ, услуг.

Кроме этого, образовательный процесс будет полезен для организаций-поставщиков.

Законодательство не обязывает руководителей данных структур принимать меры для обеспечения нужного уровня компетенций своих работников. Однако для того чтобы выигрывать тендеры в условиях жесткой конкурентной среды, сократить финансовые и репутационные риски до минимума, необходимо отслеживать все нововведения в области гособеспечения.

Что мы предлагаем

Наш университет — крупнейший российский центр по переподготовке и повышению квалификации работников, занятых в сфере госзакупок. Новейшие методики позволяют актуализировать знания, получить практические навыки решения задач и квалификационные документы в кратчайший срок.

Своим слушателям мы предлагаем:

  • подготовку по программам, сертифицированным в соответствии с профстандартами 625н и 626н;
  • индивидуальный подход (возможность корректировки графика занятий в зависимости от наличия свободного времени и производственной необходимости);
  • предоставление комплекта актуализированных учебных материалов;
  • консультационная поддержка по практическому применению полученной информации, помощь в решении сложных профессиональных задач на протяжении всего курса, а также после его завершения;
  • квалифицированные преподаватели. Занятия проводят педагоги, имеющие не только большой стаж работы в высших учебных заведениях, но и серьезный опыт в качестве заказчиков и участия в госзакупках;
  • выдачу документов установленного образца (диплом, удостоверение);
  • доступные цены (ниже среднерыночных)

Если для принятия решения о том, какой именно курс подходит именно вам или вашим специалистам, необходима дополнительная информация, вы можете связаться с нами, заполнив простую форму для обратной связи. Также для того, чтобы вы могли наглядно представить как проходит Обучение по 44-ФЗ в нашем Университете, можете попробовать наш бесплатный курс.

Как происходит повышение квалификации по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 05 октября

Как происходит повышение квалификации по 44-ФЗ

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Является ли обучение по 44-ФЗ необходимостью
  • Преимущества обучающих курсов по 44-ФЗ
  • Кому необходимо повышение квалификации по 44-ФЗ
  • Обязанности сотрудника, работающего в сфере госзакупок
  • Порядок повышения квалификации по 44-ФЗ

С 2020 г. вступают в силу очередные существенные изменения в 44-ФЗ, которые коснутся всех этапов закупок – от стадии планирования и процесса размещения заказа до формирования отчетов по контрактам. Участникам госзакупок следует понимать, что несоблюдение хотя бы одного из пунктов может привести к серьезным последствиям – от отмены закупки или признания сделки недействительной вплоть до штрафов, дисквалификации и уголовной ответственности. Поэтому настолько важным является вопрос повышения квалификации по 44-ФЗ.

Государственные закупки – это перспективное направление, многообещающее для развития любого предприятия. Однако далеко не все компании готовы использовать представившийся шанс. Многие стараются избегать участия в конкурсах, рассчитывать только на собственные силы, другие боятся слишком высокой конкуренции. Повышение квалификации по 44-ФЗ откроет новые перспективы и возможности увеличить прибыль организации в разы.

Является ли обучение по 44-ФЗ необходимостью

Обучение по 44-ФЗ

В профессиональной среде уже много лет спорят о том, нужно ли проходить специальные обучающие курсы, чтобы грамотно управлять государственными и муниципальными закупками. Некоторые специалисты считают, что специальное образование крайне необходимо, другие же утверждают, что пользы от прохождения таких курсов практически никакой. Сегодня мы рассмотрим этот вопрос не только с точки зрения действующего законодательства, но и особенностей работы специалиста по госзакупкам.

Какие требования предъявляет закон № 44-ФЗ к работникам контрактной системы?

Согласно ст. 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в основе системы закупок по контрактам лежит несколько принципов, и одним из основных является принцип профессионализма заказчика.

Он описан в ст. 9 и заключается в том, что госзакупки должны осуществляться на профессиональной основе, к их проведению необходимо привлекать специалистов, имеющих знания и опыт работы в данной сфере.

В соответствии с этими требованиями задача заказчиков – поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников, работающих в контрактной системе, в том числе путем направления их на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере госзакупок.

Необходимость иметь специальные навыки и знания для обслуживания госконтрактов четко прописана в первых статьях Закона № 44-ФЗ. Заказчики обязаны обеспечивать участие сотрудников в мероприятиях по повышению уровня их квалификации, с тем чтобы они были в курсе постоянно изменяющихся требований и нюансов функционирования контрактной системы.

То есть законодательство обязывает проходить обучающие курсы тем, кто трудится в сфере госзакупок.

Преимущества обучающих курсов по 44-ФЗ

Преимущества обучающих курсов по 44-ФЗ

В основном обучение проходят те, кто только приступает к работе с государственными и муниципальными закупками или чья деятельность будет связана с Законом № 44-ФЗ. Если человек ранее не был знаком с контрактной системой, получить о ней верное представление и разобраться, как она работает, он сможет, пожалуй, только на специализированных курсах.

Обучение по 44-ФЗ отличается тем, что предполагает не только заучивание сухой теории, но и прохождение практики в условиях, подобных действительным при работе с закупками. Правильному восприятию материала и эффективному его усвоению помогает живое общение со специалистами отрасли, имеющими высокую квалификацию. Они прививают слушателям навыки реальной деятельности и отвечают на возникающие вопросы.

Еще один важный момент – после прохождения курсов может быть выдан диплом или удостоверение государственного образца как подтверждение квалификации специалиста в сфере госзакупок. Обычно работодатель при собеседовании в первую очередь обращает внимание на то, имеет ли соискатель на должность контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы документ о соответствующем образовании.

Кому необходимо повышение квалификации по 44-ФЗ

Часто компании, которые работают по контрактной системе, не знают об обязательности повышения квалификации по 44-ФЗ. Тем не менее многие нередко задаются следующими вопросами: кому необходимо прохождение обучения, какова должна быть его периодичность, могут ли оштрафовать организацию за отсутствие подтверждающего квалификацию документа и в каком размере?

Проясним все эти моменты.

Кто в обязательном порядке должен обучиться работе в сфере госконтрактов, прежде чем приступать к исполнению обязанностей:

  1. Сотрудники заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, работающие по контрактной системе, в том числе входящие в состав комиссии по осуществлению закупок, а также специалисты контрактной службы, контрактные управляющие.
  2. Сотрудники органа, регулирующего контрактную систему в сфере госзакупок, органа, имеющего полномочия осуществлять контроль в сфере закупок, органа – аудитора участников этой сферы.
  3. Работники специализированной компании, выполняющей отдельные функции, к примеру выбирающей поставщика (подрядчика, исполнителя) либо принимающей участие в его отборе.
  4. Специалисты, выполняющие другие функции при обслуживании госконтрактов.

Заказчик должен пройти обучение по 44-ФЗ в обязательном порядке. Допуск к закупкам сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий могут получить только при наличии законченного высшего или дополнительного профессионального образования в этой сфере. Обучают работе с госконтрактами в вузах, длительность программ составляет от 2 до 5 лет.

Существует два вида дополнительного образования – повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Они различаются по многим параметрам. Целью переподготовки является получение дополнительной специальности, а повышение квалификации позволяет апгрейдить уже имеющиеся профессиональные знания. Кроме того, документом, подтверждающим успешное завершение программы переподготовки, является диплом, а курсов повышения квалификации – удостоверение повышения квалификации по 44-ФЗ.

Кому необходимо повышение квалификации по 44-ФЗ

Если вам необходимо изучить специфику работы по 44-ФЗ с нуля, лучше получить высшее образование или пройти курс профессиональной переподготовки.

Обязанности сотрудника, работающего в сфере госзакупок

Получить образование – это полдела. Для работы требуются еще практические навыки. Функции специалиста по проведению госзакупок следующие:

  • работа с документацией – сбор, архивирование;
  • работа с базами данных;
  • работа в Единой информационной системе;
  • работа с вычислительной техникой;
  • анализ замечаний в ходе общественного обсуждения закупок;
  • формирование НМЦК;
  • обоснование стоимости закупки;
  • анализ заявок;
  • оценка результатов торгов;
  • выбор способа определения поставщика;
  • составление отчетности;
  • разработка проектов контрактов, типовых условий контрактов;
  • составление планов-графиков.

Специалисты должны также знать требования антимонопольного законодательства и в сфере госзакупок, ориентироваться в гражданском, бюджетном, земельном, трудовом и административном праве.

Существуют бесплатные программы повышения квалификации 44-ФЗ для начинающих. К примеру, на сайте Единой информационной системы есть видеоуроки по 44-ФЗ. Кроме того, региональные органы власти, регулирующие контрактную систему закупок, нередко организуют обучающие мероприятия для заказчиков и исполнителей.

Также повышение квалификации по 44-ФЗ дистанционно возможно путем изучения материалов из открытых источников. Но их всегда нужно проверять на достоверность и соответствие всем нововведениям.

Повышать свой уровень знаний в сфере госзакупок необходимо не только заказчикам, но и поставщикам. Организациям и ИП, которые хотят принять участие в торгах, надо знать требования закона к их проведению, регламент, виды и особенности таких процедур, критерии определения победителя, порядок заключения сделки. Полезно поставщикам будет и изучение практики по делам, связанным с госзакупками. Оно поможет не попасться на мошеннические уловки заказчиков и избежать ошибок при участии в тендере.

Порядок повышения квалификации по 44-ФЗ

Порядок повышения квалификации по 44-ФЗ

Обучающие программы по контрактной системе разрабатываются учреждениями образования самостоятельно – стандарты, форма и длительность. Тем не менее существуют Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, разработанные Министерством экономического развития РФ и Министерством образования и науки РФ. Поэтому при выборе курсов повышения квалификации по 44-ФЗ, дистанционных или очных, лучше отдавать предпочтение тем, при разработке которых эти Методические рекомендации были учтены.

    Высшее образование для сотрудников заказчика

В Законе о контрактной системе не указано, что к работе с госконтрактами допускаются только специалисты с высшим образованием именно в этой сфере. Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий может иметь диплом об окончании вуза по другому профилю, но в таком случае ему обязательно нужно получить дополнительное образование в сфере госзакупок (см. письмо Минэкономразвития России от 17.04.2017 № Д28и-1636).

Стоит отметить, что, согласно положениям 44-ФЗ, высшее образование по специальности «юриспруденция» не эквивалентно таковому в сфере госзакупок. Так же считает и Министерство экономического развития РФ.

Подтверждением окончания высшего учебного заведения является диплом государственного и негосударственного образца (ч. 3, 4 ст. 60 закона об образовании).

Нужно ли вашему специалисту иметь высшее образование, вы решаете сами с учетом того, какие у него будут обязанности. Рекомендуем для этого опираться на уровни образования, которые содержатся в профстандарте «Специалист в сфере закупок». К примеру, положения этого документа определяют среднее профессиональное образование как достаточное для осуществления нескольких функций по проведению закупок.

Такое образование предполагает прохождение курсов повышения квалификации по 44-ФЗ или профессиональной переподготовки. Длительность этих программ различная.

Образовательные учреждения определяют продолжительность обучения самостоятельно на основании содержания разработанных программ. Как правило, для работников контрактной системы рекомендуют создавать курсы повышения квалификации (закупки, 44-ФЗ) на 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Если функции руководителя контрактной службы или контрактного управляющего выполняет руководитель фирмы, организующей тендер, то ему достаточно пройти программу повышения квалификации длительностью 40 часов (п. 2.4 Методических рекомендаций).

Минимальный объем обучающих программ в сфере госзакупок – 16 часов. Это установлено в приказе Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499.

Проходить обучение (повышение квалификации ФЗ № 44) по программам дополнительного профессионального образования могут лица, закончившие ссуз и (или) вуз, а также те, кто еще являются студентами (ч. 3 ст. 76 закона об образовании). По окончании программы ДПО слушателям выдается свидетельство о повышении квалификации по 44-ФЗ или диплом о профессиональной переподготовке.

Таким образом, поскольку в РФ нет государственных стандартов федерального уровня и требований в отношении курсов повышения квалификации и программ дополнительного профессионального образования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, учреждения образования, организующие такие обучающие программы, вправе самостоятельно разрабатывать их содержание и определять продолжительность.

Тем не менее, чтобы материал был хорошо усвоен, программа должна состоять из достаточного количества учебных часов – не менее 108 (кроме обозначенных выше случаев). Это требование содержат Методические рекомендации.

Резюмируем: по программам повышения квалификации по 44-ФЗ длительностью 72 часа можно обучать только сотрудников компаний – участников тендера. Специалисты же фирмы-заказчика, в том числе те, кто находится на госслужбе, должны повышать свой профессиональный уровень в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по программам в объеме не менее 108 часов (для руководителей достаточно 40 часов). Отметим, что возможна продолжительность курсов повышения квалификации по 44-ФЗ 120 часов.

Немаловажно также то, что в законодательство нашей страны постоянно вносятся изменения, в том числе и касающиеся контрактной системы закупок. Поэтому специалисты этой сферы должны своевременно обновлять свои знания, получая достоверную и актуальную информацию. В связи с этим требуемая периодичность повышения квалификации по 44-ФЗ – не реже одного раза в три года (соответственно, срок действия повышения квалификации по 44-ФЗ составляет 3 года).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *