Использование логических блоков Золтана Дьеныша
учебно-методический материал по теме
В статье рассказывается о математике и педагоге Золтане Дьеныше, который разработал уникальную систему обучения детей математике по средствам логических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denysha.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логических блоков Дьеныша.
Золтан Дьенеш — всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" идея, которого заключается в освоении детьми математики посредство м увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация ,обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Начала я работу с блоками с первой младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками. Начнем с самого простого — познакомимся с ними (рассматривание блоков).
А теперь первое задание — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)
А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)
Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации,
рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая,
рисования фигуры на чистом листе.
Предлагаю и вам попробовать себя в конструировании по образцу путем накладывания блоков на изображение.
Игра «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Развивающая среда: Ленты красного, желтого, синего и белого цвета (можно из бумаги) геометрические фигуры: круг (З круга — красного, желтого, синего цвета);
Квадрат — (З квадрата— красного, синего, желтого цвета); треугольник (З треугольника — красный, синий, желтый), «чудесный мешочек».
Ход игры: В лесу дети идут по дорожке белого цвета, которая расходится на три цветных дорожки: желтого, синего и красного цвета. Каждая дорожка приводит к домику — обручу, где живут геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник), но чтобы попасть в домик, нужен ключ. В чудесном мешочке дети находят волшебные фигурки — ключик. По сигналу воспитателя дети бегут по своей дорожке к домику и занимают место своей фигурки. Играть можно и с детьми младшего возраста и с детьми старшего возраста, предварительно усложнив правила.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов в сюжетно —
Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по
их свойствам, развитие художественных способностей ( выбор цвета, фона, расположения
Развивающая среда: «Эскизы картин», листы цветного картона, дополнительные детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.
Ход игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые
блоки. Если на эскизе деталь только о обведена— выбирается тонкий блок, если закрашена — толстый.
В конце работы дети придумывают название своим картинам.
Это игра для среднего возраста, но хочу вам заметить, что чем раньше ребенок знакомиться с блоками, как часто и последовательно он с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Умение декодировать информацию поможет не только при работе в тетради по Программе «Детский сад 2100», но и в составлении аппликаций, рисунков, играх.
Вашему вниманию предлагается игра с алгоритмами
Материал: алгоритм 1 ,2, блоки Дьенеша
Ход игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки — выбрать необходимый строительный материал, построить объект детской площадки.
Выбор строительного материала происходит в строгом соответствии с правилом (алгоритмом 1 или 2)Игра «Мозаика цифр».
Цель: развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.
Ход игры : дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: на занятиях (как по развитию математических способностей, так и на развитии речи – поскольку перед воспитателем старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, а в дальнейшем и чтения, то блоки очень могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове, а в дальнейшем, обучение в грамоте, пока ребенок не научится писать буквы и слова), в изобразительной деятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы.
Еще раз хочется подчеркнуть, что деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Я в своей работе по развитию интеллектуальных способностей начала использовать логические блоки Дьенеша.
Сегодня, я хочу начать использовать логические блоки Дьенеша в работе с детьми раннего возраста, учитывая интеллект и индивидуальное развитие ребенка.
Развивая интеллектуальные способности у дошкольников, мы развиваем у детей критичность ума, любознательность, наблюдательность, логическое мышление.
Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал, сегодня десяти областей образования с ФГТ, ФГС детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к школе, изучению математики, геометрии и информатики в школе, что способствует хорошему уровню преемственности школы и детского сада.
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных навыков и умений как, группировать и классифицировать предметы по свойствам, дети учатся думать, обобщать и анализировать. Это особенно важно, вот народная пословица гласит: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
“Логические блоки Дьенеша”, или логика как принцип развития
В программе для родителей «Учимся растить любовью» телеканала «Союз» её автор и ведущая Марина Ланская размышляет о раннем развитии детей и о том, есть ли нужда покупать огромное количество развивающих игр. Вместе с мамами она изучает этот вопрос и рассматривает простое эффективное пособие «Логические блоки Дьенеша», основанное на развивающей методике.
У концепции раннего развития детей есть как сторонники, так и противники. Зачастую к психологам обращаются родители с детьми, чтобы разобраться, почему у ребенка исчезла мотивация к обучению. На приеме часто выясняется, что малыш перекормлен занятиями, и тогда специалисты советуют: снизьте нагрузку, оставьте ребёнка в покое.
Авторская программа Марины Ланской на «Союзе» началась с мини-интервью.
Вот что сказали мамы:
– Я мама троих детей, и у меня есть определенный опыт. По моему мнению, нужно давать ребенку свободу. То есть он сам себя развивает. И нужно наблюдать за ним, видеть то, что ему интересно, и в том направлении идти с ним.
Прозвучало и такое мнение:
– Когда я была беременна сыном, я очень много фотографировала, творческая деятельность была у меня и после родов. И мы стали замечать за сыном, что он легко стал фотографировать – причем на зеркальный фотоаппарат, профессиональный. Стал просить ставить игрушки, и у него получались неплохие фотографии.
А ещё я занималась свадебными букетами. Это же развивает мелкую моторику, нужно собрать, разобрать, подумать. И он у нас очень любит конструировать «Лего», то есть может засесть с утра до вечера, ему это интересно.
И я считаю, что родителям обязательно нужно заниматься творчеством, так мы даем пример своим детям – и всё делать с любовью. И тогда мы в определенном возрасте видим у ребенка эти способности, замечаем, что он старается, хочет чем-то заниматься сам – нужно наблюдать. Тогда будет легче определить то, что ему нравится – а это важный вопрос на будущее.
Мама поделилась:
– Стараюсь как можно больше давать ребёнку. Но при этом смотрю: если он уже устал или ему неинтересно, я переключаюсь на что-то другое. Достаточно рано мы, наверно, начали заниматься – сначала английским, затем другими развивающими занятиями. И если ему не нравится, я всё прекращаю.
Нам надо обязательно чем-то заниматься, чтобы ему было не скучно. Может быть, потому, что мы ещё в детский сад не ходим. Много на природе занимаемся. То есть я его включаю в разные другие занятия, которые не связаны с пособиями. Мы делаем скворечники, потом идем, их вешаем. То есть я его приучаю к природе и к окружающей среде. Но и перегружать ребенка ни в коем случае не надо, если не готов, если не хочет.
Другая мама посетовала:
– У нас дома – почти магазин с игрушками. У нас есть всё, как мне кажется. Почти нет маминых вещей, почти все детские.
Игрушки простые – это кастрюли, стаканчики, ведерки, в принципе не покупала каких-то специализированных развивающих игрушек. По пособиям смотрю и нахожу то, что им интересно. Если сейчас Вика тянется писать, то подсовываю ей прописи, где нужно писать, или штриховать, или что-то ещё.
Многодетная мама акцентирует:
– Моё мнение – прежде всего надо искать преподавателя. Того человека, который заинтересует твоего ребенка, потому что дети очень индивидуальны. То, что подходит одному, далеко не всегда подходит другому.
Считаю, что нужно начинать с самого рождения. Естественно, это должны быть игры, которые соответствуют возрасту ребенка, его предпочтениям. В любом случае развивающие занятия должны идти от игры, от желания ребенка.
Особенно сужу по своему старшему ребенку, он достаточно сложный, и мне было тяжело долгое время подобрать те занятия, которые бы ему нравились, и через которые мы пришли бы к тому итогу, который сейчас имеем.
Потом через игру, через разнообразные игры, мы вышли к тому, что сейчас мы полностью готовы к школе. Важно, что ему нравится ходить на занятия, он получает удовольствие, и он зовет своих друзей.
«Блоки Дьенеша» – универсальное пособие
Еще недавно о раннем развитии специалисты и родители говорили восторженно. Но в последнее время звучат не только положительные отзывы, но и предостережения. Психологи советуют не перегружать ребенка, помня, что его главная деятельность – это игра.
Из «склада боеприпасов» – в игровую детскую
Ни для кого не секрет, что на каждом этапе развития ребенка требуются развивающие игры. И родители всегда очень обеспокоены вопросом, как выбрать самое полезное. В итоге детская комната превращается в некий музей, или в некий такой «склад боеприпасов» развития ребенка.
И ребенок, заваленный этими развивающими игрушками, не проявляет к ним никакого интереса. Родители расстраиваются, видимо, решают, что ими было выбрано не самое лучшее пособие, и покупают новые – ещё интереснее.
В лучшем случае месяц-два ребенок играет, и вскоре это снова становится неважно, неинтересно и неактуально.
На самом деле всё гораздо приятнее и проще. Достаточно небольшого количества пособий и игрушек для того, чтобы можно было развивать своего ребенка во всем периоде дошкольного и начального школьного возраста.
Ведь при творческом подходе, при желании расти вместе со своим ребенком, при желании с ним играть и получать радость от образовательного процесса можно придумать массу интересных игр в каждом возрасте.
Это поможет уберечь родительский кошелек, и конечно, развивать своего ребенка. Потому что ребенок, который умеет манипулировать с одним и тем же предметом по-разному, более зрелый в интеллектуальном смысле.
Сегодня на примере пособия мы расскажем о том, как можно начиная буквально с полугода и заканчивая третьим-четвёртым классом на одном пособии растить ребенка и развиваться, между прочим, вместе с ним, потому что некоторые задания сложны даже взрослым.
Фигурки с загадкой
Пособие называется «Блоки Дьенеша». Что оно из себя представляет? Это набор геометрических фигур. Лучше, конечно, сделать или приобрести несколько наборов. Чем они интересны? Вроде бы типовые кубики, те же самые типовые цвета и формы. На самом деле у них есть большая особенность.
Возьмём эти фигуры – этот квадрат и этот вроде бы одинаковые, и по размеру, и по цвету, и по форме. Но нет, на самом деле они разные по толщине. И вот это и есть та загадка, которую замечательный автор этих блоков загадал всем нам, взрослым.
То есть он таким образом подобрал фигуры, что они различаются по четырём разным критериям. По размеру, по цвету, по форме и по толщине.
Таким образом, оперируя четырьмя категориями, можно выходить на очень сложные изобретательские задачи, и в итоге получать огромное удовольствие.
В процессе обучения академические знания интересны узкому кругу людей, а вот детям больше интересен процесс творчества и его результаты. К этим кубикам разработано огромное количество пособий, и с ними можно замечательно творить и развиваться.
Логические «Блоки Дьенеша» – универсальное пособие. Ребенку исполнилось полгода, а он уже может начать его осваивать – конечно, пока с целью ознакомления, но чем старше малыш, тем разнообразнее и сложнее становятся игры с блоками. Начиная буквально с полугода эти кубики можно показывать малышам.
Их удобно мыть и чистить, и поэтому даже маленькие «полугодовасики» манипулируют этими замечательными предметами, могут знакомиться и запечатлевать форму, цвет, размеры и видеть то, что мир очень разный.
Дело выбора
Когда дети становятся постарше, мы можем придумывать разные игры, и тогда к маленьким ребятишкам приходят на помощь плюшевые игрушки – наши пушистые друзья, которых мы можем кормить, одевать, с которыми мы можем идти гулять и прыгать по лужам.
А потом придумывать действия с фигурками из набора – скажем, вообразить, что это кусочки мыла, которым мы будем их мыть, и параллельно, очень аккуратно в игре давать малышам разные понятия: деление по цвету, деление по форме.
Понимание, что есть разные фигуры, и один из самых сложных моментов – понимание, что надо взять фигуру не такую, а другую. Например, не синюю и не красную – а тогда какую? Например, не большую – а тогда какую?
А если она и не синяя и не большая, так это получается сложная загадка. И всё время надо создавать ситуацию поиска. И тогда у ребенка будет и интерес, и желание развиваться.
Занимаясь с маленькими детьми, не требуйте от них усидчивости и собранности не по возрасту. Главное, чтобы всем участникам было весело. Самые маленькие ребятишки могут концентрировать внимание всего лишь несколько минут. То есть если ваш малыш перебирал эти предметы в течение трех-пяти минут, считайте, что занятие у вас состоялось.
Детки постарше уже могут играть минут десять. Но опять же, все будет зависеть от вашего желания играть. Если у вас глаза горят, и вам всё время хочется придумывать новое, то ваше занятие с ребятишками-трехлетками может идти и полчаса. И с удовольствием будете с ними открывать новые и новые истории.
Поле для фантазии
Для того, чтобы не было скучно – все-таки любые вещи немножко приедаются, – можно добавлять совершенно любые сценарии.
Например, строить корзинки и класть в них деревянные фрукты – вот то, что у вас есть, или настоящие фрукты, а потом весело их хрумкать. Можно брать различных интересных животных и строить для них разные корабли. И эти животные у нас будут путешествовать. Не бояться творить, не бояться экспериментировать.
Если кубики у вас не деревянные, то надо стараться компенсировать это различными материалами. Материалы все различны по фактуре: и очень шумный, звонкий пластик; и замечательное дерево; и всеми любимое стекло – тяжелое, гладкое, шумящее; и замечательные яркие разноцветные пуговки.
Это и составляет универсальность пособий – тот принцип, что вы можете использовать для игры всё, что у вас под рукой. Более того, если у вас нет возможности купить пособие, вы можете открыть страничку в интернете и увидеть весь перечень материалов.
Можете сами, если у вас нет дерева, склеить их из картона и создать вот этот образовательный набор ребенку, настолько универсальный, что вы можете идти с ним в долгую жизнь исследователя физических явлений и юного покорителя интересных математических заданий.
Готовясь к школе
После трехлеток, плавно усложняя и усложняя задания, подходим к деткам- «подготовишкам» к школе, деткам шести-семи лет. Для них очень важно развивать логическое мышление, заниматься выстраиванием понятийных рядов.
Вместе с детками мы сможем выстраивать так называемые логические цепочки, когда мы подбираем и меняем фигуры в соответствии с каким-то заданием.
И хорошо, если мы можем просчитать, какая фигура была вначале, если мы пошли от круга, и дальше должны прийти, допустим, к прямоугольнику. От большого должны прийти к маленькому; от толстого должны прийти к тонкому – сколько этапов надо нам пройти, чтобы эту дорожку выстроить? Или наоборот, мы пошли все от круга, и, изменяя одну категорию, вольно творя, каждый получит свой результат.
Вот этот момент развития логики, внимания, концентрации внимания как раз очень нужен будущим первоклассникам, которые должны услышать учителя. Потому что учитель один, а в классе их тридцать человек. Детям важно поймать эту мысль, удержать в голове и донести до получения результата, и потом оценить свой результат.
Еще хочется сказать о том, что пособия настолько комфортны в работе, что ими можно работать абсолютно везде. Не обязательно делать это как академическое задание, сидя за столом. С ними можно бегать, их можно рассыпать, собирать, сортировать, перемешивать и таким образом компенсировать двигательную активность, которая нужна всем нашим дошколятам.
Для детей всех возрастов в обучающий процесс стоит включать активные игры. А что касается дошкольников – то это просто необходимо. Например, игра «магазин открывается – магазин закрывается». Магазин открывается – у нас лежит куча этих блоков, которые манят своей пестротой, и продавец может продать товар только одной категории: ты можешь взять только толстые.
Деткам постарше мы можем подключать к игре категорию «количество»: только три толстые фигуры ты можешь взять, и желательно все – разных цветов. И так далее, усложняя и усложняя до бесконечности. Из отобранных по разным критериям блоков можно построить, например, дом, а из мелких деталей сделать сад.
Помогут в учёбе
Таким образом, развиваются и переключение внимания, и конечно, логика. То есть это то, за чем сейчас, наверное, гонится основная часть родителей – то есть развитие интеллекта. Вот так интеллект развивать безопасно, мы не перегрузим ребенка. Потому что когда ребенок устанет, он просто не в состоянии будет ничего сопоставлять, и мы поймем, что мы немножечко пережали, передавили с этим заданием.
Всегда надо заканчивать тогда, когда еще велик интерес, не бояться обрывать занятие на самом-самом интересном моменте. И тогда следующего занятия ребенок будет ждать, будет бежать, торопиться, а не стараться обязательно дойти до какой-то точки, какой-то вывод обязательно подвести. Не всегда это важно. Иногда важнее сохранить интерес к обучению.
Могут ли «Блоки Дьенеша» послужить ребенку и в школьные годы? Конечно да. Заданий с ними так много, что даже взрослые могут пораскинуть мозгами, а для детей выбор заданий и сценарий игр почти неисчерпаем.
Конечно, возникает удивление: как это, для полугодовых и для девятилетних детей одно и то же пособие?
На самом деле те же самые логические понятия, те же самые логические цепочки в более усложненном варианте, конечно, представляют огромный интерес и для детей младшей школы.
В рамках школьной программы у учителя нет возможности в полном объеме раскрыть вот эти понятия, отработать многие логические умозаключения с детьми.
Эти пособия позволяют, если вы организованные родители, осуществить проектную деятельность – написать некий проект, что вы будете строить.
Проанализировать, составить перечень необходимых вам материалов, подобрать их, потом построить то, что вы предполагали и оценить, соответствует ли полученный результат тому проекту, который вы строили.
И эта деятельность, во-первых, может привлечь нескольких детей разного пола, и для каждого найдется интересная история. И эта история может длиться несколько дней, может занять, допустим, субботу и воскресенье, когда дождливая погода, и вы можете несколькими семьями объединиться и строить целые города, целые планеты, корабли, отправляться в интересное путешествие в поисках новых знаний, открытий.
Несложные, на первый взгляд, задания с «Блоками Дьенеша» могут поставить в тупик кого угодно. Ведь для некоторых игр требуется быстро сделать выбор, прибегая к логике. И если есть определенные затруднения в разных возрастах, которые говорят о том, что недостаточно развито логическое мышление, то не надо бояться отступить на несколько ступенечек назад, не надо бояться дать слишком простое задание ребенку. Очень важно и нужно именно этим заниматься.
От мала до велика
Чтобы кубики не наскучили, а задачи по сложности росли вместе с детьми, можно придумывать всё новые игры. Но фантазия даже самых творческих родителей может иссякнуть. Тогда на помощь придут уже разработанные задания и пособия. Найти их в Сети несложно, изготовить самим – тоже.
В наборе к этим блокам есть разные-разные пособия. В частности, есть такие карточки, которые содержит разные геометрические фигуры, и с маленькими можно приходить в магазин, допустим, играть с малышами. Можно до бесконечности придумывать – было бы желание.
Можно придумать задания с детьми средней и старшей школы, да и самим взрослым вечером сесть и поиграть. Это может быть очень интересной игрой. А задания с шифровками и кодировками могут по своей сложности очень легко поспорить с компьютерами и с компьютерными интеллектуальными играми.
Потому что, конечно, есть такая проблема – дети сидят в интернете. Как их оттуда вытащить, переключить? Когда родители наказывают, забирают у них телефон, что они могут им предложить взамен?
Вот эту замену они должны предложить – вот, пожалуйста. И возможно, через какое-то время ребёнок сам с радостью отложит телефон, позовет своего друга и скажет: а давай-ка попробуем с тобой посоревноваться, получится ли у тебя так же ловко, как у меня?
Может быть, у вас даже соберется дворовая команда по таким замечательным логическим играм, которые будут полезны для всех.
Между прочим, и для людей пожилого возраста это тоже будет очень полезной работой. Можно совместить приятное времяпровождение бабушек и дедушек со своими внуками. Ведь для старшего поколения тоже важно сохранять гибкость ума в любом возрасте.