По итогам января дефицит российского бюджета достиг рекордных значений. Но это не значит, что экономика на грани краха Что происходит на самом деле? Ответ — в материале Carnegie Politika
Расходы бюджета по итогам первого месяца 2023 года выросли на 58%, а доходы — упали на треть. В итоге страна завершила январь с рекордным по меньшей мере за четверть века дефицитом. Но строить прогнозы о том, что и весь год станет катастрофическим для российской экономики, рано: ненефтегазовые доходы обвалились в первую очередь из-за «бумажных» причин, а значительную часть закупок по госконтрактам государство уже совершило. Последнее решение, вероятно, связано с необходимостью финансировать активную фазу войны в Украине. Каковы перспективы экономики на 2023-й после первого шокового месяца, объясняет независимый журналист и эксперт по российской экономической политике Александра Прокопенко. «Медуза» публикует этот материал с любезного разрешения проекта Carnegie Politika.
Январские цифры по исполнению российского бюджета выглядят настолько тревожно, что породили волну разговоров о скором коллапсе экономики. Дефицит по итогам первого месяца бьет все рекорды — 1,8 триллиона рублей. По сравнению с январем прошлого года, когда профицит был в 125 миллиардов рублей, расходы выросли на 58%, а доходы, наоборот, упали больше чем на треть.
Однако хоронить российскую экономику на основе данных одного месяца рано. Несмотря на санкции, у Кремля остается достаточно возможностей экспортировать углеводороды, а экономическая жизнь в стране постепенно восстанавливается. Дефицит по осени считают, и большие траты в январе могут позволить сэкономить в следующие месяцы. Все это не значит, что российская экономика полностью адаптировалась и перестала замечать санкции, просто эффект от них более растянут во времени.
Бумажные причины
Минфин приводит несколько причин того, почему январские доходы российского бюджета в этом году упали аж на 35%. Нефтегазовые поступления сократились до 426 миллиардов рублей (минимум с 2020 года) из-за снижения цены на нефть Urals (49 долларов за баррель в январе, на 40% дешевле Brent, а бюджет сверстан в расчете на 70 долларов) и сокращения экспорта газа. Но пока у правительства есть способы закрыть возникающие разрывы: привлечь займы и использовать средства Фонда национального благосостояния.
Ненефтегазовые доходы тоже снизились — на 28%, до 931 миллиарда рублей. Самый серьезный спад — в поступлениях от внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль. Но это сокращение во многом существует только на бумаге и связано с изменениями в администрировании этих налогов. В апреле 2022 года Россия перешла на ускоренный возврат возмещений по НДС , а с 1 января этого года почти все налоги и сборы стали перечислять одним платежом 28-го числа каждого месяца.
Расходы бюджета выросли на рекордные 58,7%, до 3,1 триллиона рублей. Это связано с авансированием контрактов: госзакупки выросли по сравнению с прошлым годом в пять раз — с 249 млрд до 1,3 трлн рублей. Раньше внутригодовая динамика расходов была другой, потому что Минфин постепенно доводил деньги до министерств и ведомств — главных распорядителей бюджетных средств, которые и производили траты. Их скорость нарастала с января, а пик приходится на четвертый квартал. Например, в прошлом году на последний квартал пришлось более трети всех расходов. Минфин критиковали за такие неравномерные расходы — и Счетная палата, и даже президент Владимир Путин.
В январе этого года Минфин наконец учел критику и попробовал переломить традицию. Сразу 11% от запланированных на год расходов были профинансированы уже в январе и осели на счетах юридических лиц. Если же исключить госзакупки, то траты бюджета увеличились незначительно — всего на 6%. Если значительная часть авансов уже выплачена в начале года, то есть основания полагать, что остальные расходы в течение года пойдут более равномерно.
Пушки вместо масла
Точно неизвестно, на что именно так резко выросли расходы казны в январе. Но можно предположить, что авансы связаны прежде всего с тратами на оборону и безопасность (около 9,5 триллиона рублей в бюджете 2023 года), а также с восстановлением разрушенной инфраструктуры в российских регионах и освоением новых территорий. В конце января на встрече с правительством Путин требовал на них не экономить.
Дефицит федерального бюджета уже превысил годовой план: чего ждать россиянам
Доходы падают, госрасходы растут. Выдержат ли это карманы обычных жителей?
Фото: Евгений Вдовин / 161.RU
Доходы российского бюджета за первые четыре месяца этого года снизились на 22%, причем нефтегазовые упали в два раза. Расходы, напротив, выросли на 26%. А общий дефицит федерального бюджета превысил план на 2023 год. Эти цифры приводятся в официальном сообщении Минфина России. Разбираем, скажутся ли санкции и ограничения экспорта на налоговых поступлениях, что будет с экономикой страны и регионов и чем рост дефицита бюджета грозит обычным гражданам.
Доходы упали, но всё хорошо
Доходы федерального бюджета в январе — апреле 2023 года составили 7,78 триллиона рублей, что на 22% ниже показателя за аналогичный период 2022 года. Расходы составили 11,2 триллиона рублей, превысив прошлогодние на 26%. Дефицит федерального бюджета достиг 3,42 триллиона рублей и превысил запланированный на этот год показатель — 2,9 триллиона рублей. Такую предварительную оценку исполнения бюджета за первые четыре месяца этого года дал Минфин России.
При этом релиз ведомства насыщен массой оговорок, убеждающих читателя, что всё идет по плану. «Динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов свидетельствуют о постепенной нормализации исполнения федерального бюджета <. > и в целом соответствует параметрам закона о бюджете», — указано в первом же предложении.
«Наблюдается устойчивая положительная динамика», «постепенно выходит на стабильную траекторию», «будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений», «обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям», «обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита». И, наконец, главный вывод: «Таким образом, исполнение федерального бюджета <. > обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации».
Что говорят эксперты
Доходная часть бюджета по-прежнему существенно отстает от базы соответствующего периода прошлого года из-за сократившихся нефтегазовых доходов, отметили эксперты.
— В апреле спад нефтегазовых доходов усилился в годовом выражении, однако это связано в основном с высокой базой апреля 2022 года. Стоит отметить, что в апреле для конъюнктуры нефтяных доходов были относительно благоприятные условия — средняя цена Urals повысилась за счет повышения цены Brent и сокращения дисконта Urals после неожиданного решения ОПЕК+ о сокращении добычи, а курс рубля ослаб. Соотношение мировых цен на нефть и курса рубля в начале мая выглядит менее благоприятно для нефтяных доходов, — отметила руководитель отдела макроэкономического анализа финансовой группы «Финам» Ольга Беленькая.
Хотя Минфин по-прежнему уверяет, что их (расходов. — Прим. ред.) объём в соответствии с бюджетным правилом будет ограничен предельным размером утвержденных законом о бюджете ассигнований плюс возможными дополнительными нефтегазовыми доходами, это выглядит труднореализуемым в условиях, когда за 4 месяца расходы уже достигли 39% от утвержденного в бюджете годового плана и 37% от ожидаемых годовых расходов, — добавила Ольга Беленькая.
Эксперт «Финам» прогнозирует дефицит бюджета в 4–5 триллиона рублей по итогам года, но возрастает риск, что он может оказаться выше. Хотя внутренний рынок и резервы Фонда национального благосостояния пока вполне позволяют финансировать бюджетный дефицит, его расширение по отношению к заложенным в бюджет проектировкам может быть одним из аргументов для повышения ключевой ставки ЦБ в ближайшие месяцы, добавила Ольга Беленькая.
— Дефицит доходов федерального бюджета, возникший в начале года, — острый, но предсказуемый. Как будет развиваться ситуация с экспортными объемами и ценами энергоносителей, предсказать сейчас едва ли возможно. Стоит только помнить, что существует фактор сезонности, который во втором полугодии на руку экспортерам. Чем ближе зима в северном полушарии, тем выше и спрос, и цены. Так что второе полугодие стоит ожидать для федерального бюджета лучшим, чем первое, — объяснила руководитель аналитического агентства So invest Анастасия Кузьминова.
Проблема не в росте бюджетного дефицита как такового, а в том, каким образом правительство собирается с ним справляться, отметил экономист и автор Telegram-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев.
— Можно пойти на дальнейшую накачку заказами предприятий в расчете на то, что рано или поздно деньги, потраченные правительством, превратятся в инвестиции, — рассуждает Дмитрий Прокофьев. — То есть завод заработает на госзаказе, выплатит зарплату и налоги, рабочие захотят купить товары, и кто-то создаст производство этих товаров. Либо правительство может продолжать брать в долг, вопрос только в том, кто и на каких условиях даст ему эти деньги. Либо правительство будет повышать налоги.
Конечно, есть еще один способ борьбы с бюджетным дефицитом — уронить рубль. Но власти явно не хотят этого делать, добавил экономист.
— Любой из этих факторов страшно раздражает население. А уж все три — совсем критичная история, — объяснил Дмитрий Прокофьев. — Да, такая опция, как девальвация рубля, существует. Но правительство очень не хочет ею пользоваться. Потому что падение рубля сильно разрушит потребительскую витрину, которую власть старательно поддерживает. При падении рубля с полок магазинов исчезнут многие товары и вырастут цены. Сейчас за счет того, что правительство закрывает глаза на всевозможные серые схемы импорта, ассортимент в целом поддерживается, хотя и ухудшился.
Дефицитный бюджет стал нормой
Государственные расходы растут очень высокими темпами, подтверждают эксперты. При этом для более чем половины российских регионов характерен завышенный уровень бюджетного дефицита, нередко он на несколько десятков процентов превышает доходную часть.
— Формула успеха для бюджетного благополучия в регионах непостоянна. Фундаментально правильное решение было принято еще 7–8 лет назад: оставлять налог на прибыль в региональных бюджетах, а федеральному перечислять поступления от НДС и НДФЛ, — отметил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Однако некоторые финансово неблагополучные регионы уже лет десять неплохо осваивают льготные казначейские кредиты, проявляя, по сути, иждивенчество. Дефицитный или профицитный бюджет в регионе — еще не показатель проблемы или успеха. Экономически и финансово здоровые Москва, Московская область, Санкт-Петербург и многие другие признанные локомотивы российской экономики имеют значительные расходные части бюджетов. Это значит, что свободных денежных средств у них нет, но перезанять им на долговом рынке гораздо легче, чем другим регионам.
Сбалансированные региональные бюджеты сегодня принимают лишь несколько регионов — не более 10.
— Закономерностью стало принятие дефицитных бюджетов в России. Никакой трагедии в этом нет, но важно сохранить доходную часть бюджетов, — отметил Андрей Лобода. — Российские активы сегодня оцениваются ниже своей справедливой рыночной стоимости в 2–3 раза. Точки роста для экономики регионов вполне очевидны. Тем более, что уже принятые регионами бюджеты будут, вполне очевидно, еще не раз корректироваться.
Формально бюджетная система в регионах сохранила устойчивость. Но, по мнению экономистов, сбалансированность обеспечена исключительно финансами из федерального бюджета.
— При этом большая часть регионов не может увеличить дефицит своих бюджетов. Местные бюджеты формируются за счет НДФЛ и налога на прибыль. Благодаря высоким ценам на сырье в первой половине прошлого года были большими налоги на прибыль предприятий. Но уже во второй половине налоги начали проваливаться, причем значительно, — отметил Дмитрий Прокофьев. — Сейчас рост налога на прибыль в промышленных регионах обеспечен за счет того, что правительство закачивает колоссальные финансовые средства в определенный сектор экономики — обрабатывающую промышленность. Но опять же это фактически деньги федерального бюджета. Покупателем продукции предприятий выступает бюджет, а без заказов никакого роста прибыли и налогов на нее не было.
Таким образом, бюджетная стабильность регионов в огромной степени определяется, с одной стороны, прямыми бюджетными трансфертами, с другой — заказами, которые правительство размещает на промышленных предприятиях.
Чем это грозит обычным жителям
Рост дефицита федерального бюджета — это проинфляционный фактор. Только так может дефицит повлиять на карман каждого из нас, отметили эксперты.
— Бюджетникам не перестанут платить зарплату, как в . Не нужно этого бояться ни в этом году, ни в следующие пару-тройку лет точно. Кончатся деньги в Фонде национального благосостояния — нам займут Китай и ОАЭ. Благо сейчас внешний долг у России — один из самых низких в мире относительно ВВП, а по размеру ВВП мы вышли на позицию в мире, — объяснила Анастасия Кузьминова. — Инфляция при этом совершенно не обязательно будет сопровождать бюджетный дефицит.
Более того, скорее всего, потребительская инфляция сохранится на нынешнем уровне еще долго, спрогнозировала эксперт.
Дефицит региональных бюджетов не должен беспокоить простых граждан, согласились другие эксперты.
— Государство продолжает усиливать социальный вектор развития, особенно это касается выплат пенсий и пособий, которые еще успевают проиндексировать выше уровня инфляции, — указал эксперт BitRiver.
Он напомнил, что любые секторальные санкции и ограничения в адрес той или иной отрасли России — это снижение экспорта и выручки предприятия на 20–30%. В этой ситуации сохранение стабильности на рынке труда видится более приоритетной задачей по сравнению с ростом выручки и сохранением капитализации региональных компаний, резюмировал Андрей Лобода.
Как рекордный дефицит бюджета повлияет на жизнь обычных россиян — экономический ликбез
Дефицит федерального бюджета России по итогам 2022 года составил 3,3 трлн рублей, отчитался министр финансов Антон Силуанов. Пик трат пришелся на декабрь, так бывает всегда. Но на этот раз Минфин превзошел сам себя: по сравнению с декабрем 2021 года в 2022 году расходы увеличились на 43 %.
Всего же за год правительство потратило 31,11 трлн рублей при доходах 27,77 трлн. Упавшие доходы – следствие ситуации с продажами нефти: с 5 декабря введено эмбарго на главную российскую «кормилицу». В декабре российские нефтяники потеряли 20 % спроса на свои баррели, а средняя цена Urals, основного экспортного сорта России, обвалилась до минимумов с 2020 года — до 50,5 долларов за баррель.
Январь принес новую боль и бюджету, и нефтяникам: цена Urals впервые с пика пандемии падала ниже 40 долларов при отгрузке из балтийских портов. Учитывая новые обстоятельства, в бюджет-2023 Минфин заложил дефицит почти в 3 трлн. Но в реальности ситуация может оказаться еще хуже: при 50 долларах за баррель бюджет недосчитается 2,1 трлн рублей нефтегазовых доходов. В этом случае дефицит казны вместо 3 трлн рублей может превысить 5.
О том, что эти пугающие цифры значат для обычных граждан, – в материале ЕАН.
Как власти будут компенсировать дефицит?
Экономисты все с большей уверенностью говорят о том, что экономический блок отпустит доллар, девальвируя рубль. Во-первых, сильный рубль просто невыгоден экспортерам. Речь идет о черных и цветных металлургах, производителях древесины, удобрений, продуктов.
Сейчас на них одна надежда, им пополнять бюджет, для них и создадут режим наибольшего благоприятствования.
Во-вторых, если цены на нефть не развернутся вверх, то, с поправкой на снижение объема экспорта, последствия для бюджета могут быть сопоставимы с 2015-16 годами. Тогда нефтегазовые доходы просели в рублях на 25 %, а дефицит бюджета к концу 2016-го вырос до 3 трлн рублей. Большего дефицита удалось избежать лишь благодаря тому, что курс рубля по отношению к доллару упал в два раза.
На что вырастут цены?
Цены вырастут на все. В первую очередь – на обычные продукты питания: гречку, масло, муку. Во-первых, все это тоже экспортные товары, и производителям будет выгоднее продавать их в условную Индию, чем отгружать в «Пятерочку». Во-вторых, торговля очень долго – с весны 2022 года – была в загоне, обороты не росли, люди не тратили деньги: предпочитая сберегать средства, а также компенсировать падающие доходы. Отпущенный доллар даст возможность наверстать упущенное.
Одновременно вырастут цены на одежду и обувь: ведь их по-прежнему надо завозить из-за рубежа, покупая за доллары. Несмотря на уход мировых брендов, в стране за 2022 год так и не появилось ни производителей одежды, ни производителей обуви. Да что там готовые изделия — не видно даже новых российских производителей тканей, ниток, иголок, швейных машин, искусственных материалов.
Единственный плюс – девальвация рубля не будет шоковой, все будет происходить постепенно. Две тысячи двадцать третий – год предвыборный, и большое количество новых бедных никому не нужно.
Что будет с медициной, образованием, социальной помощью?
На них сократят расходы. Порежут финансирование на содержание зданий больниц, школ, приютов, домов престарелых и на деятельность этих учреждений (питание, лекарства и пр). В кризисе могут оказаться театры, музеи, прочая культура (кроме той, что будет воспитывать патриотизм), откажутся от ненужных государственных строек – типа дорог в небольших городах, проектов скоростных железнодорожных перевозок, развития общественного транспорта.
Таким образом, проблемы с дефицитом бюджета – это наши с вами проблемы, а не абстрактного Минфина.
Это нам беднеть, сокращать расходы и отправлять мужей и сыновей работать на военные заводы, чтобы в доме завелись деньги.
Что говорят умные люди?
Официально правительство заявляет, что готово тратить Фонд национального благосостояния (ФНБ). Объем ФНБ, согласно ожиданиям, в 2023 году составит 8,987 трлн рублей (6 % ВВП), в 2024 году — 6,252 трлн рублей (3,9 % ВВП), в 2025 году — 5,947 трлн рублей (3,5 % ВВП).
«Сократить дефицит бюджета теоретически можно за счет варьирования трех параметров: более слабый курс рубля, повышение налогов и сокращение расходов. Ослабление рубля носит проинфляционный характер, к тому же Центробанк придерживается концепции плавающего курса, поэтому это возможно лишь за счет рыночных механизмов и некоторых косвенных рычагов.
Относительно повышения налогов министр финансов в декабре заверял, что бюджет уже принят, основные направления налоговой политики — тоже, так что действовать будут в уже очерченных рамках. Затем, однако, появились предположения, что от этой линии могут и отклониться.
Что касается сокращения расходов, пока это представляется труднореализуемым, хотя опять-таки полностью исключать возможность оптимизации бюджетных трат, не связанных со сферой обороны и безопасности, тоже нельзя», – пишет в своем telegram-канале ученый-регионовед Наталья Зубаревич.
Что нас спасет?
Кроме разрешения украинского кризиса и высокой цены за доллар – какое-нибудь чудо. Как в 2016 году – когда в страну потекли деньги, связанные с подготовкой чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Вторая составляющая этого чуда – высокая цена на нефть. Сейчас балансирующая бюджет цена на нефть в 2022 году была около 102 долларов за баррель. Но в последний раз близкие значения были в 2014-м.
Пока надеемся на чудо, готовимся к худшему: по прогнозам аналитиков, с 5 февраля 2023 года, когда в силу вступит очередное эмбарго, Россия может потерять до 57 % экспорта нефтепродуктов.
Дефицит бюджета превысил годовой план: в чем причина и что это значит для экономики
По итогам апреля 2023 года дефицит бюджета превысил плановый на весь год, следует из предварительной оценки Минфина. За четыре месяца он составил 3,42 трлн рублей, что почти на полтриллиона больше, чем предусмотрено законом о бюджете — 2,93 трлн рублей. Рост дефицита резко ускорился в апреле — за месяц он вырос более чем на триллион рублей.
Такой скачок в основном связан с более высокими расходами, они оказались примерно на 600 млрд рублей выше сезонной нормы для апреля, объясняет исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Григорий Жирнов. Минфин сообщает, что такой объем расходов в соответствии с бюджетным правилом будет ограничен предельным размером утвержденных законом о бюджете ассигнований и возможными дополнительными нефтегазовыми доходами. «Однако это выглядит труднореализуемо в условиях, когда за четыре месяца расходы уже достигли 39% от утвержденного в бюджете годового плана», — считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Снижаются и нефтегазовые доходы: по итогам апреля они составили 2,282 трлн рублей — на 52% ниже по сравнению с тем же периодом прошлого года. Тем не менее Минфин закладывает постепенное восстановление поступлений от налогов со стороны нефтяного сектора, особенно во втором полугодии этого года. Произойдет это благодаря изменениям в налоговом законодательстве — дисконт российской нефти Urals к бенчмарку Brent ограничен $34 с апреля, а к июлю он снизится до $25. Согласно оценке Минфина, эта мера принесет бюджету 600 млрд рублей дополнительных доходов.
Что будет по итогам года
Траектория бюджетных расходов в I квартале 2023 года совпадала с I кварталом 2015 года (схожего по причинам кризисного периода), однако в апреле они оказались заметно выше и 2015 года, и сезонной нормы, отмечает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ+ Софья Донец. Данные Банка России по ликвидности банковского сектора свидетельствуют, что бюджет в апреле был каналом чистого изъятия рублевой ликвидности — это означает, что значимая часть расходов, скорее всего, носила авансирующий характер, как и в январе и феврале, когда также наблюдался существенный бюджетный дефицит, продолжает эксперт. Но бюджетная политика сейчас гораздо менее прозрачна, из-за чего понять, какие именно факторы привели к увеличению дефицита бюджета, невозможно, констатирует заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко. «Учитывая геополитическую ситуацию, речь может идти о секретных статьях бюджета», — предполагает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.
В целом повышение расходов в январе-апреле пока укладывается в картину перераспределения внутри года, так что делать выводы о рисках избыточного наращивания расходов пока рано, считает Донец. «Хотя опыт прошлого года, безусловно, не позволяет снимать эти риски со счетов», — отмечает она. В 2022 году расходы выросли с ожидаемых 29 трлн рублей до 31 трлн рублей, что привело к образованию дефицита бюджета в 3,3 трлн рублей (одного из крупнейших в истории России). «После начала «спецоперации»* изменились макроусловия, выросла инфляция, летом были приняты меры поддержки детей, семей с детьми и так далее, это потребовало немаленький объем ресурсов», — объяснял в декабре 2022 года министр финансов России Антон Силуанов.
Экономист Bloomberg Economics Александр Исаков предупреждает, что для выхода на плановые 8,9 трлн рублей нефтегазовых доходов бюджет должен собирать каждый месяц на 160 млрд рублей больше, чем в прошлом году, что маловероятно. «Предпосылки по нефтегазовым доходам на этот год оказались избыточно оптимистичными из-за того, что не был учтен рост дисконта Urals к Brent в начале этого года и прекращение экспорта природного газа по «Северному потоку», — считает экономист.
По мнению Исакова, дефицит бюджета почти наверняка превысит плановые 2,9 трлн рублей, но величина превышения будет в первую очередь зависеть от размера расходов. Ранее правительство говорило, что расходы замедлятся после ускорения в декабре и январе, но в апрельских данных этому подтверждения нет, указывает эксперт. «При росте расходов до 31-32 трлн рублей, то есть до уровня предыдущего года, дефицит может составить 5-6 трлн рублей», — полагает он. По оценке Миронюка, даже несмотря на разовый сбор из сверхприбыли российского бизнеса (windfall tax) и дополнительные доходы от нефти за счет сокращения дисконта Urals к Brent, дефицит бюджета может расшириться до 4 трлн рублей в этом году только за счет сокращения доходов. «Внешняя конъюнктура остается нестабильной и неблагоприятной, что создает дополнительные риски», — отмечает он.
Каковы последствия
Несмотря на то, что дефицит бюджета по итогам года может в два раза превысить плановый, внутренний рынок и резервы ФНБ пока вполне позволяют его финансировать, считает Ольга Беленькая из ФГ «Финам». К примеру, для финансирования дефицита правительство может увеличить внутренние заимствования с помощью флоатеров (облигаций с плавающим купоном), считает Жирнов из НИУ ВШЭ. «Эти облигации пользуются популярностью у банков, поскольку они фактически не имеют процентного риска и не требуют отвлечения капитала», — объясняет эксперт. Большая часть всех размещений Минфином в 2022 году пришлась именно на флоатеры.
Тем не менее, расширение дефицита по отношению к заложенным в бюджет проектировкам может быть одним из аргументов для повышения ключевой ставки ЦБ в ближайшие месяцы, считает Беленькая. Если дефицит будет избыточным, то это может привести к ускорению инфляции, с которым Банк России будет вынужден бороться повышением ставки, о чем сам регулятор говорил неоднократно, указывает Жирнов. По его мнению, риски реализации такого сценария являются очень высокими, однако пока нет явных признаков ускорения цен в ответ на рост расходов бюджета. «В этих условиях мне кажется, что подход ЦБ будет дискретным — пока текущие темпы роста в устойчивых компонентах инфляции не окажутся выше целевых, ключевая ставка расти не будет», — предполагает эксперт.
Периоды расширения бюджетного стимула неминуемо сменяются периодами бюджетной консолидации, и в 2024 году стоит ожидать именно этого, считает Донец из «Ренессанс Капитала». «Она может быть реализована как за счет стабилизации или сокращения бюджетных расходов, так и за счет роста налоговой нагрузки. Выбор сценария будет определяться в том числе действием электорального цикла и геополитикой», — прогнозирует она.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.