Какие виды закупочных комиссий существуют
Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок
Готовые решения. Вопросы применения ст. 39
1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье — комиссия).
2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
2.1. Особенности создания комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов комиссии.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
6. Членами комиссии не могут быть:
1) физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе;
2) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
3) физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
4) должностные лица органов контроля, указанных в части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии. Член комиссии обязан незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии, о возникновении обстоятельств, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. В случае выявления в составе комиссии физических лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими требованиям, предусмотренным положениями части 6 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
10. Члены комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с частью 23 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Комиссия по осуществлению закупок по 44-ФЗ
Закон №44-ФЗ закрепляет за заказчиком обязанность при проведении торгов создать комиссию по осуществлению закупок. Задача созданного коллегиального органа — выбрать наиболее подходящего поставщика для выполнения требований условий контракта. Правила формирования комиссии регулируются статьёй 39 Закона №44-ФЗ. Ниже рассмотрим состав, функции и особенности создания комиссии.
Правила создания комиссии по госзакупкам в соответствии с 44-ФЗ
Решение создать комиссию, которая проводит осуществление закупок по 44-ФЗ, принимает заказчик до начала проведения закупки. Комиссия определяет победителя конкурентной закупки, основываясь на нормах действующего законодательства, своих знаниях и опыте.
Комиссия не создаётся, если закупка происходит у единственного поставщика.
Комиссию формируют для выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) без привязки к конкретному способу закупки. При этом заказчик может создать как одну, так и несколько комиссий.
Далее определяют состав комиссии, порядок работы, дату и время проведения заседаний, назначают председателя.
Создание комиссии
Комиссия по закупкам не может существовать без нижеперечисленных документов.
Создание начинается с составления приказа в произвольной форме. В нём закрепляется персональный состав комиссии.
Целесообразно разработать положение о комиссии, в котором перечислить права, обязанности членов комиссии, регламент её работы, а также ответственность членов комиссии.
Заверяет данные документы руководитель организации.
Определение членов комиссии
Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.
Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Заказчик нанимает представителей творческих профессий в случае конкурса на создание произведений искусства, литературы или прокат национальных фильмов. Количество данных лиц должно быть не меньше половины от общего числа членов комиссии.
Кто не может быть членом комиссии
Членами комиссии не могут быть:
- физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе;
- физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.
Требования к комиссии
Комиссия для закупок не может принимать решения о выборе поставщика, если на собрании присутствует меньше половины её членов. На заседании ведут закупочный протокол. Председатель обязан заранее уведомить своих коллег о том, когда, где и во сколько будет проведено собрание.
Принимать решение необходимо каждому участнику непосредственно на общем заседании. Делегировать свои полномочия или голосовать заранее недопустимо. Если решение принято с нарушениями требований, то любой из участников комиссии может обжаловать действие процедуры в письменной форме. Контролирующий орган признает результат голосования недействительным.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Члены комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Чтобы не допустить конфликта, член комиссии обязан незамедлительно сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, по которым он не может быть в составе комиссии. В свою очередь, заказчик обязан незамедлительно заменить его другим физическим лицом, соответствующим требованиям 44-ФЗ.
Порядок работы комиссии
Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа её членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии.
Заключение
- Решение о создании комиссии принимает руководитель организации.
- Состав и обязанности прописываются в приказе и положении.
- Собрание считается состоявшимся, если на нём присутствует половина и более участников.
- Если результаты комиссии приняты незаконно, они могут быть обжалованы любым участником закупки и признаны недействительными по решению контрольного органа в сфере закупок.
После победы в госзакупках заказчик и поставщик заключают между собой договор об исполнении контракта. Чтобы подписать такой документ удалённо, потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Комиссии по осуществлению закупок в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе»
Федеральное законодательство в сфере закупок устанавливает требования к государственному заказчику, в соответствии с которыми такой заказчик или приравненное к нему юридическое лицо обязано создавать специальные комиссии, чтобы обеспечить максимальное качество проведения всех видов закупок независимо от того, идет ли речь о конкурентных или неконкурентных закупках.
В частности, одним из таких требований является создание специальных закупочных и приемочных комиссий.
Закупочные комиссии заказчика
Статья 39 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» за номером 44-ФЗ устанавливает требование для заказчика, а также приравненных к ним лицам создать специальные комиссии, которые будут проводить все предусмотренные законами закупочные процедуры, а также принимать результаты по таким процедурам.
Каждая из специально созданных закупочных комиссий должна принимать поданные заявки на соответствующие процедуры по определению потенциального исполнителя, а также проверять, возможно ли принять поданную тем или иным участником заявку и допустить такого участника до заключения контракта и его последующего исполнения. Для того чтобы такие комиссии работали в полном объеме и без нарушения требований действующего законодательства, их функционирование обязательно сопровождается созданием и подписанием целого ряда специальных документов, которые тщательным образом регламентируют все действия таких комиссий, их председателей, а также самого руководителя организации-заказчика.
В настоящее время заказчик обязан создать следующие виды комиссий по осуществлению тех или иных закупочных процедур:
- конкурсную комиссию;
- аукционную комиссию;
- котировочную комиссию;
- комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросах предложений.
В том случае, если деятельностью заказчика продиктована невозможностью создания такого количества отдельных комиссий, может быть создана Единая комиссия, которая соединяет в себе все функции других комиссий, предусмотренных законодательством.
Функционирование закупочных комиссий
Конкурсная комиссия | Аукционная комиссия | Котировочная комиссия | Комиссия по оценке заявок на запрос предложений | Единая комиссия | |
Состав комиссии | Статья 39 Федерального закона устанавливает требования к таким комиссиям: |
- в состав должны входить не менее пяти членов;
- желательно, если в состав такой комиссии входят лица, которые имеют профильное образование относительно объекта закупки либо владеют специальностью относительно того или иного объекта закупки;
- в том случае, если в качестве объекта закупки рассматривается тот или иной объект интеллектуального труда, то хотя бы половина из членов такой комиссии должна принадлежать к соответствующей сфере интеллектуального труда;
- ни один из членов такой комиссии не должен быть заинтересован в проведении той или иной процедуры в пользу кого-либо из потенциальных исполнителей.
Назначение членов комиссии, независимо от того, о каком виде комиссии идет речь, происходит по решению руководителя конкретного заказчика на основании специально подписанного приказа о закупочных комиссиях. В том случае, если было установлено, что на кого-то из членов такой комиссии оказывается давление, руководитель организации-заказчика обязан внести изменения в приказ о закупочной комиссии путем замены тех или иных членов такой комиссии.
В качестве председателя такой комиссии либо указывается руководитель организации-заказчика, либо специально назначенное лицо, которое выбирает сам руководитель.
- приказ о создании комиссии. Оформляется в произвольной форме, но должен содержать обязательное пофамильное перечисление всех членов комиссии, а также указание тех должностей, которые они занимают, а также какие должности они будут занимать в созданной комиссии. Создание такого приказа является одной из обязанностей контрактного управляющего или уполномоченного сотрудника контрактной службы, а итоговое заверение ложится на плечи руководителя государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица;
- в рамках такого изданного приказа или путем издания другого приказа формируется и утверждается Положение о работе закупочной комиссии. В тексте такого положения определяются основные полномочия созданных комиссий, их непосредственные обязанности. Кроме того, в рамках Положения обязательно фиксируются порядок формирования такой комиссии, цели и задачи создания такой комиссии, права и обязанности, которыми наделяются члены таких комиссий, а также права и обязанности председателя такой комиссии, регламент работы самой комиссии. Кроме того, именно в таком Положении фиксируется порядок, в соответствии с которым проводятся заседания закупочной комиссии.
В качестве основных функций той или иной комиссии выделяются:
- формирование и публикация закупочной документации для объявления начала подачи заявок на ту или иную закупочную процедуру;
- предоставление закупочной документации для ознакомления всеми потенциальными участниками такой закупки;
- работа со специальными запросами на разъяснение положений той или иной документации по проводимым закупкам;
- открытие доступа к поданным заявкам независимо от того, о каком именно виде подачи таких заявок идет речь;
- рассмотрение таких заявок и их оценка, а также проверка на соответствие предъявленным требованиям с точки зрения закупочной документации и действующего законодательства;
- ведение аудиозаписи, а также при необходимости видеозаписи процессов вскрытия конвертов, а также рассмотрения всех поданных заявок;
- определение победителя проведенной процедуры и фиксация всех этапов проведения той или иной закупочной процедуры в виде специально оформляемых протоколов;
- уведомление участника закупочной процедуры о результатах такой процедуры;
- подписание итогового протокола по результатам рассмотрения той или иной закупочной процедуры, а также направление проекта контракта победителю закупочной процедуры.
Экспертная комиссия
Для того чтобы принять результаты исполненного контракта, заказчик обязан создать специальную приемочную комиссию. Нередко такая комиссия выполняет одновременно роль экспертной комиссии. Если речь идет только об экспертной комиссии, то ее создание подпадает под действие части 3 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».
Ответственность за составление такого приказа чаще всего возлагается на контрактного управляющего или на уполномоченного сотрудника контрактной службы, а подписание такого приказа происходит только руководителем заказчика или специально уполномоченным на то лицом.
Действие экспертной комиссии осуществляется в соответствии со специально созданным Положением, которое должно быть утверждено также, как и состав комиссии, до момента начала приемочных мероприятий по тому или иному контракту.
В качестве основных полномочий экспертной комиссии следует рассматривать:
- проведение анализа предоставленных образцов и материалов, свидетельствующих о полном исполнении контракта;
- проверка и принятие решения о соответствии предоставленных образцов исполнения контракта установленным требованиям в документации о закупке, а также требованиям действующего законодательства в сфере закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
- составление итогового документа о результатах приемки контракта и подписание протокола о таких результатах.
Все проводимые заседания экспертной комиссии должны быть оформлены в виде специальных протоколов, в которых отражается каждый шаг экспертной комиссии и ее отдельных членов. Такие протоколы ведутся специально назначенным секретарем (коим может являться контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы). На этого же сотрудника ложится обязанность обеспечивать сохранность составленных протоколов в течение не менее одного года с момента его подписания и официального опубликования в Единой информационной системе в рамках реестра контракта (как документа, подтверждающего исполнение или расторжение контракта ввиду несоответствия результатов исполнения контракта заявленным требованиям).
Итоговое заседание, на котором принимается решение о том, следует ли рассматривать тот или иной результат исполнения контракта в качестве действительного, оформляется не протоколом, а заключением экспертной комиссии. В рамках такого заключения отображается вся информация, которая была получена экспертной комиссией по результатам исследования товаров, услуг или работ, которые предусмотрены в качестве итогов по выполнению контракта.
При этом, если в полученных результатах исполнения контракта выявлены какие-либо нарушения, они должны быть зафиксированы отдельно, а также указана информация, на каком этапе проводимой экспертизы такие нарушения были установлены.
При осуществлении государственных и муниципальных закупок на заказчика и приравненное к нему юридическое лицо накладывается обязанность создания как минимум двух комиссий – единой комиссии по проведению закупок и экспертной или приемочной комиссии. В том случае, если заказчик принимает соответствующее решение, то он может создать несколько специальных комиссий, которые будут отвечать за проведение закупок только одного конкретного вида. Однако независимо от того, о каком именно виде закупочных комиссий идет речь, их функционирование должно производиться в строгом соответствии с требованиями действующих норм законодательства в сфере закупок.
Если же заказчик в лице своих должностных лиц будет допускать ошибки, то на такое должностное лицо будут наложены соответствующие меры ответственности. Такие же требования предъявляются также и к созданным экспертным комиссиям, которые занимаются принятием результатов исполнения контракта. Однако штрафные санкции в данном случае будут гораздо серьезнее.
Какие виды закупочных комиссий существуют
Что такое комиссия по закупкам
Комиссия по закупкам создается для определения поставщика. Единую комиссию заказчик создает для проведения всех конкурентных закупок. Обычно единую комиссию создают на постоянной основе. Конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений может быть несколько.
Какие виды комиссий бывают
Заказчик может создать одну комиссию на все закупки либо для каждой закупки создавать отдельную комиссию (таблица).
Таблица. Виды комиссий
Любая комиссия рассматривает ваши заявки, отклоняет заявки, которые не отвечают требованиям, определяет победителя, формирует протоколы.
Какие функции выполняет контрактный управляющий
Контрактный управляющий — это должностное лицо, которое отвечает за закупку. Вы будете взаимодействовать с ним.
Контрактный управляющий разрабатывает план-график, размещает в ЕИС план-график и внесенные в него изменения. Он также осуществляет подготовку и размещение в ЕИС извещений о проведении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.
Контрактный управляющий проводит закупки, заключает контракты, участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков, готовит материалы для претензионно-исковых работ.
Поставщик при планировании закупок может получить у контрактного управляющего консультацию.