Что такое отдельный банковский счет
Перейти к содержимому

Что такое отдельный банковский счет

  • автор:

Что такое отдельный банковский счет

Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

1. Режим использования отдельного счета предусматривает:

1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:

а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

(пп. «г» в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

е) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями государственного контракта, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 30.04.2021 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е.1) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями контракта, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е.2) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями контракта, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

(пп. «е.2» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 263-ФЗ, от 30.04.2021 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;

(пп. «з» в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.

2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.02.2022 N 29-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проценты за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счете, не начисляются.

Что такое отдельный банковский счет

Принимать решение об участии в госзакупках стоит только в результате четкого понимания реализуемости и специфики предложения, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда выручка есть, а реальных денег, которые можно увидеть, потрогать и потратить на нужды компании – нет, потому что они «замерзли» на отдельном счете в банке или ТОФК.

Схема расчетов при обособленном банковском сопровождении
Чем отличается ОБС от обычного расчетного счета
Обязательные условия, включаемые в договор, при ОБС ГОС

Каким бывает обособленное банковское сопровождение

    — гособоронзаказ, подробнее здесь ;
    — контракты жизненного цикла и (или) заключаемые с единственным поставщиком, цена которых превышает 10-15 млрд. рублей (в зависимости от обеспечения), а так же если в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством (по Постановлению № 963 от 20.09.2014);
    — средства, предоставляемые обычным юрлицам и ИП по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), заключаемым в рамках исполнения госконтрактов и соглашений о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы), а также в случае принятия Правительством РФ решения об осуществлении ОБС по Постановлению №224 от 15.02.2023 (в 2022 году было Постановление №1368 от 02.08.2022).

Остановимся на наиболее массовом случае, Постановлении №224 от 15.02.2023. Это правила банковского сопровождения средств, поступающих на отдельные банковские счета (далее — ОБС) исполнителей (поставщиков) с лицевых счетов, открытых заказчикам (получателям субсидий) в Территориальном органе Федерального казначейства (далее — ТОФК) в случаях, определенных пп 1 — 4, 6 и 9 ч. 2 ст. 5 № 466-ФЗ от 05.12.2022, подробнее здесь . Исключение — госконтракты, с расширенным казначейским сопровождением, подробнее здесь .

Схема расчетов при обособленном банковском сопровождении казначейских средств госзаказа и субсидий

Исполнитель может открыть отдельный банковский счет (далее — ОБС) в банке из перечня банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, ст. 74.1 НК РФ: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/. Процедура резервирования и открытия счета стандартная, как для расчетного счета, зависит от выбранного банка.

Что делать, если банк не проводит платеж с ОБС?

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Чем отличается ОБС от обычного расчетного счета

    — наличие в текстовом назначении платежа детализированного кода направления расходования целевых средств, предусмотренного порядком санкционирования, подробнее здесь ;
    — соответствие наименования, ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств указанным в контракте, подлежащем обособленному банковскому сопровождению, и документе-основании;
    — непревышение суммы остатка средств на ОБС;
    — наличие реквизитов (тип, номер, дата) контракта, подлежащего обособленному банковскому сопровождению, документов-оснований и их соответствие документам, представленным в банк вместе с платежным документом;
    — соответствие содержания операции по расходам, связанным с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, исходя из документа-основания текстовому назначению платежа, предмету и условиям контракта;
    — заработной платы с учетом начислений и социальных выплат;
    — оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ (услуг)по правилам, аналогичным применяемым при казначейском сопровождении, подробнее здесь ;

в) обязательное наличие в платежных документах, контракте, а также в документах, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, идентификатора госконтракта, договора (соглашения) (далее – ИГК).

Взаимодействие между банками и Федеральным казначейством

Информационное взаимодействие между Федеральным казначейством и банками осуществляется через единую систему межведомственного электронного взаимодействия с отражением в ИС «Электронный бюджет». Банки ежедневно передают в ИС «Электронный бюджет» информацию о договорах, отдельных счетах, операциях по зачислению и списанию целевых средств и иную информацию. Ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют заказчику отчет по отдельному счету исполнителя в форме выписки о движении денежных средств и оборотно-сальдовой ведомости. Доступ к информации имеют так же госзаказчики и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС).

Обязательные условия, включаемые в договор, при ОБС ГОС

Во-первых, в государственные контракты, соглашения о субсидии (бюджетных инвестициях, вкладах), в рамках исполнения которых осуществляется ОБС, в дополнение к положениям, установленным Правилами казначейского сопровождения (все условия здесь ) включаются условия:
а) об обязанности исполнителя (головного) включать в условия заключаемых им договоров положения об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета;
б) о перечислении целевых средств на оплату обязательств по договорам, подлежащим обособленному банковскому сопровождению, заключаемым в рамках исполнения госконтракта (соглашения о субсидии, бюджетных инвестициях, вклада), с лицевого счета участника казначейского сопровождения, открытого ТОФК, на отдельный счет, открытый исполнителю по договору, после осуществления ТОФК санкционирования операций в соответствии с п. 4 ст. 242.23 БК РФ. Подробнее о казначейском сопровождении здесь .

    — осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по контракту (договору), с использованием отдельного счета;
    — представлять заказчику и банку сведения о привлекаемых соисполнителях (полное наименование соисполнителя, место нахождения, ФИО и телефоны руководителя, ИНН, КПП).

в) условие об указании в платежных документах, договоре, а также в документах, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ (услуг) ИГК;
г) условие о согласии исполнителя на передачу информации об отдельных счетах, операциях по зачислению и списанию целевых средств в подсистему ИС «Электронный бюджет».

Как забрать остатки средств и дебиторскую задолженность с казначейского счета и ОБС.

+7 911 006 72 37 info@apbhelp.ru
НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: формулировки в договор, варианты оплаты, формы, отчеты, обоснование цены и затрат, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Ну вот, на первый взгляд ничего сложного. Но не надо забывать, что если уж вписались в Госзаказ надо в обязательном порядке вести раздельный учет (не только в случае Гособоронзаказа), а он отличается от бухгалтерского и налогового, подробнее здесь . Так же не стоит завышать прибыль. Затраты должны быть обоснованы и экономически оправданы, подробнее здесь . Есть определенные сложности и сопутствующая им отвественность исполнителей. Можем поделиться быстрыми и проверенными способами их решения.

Осуществление расчетов с отдельного банковского счета – правила реализации контрактов по 275ФЗ

При реализации контрактов гособоронзаказа в порядке 275ФЗ осуществление расчетов с использованием отдельного счета является обязательным условием. При этом для исполнения каждого контракта, предметом которого является ГОЗ, обязательно открытие отдельного счета.

Осуществление расчетов по государственному контракту возможно только с использованием отдельного счета, открытого по конкретному государственному контракту. Анализ норм закона №275-ФЗ свидетельствует о том, что денежные средства, поступаемые на отдельный счет в рамках государственного контракта должны осуществляться только на оплату расходов в рамках данного контракта.

Осуществление расчетов посредством использования иных счетов, открытых не в связи с конкретным контрактом, не допускается, поскольку ведет к нарушению режима использования отдельного счета, открытого в рамках определенного государственного контракта. При таких обстоятельствах доводы об отсутствии прямого запрета на оплату расходов одного государственного контракта с расчетного счета, открытого для другого госконтракта в рамках 275ФЗ, не обоснованы.

Таблица типов операций по списанию денежных средств с отдельного счета в рамках ГО.

Уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов

Оплата товаров, работ, услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию

Оплата иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц

Перечисления прибыли в размере после исполнения контракта

Списание по исполнительным документам

Списание, связанное с размещением денежных средств на депозите

Возврат сумм кредитов

Расчеты с иностранными исполнителями

Перечисление денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения государственного контракта, контракта

Перечисление прибыли головному исполнителю в рамках частичного исполнения госконтракта

Иные операции по списанию денежных средств

Обязательным условием для приема распоряжений к исполнению является указание идентификатора государственного контракта (ИГК) в поле 22 «Код», за исключением распоряжений на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Назначение платежа со спецсчета должно строго соответствовать содержанию документов, являющихся основанием для платежа. В договоре, по которому осуществляется списание денег со спецсчета, обязательно должен быть указан идентификатор государственного контракта.

Специальный банковский счет: виды и особенности

Специальный счет это обособленный счет в банке, на котором хранятся и расходуются деньги, которые не подлежат учету по расчетному счету.

Определение специального банковского счета

Есть множество специальных счетов, перечень которых регулярно расширяется.

Виды счетов из Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И (ред. от 02.02.2021) «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»

Виды счетов открываемые банками РФ
1 Текущие счета
2 Расчетные счета
3 Бюджетные счета
4 Корреспондентские счета
5 Корреспондентские субсчета
6 Счета доверительного управления
7 Специальные банковские счета (На них остановимся более подробно)
8 Публичные депозитные счета нотариусов, службы судебных приставов, судов, иных органов или лиц, которые в соответствии с законодательством РФ могут принимать денежные средства в депозит
9 Счета по вкладам (депозитам)

Помимо перечисленных в Инструкции Центробанка счетов есть те специальные банковские счета, которые фигурируют в разных законах. Ниже рассмотрим более подробно каждый банковский специальный счет.

Банковские спецсчета

Название счета
1 Банковского платежного агента, банковского платежного субагента
2 Платежного агента
3 Счет должника
4 Поставщика
5 Торговый банковский счет
6 Клиринговый банковский счет
7 Счет гарантийного фонда платежной системы
8 Номинальный счет
9 Счет эскроу
10 Залоговый счет

Такие счета предназначены для отделения конкретного денежного потока организации от общего, если имеют место быть такие цели:

  • Расход средств для решения определенных задач;
  • Отделить суммы, на которые владелец счета не может претендовать.

Обычно поступления на такие счета являются платежами юридических или физических лиц за оказанные услуги.

Функционально специальный счет не отличается от текущего счета в банке, однако каждое действие осуществляется по определенным правилам с учётом типа счета.

Счет субагента или банковского платежного агента

Без таких счетов не обойтись при взятии части банковских функций на себя. В частности это касается приёма платежей физических лиц от имени банка, выдачи наличных или предоставления электронных платежных средств.

По такому счету доступны следующие операции:

  • Зачисление поступивших от физических лиц наличных;
  • Приём безналичных переводов со специальных счетов операторов;
  • Перечисление на счет получателя.

Счет платежного агента

Данный счет предназначен для того, чтобы осуществлять учет на специальных счетах оплаты от физических лиц за используемые ими услуги, допустим, платежи за ЖКХ. Данный специальный счет подразумевает:

  • Зачисление финансов;
  • Приём денежных переводов с агентских специальных счетов;
  • Перевод на специальный счет другого агента/поставщика услуг.

Счет должника

Открытие счета производится при завершении процедуры банкротства должника. Принадлежавшее обанкротившейся организации имущество распродается, а вырученные средства на специальных счетах в банке в дальнейшем распределяются между кредиторами. В обязательном порядке учитывается закон о специальных счетах.

Распоряжаться данным счетом может только конкурсный управляющий.

Счет поставщика

При предоставлении товары и услуг населению и расчетах через агентов также потребуется специальный счет. Через него осуществляется исключительно получение переводов без наличных средств с агентских специальных счетов и перечисление на счета в банке.

Торговый банковский счет

Данный специальный счет рассчитан на участников регулярных безналичных расчетов. На нем осуществляется хранение активов для следующих задач:

  • Выполнение предусмотренных сделкой обязательств;
  • Реализация обязательств по клирингу;
  • Перечисление комиссии;
  • Возврат денежных средств.

Торговые счета могут быть представлены в рублях, зарубежной валюте или драгоценных металлах.

Ими распоряжаются те клиринговые организации, которые при открытии фигурировали как владельцы счетов.

Клиринговый банковский счет

Цели у данного счета такие же, как и у торгового банковского счета, однако в его случае владельцем выступает клиринговая компания, а она в свою очередь является контролирующим звеном в сделках без использования наличных средств и обязуется осуществлять открытие счетов с целью размещения активов центральных контрагентов, клиринговых участников и других лиц

Клиринговая организация по общему правилу не располагает правом осуществлять перечисление собственных финансов на счет такого типа. Так как деньги на счете не принадлежат его владельцу, такие счета не могут быть арестованы или ограничены по числу операций.

Счет гарантийного фонда платежной системы

Финансовые организации, которые работают с такими платежными системами как МИР, с целью минимизации возможных рисков должны заняться формированием специального фонда. Для этого оператор платежной системы производит открытие счета гарантийного фонда платежной системы с установлением размера перечислений. Платеж будет возвращен в том случае, если организация прекратит операции с системой платежей.

Подобные специальные счета организации могут находиться исключительно в банках или небанковских организациях, которые не имеют возможности размещать привлекаемые денежные средства с целью получения дохода, например, в ЦБ РФ.

К такому счету не будут предъявляться аресты, взыскания или ограничения из-за долгов участников системы или оператора.

Номинальный счет

Доверительный управляющий должен в обязательном порядке открыть номинальный счет для того, что осуществлять работу с вверенными ему денежными средствами. Также он будет распоряжаться счетом, но всегда в интересах клиента. На одном номинальном счету допускается размещение финансов нескольких получателей.

Счет эскроу

Использование специального счета такого типа станет отличной защитой в случае неуплаты при заключении соглашения на оказание услуг или поставку продукции. Принцип работы следующий:

  • Покупатель открывает специальный расчетный счет с последующим внесением суммы соглашения;
  • Банк осуществляет блокировку денежных средств;
  • Продавец в полной мере выполняет свои обязательства;
  • Денежные средства перечисляются в пользу продавца.

Если условия сделки будут нарушены, тогда средства переведут обратно покупателю. Если другие договоренности не предусмотрены, то ни одна из сторон не сможет распоряжаться финансами.

Залоговый счет

Данную разновидность также открывают для того, чтобы свести к возможному минимуму риск неполучения денег. Денежные средства на специальных счетах такого типа компании вносят в размере залога (по соглашению с финансово-кредитной организацией или другой фирмой).

Помимо этого осуществляется перечисление прибыли от предоставленного в залог имущества, страховых выплат и прочих поступлений. Залогодатель использует счет без каких-либо особых ограничений, однако работа с ним может быть минимизирована, если остаток окажется меньше обеспечиваемых обязательств.

Залоговый счет можно открыть вместе с компанией-клиентом в случае, если у последней возникнут трудности финансового характера.

Деньги на специальном счете такого типа защищены от взысканий и арестов государственных органов.

Бухгалтерские специальные счета

Подавляющее число предприятий располагает множеством разнообразных объектов учета, стоимость и количество которых постоянно варьируется. Учет денежных средств на специальных счетах включает в себя:

  • Все имущество (активы): деньги, недвижимость, мебель, сырье, оборудование;
  • Обязательства (пассивы) перед клиентами, контрагентами, клиентами, сотрудниками и т.д.

Чтобы можно было произвести учет на специальных счетах в банке и анализ каждого из приведенных выше типов объекта, бухгалтерия заводит для каждого из них обособленный бухгалтерский счет. Их перечень утверждает бухгалтер в документации под наименованием «план счетов».

Счет 55

Счета под данным номером причисляются к активам. Они необходимы для учета и группировки средств, которые находятся на разных банковских счетах (вне зависимости от их типа, т.е. счет 55 специальные счета в банках или обычные) и представленных в виде чековых книжек, аккредитивов, а также депозитных счетов.

Когда может потребоваться специальный счет?

Открыть специальный счет необходимо:

  • Когда у поставщиков возникает необходимость в привлечении платежного агента для приема платежей;
  • Платежному агенту для осуществления приёма платежей физических лиц;
  • Для того чтобы банковский платежный агент мог принять финансы от физического лица, в том числе предоставленные с помощью банкоматов и платежных терминалов.

Что будет, если специальный счет не используется?

Если специальный банковский счет не будет использоваться, тогда последует административный штраф, а именно:

  1. Если не соблюдается обязанность по сдаче денег в кредитно-финансовую организацию, которые были получены от плательщиков при приеме платежей в виде наличных для зачисления на специальный счет;
  2. Счет не используется для осуществления расчетов поставщиками, платежными и банковскими платежными агентами, а также субагентами специальных счетов в банке.

За перечисленные выше правонарушения предусматриваются административные штрафы в таких размерах:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *