Все, что нужно знать об отгрузке товаров на маркетплейсы
Со стороны поставка товаров на маркетплейсы выглядит так: закупили продукцию, привезли на склад, продали. Все просто. В реальности здесь масса деталей: напечатать и наклеить на товары и коробки этикетки со штрихкодами, упаковать груз, подготовить сопроводительную документацию. И каждый из этих процессов — по определенным правилам. Как сделать отгрузку для Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет — рассказываем в этой статье.
Печатать этикетки на товары, планировать закупки, отслеживать остатки, анализировать прибыльность по каналам продаж позволяет МойСклад, облачный сервис для управления торговлей с интеграцией с крупнейшими маркетплейсами.
На маркетплейсах две основных схемы работы. Продавать со своего склада — система FBS (Fulfillment by Seller). И продавать со склада торговой площадки — FBO (Fulfilment By Operator). Есть промежуточный вариант — работать по схеме FBS, но передавать на аутсорс сторонней компании подготовку и отправку заказов.
Разница в том, кто именно хранит, комплектует, упаковывает и доставляет товары. Предприниматель решает эти задачи сам или делегирует.
Дальше рассмотрим ключевые этапы — настройку учета, маркировку и упаковку товаров для отгрузки на маркетплейсы.
После того как вы зарегистрировались на маркетплейсе, выбрали схему работы, закупили продукцию, необходимо настроить товарный учет.
В МоемСкладе вы можете обрабатывать заказы и вести аналитику одновременно по нескольким площадкам, в разрезе отдельных каналов — например, вы продаете и по схеме FBO, и по схеме FBS. Торговля на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет — это комиссионная торговля и учет идет на основании отчетов комиссионера, которые передает маркетплейс.
Товары с ценами загружаются из МоегоСклада в личный кабинет маркетплейса. С помощью интеграции остатки и цены синхронизируются автоматически. Кроме того, заказы с торговых площадок автоматически поступают на обработку в МойСклад.
На FBO процесс выглядит так:
Схема работы FBO
Схема работы FBS
В любом случае селлеру необходимо доставить товар на площадку, будь то склад или сортировочный центр. Перед тем, как это делать, изучите регламенты платформы, где вы торгуете. Маркетплейсы не принимают товары с нарушением правил маркировки, упаковки, доставки.
Представьте, что вы привезли груз на склад, а его вернули. Пока вы исправляете ошибки, необходимых позиций нет в наличии, рейтинг на площадке падает. Это еще не худший сценарий. Ozon и Wildberries часто блокируют аккаунты селлеров из-за отсутствия запасов востребованных товаров на складе и виной тому нарушение регламентов.
Разберем, как все правильно сделать.
По закону на каждом товаре, а также упаковке должен быть штрихкод. Его нужно разместить на наклейке для упаковки и этикетке (навесном ярлыке).
На наклейке для упаковки кроме штрихкода указывают:
- Артикул
- Цвет
- Размер
- Наименование товара
- Артикул
- Цвет
- Размер
- Состав
- Страну производства
- Данные о производителе
- Данные о поставщике
- Дату изготовления
- ТР ТС (сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза)
Пример этикеток со штрихкодами для маркетплейсов
Если работаете с фулфилментом, подрядчики делают маркировку при отгрузке товаров на маркетплейсы. Если поставляете сами по FBS или FBO — вам и маркировать.
Штрихкод состоит из графической и цифровой части — баркода, который позволяет идентифицировать товар. Обычно селлеры используют маркировку производителей, но бывает так, что пришла партия из Китая без опознавательных знаков. В этом случае баркоды создаете вы сами. Нужно наклеить этикетку на каждый товар.
Коды можно сформировать в личном кабинете маркетплейса.
Последовательность при отгрузке на Wildberries: раздел «Загрузки» → «Генерация баркодов» → «Количество» → «Сгенерировать баркоды».
Обратите внимание, что уникальный код делаем на каждый размер и цвет одного товара. Например, у вас есть черные футболки трех размеров — нужны три кода.
После генерации Wildberries автоматически скачивает все в Excel-файл, дальше загружаем полученные коды на платформу, чтобы закрепить их за конкретными товарами. Для этого зайдите в раздел «Загрузки» → «Загрузка баркодов».
Если используете коды от производителя, зарегистрируйте их в Wildberries, чтобы не было пересечения с другими селлерами.
При отгрузке в Ozon аналогичная по смыслу схема. Зайдите в раздел «Товары» → «Управление штрихкодами» → «Без штрихкода» → «Сгенерировать для всех».
Генерация штрихкодов в Ozon
Если хотите сделать штрихкоды для отдельных товаров, последовательность такая:
Товары → список товаров → штрихкод → добавить
Код можно ввести вручную или нажать «Сгенерировать» и Ozon его создаст. Если штрихкод уже нанесен производителем на упаковку, что-то еще делать не нужно. Кроме тех случаев, когда товар дополнительно упакован:
- в пупырчатую пленку;
- в пластиковый пакет.
После генерации кодов экспортируем их в Excel. На странице Товары → Управление штрихкодами → Скачать в XLS. Если все верно, выводим маркировку на печать и наклеиваем на этикетки.
Яндекс.Маркет в инструкции по отгрузке для селлеров говорит, что на платформу необходимо передавать штрихкоды производителя. Собственные коды загружать бесполезно. С ними не получится прикрепить ваше предложение к карточке товара.
У всех площадок три общих требования к штрихкоду на этикетке:
- уникальный;
- машиночитаемый;
- совпадает с кодом в личном кабинете
Когда вы делаете поставку по схеме FBO, то упаковываете товар в коробки и на каждую из них наклеиваете стикер со штрихкодом. Сгенерировать ШК коробов можно в личном кабинете маркетплейса.
Количество ШК короба равно количеству отгружаемых коробок.
После прибытия груза на склад сотрудники маркетплейса открывают коробки и сверяют каждый товар по штрихкодам.
После получения баркодов вводим их как артикулы товаров в МойСклад и генерируем в EAN-13 — европейский стандарт штрихкодов. Остается распечатать полученный результат на этикетки. Массово или при каждой поставке, сколько нужно.
В МоемСкладе есть шаблон этикетки со штрихкодом — он подойдет для всех площадок. Загрузите свои данные, выберите нужный размер и отправьте на печать.
У каждой площадки свои требования к этикеткам.
Размеры этикеток для Wildberries: 40*30 мм, 43*25 мм, 58*40 мм.
Wildberries объявил, что с 13 декабря 2021 года отказывается от использования размеров 40×30 и 43×25 мм из-за плохого качества печати на таких этикетках и увеличения времени на обработку товаров. Стандартный размер с этого момента 58*40 мм.
Размер этикетки для Ozon: 75*120 мм.
Яндекс.Маркет рекомендует размер этикетки А6, то есть 105*148 мм.
Каких-то специфических требований к оборудованию Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет не ставят — подойдет любой принтер с термопечатью или термотрансферным переносом. А вот на бумагу Ozon обращает внимание — она должна быть матовой или полуглянцевой.
Для чего размещать штрихкод на товар, если его можно наклеить на транспортную упаковку?
Представьте, что покупателю пришел заказ, где на коробке наклеен FBS-ный стикер. Клиент выкинул коробку, а товар хочет вернуть. Для этого и нужна маркировка со штрихкодами — так маркетплейс поймет, что товар принадлежит вам как поставщику. Иначе товар попадет в «обезличку» и вы его не найдете.
- штрихкод на упаковке на видном месте и не перекрывает сроки годности и описание товара.
- если вы наклеили по каким-то причинам новый код, он должен полностью перекрывать старый.
- маркировка не рваная, не заклеена скотчем, распечатана целиком, а не состоит из отдельных фрагментов.
- на упаковке нет сторонних маркировок.
- у хрупких товаров на коробке есть пометка «Не бросать. Хрупкий груз», внутри они завернуты в пупырчатую пленку.
- этикетка должна быть на русском языке.
- упаковка плотно закрывается, товар не выпадает.
У каждой площадки есть свои требования к материалу упаковки для разных товаров. Wildberries размещает их в личном кабинете, а Ozon в открытой базе знаний.
Главные документы — это транспортная накладная и акт приема-передачи, содержащий стоимость, полное описание и перечень характеристик каждого из отправлений. Акт подтверждает передачу груза от водителя на склад маркетплейса.
Как и в случае с упаковкой, по документообороту у каждой площадки свои требования. У Ozon также есть регламент по времени и порядку приема транспорта поставщика на складах и сортировочных центрах. При несоблюдении этих правил маркетплейс не примет поставку.
Документацию продавцу маркетплейсы передают двумя способами: через систему электронного документооборота (ЭДО) — так работает Ozon. Или размещают в личном кабинете продавца на своей платформе — принцип Wildberries.
Важно: фактическое число коробок с товаром и количество, указанное в сопроводительных документах, должны совпадать. При их расхождении ваш груз могут не принять.
Как правильно работать с поставщиками — 10 секретов ведения бизнеса, о которых мало кто знает
Продолжаем делиться секретами ведения бизнеса. Сегодня говорим о поставщиках товаров. Очень часто именно они — самое слабое звено в работе интернет-магазина или оффлайн-точки. Рассказываем о том, как обращать ошибки поставщиков в свою пользу, выбивать из них скидки и заставлять правильно работать.
Секрет 1 — договор всему голова
Чтобы избежать головной боли, с поставщиками нужно заключать договор. “Ой, удивили” — наверняка скажете вы. Это и так понятно — куда без договора-то. Не налоги посчитать, не перевод сделать. Это все, конечно, хорошо, но сейчас мы немного о другом.
В большинстве случаев между сторонами заключается совершенно стандартный рамочный договор. Этот обязан возить товар, а тот его оплачивать. Больше того — договор обычно составляет именно поставщик. Естественно, под себя — с максимальной выгодой и минимальной ответственностью. А вы его в лучшем случае просто читаете и то через слово.
Так делать нельзя. Внимательно прочитайте договор и посмотрите, какие моменты для вас неудобны. Их можно и нужно обсудить с контрагентом и по возможности исправить. Например, увеличить сроки оплаты товара. Так у вас в обороте будет больше денег. А еще договор следует дополнить следующими пунктами, если их там нет:
- ответственность поставщика за срыв сроков. Самый распространенный случай — когда поставщик должен был привезти товар сегодня, а привез через несколько дней. Бороться с этим бесполезно. Менеджеры будут мычать и извиняться, говорить, что такое больше не повторится, но все останется по-старому. А раз проблему не искоренить, так почему бы на ней не заработать? Пропишите в договоре неустойку за каждый день просрочки. Пустячок, а приятно. Задержал поставку — заплатил копеечку;
- ответственность за поставку не того, что заказали. Тоже бывает сплошь и рядом. Подход тот же — неустойка за каждый случай. Или за задержку поставки — за столько дней, сколько будут везти то, что нужно;
- условия замены и возврата некондиции. Или бракованных изделий. На таких вещах вы тоже теряете время, а самое главное — доверие клиентов. Так вот пусть за это тоже отвечает поставщик — переложите на него ответственность, прописав пункт в договоре.
Общий посыл такой: не надо подмахивать договор с поставщиком не глядя. Предусмотрите как можно больше его косяков и пропишите ответственность за них в договоре.
Секрет 2 — не храните все яйца в одной корзине
Это называется модным словом “диверсификация поставок”. Прямо как на газовом рынке Европы: чем больше поставщиков, тем лучше. Не привез один — привезет другой. Многие допускают такую ошибку: найдут одного-двух контрагентов и цепляются за них, как утопающий за соломинку. Вроде давно работаем, все привычно и понятно — зачем что-то менять?
Не делайте так. Поверьте — поставщиков много и все они борются за рынок. То есть за вас. На первых порах поработайте с несколькими поставщиками по разным позициям товаров. Посмотрите, как они выполняют свои обязанности. Вы сразу поймете, кто лучше, а кто хуже. Если поставщик вечно стаскивает сроки, везет не то и не в нужном количестве — без сожаления расставайтесь с ним и ищите другого.
На первых порах это тяжело. Поставщиков нужно найти, заключить договора, обменяться реквизитами, заказать пробные партии. Но только так вы выберете из всех участников рынка наиболее ответственных и надежных.
Секрет 3 — смело торгуйтесь
Еще одна распространенная ошибка почти всех новичков. Поставщик скидывает прайс, вы выбираете из него нужные позиции и делаете заказ. И вам даже в голову не приходит, что цены, указанные в каталоге, далеко не жесткие. Их можно и нужно уменьшать.
Делать это надо обоснованно и аргументированно. Не просто просить продавать дешевле, а мотивировать поставщика делать это. Вот несколько рабочих способов:
- просить скидки за большие объемы. Например, вы покупаете десять коробок товара и получаете одиннадцатую бесплатно. Или вам делают скидку на оплату всей партии;
- приводить в пример конкурентов ваших поставщиков. Мол, у них дешевле. Прямо как в “Эльдорадо”: нашел дешевле — сделаем скидку. Очень действенный и рабочий метод. Особенно он хорош в сочетании с лестью: “мне так нравится с вами работать, это очень удобно и привычно. Но вот беда — ваши конкуренты предлагают тот же товар дешевле. Но я бы хотел сотрудничать с вами. Так что сделайте ка мне скидочку. Иначе — ничего личного”;
- идти на хитрость. “Ой, эти кроссовки так плохо продаются, не привозите их больше. Ну или привозите со скидкой”;
- просите дополнительные бонусы. Многие поставщики вместе с товаром готовы предложить торговое оборудование, бесплатную доставку и другие полезные вещи. Грех не воспользоваться. Главное — не стесняйтесь об этом спрашивать;
- оплачивайте товар наличкой по факту поставки или по предоплате. Очень подкупает многих контрагентов. Некоторые даже делают фиксированную скидку за оплату в момент отгрузки. Если скромно помалкивают — намекните: я вам оплату по факту налом, вы мне скидку.
Секрет 4 — просите отсрочку платежей
В договоре поставщик обязательно пропишет сроки оплаты товара. Обычно это пять-десять дней, реже две недели. Сначала так и будет — пока контрагент не убедится в вашей платежеспособности. Бизнесменов, задолжавших поставщикам миллиарды рублей, очень много, вдруг вы как раз один из таких?
Как только проработаете с поставщиком с полгода — заводите разговор о более длительных сроках оплаты. Месяц, два — как договоритесь. Многие предприниматели зададут справедливый вопрос, зачем это нужно. Дескать, я буду должен, какой в этом смысл и так далее. Мы даже опрашивали новичков на эту тему. Большинство ответили, что негативно относятся к долгам перед поставщиками. И зря.
Отсрочка платежа — это рабочий способ разогнать оборотку и увеличить ее в разы по щелчку пальца. Заказали товара на несколько миллионов, а не заплатили ни копейки. Товар есть? Есть. Ассортимент в каталоге пополнился, склады битком. Деньги в обороте. Продадите — расплатитесь. И долгое время можно ничего не заказывать и просто получать выручку.
Да, здесь важна дисциплина. За продукцию рано или поздно придется платить. Берите на реализацию столько, чтобы к моменту платежа иметь средства для оплаты поставки. А то можно увлечься, набрать товара и в день его оплаты обнаружить, что денег нет. Так что действуйте небольшими шагами, постепенно разгоняя оборот.
Секрет 5 — просите бесплатные образцы товара
Некоторые производители, продвигая новый товар на рынке, снабжают поставщиков бесплатными образцами продукции. Конечно, речь не идет о новой модели айфона — обычно так действуют производители продуктов питания. Они дают образцы поставщикам, поставщики — вам, а вы — своим клиентам. В качестве бонусов или подарков.
Дегустация колбасных изделий
Секрет 6 — просите рекламную продукцию, мерч, сувениры
Поверьте — этого добра у поставщиков навалом. Здесь тоже стараются производители, снабжая их футболками со своим логотипом, чайными кружками, кепками и авторучками. Не говоря уже о календариках, плакатах и прочей мелочевке. Но поставщики вам об этом не скажут, если не спросите. Поэтому не стесняйтесь и спросите, нет ли возможности привозить с каждой партией товара несколько таких мелочей.
Такие вещи можно использовать с умом. Например, награждать активных подписчиков ваших групп в социальных сетях. Или дарить бонусом к покупкам. Вы ничего не тратите, а лояльность клиентов повышается. И для рекламы брендов хорошо. А то лежат эти кружечки и ручки мертвым грузом на складах — не дело!
Секрет 7 — не бойтесь поставщиков из других регионов
Экономика полна парадоксов. Один из них такой: часто заказать товар с соседней улицы дороже и дольше, чем с другого конца страны. Не будем пытаться объяснить, почему это так, нам это неинтересно. А вот получить от этого выгоду — очень даже интересно. На первый взгляд кажется естественным найти поставщиков поближе. А потом оказывается, что товар они возят раз в неделю и вполовину дороже, чем снабженцы из соседнего региона.
Универсальных советов здесь нет — все надо изучать и пробовать. Правда есть одно общее правило — почти всегда дешевле везти товар из Москвы. Оно работает в радиусе 500 километров от столицы точно. Даже с учетом транспортных расходов это бывает выгоднее.
Секрет 8 — станьте хозяином положения
Еще раз напомним: поставщики заинтересованы в вас больше, чем вы в них. Клиент всегда прав, а клиент в данном случае — это именно вы. Не вы должны бегать за снабженцами, а они за вами. Ведя переговоры, дайте понять: условия будете диктовать вы. Не нравится — до свидания. Именно так делают крупные торговые сети. Отличный пример — продуктовые магазины типа “Магнита” или “Красного и белого”. Они вполне могут ставить условия гигантам типа “Кока-Колы”.
Правда, здесь есть одно “но”. Пока ваши объемы небольшие, гнуть свою линию не получится. Поставщики не будут бояться потерять клиента с оборотом несколько десятков тысяч рублей в месяц. Поэтому здесь тоже надо действовать поэтапно. Чем выше ваши объемы, тем смелее можно общаться со снабженцами.
Секрет 9 — доверяй, но проверяй
Вам привезли партию товара. Экспедитор отдал документы, грузчики отнесли коробки на склад. Вы пожали друг другу руки и распрощались. А на следующий день оказывается, что в поставке море ошибок: половины товаров нет, в документах одна путаница, да еще и полно брака.
Чтобы этого не случилось, проверяйте товар сразу. Вскрывайте коробки, пересчитывайте, взвешивайте. То же самое с документами. Переделать подписанные бумаги часто сложнее, чем выписать новые.
Если что-то не устраивает — не принимайте. Заворачивайте партию целиком или отдельные товары. Все это — с составлением соответствующих документов — актов отбраковки, возвратных накладных и так далее.
Секрет 10 — общайтесь напрямую с руководством компании-поставщика
Очень часто бывает так, что поставщиков искать не надо. Они сами начинают ходить табунами, прознав о вашем открытии. Или звонить, спамить на почту или в личных сообщениях. Обычно те, кто с вами связывается, — это простые менеджеры или торговые представители. Их задача — заключить договор и наладить поставки товара. Они будут вежливы и обходительны, с удовольствием примут заказ и оплату, но! С этими сотрудниками бессмысленно разговаривать по поводу скидок и изменений условий договора.
Нет, попытаться, конечно, можно, но в полной мере на решение вопроса рассчитывать не стоит. Торговые представители работают в строгих рамках и не могут выходить за пределы своей компетенции. Если хочется большего — ищите руководство, то есть тех людей, которые лично решают, идти вам на уступки или нет.
Это тоже надо делать постепенно. Поработайте с поставщиком несколько месяцев. Вы зарекомендуете себя как надежный и платежеспособный партнер, с которым выгодно сотрудничать. А чтобы сотрудничество было еще прочнее и выгоднее, неплохо бы сделать вам скидку. Даже при небольших объемах отказываться от постоянного клиента никто не захочет. Опросы показывают, что для поставщиков лучший покупатель тот, кто делает заказы регулярно, пусть и небольшими партиями. Поэтому снабженец скорее пойдет на уступки, чем потеряет проверенного контрагента.
И общаться на эту тему лучше с начальством. Руководитель отдела продаж, коммерческий или генеральный директор — чем выше, тем лучше. Если в общении с персональным менеджером вы уперлись в потолок в плане улучшения условий — спросите его, с кем вы еще можете обсудить этот вопрос. Получив нужные контакты готовьтесь к переговорам. Они должны проходить на равных. С хозяином компании должен общаться ваш директор, а не экономист. Вы знаете, что хотите получить, партнер — что может предложить.
Теперь вы знаете о работе с поставщиками гораздо больше, чем до прочтения этой статьи. Напоследок раскроем главный секрет. Уважайте своих партнеров, стройте отношения на взаимной выгоде, не забывая о человечности. Это касается не только поставщиков, но и всех остальных. Успехов в бизнесе!
«Ложный транзит» и «перепродажа в пути»: как товары из Европы возят в Россию
«Спецоперация»* на Украине настроила Запад против России. В ответ Европа и США ударили по российской экономике. В частности, организовали транспортную блокаду и ограничили товарооборот. Наиболее ощутимыми оказались санкции Евросоюза, так как до «спецоперации» страны альянса были главными торговыми партнерами России — на них приходилось более трети нашего торгового оборота.
Первой реакцией российского бизнеса стала переориентация на Восток. Правда, на подбор подходящих альтернатив и доставку уйдет не один месяц. Да и не для каждого европейского товара реально найти аналог в Азии. Особенно если речь идет о высокотехнологичной продукции и предметах роскоши. Выходит, потребность в поставках из ЕС остается. Но как «объехать» транспортную блокаду с минимальными издержками?
Маршруты объезда
Первой жертвой ограничений стала авиация — в конце февраля ЕС полностью закрыл небо для российских самолетов. Параллельно развивалась морская блокада со стороны европейских портов и контейнерных операторов. Под частичный запрет попали ЖД-перевозки. Отдельный удар пришелся по автотранспорту — наиболее популярному способу доставки грузов из Европы. Фурам с российскими номерами закрыли въезд на территорию ЕС.
Впрочем, российский бизнес быстро адаптировался. Часть перевозчиков перерегистрировала свои фуры в Казахстане. Большинство же перестроили логистику через соседние страны — тот же Казахстан, Турцию, ОАЭ, Грузию и Армению. Правда, удлинение цепочек чревато не только увеличением сроков доставки, но и кратным (в два-три раза) ростом ее стоимости — из-за дополнительных расходов на логистику и таможенные процедуры в третьих странах. Но выход есть.
Чтобы минимизировать издержки, используют схемы косвенного реэкспорта, говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. Они позволяют везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну. Конструкция выглядит так: европейский поставщик заключает контракт на поставку товара с компанией-посредником из страны, дружественной для России. При этом сам груз сразу отправляется в сторону России. По дороге фура с товаром заезжает на таможенный склад, расположенный, как правило, в одной из прибалтийских стран. В этот момент первый контракт заменяется новым — между компанией-посредником и конечным покупателем из России. После этого фура с «перепроданным» грузом и новым пакетом документов пересекает границу ЕС и заезжает в Россию.
Европейский товар может быть «перепродан» в Россию и без заезда на склад, отмечает Властопуло: прямо во время движения фуры. Такую разновидность «косвенного реэкспорта» называют «перепродажей в пути», рассказывает логист. Есть и другая вариация — «ложный транзит». В этом случае грузовик с товаром пересекает границу с ЕС с первичным пакетом документов. Но водитель прокладывает свой маршрут в третью страну так, чтобы он пролегал через Россию. После пересечения российской границы автомобиль заезжает на местный таможенный склад, где происходит «перепродажа российскому получателю». После этого груз уже не покидает территорию России.
Преграды на пути
Схемы «абсолютно легальны», заверяет Властопуло. Но их надежность не всегда предсказуема. Например, перевозчик может отказаться от транспортировки груза или могут возникнуть сложности на границе — если попадется слишком подозрительный таможенник, перечисляет Властопуло: «Вдруг скажет, а какого черта ты поехал таким маршрутом, а ну-ка давай разберемся, куда ты едешь». Схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников, отмечает учредитель VIG Trans Игорь Ребельский. Из-за боязни вторичных санкций они все чаще требуют, чтобы товар, предназначенный для России, физически пересекал их границу и проходил таможенное оформление. «Цепочка и затратная часть удлиняются, и на выходе, конечно, себестоимость кратно растет», — констатирует бизнесмен.
Кроме того, растут и аппетиты транспортных компаний-посредников. Помимо накладных расходов (в них входят транспортные услуги и таможенное оформление), они, как правило, претендуют на 5-10% от суммы контракта, рассказывает Ребельский. А если сделка касается дефицитных категорий товаров, пользующихся спросом (например, серверного оборудования или микропроцессоров), компании-посредники могут в два раза увеличивать ценник на свои услуги: «Просто потому, что понимают, что [альтернативных] вариантов не будет и рано или поздно купят». Чтобы исключить «жадных» контрагентов из цепочек, российские логисты стали открывать за рубежом свои компании. Но и с этим возникли сложности.
«Вы знаете, я несколько большего ожидал от наших партнеров по ЕАЭС», — признается Властопуло. И делится своим опытом по запуску бизнеса в Казахстане: «Мы столкнулись с большими трудностями. Во-первых, вместо двух недель открытие компании затянулось на полтора месяца. А счета в банке, которые должны были открыться за два дня, не открылись за две недели». Еще одной страной, которая вначале показалась многим транспортникам привлекательной, была Грузия, рассказывает Ребельский. Главный плюс — льготный таможенный режим для местных компаний, который позволял не растаможивать ввезенный для дальнейшего реэкспорта товар. Правда, вскоре оказалось, что Грузия «не готова работать в формате реэкспорта» с Россией, говорит Ребельский: «Санкционный товар она не пропускает даже транзитом. Разворачивает».
Схемы косвенного реэкспорта — это временный выход из сложившейся блокады, а не «логистика 2.0», признает Властопуло. Использовать их в промышленных масштабах не получится из-за большого количества рисков, говорит логист. «Все меняется каждый день, — соглашается Ребельский. — Ты можешь договориться, выстроить какой-то новый маршрут, а он через неделю-две по факту не будет работать». О том, как российская экономика оказалась в транспортной блокаде со стороны Запада, насколько внутренняя инфраструктура готова к «развороту на Восток» и как можно обойти существующие ограничения в логистике — смотрите в новом выпуске «Forbes Глубже».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Пять ответов про маркировку: как быть производителям, нужно ли маркировать хенд-мейд и что делать с поставками из Китая
Как быть с маркировкой дизайнерам, которые шьют обувь и одежду на заказ? Должен ли китайский поставщик маркировать сырье для обуви? С чего начать маркировку производителю обуви? На эти и другие вопросы мы ответили вместе с экспертами Честного ЗНАКа.
Я производитель, как я должен маркировать обувь?
- Зарегистрироваться в системе маркировки и прослеживаемости.
- Заказать коды маркировки в системе.
- Сформировать средства идентификации с кодами (этикетки).
- Нанести на товар средства идентификации с кодами (наклеить этикетки).
- Подать в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот.
- Подать в систему маркировки сведения о передаче маркированного товара другому участнику оборота.
Удобнее все это делать в режиме «одного окна» — для этого идеально подойдет сервис МойСклад. В нем можно быстро завести карточки для новой продукции, заказать коды, ввести товары в оборот, упаковать их для перевозки и напечатать этикетки. Работать с маркировкой можно бесплатно на всех тарифах. В МоемСкладе можно также управлять всеми процессами бизнеса. Контролируйте все: от учета до оплаты заказа и доставки. Есть подробные инструкции по всем функциям, а поддержка работает 24/7. Попробовать МойСклад .
Что делать мелким дизайнерам и хенд-мейдерам, которые шьют работы дома? Они обязаны маркировать их?
Дизайнер обязан самостоятельно промаркировать свои работы, если:
- Эта продукция попадает в перечень товаров из распоряжения № 792-р.
- И при этом дизайнер продает ее как юрлицо или ИП.
Если дизайнер выступает как физлицо и сдает товары в магазин, например, по договору комиссии, маркировать товар должен магазин.
Что делать с закупкой сырья из Китая? Мы получаем текстиль для дальнейшего производства обуви. Китайский производитель должен маркировать это сырье или нет? А мы должны маркировать производимую обувь?
Все зависит от того, есть ли товары в распоряжении № 792-р. Если закупаемое сырье там есть, китайский поставщик должен его промаркировать. Если там есть ваша обувь — вы обязаны промаркировать ее самостоятельно.
Я покупаю чистые футболки оптом, потом наношу на них принты и продаю через интернет. Кто будет их маркировать: я или производитель?
Проверьте по списку товаров в распоряжении № 792-р, надо ли маркировать футболки, которые вы покупаете. Если они есть в списке, маркировать их должен производитель — он должен присвоить код GTIN и описать атрибутивный состав сведений о товаре.
После нанесения принта на футболки меняется описание атрибутивного состава, а значит — нужен новый GTIN. При изменении GTIN понадобится перемаркировать товар с новым GTIN. Это вы должны будете сделать уже самостоятельно. Обязательная маркировка одежды стартует 1 января 2021: к этому моменту у вас все должно быть готово, чтобы работать по этим правилам.
Как ателье работают с маркировкой? Нужно ли нам маркировать обувь, если мы ее сшили на заказ?
Если вы шьете обувь по договору услуг с клиентом, маркировать ее вам не нужно.
Вопросов по маркировке много, мы ответили на главные — смотрите наш справочник « 200 ответов по маркировке » и читайте Методические рекомендации по маркировке обуви и инструкция по нанесению кодов.
В МоемСкладе уже все готово к маркировке: можно вести учет маркированных товаров, продавать их, работать с ЭДО, как этого требует закон. Поддержка маркировки полностью бесплатная, а простой интерфейс позволяет начать работать сразу после регистрации.
Попробуйте прямо сейчас — это бесплатно! Просто зарегистрируйтесь и начните работать.