Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Порядок обращения к Уполномоченному регламентирован Федеральным конституционным законом
от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
(Принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года. Одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года.)
1. В каких целях назначается Уполномоченный по правам человека в РФ?
— Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1).
2. Каковы задачи Уполномоченного?
а) восстановлению нарушенных прав;
б) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
в) развитию международного сотрудничества в области прав человека;
г) правовому просвещению по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1).
Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.
3. Вы обратились к Уполномоченному. Лишает ли это Вас права обращаться в другие государственные органы, где Ваши права могут быть защищены ?
— Нет, так как деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
4. Кто имеет право обратиться к Уполномоченному?
— Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15).
5. Жалобы на чьи решения, действия или бездействие рассматривает Уполномоченный?
— Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п.2 ст. 16).
6. Можно ли одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации?
— Да, так как обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным (п.З ст. 16).
7. Существуют ли сроки давности при подаче жалобы на имя Уполномоченного?
— Да, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).
8. Какие сведения должна содержать жалоба Уполномоченному?
— Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п.2 ст. 17).
9. Облагается ли жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной?
— Нет, не облагается (п.З ст. 17).
10. Могут ли направляться Уполномоченному жалобы от тех, кто содержится в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях?
— Да, могут. Их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часовнаправляются Уполномоченному (ст. 19).
11. Какие действия вправе предпринять Уполномоченный, получив жалобу ?
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п.1 ст.20).
12. В какой срок Уполномоченный информирует заявителя о принятом решения?
— В десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20).
13. Обязан ли Уполномоченный мотивировать отказ в рассмотрении жалобы?
— Да, обязан (п.З ст.20).
14. Можно ли обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению?
— Нет, такой отказ обжалованию не подлежит (п.З ст.20).
15. Может ли Уполномоченный предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе?
— Да, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).
16. Может ли Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению ?
-Да, он вправе это сделать (п.1 ст.22).
17. Может ли Уполномоченный поручить проверку государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются ?
— Нет, не может (п.2 ст.22).
18. Какими правами располагает Уполномоченный при проверке жалобы? Уполномоченный имеет право:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания ( ст. 23).
19. Может ли Уполномоченный получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну?
— Да, может (п.1 ст.24), если это в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Поступила жалоба на действие органа или должностного лица. Ставит ли Уполномоченный этот орган или должностное лицо в известность о поступившей жалобе и ее характере?
— При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25).
21. Обязан ли о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный известить заявителя?
-Да, обязан (п.1 ст.26).
22. Что обязан сделать Уполномоченный в случае установления факта нарушения прав заявителя?
— Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26-37).
23. Может ли Уполномоченный выразить свою позицию по жалобе до принятия им окончательного решения?
— Нет, до вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат (п.1 ст.28).
24. Может ли Уполномоченный разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия?
— Нет, не может (п.2 ст.28).
25. Какие действия по результатам рассмотрения жалобы вправе предпринять Уполномоченный?
1. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке.
2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.
3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
5. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод гражданзаконом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25).
26. Может ли Уполномоченный опубликовать принятое им заключение?
— Да, таким правом он обладает (п.1 ст.30).
27. Обязано ли периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, публиковать заключения и иные документы Уполномоченного?
— Да, обязано (п.2 ст.30).
28. Установив в результате изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что имели место нарушения прав человека, какие действия Уполномоченный вправе предпринять?
1. Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения об щего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.
2. Обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ст. 31).
29. Какие действия Уполномоченный вправе предпринять в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан?
— В таких случаях Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях (ст. 32).
30. В течение какого времени должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий?
— Не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34).
31. В течение какого времени государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному?
— В месячный срок (ст. 35).
Адрес: 107084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47. Телефон приемной 207-39-69. Проезд: М. "Красные ворота".
Уполномоченному по правам человека
в Российской Федерации
Т.Н. Москальковой
от________________________________,
проживающего______________________
__________________________________,
тел._______________________________
Моему сыну Иванову И.И. 1980 года рождения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 УК Российской Федерации, следственным отделом внутренних дел г. Н-ска с санкции прокурора города 1 марта 2001 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В порядке 220-1 УПК РСФСР сын обжаловал в суд постановление о применении данной меры пресечения, однако судьей 5 марта 2001 года вынесено постановление об оставлении его жалобы без удовлетворения.
Избрание моему сыну меры пресечения в виде заключения под стражу произведено с нарушением его права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного статьей 22 Конституции Российской Федерации, и статьей 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Основанием для его ареста, как указывается в постановлении об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, послужила общественная опасность и тяжесть преступления, в котором он подозревается.
Вместе с тем, согласно статье 5 упомянутой Конвенции законное заключение лица под стражу допускается, в частности, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им нового правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.
В материалах уголовного дела имеются доказательства о том, что мой сын впервые привлекается к уголовной ответственности, раньше никаких правонарушений не совершал, учится на дневном отделении высшего учебного заведения, имеет постоянное место жительства в квартире родителей.
Таким образом, оснований полагать, что он скроется от следствия и суда либо совершит новое правонарушение, не имеется.
С учетом изложенного, прошу защитить конституционное право моего сына на свободу и личную неприкосновенность изменением ему меры пресечения и освобождения из-под стражи.
Приложение: копия постановления следователя отдела внутренних дел г. Н-ска и судьи Н-ского городского суда.
Кто такой финансовый омбудсмен и когда обращаться к нему обязательно
В России в 2018 году появилась должность уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг — финансового омбудсмена. Его главная задача — помогать гражданам и финансовым организациям решать денежные споры, не доводя дело до суда. При этом, по закону, полномочия финомбудсмена расширяются постепенно: так, с 1 июня 2019 года к нему обязаны обращаться только страховые компании и только по вопросам ОСАГО, ДСАГО и каско, а с 28 ноября нормы распространяются и на все остальные виды страхования, кроме обязательного медицинского (ОМС).
Другие организации — например, МФО, банки или негосударственные пенсионные фонды — пока могут добровольно начать сотрудничать с омбудсменом.
Так зачем нужен финансовый омбудсмен?
Финансовый омбудсмен занимается досудебным урегулированием споров физических лиц с финансовыми организациями. Прежде чем отправиться в суд, люди должны попытаться решить конфликт с его помощью.
Обращение к финомбудсмену обязательно, если спорная сумма не превышает 500 тыс. рублей. Это ограничение не касается споров по ОСАГО — их он рассматривает независимо от суммы.
Какие именно споры он помогает урегулировать?
Действие закона постепенно распространяется на все финансовые операции потребителей. Документ прописывает даты, с которых разные компании будут обязаны выполнять решения омбудсмена:
- с 1 июня 2019 года — страховые компании, но только по ОСАГО, ДСАГО и каско;
- с 28 ноября 2019 года — страховые компании по всем остальным видам страхования, кроме ОМС;
- с 1 января 2020 года — все микрофинансовые организации (МФО);
- с 1 января 2021 года — все кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.
На сайте ЦБ можно найти реестр компаний, которые уже обязаны работать с финансовым уполномоченным. Непосредственно на его сайте есть список тех, кто добровольно начал сотрудничество.
При этом омбудсмен рассматривает дела строго по договорам частных лиц с финансовыми организациями. Если спор со страховщиком возник у другой компании или индивидуального предпринимателя, за него уполномоченный не возьмется. Есть и другие условия.
Так, разногласия должны касаться только денег или имущества. Если вам не выплатили страховку или выплатили мало — вам к финомбудсмену; если вообще отказались оформлять полис ОСАГО, то на это нужно жаловаться уже ЦБ. Кроме того, через службу омбудсмена можно оспорить только прямые убытки. Возмещение морального вреда или упущенной выгоды находится вне его компетенции.
К омбудсмену можно обратиться по проблемам, которые возникли в течение трех предыдущих лет с момента подачи заявления. Например, если за последние три года вы обращались к страховщику, он выплатил компенсацию, но вы ею недовольны, то можно пойти к омбудсмену. А вот если вы уже дошли до суда и тот вынес решение по спору, то пересматривать его уполномоченный не будет. Если же вы пропустили трехлетний срок, но хотите подать на компанию в суд, все равно придется обратиться сначала к омбудсмену. Без его решения или отказа суд не станет заниматься делом.
Если претензия не касается конкретной суммы, но вам кажется, что ваши права нарушили — например, в банке навязали ненужную услугу, то на это, опять же, надо жаловаться в ЦБ.
Сколько стоят услуги финомбудсмена?
Для потребителей они бесплатны. Подать обращение можно в электронном виде или обычным письмом. При этом сначала потребитель должен отправить претензию непосредственно в финансовую организацию, с которой ведет спор, и получить ее ответ.
Первоначально деятельность службы омбудсмена финансируется в большей степени за счет Банка России, но затем он должен перейти на самоокупаемость за счет взносов финорганизаций, которые они платят за каждую жалобу. Взносы также платят третьи лица, которым потребители переуступили права требования.
Кто может стать финансовым омбудсменом?
Это может быть отставной судья с 20-летним стажем либо достигший 55 лет. Предельный возраст для этой должности — 70 лет. Также финомбудсмен должен иметь юридическое образование. Он может быть переназначен на пост не более трех раз подряд, а кандидата на эту должность будет согласовывать президент.
Сейчас главный финансовый омбудсмен — это бывший советник главы ЦБ Юрий Воронин.
У меня есть претензия к компании, так что мне делать?
Для начала проверьте, есть ли организация в списках тех, кто уже обязан сотрудничать с омбудсменом, или тех, кто пока делает это добровольно.
Затем нужно попытаться решить спор с компанией самостоятельно. Для этого ей нужно направить претензию — на сайте финомбудсмена есть стандартная форма такого заявления. Организация должна будет вам ответить:
- в течение 15 дней, если вы подали жалобу в стандартной форме по электронной почте, а ваша проблема возникла не больше 180 дней назад;
- в течение 30 дней в любом другом случае.
Дальше, если вам не ответили или ответ вас не устроил, можно обратиться непосредственно к омбудсмену: в электронной форме через личный кабинет на сайте или обычным письмом на адрес службы. На ее сайте можно найти и стандартную форму обращения. К нему нужно приложить ответ от организации или копию своей жалобы с отметкой, что на нее так и не отреагировали. Также претензию стоит подкрепить документами, ее подтверждающими: копии или сканы договоров, чеки, квитанции и т.п.
В течение трех дней омбудсмен ответит, начал ли он рассматривать ваше обращение или оно не относится к его компетенции. Решение уполномоченный примет:
- в течение 15 дней, если не нужна техническая экспертиза;
- в течение 25 дней, если она все-таки понадобится;
- в течение 30 дней, если заявление подаст посредник — например, нанятый вами юрист.
А если я не согласен с решением омбудсмена, его можно обжаловать?
Решение омбудсмена вступает в силу через десять дней после того, как он его примет.
Если вы с ним не согласны, то можете решить спор с компанией через суд. Для подачи иска у вас будет 30 календарных дней. Финансовая организация, кстати, тоже может оспорить вердикт уполномоченного в суде, но ей на это дается только десять рабочих дней.
Кто может обратиться к омбудсмену
Это назначенный по закону 123-ФЗ, гражданин – посредник между людьми и фин. организациями. Его основная задача — это защита интересов потерпевших при разногласиях со страховой компанией и еще как заградительная мера от недобросовестных контор, которые выкупают долги по страховкам. Также с последующих лет он будет помогать в спорах с МФО и Банками. Давайте же взглянем на уполномоченного глазами потерпевших по ОСАГО и разберемся в чем его помощь.
Кто может обратиться к омбудсмену
Любой потребитель финансовых услуг от владельца полиса ОСАГО и КАСКО до получателей кредитов в МФО и банках. То есть он рассматривает споры со страховыми компаниями, микрофинансовыми организациями и банками.
Какой порядок обращения фин. омбудсмену по ОСАГО и КАСКО
Расскажем о новом порядке обращения в суды по автогражданке.
Итак, если страховая компания мало выплатила по страховому случаю, либо отказала в ремонте или компенсации по ДТП или на ее СТО Вам некачественно отремонтировали автомобиль. Первое, что вам следует сделать это написать заявление-претензию по закону об ОСАГО (так всегда было) и одновременно по правилам омбудсмена (добавляется расширенная информация по заявителю и фин. организации, шаблон можно попросить у нас или взять на сайте омбудсмена). Предварительно, при необходимости, организовав и проведя независимую экспертизу ущерба (подробнее здесь). Если раньше претензию отправляли по почте, то теперь можно отправлять по электронной почте Страховщика (смотрим на его сайте или его письмах). Но увеличились сроки рассмотрения с 10 календарных дней до 15 рабочих .
Какие условия для обращения к омбудсмену по ОСАГО и КАСКО
- Обратиться к нему могут только граждане по частным договорам.
- Если спор только по имуществу и деньгам, т.е. если вам нужно взыскать моральный вред или упущенную выгоду – то все равно нужно идти в суд.
- Суммы, которые вы намереваетесь получить не должны превышать 500 000 руб.
- Давность дела не более 3-х лет, можно и дольше, но должна быть уважительная причина.
Как обратиться к уполномоченному
- 1. Вначале на его сайте или у нас скачайте шаблон заявления в фин. организацию. Подробно укажите все сведения о вас и организации, затем изложите подробно вашу историю взаимодействий с ней в поле о существе требований.
- 2. Заявление можно отправить на электронную поту страховщика, которую вы найдете на его сайте в разделе контакты, либо в одном из писем, направленных в ваш адрес.
Что делать если страховая не ответила или отказала
Если компания не ответила, то обращайтесь к омбудсмену. Если раньше вы уже могли обратиться в суд, то теперь нужно идти вначале к уполномоченному и терять драгоценное время. Если же вы пойдете в суд сразу, то судья оставит ваше дело без рассмотрения.
Как рассматривает финансовый омбудсмен
Сразу скажем, что хороших новостей от него не стоит ждать. Это мы выяснили на примере уже многочисленных обращений наших клиентов. Первое, что он делает это в течение нескольких дней отказывает вам по любым формальным причинам. К примеру, вы не указали в заявлении номер полиса или неправильно написали претензию в страховую компанию, т.е. она не соответствует его требованиям. И самое удивительное — людям приходилось снова переписывать заявление и опять ждать 15 рабочих дней того же отказа страховщика.
Если вы все сделали правильно, а с первого раза обычному среднестатистическому гражданину РФ это, мягко говоря, трудновато, то далее омбудсмен тянет время ровно до 15 рабочего дня (точнее даже – вечера) и присылает решение. Либо в последний день назначает свою экспертизу ущерба. Как мы понимаем он по максимуму затягивает время.
Как считает экспертиза омбудсмена
Обычно, назначив в последний день оценку, ваш срок рассмотрения по закону 123 ФЗ продлевается еще на 10 рабочих дней. Данная экспертиза аналогична судебной и может, как снизить ущерб Вашему автомобилю, так и увеличить, тут зависит от правильности вашей независимой оценки так и компетентности экспертов, выигравших тендер на подряд уполномоченного. Если вас не удовлетворит оценка экспертов омбудсмена ее можно будет обжаловать через суд.
Какие решения принимает омбудсмен — отзывы
Переходим к самому интересному. Если решение омбудсмена будет положительным, то не торопитесь радоваться. Из отзывов наших клиентов: во всех положительных решениях, людям, в несколько раз сократили понесенные ими затраты на независимые экспертизы.
Или еще лучше — сложная экспертиза тотального ущерба автомобиля, где исследуется и производится три заключения:
- о стоимости восстановительного ремонта машины
- среднерыночные цены на данный автомобиль
- о годных остатках.
На которые человек потратил 12 тысяч рублей — вам же говорят, что это стоит 3792 рубля. То есть, уполномоченный даже не вникает в дела потерпевших и уж тем более не заинтересован восстановить их потраченные нервы и ресурсы. Понимаем, кому достаются выгоды. Поэтому вам придется идти в суд, чтобы возместить потраченные деньги.
Как омбудсмен соблюдает закон об ОСАГО 40 ФЗ
Изучаем дальше «положительные решения уполномоченного» по делам потерпевших автовладельцев. Если страховщик был не прав и не доплатил вам ущерб по машине или здоровью. То по закону об ОСАГО (статья 12 ФЗ) вам полагается неустойка равная одному проценту в день от недоплаченной суммы. ФинОмбудсмен же, зная, каждую запятую закона пишет в своих решениях, что если страховщик в срок 10 рабочих дней после вступления в силу перечислит денежные средства потерпевшему, то он освобождается от уплаты неустойки, если нет, то обязан будет заплатить 1% в день, но не более 400 тысяч рублей.
Открытый вопрос — кому выгоден омбудсмен? Вам придется идти в суд, как за компенсацией своих расходов, так как вам откажут даже в компенсации на телеграмму и тем более положенной неустойки.
Что делать если финансовый омбудсмен отказал
Выше мы рассмотрели только положительные решения. Теперь рассмотрим множество отказов омбудсмена. Вывод один, если страховая отказала в выплате возмещения по ОСАГО или КАСКО по той или иной причине, то финансовый уполномоченный, скорее всего тоже откажет и вам все равно придется идти в суд для защиты своих прав. Что подтверждает наши выводы о поверхностном анализе ситуаций автолюбителей, желающих только о полной компенсации ущерба.
Не хочу мучиться со страховой и уполномоченным!
Все правила, требования, законы, которые ввели в последние 6 лет должны были улучшать вашу жизнь и экономить нервы. На деле же все стало настолько сложно, запутанно, что даже наши юристы полгода распутывали клубки изменений за этот месяц. А на каждом этапе менеджеры страховщика будут убеждать, что если вы не согласитесь на тот или иной вариант, то вам же будет хуже в будущем. Поэтому мы решили взять всю нервную рутину на себя введя новую услугу – консультирование и подготовка всех необходимых документов для досудебного урегулирования со страховой компанией и дальнейшим взаимодействием с ФинОмбудсменом.
Стоит это 3000 руб., но для вас это в итоге будет бесплатно, так как деньги вернутся вам в виде неустоек и санкций со страховщика, которые гарантирует закон об ОСАГО.
Плюсы финансового омбудсмена
- электронный порядок обращения к нему и в страховую компанию
- в некоторых случаях не нужно самому организовывать независимую экспертизу (но, как мы рассматривали выше, при его частых отказах — без оценки не обойтись, только потеряли прилично времени)
Минусы финансового уполномоченного
- все вышеперечисленные, плюс:
- его решение может обжаловать финансовая организация и вы никак на это не сможете повлиять
- потеря уймы времени
- потеря законных неустоек и санкций
- потеря части расходов на оценку
- неизбежность суда в большинстве случаев
- поверхностный анализ ситуаций людей
- в любой неоднозначной ситуации встает на сторону страховщика
- поверхностный анализ экспертов омбудсмена или их отказ, если, к примеру вы продали машину, вместо проведения экспертизы по материалам независимой оценки – они просто откажут.
Можно ли и как обжаловать решение омбудсмена?
Если не согласны с его решением, то его можно и нужно обжаловать. Для этого необходимо обратиться к практикующим юристам, к примеру к нам. Либо самостоятельно подготовить исковое заявление и все сопутствующие документы.
Могу ли я пойти в суд по ОСАГО минуя омбудсмена?
- нет, если только сумма ущерба от ДТП составила более 500 тысяч рублей (к примеру, причинен вред здоровью)
- да, если собрались возместить ущерб с виновника ДТП.
Список документов для финансового омбудсмена
- заявление в фин. организацию, направленное ранее
- в заявление обязательно высчитывайте неустойку по закону об обязательном страховании и, если есть основание, еще и финансовую санкцию за оставленное без ответа заявление о страховом случае
- подтверждение его отправки или доставки. Это может быть, как скриншот почты, так и ответ о регистрации от страховщика
- иные документы, подтверждающие вашу правоту. К примеру – заключение независимой оценки ущерба, если не направляли ее вместе с претензией
- документы подтверждающие ваши расходы
- полис ОСАГО (при наличии)
- фотографии и т.д.
Вопросы по ФинОмбудсмену
Мы постарались максимально описать все ситуации. Но в нашей работе всегда появляются новые, поэтому можете задавать нам свои вопросы через любое поле обратной связи на сайте или соц. сетях.
Кто такой омбудсмен и какие функции он выполняет?
Президент России Владимир Путин подписал поправки в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Документом также установлены дополнительные требования к занимающим эту должность. В частности, омбудсмен не может иметь иностранное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
АиФ.ru рассказывает, чем занимается омбудсмен в России и что входит в его полномочия.
Омбудсмен — это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости.
Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.
Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.
Институт омбудсмена в России
Правовой статус омбудсмена России закреплён в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Согласно документу, омбудсмен выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный защищает права и законные интересы граждан.
Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.
Основные задачи уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
— восстановление нарушенных прав;
— совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитие международного сотрудничества в области прав человека;
— правовое просвещение граждан.
Какие полномочия у омбудсмена в России?
Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:
— обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
— в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
— обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.
Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Кто может обратиться к омбудсмену?
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.
Когда и где возникла должность омбудсмена?
Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.