Что такое закрытый конкурс в госзакупках
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При проведении закрытого конкурса заказчик одновременно направляет приглашения всем участникам закупки, указанным в пункте 3 части 2 статьи 72 настоящего Федерального закона, не позднее ста восьмидесяти дней со дня принятия решения о согласовании проведения закрытого конкурса, но не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем направления, заказчик направляет копии таких приглашений в федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 2 статьи 72 настоящего Федерального закона.
2. Приглашение должно содержать следующую информацию:
1) информация, предусмотренная пунктами 1 — 3, 5 — 10, 12, 13, 15 — 19 и 21 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
2) порядок направления запросов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, порядок ознакомления с документацией о закупке и предоставления документации о закупке, размер и порядок внесения платы за предоставление документации о закупке в случае ее установления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Участник закупки, получивший приглашение, вправе направить заказчику в письменной форме запрос об ознакомлении с документацией о закупке или запрос о предоставлении документации о закупке. Ознакомление с документацией о закупке или предоставление такой документации осуществляется в следующем порядке:
1) не позднее двух рабочих дней с даты поступления запроса об ознакомлении с документацией о закупке, если такой запрос поступил заказчику не позднее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о закупке;
2) не позднее двух рабочих дней с даты поступления запроса о предоставлении документации о закупке, если такой запрос поступил заказчику не позднее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, заказчик обязан предоставить документацию о закупке в письменной форме при условии внесения участником закупки платы за ее предоставление (в случае установления заказчиком такой платы). При этом размер платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закупке.
4. Участник закупки, получивший приглашение, вправе направить заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений положений документации о закупке. Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой поступления от такого участника закупки запроса о даче разъяснений положений документации о закупке, заказчик направляет этому участнику разъяснения таких положений при условии, что запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Разъяснения положений документации о закупке не должны изменять ее суть.
5. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, вправе внести изменения в документацию о закупке не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем внесения изменений в документацию о закупке, но не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке такие изменения направляются всем участникам закупки, которым была предоставлена документация о закупке. Срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем направления таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее чем десять дней. Если изменения вносятся в отношении выделенного в соответствии с настоящим Федеральным законом лота, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен в отношении такого лота.
6. Подать заявку на участие в закупке вправе только участник закупки, получивший приглашение. При этом участник закупки вправе подать заявку на участие в закупке в любое время с момента получения приглашения до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
7. При проведении закрытого конкурса заявка на участие в закупке должна содержать:
1) информацию и документы, предусмотренные подпунктами «а», «в» — «е», «з» — «к», «м» — «р» пункта 1, пунктами 2 — 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
2) выписку (или ее копию) из единого государственного реестра юридических лиц (если участником закупки является юридическое лицо), выписку (или ее копию) из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальный предприниматель);
3) информацию и документы (или их копии), подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке (если в соответствии с настоящим Федеральным законом предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке), информацию и документы в соответствии с частью 4 статьи 37 настоящего Федерального закона;
4) документ (или его копию), подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника закупки, за исключением случаев подписания заявки физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель), либо лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо).
8. Каждая заявка на участие в закупке, поступившая до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предусмотренного документацией о закупке, регистрируется заказчиком с указанием даты и времени ее поступления. По требованию участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, заказчик выдает расписку в получении такой заявки с указанием даты и времени ее получения. Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупке, не допуская повреждение таких конвертов, и рассмотрение содержания заявок на участие в закупке только после вскрытия таких конвертов. Заявка на участие в закупке, поступившая заказчику после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, не рассматривается и в день ее поступления возвращается заказчиком участнику закупки. В случае отсутствия в такой заявке информации о почтовом адресе участника закупки такая заявка подлежит хранению в соответствии с частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона.
9. Комиссия по осуществлению закупок не ранее окончания срока подачи заявок на участие в закупке вскрывает поступившие заказчику до окончания такого срока конверты с заявками на участие в закупке.
10. Не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в документации о закупке:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают поступившие заявки на участие в закупке и в отношении каждой такой заявки принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей документации о закупке или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими документации о закупке, по критериям оценки, предусмотренным частью 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления таких критериев в документации о закупке);
в) на основании результатов оценки, предусмотренной подпунктом «б» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, которая признана соответствующей документации о закупке, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик составляет протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его и направляет:
а) один экземпляр протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — в федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 2 статьи 72 настоящего Федерального закона;
б) уведомление, содержащее информацию, предусмотренную пунктами 2 — 4 части 12 настоящей статьи, в отношении заявки на участие в закупке участника закупки, — каждому участнику закупки, подавшему заявку.
11. Заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случаях:
1) подачи заявки участником закупки, которому не направлено приглашение;
2) подачи одним участником закупки двух и более заявок на участие в закупке в отношении одного и того же лота закупки при условии, что поданные ранее таким участником заявки на участие в закупке не отозваны. При этом все заявки на участие в закупке такого участника признаются не соответствующими требованиям, установленным документацией о закупке;
3) подачи в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки заявки на участие в закупке, содержащей предложение о цене контракта, о цене единицы товара, работы, услуги, о сумме цен единиц товара, работы, услуги, размер которых превышает соответственно начальную (максимальную) цену контракта, начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги либо равен нулю;
4) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в документации о закупке;
5) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с частью 1, требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
6) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
7) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в документации о закупке информации о запрете допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
8) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
9) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
10) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
12. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать:
1) дату и место подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) информацию о принятом решении о признании заявки на участие в закупке соответствующей документации о закупке или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, документации о закупке, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют документации о закупке;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, которые признаны соответствующими документации о закупке, значения по критериям оценки, предусмотренным частью 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления таких критериев в документации о закупке);
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 10 настоящей статьи;
5) информацию о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении заявок на участие в закупке, в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 77 настоящего Федерального закона.
13. Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, после подписания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявки такого участника закупки. В течение двух рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик направляет такому участнику соответствующие разъяснения.
14. Заключение контракта по результатам проведения закрытого конкурса осуществляется в следующем порядке:
1) не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания заказчиком протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик составляет и направляет победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, иному участнику закупки (далее в настоящей статье — участник закупки, с которым заключается контракт) без своей подписи не менее двух экземпляров проекта контракта, в который включается информация, предусмотренная подпунктами «а» — «е» пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона;
2) участник закупки, с которым заключается контракт, в срок, установленный в документации о закупке, подписывает и направляет заказчику одновременно все экземпляры контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, такой участник одновременно направляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
3) не позднее трех рабочих дней, следующих за датой получения экземпляров контракта, информации и документов, направленных в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее десяти дней со дня подписания заказчиком протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пунктом 4 настоящей части, заказчик обязан подписать контракт, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;
4) в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные пунктом 2 настоящей части, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей части:
а) составляет протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) составляет и направляет участнику закупки, уклонившемуся от заключения контракта, уведомление о составлении протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта;
в) направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
5) заказчик в порядке, установленном настоящей частью, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присвоен второй порядковый номер, в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, признан уклонившимся от заключения контракта либо если заказчик отказался от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона. В случае признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе заключить в порядке, установленном настоящей частью, контракт с участником закупки, заявке которого присвоен третий порядковый номер или последующие порядковые номера. При этом участники закупки, заявки которых получили второй и третий порядковые номера, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей частью.
15. Если закрытый конкурс признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 77 настоящего Федерального закона, такой конкурс проводится с учетом особенностей, установленных частями 2 и 4 статьи 77 настоящего Федерального закона.
Закрытые закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Ст. 24 и 84 Закона 44-ФЗ определяет формы закрытых процедур: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
Ст. 3.5 Закона 223-ФЗ устанавливает примерный перечень форм проведения закупок: закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка в соответствии с Положением о закупках.
и условия их проведения закрытым способом:
Закрытые закупки, кроме пункта 5, заказчики согласовывают в ФАС.
ст. 3.5 Закона 223-ФЗ предусмотрены случаи проведения закрытых процедур: в случае, если сведения о такой закупке составляют государственную тайну, или если такая закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, или если координационным органом Правительства РФ или Правительством РФ в отношении такой закупки принято соответствующее решение.
Закрытые закупки заказчики по 223-ФЗ согласованию с ФАС не подлежат, в т.ч. в случае отсутствия Положения о закупках и проведения закупок по правилам 44-ФЗ (п. «б» ч. 7 ст. 8 Закона 223-ФЗ).
Открытая часть информации
По Закону 44-ФЗ информационное обеспечение строго ограничено, правила проведения закупок установлены Положением об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках (утв. Постановлением Правительства № 223 от 28.02.2019).
По Закону 223-ФЗ сведения о закрытых закупках не публикуются – правила проведения определяются Положением о закупках.
При проведения закрытых закупок по 44-ФЗ в ЕИС публикуется только извещение. Закупочная документация, включая итоговые протоколы, не публикуется. Процедура закрытой закупки по 44-ФЗ проводится на специализированной ЭТП – ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (http://www.astgoz.ru).
Для того, чтобы иметь возможность принять участие в закрытой закупке Участник должен быть включен в реестр участников закрытых электронных процедур. Включение в реестр осуществляется автоматически после аккредитацию на АИС ГЗ (осуществляется в заявительном порядке).
Отметим, что далеко не все закрытые закупки связаны с необходимостью обеспечения гос.тайны, однако обязательное условие аккредитации (и соответственно участия в закрытых процедурах) – наличие лицензии на работу с гос. тайной.
Еще одним изъятием из принципа обеспечения конкуренции является то, что принять участие в некоторых закрытых закупках по 44-ФЗ могут только те участники, которым Заказчик направил приглашение принять участие в закрытой электронной процедуре.
Заказчики по 223-ФЗ, как правило, для обеспечения проведения закрытых процедур, проводят предварительный предквалификационный отбор будущих участников.
Описание некоторых видов конкурсов
Процедура закрытого конкурса идентична правилам открытого, за исключением выбора участников. В отличие от открытого конкурса, в котором может принять участие любая компания, приглашение к участию в закрытом не публикуется. В нем могут участвовать только поставщики, специально приглашенные заказчиком.
Информация о результатах закрытого конкурса так же не публикуется.
Закрытый конкурс обычно проводится в случаях, если:
- продукция имеется в наличии только у ограниченного числа поставщиков, или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
- продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит закрытый (конфиденциальный) характер;
- время и расходы, требующиеся для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, будут несоизмеримы со стоимостью закупаемых товаров (работ) или услуг.
Последний случай стоит рассмотреть немного подробнее. Дело в том, что извещение о закупке, например, 50 компьютеров в любом крупном городе (Москва) может привлечь значительное (десятки) число предложения поставщиков. Даже если в конкурсной документации будут стоять достаточно жесткие требования по квалификации, им, скорее всего, будет соответствовать немало компаний. К тому же, как показывает практика, многие не достаточно квалифицированные поставщики все равно подают заявки, не обращая внимания на несоответствие их требованиям заказчика.
В итоге заказчик понесет значительные расходы, в первую очередь – временные, на оценку вала заявок, которые, скорее всего, мало различаются по цене и иным критериям. А значит, совершенно неоправданно снизится оперативность, и возрастут расходы на проведение закупки.
Селективный конкурс
Процедура селективного конкурса занимает промежуточное положение между открытым и закрытым конкурсами и состоит из двух элементов:
- сбора и отбора (селекции) заявок на участие в конкурсе;
- конкурса среди отобранных претендентов.
Таким образом, к участию в селективном конкурсе приглашаются все желающие (как в открытом конкурсе), но непосредственно до участия допускаются только отобранные заказчиком (как при закрытом).
В мировой практике этот способ часто используется при закупке консультационных услуг. К сожалению, для отечественных закупок селективные конкурсы пока скорее экзотика, однако, столкнутся с ними можно, например, участвуя в проектах Всемирного банка.
При проведении данного вида закупок заказчик приглашает всех желающих поставщиков подать заявку на участие в конкурсе. Объявление с приглашением содержит критерии квалификации, которым должен соответствовать участник конкурса, чтобы быть приглашенным к участию.
Все поданные в ответ на приглашение заявки составляют так называемый «длинный список». Основываясь на информации, представленной участниками, заказчик формирует из него «короткий список», приглашая к участию в конкурсе тех поставщиков, которые соответствуют указанным критериям. Эти поставщики и подают конкурсные заявки.
Обычно короткий список ограничивается 5-7 поставщиками. Как и при закрытом, при селективном конкурсе информация о победителе не публикуется.
Иногда проводят “урезанный” селективный конкурс, смысл которого заключается в формировании “короткого списка”, без дальнейшего определения победителя. Таким образом формируется список квалифицированных поставщиков, с которыми заказчик готов иметь дело при проведении последующих закупок иными способами.
Например, раз в год проводится отбор претендентов на поставку какой-то категории товаров. После этого на протяжении года проводятся запросы котировок, закрытые конкурсы и т. п., в которые допускаются только компании, прошедшие селекцию.
Двухэтапный конкурс
Двухэтапный конкурс проводится обычно в случаях, когда:
- заказчику необходимо провести переговоры с поставщиками в целях определения их возможности обеспечить выполнение контракта;
- нет возможности составить достаточно подробные технические спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг и поэтому необходимо предварительное изучение существующих на рынке предложений;
- закупается оборудование, техническое совершенствование которого происходит быстрыми темпами, и заказчик может не иметь полной информации о самых последних разработках, например, при приобретении крупных компьютерных систем или систем связи;
- закупаются сложные товары (работы, услуги).
На первом этапе поставщики представляют только технические предложения, без указания цен. Заказчик может проводить переговоры с любым участником и, по завершению этапа, в конкурсную документацию могут быть внесены изменения и дополнения. Заявки поставщиков, не отвечающих квалификационным требованиям, отклоняются.
На втором этапе поставщики представляют окончательное техническое предложение, составленное с учетом изменений конкурсной документации, и ценовое предложение.
Предложения оцениваются аналогично процедурам, используемым в открытых торгах.
Иногда к двухэтапным конкурсам ошибочно относят конкурсы с предварительным квалификационным отбором, рассматривая предквалификацию в качестве первого этапа. На самом деле это не более чем вариация обычного одноэтапного конкурса.
Закрытый конкурс 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 05 октября
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Описание закрытого конкурса по 44-ФЗ
- Основания для проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
- 6 шагов проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
- Проведение закрытого конкурса по 44-ФЗ с ограниченным участием
- Принципы проведения закрытого двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
- Правила закрытых электронных закупок
Закрытый конкурс 44-ФЗ проводится не так часто, лишь в строго определенных случаях. Тем не менее знать об особенностях процедуры следует всем, кто занимается госзакупками, причем как заказчикам, так и поставщикам.
Дело в том, что, нарушив правила проведения такого конкурса, можно оказаться в весьма неприятном положении и обеспечить себе целый ряд санкций со стороны государства. Чтобы такого не произошло, предлагаем вам инструкцию по всем этапам процесса.
Описание закрытого конкурса по 44-ФЗ
Закрытый конкурс в соответствии с 44-ФЗ проводится в редких случаях для строго определенных нужд государственных организаций. Сама процедура является самой сложной из всех, предусмотренных данным законом.
Механизм и сроки закрытого конкурса описаны в ст. 85 44-ФЗ. Эта процедура относится к конкурентным способам выбора исполнителя контракта, но в отличие от прочих имеет ряд существенных ограничений. Основным из них является то, что к участию в тендере допускается лишь определенный круг субъектов. Их выбирает заказчик, который должен предварительно проанализировать рынок по нескольким параметрам. По результатам этой деятельности формируется список компаний и предпринимателей, которым направляются предложения об участии в тендере.
При этом заказчик также разрабатывает конкурсную документацию, в которой излагает требования к исполнителям с учётом предмета закупки. В соответствии с этими критериями выбираются потенциальные участники. Заказчик имеет право потребовать от подрядчика наличия у него в штате специалистов определённого уровня квалификации, соответствующей материально-технической базы или устойчивого финансового положения. Иногда для покупателя важна хорошая деловая репутация поставщика. Выбирая исполнителя, заказчик руководствуется соображениями собственной выгоды.
Закрытый конкурс по 44-ФЗ может быть проведён по нескольким схемам, о которых будет рассказано ниже.
Основания для проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
В законе 44-ФЗ сказано, что закрытый конкурс может быть проведён в следующих случаях:
- Информация, касающаяся объекта закупки товаров, работ или услуг для нужд государственной структуры, содержит гостайну.
- Документация относительно закупки товаров, работ или услуг включает информацию, относящуюся к государственной тайне.
- Предметом закупки являются услуги по охране, страхованию и транспортировке коллекций Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней, картин, рукописей и прочих предметов, представляющих культурную ценность (в том числе при их временной передаче на выставки).
- Объектом закупки являются клининговые услуги в помещениях, где осуществляют свою деятельность судьи и судебные приставы, а также услуги водителей для этих категорий должностных лиц.
6 шагов проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
Шаг 1. Разработать техническую документацию.
Содержание технической документации для закрытого конкурса по 44-ФЗ должно соответствовать всем требованиям закона и включать следующие положения:
- описание объекта закупки;
- техническое задание;
- начальная максимальная цена и её обоснование;
- перечень участников, которым направлено приглашение;
- регламент, в соответствии с которым потенциальные исполнители могут получить документацию относительно конкурса;
- условия, по которым заказчик будет оценивать поступающие заявки;
- условия подписания договора, способ приглашения участников;
- обоснование выбора закрытого конкурса как процедуры определения поставщика, наличие общей информационной карты. В качестве обоснования обычно приводится то обстоятельство, что объект закупки входит в установленный законом список.
Шаг 2. Запросить разрешение в ФАС и получить его.
Подготовленная на первом шаге документация предоставляется в ФАС. После этого в течение 10 рабочих дней государственный орган должен выдать разрешение на проведение закупки. Необходимость данного действия определена законом, в котором прямо указано, что закрытый конкурс может быть проведён только при одобрении ФАС.
ФАС рассматривает представленную документацию и в десятидневный срок отправляет заказчику подтверждение согласования закупки. Срок действия согласования – три месяца. Но у контролирующей службы есть право отказать в выдаче такого документа. При этом письмо с отказом направляется не позже 5 рабочих дней после получения запроса.
Причиной для отрицательного решения может быть неверно оформленная документация, наличие в ней ошибок. Более весомым поводом для отказа становится слишком ограниченное число потенциальных участников, которое расценивается ФАС как нарушение антимонопольного законодательства.
Шаг 3. Разместить в ЕИС извещение о проведении закрытого конкурса.
После того как от ФАС РФ получено согласование формы закупки, заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещение о проведении закрытого конкурса. При этом необходимо соблюсти установленные законом сроки – минимум 30 дней до окончания приема заявок.
Регламент размещения информации о проведении закрытого конкурса по 44-ФЗ будет таким же, как и в случае открытого конкурса. Разница состоит в том, что обнародуется не вся конкурсная документация и особым образом регламентируется доступ участников к ней. Заказчик должен внимательно контролировать публикуемые сведения, чтобы не допустить разглашения закрытой информации.
Шаг 4. Сформировать и разослать участникам приглашения на конкурс.
Заказчик должен отправить приглашения на конкурс всем субъектам, которых он выбрал ранее в качестве потенциальных исполнителей (п. 1 ст. 85 44-ФЗ). Экономический агент, желающий принять участие в закрытом конкурсе, запрашивает у заказчика техническую документацию по закупке.
После этого заказчик обязан в течение 3 дней отправить участникам весь конкурсный пакет. Документация может быть предоставлена на платной либо безвозмездной основе, это условие должно указываться в приглашении. Закон устанавливает максимальное значение оплаты в пределах расходов, которые заказчик несет на изготовление копий документации о закрытом конкурсе. При необходимости требуемая сумма перечисляется потенциальным исполнителем одновременно с направлением запроса.
Шаг 5. Проанализировать поступившие от участников предложения и выбрать наиболее выгодное.
Заказчик обязан проинформировать ФАС о ходе закрытого конкурса по 44-ФЗ, а именно отправить список потенциальных участников и копии разосланных им приглашений. Это должно быть сделано не позднее 20 рабочих дней до окончания приема заявок.
Дата и время открытия конвертов с заявками назначаются заранее. Это действие проводится в один день, по его итогам составляется протокол, который должен быть предоставлен в ФАС на следующий рабочий день. Процедура вскрытия заявок является конфиденциальной, она не может быть зафиксирована на аудио- и видеоносителях, ее итоги не публикуются в ЕИС или на иных ресурсах.
Рассмотрение заявок осуществляется комиссией в течение 20 дней. Законом предусмотрен ряд условий, когда этот период может быть увеличен максимум на 10 дней.
Задачей комиссии является определение наиболее выгодных предложений и ранжирование их по степени привлекательности. Первый номер присваивается заявке с наилучшими условиями. При наличии двух одинаковых предложений меньший номер получает то, которое прислано раньше. Если заказчик признал все поступившие заявки не соответствующими требованиям закрытого конкурса по 44-ФЗ, процедура должна быть объявлена несостоявшейся.
Шаг 6. Подписание контракта.
После того как рассмотрены заявки и составлен итоговый протокол, заказчик должен в течение 3 рабочих дней отправить победителю конкурса проект контракта. При этом обозначенная в нём цена объекта закупки не может быть выше НМЦК и должна соответствовать той, которую предложил выигравший конкурс участник.
Стороны должны заключить договор не ранее 10 и не позже 20 рабочих дней после выбора победителя и оформления итогового протокола. Порядок подписания контракта по итогам закрытого конкурса по 44-ФЗ является таким же, как и для открытых процедур. У подрядчика имеется обязанность перечислить сумму в качестве обеспечения исполнения контракта.
Проведение закрытого конкурса по 44-ФЗ с ограниченным участием
Особенность закрытого конкурса с ограниченным участием состоит в том, что заказчик направляет приглашения выбранным контрагентам, которые удовлетворяют установленным законом критериям и имеют нужные ресурсы для исполнения заказа. Затем проводится предквалификационный отбор и выбирается победитель, чье предложение для заказчика оказывается наиболее выгодным.
Процедура проведения простого закрытого конкурса и с ограниченным участием почти одинаковая. Она во многих моментах совпадает и с регламентом других конкурсных процедур. Но здесь также должны выполняться требования к закрытым закупкам в отношении публикации информации.
Кроме того, при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием имеются такие особенности:
- Итоги предквалификационного отбора оформляются протоколом в двух экземплярах. Этот документ передается в федеральный орган исполнительной власти.
- Копии вышеуказанного протокола направляются максимум до окончания следующего рабочего дня с даты его подписания.
- По итогам оценки заявок участников оформляется протокол, который направляется в органы исполнительной власти для рассмотрения.
- Копии протокола по итогам оценки заявок направляются заинтересованным сторонам.
То есть отличие конкурса с ограниченным участием состоит том, что допуск заявок проходит в два этапа – предквалификационный отбор, а затем прошедшие его субъекты допускаются к основной тендерной процедуре.
Уже на стадии предквалификационного отбора заказчиком могут быть отсеяны все заявки из-за несоответствия участников выдвинутым требованиям. Такая ситуация является основанием для признания конкурса несостоявшимся. В этом случае заказчик инициирует повторную процедуру для поиска поставщика.
Когда из всех поступивших заявок только одна соответствует требованиям, то подавшая ее компания становится исполнителем контракта, то есть договор заключается с единственным поставщиком.
Принципы проведения закрытого двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
Еще один вид закрытой процедуры – двухэтапный конкурс. Алгоритм его проведения состоит из действий, специфичных для двухэтапного конкурса и закрытого конкурса. Таким образом, процедура инициируется заказчиком при тех же основаниях, что и для закрытого конкурса, но в качестве первого этапа проводится предквалификационный отбор. Также у покупателя сохраняется право обсудить с потенциальными поставщиками предмет закупки.
Затем наступает второй этап – подача и рассмотрение заявок. Выигрывает конкурс тот участник, который предложил наиболее выгодные для заказчика условия. Сроки проведения тендера и прочие правила такие же, как и для конкурса с ограниченным участием.
Правила закрытых электронных закупок
Закрытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ проводится для определенного круга участников, к которым в числе прочих выдвигается требование о наличии лицензии на работу с гостайной. Порядок проведения закрытых процедур в электронной форме утвержден Постановлением Правительства № 223 от 28.02.2019, которое было обнародовано 06.03.2019.
В соответствии с этим документом определена площадка для торгов – АСТ ГОЗ – и приведен перечень государственных структур, которые должны использовать именно такую форму выбора поставщика. В данном перечне указаны такие субъекты, как Минобороны, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением такой порядок обязаны использовать не только головные государственные структуры, но и подчиненные им госучреждения и унитарные предприятия. Специфика проведения закрытых электронных конкурсов описана в соответствующем Положении, разработанном правительством и вступившим в силу с 01.07.2019.
Закрытая процедура выбора поставщика в электронной форме может проводиться в виде конкурса или аукциона. Регламент этих мероприятий должен соответствовать требованиям закона 44-ФЗ. При этом особенно важно соблюсти все условия относительно информационного сопровождения закупки, так как чаще всего сведения относятся к гостайне. Передача таких данных допускается исключительно по защищенным каналам связи в зашифрованном виде. Размещение на электронной площадке сведений, подлежащих контролю в соответствии с ч. 5 ст. 99 44-ФЗ, возможно только при одобрении соответствующих надзорных органов.
Экономический субъект, желающий участвовать в тендере, должен аккредитоваться на АСТ ГОЗ. Кроме того, понадобится предъявить лицензию на работу с гостайной, если таковой является информация по закупке.
Аккредитация предоставляется после передачи следующих документов и сведений:
- заявление участника закупки;
- копия выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- копии учредительных документов участника закупки;
- ИНН;
- электронная почта;
- решение об одобрении крупной сделки.
Получившая аккредитацию организация заносится в реестр участников закрытых электронных процедур, который находится в ведении АСТ ГОЗ. В реестре содержится информация об экономическом субъекте, как общая, так и специфическая: подключен он или нет к сети шифрованной связи; срок действия лицензии. Актуальность аккредитации сохраняется в течение 3 лет.
Организовывая закрытую закупку, заказчик должен выбрать круг компаний, которым направляются приглашения. Это делается с участием электронной площадки, которая по запросу заказчика подбирает из реестра субъектов, удовлетворяющих требованиям покупателя. Данные от АСТ ГОЗ поступают на протяжении часа после получения ею запроса. На основе полученных сведений заказчик формирует список участников закрытого конкурса, используя функционал площадки. После этого на протяжении часа АСТ ГОЗ рассылает приглашения.
Получив приглашение, участник может запрашивать документацию по закупке. И только после ее получения он имеет право подавать заявку. Подписание контракта также осуществляется на АСТ ГОЗ в электронной форме.