Цена российской нефти Urals на $26 превысила установленный Западом потолок
Российская нефть продолжает дорожать и все больше превышает потолок цен в $60 за баррель, установленный странами Запада для морских поставок, сообщил Bloomberg со ссылкой на данные ценового агентства Argus Media.
Цена нефти марки Urals в порту Приморск на Балтике достигла $85,35 за баррель, в черноморском порту Новороссийск баррель российского бренда нефти торгуется по цене в $86, показывают данные Argus.
С 5 декабря 2022 года Евросоюз, страны G7 и Австралия ввели потолок на российскую нефть, поставляемую морским путем. Ограничение подразумевает, что западные компании не могут заниматься транспортировкой российской нефти и предоставлять страховые услуги, если цена Urals превышает $60 за баррель.
Несмотря на то что спотовые цены нефти Urals значительно превысили потолок, чиновники «Большой семерки» уже несколько недель заявляют, что пока не намерены пересматривать лимит, отмечает Bloomberg. Ценовой потолок в $60 продолжает работать даже при цене нефти марки Urals выше этой отметки, сообщил ранее агентству исполняющий обязанности помощника главы Минфина США по экономической политике Эрик Ван Ностранд.
США рады видеть, что Россия обеспечивает хорошие поставки на мировой рынок, не желая нарушить его стабильность, отметил он.
В середине сентября цена нефти Brent превысила $94 за баррель впервые с 16 ноября 2022 года. По состоянию на 15:50 мск 28 сентября цена нефти Brent на бирже ICE в Лондоне составляла $96,09 за баррель, дешевея на 0,476%. Фьючерсы на нефть WTI с поставкой в ноябре торговались по $93,24 за баррель, теряя в цене 0,47%.
Акции «Роснефти» на Мосбирже к этому времени дорожали на 0,39% — до 532 рублей за бумагу, «Лукойла» росли в цене на 0,89% (до 6547 рублей).
Мобильное приложение Forbes Russia на Android
Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.
Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1
Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1
Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич
Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru
Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)
Российская нефть продается дешевле $40. Что будет с ней в 2023 году?
Bloomberg сообщает, что Россия продает нефть Urals по $37,8 за баррель — вдвое дешевле, чем стоит эталонная марка Brent. Российским экспортерам приходится снижать цены из-за дорогих перевозок и узкого круга покупателей. Ситуации осложняют и приближающиеся санкции против нефтепродуктов из РФ. Однако эксперты ждут, что скоро дисконт Urals будет сужаться, и, возможно, марка даже будет стоить $70 за баррель. Разбираемся, что привело к аномальному удешевлению российской нефти, как оно отразится на бюджете РФ и что ее ждет в 2023 году.
Почему российская нефть так сильно подешевела?
По данным аналитического агентства Argus Media, на которое ссылается Bloomberg, российская марка нефти Urals торгуется на уровне $37.8 за баррель в портах Балтийского моря. Это вдвое ниже стоимости эталонной марки Brent, которая колеблется в районе $78. Аналитики агентства связывают такой дисконт с нефтяным эмбарго ЕС и потолком цен на нефть.
Потеряв европейский рынок, Россия была вынуждена перенаправлять морские поставки в Азию. Из-за этого круг покупателей сократился до ограниченного числа крупных игроков, в первую очередь, Индии и Китая. По подсчетам аналитиков, в декабре 2022-го индийский импорт нефти из РФ вырос на четверть относительно ноября. Азиатские партнеры понимают, что Москва не сможет быстро расширить число покупателей нефти, поэтому требуют более выгодных условий.
Везти нефть морем из балтийских портов в Азию дольше и дороже, чем в Европу. Далеко не все перевозчики берутся за эти заказы, поэтому российским экспортерам приходится делать скидки. Кроме того, на индийском и китайском рынках России приходится конкурировать с поставщиками с Ближнего Востока. Местные продавцы находятся в более выгодном положении, так как тратят на перевозку черного золота меньше. Российским поставщикам приходится давать скидки, чтобы выдерживать конкуренцию. В результате дисконт Urals к Brent продолжает расти.
При этом в Argus отмечают, что российская марка ВСТО торгуется даже выше потолка цен в $60. Дело в том, что она поставляется по трубопроводу, поэтому затраты на ее доставку ниже. Благодаря этому для нее легче найти морских перевозчиков и продать ее в страны, которые не поддерживают потолок.
Как это отразится на России?
Резкое подешевение Urals грозит Москве потерей доходов. В сентябре 2022 года Минфин назвал минимальной приемлемой ценой $50 за баррель. В этом свете стоимость марки на уровне $40 крайне невыгодна бюджету, который в 2023 году и так ожидает дефицит почти в 3 трлн руб.
Аналитики предполагают, что на фоне ограничений Москва может пойти на снижение добычи нефти. Вице-премьер Александр Новак говорил, что в 2023-м оно может составить 5-7% от нынешних объемов. Это будет не так болезненно для рынка, учитывая, что по итогам 2022 года РФ нарастила добычу на 2%. Вероятно, сокращение добычи поддержит мировые цены на нефть и поможет отыграть часть доходов.
Другую опасность несет эмбарго ЕС на российские нефтепродукты, которое вступит в силу 5 февраля 2023 года. Дело в том, что объемы нефтепереработки в РФ в 2022 году и так уменьшились на 4%, а теперь рискуют сократиться еще сильнее. Эксперты считают, что в феврале спрос на нефть со стороны НПЗ в России может снизиться в среднем на 3 трлн тонн относительно января. Так произойдет потому, что перенаправить нефтепродукты на другие рынки сложнее, чем сырую нефть. Это потребует больше времени, за которое страна потеряет часть доходов.
Каким будет для российской нефти 2023 год?
Аналитики ожидают, что в 2023 году добыча нефти в РФ сократится до 490 млн тонн — на 45 млн тонн меньше, чем в 2022 году. По их оценкам, самый резкий спад добычи произойдет к концу первого квартала. При этом эксперты предполагают, что дисконт Urals к Brent достиг своего пика и дальше будет сокращаться. В течение года он снизится до $10-20 в зависимости от того, как быстро наладятся новые логистические цепочки.
Эксперты расходятся в прогнозах стоимости нефти и ожидают высокой волатильности на рынке. Одни считают, что нефть будет постепенно дешеветь и Brent снизится до уровня $70 за баррель. В этом случае стоимость Urals установится в диапазоне $50-60. Цены на нефть могут упасть, если мир будет погружаться в рецессию, и экономики стран будут замедляться и потреблять меньше топлива.
В этом плане многое зависит от того, как скоро Китай справится с новой вспышкой коронавируса. Если волна COVID-19 затянется, спрос на нефть будет снижаться, а вместе с ним и цены. При этом аналитики ждут, что в Поднебесной будет расти отложенный спрос. Вероятно, в будущем парализованная ковидом промышленность будет потреблять больше энергоресурсов для ускоренного восстановления. В этом сценарии цены на нефть пойдут вверх, Brent может достигнуть даже $100 за баррель, а Urals — $70.
Какую марку нефти продает россия на мировом рынке
Нефть Brent опускается до уровня конца 1990-х, WTI ушла в глубокий минус, и на российской Urals сейчас тоже сложно зарабатывать. Но в чем отличие между этими сортами? Мы расскажем, что такое эталонные сорта нефти, чем одна нефть отличается от другой с технической и финансовой точек зрения.
Эталонные сорта – они есть, но их как бы нет
Когда речь заходит о ценах на нефть, в СМИ обычно транслируют динамику цен на сорт Brent, чуть реже дают и WTI. На самом деле вся нефть в мире разная – она отличается по плотности и содержанию серы. Но каждая страна не в состоянии обеспечивать работу собственной сырьевой биржи, поэтому все добываемые в мире сорта нефти сводятся к трем эталонным (они же маркерные) сортам:
- Brent – определяет цену примерно 70% всех сортов нефти, которые идут на экспорт из разных стран мира, изначально привязана к одноименному сорту, который добывался в британском секторе Северного моря (поэтому ее еще называют «североморской»);
- WTI (West Texas Intermediate) – основной маркерный сорт для США, который долгое время был единственным таковым в мире;
- Dubai Crude – маркерный сорт, который применяется для ценообразования на нефть из стран Персидского залива.
То есть, это часто условные марки – нефть заданных параметров продается в незначительных количествах или не продается вообще, но они важны для формирования цен на другие сорта нефти (которых в мире десятки).
Свой маркерный сорт ранее был у ОПЕК – и это тоже был условный сорт, цена на который определялась как средневзвешенная величина от стоимости нефти всех 12 стран картеля.
Что касается нефти Brent, сейчас ее вообще перестали добывать. С 1970-х годов маркерным сортом была нефть с конкретного месторождения (оно и называлось Brent), но с 2000-х это уже смесь как минимум 4 сортов – к ней добавили нефть с месторождений Forties, Oseberg и Ekofisk (поэтому котировки идут с индексом BFOE). До недавнего времени доля нефти с месторождения Brent в одноименной смеси составляла около 1%, но теперь ее там нет вообще (месторождение себя исчерпало).
WTI – это еще более интересная история, на этот сорт приходится всего около 1% мировой добычи, но его отличают условия поставок. Фьючерсы на WTI – поставочные, они предполагают, что покупатель должен забрать конкретный физический объем нефти из терминала в городе Кушинг, штат Оклахома, США. То есть, суть фьючерсного контракта – продавец за оговоренную стоимость осуществляет поставку нефти в Кушинг. И стоимость нефти достаточно сильно зависит от уровня заполненности емкостей в Кушинге (туда поступает нефть из Техаса и с танкеров в Мексиканском заливе, оттуда она идет на переработку).
Если кратко, то маркерные сорта – такие сорта, которые имеют наивысшую ликвидность, поэтому их легко использовать для формирования цен на другие сорта. Обычно это дисконт (скидка) или премия (надбавка) по отношению к маркерному сорту.
Например, российская нефть Urals продается с дисконтом по отношению к Brent, а Западно-Сибирская Siberian Light торгуется уже с премией – она легче и содержит меньше серы.
Чем физически отличаются разные сорта
Стоимость нефти – переменная, которая зависит от огромного количества параметров: это ее качественные характеристики, условия поставки, уровень спроса, состояние крупнейших экономик мира. Конечно, первый фактор – это физические параметры нефти. Они сводятся к двум величинам:
- плотность – чем легче нефть, тем больше из нее можно произвести светлых нефтепродуктов (авиационный керосин, бензин, дизельное топливо), которые стоят дороже. В тяжелой нефти больше содержание парафинов и смол, из нее выходит больше мазута и битумов, которые стоят не очень дорого. Измеряется в тоннах на кубометр или в градусах API (сложная формула с градусами по Фаренгейту – следствие американского происхождения);
- содержание серы – нефти без серы не бывает, но ее содержание может колебаться от сотых долей процентов до 5-6%, реже – больше. Более ценными сортами считаются те, в которых содержание серы минимальное, так как она токсична, усиливает коррозию, имеет неприятный запах.
Есть и другие параметры нефти, но они не так сильно влияют на стоимость нефти – это фракционный состав, вязкость, содержание воды, хлористых солей и механических примесей.
В мире добывают самую разную нефть – только в России насчитывается минимум 6 сортов и смесей:
- Urals – основная смесь, которую экспортирует Россия. Это смесь легкой нефти Siberian Light и тяжелых высокосернистых сортов. Добывается это все сразу в нескольких регионах страны – ХМАО, ЯНАО, Башкортостане, Татарстане и Самарской области. Добывают их сразу несколько компаний, а смешивание происходит по заданным соотношениям в трубопроводах «Транснефти». Нефть относительно тяжелая (31,7 градуса API) и сернистая (1,35% серы), поэтому ее цена устанавливается с дисконтом от нефти Brent;
- Siberian Light – легкая (35,1 градуса) и малосернистая (0,57%) нефть из месторождений ХМАО. Стоимость рассчитывается от Brent, разница небольшая;
- ESPO – смесь, которая поставляется по трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), и характеризуется относительно низкой плотностью (34,8 градуса) и низким содержанием серы (0,62%). В перспективе может стать маркерным сортом, сейчас ее цена привязана к Dubai Crude;
- Sokol и Vityaz – нефть с Сахалина, легкая (37,7 и 34,6 градуса) и малосернистая (0,23 и 0,22%), стоимость тоже привязывается к дубайскому маркерному сорту;
- ARCO – тяжелая и высокосернистая нефть (24 градуса и 2,3%), которая добывается на Арктическом шельфе с платформы «Приразломная». Добыча стартовала в апреле 2014 года.
Если кратко, то Россия экспортирует более дешевую нефть (Urals) в европейском направлении, и более дорогую (Siberian Light, ESPO) в азиатско-тихоокеанском. С финансовой точки зрения поставки Urals важнее – именно от цены этой смеси рассчитывается федеральный бюджет.
В мире самыми большими запасами нефти обладает Венесуэла, но это тяжелая и сернистая нефть – и в нынешний кризис ее продают едва ли не за бесценок (около 5 долларов за баррель). На втором месте – Саудовская Аравия, потом следуют Канада, Иран, Ирак и Кувейт. Правда, если учитывать запасы сланцевой нефти, то Россия вполне может войти в тройку лидеров.
Почему цены падают ниже нуля?
История с нефтью WTI, которая резко подешевела до минус 40 долларов – это, скорее, чисто техническая история. Дело в том, что фьючерсный договор на покупку этой нефти предполагает физическую поставку заявленного объема на терминал в американском городе Кушинг, откуда его обязан забрать покупатель.
Но нефть уже давно еще и финансовый актив, поэтому на бирже было много инвесторов, которые вкладывались во фьючерсы, чтобы задействовать свои деньги и которые не собирались покупать нефть в реальности. Из-за просадки спроса по причине коронавируса нефть стало просто некуда девать, и чтобы не попасть на штрафные санкции, инвесторы предлагали деньги тем, кто просто вывезет их нефть с терминала.
Недавно, однако, произошла еще одна похожая история – уже с российской нефтью Urals, ее цена c учетом доставки из Западной Сибири в Роттердам составила минус 1000-1200 рублей за тонну. Конечно, это расчетная цифра – все поставки были расписаны заранее с зафиксированными ценами, но тенденция есть – экспорт нефти при таких условиях позволяет нефтяникам выходить в ноль при цене в 15-16 долларов за баррель, а Urals стоит около 12 долларов.
Причина таких низких цен – не только падение маркерного сорта Brent (к которому привязана Urals), это еще и увеличение дисконта. Так, в конце марта баррель российской нефти стоил на 4,75 доллара дешевле барреля североморской нефти, и этот дисконт стал максимальным с 2008 года. Это может быть связано с ужесточением международных требований к судовому топливу – максимальное содержание серы в нем снижается с 3,5 до 0,5%, а нефть Urals – более сернистая, чем Brent.
Период низких цен может продлиться неопределенно долго – все зависит от продолжительности карантинных мер по коронавирусу во всем мире, а когда удастся остановить пандемию, никто знать не может.
Навели слепоту: почему никто не знает реальную цену российской нефти
Цена на российскую нефть — заложенная, помимо прочего, в национальный бюджет, — к концу 2022 года перестала устанавливаться опытным путем даже приблизительно. Официальные данные Минфина, взятые у ценового агентства Argus, дают крайне негативные цифры. Они заметно ниже даже установленного США и ЕС потолка цен на нефть. В то же время показатели, взятые в азиатских портах, демонстрируют совсем иную картину — правда, без учета стоимости фрахта и страховки. Истина где-то посередине, считают опрошенные «Известиями» эксперты, но установить точную среднюю цену на поставляемую из России нефть сейчас невероятно сложно. Подробнее — в материале.
Уравнение с двумя неизвестными
Согласно данным Минфина, которые он опубликовал еще в начале месяца, цена на нефть российской марки Urals в январе 2023 года сложилась на уровне $49,42 за баррель. Сходные измерения приводит и Argus, которое регулярно демонстрирует цены на российскую нефть в $35–40 за баррель. Проблема этих измерений в том, что они отслеживают котировки в крупнейшем в Европе роттердамском порту, а также в портах Средиземного моря. Но из-за эмбарго на российскую нефть и ценового потолка смысла в этих цифрах не очень много, поскольку реальные поставки не осуществляются.
В начале февраля, к примеру, общий объем морского экспорта сырой нефти из России составлял 3,5 млн баррелей в день, примерно столько же, сколько и год назад, до начала СВО и введения санкций. А вот распределение ее было совсем другим. Если в феврале 2022 года примерно половина российской «морской» нефти оказывалась в Северной Европе (том же Роттердаме), то в феврале 2023 года этот показатель был близок к нулю. Напротив, если Азия год назад принимала менее 40% нефти морским путем, то сейчас — под 80% (около 2,5 млн баррелей в день). Отметим, что в феврале почти 10% нефти из России отправлялись морским путем в неизвестном направлении.
Как бы то ни было, но данные, которые приводит агентство Platts, собрав информацию в азиатских портах, дают совсем иную картину по ценам. В Китае в IV квартале средняя импортная цена российской нефти составляла $86 за баррель, а в декабре — $81. В Индии она достигала $87 за последний квартал 2022 года и чуть более $80 в декабре. Правда, все эти цены уже включают в себя фрахт, страховку и прочие связанные с транспортом издержки.
Существенные расхождения
Таким образом, складывается впечатление, что дисконт Urals к Brent (по оценкам того же Argus достигающий чуть ли не $30–35 за баррель) существенно меньше в случае с азиатскими портами. Но сколько нефть из России сейчас стоит реально?
По словам аналитика ФГ «Финам» Александра Потавина, нефть марки Urals была традиционно ориентирована на Европу, которая в декабре ввела санкции в отношении российского сырья.
— При этом в конце января дальневосточные марки российской нефти росли в цене: Sokol (сырье с проекта «Сахалина-1») продавалось по $80 за баррель, а нефть ESPO (сырье с нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан) торговалось в районе $75 за бочку. В прошлом году «Транснефть» увеличила мощность перевалки нефти в порту Козьмино (конечная точка нефтепровода ВСТО) на 12 млн т — до 42 млн, и сегодня он загружен полностью. Повышенные уровни цен на нефть дальневосточных портов были обусловлены увеличением спроса на сырье в Китае, который ослабил коронавирусные ограничения в начале января, — замечает эксперт.
Он добавил, что в нынешней ситуации отмечается путаница. Непонятно, какая цена на нефть имелась в виду: CIF или FOB (в первом случае фрахт и страховку берет на себя продавец, во втором — покупатель). Например, FOB ESPO (нефть по трубе в Китай) продолжает торговаться без значительного дисконта к цене Brent.
Как отметил президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов, здесь есть несколько разных факторов, которые влияют на это расхождение.
— Стандартная котировка Argus, которую обычно используют — это котировка в европейских портах — Роттердам (Urals NWE) или Аугуста (Urals MED). В текущих условиях это котировка расчетная, так как после ввода эмбарго торговля российской нефтью в портах ЕС не осуществляется. Котировка Argus в российском порту (FOB Новороссийск) составляет в настоящее время $45–46 за баррель. Однако эта котировка не включает стоимость доставки до покупателя. По нашим оценкам, текущая стоимость фрахта от Новороссийска до Индии составляет $10–12 за баррель, до Китая (из Новороссийска) — $17–20 за баррель. Это стоимость должна добавляться к котировке в российском порту, — отмечает он.
По словам Салихова, среднюю стоимость импорта Китаем российской нефти не вполне корректно сравнивать с котировкой Urals.
— Китай импортирует преимущественно другой сорт — ESPO, который поставляется по ВСТО. Он отличается от Urals по спецификации и традиционно торгуется с премией. В ноябре 2022 года средняя цена ESPO (на условиях FOB, то есть в российском порту Козьмино) составила $83,4 за баррель, в декабре — $75. Текущие значения — также около $75 за баррель. Поэтому вполне логично, что китайская таможенная статистика фиксирует стоимость импорта из России в $80 за баррель. Само по себе это говорит, что происходит манипуляция котировкой Urals.
Эксперт резюмировал, что спред Urals к Brent (cейчас это примерно $32 за баррель), на который обычно ориентируются, не отражает фактическую скидку, по которой продается российская нефть. Фактический размер скидки гораздо меньше, но она всё же есть, считает собеседник «Известий».
Головной боли тем самым добавляется не только аналитикам, но и правительству. Государственным органам предстоит собрать налоги и сформировать бюджет, толком даже не зная, сколько стоит основной экспортный товар в России. Сейчас изучается возможность отойти от котировок Argus, но неясно, что их заменит. В ситуации этой частичной слепоты правительство задумывается о том, чтобы взять с компаний специальный одноразовый налог на свердоходы (windfall tax), видимо, не до конца веря в честную игру с ценами с их стороны. Какой-то другой способ решить проблему без создания национального ценового агентства, которое будет давать максимально реалистичную и непредвзятую картину ситуации на рынках, пока невозможен.