Статья 56
Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Функции Банка России в сфере регулирования банковской деятельности и банковского надзора, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.
Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров.
Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.
Статья 56
Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.
(часть первая в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 146-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Функции Банка России в сфере регулирования банковской деятельности и банковского надзора, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.
Органы, осуществляющие контроль за банковской деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Текст научной работы на тему «Органы, осуществляющие контроль за банковской деятельностью»
Аспирант, кафедра административного и служебного права, Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ ЗА БАНКОВСКОЙ
В статье исследуются общие положения, цели и функции государственных органов, осуществляющие контроль и надзор за в банковской сфере.
Ключевые слова: контроль, органы государственной власти, банковская деятельность. Keywords: control, public authorities, the banking activity.
В экономической ситуации, складывающейся в последнее время на мировой арене, важнейшим условием обеспечения стабильности, роста и развития экономики России, безусловно, является ее банковская система. Для достижения наивысшего результата, достижения прочных гарантий необходимо выявлять и устранять недостатки, связанные, прежде всего, с государственным контролем за банковской деятельностью, а именно низким и несовершенным уровнем его осуществления. Такой контроль имеет главными своими целями проверку соответствия деятельности банков и кредитных организаций действующему законодательству, контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка, а также фискальной и социальной защиты его работников. Зачастую, такой контроль со стороны уполномоченных на то государственных органов оставляет желать лучшего, в том числе — это связано и с коррупцией в нашей стране.
Органами, осуществляющими контроль за банковской деятельностью, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, производится контролирующими органами. Ключевую роль в этой сфере играет Центральный банк России, который является проводником государственной финансовой и валютной политики. Согласно ст. 75 Конституции РФ, Центральный банк РФ осуществляет свои функции независимо от других органов государственной власти. Банковский контроль осуществляется главным образом на основании двух федеральных законов — «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности».
В случае выявления фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБ РФ, в зависимости от вида нарушения, вправе прибегнуть к разным мерам воздействия: наложить на кредитную организацию штраф; запретить осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией; назначить временную администрацию по ее управлению; отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами; потребовать от кредитной организации принятия мер по собственному финансовому оздоровлению; заменить руководителей; реорганизовать кредитную организацию и другие. [1, 35]. В свою очередь контроль за деятельностью Банка России выражается в непосредственном контроле государства за деятельность ЦБ РФ, а именно подотчетности Банка России Государственной Думе РФ. Председатель Банка России назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Члены совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.[2,45]
Как мы видим из всего вышеперечисленного, можно сделать достаточно простой вывод. Банковская деятельность — деятельность банков и небанковских кредитных организаций, основанная на осуществлении банковских операций для достижения своих экономических целей. В сегодняшних условиях банковская деятельность стала зоной повышенного риска, вследствие чего правовое регулирование банковской безопасности стало крайне сложным процессом. Банковская безопасность — это не только основа жизнеспособности и возможность дальнейшего развития рынка банковских услуг, но и создание бесконфликтной внешней и внутренней среды, что в современных условиях развития банковского бизнеса является немаловажным фактором. Именно банки могут, с одной стороны, полностью оградить экономику страны от финансового кризиса или хотя бы ослабить его глубину; с другой стороны, именно банки являются основным источником уязвимости финансовой системы государства.[3,87].
Поэтому результатом достижения эффективного результата банковской деятельности, несомненно, будут являться слаженная, оперативная и профессиональная работа органов, осуществляющие контроль за банковской деятельностью.
Целями такой деятельности являются: вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали радикальных изменений. Если не принимать в расчет различия в формулировках целей банковского надзора в отдельных странах, то они сводятся к следующим:
1. поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;
2. обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский контроль включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;
3. Защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.[4,65].
Примечательно и то, что с каждым годом растет количество преступлений в сфере банковской деятельности. Например, динамика регистрируемых преступлений, предусмотренных ст. 172 УК (незаконная банковская деятельность) по годам выглядит следующим образом: в 2003 г. зарегистрировано 81 преступление, в 2004 г. — 34, в 2006 г. -12, в 2007г.-28, в2009г.-27.[5,76].
Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные государственные и негосударственные учреждения. К негосударственным можно отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К государственным можно отнести МВД, Следственный Комитет, Министерство финансов, ЦБРФ. Основную нагрузку в этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью. Надзор осуществляться двумя основными методами:
— проверка банковской отчетности и нормативов согласно инструкций;
Данная функция ЦБ РФ очень важна, т.к. она позволяет отслеживать, как общие тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный надзор за банками. Свою политику ЦБ РФ доводит до сведения посредством издания инструкций, писем и т.д.
Необходимо отметить, что помимо банковского контроля и надзора федеральное законодательство предусматривает и другие виды государственного контроля за банковской системой. Например, государство в лице Государственной Думы РФ и Счетной палаты РФ контролирует деятельность не только кредитных организаций, но и самого Банка России, за которым ведется прокурорский надзор. Одно из центральных
мест в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление, в т.ч. поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов. Министерство финансов и его региональные учреждения осуществляют также контроль за банковской деятельностью.[1,35].
Что касается Счетной Палаты РФ, то она осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания.
Широко используются в банковской сфере налоговый, таможенный, финансовый, валютный контроль. Применяются и негосударственные формы контроля, например, внешний и внутренний аудит, внутренний контроль в кредитных организациях (ст. 95 Закона о Банке России, ст. 24 Закона о банках), а также общественный контроль. Общественный контроль за функционированием банковской системы и кредитных организаций проявляется в процессе деятельности Национального банковского совета при Банке России, а также общественных организаций по защите прав потребителей, вкладчиков и кредиторов. Кроме того, в процессе банковской деятельности Банк России и кредитные организации активно применяют гражданско-правовой контроль за своими клиентами (например, контроль за целевым расходованием банковских кредитов).
К слову о ЦБ РФ, и других банках, хочется отметить, что осуществление контроля является наиболее эффективным, когда руководство и все другие сотрудники банка считают его неотъемлемой частью деятельности банка, а не дополнением к ней. Когда мероприятия по контролю воспринимаются в качестве дополнения к текущей деятельности, они часто недооцениваются или даже не выполняются в ситуациях, когда сотрудники вынуждены работать в спешке. Помимо этого, мероприятия по контролю, встроенные в ежедневные банковские операции, помогают оперативно реагировать на изменение условий и избегать неоправданных затрат. В целях совершенствования культуры контроля в банке менеджмент обязан следить за тем, чтобы адекватные мероприятия по контролю осуществлялись как составная часть соответствующих ежедневных обязанностей всех сотрудников банка. Не секрет, что разорение многих банков прежде всего было связано с неудовлетворительным их управлением из-за недостаточных квалификации и опыта высших менеджеров. Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных с потенциальной криминализацией банков. А ведь давно стало понятно, что привлечение и использование средств из сомнительных источников, так же как и различные нарушения, с целью извлечения сверхдоходов, подвергают серьезной опасности экономическую устойчивость кредитных учреждений.
Следует отметить, что основным недостатком сегодня является ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. Наличие в банках эффективных систем внутреннего контроля и управления рисками является не только залогом их успешной деятельности, но и непременным условием выживания, а значит, и залогом финансовой стабильности банковского сектора в целом. Особое внимание должно уделяться вопросам идентификации и оценки рисков, в том числе рисков, имеющих системную природу. Несмотря на указанные проблемы, накопленный надзорными органами опыт свидетельствует о наличии резервов совершенствования методологии и методического
обеспечения проверок внутренних систем управления банков, нацеленных также на повышение качества их корпоративного управления и обеспечение финансовой устойчивости.[2,34].
Эффективная система банковского надзора предполагает, что каждый орган, осуществляющий контроль за банковской деятельностью, должен иметь четко сформулированные задачи и обязанности. Каждый такой орган должен располагать оперативной самостоятельностью и соответствующей материальной базой. Необходима также адекватная юридическая база банковского контроля, включающая регулирование процедуры получения разрешения на банковскую деятельность и последующий надзор за ней. Необходимы также механизмы обмена информацией между контролирующими органами и обеспечения конфиденциальности такой информации.
Главными задачами я вижу усовершенствование устойчивости работы органов, осуществляющих контроль за банковской системой, с учетом постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, касающейся банковской деятельности. Сравнив все органы, осуществляющие контроль за банковской деятельностью, определив наиболее значимые проблемы в данной сфере, я пришла к следующим выводам, которым по моему мнению необходимо уделять особое внимание:
1) Совершенствование правового обеспечения банковской деятельности,
2) Повышение эффективности регулирования банковской деятельности ,
3) Развитие конкурентной среды, обеспечение равных условий,
4) Повышение требований к качеству управления в кредитных организациях,
5) Ужесточение ответственности в сфере нарушения банковской деятельности, как со стороны банков, так и со стороны органов, осуществляющих контроль за банковской деятельностью.
1. «Власть». Шамхалова Эльвира. 2012.№ 01. С. 122-124
2. Банковское право. И. А. Кузнецова. 2007. С. 9
3. Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. Алексеева Диана. Москва 2011. С. 2
4. Деньги и кредит. Актуальная тема. №4, 2007. С. 7
5. Тенденция преступности, ее организованности, законодательство и опыт борьбы с терроризмом / Под общ. ред. проф. А.И. Долговой. М., 2006. С. 113
Служба текущего банковского надзора
Служба текущего банковского надзора осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (за исключением системно значимых кредитных организаций) для поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Задачей службы является осуществление постоянного надзора за соблюдением поднадзорными кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, а также своевременное выявление и ограничение рисков, принимаемых банками.
Для этого кураторы, назначенные в каждую кредитную организацию:
- обобщают и анализируют всю доступную информацию о деятельности банков, в том числе данные представляемой в Банк России отчетности, для выявления проблем на ранних стадиях их возникновения, а также ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов;
- осуществляют оценку стратегии развития и бизнес-модели банков для выявления направлений деятельности, подверженных наибольшим рискам, и формирования заключения о жизнеспособности и конкурентоспособности кредитных организаций;
- готовят предложения о применении мер надзорного реагирования и осуществляют контроль за их исполнением.
Под надзором службы находятся кредитные организации, расположенные во всех федеральных округах Российской Федерации, что позволяет обеспечить единые подходы и стандарты надзорной деятельности на всей территории страны, повысить оперативность и эффективность надзорных действий.
Руководство Службы текущего банковского надзора и кураторы всех кредитных организаций находятся в Москве. При этом во всех регионах обеспечено присутствие сотрудников службы, которые участвуют в надзоре за деятельностью кредитных организаций, в том числе в качестве уполномоченных представителей Банка России и членов надзорных групп.