Что такое экономика 8 класс обществознание
Перейти к содержимому

Что такое экономика 8 класс обществознание

  • автор:

Обществознание. 8 класс. ЭКОНОМИКА. Экономика и её роль в жизни общества.

Экономика – от греч. «искусство ведения домашнего хозяйства».

Значения слова «экономика»:
  • способ организации хозяйственной деятельности людей, направленный на создание необходимых для потребления благ (экономика семьи, фирмы, государства);
  • наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

Экономика как наука изучает деятельность хозяйствующих субъектов по производству, распределению, обмену и потреблению благ.

Субъекты экономики – это те, кто занимается экономической деятельностью:

  • семья (домохозяйство,
  • фирма,
  • государство.
я78
БЛАГА.

Блага – это всё, что ценится людьми для удовлетворения их потребностей.

Виды благ:
  • даровые – природные блага, которые не надо специально производить, потребление их одними людьми не приводит к дефициту для других людей (солнечный свет, ветер и др.);
  • экономические – это товары, услуги и др., они доступны людям в меньшем объёме, чем объём потребностей, для их производства требуются затраты ресурсов, существует специальный механизм распределения таких благ.
Основные вопросы экономики.
  • Что и в каком количестве производить? (Какие товары и услуги будут пользоваться спросом у потребителей).
  • Как производить? (Какую технологию и оборудование предпочесть).
  • Для кого производить, как распределять произведённые товары и услуги и пр.? (Какой принцип распределения выбрать).
ВИДЫ экономической деятельности:
  • производство,
  • распределение,
  • обмен,
  • потребление.

я80

Производство – это процесс создания экономических благ.

Распределение – это:

— совокупность действий по доведению произведённых благ от производителя до потребителя;

— определение доли, в которой участники экономической деятельности участвуют в произведённом продукте.

Обмен – это процесс движения товаров и услуг от одного участника экономической деятельности к другому; средствами обмена выступают деньги, товары и услуги.

Потребление – это использование товаров и услуг для удовлетворения различных потребностей человека, группы людей и общества в целом.

Основная задача экономики – удовлетворение материальных потребностей людей: потребностей в пище и воде, одежде и жилье, безопасности, лечении при заболеваниях.

Потребности человека и общества постоянно растут, появляются новые.

Растёт население земли, а экономические ресурсы ограниченны.

Главная проблема экономки – как наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы.

8 класс экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономические ресурсыэто элементы, используемые для производства экономических благ, то есть средств, удовлетворяющих потребности .

Капитал(все средства производства, используемые человеком)

Ограниченность ресурсов -недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества 1

Ограниченность ресурсов

-недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества

Свободные и экономические блага Благо -то, что служит удовлетворению потребностей человека Например, свободным благом является воздух-человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом. Свободные блага это блага, которые могут потребляться в неограниченном количестве. 1

Свободные и экономические блага

  • Благо-то, что служит удовлетворению потребностей человека

Например, свободным благом является воздух-человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом.

Свободные блага

это блага, которые могут потребляться в неограниченном количестве.

В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену . Экономические блага К этим благам можно отнести как производимы людьми предметы(мебель), так и услуги(труд врача, учителя) Желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену .

Экономические блага

К этим благам можно отнести как производимы людьми предметы(мебель), так и услуги(труд врача, учителя)

Желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

. Задание. Впишите нижеперечисленные примеры в одну из двух столбцов таблицы: Пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятия в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц, морская вода, лес, благоприятная почва, работа повара в ресторане, производство бытовой техники, песчаный пляж, выпуск газеты, производство обуви Свободные блага Экономические блага

Впишите нижеперечисленные примеры в одну из двух столбцов таблицы:

Пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятия в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц, морская вода, лес, благоприятная почва, работа повара в ресторане, производство бытовой техники, песчаный пляж, выпуск газеты, производство обуви

Свободные блага

Экономические блага

Главные вопросы экономики

Главные вопросы экономики

Главные вопросы экономики . Что производить? . Как производить? . Для кого производить?

Главные вопросы экономики

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Экономическая эффективность Экономическая эффективность -соотнесение полученного результата с произведёнными затратами Способы повышения эффективности производства Внедрение новой техники и новых технологий Разделение труда Экономное расходование ресурсов Повышение квалификации работников

Экономическая эффективность

  • Экономическая эффективность-соотнесение полученного результата с произведёнными затратами

Способы повышения эффективности производства

Внедрение новой техники и новых технологий

Экономное расходование ресурсов

Повышение квалификации работников

Экономические системы

Экономические системы

Что такое экономические системы? Экономические системы -совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики (что, как и для кого производить)

Что такое экономические системы?

Экономические системы -совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики (что, как и для кого производить)

Типы экономических систем Выделяют 4 типа экономических систем. Рассмотрим каждый из них Основа системы: - право коллективной собственности - ручная техника - традиции - натуральное хозяйство(ненатуральное хозяйство) Традиционная экономика Такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении. Допускается контроль со стороны государства

Типы экономических систем

Выделяют 4 типа экономических систем. Рассмотрим каждый из них

Основа системы:

— право коллективной собственности

— ручная техника

— натуральное хозяйство(ненатуральное хозяйство)

Традиционная экономика

Такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов.

Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении.

Допускается контроль со стороны государства

Рыночная экономика Основы системы : -частная собственность -свободное предпринимательство -конкуренция -ограниченная роль государства система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы, ограничивает роль правительства. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Рыночная экономика

Основы системы :

-частная собственность

-свободное предпринимательство

-конкуренция

-ограниченная роль государства

система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основы системы: -контроль над производством со стороны государства -преобладание (господство) государственной собственности на средства производства; -административные методы управления. Командная экономика Вид экономической системы, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.

Основы системы:

-контроль над производством со стороны государства

-преобладание (господство) государственной собственности на средства производства;

-административные методы управления.

Командная экономика

Вид экономической системы, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.

Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.

Смешанная экономика Основы системы: -центром социально-экономического развития страны при смешанной экономике является личность -на производство включается как частная, так и государственная собственность Для данного производства характерны след. Виды хозяйств: -мелкий, средний и крупный бизнес -муниципальные предприятия -гос. учреждения Смешанная экономическая система – это система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Смешанная экономика

Основы системы:

-центром социально-экономического развития страны при смешанной экономике является личность

-на производство включается как частная, так и государственная собственность

Для данного производства характерны след. Виды хозяйств:

-мелкий, средний и крупный бизнес

-муниципальные предприятия

-гос. учреждения

Смешанная экономическая система – это система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

. Задание. 1.Что характеризует командную(плановую) экономику? 1)Многообразие форм собственности 2)Централизованное распределение ресурсов 3)Свобода предпринимательства 4)Конкуренция товаропроизводителей 2. Что отличает традиционную экономику от других типов экономических систем? 1)Преобладание частной собственности на средства производства 2)Регулирование производства при помощи обычаев 3)Централизованное ценообразование 4)Интенсивное развитие промышленности и торговли

  • 1.Что характеризует командную(плановую) экономику?

1)Многообразие форм собственности

2)Централизованное распределение ресурсов

3)Свобода предпринимательства

4)Конкуренция товаропроизводителей

  • 2. Что отличает традиционную экономику от других типов экономических систем?

1)Преобладание частной собственности на средства производства

2)Регулирование производства при помощи обычаев

3)Централизованное ценообразование

4)Интенсивное развитие промышленности и торговли

  • 3. Слово экономика употребляется в разных значениях. Какой из примеров иллюстрирует экономику как хозяйство?

1)Производство новой модели автомобиля

2)Выявление закономерностей развития рынка труда

3)Прогнозирование спроса на товары

4)Изучение закономерностей изменения предложения недвижимости

  • 4. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?

1)Верно только А 3)Верны оба суждения

2)Верно только Б 4)Оба суждения неверны

А. Проблема ограниченности экономических ресурсов может быть полностью решена с применением достижений современной науки

Б. Ограниченность экономических ресурсов связана с их недостаточностью для удовлетворения растущих потребностей общества

Конспект урока обществознания "Что такое экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: продолжить формирование умений делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи; сформировать умения, необходимые для выбора оптимального варианта поведения в сфере рыночной экономики, показать связь экономики с другими сферами жизни общества.

Воспитательные: Содействовать формированию способностей строить свои взаимоотношения с другими людьми на основе уважения их взглядов, умения слушать других людей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания «Что такое экономика»»

МОУ «Разуменская СОШ №2 Белгородского района

Белгородской области»

Урок обществознания в 8 классе на тему: «Что такое экономика».

Учитель: Афанасова Жанна Николаевна

Тема: «Что такое экономика»

Продолжительность: 45 минут

Технологии: ИКТ (использование презентации), технология групповой работы, проблемное обучение.

Технологическая карта урока.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Метод обучения: эвристический, частично-поисковый

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Обучающие: познакомить учащихся с пониманием сущности экономических отношений в обществе, понятием экономика, ресурсы, производство

Развивающие: продолжить формирование умений делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи; сформировать умения, необходимые для выбора оптимального варианта поведения в сфере рыночной экономики, показать связь экономики с другими сферами жизни общества.

Воспитательные: Содействовать формированию способностей строить свои взаимоотношения с другими людьми на основе уважения их взглядов, умения слушать других людей.

Оборудование: учебник «Обществознание 8 класс» Кравченко А.И. , Певцовой Е.А.,ПК, медиапроектор, экран, презентация «Power Point», пословицы и поговорки об экономической деятельности.

Программное обеспечение: Power Point

Оформление доски: на экран с помощью медиапроектора спроектирован слайд

Структура урока и ход урока:

1.Вводная часть: Приветствие.

2.Актуализация знаний:

Мы начинаем изучение новой главы.

-Для определения темы нашего сегодняшнего урока вспомните какие основные сферы общественной жизни вы знаете? (Политическая, духовная, социальная, экономическая). Слайд№1

Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: «Какая сфера отсутствует на схеме?» (Экономическая). О чем пойдет речь на уроке? (Об экономике). Верно.

Задачи урока:

Сегодня мы узнаем Что такое экономика? Познакомимся с основными экономическими понятиями и разберемся в структуре экономических отношений в обществе. (Запись темы в тетради)

Прежде,чем мы перейдем к изучению понятия «экономика», я хочу обратить ваше внимание на проблему, записанную на доске «Для чего человеку нужны экономические знания?» Ответить на этот вопрос мы с вами должны будем в конце урока.

3 . Изучение нового материала

Все сферы жизни общества взаимосвязаны между собой. Но особую роль отводят экономической сфере .Можем ли мы считать ее самой важной в структуре общества? Почему? (т.к. -это основа всего общества) Человек, живущий в современном ,динамично развивающемся обществе, должен обладать различными знаниями, очень важную роль в которых играет знание экономических процессов в жизни. Представьте свой обычный день. Приведите примеры, когда вы когда вы оказывались участниками экономических отношений. (Поход в магазин, оплата коммунальных услуг и тд.).

Понятие «экономика» появилось очень давно. Мы послушаем небольшую историческую справку и узнаем когда именно оно появилось и что означало.

С развитием общества изменялось и понятие «экономика». В учебнике на стр.63 есть определение этого понятия. Давайте прочитаем его и запишем в тетрадь.(запись в тетрадь)

Но понятие экономика, также как многие понятия в обществознании,

может употребляться в разных значениях. Слайд №2

Ни одно общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого нужно производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Поэтому неизменными для любого всегда остаются главные вопросы экономики- это: Слайд №3

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Работа с учебником: откройте с.64 и найдите ответ на вопрос: Что изучает экономика как наука?(экономические потребности и способы их удовлетворения). (запись в тетрадь).Основные понятия экономики как науки:

Ресурсы( факторы производства);

Производственные возможности. ( запись в тетрадь с комментариями учителя).

Скажите, что нужно человеку для жизни? (вещи, жилье, и т.д.)

Как мы можем обеспечить себя всем необходимым? (купить)

Что для этого нужно? (деньги). Правильно. Вы даже не подозреваете ,что еще до вашего рождения родители задумывались над тем, во что им обойдется ваше содержание. Итак, что же такое деньги? (символ и главный двигатель экономики). Более научное понятие денег есть в ваших словарях на с.169.

Прочитайте и запишите в тетрадь.

Работа в группах.

Для того, чтобы перейти к следующему важному понятию нашего урока вы должны будете на время стать бизнесменами. Представьте, что вам нужно решить что вы будете производить и что вам для этого потребуется для организации производства ( на листах каждая группа пишет, что она производит и что для этого необходимо),даю минуту.

Пока наши бизнесмены работают, мы выполним такое задание: назовите известные вам пословицы , поговорки, касающиеся экономической жизни людей. Прокомментируйте их. Вы можете воспользоваться листами, лежащими на столах.

Теперь каждая группа называет то, что написала.

Все, что вы назвали, в мире экономики называется ресурсами.

Основные ресурсы называются факторами производства. Их пять (слайд 4):

Земля – природные ресурсы (земля, леса, вода…)

Труд – рабочая сила (способности и умения, образование. Квалификация).

Капитал – средства производства (здания, машины, инструменты)

Предпринимательство (поиск и реализация новых идей, готовность к риску);

Информация (сведения, знания, данные) (запись в тетрадь)

Работа в парах

У вас на столах лежит таблицы, факторы производства в ней обозначены только начальными буквами. Вам предстоит распределить ваши ресурсы и те, которые вы видите на слайде в соответствующие колонки. Но помните, что работать надо тише, иначе конкурент услышит.

Теперь обменяйтесь вашими таблицами и проверьте правильность решения задачи. Помните, что сотрудничество – верный шаг вперед. Если вы считаете, что все верно сделано – в нижнем углу поставьте плюс, если не согласны минус.

Работа в рабочих тетрадях.

Экономика имеет сложную структуру. В нее входят различные компоненты. Откройте свои рабочие тетради на с.32 , внимательно меня слушаете и выполняете задание №1. Проверяем какие слова вы вставили в схему. Все эти элементы находятся в тесной взаимосвязи.

Итак, мы с вами теперь знаем что такое экономика. Скажите, что является основой экономики? (производство) (запись в тетрадь) .Основу материального производства составляет промышленность, состоящая

из отраслей. Понятие «отрасль» у вас есть в учебнике на с.68.(запись в тетрадь) .

Отрасли состоят из предприятий. Что такое предприятие? С.68 (запись в тетрадь).

Таким образом мы можем сделать вывод: На что направлена деятельность всех предприятий? ( на удовлетворение потребностей населения) А потребности –двигатель торговли.

9. Закрепление

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Для чего человеку нужны экономические знания?» ( ответы детей)

Запишите д/з: параграф 9, в.1-5, р.т. №2,3

Подведение итогов и выставление оценок

10. Рефлексия:

Посмотрите еще раз пословицы и поговорки, лежащие на ваших столах, выберите каждый для себя ту, которая отражает ваше настроение в конце урока. Прокомментируйте почему вы выбрали именно эту.

Спасибо за работу!

Приложение

§ 1. Экономика и ее роль в жизни общества

Понятие экономика обычно употребляется в двух значениях: 1) способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для потребления благ или сама хозяйственная деятельность; 2) наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах, Изучает деятельность домохозяйств, фирм и тд.

2. Различие даровых и экономических благ?

Даровые блага (солнечный свет, ветер) носят преимущественно природный характер, их не требуется специально производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей. Экономические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в меньшем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затраты различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределения экономических благ.

3. Основные вопросы экономики?

К основным вопросам экономики учёные относят следующие:

Что и в каком количестве производить (какие товары будут пользоваться спросом у потребителей)?

Как производить (какую технологию и оборудование предпочесть)?

Как распределять произведённые товары и услуги?

4. Назовите факторы производства?

Для производства необходимых экономических благ люди используют ресурсы природы, свой труд и способности, а также специальные приспособления (орудия труда). Всё это — факторы производства. Основные факторы производства:

Труд — деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования своих физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта.

Земля — все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ.

К капиталу относят здания и сооружения, оборудование, инфраструктуру и другие ценности, составляющие физический капитал, а также объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики (денежный капитал).

Предпринимательские способности – особые способности человека правильно оценить спрос, скоординировать использование ресурсов и принять на себя риск потери вложения в дело средств

Информация — все знания и сведения, необходимые для квалифицированной экономической деятельности.

5. Экономический смысл разделения труда и специализации производства?

Специализация труда конкретных людей объясняется различием их способностей и интересов, возможностью добиваться в определённом деле высокого мастерства и с высоким качеством производить большее количество товаров и услуг; она также позволяет сократить потери рабочего времени от смены видов деятельности работника.

6. Как связаны между собой специализация и торговля? Основные формы торговли?

Взаимосвязь специализации и обмена позволила:

• сочетать стремление людей получать как можно больше разнообразных товаров и услуг со способностью отдельного человека, фирмы производить лишь небольшой ассортимент благ;

• быстрее получать в максимальном ассортименте больший объём качественных благ.

Торговля может быть организована в различных формах.

Экономисты различают торговлю оптовую (реализуются крупные партии товара, обычно для последующей перепродажи) и розничную (товар реализуется поштучно или в небольших количествах для личного, семейного потребления).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *