Есть контакт: надо ли смазывать клеммы аккумулятора, и чем это делать
Зима – традиционное время, когда и мы, и наши читатели обращаемся к вопросам зарядки АКБ. Мы уже не раз затрагивали эту тему и, казалось бы, раскрыли её полностью. Ан нет, вопросы периодически возникают! Иногда – довольно неожиданные.
Ч то и говорить, мы всесторонне изучили тему. Мы рассказывали, как определить, что АКБ пора менять, а если батарея ещё в порядке, то как продлить ей жизнь; мы за 10 минут оживляли севшую АКБ, а также разбирались в том, как «прикуривать» автомобиль с разряженной АКБ и стоит ли это делать… Но вот жизнь подкинула новую ситуацию, причем совершенно банальную.
Хмурое утро, мороз в -25, несколько попыток завести автомобиль – и вот вы уже несёте аккумулятор домой, на зарядку. Перед тем, как накинуть контакты «зарядника», очищаете клеммы – на них наверняка скопилось некоторое количество окислов и грязи. Зарядили батарею, поставили, завелись… можно ехать! А контактные группы в местах подключения АКБ, те самые «минус» и «плюс», остались сухими. Нужно ли их смазывать? Зачем? Чем смазывать? Как?
Надо сказать, что по всем этим, казалось бы, достаточно простым вопросам среди «бывалых» не утихают споры – представьте себе, это одна из тех автомобильных тем, по которым спорить можно бесконечно. Мы же, не углубляясь в частности, тайные знания каббалы и гадания на осадке моторного масла, решили дать некий усреднённый, стопроцентный гид по этим вопросам. Он пригодится и новичкам, и опытным, потому что такие вопросы нынче поднимаются нечасто – как правило, все мы залезаем под капот автомобиля не чаще, чем требуется для доливки омывайки.
На самом деле, клеммы можно не смазывать. В том смысле, что за современным автомобилем можно в принципе не очень-то следить – худо-бедно он способен и вообще без какого-либо обслуживания проездить некоторое время. Нынешние электрические цепи автомобиля и, в частности, аккумуляторные батареи устроены таким образом, что нуждаются в профилактике куда меньше, чем раньше. Однако законы физики и, в частности, течение времени обмануть невозможно – если клеммы не смазывать, проблемы, в том числе и довольно серьёзные, постепенно начнут давать о себе знать. Поэтому ответ тут такой: можно и не смазывать, но куда лучше всё-таки делать это.
На контактных группах со временем появляются окислы, которые сами по себе не проводят электрический ток. Кроме того, в подкапотном пространстве скапливаются пыль и грязь, часть оседает на клеммах и добавляет электрического сопротивления в местах контакта. Следствие этих процессов – падение отдачи АКБ, снижение энергии и сложности при запуске. Некоторые автомобилисты предпочитают не смазывать клеммы, а просто периодически чистить их мелкой наждачкой. Но наша задача – именно защитить, «законсервировать» клеммы, сохранив их в более-менее первозданном состоянии, чтобы впоследствии не приходилось избавляться от окислов и грязи механическим путём – это не слишком-то приятный и быстротечный процесс.
Примерно до 1970-х годов водители пользовались для этих целей исключительно солидолом, нигролом или литолом. Последний до сих пор можно легко найти в продаже под полным наименованием «Литол-24». С появлением автомобилей ВАЗ был разработан технический вазелин, который также используется и сегодня. Литол и вазелин хороши, но легко смываются шампунями и в целом, по сравнению с современными средствами, образуют менее прочную плёнку. Поэтому можно воспользоваться более продвинутой автохимией – в магазине так и спрашиваем: «смазку для электрических контактов» или «смазку для клемм АКБ».
Вторая часть теста смазок для контактных соединений в автомобиле.
Немного повторюсь:
Для чего же вообще необходимо смазывать контактные соединения?
Ответ на этот вопрос на самом деле прост-чтобы пятно контакта не окислилось под действием окружающей среды и не увеличилось переходное сопротивление в этом соединении, что неминуемо приведет к его нагреву. И как бы это не банально не звучало, но это именно так! Да, все мы в восьмом классе еще не курили букварь и прекрасно знаем, что какой бы ровной поверхность не была она в любом случае она будет шероховатой. И каким бы качественным контакт не был, абсолютно всей площадью металлы соприкасаться друг с другом не будут. И в этом случае смазка заполняет как раз пустоты, чтобы убрать из пятна контакта воздух. Ну и конечно же, если смазка является токопроводящей, то переходное сопротивление в контактном соединение станет очень не большим.
/Попытался объяснить простыми словами, думаю получилось читаемо и гуманитариям./
Намутил кучу смазок и решил устроить небольшой эксперимент. Будем смазывать контактные соединения и измерять при этом переходное сопротивление в нем (измерения сопротивлений постоянному току контактной системы). В качестве прибора для измерений выступает МИКО (микроомметр).
Опыт простой: берем две медные пластины (чистый электротех). Наносим смазку. Стягиваем их струбцинами с одинаковым усилием. Контролируем, чтобы пятно контактно в каждом опыте было одинаковым. Измеряем переходное сопротивление.
Значения получаем в микроомах. Для справки:
1 Ом = 1000000 мкОм
10 мкОм = 0,00001 Ом
Это, чтобы Вы понимали про какие цифры идет речь и не слушали тех техническинеграмотных людей, кто выполняем эти измерения обычным китайским мультиметром. К слову, значение силы тока при измерения составляет около 50 Ампер…
Результаты предыдущих измерений:
Без смазки. 13,1 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
Алюминиевая смазка. Спрей. 17 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
Циатим 221. 10,9 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
Statoil UniWay Li62. 11,3 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
Графитка. 19 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
KLUBER ISOFLEX TOPAS NB 52. 9,4 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
Смазка электропроводящая ЭСП-98. 54,3 мкОм (+/- 1,5 мкОм)
Предыдущая запись проявила к себе определенный интерес людей. Поэтому решил проводить измерения дальше с различными смазками. Итак, результаты измерений:
Без смазки. 13,1 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
MOLYKOTE HSC Plus Paste. 9.4 мкОм (+/- 1,0 мкОм) При условии, что она наносится ОЧЕНЬ ЖИРНЫМ слоем.
MOLYKOTE HSC Plus Paste. 8,0 мкОм (+/- 1,0 мкОм) При условии, что она наносится ОЧЕНЬ ТОНКИМ слоем.
Niglube RM. 11,9 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
TRW/Lucas PFG-110. 9,0 мкОм (+/- 1,0 мкОм)
LIQUI MOLY. Bremsen-Anti-Quietsch-Paste. 13,8 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
LIQUI MOLY. Медный аэрозоль 8,4 мкОм (+/- 1,0 мкОм)
LIQUI MOLY. KERAMIK PASTE. 9,1 мкОм (+/- 1,0 мкОм)
Токопроводящая консервирующая смазка ТКПС-1. 4,9 мкОм (+/- 1,0 мкОм)
Литол-24 (люкс). 6,8 мкОм (+/- 1,0 мкОм)
Солидол. 8,6 мкОм (+/- 1,0 мкОм)
Смазка ШРУС TADEM. 12,1 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
Специализированная смазка для контактных соединений красного цвета. 30,6 мкОм (+/- 1,3 мкОм) По определенным обстоятельствам имя ее не раскрывается. Обычному автомобилисту ее все равно не купить ни за какие деньги, да и не стоит, если посмотреть результаты измерений…
SHELL NERITA HV 12,5 мкОм (+/- 1,1 мкОм)
Ну что, сделаю небольшую подводку:
Многие смазки, которые используются в тормозной системе и не предназначены для смазки электрических контактных соединений показали очень хорошие результаты. Если честно, то такого результата, я лично, не ожидал. Но как они поведут себя с течением времени, я не знаю…
Очень приличный результат показал и обычный копеечный Литол-24.
Ну а лидером теста стала, знакомая только узкому кругу людей, токопроводящая консервирующая смазка ТКПС-1, показав результат в 4,9 мкОм.
Сегодня выяснил, что на результаты измерений влияет и то, каким слоем вы нанесли смазку, если она густая. Но, результаты при этом в пределах погрешности.
Если смазка пластичная, то каким бы вы ее слоем не наносили-лишнее выдавится. И на конечный результат этот факт не повлияет ни каким образом…
Ну дальше решение за вами-смазывать клеммы и контактные соединения, не смазывать… В общем-автомобиль-то Ваш…
Очистители и смазки контактов автомобиля: какие лучше
06.03.2020
Содержание электропроводки в исправном состоянии — это такая же важная часть в обслуживании авто, как, например, контроль уровня масла в ДВС или состояния тормозных колодок. Окислившийся контакт или короткое замыкание рассохшейся проводки может привести к отказу электрооборудования авто и даже пожару. Разберемся, какой очиститель контактов лучше и какой смазкой смазать контакты в автомобиле.
Содержание:
Особенности ухода за автомобильной проводкой
Автомобильная проводка требует обслуживания. И чем больше в автомобиле электронных устройств, тем внимательнее нужно относиться к этому пункту.
Условно техническое обслуживание проводки сводится к нескольким процедурам.
- Осмотр изоляции проводов, контактных разъемов и колодочных соединений на наличие видимых повреждений.
- Очистка контактов со следами окислов.
- Смазка контактов.
Поврежденное клеммное или колодочное соединение, как и проводку с нарушенной изоляцией, стоит заменить сразу. Такой участок цепи нередко выходит из строя непредсказуемо и в самый неподходящий момент.
Чистить контакты есть смысл в случае видимых следов коррозии, грязи или окислов. Чистые, блестящие контакты очищать не нужно.
Смазывать основные и нагруженные контактные соединения рекомендуется два раза в год, весной и осенью, вне зависимости от их состояния. Это касается клемм АКБ, «массовых» проводов, проводки стартера и генератора, а также колодок и клеммных разъемов датчиков.
Какой очиститель контактов для автомобиля лучше
Рассмотрим несколько наиболее узнаваемых очистителей для контактов авто в РФ.
-
. Очиститель электрических контактов. Выпускается в аэрозольных баллонах объемом 163 и 283 мл. Хорошо справляется не только с окислами, но и с грязевыми, жировыми и маслянистыми загрязнениями. Безопасен для пластмасс. . Недорогой очиститель контактов с хорошей эффективностью. Удаляет загрязнения и влагу с контактов. Нейтрален по отношению к резине, пластмассам и окрашенным поверхностям. Продается в аэрозольных баллонах. . Относительно дорогое, но эффективное средство. Выпускается в аэрозольных баллонах с удобным распылителем. Помимо очистки, формирует на поверхности контактов тонкую защитную пленку. Пленка на некоторое время предохранит обработанные поверхности от образования коррозии и улучшит качество соединения. . Качественный и дорогой очиститель контактов от именитого немецкого производителя. Выделяется хорошей очищающей способностью, легко и быстро смывает даже сложнорастворимые загрязнения. Однако на обработанной поверхности практически не остается защитного слоя. Поэтому после использования этого средства рекомендуется дополнительно смазать контакты.
Очистители контактов подходят для обработки электрических соединений не только авто, но и практически любой техники.
Какой смазкой смазать контакты
Рынок сегодня предлагает большое количество смазок для электрических контактов автомобиля. Рассмотрим только два варианта: один — устаревший, простой и универсальный, второй — один из популярных смазывающих составов, олицетворяющий большинство современных специализированных смазок для электрических контактов.
-
. Использовалась еще в первой половине XX века как простое и дешевое средство для защиты контактов от коррозии. Хорошо противостоит влаге и прочим химическим агрессорам. Обладает электропроводностью благодаря графиту. Однако хорошая электропроводность смазки позволяет ее использовать только в одиночных контактах. В противном случае смазка может вызвать токи утечки и даже привести к пробою и короткому замыканию в высоковольтных цепях. . Современная смазка для контактов в виде спрея. Выпускается в аэрозольных баллонах объемом 200 мл. Помимо защиты от механических микроповреждений металла контактов, увеличивает электропроводность соединения. Одновременно с этим электропроводность смазывающего состава недостаточно высокая, чтобы привести к короткому замыканию и токам утечки. Поэтому этим спреем можно смазывать колодки с близко посаженными контактами.
Важно понимать разницу между очищающими и защитными составами. Очистители лишь снимают окислы и загрязнения с контактов, но не формируют на их поверхности защитную пленку. А если и формируют, то не такую долговечную, как смазки. И коррозия может появиться снова через непродолжительное время. Поэтому правильным решением при желании максимально надолго защитить контакт будет его обработка именно смазкой.
Смазки для электроконтактов
Надежность любого электрооборудования прямо зависит от того, в каком состоянии находятся электрические контакты техники. Воздействие влаги, высокой температуры и других агрессивных сред способствует разрушению компонентов, отчего происходит утечка тока, нарушается целостность соединений, что приводит к поломке устройств. Чтобы добиться стабильности в функционировании электроаппаратуры, нужно исключить попадание воды и химических элементов в контакты электроцепи с помощью специальных смазывающих веществ.
Описание
Смазки для электроконтактов – вещества, способные защитить электроузлы различной техники от любых внешних воздействий, воспрепятствовать окислению и появлению коррозии, а также снизить износ металлических, резиновых и пластиковых компонентов оборудования.
Любые контакты нагреваются в процессе работы. Уровень температуры зависит от силы тока, проходящего через цепь. В случае существенного увеличения температуры возможно спаривание поверхностей, а при воздействии различных факторов внешней среды образуется коррозия. Все это приводит к нарушению изоляции контактов и поломкам оборудования в дальнейшем.
Кроме этого резкие температурные перепады способствуют образованию на поверхности электропроводящих элементов конденсата в виде смеси влаги, кислот, щелочей, солей и прочих агрессивных веществ. В результате реакции с проводниками формируется оксидная пленка, которая способствует разрушению контактов и приводит к замыканию. Эти факторы также несут опасность, как для техники, так и для людей, работающих на оборудовании или в непосредственной близости от него. Именно поэтому важно своевременно и регулярно обрабатывать электроузлы указанными материалами.
Сфера применения
Составы считаются универсальными, поскольку задействуются в соединениях любого промышленного оборудования, транспортных средств и т.д., где присутствуют следующие электроконтакты:
- разъемные – болтовые и винтовые;
- неразъемные – при сварке, пайке, клепке;
- скользящие – трансформаторы типа ЛАТР, реостаты;
- коммутирующие – детали коммутационных узлов.
Также смеси используются для обработки электрических разборных соединений, контактов разборного типа, врубных ножей, а также скрученных или опресованных узлов. Материалы обеспечивают герметизацию и защиту клеммных соединений аккумуляторных батарей, высоковольтных проводов транспортных средств. Защищают контакты датчиков штепселей, реле, розеток, гарантируют электроизоляцию.
Разновидности
Все средства для электроконтактов условно делятся на две группы: проводники и диэлектрики. Составы первой группы не мешают течению тока. Они повышают электропроводимость, и уменьшают сопротивление цепи. Загустители, которые содержатся в смеси, придают ей структуру матрицы, поэтому вещество не растекается. В ячейках находятся частицы токопроводящего материала, которые способствуют росту надежности электросистем и антикоррозийной защиты, обеспечивают уменьшение трат на обслуживание оборудования.
Смеси второй группы имеют электроизоляционные характеристики, т.е. не проводят ток, поэтому их нельзя использовать в местах открытого соприкосновения контактов. Веществами обрабатывают соединения для формирования защитного слоя, который пресекает утечку тока, попадания в узел воды, щелочей, кислот и других элементов, загрязняющих и разрушающих контакты. Смазки, как правило, задействуются для обслуживания металлических, резиновых и пластмассовых деталей, где они стабилизируют напряжение, не допуская замыканий.
Состав и емкость
Основа большинства разновидностей смазок – силиконовое масло (метилсиликон, кислоупорный вазелин и т.д.), загущенное неорганическими компонентами и усиленное присадками, проводящих или непроводящих ток, в зависимости от назначения смеси.
Многие виды веществ выпускаются в специальных пластиковых дозаторах. Узкий гибкий нос дозатора обеспечивает удобство нанесения смеси на контакты, даже если они расположены в труднодоступных участках техники. Кроме этого средства реализуются в виде аэрозоля, а также в емкостях небольшого, среднего и крупного объема. Для транспортировки материалов, наиболее практичный вариант – разборная блистерная упаковка.
Характеристики
- термо и морозостойкость – температура застывания не ниже -57˚С, предельная рабочая температура – 400˚С;
- не подверженность вымыванию, щелочным и кислотным соединениям;
- антикоррозийные свойства;
- защита узлов от замыкания:
- изоляция и герметизация токопроводящих узлов;
- совместимость с эластомерами и пластиком;
- не токсичность;
- минимальная испаряемость;
- увеличение электрических свойств обрабатываемого участка.
ТОП-5 смазок
Лучшие смазки, которые применяются для обработки электроконтактов, от известных производителей.
Efele SG-383
Универсальная смазка, предназначенная для обслуживания стандартного и высоковольтного промышленного оборудования любого назначения, защиты электросоединений и высоковольтных узлов транспортных средств. Задействуется в разъемных, неразъемных, клеммных и прочих электроцепях. Вещество подходит для пластмассовых поверхностей и эластомеров, поэтому может использоваться для обслуживания штепселей, реле, датчиков, розеток и прочих деталей, произведенных на основе пластика и резины. Смесь эффективна при температуре – от -40 до +160˚С, не смывается водой, слабокислотными растворами и щелочами, защищает электроконтакты от коррозии. После нанесения не засыхает и сохраняет рабочие свойства в течение всего срока службы техники.
Molykote 111
Molykote 111 – термо-, морозо- химически устойчивый силиконовый компаунд, предназначенный для обработки, герметизации и изоляции контактов. Может задействоваться в вакуумных узлах и системах подачи питьевой воды. Материал не смывается жидкостью и не теряет рабочие показатели под воздействием химических соединений, отрицательных и высоких температур. Имеет антикоррозийные свойства, и совместим с большинством видов пластмасс. Область применения смазки широкая, поскольку она также обладает отличными диэлектрическими, герметизирующими и защитными характеристиками и не ограничивается только электроконтактами.
Weicon Contact Spray
Спрей Weicon Contact Spray задействуется для обслуживания и защиты электроузлов различного оборудования. Эффективно снимает слои железа, оксидов и загрязнений любого типа, а также удаляет влагу. Состав не проводит ток и не оставляет следов в процессе применения. Термостойкость – от -17 до +120 ˚С.
Dow Corning 4
Один из первых универсальных материалов, поступивший в широкое производство. Вещество обладает высокими диэлектрическими свойствами и дугостойкостью, что делает его эффективным средством для электроизоляции. Состав эффективно используется в системах зажигания транспортных средств, разъемных соединениях электроцепей и т.д. Благодаря высоким смазывающим и герметизирующим показателям смазка задействуется при обслуживании клапанов и уплотнений из пластика и резины. Смесь имеет пищевой допуск, поэтому может применяться в оборудовании по производству продуктов питания.
Liqui Moly Electronic Spray
Синтетический аэрозольный состав пресекающий образование оксидов и коррозии в электроузлах различных транспортных средств. Вещество оптимально подходит для обслуживания кабельных распределителей, штекерных разъемов, клеммных соединений, стартеров, распределителей зажигания, предохранителей, реле и т.д. Также может использоваться для работки различного промышленного оборудования и электроприборов. Материал наносится на контакты, защищая их от любых негативных воздействий внешней среды, повышая стабильность и длительность работы перечисленных компонентов и узлов.