Что выгоднее каршеринг или свой автомобиль
Перейти к содержимому

Что выгоднее каршеринг или свой автомобиль

  • автор:

Что выгоднее — каршеринг или свой автомобиль?

Посмотрите на пробку в столице — может показаться, что половина москвичей отказалась от личного транспорта в пользу каршеринга. Разукрашенные автомобили разных операторов бросаются в глаза и создают визуальное ощущение численного превосходства.

На самом деле, это не так. В Москве работает 16 операторов каршеринга, которые вместе предоставляют доступ примерно к 15 000 автомобилей. В сравнении с 5,6 млн зарегистрированных в Москве машин это ерунда. Но в отличие от личного транспорта каршеринговые машины почти не простаивают, поэтому так заметны. В прошлом году мы просили драйвовчанина Артёма Ачкасова посчитать, во сколько обходится владение личным авто в Москве. Теперь он делится с читателями опытом использования каршеринга и проверяет, действительно ли он выгоднее личных авто. В конце статьи — условия конкурса.

Дисклеймер: Все ситуации и оценки в тексте ниже — личный опыт и мнение автора.

Стоимость владения

В прошлой статье для блога Тинькофф Банка я проанализировал стоимость владения собственным Skoda Rapid. Получилось 17 рублей на километр при пробеге 7000 км в год. Пробег маленький, потому что на Шкоде, в основном, ездят члены семьи, а я сам — на тестовых автомобилях и каршеринге.

Покопался в логах своих каршеринговых приложений и понял, что чаще всего ездил до пробок, в утреннее время. Обычно это 10 км за 15 минут — примерно 100 рублей в денежном эквиваленте. Одной из самых дорогих стала поездка на новеньком Mercedes-Benz E200 в субботу днем. Тогда я преодолел 11 км за 20 минут и заплатил 225 рублей.

Поездка на Mercedes-Benz E200

У всех операторов каршеринга одинаковый принцип ценообразования: основной тариф поминутный, как опция — посуточный. Очевидно, что главный принцип экономии на каршеринге — ехать, а не стоять.

Некоторые операторы поначалу предлагают демпинговые тарифы — менее четырёх рублей за минуту пробега. Если взять такую машинку и поехать на ней куда-нибудь ночью, когда нет пробок — получатся цифры, которые заставят плакать любого автовладельца. Это крайность, а 1 км за две минуты с максимальной таксой в 8 рублей за минуту — более чем реальная картина при условии, что вы будете пользоваться каршерингом правильно. Один километр пробега в этом случае стоит не больше 16 рублей, а это дешевле владения моим Rapid в Москве. Напомню: в моей модели эксплуатации практически не были задействованы платные парковки, каско я делал всего два года из четырёх.

Если бы парковался на своей машине у многочисленных офисов, куда я езжу на встречи, то в день тратил бы от 300 до 1000 рублей. Если тратить на парковку всего 300 рублей в день и предположить, что я парковался так 100 дней в году, то за 3 года это будет 90 тысяч рублей! В моей модели эксплуатации это означало бы увеличение стоимости владения за 3 года до 19,8 рублей за километр.

С каршерингом не нужно платить за городскую парковку, это очень удобно. Приехал к офису, запарковался, завершил аренду, а через пару-тройку часов сел в другой автомобиль, которых у бизнес-центров всегда много. Получается, что среднему сотруднику любого предприятия в пределах ТТК (а часто и за его пределами) в условиях существования в пределах шаговой доступности только платных парковок выгоднее пользоваться каршерингом, нежели личным автомобилем.

Фундаментальный принцип рационального использования каршеринга — чёткое соблюдение условий договора. Иногда он может занимать сотню страниц, но большинство пользователей его даже не читает, просто нажимает «я согласен, поехали».

Однако в договорах немало условий, соблюдение которых обязательно, а также прописаны штрафы за нарушения. Причём не только ПДД!

Средний размер штрафов на рынке каршеринга

Разумеется, помимо штрафов за нарушения условий договора, вы оплачиваете все прочие штрафы, связанные с эксплуатацией автомобиля в ваш период аренды — за нарушение правил парковки, превышение скорости и так далее. Эти штрафы могут быть больше, чем если бы вы нарушили на своем авто, и вот причины:

— В ряде случаев оплатить штраф с 50% скидкой не получится. У каждого оператора свои условия, читайте об этом в договоре.
— Штраф за превышение скорости на 40-60 км/ч выписывается на автомобиль. Скидка положена всего один раз, а на каршеринговой машине нарушение скорее всего будет повторным.
— Автомобиль оформлен на юрлицо и за парковку на газоне выпишут штраф 300 000 рублей. Захочет ли оператор его оспаривать, говоря, что за рулем было физлицо, или ему будет проще снять деньги с вас, большой вопрос.
— У многих операторов к сумме штрафа прибавляется некий административный сбор — 10% от суммы штрафа за возню с бумагами.

Подо льдом земля, а значит штраф на 300 тысяч может выписать любой прохожий через приложение «Помощник Москвы»

Все штрафы автоматом списываются с карты арендатора. Если сразу после поездки обнулить счёт, то на штраф начислят пени, скажем, 5% в сутки. Рано или поздно за этими деньгами придут судебные приставы.

Большинство компаний устанавливает на свои автомобили телематическое оборудование, необходимое для отслеживания вашего стиля езды и фактических нарушений, — так каршеринг дисциплинирует водителя. Одного относительно резкого торможения за всю поездку достаточно, чтобы ваш стиль вождения оператор признал неудовлетворительным. А если вы еще и скорость превысите или нажмете педаль газа в пол… Штрафов за это пока нет, но это пока. Уже сейчас, например, служба безопасности Яндекс.Драйва звонит водителю при превышении им скорости на допустимые +19 километров в час и просит быть поспокойнее — уверен, со временем придут и реальные штрафные санкции.

Пришлось пожертвовать рейтингом ради иллюстрации

Вывод тут такой — каршеринг решительно не подходит тем, кто не умеет читать написанное мелким шрифтом, и тем, кто любит нарушать правила дорожного движения. Любое нарушение обойдется дороже, чем на собственном автомобиле.

С личным автомобилем все понятно. У вас тот страховой продукт, который вы выбрали самостоятельно — на условиях, которые вас устраивают. В случае с каршерингом важно не покупаться на красивые галочки в приложениях типа «включить опцию каско», а опять же внимательно читать договор. У большинства операторов подключенная опция каско «Не волнуйтесь, теперь все ваши поездки застрахованы!» работает с франшизой от 15 000 до 70 000 рублей. Арендатор платит эти деньги при любом ДТП, если в протоколе не будет четко обозначен другой виновник. Автомобиль новый, не такой уж дешевый, ущерб оценивается исходя из специальных, максимальных, так называемых «страховых» расценок официальных дилеров. Микроскопическая трещина в бампере или крошечная вмятина на кузовной панели — это однозначно замена.

При этом опцию каско отключать все же не стоит — без неё есть риск уйти в минус на несколько сотен тысяч рублей плюс комиссии за простой автомобиля и утраченную выгоду оператора. Да-да, или вы не читали договор? Если читали, наверняка обратили внимание, что размер этой «упущенной выгоды» договором никак не регламентирован.

Внимательно читайте договор и в случае ДТП чётко следуйте регламенту оформления. В случае с каршерингом подводных камней тут несколько больше, чем с собственным автомобилем, хотя общий принцип тот же — в любом ДТП должен быть чётко зафиксирован виновник, и лучше, чтобы это были не вы.

Внимательность

Еще один аспект использования каршеринга настолько очевиден, что арендаторы часто упускают его из виду. Любое повреждение автомобиля, не зарегистрированное во внутренней системе оператора до начала вашей аренды и отмеченное следующим арендатором, автоматически относится на ваш счет. Оператор допускает нормальный износ деталей. Появление небольших царапин и вмятин — эксплуатационная норма, но на случаи ДТП все это не распространяется. Оператор может трактовать любое повреждение как захочет.

Однажды у моего приятеля просто списали с карты 15 000 рублей за повреждение переднего крыла автомобиля, которое обнаружил на автомобиле следующий арендатор. Мой приятель полагает, что крыло было абсолютно целым, но фотографий он не делал, да и не особо присматривался к грязному автомобилю. Доказать свою правоту в такой ситуации возможно, но для этого нужно сформировать маниакальный подход к использованию каршеринга.

Все эти повреждения могут приписать невнимательному арендатору

Как быть: до начала и после окончания аренды необходимо провести полную фотосессию автомобиля со всех ракурсов. В кадр должны попасть все кузовные детали и стекла, шины и колесные диски, коврики, кресла, запасное колесо и ремнабор в багажнике, а также фотографии автомобиля с привязкой к местности. Важно, чтобы в EXIF файла также сохранялись геоданные — для этого в настройках смартфона нужно включить геолокацию. Также важно заранее убедиться, что системное время соответствует реальному. Оно пишется в EXIF.

Принять автомобиль зимой — тот еще челлендж

Дальше в приложении каршеринга следует зафиксировать все потёртости, сколы, вмятины и прочие повреждения. Только после этого можно нажимать кнопку «подписать договор аренды». Со своим автомобилем быть таким дотошным нет нужды. Но если хотите экономить на каршеринге — нужно четко следовать духу описанной выше инструкции.

Состояние автомобилей

Мой автомобиль — моя ласточка. Я буду его холить и лелеять, заливать лучшее масло, ставить качественные запчасти, мыть и полировать. В багажнике у меня всегда есть и салфетки, и губки, и необходимая автокосметика.

Каршеринговый автомобиль чужой всем: тем, кто на нем ездит, кто его обслуживает и кто им владеет. Арендаторы убивают и пачкают (в том числе биологическими жидкостями), курят и относятся к ним по-скотски. Те, кто эти несчастные автомобили обслуживает, часто делают это с минимальными затратами — ставят самые дешёвые запчасти в самых дешёвых мастерских. Чтобы в этом удостовериться, достаточно присмотреться к маркировкам на стёклах.

Многие операторы каршерингового автопарка не брезгуют безродными расходниками неизвестного качества. Если на стекле написано Benson, XYG или КМК — знайте, на ремонте этого автомобиля жестоко экономят. Думаю, нет нужды говорить, что со своей машиной никто в здравом уме так обращаться не будет.

Как-то я приехал в Питер на деловую встречу. Бизнес-класс «Сапсана», чай в красивом подстаканнике. Величественная архитектура, запах моря и болот. Шагаю к заблаговременно арендованному автомобилю и попадаю в историю про «ожидания и реальность». Автомобиль был покрыт плотной скорлупой из грязи. Внутри этот киндер-сюрприз, похоже, никогда не мыли. Стояла омерзительная вонь. Когда я брезгливо сел в более-менее чистое кресло и положил руки на руль, понял, что влип. Ладони в прямом смысле прилипли к рулю. Я ведь еду на деловую встречу: как пожать руку тому, кто меня встретит? Рисковал не доехать — подвеска гремела так, будто ее не было, автомобиль тянуло в сторону, через затертое дворниками ветровое стекло почти ничего не было видно.

Со встречи ехал на такси. Водитель оказался агрессивным и неумелым идиотом. По дороге на вокзал он дважды рисковал стать виновником смертельного ДТП. Но я хотя бы ни к чему не прилипал.

Слева направо: сломанные трапеции стеклоочистителя, оторванный подкрылок и уделанный салон

Эти фото — ерунда в сравнении с неисправным вакуумным усилителем тормозов и двигателем, который глохнет при каждой остановке. Со всем этим я сталкивался лично, деньги за испорченную поездку мне ни разу не возвращали — просто потому, что это не предусмотрено договором аренды.

Если арендатор со всем согласился и поехал — значит подтвердил, что автомобиль его устраивает. В этой ситуации выводы очень простые: внимательнее осматривайте автомобиль, возите с собой одноразовые перчатки и влажные салфетки, и в случае каких-то поломок сразу прекращайте аренду и сообщайте оператору о проблеме. Этот момент не пересчитать в деньгах. Каждый волен решать сам — ездить в своём автомобиле и ухаживать за ним, либо соглашаться на сюрпризы в каршеринге.

Поездка в аэропорт

В теории один из самых сладких способов использования каршеринга — поездка в аэропорт. Ранним утром она стоит примерно 300 рублей вместо тысячи на такси и 500 на Аэроэкспрессе. Главное отличие поездки на каршеринге вот в чём: в случае ДТП арендатор обязан остаться рядом с автомобилем на неопределённо долгий период. Мелкое ДТП, водитель не виноват, всего пара царапин — не важно, опоздание на рейс гарантировано. В случае с такси вы просто меняете машину. В случае с собственным авто можете оформить европротокол, или договориться о компенсации на месте, взяв с другого участника ДТП расписку, что он не имеет претензий и законно покинуть место ДТП, как будто его и не было вовсе.

Добрался с окраины до аэроэкспресса

При использовании каршеринга на обратном пути из аэропорта в город арендатор в случае того же Шереметьево преодолевает два задания незапланированного квеста: найти автомобиль на парковке и договориться, чтобы тетушка выпустила за территорию — найденная в машине парковочная карта точно устарела. Машина в аренде, нужно сложить чемоданы в багажник, поставить машину в режим ожидания и идти в будку оформлять документы.

Квест в аэропорту

Вот почему я стараюсь ездить в аэропорт на аэроэкспрессе. Каршеринг беру по пути домой, но только если летаю налегке. Использование личного автомобиля на этом направлении тоже не очень-то выгодно — если вы летите на несколько дней, то придется отдать немаленькие деньги за парковку, а в случае ДТП, которое станет причиной спора о виновности между его участниками, вы точно так же пропустите рейс.

Загородная поездка

С точки зрения стоимости километра пробега загородная поездка на каршеринге представляется выгодной. Если нет пробок, то при движении со скоростью 90 км/ч удельная стоимость пользования падает до невероятных 5 рублей 33 копеек за километр пробега. При этом не нужно платить за заправку. Точнее, если заправиться все же придется, каршеринг сделает скидку.

Дальше начинаются тонкости. Завершить аренду на дачном участке невозможно. Это значит, что автомобиль будет находиться в режиме парковки. Также многие операторы устанавливают лимит максимального пробега в сутки в 70-100 километров. Для поездки на дачу этого может быть недостаточно.

Яндекс.Драйв — лучший оператор для загородных поездок на каршеринге по состоянию на ноябрь 2018 года

Подобные лимиты есть и в суточных пакетах — когда арендатор платит не за минуты, а сразу за сутки. Солярис в «Делимобиле» на сутки с лимитом пробега 70 км обойдется в 1999 рублей. Стоимость километра пробега составит 28 рублей и 56 копеек. Лимита суточного пробега нет у Яндекс.Драйва, но в целом по рынку математика схожая, равно как и тренд на уменьшение лимита суточного пробега.

Минимальный тариф сервиса — 5 рублей за минуту. Предположим, вы взяли такую машину в Яндекс.Драйве и едете по пустому скоростному шоссе со средней скоростью 90 км/ч. Километр будет стоить 3 рубля 33 копейки. Дальнейшая выгода зависит от того, сколько автомобиль проведет в режиме ожидания. Предположим, это 6 часов. По тарифу ожидания 2 рубля 50 копеек за минуту мы получим 900 рублей. Условная поездка на 100 километров туда и столько же обратно в идеальных условиях может стоить 1566 рублей, ее удельная стоимость составит 7 рублей 83 копейки за километр. Минимум вдвое дешевле, чем на своей! Если же в режиме ожидания провести 18 часов, удельная стоимость составит 16 рублей 83 копейки, что сопоставимо с личным авто.

При поездках за город важно внимательно читать договор и не превышать лимит. Если это случится, могут насчитать по 5-10 рублей за каждый километр перепробега или наложить фиксированный штраф. В договорах некоторых операторов прописана ответственность за использование автомобиля вне дорог. Обычно цена штрафа начинается с 50 000 рублей. Теоретически его могут выписать на основании данных телеметрии и геопозиционирования. Ваша дачная грунтовка на карте для каршеринга легко может стать участком бездорожья.

Путешествие на каршеринге

Некоторые каршеринги — например, Rentmee — позволяют ездить далеко. Например, на нем можно доехать из Москвы в Санкт-Петербург. В режиме поминутной аренды попросят 6 рублей за минуту аренды и 2 минуты в режиме парковки, суточный лимит — 100 километров. Максимальную выгоду можно получить при поездках на 50 км в одну сторону, либо на 100, но без обратного пути.

Суточный тариф 1200 рублей в сутки выгоднее, ведь лимит в нем уже 200 км. Доплата за превышение — 5 рублей за каждый километр. Условные 700 км пути из Москвы в Санкт-Петербург без учета платных дорог (предположим, время нам не важно — платим-то за сутки) будут стоить 1200 рублей тарифа + 2500 рублей перепробега или 3700 рублей в одну сторону. Но это не все. Особенность суточного тарифа Rentmee — не включенная в стоимость цена топлива. При среднем расходе 8 литров на сотню, мы израсходуем минимум 56 литров бензина по 45 рублей за литр, итого до Санкт-Петербурга — 6220 рублей. Средняя стоимость километра составит 8,88 рублей, что довольно выгодно.

Для действительно дальних путешествий каршеринг не подойдет — зона использования ограничена правилами сервиса.

Итак, может ли каршеринг быть дешевле собственного автомобиля? Конечно же, может!

За четыре года использования этого сервиса у различных операторов, я не заплатил ни единого штрафа. Но чтобы «лайфхак» не превратился в «попадос», нужно внимательно читать договор, неукоснительно соблюдать его условия, выполнять все требования ПДД и быть настоящим «Ревизорро» при приёмке автомобиля. Я так и поступаю — всегда закладываю 10 минут на осмотр и фотографирование автомобиля и никогда не делаю это в спешке. Это помогает мне считать каршеринг реальной альтернативой личному автомобилю.

Слово «альтернатива» тут ключевое: все выгоды каршеринга становятся менее очевидны, если у вас всё ещё есть собственный автомобиль. Пока вы наслаждаетесь выгодой каршеринга, он простаивает, ржавеет, теряет стоимость, а вы оплачиваете налоги и страховку.

Такая вот арифметика.

А теперь обещанный конкурс.

Тинькофф запустил конкурс для драйвовчан. Чтобы гарантированно забрать приз, вам нужно самим подписаться на блог Банка, призвать к этому читателей своего блога на Drive2 и поделиться советами об экономии на автомобилях. За это вы получите 399 кредитов Drive2 и будете претендовать на суперпризы, включая 15 000 баллов на карту Tinkoff Drive. Подробности — читайте тут.

Каршерится ли?

Расчет выгоды использования каршеринга в сравнении со своим автомобилем

Azat

Недавно мы со Стефаном задались вопросом — насколько выгодно иметь свой автомобиль для ежедневных поездок на работу или других поездок внутри МКАД? В качестве альтернативы интересно было сравнить эти расходы с каршерингом. Вот что получилось.

P.S. Если вам интересно сделать такие расчеты для себя, то долистайте до конца, где я дал ссылку на таблицу.

Своя машина

Затраты на примере Ауди А3 (122 л.с., 2013 г.в.) в Москве из расчета на год:

  • 16 000 ₽ страховка
  • 5000 ₽ ТО
  • 12 000 ₽ хранение колес и шиномонтаж
  • 3200 ₽ мойка
  • 900 ₽ парковка у дома
  • 5200 ₽ парковка в Москве (в среднем)
  • 3050 ₽ налог

Итого 45 350 ₽

Постоянные расходы выходят в 45 350 ₽ в год или 872 ₽ в неделю. Если я езжу 3 дня в неделю, на поездку получается 290 ₽ с копейками.

Расход бензина в городском цикле выходит 7л/100 км. Я заправляю АИ-98 в Лукойле за 43.95 ₽/л — получается, что я трачу 3 ₽/1 км

Средняя скорость в Москве в будние дни по данным Яндекса 37 км/ч. В среднем я трачу на дорогу 20 минут в день. Это значит я проезжаю 12.3 км и на бензин расходую 38 ₽

Складываем все постоянные расходы на поездку с расходами на бензин и получаем:

Мои расходы на поездку на своем авто 329 ₽ или 16 ₽ в минуту

Теперь посмотрим, что предлагает каршеринг и сравним, что выходит выгоднее?

Каршеринг

В Москве всего 15 операторов каршеринга (на 4 мая 2018 года). Полный список и хронологию появлений можно прочитать по ссылке выше.

Рассмотрим самые популярные, какие цены и автомобили они предлагают:

Делимобиль

Цена 3 ₽/мин в утренние часы с 6:00 до 12:00 и 7 ₽/мин в остальное время. На данный момент, имеют самый большой парк авто в Москве и самые выгодные цены в утренние часы.

Из автомобилей предлагают Hyundai Solaris и Renault Captur

BelkaCar

Базовый тариф за Ford Fiesta 7 ₽/мин, KIA Rio 8 ₽/мин и KIA Rio X-Line 9 ₽/мин.

BelkaBlack предлагает Mercedes-Benz CLA и Mercedes-Benz GLA 200 за 14 ₽/мин.

YouDrive

Первый федеральный оператор каршеринга с интересной геймификацией с бонусами и уровнями внутри.

Большинству людей на 1 уровне доступны стандартные Smart ForTwo и Smart ForFour за 10 ₽/мин.

Также используя YouDrive можно заказать автомобили Datsun каршеринга Car5 за 5 ₽/мин в любое время суток.

Рассмотрев даже 3 основных каршеринга, видим, что разброс большой и по предлагаемым авто и по ценам за их использование

Добавил все это в Гугл.Таблицы и сравнил с затратами на поездки на моем авто. Вот, что получилось:

Подводя итог

Получается с моим ритмом езды и расходами на бензин, мне выгоднее использовать любой из рассмотренных каршерингов. Даже премиальные авто BelkaBlack или YouDrive будут для меня дешевле, чем свой автомобиль.

При этом, конечно, данный расчет условен тем, что мы используем авто только для поездок внутри МКАД и считаем, что машины каршеринга доступны в любую минуту в пешей доступности. При этом мы заблаговременно считает, что личный автомобиль уже имеется и нет необходимости его покупать и ремонтировать.

Цель этого исследования была посчитать затраты на минуту использования и сравнить между собой.

А что если ездить чаще?

Мы рассчитали как меняется стоимость использования автомобилем от количества минут, проводимых ежедневно в поездке, и количества дней в неделе, когда необходима машина.

Таким образом выходит — чем чаще использовать авто и дольше ездить, тем выгоднее выходит каждая минута использования своим автомобилем

По ссылке можно посчитать свои затраты на минуту авто, исходя из постоянных расходов на ваш авто и учитывая сколько вы тратите на бензин. Там же есть вкладка “Типичный москвич”, на которой значения приближены к средне-статистическому москвичу (70 минут в день на дорогу туда-обратно, 5 дней в неделю с расходом 8 литров на 100 км).

БОНУС 2: промокоды для каршеринга

300 ₽ на Делимобиль: промокод 79153337912

300 ₽ BelkaCar: промокод IERT8294

300 ₽ MatreshCar: промокод MHCD7Z

-50% на первую поездку YouDrive: промокод IKOmSW

Спасибо, что прочитали и поделились! Думаю данная информация может быть полезна многим, кто думает, стоит ли покупать автомобиль для поездок внутри города.

Личный авто vs каршеринг vs такси vs подписка — что выгоднее?

Посчитали траты за год и делаем выводы, в каких случаях стоит использовать тот или иной вариант.

Потребность перемещаться с комфортом — базовое желание любого человека. Раньше наиболее распространенной опцией было наличие личного автомобиля и выбор был, грубо говоря, между «купить новое» и «купить б/у».

После активного развития сервисов такси и агрегаторов появились сценарии передвижения, которые позволяли обойтись без личного автомобиля.

Однако, кардинально ситуация поменялась только после взрывного роста каршеринга начиная с 2017 года. Когда к этому добавились еще и сервисы подписки — вроде бы стало совсем хорошо. Мол, выбор есть.

Но выбор — это еще и дополнительные сомнения из серии «а что же мне все таки выбрать».

Рост цен на парковку, дорожающий бензин, реклама каршеринга отовсюду, развитие сервисов аренды авто по подписке — эти факторы могут приводить к переосмыслению собственных трат на транспорт и поиску альтернативных вариантов помимо «пойду куплю авто в кредит и будут стоять в пробках, зато с музыкой и один».

В 2017 году, уже имея один автомобиль в семье (супруга + я + ребенок + кот), я начал задумываться о покупке второго авто, чтобы перемещаться на работу/по своим делам в нерегулярном режиме. В качестве вариантов рассматривал что-то компактное, что можно легко припарковать в центре. На тот момент уже успел зарегистрироваться в некоторых каршерингах, но активно не пользовался.

Одним из желанных вариантов покупки второго авто был Smart. После нескольких аренд оного в каршеринге я внезапно осознал, что зачем мне что-то покупать, если вот он — Smart. Забронировал и поехал. Мысли о покупке себе второго авто постепенно сошли на нет и дальше было несколько лет активного использования каршеринга, вплоть до развития Youtube канала по теме каршеринга.

По итогу 2019 года возникло стойкое желание проанализировать траты на перемещение своего тела по городу и разобраться, всё ли выгодно в текущей конфигурации или, быть может, есть варианты оптимальнее.

Помимо каршеринга «на балансе» личный авто, используемый примерно на 20000 км в год с периодическими поездками на работу, перемещением ребенка, поездками на дачу и иногда поездками по РФ/в ближнее забугорье.

Теперь стоит разобраться, из чего они состоят, много это, мало и какие из этого можно сделать выводы.

Моя модель использования каршеринга — поездки на работу/с работы, дневные короткие поездки по центру, изредка поездки по выходным, когда основной семейный автомобиль уехал куда-то по своим делам под управлением жены.

Путь до офиса — 16 км, которые преодолеваются в диапазоне от 22 минут до часа.

При этом если поездка может занимать более 40 минут — я предпочитаю доехать на каршеринге до МЦК, проехать на МЦК и дальше доехать до офиса на такси/каршеринге/Велобайке.

Помимо рутинных поездок есть спонтанные аренды чего-нибудь красивого «для души» и для подписчиков. Самые дорогие аренды — 6 865 рублей за Porsche Panamera и 6 666 рублей за Ford Mustang. Обе — в Яндекс.Драйве.

Если отбросить «красивые» аренды, то средняя стоимость поездки — около 300 рублей. Одна минута аренды при этом обходится в 8 рублей.

Аналогичные цифры по средней стоимости поездки и минуты в пути вышли у коллеги, который так же собрал данные за весь 2019 год.

К сожалению, ни один из операторов каршеринга не смог поделиться данными о моих поездках в виде удобного отчета, поэтому собирать данные пришлось ручками по приложениям операторов.

В красках про этот процесс рассказываю в видео:

В процессе сбора данных для упрощения разделил поездки на утренние (в офис), вечерние (из офиса домой), дневные (любые другие).

Яндекс, Юдрайв, МатрёшCar и Anytime — больше утренних поездок, что ожидаемо, так как у данных операторов были оптимальные цены по утрам, в отличие от вечера.

Делимобиль и Белка — больше вечерних поездок.

У Яндекса помимо утра и вечера — много дневных поездок, так как частые поездки для съемки чего либо именно днем (много моделей авто), либо поездки на обед/по делам в центре с тарифом «Фикс».

Туда же — Юдрайв, который днем используется часто из-за наличия автомобилей Smart — их проще припарковать в центре.

Всего за год я совершил 498 поездок на каршеринге. При этом в соответствии с моей моделью передвижения на сочетании каршеринга, МЦК и такси — стоит добавить в расходы еще 15к рублей на такси в год и 3к рублей на МЦК.

Итого: средние траты в месяц — около 13 000 рублей.

Частым аргументом в сторону использования каршеринга вместо личного авто озвучивается отсутствие необходимости тратиться на страховку, обслуживание, бензин и парковку.

Если считать прямолинейно — да, каршеринг действительно не требует «заботы». Но стоит разобраться.

У меня Ford Kuga 2017 года выпуска, на который за год ушло:

  • 100к рублей на топливо
  • 20к рублей на обслуживание (шиномонтаж два раза + технические жидкости + 1 ТО в год)
  • 20к на парковки за год (Московский паркинг — 16к, плюс торговые центры)
  • КАСКО — 50к
  • ОСАГО — 12к
  • Потеря стоимости авто 100к в год

Итого: 202к без учета потери стоимости, 302к с учетом потери стоимости.

Выходит, что по сути на машину в год было потрачено в два раза больше.

Но, опять, не всё так однозначно. У нашего семейного авто и у моих поездок на каршеринге — разная периодичность и разные модели. Зато, эти данные позволили посчитать, можно ли заменить личный авто каршерингом, такси или подпиской. Как именно — читаем дальше.

Понятно, что существуют всемозможные сервисы подсчета стоимости владения авто, но они, как выяснилось, не очень совпадают с моими реальными цифрами. Поэтому пришлось исходя из собранных данных (в том числе данных моего коллеги, у которого так же есть основной авто и периодические поездки на каршеринге) собрать универсальную редактируемую формулу подсчета стоимости перемещения человека по земле (УРФПСПЧЗ — нет ничего проще, правда ведь?).

Цель у формулы очень простая — сравнить траты на четыре разных варианта перемещения и понять, какой же из них выгоднее в том или ином сценарии использования.

  • траты на каршеринг в зависимости от расстояния до работы и частоты рабочих поездок, а также километры поездок помимо работы
  • траты на личный автомобиль с учетом парковки, страховки, потери стоимости, детских кресел, топлива, переплат по кредиту и чего угодно еще (можно просто заложить нужную сумму в цену авто)
  • примерные траты на такси разных классов
  • стоимость авто по подписке от Hyundai и Volvo с тратами на парковку и топливо

Расписывать все варианты и разные расклады по цифрам отдельно нет смысла — велкам ту файлик, на лету всё посчитаете. Переходим к выводам

Чем больше расстояние до офиса от дома — тем меньше выгода каршеринга.

Чем больше поездок на выходных — тем меньше выгода каршеринга.

Пограничное значение, при котором каршеринг становится напрямую дороже личного авто (без учета потери стоимости) — 22 км до офиса и 3000 км поездок в выходные .

Каршеринг хорош, как замена второго авто в семью для одного из работающих супругов, при этом в сочетании с такси и общественным транспортом. У меня и коллеги, с которым собирали данные, ровно такой сценарий — я от покупки второго авто попросту отказался, он второй авто продал.

Кроме того, каршеринг может заменить личный авто для «одиночек».

Аренда авто по подписке — пока достаточно дорогая альтернатива.

И на выходе после, например, 5 лет платежей у вас по-прежнему нет актива, который можно было бы конвертировать в средства, продав авто при необходимости. Однако, подписка может стать хорошей альтернативой, если вам необходимо иметь хороший авто и вы готовы платить ежемесячно за него немалую сумму, при этом не хотите платить первоначальный взнос по автокредиту или приехали в город на длительную командировку.

Если у вас есть водительское удостоверение и возможность водить — такси вообще не поможет, так как при схожих тратах с личным авто вы будете ездить на автомобилях куда более низкого уровня безопасности и оснащения.

При всех своих минусах и тратах, личный авто остается единственным адекватным вариантом для семей с детьми, так как с ребенком в уравнение добавляются детские кресла, самокаты, велосипеды, запасные вещи и так далее. И всё это проще хранить в своём авто, а не таскать на своём горбу.

Кроме того, личный авто (если он застрахован) — вполне может считаться вашим активом, так как в любой момент может быть продан и сконвертирован в денежные средства для вложения, например, в недвижимость или других крупных трат. Траты на такси/каршеринг/подписку — невосполнимы.

Однако, я однозначно продолжу использовать каршеринг, как замену второго авто в своей семье.

Спасибо за внимание.

Вот и я о том же. Каршерик выгоднее

Ага. Спасибо, что не читали ��

На фиг такая работа нужна, если добираться до неё необходимо столько времени, да ещё и с пересадками? ��

«Столько» это сколько?) 30-40 минут по Москве — вполне адекватное время в пути. Час — уже напряжно. Больше — караул.
Ну а сейчас вообще без разницы с учётом удаленки. Работа хорошая��

Математика классная, даже правдоподобная.
Немного комментариев, с учетом опыта в "столицах".
Можно еще в стоимость владения машиной добавить покупку машины и тогда она уйдет в 500+, при цене машины в 1.2-1.5 миллиона (сегодняшняя цена обычной машины чуть лучше поло/рио/соляриса в нормальной комплектации)
А у меня еще подземный паркинг, так как это выгоднее, чем оплата резидентского с точки зрения *внезапно* наличия мест для парковки.
Приезжая домой в 11 вечера можно было 30 минут искать место и встать в квартале от дома (я не запираю людей, не ставлю машину на газоны и тд).
А уж какая прелесть с парковкой по 200+ рублей в центре — тут каршеринг вообще идеал.
А теперь, нюансы каршеринга без личной машины.
Поездки на дачу. Вырастает стоимость, появляются ограничения с пробегом. 10 выходных добавляют минимум 30-50к, без аренды мерседесов, если по расстоянию все ок. Не знаю текущих ограничений, но 70км за 2,5к раньше было мило.
Поездки в "даль". Без комментариев. Просто идем в автопрокат. Внезапно, я не могу попасть на многие встречи в подмосковье или за пределами Мос области (но в пределах разумного расстояния) без лишних действий.
Выходя из дома в ЦАО г. Москвы (как пример, в других районах не лучше, просто тут концентрация интереснее и опыт поиска) — можно найти ближайшую машину в 20 минутах пешком или 5 минутах на такси. Интересная схема, когда ты торопишься. Личная машина в этом плане предсказуема. Да, она может быть в тех же 20 минутах. Но ты это знаешь и уверен, что она там (ну, за исключением нюансов — если вы не правильно паркуетесь или ее украли). Пару раз в спальных районах вообще не было машин рядом (в 3 разных каршерингах с учетом их роуминга).
Отсутствие нужных машин. Что значит нужных?
Например, не смарт. Бывает. А еще бывает нужно отвезти что-то большее, чем влезает в этот поло рядом. Но это и с личной машиной проблема, просто тут варианты поиска интереснее становятся.
Ребенок до 12 лет — боль для каршеровода.
Тяжело перемещаться с креслом. Машин с креслом. мало. Схема с поездкой за креслом — сильно удорожает каршеринг по деньгам, причем в том числе — за счет затрат своего времени.
Нет, все решаемо, но при желании погулять с ребенком в выходные — цена каршеринга сильно вырастает, удобство пропадает.
Что еще?
Риски в виде штрафов за проблемы с машиной — но это просто решается режимом паранойи и тратами времени на зафиксировать состояние до/после.
Итого?
Каршеринг офигенно удобно, если надо перемешаться в пределах города одному без массивных вещей и ребенка.
Наличие с собой сумки с вещами (например, чтобы уехать вечером) уже схему правит, если ты не в офис.
Каршеринг дешевле в большинстве случаев.
Каршеринг классный, если ты тусишь один и чисто в городе.
Каршеринг начинает страдать, если ты ездишь за город.
Каршеринг заставляет тебя страдать, если есть ребёнок.
С появлением фиксированной цены на поездку, каршеринг не смущает в пробках.
Можно ли отказаться от личной машины, имея семью с ребенком и пожилых родственников, живущих за пределами города?
Нет.

Цену самого авто в траты не пишу, так как за вычетом потери стоимости эти средства если что можно вернуть, продав автомобиль

Всё так. Ну с ребёнком в каршеринге помогает Mifold. Но постоянным решением это не назовёшь.

"161 278 рублей Мои общие затраты на каршеринг за весь 2019 год."

Здесь можно расходиться. Проблемы очередного зажравшегося москаля не особо волнуют замкадышей.

То есть если люди тратят такие же, если не большие деньги, на покупку латте — это ок. А вот траты на экономию собственного времени и нервов — это «проблема» и зажрались?)

Каршеринг вообще не волнует замкадышей, поскольку он там не работает. А, там где работает, его мало и пользоваться не удобно.

Дык тут 99% постов, которые лично не касаются читающего. Что теслы, что какие-то сервисы, что бело-рашенские проблемы

их вообще не должен волновать сайт виси. так то похорошему если подумать то нормальный телефон стоит 5 замкадовых зарплат))
так что тут логика конечно у вас есть, но ее надо применять глобально, что вообще этим людям делать тут на сайте.

Ну вот опять это падение цены авто в год, опять, ещё и, фиксированная цифра. Откуда там сто? Каждый год сто? Когда мне бесплатно отдадите авто?
Я купил Рио 10 года за 300 в этом году. Его цена была 399 в том самом 10 году. Вот и рассказывайте про потерю стоимости теперь, особенно без экспоненты.

399 тыс. р. — это были совсем другие деньги 10 лет назад. Так что в вашем случае разница составляет далеко не 99 тыс. р.

Все машины дешевеют с разной скоростью. Поэтому в том самом файлике и редактируется потеря, можете там хоть 1 процент вписать. В целом, чем дороже авто, тем больше у него процент потери стоимости. Люксовые авто дешевеют вообще-то космической скоростью. Есть исключения, но в основном так. Я тоже годовалый фокус с пробегом 20к продал за 630к, хотя купил за 666к. Неважно, что 666к были ценой с кучей хитрых скидок и реально он стоил 800к.
Так что да, бывает всякое

В качестве романтической ремарки добавлю предложение, для передвижений по городу приобрести мотоцикл вместо Смарта. Из плюсов: нет проблем с парковкой, затраты на обслуживание минимальны, особый, непередаваемый формат восприятия внешнего мира. Из минусов: ограниченный сезон.
А так, в целом, спасибо за статью.

Позволил себе вас поправить. Советовать человеку мотоцикл в Москве — за что вы так не любите автора?

Ну больше по автомобилям угораю, поэтому мотоциклы не оч. Есть еще альтернатива — Renault Twizy, электрический. Возможно когда-нибудь куплю как вариант на весну-лето-осень. Снимал обзор на него и в октябре на нем катался по Москве, было весело. и он занимает места еще меньше, чем Смарт. При этом парковка бесплатна, так как электрокар

Ну можно же пойти ещё дальше и предложить велосипед 🙂
Те же плюсы. Намного полезнее и можно и зимой ездить на шипованной резине.
И детей можно в велокресле или велоприцепе возить.

Детей до 12 лет на нем нельзя возить, а у автора они есть.

Личный автомобиль, если он застрахован, это актив? А если авто не застрахован, т уже не актив? При этом этот актив каждый год требует денежных вложений?
Чувак, актив — это то, что денег тебе приносит, то есть авто в аренду, например под такси. А если ты катаешься сам, то это пассив!

Застрахованный авто в случае тотала или угона будет компенсирован страховой. Если незастрахованный авто угонят, то будет иметь место прямая потеря средств.

Очень смелое утверждение касательно того, что такое актив. Методики если что существуют разные.

Своя машина, аренда или каршеринг? Выяснили, что выгоднее на самом деле

Главное преимущество каршеринга, которое подчеркивают все операторы, – машину не надо обслуживать: чинить, мыть, менять расходники и шины. Не надо оплачивать налоги и парковки. В большинстве случаев не надо даже заправлять. Не нужен полис ОСАГО. Сел – поездил – сдал, свобода! А личный автомобиль — это, дескать, сплошные заботы.

Схожие условия у развивающегося сервиса «автомобиль по подписке». Разница в том, что платные парковки остаются платными и есть ограничения по пробегу, а перепробег стоит дорого. И если автомобиль взят на срок от полугода и больше, его всё-таки надо предоставлять на обслуживание, хотя все работы, запчасти и материалы входят в стоимость аренды.

Под натиском новых услуг должен был вымереть классический посуточный прокат. Но не вымер, хотя и прозябает в основном возле крупных транспортных узлов – аэропортов и вокзалов.

Сравним стоимость всех сервисов при разных режимах использования автомобиля. Место действия – Москва, автомобиль – простой и массовый, например, Kia Rio или Volkswagen Polo. И не думайте, что если в вашем регионе пока нет каршеринга или проката, вас это не касается. Скоро всё будет, вот увидите.

Три дня в Москве

Прокат и каршеринг

Цены ясно дают понять, что прокат малопригоден во всех случаях, кроме, может быть, трехдневного выезда на дальнюю дачу. Да и тут дороговат. Минимальный тариф в Москве – 8541 рубль за Solaris на трое суток.

Сутки, таким образом, стоят 2847 рублей (плюс цена бензина). Выглядит не хуже каршеринга, где при тарифах для простых машин (в диапазоне 8–11 рублей за минуту) сутки непрерывного катания обойдутся в 11–12 тысяч рублей.

Однако, во‑первых, никто так не катается, а во‑вторых, в прокате ограничен пробег – 600–750 км за трое суток. То есть 2847 рублей – цена не суток, а 200–250 км. На эту дистанцию уйдет часа четыре: в каршеринге с поминутным тарифом за четыре часа возьмут около двух тысяч рублей.

У каршеринга есть и суточный тариф – 1500–2000 рублей. Или пятисуточный – от 6000. Ограничение пробега еще более жесткое – 100–150 км в день. Тем не менее, по стоимости трех дней каршеринг всяко выгоднее, чем классический прокат.

Подписка

Прикинем теперь «автомобиль по подписке» на эти же трое суток. Некоторые компании предлагают «подписку» на сутки – от 1900 рублей, почти как каршеринг. Но рациональнее брать на месяц для нескольких поездок подряд. Одно из самых недорогих предложений на рынке: Renault Logan Stepway – 21 700 рублей в месяц. Трое суток – 2170 рублей, и это самый выгодный вариант! Даже если добавить стоимость бензина (примерно 2100 рублей за 600 км), месячная «подписка» в выигрышном положении относительно каршеринга и тем более проката.

В «подписке» также ограничен пробег: для самых дешевых предложений это обычно 2500 км в месяц. Для четырех выездов на дачу плюс куда-нибудь еще – вполне достаточно. Дополнительное преимущество над каршерингом – автомобиль не надо искать в приложениях, он стоит во дворе, в нем можно хранить какие-то вещи – например, детское сиденье.

Экономика месяца

Просчитать экономическую целесообразность личного автомобиля можно только со многими допущениями. Допустим, купили мы его за 1,5 млн рублей, ездили по 25 тысяч км в год, через три года продали за 1 млн (без учета инфляции). Таким образом, трехлетнее владение обошлось в 500 тысяч.

Топливо при расходе 7 л на сотню – 260 тысяч рублей. Плюс налоги, ОСАГО, омывающая жидкость, техобслуживание и шиномонтаж – около 22 тысяч в год, за три года – 66 тысяч. Итого три года владения обходятся в 826 тысяч, год – примерно в 275 тысяч, месяц – в 23 тысячи.

Сопоставимо с «подпиской», не так ли? Не совсем: к месячной стоимости «подписки» добавьте еще тысяч семь за топливо, потраченное на 2000–2500 км. И все расчеты насчет «подписки» радикально меняются, если предположить, что 20 тысяч км из 25 тысяч мы накручиваем, в основном, летом. При пробегах, выходящих за рамки базовых ограничений, «автомобиль по подписке» неконкурентоспособен – слишком дорого.

Осталось понять, что дает каршеринг за 23 тысячи рублей в месяц. При низком тарифе 9 рублей в минуту – около 42 часов катания и 1500 км пробега. Ну, если не потратить половину времени в пробках.

Рубеж в 1500 км пробега за месяц можно считать главным ориентиром при глобальном выборе «всегда каршеринг или всегда личный автомобиль». Чем ниже километраж, тем выгоднее каршеринг. При десятке-другом коротких поездок в месяц личный, может быть, действительно не нужен вовсе.

ПОЗНАЁМ В СРАВНЕНИИ

Среднестатистический срок владения автомобилем в России – 58 месяцев, или 4,8 года. Машину, купленную за 1,5 млн, через пять лет можно продать за 0,9 млн (инфляцию не учитываем). То есть, стоимость владения – 600 тысяч рублей, или 120 тысяч в год, или 330 рублей в день. С расходами на налоги, обслуживание, страховку – пусть 350. При дальнейших расчетах нужно лишь добавить стоимость топлива при условном расходе 7 л/100 км.

Расходы на каршеринг считаем по минимуму: 9 рублей в минуту, суточная аренда 1500 рублей. «Подписку» – из расчета 21 тысяча рублей в месяц.

Примерный расчет стоимости типовых маршрутов

На работу и обратно (1 ч, 5 л)

20 раз на дачу туда-обратно (300 км, 20 л)

Москва–Сочи–Москва, 3 недели (3500 км, 245 л)

Стоимость владения: 350 ₽
Топливо: 250 ₽
Итого: 600 ₽

Стоимость владения: 14 000 ₽
Топливо: 20 000 ₽
Итого: 34 000 ₽

Стоимость владения: 7350 ₽
Топливо: 12 250 ₽
Итого: 19 600 ₽

Надо обслуживать и чинить

Аренда: 600 ₽
Итого: 600 ₽

Аренда: 60 000 ₽
Топливо: 20 000 ₽
Итого: 80 000 ₽

Ограничение пробега и «зоны проката»

Пробки сильно удорожают поездку

Аренда: 700 ₽
Топливо: 250 ₽
Итого: 950 ₽

Аренда: 28 000 ₽
Топливо: 20 000 ₽
Итого: 48 000 ₽

Аренда: 21 000 ₽
Топливо: 12 250 ₽
Перепробег: 10 ₽ за 1 км
Итого: 43 250 ₽

Аренда: 2847 ₽
Топливо: 250 ₽
Итого: 3097 ₽

Аренда: 56 940 ₽
Топливо: 20 000 ₽
Итого: 76 940 ₽

Аренда: 60 000 ₽
Топливо: 12 250 ₽
Итого: 72 250 ₽

Ограничение пробега, возврат с тем же количеством топлива

Как уехать далеко

В определенных условиях – с суммарным годовым пробегом не выше 10 тысяч км – наиболее выгодной комбинацией может быть сочетание каршеринга и «подписки». По городу – на каршеринге, а для относительно дальнего путешествия в отпуске можно оформить «подписку» (прокат намного дороже). Каршеринг в этой сфере вообще неприменим, на нем нельзя уезжать из «зоны покрытия».

Предлагают «подписку» на три месяца, полгода, год и более. Месяц при такой схеме обойдется на 5–10% дешевле «обычного одного», но пробег ограничен теми же величинами (обычно 25–30 тысяч км в год). Перепробег – дополнительная плата (обычно 10 рублей за километр). Сразу купить опцию с увеличенным пробегом – растет стоимость услуги.

Хотя, к примеру, Hyundai в прошлом году на летние месяцы дарил клиентам удвоенный пробег (до 5000 км в месяц) при сохранении тарифа. Нужно тщательно следить за рынком всех форм аренды – предложения и цены меняются очень быстро, особенно у каршеринга.

Но, в общем, если надо каждый день ездить на работу, по выходным выбираться за город, а летом разок сгонять из Мурманска в Сочи и обратно (7000 км) – альтернативы личному автомобилю нет. Ни по удобству пользования, ни по расходам.

ВЫВОДЫ.

  • Каршеринг не дороже личного автомобиля при небольшом числе коротких поездок в пределах города.
  • «Подписка» выгодна, только если автомобиль постоянно нужен два-три месяца в году.
  • Прокат – для богатых туристов.
  • Личный автомобиль оптимален для любых поездок – и самый выгодный по деньгам.
. И «МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ»

Тарифы и ограничения берутся не с потолка – они тщательно просчитаны.

Например, поминутная аренда всегда дешевле, чем такси – по крайней мере, когда речь об аренде недорогих машин.

«Подписка» тоже непроста, хотя месячные расходы на владение «подписным» и личным автомобилем вроде схожие. Программа Kia Flex предлагает Rio на год по 27 тысяч рублей за месяц – за год набежит 324 тысячи. Это около трети стоимости нового автомобиля, рекомендованной заводом, и примерно четверть реальной цены у дилеров.

Купив новый автомобиль, через четыре года вы его продадите, потеряв 20–30% начальной стоимости (в реальном выражении). Подписавшись, через четыре года остаетесь и без автомобиля, и без денег. Такова плата за ОСАГО, обслуживание и зимние шины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *