Что будет с лизингом в россии
Перейти к содержимому

Что будет с лизингом в россии

  • автор:

Рынок лизинга: после идеального шторма

Перфильев Анатолий

Дефицит предметов лизинга в 1-м полугодии 2022 года и, как следствие, рост цен вынудили лизинговые компании наращивать сделки с б/у оборудованием. При этом лизингополучатели поддерживали хорошую платежную дисциплину, не желая потерять подорожавшее имущество. Сохранение высокого качества лизинговых активов является важным фактором для инвесторов, что на фоне снижения ставок будет способствовать выходу лизингодателей на рынок облигаций.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полугодие 2022 года. Помимо традиционного анализа данных по объему и структуре рынка была собрана информация по важным на сегодня вопросам: работа в условиях дефицита оборудования, качество активов и платежная дисциплина лизингополучателей, ликвидность, долговая нагрузка, а также изменения в структуре фондирования.

В ответ на усиление дефицита предметов лизинга компании стали активнее работать с подержанной техникой. Ухудшение геополитической обстановки в начале 2022 года существенно сказалось на лизинговом бизнесе: уход иностранных производителей усилил дефицит техники, скачок ключевой ставки привел к удорожанию лизинговых услуг. В ответ на сложившиеся условия наметился тренд на развитие возвратного лизинга и лизинга б/у техники, чего не наблюдалось в относительно спокойном 2021 году, когда их доли в новом бизнесе практически не изменились. Так, за 1-е полугодие 2022 года порядка 70% участников исследования нарастили работу с подержанной техникой, что привело к повышению средней доли лизинга б/у предметов в новом бизнесе с 14 до 20%. Возвратный лизинг, являющийся альтернативным типом услуг, показал рост у порядка 28% респондентов, его доля в новом бизнесе увеличилась вдвое (с 3 до 6%). Возвратный лизинг по экономической сути является финансированием оборотных активов сродни банковским кредитам под залог выкупленного у заемщика имущества и, как правило, предоставляется только проверенным клиентам для повышения уровня их лояльности.

Несмотря на кризисную ситуацию качество лизинговых активов не претерпело существенного ухудшения. Оборачиваемость совокупного лизингового портфеля (отношение полученных платежей к величине портфеля) составила 28% в годовом выражении, что несколько выше показателей 2020 и 2021 годов. Подобная динамика отражает сжатие портфеля из-за сокращения объемов нового бизнеса на фоне неухудшения уровня платежной дисциплины клиентов. В текущей ситуации лизингополучателям крайне невыгодно терять подорожавшее имущество, что служит для них мотивацией для минимизации рисков выхода на просрочку. Средняя доля сделок с просроченными платежами более 30 дней в 1?м полугодии 2022 года выросла с 3,7 до 4,1% портфеля, оставаясь на невысоком уровне. При этом рост доли проблемных активов в первую очередь обусловлен сокращением объема лизингового портфеля, а не ухудшением качества обслуживания задолженности со стороны клиентов. Доля сделок с просроченными платежами более 90 дней составила 1,6% на 01.07.2022, практически не изменившись по сравнению с данными на 01.07.2021. В финансовом секторе лизинговый бизнес выгодно отличает наличие в активах реального имущества, не замороженного вследствие санкций и в малой степени подверженного обесценению. В то же время на отдельные лизинговые сегменты санкции оказали давление в большей степени – так, ограничения на международные рейсы существенно повлияли на возможности российских авиаперевозчиков обслуживать задолженность.

Амортизация лизингового портфеля на фоне сокращения нового бизнеса привела к снижению долговой нагрузки. В 1-м полугодии 2022-го доля собственных средств в финансировании лизинговых сделок составила 18 против 14% за аналогичный период прошлого года, что во многом обусловлено ростом капитала крупных госкомпаний. Уменьшение объема новых заимствований и погашение обязательств за счет накапливаемой ликвидности вследствие амортизации портфеля привели к снижению показателей долговой нагрузки (среднее отношение долг/капитал сократилось с 4,7 до 4 за последние 12 месяцев). Основным источником фондирования лизинговой деятельности остаются средства банков, доля которых в структуре фондирования выросла с 61 до 63%. Повышение ключевой ставки в феврале 2022 года и падение активности инвесторов на облигационном рынке временно ограничили возможности выхода эмитентов на рынок публичных заимствований. Как следствие, доля облигационного фондирования снизилась с 7,2 до 3,6%, однако в отличие от банковских кредитов выпущенные облигации позволили избежать резкого повышения стоимости ресурсной базы за счет преимущественно фиксированных купонных выплат. В этой связи по мере смягчения денежно-кредитной политики и поиска лизингодателями новых возможностей для наращивания объемов бизнеса все больше игроков могут выйти на рынок публичных заимствований.

Сергей Савинов

«Сотрудничество с инвесторами и регулярное раскрытие информации делают бизнес качественнее, выводят анализ результатов работы, планирование и прогнозирование ситуации на рынке на новый уровень. Это особенно важно для относительно небольших компаний, испытывающих определенные сложности с банковским финансированием».

Перспективы облигаций лизинговых компаний в текущих условиях и другие вопросы, интересующие инвесторов, обсудим 19 октября на специальной секции «Лизинговые компании: новые звезды облигационного рынка» в рамках форума «Будущее облигационного рынка». В этом году форум агентства «Эксперт РА» соберет в центре Москвы свыше 250 профессионалов: регуляторов, организаторов, эмитентов всех секторов экономики, инвесторов и компаний инфраструктуры. Приглашаем принять участие в работе мероприятия и предложить свои темы для обсуждения. Регистрация по ссылке.

Приложение. Интервью

Сергей Савинов, генеральный директор компании «Интерлизинг»: Будущее облигационного рынка: возвращение к росту

Сергей Савинов, генеральный директор компании «Интерлизинг»:

— С какими вызовами столкнулась компания в 2022 году в основных сегментах деятельности (в т. ч. в части взаимодействия с поставщиками и спроса клиентов)? Как сказались на клиентской базе компании сворачивание бизнеса и уход из России иностранных поставщиков и производителей? Как меняется структура клиентского спроса на фоне ухода иностранных лизинговых клиентов?

— В связи с нарушением цепочек поставок и уходом с рынка некоторых ретейлеров вся лизинговая отрасль столкнулась с беспрецедентными вызовами. Даже в период резкого повышения ключевой ставки и падения курса рубля относительно иностранных валют наши лизингополучатели сохраняли свои инвестиционные программы и планировали приобретение спецтехники, оборудования и автотранспорта. К сожалению, из-за позиции ряда иностранных производителей и высокой неопределенности с дальнейшим сервисным обслуживанием предметов лизинга многим нашим клиентам пришлось корректировать свои инвестиционные планы. В результате переоценки рисков произошла переориентация лизингополучателей на новые марки лизингового оборудования. Мы в свою очередь оперативно отреагировали на новые условия и требования рынка и расширили перечень поставщиков в интересах лизингополучателей.

— Какие меры со стороны менеджмента способствовали смягчению негативных экономических последствий для бизнеса компании в 2022 году? Какие новые возможности открылись для компании в ходе структурной перестройки российской экономики?

— Компания «Интерлизинг» вошла в этот период экономической турбулентности с высоко диверсифицированным портфелем по отраслям, предметам лизинга и с низкой концентрацией лизингового портфеля на одном лизингополучателе. Концентрация по типу предмета лизинга не превышала 25%, а по лизингополучателям – 2%. Подходы к риск-менеджменту, которые мы поступательно внедряем и развиваем в компании с 2018 года, позволили нам чувствовать себя увереннее многих конкурентов, сосредоточенных на каком-то одном сегменте рынка.

В связи с уходом с рынка конкурентов с иностранным капиталом и кэптивных лизинговых компаний – производителей легкового автотранспорта перед нами открываются новые возможности по развитию в ключевых сегментах. Наши бизнес-модель и подходы к управлению рисками доказали свою эффективность как в период пандемии, так и в текущих условиях. Мы рассматриваем этот период перестройки российской экономики как возможность для развития бизнеса и стремимся увеличить свое присутствие в приоритетных сегментах рынка.

— Какое влияние на результаты деятельности компании оказали негативные тенденции в автомобильной отрасли? Каковы прогнозы компании по дальнейшему состоянию автолизинга? Удастся ли поставщикам из дружественных стран полностью удовлетворить спрос на автотехнику?

— Сегмент лизинга легкового и легкого коммерческого транспорта оказался самым уязвимым в структуре портфеля. Но благодаря взвешенному подходу к диверсификации бизнеса данный сегмент занимает не более четверти наших продаж. Мы сосредоточились на сотрудничестве с отечественными и азиатскими производителями, которые остаются на рынке и продолжают реализацию автомобилей. C рядом поставщиков подписаны партнерские соглашения со скидкой от дистрибьютора. Есть первый опыт работы с поставщиками по параллельному импорту легкового автотранспорта. Для региона Сибири и Дальнего Востока открыта программа финансирования для б/у автотранспорта с правым рулем.

Дальнейшее развитие ситуации с автолизингом будет зависеть не только от прихода новых ретейлеров из дружественных стран, но и от способности поставщиков по всему миру производить требуемое количество комплектующих для автомобильной промышленности.

Выпадающие объемы в части продаж легкового автотранспорта мы замещаем продажами в остальных сегментах.

— Охарактеризуйте состояние и перспективы основных сегментов деятельности компании помимо автолизинга (строительная и сельскохозяйственная техника, машиностроение). Какие линии бизнеса требуют расширения финансирования?

— В сегментах грузового транспорта и спецтехники на протяжении последних лет компания «Интерлизинг» постепенно наращивала работу с поставщиками китайских марок, техника которых имеет устойчивый спрос среди лизингополучателей. Порядок обслуживания такой техники хорошо знаком механикам лизингополучателей. Сохраняются и поставки запчастей. Данные производители не озвучивали планов по отказу от российского рынка.

В части спецтехники мы большую ставку делаем на корейских ретейлеров. К настоящему моменту многие из них подтвердили свое присутствие на рынке. Модели из линейки этих производителей способны заместить практически все европейские и американские марки.

Мы накопили достаточные компетенции по работе с китайскими производителями в части оценки ликвидности и понимания спроса на вторичном рынке и не видим для себя повышенных рисков в данном сегменте.

«Интерлизинг» имеет стабильные сильные позиции в сегменте сельхозтехники, причем с уклоном на производителей из России и дружественных стран – Ростсельмаш, Кировский завод, ПТЗ, МТЗ, Гомсельмаш и др. С уходом ряда конкурирующих компаний с иностранным участием мы планируем увеличить свое присутствие в данном сегменте, в т. ч. применяя уникальные программы с сезонными графиками, которые разработаны с учетом специфики сельскохозяйственного рынка, в т. ч. КФХ.

— В 1-м полугодии 2022 года показатели деятельности компании характеризуются ростом доли нового бизнеса с б/у техникой и возвратного лизинга. Каковы дальнейшие планы по их развитию, прогнозы по рынку в целом (стоит ли ожидать рост доли нового бизнеса с б/у техникой и возвратным лизингом повсеместно)?

— Рост доли б/у оборудования – это оперативный ответ на нужды лизингополучателей в условиях дефицита новых предметов лизинга и повышенной потребности в финансировании. Мы ожидаем стабилизации на рынке поставок нового автотранспорта и спецтехники в среднесрочной перспективе. В текущих условиях востребованность б/у техники остается высокой, но мы рассчитываем на то, что ситуация изменится уже в 2023 году и возвратный лизинг не станет ключевым продуктом для лизинговой отрасли.

— Какие стратегические цели на 2022 год компания ставит перед собой в качестве приоритетных? Каковы ваши ожидания относительно результатов (объем лизингового портфеля, нового бизнеса) компании по итогам всего 2022 года?

— В 2020-м мы приняли новую стратегию развития компании «Интерлизинг» на 2021–2023 годы, которая является логическим продолжением предыдущего трехлетнего плана на период с 2018-го по 2020-й. Несмотря на существенное изменение экономической среды, ключевые положения нашей стратегии остаются прежними. Мы планируем сохранить позиции в топ-5 компаний по работе с малым и средним бизнесом, высоко диверсифицированный портфель, осуществлять региональную экспансию, сохранять темпы роста лизингового портфеля на уровне не менее 30% в год, проводить регулярные выпуски облигаций и развивать сотрудничество с банками.

Несмотря на замедление темпов роста в II квартале, по итогам года мы планируем выйти на 100% выполнения изначальных планов 2022-го по объемам нового бизнеса и лизингового портфеля.

— Как компания строит свое взаимодействие с инвесторами и рынком капитала на фоне общего снижения прозрачности эмитентов и ограничений в раскрытии информации из-за санкций?

— Мы понимаем важность информации о деятельности компании для частных и институциональных инвесторов и остаемся открыты для рынка. На сайте компании мы опубликовали отчетность по стандартам РСБУ за I квартал и шесть месяцев 2022 года. Мы раскрываем ключевые показатели деятельности группы компаний по стандартам МСФО и на ежеквартальной основе готовим для инвесторов презентацию о результатах нашей деятельности.

Мы продолжаем участвовать в отраслевых мероприятиях и конференциях, где рассказываем о результатах нашей работы, изменениях на рынке лизинга и отвечаем на вопросы инвесторов. Считаем, что наша политика открытости принесет нам доверие инвесторов и позитивно повлияет на предстоящие размещения облигаций.

— Компания разместила выпуск облигаций в июне 2022 года, когда рынок публичного долга только начал оживать от весенней заморозки. Как оцениваете состояние рынка облигационных займов для компаний лизинговой отрасли, его емкость, доступность и привлекательность? Планируются ли дополнительные выпуски до конца года? Какие основные факторы успешности эмитента на облигационном рынке можно выделить в текущей экономической ситуации?

— Облигации являются интересным и перспективным инструментом финансирования лизинговой отрасли. Мы поступательно увеличиваем долю облигаций в портфеле компании и рассчитываем на дальнейшие регулярные выпуски. В 2022 году мы планировали осуществить три-четыре выпуска облигаций. К сожалению, нам пришлось скорректировать изначальные планы по частоте и объемам выпусков, но мы не отказываемся от новых размещений и до конца года планируем осуществить четвертый выпуск облигаций.

Сейчас российский рынок публичного долга действительно сложный в силу множества факторов. Всплеск высоких ставок по банковским депозитам, отсутствие нормальной кривой ОФЗ и других бенчмарков приводят к некорректному ценообразованию, широким спредам и несправедливым ставкам купона. Но мы видим постепенную стабилизацию рынка. Компании лизинговой отрасли возвращаются на биржу и проводят успешные размещения. Причем речь не только о лидерах отрасли, но и о компаниях за пределами топ-25, которые можно отнести к сегменту ВДО.

На успех размещения влияет открытость компании для инвестора и способность обосновать ставку купона в сочетании с другими параметрами выпуска. Если риски оценены адекватно, облигации всегда найдут своего инвестора.

— По нашему мнению, лизинг как индустрия весьма привлекателен для бондизации. Какой ключевой совет вы можете дать тем коллегам по цеху, кто только задумывается о фондировании через облигации?

— Хочется пожелать коллегам не бояться неизвестности на старте. Все бюрократические сложности преодолимы. Сотрудничество с инвесторами и регулярное раскрытие информации делают бизнес качественнее, выводят анализ результатов работы, планирование и прогнозирование ситуации на рынке на новый уровень. Это особенно важно для относительно небольших компаний, испытывающих определенные сложности с банковским финансированием, которым до сих пор свойственно двигаться в фарватере более крупных игроков, а не искать собственное место на рынке. Работа с инвесторами дает возможность взглянуть на бизнес глазами стороннего наблюдателя, выделить для себя новые точки для развития. В итоге эта работа не только вернется в форме удобного источника финансирования лизинговых сделок, но и позитивно скажется на системе менеджмента и стратегического управления.

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Лизинг нажал на тормоз

Лизинг нажал на тормоз

Рынок лизинга обычно первым из финансовых сегментов реагирует на кризис. Но и восстанавливается затем быстрее остальных. Какие факторы позволили рынку пройти самую острую фазу текущего кризиса, какие тренды будут определять динамику текущего года? Эти темы мы обсуждали в ходе круглого стола «Будущее рынка лизинга: кризисная трансформация и перспективы», организованного журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт» в Екатеринбурге.

В замедленном темпе

Объем нового бизнеса в целом по России по итогам прошлого года сократился на 13% и составил чуть менее 2 трлн рублей. Лизинговый портфель вырос на 5% до 6,8 трлн рублей. Такие данные рейтинговое агентство «Эксперт РА» получило по результатам ежегодного исследования российского рынка лизинга.

При этом, по словам директора отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Зои Советкиной, произошло беспрецедентное падение количества новых заключенных договоров лизинга: «По итогам 2022 года этот показатель снизился на 20% по отношению к 2021 году».

К основным факторам негативного влия­ния на отрасль «Эксперт РА» относит снижение инвестиционной активности, нарушения в логистике, ухудшение платежеспособности клиентов под давлением санкций.

«Большое влияние на рынок также оказал уход крупных иностранных брендов, что вылилось в усиление дефицита техники и удорожание лизинговых услуг», — подчеркивает Зоя Советкина. По ее наблюдениям, в ответ на эти вызовы отрасль начала искать решения. Во-первых, стремительно вырос лизинг подержанной техники: «Доля сделок с б/у техникой в новом бизнесе составила 23% против 14% годом ранее».

Второй антикризисной мерой стало увеличение поставок имущества из дружественных стран: «Это привело к росту доли азиатских брендов в общем объеме нового бизнеса, она составляет уже почти треть против 25% годом ранее», — подчеркивает эксперт.

На фоне кризисных явлений усилили позиции тяжеловесы. Доля десяти крупнейших игроков в договорах выросла с 63% до 75%. При этом доля иностранных лизинговых компаний снизилась с 8% до 2% в общем объеме нового бизнеса.

Со стороны спроса основное изменение связано со снижением активности крупных лизингополучателей, в то же время малый и средний бизнес не сильно снизил активность: «В структуре договоров доля лизингополучателей из сегмента малого и среднего бизнеса выросла с 65% до 72%», — подтверждает тренд Зоя Советкина.

В разрезе видов лизинга, по словам Зои Советкиной, наметилось снижение доли продаж легковых и легких коммерческих автомобилей. Это вполне объяснимое явление, связанное с уходом западных брендов и временной остановкой отечественного автопрома.

При анализе картины прошлого года авторы исследования обратили внимание на позиции Уральского региона в общей структуре рынка лизинга. Они несколько выбиваются из общих трендов. При совокупном падении нового бизнеса на 13% объемные показатели лизинговых компаний на территории Уральского федерального округа остались на уровне 2021 года. При этом доля макрорегиона выросла на два процентных пункта и составила 9% в общем объеме нового бизнеса страны.

В целом это можно объяснить доминированием лизингополучателей из числа малого и среднего бизнеса в структуре клиентской базы лизинговых компаний, работающих на территории Урала. Спрос со стороны этого сегмента провалился меньше крупного.

Внутренний разворот

При этом региональным игрокам тоже пришлось сделать разворот в своей внутренней политике.

По словам директора по развитию компании «АС финанс» Ильи Лесникова, его компания, как и многие другие игроки рынка, в прошлом году начала выстраивать отношения с азиатскими поставщиками:

«К концу прошлого года логистические проб­лемы были решены, выстроен параллельный импорт, отлажены поставки из Китая. Но, к сожалению, остаются проблемы в организации сервисного обслуживания азиатской техники в России. Мои надежды связаны только с тем, что некоторые китайские поставщики проблематику понимают. Они сейчас стремятся захватить долю рынка, и я рассчитываю, что со временем они выстроят здесь и сервис».

По мнению Ильи Лесникова, конкуренция на рынке стала жестче и это закономерный процесс, связанный со сжатием некоторых сегментов: «Региональные лизинговые компании выиграют за счет гибкости, у них больше возможностей, так как меньше бизнес-процессов регламентировано», — считает эксперт.

На усиление конкуренции обращают внимание многие представители лизингового сообщества, особенно в нише лизинга оборудования. На фоне падения лизинга легкового автотранспорта сюда пошли многие игроки рынка, в этом сегменте активность потребителей оставалась стабильной.

И это связано с тенденциями импортозамещения. Производители европейских товаров либо временно остановили выпуск продукции, либо вовсе ушли с рынка. В этих условиях российские предприятия начали замещать эту долю рынка. Поэтому многие лизинговые компании активно занимались работой именно в этом направлении.

Специализированные игроки рынка лизинга действительно резко изменили стратегии. К примеру, компания «CARCADE» много лет работала исключительно в нише легкового транспорта.

— Легковой транспорт остается в нашей линейке, но кроме этого мы взяли курс на развитие сегмента коммерческой и дорожно-строительной техники. Выстраиваем сотрудничество с поставщиками из Азии. Портфель компании, конечно, значительно перераспределился.

Доля легкового автотранспорта уменьшилась и увеличилась доля коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники. Но надеемся, что 2023 год будет более стабильным и начнется рост финансовых показателей. Рассчитываем, что государство снова введет инструменты поддержки лизингополучателей, потому что субсидирование покупок техники в лизинг значительно увеличивает рост продаж», — рассказывает директор представительства в Екатеринбурге «CARCADE» Вячеслав Дорофеев.

Усиление конкуренции обычно идет на пользу рынку, однако на этот раз проявляются негативные тенденции, связанные с ростом рисков в отрасли. Лизинговые компании в прошлом году стремились по максимуму удержать объемы продаж. Поэтому многие начали больше брать на себя рисков путем предложения нулевых авансов клиентам и других аналогичных решений. В будущем это может негативно отразиться на отрасли.

По словам директора Уральского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Антона Вольфа, филиал столкнулся с теми же сложностями, что и вся отрасль: «Мы увидели снижение активности наших клиентов во втором квартале 2022 года, но к концу года началось восстановление. На 2023 год мы смотрим с умеренным оптимизмом».

Чтобы поддержать клиентов, компания делает ставку на разработку совместных продуктов. В частности, такие программы создаются для лизингополучателей из сферы АПК: «Мы заключаем соглашения с крупнейшими производителями сельскохозяйственной техники. Это дает возможность нашим клиентам получать специальные условия лизинга. До конца 2023 года также действует скидка на ставку в 1 процентный пункт для клиентов из сферы АПК», — делится эксперт.

Антон Вольф видит перспективу роста лизинга дорожно-строительной техники: «В этом сегменте ожидаем существенный прирост, и первый квартал текущего года уже показывает активность клиентов в этой отрасли».

По мнению эксперта, кроме общих кризисных факторов развитие отрасли сдерживает дефицит ресурсов у потенциальных лизингополучателей. В условиях нехватки ресурсов для прямой закупки лизинг является отличным инструментом обновления парков.

Валютная уязвимость

В базовом прогнозе агентства «Эксперт РА» рынок лизинга по итогам 2023 года покажет умеренный рост порядка 10%: «Но при этом его абсолютные значения едва ли будут сопоставимы с уровнем конца 2021 года», — предполагает Зоя Советкина.

В целом участники рынка разделяют прогноз агентства относительно умеренных темпов роста отрасли в этом году. Однако многое будет зависеть от информационного фона, темпов инфляции и динамики курса национальной валюты. Последний фактор особенно важен. Когда рубль ослабевает, спрос снижается. Тем более что, по словам участников рынка, сроки поставки предметов лизинга с трех месяцев увеличились до шести — восьми месяцев. За это время курс рубля может измениться кардинально.

— По нашему опыту, главным фактором является курс рубля, — соглашается Илья Лесников. — Но сейчас это касается не только соотношения рубля к доллару, но и к другим валютам. Когда рубль достигал максимума по отношению к юаню, мы получили всплеск заявок на поставку техники и оборудования из Китая, в этом случае целесообразно действовать быстро, чтобы успеть приобрести предмет лизинга по сниженному курсу. Так что соотношение рубля к другим валютам на рынке лизинга является действительно важным фактором роста».

Заместитель генерального директора по развитию «ТАЛК лизинг» Ольга Хван считает, что в целом тренды рынка лизинга в ближайшие 5 — 7 лет будет определять ситуация в производственном секторе, и рынок лизинга Уральского региона в силу концентрации на территории большого количества промышленных предприятий имеет хорошие перспективы: «В экономике произошли тектонические сдвиги. На наш взгляд, все больше компаний промышленного сектора будут создавать вертикаль производства. Это необходимо, чтобы снизить зависимость от

поставок комплектующих из других стран. Поэтому сейчас многие предприятия изучают зарубежные технологии, прежде всего азиатский опыт. Мы считаем, что в ближайшие годы интерес к поставкам китайского оборудования будет колоссальным. Тем более что предубеждения у потребителя относительно качества китайских станков нет. Будут выстраиваться и укрепляться партнерские отношения с Ираном, Индией и другими дружественными странами. Основываясь на этих тенденциях, “ТАЛК лизинг” выстраивает среднесрочную стратегию».

Лизинг как один из драйверов рынка

Лизинг — инструмент понятный, востребованный даже в условиях экономической нестабильности, считает генеральный директор компании «ТАЛК лизинг» Анатолий Картухин

— Как идет восстановление рынка лизинга по вашим наблюдениям?

— После спада в начале 2022 года спрос восстанавливается — бизнес приспособился к новым условиям. Прежде всего речь о малом и среднем предпринимательстве, драйвере роста экономики в большинстве стран. Это самый мобильный вид бизнеса, который быстрее всего адаптируется к ситуации. Лизинг — прекрасный инструмент для развития, плечо, на которое можно опереться. МСП у «ТАЛК лизинг» в приоритете, это львиная доля нашего клиентского портфеля. Мы компания со 100% государственным участием, поэтому важна не только прибыль, а развитие экономики, которому мы способствуем. Во всем мире средний бизнес является важнейшим фактором стабильности национальной экономики, в большинстве стран он образует фундамент национального благополучия. Роль МСП будет расти, сегодня тенденции таковы, что происходит нивелирование главного преимущества крупного бизнеса: экономии на масштабах производства благодаря новым технологиям, роботизации. Эта тенденция в том числе дает возможность предприятиям МСП работать на ранее недоступных для них рынках. И лизинг здесь очень важен, вопрос в том, что не все компании пользуются его преимуществами.

— Какие тренды определяют сегодня развитие рынка лизинга в России?

— Их много, среди глобальных — большое число стартапов, которые станут если не ключевыми, то заметными игроками на рынке и активными пользователями лизинговых услуг. Наша компания видит тренд на синергетическое сотрудничество лизинговых компаний с банками, которые начали активнее развивать лизинговый бизнес, показывающий высокую доходность. Если в экономике сохранятся низкие процентные ставки, трендом останется операционный лизинг, и его востребованность будет расти в разных сегментах. Вектор цифровизации лизинговых компаний вырос в период пандемии и превратился в тенденцию. «ТАЛК лизинг» с 2020 года активно реализует стратегию цифрового развития, она у нас в приоритете. Тренд на цифровизацию сформировал спрос на лизинг телекоммуникационного оборудования, объемы нового бизнеса в последние пару лет выросли больше чем наполовину. Растет число лизинговых компаний, выходящих на рынок облигаций. Время монолайнеров прошло, в тренде универсальный лизинг с разными направлениями. Так компаниям проще выбрать в кризисное время курс для дальнейшего развития. Мы тоже больше не замыкаемся на отрасли АПК, «ТАЛК лизинг» — универсальная лизинговая компания. Лизинговые компании, работающие в одном направлении, наиболее остро испытали кризис, падение по некоторым отраслям достигало 60%. Невзирая на сложности, лизинг вышел на траекторию роста — наша компания заметно приросла по всем показателям и в прошлом, и в нынешнем году.

— Как оцениваете динамику лизингового рынка?

— В прошлом году снижение составило порядка 20%, меняться к лучшему ситуация начала только в 3 — 4 квартале. Сейчас она стабильна, открыты вопросы дефицита предметов лизинга и параллельного импорта. Логистика изменилась полностью, появились новые цепочки и партнеры. «ТАЛК лизинг» активно сотрудничает с китайскими компаниями-поставщиками оборудования, спецтехники и автомобилей.

Иностранные бренды заходили на российский рынок давно, адаптировав под него свою продукцию и технологические и инженерные решения. Есть предубеждение по поводу качества, но не стоит недооценивать китайскую технику. В Китае, как и везде, есть и производители высококачественного продукта и не очень, это определяет и ценовой сегмент.

— Появились ли у «ТАЛК лизинг» новые предложения?

— Наша компания поставляет любую технику из любой страны мира. При этом все риски по непоставке оборудования берем на себя. Кроме того, «ТАЛК лизинг» предлагает программу по восстановлению старой техники. Допустим, у компании есть старый грузовик, который нужно поменять. В рамках программы ремонтный завод выкупает его по балансовой стоимости, мы финансируем ремонт и возвращаем на условиях лизинга машину, которая на 90% новая. Работаем так с грузовой и спецтехникой, тяжелыми бульдозерами и автоприцепами.

Побеждает гибкий

Нашей компании помогли уроки преодоления предыдущих кризисов, главный из которых— оперативность, отмечает директор екатеринбургского филиала компании ООО «Балтийский лизинг» Лариса Гартвич

— Лизинговой отрасли в целом и нашей компании в частности в прошлом году пришлось столкнуться с рядом вызовов — уходом многих брендов с отечественного рынка, усугубившимся дефицитом имущества и ситуацией сильнейшей неопределенности. Это не было похоже на предыдущие кризисы, однако и в этот раз главным оставалось правило — действовать гибко и оперативно.

На Урале спрос на лизинговые услуги снизился, но падение оказалось незначительным, и ситуация уже начинает восстанавливаться. Это происходит за счет того, что предприятия самых разных отраслей продолжают работать и реализовывать свои производственные программы, для которых необходимы техника и оборудование. Российский бизнес продолжает перестраиваться, и сейчас очень важно своевременно удовлетворить запрос компаний на новое имущество.

«Балтийский лизинг» прошел кризисный год без потери объема нового бизнеса, напротив, мы даже улучшили свои показатели — на Урале объем нового бизнеса вырос на 23,7% к результату 2021 года. Наша компания за счет своей универсальности смогла быстро перестроить работу и предложить клиентам выгодные условия и продукты в сегментах, которые покинули иностранные компании. Например, это произошло с рынком операционной аренды автомобилей: мы начали рефинансировать сделки клиентов, заключенные в других компаниях, и дали новый набор услуг, который актуален сейчас — предложили оперлизинг для электрокаров.

В прошлом году мы с новой силой заявили о себе и на рынке промышленного оборудования, став лидерами среди ведущих компаний страны по объему нового бизнеса в сегменте металлургического и машиностроительного оборудования.

В 2023 году «Балтийский лизинг» будет дополнительно улучшать свои экспресс-продукты, которые позволят клиентам быстро принимать решения и закрывать свои имущественные потребности. Будем также развивать направление дополнительных услуг, сосредоточимся на разработке и новых продуктов.

Мы также видим перспективы роста спроса на сельхозтехнику, спецтехнику и промышленное оборудование.

Говоря об изменениях, не стоит забывать и о новом положении китайских брендов и на рынке автомобилей, и на рынке спецтехники. Производители из КНР значительно усилили свое присутствие и даже добились доминирующего положения в отдельных нишах, при этом спрос на их продукцию продолжает расти. Так, на уральском рынке мы видим популярность и востребованность автомобилей марки Chery. Важно, что проблем и трудностей с заключением договоров, а также с последующим обслуживанием машин или спецтехники, с нашими азиатскими поставщиками нет. Рынок адаптировался к работе с ними.

Мы смотрим на текущий год с умеренным позитивом

Рынок лизинга поддержат государственные инфраструктурные проекты и отраслевые программы развития, считает директор департамента по работе с клиентами «Газпромбанк Лизинг» Дмитрий Дородный

— По итогам прошлого года Группа «Газпромбанк Лизинг» подтвердила лидерские позиции на рынке лизинга. По объему нового бизнеса мы занимаем первое место и в стране, и в Уральском федеральном округе.

К сожалению, рынок в целом по итогам прошлого года показал снижение объемов нового бизнеса на 13%. Однако ряд факторов позволил отрасли менее драматично пройти самый сложный период.

Во-первых, увеличился грузооборот автомобильного транспорта. Во-вторых, средний рост цен на новые автомобили показал рост более чем на 30%, а подержанные автомобили подорожали на 47%. Все это привело к росту сегмента лизинга грузового автотранспорта на 11%.

Конечно, в структуре предметов лизинга произошли серьезные изменения: доля грузовых автомобилей азиатского, в основном китайского, производства составила порядка 30%. Кроме того, выросла доля отечественных производителей на фоне ухода из России популярных западных марок.

Рынок лизинга также поддержал высокий уровень инвестиционной активности в дорожно-строительном секторе. На содержание и строительство дорог из бюджета было выделено порядка 1,7 трлн рублей. Компании отрасли закупали дорожно-строительную и специальную технику, в том числе и с помощью лизинга.

Государство также активно поддерживало аграрный сектор, и этот фактор стимулировал спрос на сельскохозяйственную технику. В этом сегменте лизинга спрос удовлетворяется в основном за счет техники российских производителей, на них приходится 60% всех продаж.

На 7,5% в 2022 году, по данным «Эксперт РА», вырос сегмент лизинга телекоммуникационного оборудования. И этот тренд мы также связываем с реализацией мер господдержки отрасли.

На текущий год мы смотрим с умеренным позитивом. Государство продолжает реализацию инфраструктурных программ, а строительный сектор остается одним из драйверов экономики. Запланированы крупные инфраструктурные проекты в области дорожного и промышленного строительства.

Не сворачивает инвестиционную активность и бизнес. Ряд компаний заявили о развитии своих экологических, социальных и энергетических проектов.

В настоящее время, несмотря на поддержку отечественных производств, все равно наблюдается существенный дефицит отечественной техники. Выпускаемые объемы пока не способны удовлетворить весь спрос. На этом фоне достаточно перспективным выглядит поставка китайской техники, но мы выстраиваем партнерские отношения только с теми, кто готов обеспечить в том числе сервис, запчасти и качество продукции. Все эти факторы позволят Группе «Газпромбанк Лизинг» и в этом году удержать лидирующие позиции на рынке лизинга.

Импортозамещение как драйвер

Лизинг может содействовать быстрой организации новых видов производств в России, убеждена директор по продажам «Южноуральского Лизингового Центра» Людмила Уварова

— У нашей компании универсальная бизнес-модель. В линейке преобладает лизинг спецтехники и оборудования, доля легкового транспорта исторически была незначительной. А в этот кризис именно этот сегмент пострадал сильнее всего. Это один из факторов, который позволил нашей компании справиться с трудностями острой фазы кризиса прошло года.

Многие лизинговые компании были вынуждены резко изменить стратегии, сменить ориентир финансирования от лизинга легковых автомобилей, дополнив свою линейку продаж лизингом оборудования. Поэтому конкуренция в сегменте типового оборудования резко обострилась. Но мы ее не почувствовали, потому что у нас есть колоссальный опыт по финансированию сложносоставного оборудования. В данном сегменте нужны наработанные практики и особые подходы, поэтому и сильных игроков здесь не так много.

Мы столкнулись с ограничениями другого характера, связанного с изменениями в лизинговой отрасли. В прошлом году лизинговые компании перешли на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Банки пока еще не наработали опыт и технологии анализа отчетности по новым стандартам. Там по-другому формируются выручка, прибыль, капитал.

И эти данные сложно синхронизировать с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). А это означает, что банк не может корректно отследить финансовое положение лизинговой компании в динамике, еще не с чем сравнивать, прошел только год.

И как следствие, пока невозможно сформировать правильный «ковенантный» пакет. Не все банки готовы оперативно адаптироваться к этим изменениям. А лизинг по сути своей более быстрый продукт, чем кредит. Он приносит результат в моменте.

Но перестраиваться нужно всем и банкам в том числе. По моему мнению, именно лизинг сыграет в будущем ключевую роль в реализации государственного курса на импортозамещение. Раньше многие комплектующие и оборудование производственные компании закупали за рубежом. Сейчас в короткие сроки нужно создать и запустить их собственное производство. Лизинговые компании способны организовать поставку необходимого для этого оборудования и технологий. Но для этого нужны инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в виде субсидирования для наших клиентов. В отраслевом разрезе, на мой взгляд, необходимо поддерживать машиностроение, станкостроение, химическую отрасль, сегмент измерительной техники и высокотехнологическое производство. С другой стороны, такие программы станут драйверами развития и лизинговой отрасли. То есть здесь возникает двойной эффект.

При этом самой лизинговой отрасли тоже нужно меняться. Мы уже несколько лет обсуждаем реформу регулирования лизинга. Кризис несколько затормозил этот процесс. Я знаю, что в отрасли есть и сторонники, и противники предложенной концепции реформы. Я считаю, что контроль за лизинговыми компаниями необходим, но доступный, гибкий и понятный для всех участников отрасли. И нужен он прежде всего самим игрокам рынка. У нас должен быть инструмент измерения своей надежности и информационной прозрачности.

Высокий уровень адаптации

Сейчас преимущества получают гибкие лизинговые компании с универсальной бизнес-моделью, считает руководитель Уральского дивизиона компании «Интерлизинг» Анастасия Ротарь

— Текущий кризис для рынка лизинга стал своего рода тестом на эффективность бизнес-моделей. Сложнее всего пришлось узкоспециализированным игрокам. Компания «Интерлизинг» изначально выстраивала и развивала универсальную модель. Наша целевая аудитория — предприятия малого и среднего бизнеса. Под потребности этого клиента мы и выстраиваем продуктовую линейку. А эти потребности широкие. Поэтому мы работаем со всеми видами имущества: транспорт, техника и оборудование.

Ситуация в прошлом году на рынке менялась стремительно, но мы смогли управлять процессами, быстро переключая ресурсы с одного сегмента на другой.

На 2023 год мы смотрим с осторожным оптимизмом. К сожалению, ситуацию на рынке в текущем кризисе часто определяют не фундаментальные факторы, а чаще всего эмоции и настроения. Как только в информационном поле появляются негативные новости, спрос моментально падает. Этим процессом управлять не просто, но учитывать эти элементы тоже необходимо.

В текущем году мы продолжим придерживаться принципа универсальности. Из направлений видим перспективы за рынком грузового транспорта и оборудования.

Спрос на новые легковые автомобили пока не так высок. Потребители все же пока стараются по максимуму эксплуатировать автомобильный транспорт, который есть в наличии. Но я думаю, что средний и малый бизнес все равно будет переходить на азиатские бренды.

По отношению к грузовой технике азиатского производства пока, по нашим наблюдениям, у потребителя не сложилось еще внятное представление. Нужно время, чтобы сформировались вторичный рынок, история эксплуатации. И здесь рынку лизинга нужно наблюдать за ситуацией и нарабатывать опыт.

Пока уровень обслуживания лизинговых договоров остается приемлемым, по крайней мере, в прошлом году среди предприятий не было крупных резонансных банкротств. Мы думаем, что малый и средний бизнес в России в любом случае адаптируется и найдет свою нишу. Важно, чтобы лизинговые компании вовремя оказали бизнесу поддержку. А для этого нам самим нужно уметь быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Поэтому мы внимательно смотрим за трендами и максимально оперативно перестраиваем внутренние бизнес-процессы. Пока, по нашим ощущениям, в этом году спрос будет на грузовой автотранспорт, промышленное и медицинское оборудование, сельскохозяйственную технику.

Рост на 64%, ESG и новые сервисы: как меняется рынок лизинга

В интервью Дмитрий Ивантер отметил, что сейчас на рынке наблюдается рост влияния автолизинга: за девять месяцев этот сегмент вырос на 64%. Также спикер упоминает еще две важные тенденции в сфере — рост в этом году доли малых и средних предприятий в новых сделках в лизинге до более чем 60% и запуск новых сервисов, например, подписки.

Еще один тренд в отрасли лизинга связан с подорожанием автомобилей и высоким спросом на них. Топ-менеджер рассказывает, что это привело к активному развитию нового сегмента — лизингу бывших в употреблении автомобилей, стоимость которых ниже. В разговоре упомянули и тренд на контейнеризацию в железнодорожной сфере. Так, транзит Европа-Азия вырос практически в полтора раза, а сегмент контейнеров в отрасли составил 12% — их бизнес берет в основном в лизинг.

Если говорить о сегментах лизинга, которые значительно «просели» за последние два года, то здесь Ивантер отмечает недвижимость и иностранные воздушные суда.

Не обходит стороной лизинг и повестка социально ответственной экономики. Эксперт рассказал, что 80% лизингового портфеля в России ­— это транспорт, который сейчас находятся в фокусе ESG-трансформации. По словам Ивантера, в 2020 году транспортные средства на сжиженном природном газе передавали клиентам десятками, в этом году — сотнями, а в следующем году будут, вероятно, тысячи единиц такого транспорта. Однако аналитики «ВТБ Капитал» посчитали, что транспорт — наиболее затратная отрасль для декарбонизации, процесс будет постепенным. Бизнесу нужны определенные стимулы для приобретения таких транспортных средств, так как, например, электрический грузовой автомобиль стоит в два раза дороже обычного. Если стимулировать переход введением дополнительных налогов на традиционный транспорт, дополнительная стоимость грузоперевозки может быть заложена компаниями в цену продукта, что усилит инфляцию. Поэтому Ивантер считает, что для декарбонизации транспорта требует сбалансированного подхода, не нужно торопить события, важно искать способы удешевить производство экологичных видов транспорта.

Зеленый портфель «ВТБ Лизинг» на данный момент составляет 11 миллиардов рублей: 60% приходится на автомобильный транспорт, в основном пассажирский, 40% — на морские суда. По словам спикера, группа ВТБ приняла стратегию для реализации концепции устойчивого развития и объявила о создании ESG-платформы. Основное препятствие для реализации планов ­— отсутствие механизмов для более дешевого фондирования ESG-проектов, но Ивантер полагает, что в течение следующего года с такими механизмами определится и рынок в целом, и ВТБ в частности. ESG-проекты будут рейтинговаться и получать определенные преференции в ставках фондирования. Это будет сказываться и на ставке финансирования для клиентов.

Также осенью 2021 года «ВТБ Лизинг» выпустил на рынок проект «Автомобиль по подписке», а уже в декабре этот сервис появится в мобильном приложении «ВТБ Онлайн». Контракт предполагает ежемесячные платежи и заключается на выбранный клиентом срок: обычно от полугода до трех лет. По словам Дмитрия Ивантера, основную заботу об автомобиле берет на себя лизинговая компания. Через приложение можно будет заказать заправку автомобиля или выбрать удобное время для технического обслуживания: автомобиль заберут от дома, а после вернут обратно. В 2022 году «ВТБ Лизинг» обещает выдать по подписке до трех тысяч автомобилей, обеспечить наиболее удобный клиентский путь и расширить модельный ряд машин.

ЦБ рассмотрит рынок лизинга жилья как альтернативу ипотеке

Развитие рынка лизинга жилья может стать альтернативой ипотеке, заявили «Известиям» в Центробанке. Проработка этого вопроса предусмотрена в стратегии развития финрынка до 2030 года, утвержденной кабмином в конце прошлого года.

Новый инструмент подходит для категорий заемщиков, которые по каким-либо причинам не могут воспользоваться ипотекой, предлагаемой банками. Речь идет, например, о людях без кредитной истории, о тех, кто проходил процедуру банкротства, а также — о клиентах, не имеющих средств на первоначальный взнос, уточнили в регуляторе. В международной и российской практике есть удачные примеры использования подобных инструментов. Например, аренда с правом выкупа в Италии и Испании, а в России — проект арендного жилья ДОМ.РФ, рассказали в ЦБ.

Развитие коммерческого лизинга (аренды) жилья как розничной услуги потребует введения регулирования в отношении участников рынка. В частности, установления минимальных требований к их финансовой устойчивости и прозрачности деятельности, а также надлежащего обеспечения защиты прав клиентов, указали в регуляторе. Кроме того, для развития спроса на новую услугу необходимо выровнять финансовые условия работы лизинга жилья и ипотеки в части зачета НДС и расчета налога на имущество.
Вместе с тем необходимо исключить возможность использования этого продукта как способа оптимизации балансов застройщиков и обхода действующих регуляторных ограничений на ипотечном рынке, добавили в Банке России. Сейчас ведется межведомственное обсуждение темы.

При этом в банковском секторе считают, что новый продукт может стать лишь дополнением к уже существующим вариантам, а для его развития потребуется поддержка от государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *