Моя эпопея с бизнесом по ОСАГО
Всегда восхищался людьми, у которых несколько бизнесов. И постоянно совершал попытки сделать что-то кроме диспетчерской такси, которая проработала у меня долгие годы. В какой-то момент я понял, что об этих попытках можно писать сюда — во-первых, это прекрасный способ осмыслить произошедшее, во-вторых, это может кому-то пригодиться.
Я уже писал, как у меня ничего хорошего не получилось с арбитражом трафика, и с сайтами на Тильде.
Сегодня я расскажу вам о том, как я пытался сделать бизнес по оформлению полисов ОСАГО.
Чтобы вам было понятнее, почему я выбрал именно эту нишу, и почему действовал как будто не в полную амплитуду, расскажу о вводных, по которым я действовал.
Первая вводная — бизнес не должен был иметь территориальной привязки, потому что я, как и положено провинциалу в возрасте за 40, мечтаю о переезде в Москву. Первые мысли об этом появились в конце 2019, к сегодняшнему дню я точно уверен, что хочу с семьей перебраться в Москву. Применительно к бизнесу это означало, что никаких торговых точек и офисов в провинции быть не должно. Из этой вводной получилось, что бизнес должен быть онлайн.
Вторая вводная — размер рынка, на котором предстояло действовать. До этого я около 15 лет действовал на региональном рынке такси (попав в него совершенно случайно, о чем стоит, наверное, написать отдельный текст). Больше действовать на микрорынках мне не хочется. Поэтому искал рынки федерального масштаба, и в этой попытке выбрал ОСАГО. Миллионы автомобилистов, большой рынок, все дела.
Главная причина, по которой я вообще пошел в ОСАГО — один мой знакомый довольно успешно занимается автостраховками, оформлением в ГИБДД. У него в тот момент была одна точка в ТЦ, в которую люди приходят ногами, и он и его команда оформляют человеку полис. Привет, Таир, если читаешь эти строки!
Дополнительно я случайно узнал, какой примерно уровень выручек ещё в двух других точках агентов по ОСАГО в моем городе. То есть первоначально было понятно, что деньги в агентской схеме в принципе есть, можно было заходить в нишу и щупать. Никаких глубоких анализов не проводил.
Я предложил Таиру следующую схему — я привожу клиента, найденного в интернете, оформление делают люди Таира, прибыль делим. Все построение воронки продаж на мне, Таир ничего не теряет. Он согласился.
Я предположил, раз люди сами приходят на точки, значит полис им так необходим, что они готовы куда-то ехать или идти; и если я его предложу им в интернете, то им ещё и лучше будет, удобнее. Позже выяснилось, что мотивы людей, которые приходят ногами на точки, немного другие.
Я наворотил воронку продаж — чат-бот, предлагающий прислать сканы документов, лендинг на Тильде, рекламные кампании в МТ, Инстаграме и Фейсбуке, немного в Одноклассниках. Подходы в рекламе были — быстро, удобно, никуда не надо идти.
Немного помучавшись с конструкторами чат-ботов — где-то не были доступны присланные сканы документов, где-то зависали сценарии, где-то постоянно отваливался сервер — остановился на AmoCRM. Лендинг был минимальный — без отзывов (потому что их пока не было), буквально первый экран с фотографией офисной барышни, описание услуги, что будет происходить во время работы, и кнопка перехода в мессенджеры.
Первые же переходы в мессенджеры показали, что остро стоит вопрос доверия — а вы точно не мошенники, а честный ли полис, а вы не пропадете с деньгами? На ленд был добавлен раздел с местонахождением точки, блок о легальности нашей работы. Немного помогло, люди стали покупать страховки и допуслуги — восстановление КБМ, пакет для переоформления машины.
Я пытался подогнать друг под друга все элементы воронки — посылы и тексты в рекламе, формулировки на лендинге, структуру чат-бота, собрать обратную связь от тех, кто работал с клиентами, помочь и им в их работе, изменяя логику происходящего и под них в том числе.
Большинство людей отсекалось на этапе объявления окончательной стоимости. Им говорили точно такой же ценник, как если бы они пришли своими ногами на точку. У текущего варианта бизнеса не было УТП, не было решающего перевеса, чтобы обращаться в компанию именно по этому каналу.
Мне показалось, что именно высокая наценка была фактором, который мешал продаже полисов через Интернет. Поговорил с Таиром, решили не продолжать попытки; что называется, был зафиксирован убыток несколько десятков тысяч рублей. Если спросите — неужели надо было столько тратить, чтобы понять невыгодность — отвечу:”Да”
Трафик недешев. Инструменты тоже денег стоят. Ну и опыта не особо много.
В этой итерации я даже не понял, что люди ногами приходят на точку оформления ОСАГО потому, что им не хватает навыка оформить полис самостоятельно в Интернете. По сути, они платят за то, что агент заполняет поля формы в интернете вместо них.
К этому моменту я не особо понимал, как агенты оформляют полис. То есть умел купить полис на свою машину на сайте, например, Альфы, но техосмотр сначала проходил сам, потом просто покупал у агента — и не понимал, как устроена вся кухня. Аббретиатура КБМ звучала таинственно, рассчитать стоимость полиса для клиента я не мог. В моей картине мира агенты, которые берут в моем городе до 2000 за оформление полиса, всю свою выручку получали только от этой суммы.
Но такое незнание не пугало, я давно понял, что засовывать голову в нишу можно и не разобравшись в ней. Собственно, это просто одна из методик обучения. По бразильской, так сказать, системе.
Немного погуглив, немного расспросив Таира, я выдвинул следующую гипотезу — поставить готовый виджет на сайт, чтобы люди сами оформляли полис, вознаграждение получая от компании, предоставившей виджет.
Был сделан другой сайт, опять на Тильде, вставлен виджет (перепробовал несколько виджетов, искал конверсию повыше) . На этот раз сайт был более продающим, более подробным.
На тот момент у меня была диспетчерская такси, я разместил в рабочих группах объявление о возможности самостоятельно оформить себе полис (для 2019 года в провинции это было интересно, крупные агрегаторы тогда ещё не были так известны) . Также размещал рекламные посты в местных группах Whatsapp (до сих пор существуют, и даже есть отклик, использую в других проектах) . Ну и МТ, Инста, ОК. Пошли первые посетители.
На лендинге стояла Метрика, я видел поведение пользователей в некоторых виджетах. Часто они вязли в полях, строках, экранах. Не доходили до конца, бросали. Я начал пытаться сделать на сайте хоть какое-то обучение. Сначала текстовое, потом на основе gif. До сих пор вспоминаю случай, когда один из пользователей пытался ввести в гифку данные, безуспешно кликал в неё. Я после этого по диагонали сквозь гифку написал “образец”. Процесс эволюции лендингов иногда очень причудлив.
Обучение в итоге убрал, оно не повышало конверсию. Да, продажи в целом были, но мне никак не удавалось выйти в плюс — агентское вознаграждение было очень скромным, а я никак не мог найти хорошую связку реклама/тексты на ленде/тот самый виджет.
Ещё, как я понимаю, довольно сильно тормозило то, что я не продавал подложные техосмотры. В то время техосмотр был обязателен для оформления полиса, и основные продажи шли там, где можно было купить техосмотр. Но я для себя решил делать честный бизнес. Хотя предложения перепродавать техосмотр до сих пор, спустя несколько лет, прилетают в личку раз в месяц.
В этой итерации я уже понял, что мой клиент чаще всего — недостаточно опытный пользователь компьютера, который хочет сэкономить. Опытные пользователи попадали в воронку крупных агрегаторов, и успешно оформляли полис там. Мне доставались остатки, и то, работа шла в минус.
Ну что ж, раз пользователи неопытные, я выдвинул следующую гипотезу — опытный агент (я к тому времени поднаторел в расчетах, в оформлении, в восстановлении КБМ) будет онлайн помогать оформить полис за небольшую, в сравнении с офлайн, комиссию. Меня не пугало, что агентом буду я сам, если бы мне удалось получить достаточный трафик, уже было кого привлечь в качестве исполнителей. Да, если долго находишься в нише, контакты заводятся сами собой.
Был, конечно, сделан ленд на Тильде, кнопки перехода в мессенджеры, телефон на сайте. Новые рекламные креативы. Было добавлено Авито — в нескольких регионах дал одинаковое объявление, даже были какие-то звонки оттуда.
Я живу на Камчатке, и тут есть специфическая проблема — разница во времени с Москвой 9 часов. Например, известная фраза советского радио: “В Петропавловске-Камчатском полночь” звучит в 15:00 по Москве. Это значило, что либо я не работаю с клиентами из дальних часовых поясов (спать же надо когда-то), либо готовлю схему, когда отвечать моментально не нужно.
Для начала я настроил рекламу так, что она показывалась не далее чем в 4 часовых поясах от меня — если бы клиент захотел написать или позвонить в рабочее время, я бы смог отреагировать. Если же клиент писал вечером по своему времени, то я уже не мог ответить. Города-миллионники я исключил из показов — мне казалось, что пока моя схема несовершенна, туда не надо заходить.
Пошли редкие заказы, в основном из моего города — с листовок, рассылок в WA, сарафана. Меня это даже немного раздражало — я искал способ выйти на российский рынок, а не на городской. В Петропавловске-Камчатском живет 174 000 человек, а мне грезились миллионы автомобилистов.
Я не стеснялся рассказывать знакомым о том, что я оформляю полисы — и это стало способом заводить знакомства среди агентов. Обычно мы как реагируем, если нам говорят о чем-то таком? Пытаемся помочь первым пришедшим в голову способом. «У меня Алена есть, тем же самым занимается. Хочешь, познакомлю?» Иногда я даже получал советы от опытных агентов, самые полезные были про работу с Е-Гарантом.
Знаете, что такое Е-Гарант? Это та штука, куда вас выкидывает с сайта страховой, если вам отказывают в продаже полиса. Глючная, через раз работающая штука, с ограничением времени на сеанс; каждый раз, когда я в нем работал, у меня пот тек по спине. Е-Гарант — прекрасный тренажер выдержки и концентрации.
И вот как-то постепенно я понял, что есть целые регионы, где страховые отказывают почти всем водителям в продаже полиса. И у многих из них только один путь — в Е-Гарант. А ещё есть водители без стажа, на старых автомобилях, после аварий — им тоже не продают полисы, и это довольно большая, но проблемная аудитория. Я решил пробовать с ней поработать.
Я немного поменял креативы в рекламе, расширил показы на всю Россию, но в каждом регионе сделал так, чтобы в мое нерабочее время реклама не показывалась. Открылась новая страница в этой эпопее:
На всякий случай напомню, что заходя в эту нишу, я хотел сделать тут бизнес — создать поток заявок, посадить агентов за компьютеры. Для этого надо было нащупать подход к аудитории. И вот в попытке нащупать нерв я пришел к работе с клиентами, которым отказывали страховые компании, отказывал Сравни.ру.
Заявки были такими же редкими, не похожими на поток — Кавказ, Поволжье, Тыва, Хакасия. К обычной работе с клиентом — преодолению возражений, сбору данных документов и т.д., добавились бои с Е-Гарантом. Клиент получал полис и был доволен, чего не сказать обо мне.
Дело в том, что если агент оформил полис ОСАГО обычным способом, он может взять комиссию с клиента (а может и не брать), и агрегатор также выплачивает ему комиссию. А Е-Гарант комиссий не присылал. При этом иногда надо было потратить несколько часов на оформление полиса — через отказы, запросы уточненных данных, иногда приходилось переносить оформление на следующий день, когда в Е-Гаранте не было полисов нужной компании. Стало вырисовываться понимание, что на нише проблемных клиентов не создать никакой агентской структуры — тут был только путь самозанятости.
Последней каплей стал случай, когда я не смог для друга оформить полис — на пять грузовичков оформилось, пусть и с приключениями, на шестой грузовичок в течении нескольких дней не смог. Я понял, что совокупность всех факторов не позволит мне построить в этой нише то, что я хочу. Удалил оба сайта, которые использовал для работы, остановил всю рекламу.
И ушел делать следующую попытку построить бизнес онлайн. С ОСАГО у меня не получилось.
Было довольно наивно искать в интернете людей со слабыми компьютерными навыками, требовать от них заполнения форм, присылать данные, взаимодействовать с чат-ботами. Правильным было бы поставить в ТЦ стойку, и там физически принимать их. Но это противоречило моим вводным.
Я увлекся технической стороной вопроса — сайт, хостинг, виджеты, чат-боты, мессенджеры, и очень мало внимания обращал на, так скажем, психологическую сторону взаимодействия с клиентами. Надо было больше думать о том, как моя услуга ложилась на их боли. Поработать с психологическими триггерами, проводить каст-девы, как можно лучше их понять.
Слишком растянул во времени попытки — надо было осмысливать опыт быстрее, не тормозить. Иногда я делал паузы по месяцу — у меня были ещё и другие задачи, но надо было работать по всем гипотезам.
Я очень оптимистичен, когда берусь за новую нишу. Излишний оптимизм был во всех моих начинаниях — и тех, которые получились, и тех, которые не получились. Мне кажется, без этого свойства я бы не смог ничего начать. Думаю, предприниматели меня поймут — вход в новую нишу одновременно и как античное путешествие за руном, и как романтическая встреча с незнакомкой. Многообещающее, свежее ощущение.
Истории о моих провалах планирую писать здесь, если вам это интересно — подпишитесь на мой аккаунт. Возможно, когда-нибудь напишу и об успешных проектах.
Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой канал в Телеграм — о бизнесе, стартапах, моих мыслях и находках.
Страховое агентство как бизнес форум
У людей, которые покупают страховые услуги, очень разный образ жизни. Одни берегут каждую копейку, живут в кредит и ни разу не были за границей, другие имеют собственное жилье и не считают деньги, третьи постоянно путешествуют на собственном автомобиле, предпочитают активный отдых. Каждому из этих типов клиентов нужен свой страховой продукт.
Обычно полис покрывает сразу несколько страховых случаев, но многие из них оказываются просто не нужны. Например, путешественникам, которые отправляются на море, вряд ли понадобится страховка от несчастного случая во время активного отдыха. Клиентам нужна персональная страховка, которую они соберут под себя, как конструктор. Думаю, это перспективное направление в страховом бизнесе.
Страховой агрегатор
Страховых компаний так много, что клиенту сложно выбрать для себя оптимальный вариант. В этом случае помогают сайты-агрегаторы. Они не только показывают предложения от разных страховых компаний и позволяют купить полис онлайн, но и простым языком объясняют, что входит в страховку.
Это одна из причин, по которым покупатели предпочитают пользоваться агрегаторами. Если создать удобный сайт, договориться со страховыми компаниями и всерьез заняться продвижением, сайт-агрегатор может стать прибыльным делом. Примеры страховых агрегаторов: ASIG.PRO, prosto.insure, el-polis.ru, sravni.ru, strahovki24.ru.
Профильное страхование
Один из способов преуспеть на рынке страхования – выбрать узкую специализацию и занять нишу. Так поступил и я, когда основал проект «Онкострахование.рф». Рынок онкострахования начал зарождаться в России только в 2010-е годы, и этот проект стал первым его оператором.
ОМС покрывает лечение рака, но с полисами у пациентов есть выбор: пройти лечение по страховке или получить денежную выплату. Страхователи могут обратиться к врачу за «вторым мнением» – чтобы убедиться, что диагноз верен. Некоторые программы покрывают лечение за границей, оно может потребоваться пациенту. Обычно страховщики предлагают россиянам Израиль, Корею или государства Европы, транспортировка в страну лечения также входит в полис.
Рынок онкострахования имеет потенциал для роста, но его тормозят недоверие потребителя к услуге и возможность бесплатного лечения за счет ОМС. Помимо онкострахования, есть и другие ниши, например, ритуальное страхование, туристическое, детское. Можно попробовать создать свою нишу, стать в ней первым и добиться успеха. Примеры профильных страховых проектов: instore.travel, cherehapa.ru, medstrahovka.ru.
Страховые консультации
Страховка – один из тех продуктов, в котором сложно разобраться непрофессионалу. По незнанию люди соглашаются на страхование кредита: часто клиент может оказаться в ситуации, когда компании навязывают ему свои полисы. В таких условиях потенциал есть у бизнеса, который помогает людям разобраться в этой теме и избежать ненужных трат.
Страховые консультанты помогут выбрать самую выгодную программу, человеческим языком объяснят, что покрывает страховка, а что нет, расскажут о порядке действий при наступлении страхового случая.
Эти консультанты должны быть независимыми, чтобы клиенты им доверяли. Примеры страховых консультантов: afm.ru, si-nergy.ru, mainsgroup.ru.
Думаю, что консультанты могли бы взять на себя еще одну важную функцию – популяризацию страхования. В нашей стране нет страховой культуры, и это мешает людям защитить себя и избежать финансовых потерь. Многие просто не знают, что можно застраховать, например, профессиональную ответственность специалиста или рабочее оборудование.
Страховой юрист
Услуги страховых юристов пользуются спросом, когда клиенты получают недостаточную выплату от страховщиков. Особенно часто это случается в случае автомобильной аварии. Одни страховые компании выплачивают клиентам компенсации, которых хватает на ремонт машины, а другие дают ничтожно малые суммы. От чего это зависит? Чаще всего только от компании.
Страховые юристы защищают интересы своих клиентов и помогают им оспорить сумму, которую предлагают страховщики.
Если раньше страхователи могли бояться обратиться в суд (вдруг проиграю, а еще юристу платить?), то теперь это не так. Сейчас люди активно общаются друг с другом в соцсетях, делятся своим опытом. Кто-нибудь рассказал, что смог выбить компенсацию побольше, и вот его друзья уже спешат к страховому юристу. Примеры компаний, которые занимаются юридическими вопросами в области страхования: ДТП-помощь, РусСюрвей, mosavtourist.ru.
Блокчейн-проекты
В России пока нет реализованных страховых блокчейн-проектов, но это не значит, что у этого направления нет перспектив. В Великобритании, Германии и других странах существуют подобные стартапы.
Технология блокчейн позволяет делать страхование прозрачным, что вызывает доверие клиентов. В нашей стране страховщикам не доверяют, и возможно, блокчейн помог бы решить эту проблему. Примеры блокчейн-проектов в области страхования: Fidential, B3i.
Технологичное страхование
Технологии постоянно меняют мир, но страховую отрасль в России они пока сильно не изменили. Разве что некоторые полисы теперь можно купить онлайн. Но это только пока, ведь технологии способны сделать страховки еще более полезными для клиентов и прибыльными для компаний.
Например, John Hancock, одна из крупнейших и старейших американских страховых компаний, будет продавать страхование жизни и здоровья на основании данных с фитнес-трекеров и смартфонов. Такое интерактивное страхование уже хорошо зарекомендовало себя в Южной Африке и Великобритании, а теперь становится все более популярным в США. Выигрывают все: страховка поощряет людей вести здоровый образ жизни, полисы становятся для них дешевле, а компании платят меньше, если клиенты реже обращаются к врачам.
Совсем другая страховка
Предлагаю взглянуть на страховой рынок по-новому и подумать, какая услуга может быть востребована в наше время. Например, после скандалов компаний с PR-специалистами и громких увольнений, пора задуматься о страховании репутации организаций. Испорченный имидж может стоить компании целого состояния. Для блогеров, селебрити и бизнеса актуальным стало бы страхование от кражи профиля в соцсетях.
Хотя в России рынок страхования не так развит, как, например, в Америке, у него огромный потенциал. Очень сложно изменить сознание людей и вызвать их доверие к страховым компаниям, но нет ничего невозможного. Никто же не говорил, что вести бизнес – это легко.
Бизнес на автостраховании: как зарабатывать на продаже КАСКО и ОСАГО

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
С учетом прогнозируемого роста спроса на полисы встает вопрос — как открыть бизнес в сфере автострахования, и сколько на нем можно заработать? Ответить на эти вопросы постараемся в нашем материале.
Бизнес на продаже услуг автострахования привлекает начинающих предпринимателей достаточно невысокими стартовыми вложениями и возможностью быстро втянуться в процесс — в тонкостях реализации ОСАГО и КАСКО быстро сможет разобраться даже новичок. При этом эксперты прогнозируют в течение 2022 года ощутимый прирост в объемах продаваемых на автомобили страховых полисов.
Связано это с грядущими изменениями в законодательстве. Во-первых, страховые компании однозначно ждут принятия законопроекта, согласно которому штраф за езду с просроченным полисом ОСАГО может вырасти в 10 раз — до 5000 рублей. Причем некоторые законотворцы предлагают еще и ужесточить наказание за повторное правонарушение путем лишения водительских прав.
Но и это не все — на данный момент активно муссируется информация о том, что в ближайшее время правоохранительные органы «научат» камеры определять автомобиль, передвигающийся без полиса ОСАГО. Если в поле зрения камеры фиксации попадет машина с номерами, на которые не зарегистрирован действующий полис ни в одной их страховых, ее владелец получит «письмо счастья» в виде выписанного штрафа.
По прогнозам аналитиков, на текущий момент по российским дорогам передвигается порядка 20 миллионов (!) авто без полисов ОСАГО. Связано это с тем, что наказание за езду без обязательного полиса «автогражданки» пока небольшое — согласно части 2 статьи 12.3 КоАП это или предупреждение или максимум 500 рублей штрафа.
Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб.
12 ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР, 35 ТРЕНИНГОВ.
ПОЛНОЦЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РАБОТЫ
ОФЛАЙН + ОНЛАЙН.
В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы.
Кстати, ушедший 2019 год уже ознаменовался стартом реформы ОСАГО. Вместо четырех категорий автолюбителей теперь поделили аж на 58, а тарифный коридор расширен на 20%.
С учетом прогнозируемого роста спроса на полисы встает вопрос — как открыть бизнес в сфере автострахования и сколько на нем можно заработать? Ответить на эти вопросы постараемся в нашем сегодняшнем материале.
Регистрация бизнеса
Для того чтобы начать продажи полисов ОСАГО и КАСКО необходимо зарегистрироваться в качестве ИП. Коды деятельности, которые подлежит указать согласно классификатору ОКВЭД:
65.12. Страхование, кроме страхования жизни;
66.22. Деятельность страховых агентов и брокеров
Выбор помещения и местоположения
Оптимальным вариантом для точки по продаже страховых полисов на автомобили станет оборудованный павильон на базе контейнера. Площадь для размещения сотрудников и клиентская зона требуются небольшие — достаточно будет трех рабочих мест и диванчика для тех, кто ожидает своей очереди.
Стоимость уже переоборудованного под торговлю контейнера составит порядка 50 000 рублей. Еще в 10 000 — 15 000 рублей обойдется оплата аренды в месте с хорошим трафиком. Это может быть автомобильный рынок или место по соседству с крупным салоном по продаже авто с пробегом, а оптимально под эту сферу деятельности подойдет территория рядом с МРЭО. Вполне логично, что лучшими объемами продаж именно могут похвастать именно павильоны, расположенные в непосредственной близости с государственными пунктами регистрации и постановки на учет транспортных средств. В выходные в таких местах не протолкнуться, даже несмотря на наличие большого количества аналогичных точек рядом.
Для оборудования помещения необходимым понадобится приобрести три офисных стола, кресла и стулья для сотрудников и посетителей, компактный диван для зоны ожидания и компьютеры с минимально необходимой оргтехникой (лучше брать отдельно принтер и сканер, чем МФУ — это позволит сразу выполнять различные операции нескольким сотрудникам в часы-пик).
Персонал
Для функционирования павильона по продаже автостраховок достаточно будет нанять на работу 2-3 человек с плавающими выходными. Обычно пиковые дни продаж привязаны к графику работы МРЭО или оптовым дням рынка, «снабжающих» павильон основным количеством посетителей. Фонд заработной платы складывается из минимального оклада и процентов за оформленную страховку, обычно это 25 000 — 30 000 рублей.
Сколько можно заработать с продажи страхового полиса
Размер страховой премии агента может варьироваться в зависимости от региона и страховой компании, полис которой вы реализовали. В качестве ориентировочных цифр приведем данные из таблицы на портале rosstrah.ru, которые позволяют примерно оценить, сколько принесет микробизнесу продажа одной страховки.
Комиссия агента (средний %)
Кол-во договоров, шт.
Кол-во отказов в страховой выплате, шт.
Росгосстрах (СК ПАО)
Таким образом больше всего заработать можно на реализации полисов ОСАГО таких страховых компаний, как РЕСО и “Ренессанс”. Лидерами по объемам реализации договоров по убывающей являются “Альфа Страхование”, РЕСО и “Росгосстрах”.
Продажа электронных полисов: идти в ногу со временем
С появлением в последние годы электронных полисов страхования автогражданской ответственности некоторые павильоны стали зарабатывать еще и на продаже онлайн полисов клиентами из «оффлайна». При этом далеко не каждый автолюбитель готов оформлять полис в сети самостоятельно. Кто-то в силу занятости, кто-то в силу возраста не может или не хочет заниматься оформлением «цифрового» ОСАГО — а потому сотрудники павильона могут за них зарегистрироваться в онлайн-кабинете и оформить электронный полис. За услугу берут в среднем 300-500 рублей.
Формально такое посредничество между клиентом и страховой компанией не шибко приветствуется регуляторами, однако на деле такое направление деятельности, как перепродажа электронных полисов, весьма распространено у страховщиков и гордо именуется «услугой по регистрации электронного почтового ящика, личного кабинета на сайте страховщика». Ведется такая торговля параллельно с продажей бумажных полисов.
Как страховщик может зарабатывать на диагностических картах
Теперь расскажем еще об одном способе заработка, который составляет в общем объеме доходов страхового павильона довольно существенную долю. Речь о продаже диагностических карт. Дело в том, что при покупке страховки у автовладельца должна быть диагностическая карта — а она есть в наличии далеко не у всех.
Как должно быть все в теории — страховщик отправляет клиента с его машиной на специализированную станцию техосмотра, где авто досконально проверяется по всем параметрам на предмет соответствия технических стандартам.
Как обычно все происходит на практике — клиент оплачивает стоимость диагностической карты в размере 1000-1200 рублей, после чего страховой агент регистрирует диагностическую карту на одном из специализированных сайтов с платным доступом. При этом данные в базу ЕАИСТО попадают практически мгновенно. Стоимость одной диагностической карты для страхового агента в закупке составляет всего около 200 рублей. Таким образом, «серый» заработок страховых агентов с реализации ДК составляет порядка 1000 рублей с каждой. Интересно, что прописка автовладельца не имеет значения — диагностическая карта клиентом с пропиской в Краснодаре может быть куплена, например, в Ростовской области — и наоборот.
На чем еще можно заработать страховому павильону
Помимо продаж страховых полисов и диагностических карт подобные павильону предлагают услуги по заполнению заявлений на постановку автомобилей на учет — для многих клиентов это весьма актуально, поскольку не каждый знает порядок заполнения документов и располагает свободным временем. Несмотря на то, что это уже необязательно, многие по прежнему предпочитают не делать ДКП в письменной форме, а покупать готовые бланки в страховых павильонах.
Наконец, некоторые павильоны, расположенные вблизи с МРЭО, предлагают услуги по постановке машин под ключ и помощь в приобретении «красивых» номеров. Впрочем, про этот «серый» рынок, и о том, как он скоро будет меняться, мы как-нибудь расскажем в дальнейших публикациях.
Продажи и маркетинг
Что касается процесса организации продаж, далеко не всегда он строится только в оффлайне — многие павильоны достаточно эффективно рекламируют свои услуги в сети. Для этого подходит несколько вариантов.
SMM или соцсети. Если постоянно пополнять аккаунт свежим и актуальным контентом, можно со временем сформировать постоянную лояльную аудиторию подписчиков.
Сарафанное радио. Также в продаже полисов страхования отлично работает так называемое «сарафанное радио», когда довольные клиенты рекомендуют ваш бизнес своим друзьям, родственникам и коллегам. А потому крайне важно контролировать уровень сервиса, оказываемый вашими сотрудниками — чтобы весь процесс продажи проходил максимально доброжелательно и комфортно для клиента. Для этого можно периодически в пиковые часы самому присутствовать на точке продаж или использовать камеру видеонаблюдения.
B2B-направление. Помимо работы с физлицами некоторые страховые агенты занимаются также направлением B2B. Они взаимодействуют с автопарками корпоративных клиентов — зачастую многим сотрудникам отделов Car Fleet очень удобно, когда весь процесс оформления страховых полисов на авто берет на себя под ключ страховой агент. Работа с корпоративными парками сулит хорошие гонорары в связи с большими объемами рынка, однако чтобы выйти на лиц, принимающих решения, и убедить их в выгоде работы с вами, придется постараться.
Риски бизнеса
К потенциальным рискам и угрозам бизнесу можно отнести следующие факторы:
Сокращение числа клиентов в связи с переходом многих покупателей полисов в онлайн — полисы покупаются напрямую у страховых компаний;
Увеличение количества конкурентов. Не секрет, что самые «хлебные» с точки зрения потока потенциальных клиентов места возле МРЭО, а также авторынков и торговых центров, остаются весьма привлекательными для ваших конкурентов. А потому нельзя исключать того момента, что со временем рядом откроется точка, которая станет «перетягивать» на себя часть ваших клиентов;
Действия мошенников, промышляющих «автоподставами». Для многих уже не секрет, что некоторые недобросовестные владельцы авто имитируют аварии, после чего страховая компания вынуждена компенсировать немалые «убытки». Как все происходит по факту? Покупается битая в «тотал» (то есть под списание) машина той же марки и модели, что принадлежит злоумышленнику. Затем битая запчасть со списанной машины переставляется на целую, после чего имитируется авария с какой-нибудь другой машиной, которую не жалко (например, старенькими «Жигулями», оформленными на пенсионера). После чего размер выплаты может составить несколько сотен тысяч рублей.
Впрочем, рискуют в первую очередь в таких ситуациях сами страховые компании, однако возникают случаи, когда «спросить» могут и с агентов, застраховавших мошенников.
Активизация электронных площадок, торгующих электронными полисами онлайн. На сегодняшний день самые известные — это Сравни.ру и StrahovkaRu.ru. Впрочем, в росте популярности такого направления можно видеть не только угрозы бизнесу — ведь если есть желание и возможности, ничего не мешает за умеренную сумму заказать похожий сайт и начать продавать в качестве посредника ОСАГО и КАСКО через интернет.
Да, потребуется определенное время и финансовые вложения в такой проект, зато вы обезопасите свой розничный бизнес — даже если со временем продажи упадут, вы сможете зарабатывать свои комиссионные на онлайн-площадке.
Кстати, еще один нюанс, касающийся не только предпринимателей, но и всех автовладельцев — по новым правилам при покупке онлайн полиса ОСАГО водитель не обязан иметь его распечатанную копию. Достаточно будет показать его цифровую версию на экране смартфона или планшета, либо и вовсе попросить инспектора проверить данные по наличию страховки самостоятельно.
Финансовые показатели
Вложения. Для начала давайте подсчитаем, во сколько обойдется предпринимателю открытие павильона по продаже страхования «автогражданки»:
Покупка торгового павильона на базе контейнера: 50 000 рублей;
Оплата аренды за месяц вперед: 20 000 рублей;
Покупка мебели (3 рабочих места и клиентская зона ожидания): 70 000 рублей
Покупка 3 компьютеров и оргтехники: 80 000 рублей
Регистрация: 5000 руб.;
Приобретение кассового аппарата: 20 000 руб.
Итого размер первоначальных вложений составит довольно скромные для старта бизнеса 250 000 рублей.
Выручка. Теперь подсчитаем, сколько может приносить павильон, находящийся в оживленном месте. В выходные, а также пиковые дни (например будни, когда работает МРЭО или проходит оптовый день на авторынке) можно продавать порядка 10 страховых полисов и 7 диагностических карт. Это порядка 15 000 рублей прибыли, если учесть что речь идет о тарифах на ОСАГО в городе-миллионнике (не забываем, что в населенных пунктах с небольшой численностью жителей действует меньший коэффициент — соответственно меньше стоимость полиса и размер агентского вознаграждения). Как правило, таких дней примерно 3 в неделю. Соответственно «грязными» бизнес может приносить в районе 180 000 рублей в месяц.
Расходы. Ежемесячные затраты на бизнес будут складываться из следующих позиций:
ФОТ: 60 000 рублей (2 человека);
Аренда: 20 000 рублей;
Коммунальные платежи (интернет, электричество, охрана): 5 000 рублей
Платные доступы к базам: 5000 рублей
Чистая прибыль. Таким образом, прибыль уменьшится вдвое после оплаты всех ежемесячных расходов, но даже с учетом этого, получаются довольно неплохие цифры на выходе. Итого, занимаясь продажей ОСАГО и КАСКО в точке с хорошим трафиком всего 3 дня в неделю, можно зарабатывать порядка 90 000 рублей. Самые предприимчивые параллельно занимаются помощью в постановке авто на учет — это еще одно параллельное направление, которое генерирует дополнительный доход.
Срок окупаемости. Период окупаемости точки по продаже продуктов автострахования составляет порядка трех месяцев. Даже если учесть, что потребуется некоторое время на то, чтобы бизнес раскрутился, в любом случае речь идет о довольно быстром возврате инвестиций.
Полис будущего: как технологии меняют страховой бизнес

Сегодня некоторые виды страхования потеряли актуальность, спрос на другие непредсказуемо резко вырос, покупательная способность упала, а бизнес-процессы большей частью перешли в онлайн. При этом, несмотря на вызовы, прогноз по развитию отрасли оптимистичен — согласно Accenture, с 2020 по 2025 год глобальный страховой рынок вырастет на $1,4 трлн, в том числе благодаря инновациям.
Преуспеют прежде всего компании, которые смогут вовремя адаптироваться к новой реальности, актуализировать свой портфель услуг, повысить эффективность коммуникаций и уровень клиентского сервиса с помощью цифровых решений, отмечает президент Microsoft в России Кристина Тихонова. 89% руководителей страховых компаний в Европе, опрошенных McKinsey в апреле 2020 года, были уверены, что именно технологии помогут как можно быстрее справиться с ситуацией: обеспечить цифровые продажи, оптимизировать процессы, расширить использование данных и аналитики для работы с клиентами.
Страховая отрасль — достаточно консервативный бизнес, который не спешит внедрять самые «модные» технологии, сосредоточен на использовании проверенных решений и поэтому имеет большой потенциал для роста, уверен директор департамента информационных технологий страховой компании «Согласие» Сергей Ковалев: «Тем более что все услуги по продаже и урегулированию, которые предоставляют страховые компании, должны быть обязательно доступны онлайн». «Мы отмечаем высокий уровень технологических компетенций у российских заказчиков среди страховых компаний, а также большой потенциал для инновационного развития, — говорит Кристина Тихонова. — Наша компания вместе с партнерами стремится не только предоставить им необходимые для этого технологические инструменты, но и оказать поддержку и предложить сценарии по наиболее эффективной цифровизации».
Как именно технологии улучшают жизнь страховщиков и их клиентов и без чего страховую компанию невозможно будет представить уже завтра? Разбираемся на примере лучших практик отрасли.
Новая парадигма в работе с клиентами
«Некоторые клиенты, особенно молодые, готовы переплатить 10–20% за моментальное дистанционное оформление», — отмечает Виктор Федосов, директор по IТ-трансформации «Ингосстраха». Так, с началом пандемии доля урегулирований убытков через мобильное приложение компании по КАСКО увеличилась в пять раз, а по ОСАГО — в 29 раз.
«Первоочередное для нас — оцифровка сервисных операций. Мы полностью перешли в цифровое урегулирование по недвижимости. Дальше нам предстоит такая же работа по всем остальным видам страхования. Клиентский путь у нас сейчас оцифрован примерно на 30%. Скажу так, пандемия закрепила понимание в бизнес-сообществе, что цифровым и платформенным технологиям в бизнесе обязательно надо быть», — добавляет первый заместитель гендиректора «Ингосстраха» Иван Матвеев.
Если ОСАГО или КАСКО можно полностью перевести в онлайн, то с другими видами сложнее, говорит и IT-директор страховой компании «Альфастрахование» Владимир Муравьев. Например, в корпоративном страховании до сих пор практически нет онлайн-услуг, особенно для крупных предприятий.
По данным Accenture, доход страховых компаний от цифровых продуктов и услуг на базе цифровых технологий может достичь $200 млрд к 2025 году. Перемен ждут и клиенты:
Меняется и коммуникация с клиентами. Один из трендов — появление чат-ботов и голосовых помощников. «Когда мы только запускали чат-боты у одного из наших партнеров, каждый второй клиент хотел, чтобы с ним связался живой сотрудник. Через год — только каждый пятый», — делится ведущий консультант IТ-компании DataArt Денис Баранов. Порой клиенты не могут понять, общаются они с роботом или человеком, говорит Муравьев: «И технология продолжит совершенствоваться».
Другие важные шаги по улучшению взаимодействия с клиентами — расширение возможностей заключения новых видов страховых договоров через интернет, оплата платежей и урегулирование убытков при страховом случае, валидация клиентской базы и внедрение аналитического CRM, построение предикативных моделей и оптимизация процесса продажи продуктов.
Удобство для сотрудников
Многие взаимодействия с клиентами, в том числе по самым сложным видам услуг (например, страхование жизни, управление капиталом и др.), со временем будут осуществляться через цифровые каналы, однако агенты и брокеры будут играть важную роль в продажах и обслуживании, считает Деннис Вандерлип, директор по решениям для страховой отрасли Microsoft. Поэтому так важно повышать эффективность работы агентов с помощью цифровых инноваций.
Технологии позволяют расширять возможности сотрудников: например, быстрее вносить договоры в базу данных, урегулировать убытки со страхователями, взаимодействовать с перестраховщиками, регуляторами, посредниками и агентами и т. д. Компании «АльфаСтрахование», например, за последний год удалось еще на 15% сократить срок и стоимость обработки полисов за счет цифровизации процессов и на несколько дней уменьшить срок выплаты комиссионного вознаграждения агентам, чтобы им было удобнее работать с компанией.
Компания «Согласие» в 2021 году перевела на новую платформу большой блок функциональности основного фронт-офисного приложения для агентов и партнеров, а также планирует оптимизировать документооборот между агентом и компанией и заключать агентские договора онлайн.
«Росгосстрах», для которого агентские продажи — важнейшее направление, тоже цифровизирует этот канал. «На волне пандемии у наших агентов появилась возможность дистанционного заключения договоров страхования с использованием современных цифровых технологий (электронные полисы), а у клиентов — возможность дистанционной оплаты с использованием интернет-эквайринга. Это новая цифровая платформа «Агентология». Мы дали агентам хорошую продуктовую линейку и технологии продаж, позволяющие работать так и там, как и где им удобнее», — говорит член правления ПАО СК «Росгосстрах» Елена Белоусенко.
Оптимизация внутренних процессов
Сегодня без информационных технологий просто невозможно достичь конкурентных преимуществ на рынке — высокой скорости вывода на рынок новых продуктов, технологичности и удобства клиентского сервиса и в то же время сохранения высокой операционной эффективности, отмечает гендиректор «РСХБ-Страхование жизни» Андрей Чуйко. И добавляет, что за короткое время невозможно автоматизировать все бизнес-процессы страховой компании.
При этом страховые компании могут «подсмотреть» решения в смежных отраслях: например, ретейле, банках, телекоме. Именно так поступили в «РСХБ-Страхование жизни», не найдя готового решения, обеспечивающего омниканальность — сквозное обслуживание клиентов через любые каналы взаимодействия, будь то агент, сайт компании или мобильное приложение на телефоне. «В других отраслях существовали успешные примеры внедрения подобных платформ, — говорит Андрей Чуйко. — Мы начали проект, взяв технологическую платформу не из отрасли страхования, организовав функциональные команды, состоящие из экспертов с глубоким знанием продуктов и процессов в области страхования жизни и экспертов, обладающих опытом внедрения омниканальных платформ. И этап за этапом начали автоматизировать процессы продаж».
«Альфастрахование» старается максимально роботизировать все рутинные процессы, в том числе работу с отчетностью и аналитикой, ежегодно увеличивает количество документов, которые подписываются электронно-цифровой подписью. Все это освобождает человеческие ресурсы, которые можно направить на более важные стратегические задачи.
В «Росгосстрахе» получать актуальную отчетность в любой момент сотрудники могут благодаря платформе бизнес-аналитики Qlik Sense. «Если в начале платформу планировали использовать только для розничной сети продаж, то сейчас к ней подключено большинство структурных блоков компании», — говорит Евгений Ильин, заместитель руководителя операционного блока, директор Департамента технологий и изменений «Росгосстраха». Раньше отчетностью пользовался только узкий круг лиц, имеющий возможность «заказывать» ее, а в 2021 году — уже около 90% сотрудников розничных продаж, включая менеджеров агентских групп и руководителей страховых агентств. Это положительно влияет на управление продажами и выполнение амбициозных целей, поставленных перед компанией. Скорость доставки отчетности также значительно возросла: пользователи имеют доступ к данным практически без задержки вместо нескольких недель ожидания, как это было раньше.
Растет и использование искусственного интеллекта (ИИ) для оптимизации таких процессов, как оценка и моделирование рисков, выявление мошенничества и андеррайтинг, а также для обеспечения более быстрого доступа к данным и более точной отчетности, указывает Александр Галкин, вице-президент GMCS, российской IT-компании, которая работает с представителями различных индустрий, включая страхование.
«Технологии искусственного интеллекта позволяют более эффективно осуществлять расчет стоимости страхования для каждого конкретного клиента с учетом его потребностей и анализа рисков, а также избежать человеческого фактора — ошибок и предубеждений», — говорит президент Microsoft в России Кристина Тихонова.
«Мой каждый второй разговор сводится к ИИ и машинному обучению, это один из самых популярных запросов страховых компаний», — подтверждает Денис Баранов из DataArt. Но для применения этих технологий есть два серьезных барьера: высокая зарегулированность страховой отрасли и сбор качественных данных, без которых невозможно эффективное машинное обучение.
Данные многих страховых компаний хранятся в устаревших изолированных системах, объясняет Деннис Вандерлип из Microsoft. И чтобы успешно внедрять инновации, страховым операторам в первую очередь необходимо модернизировать их.
Преобразование продукта
Одним из конкурентных преимуществ сегодня становится скорость разработки новых продуктов под решение совершенно новых запросов клиентов. Кристина Тихонова, президент Microsoft в России, приводит пример: среди частных клиентов растет спрос на различное медицинское страхование, а среди бизнеса, по причине перевода многих процессов в цифровую среду, повышается актуальность страхования от кибератак.
Новые технологии позволяют создавать продукты таким образом, чтобы обслуживать клиентов «на их территории» и в удобное для них время, отмечает Иван Матвеев из «Ингосстраха». Меньше действий по заполнению персональной информации, использование логинов существующих интернет-сервисов, голосовые помощники, социальные сети — все это дает возможность общаться с клиентами в привычном для них формате. Скорость реакции на обращение каждого покупателя становится главной целью цифровой трансформации, уверен он.
По мнению Вандерлипа, без использования машинного обучения и ИИ невозможно решить основную задачу отрасли — обеспечение органичного и «бесшовного» покупательского опыта, создание для клиента максимально доступного и удобного финального продукта. Для этого необходимо включение новых источников данных в процесс андеррайтинга, а также использование машинного обучения и ИИ для обоснования решений по нему. «Лишь используя имеющиеся данные в совокупности с новыми, компании смогут упростить процесс совершения покупки для своих потенциальных клиентов», — объясняет директор по решениям для страховой отрасли Microsoft.
Эксперты McKinsey уверены, что роль ИИ в бизнесе, и в страховании в частности, будет расти. Автомобили, фитнес-трекеры, домашние помощники и т. д. будут агрегировать все больше данных. Распространение роботизированных устройств, когнитивных технологий и экосистем с открытым исходным кодом позволит компаниям из разных отраслей обмениваться данными в режиме реального времени. Это даст страховщикам возможность предлагать нужные продукты в нужное время и по доступной цене.
По данным EY, подобное страхование на основе телематики позволяет снизить стоимость административных затрат на разбор страховых случаев на 40%, а также уменьшить сумму выплат по страховым заявлениям на 40%. Как описывают эксперты McKinsey, к 2030 году страховщики смогут сообщать клиентам, как изменится их премия в зависимости от выбранного маршрута и количества автомобилей на дороге прямо во время поездки. Все технологии для этого уже существуют, и страхование эволюционирует от своего нынешнего состояния «обнаружил и наладил» к «спрогнозировал и предотвратил».
«АльфаСтрахование» уже предлагает подобный полис. «Вы покупаете пакет КАСКО и активируете его только на время самой поездки в приложении. Каждый раз мы смотрим, как вы ездите, и, условно, стоимость минуты, выраженная в деньгах, для вас оптимизируется, если вы аккуратный водитель, — рассказывает Муравьев. — Пользователь делится с нами геоданными, и мы видим, ездит ли он только по городу, соблюдает ли скоростной режим, какие трассы выбирает. Подобное страхование по запросу уже довольно популярно на Западе, но в России мы предлагаем уникальный продукт».
Становятся популярными и продукты, которые существенно облегчают жизнь: например, если раньше в корпоративном страховании HR-менеджеру клиента приходилось ежеквартально запрашивать отчеты о том, какие выплаты происходили, как часто болели сотрудники, насколько эффективной была система ДМС, то сегодня в режиме реального времени он может посмотреть все необходимые показатели с самых разных устройств.
Так что цифровизация страховой отрасли продолжается. И у российских компаний есть два конкурентных преимущества, уверен Андрей Чуйко: во-первых, это высокий уровень подготовки IT-специалистов; во-вторых, гибкость в принятии решений о внедрении той или иной технологии. «Российские компании, особенно молодые, имеют возможность создавать свою инфраструктуру и строить бизнес, сразу используя современные решения, что позволяет им получать максимальный бизнес-эффект», — подытоживает он.