Чем закрытый аукцион отличается от открытого
Перейти к содержимому

Чем закрытый аукцион отличается от открытого

  • автор:

Какие бывают торги? Кто такой организатор торгов? Кто может выступать организатором торгов? Обязанности организатора тор

Какие бывают торги? Кто такой организатор торгов? Кто может выступать организатором торгов? Обязанности организатора тор

Какие бывают торги? Кто такой организатор торгов? Кто может выступать организатором торгов? Обязанности организатора торгов.

Какие виды и типы торгов бывают?

Существуют следующие виды и типы торгов:

Что такое аукцион? — торги проводимы на повышение от установленной минимальной цены продажи. Виды аукционов:

Открытый аукцион с открытой формой представления предложений о цене — в аукционе могут принимать участие все желающие, в ходе торгов, участники делают ставки неограниченное количество раз согласно шагу аукциона и видят ставки других участников;

Открытый аукцион с закрытой формой представления предложений о цене — в данном виде аукциона участники торгов делаю ставки на повышение один раз и не видят ставки других участников, шаг аукциона не предусмотрен;

Закрытый аукцион с открытой формой представления предложений о цене – аукцион, к участию в котором допускается определённый круг участников, участники делают ставки неограниченное количество раз согласно шагу аукциона и видят ставки других участников;

Закрытый аукцион с закрытой формой представления предложений о цене — аукцион, к участию в котором допускается определённый круг участников, участники торгов делают ставки один раз и не видят ставки других участников, шаг аукциона не предусмотрен.

Что такое конкурс? — торги, проводимые в виде конкурса, предусматривают возможность участия всем желающим, выполнившим (подписавшим обязательство выполнить) условия конкурса, например сохранить целевое использование здания и находящиеся в нём организации. Виды конкурсов:

Открытый конкурс с открытой формой представления предложений о цене — в конкурсе могут принимать участие все желающие выполнившие условия конкурса. В ходе торгов участники делают ставки неограниченное количество раз согласно шагу аукциона и видят ставки других участников;

Открытый конкурс с закрытой формой представления предложений о цене — в данном виде конкурса могут принимать участие все желающие выполнившие условия конкурса. Участники делают ставки один раз и не видят ставки других участников, шаг аукциона не предусмотрен;

Закрытый конкурс с открытой формой представления предложений о цене – конкурс, к участию в котором допускается определённый круг участников, выполнивших условия конкурса, участники делают ставки неограниченное количество раз согласно шагу аукциона и видят ставки других участников;

Закрытый конкурс с закрытой формой представления предложений о цене – конкурс, к участию в котором допускается определённый круг участников, выполнивших условия конкурса, участники торгов делают ставки один раз и не видят ставки других участников, шаг аукциона не предусмотрен.

Что такое публичное предложение? — торги, при проведении которых устанавливается начальная цена продажи лота, которая постепенно снижается согласно графику снижения до точки отсечения. Один интервал снижения может длиться от одного дня, до месяца, шаг снижения устанавливается организатором торгов. Виды публичного предложения:

Открытые торги посредством публичного предложения — в торгах могут принимать участие все желающие. Торги на снижение от начальной стоимости, согласно шагу по графику снижения. Победителем признаётся участник, сделавший максимальное ценовое предложение, на соответствующем этапе снижения торгов. Участники не видят размер ставки друг друга, могут видеть только количество конкурентов на лот;

Закрытые торги посредством публичного предложения — торги, к участию в которых допускается определённый круг участников, посредством снижения от начальной стоимости, согласно шагу и по графику снижения. Победителем признаётся участник, сделавший максимальное ценовое предложение, на соответствующем этапе снижения торгов. Участники не видят размер ставки друг друга, могут видеть только количество конкурентов на лот.

Что такое Голландский аукцион? — в России это аукцион, в ходе которого вначале объявляется самая высокая (начальная) цена на продаваемый лот, а затем ставки снижаются согласно шагу до минимальной. Как только поступает ценовое предложение от первого покупателя, другие участники желающие приобрести лот могут делать ставки на повышение. Победителем торгов признаётся участник, предложивший максимальную цену. Торги на понижение и повышение проводятся в один день торгов.

Что такое публичный Голландский аукцион? — отличается от голландского аукциона тем, что у публичного торги на понижение могут идти несколько дней/недель/месяцев, после подачи первого ценового предложения у других участников есть шанс перебить ставку сделав своё ценовое предложение выше ставки предыдущего участника, в ограниченный промежуток времени.

Кто такой организатор торгов?

Специализированный профессиональный участник рынка, занимающийся и оказывающий услуги по организации и проведению торгов направленных на реализацию имущества заказчика. В процедурах банкротства им может быть конкурсный управляющий, или привлекаемая для этих целей организация.

Кто может выступать организатором торгов?

В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, специализированная организация и др.

Обязанности организатора торгов по продаже имущества в ходе процедур банкротства.

аудит правоустанавливающих документов продавца;

подготовка и согласование проекта документации (Положения о порядке и сроках продажи имущества, проектов договоров о задатке и договоров купли-продажи и иных документов) в соответствии с актуальными требованиями законодательства;

разработка проекта, согласование и размещение информационных сообщений в ЕФРСБ, СМИ и на электронной площадке;

активный поиск и привлечение максимального количества участников торгов;

ознакомление потенциальных участников торгов с информацией об имуществе, согласование осмотра имущества;

консультирование потенциальных участников торгов о порядке участия в торгах по продаже имущества;

прием заявок от участников торгов;

заключение договоров о задатке и обеспечение поступления задатков от участников торгов

проведение торгов в соответствии с регламентирующими документами;

оформление протоколов об определении участников, о проведении и результатах торгов

консультирование при оформлении договоров купли-продажи;

обеспечение и контроль расчетов между продавцами и покупателями;

подготовка отчетности согласно требованиям законодательства;

формирование пакета документов о результатах торгов для последующего оформления имущества

защита интересов продавца имущества в ходе обжалования торгов в антимонопольном ведомстве или в суде;

Чем закрытый аукцион отличается от открытого

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

2. Конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее — электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее — закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее — электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее — закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее — электронный запрос котировок).

3. Для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион — закрытыми электронными процедурами.

4. Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

5. Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, — наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

6. Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.

7. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.

8. Закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов.

9. Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

10. Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок:

До 31.12.2026 не действуют установленные п. 1 ч. 10 ст. 24 ограничения размера годового объема закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок.

1) в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий;

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2022 N 46-ФЗ, от 28.04.2023 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления:

а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом такая закупка осуществляется с учетом положений части 18 статьи 95 настоящего Федерального закона;

в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;

г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;

д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;

е) закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;

ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. Закрытые конкурентные способы применяются в случаях:

1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) закупок услуг по страхованию, транспортировке, охране:

а) ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

б) музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, в том числе в случае их передачи и (или) получения заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

4) закупок услуг для обеспечения деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту зданий и сооружений, по уборке таких зданий и сооружений, прилегающих к ним территорий, по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;

5) закупок товаров, работ, услуг заказчиками, являющимися федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, а также заказчиками, в отношении которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств, государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера. Перечень указанных заказчиков утверждается Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, утилизацию вооружения, военной и специальной техники;

7) закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию) космических материалов и космических технологий, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию), модернизации, поставке, ремонту, сервисному обслуживанию, использованию (эксплуатации), утилизации космической техники, по разработке, производству и поставке объектов космической инфраструктуры.

12. В случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей могут применяться закрытые конкурентные способы.

13. В случаях, указанных в пунктах 3 — 7 части 11, части 12 настоящей статьи, проводятся закрытые электронные процедуры в соответствии со статьями 75 и 76 настоящего Федерального закона. Правительство Российской Федерации вправе установить:

1) случаи проведения закрытых электронных процедур при осуществлении закупок, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 11 настоящей статьи;

2) особенности проведения закрытых электронных процедур, аккредитации на специализированных электронных площадках;

3) случаи заключения контракта по результатам проведения закрытых электронных процедур без использования единой информационной системы.

14. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в приглашении, в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки на участие в закупке установлено заказчиком в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено заказчиком в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона), размер обеспечения гарантийных обязательств (если требование об обеспечении гарантийных обязательств установлено заказчиком в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). В этих случаях участник закупки подает одну заявку в отношении определенного лота. Заказчик вправе в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона отменить закупку в отношении определенного лота. Закупка признается несостоявшейся в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в части определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Виды закупок по 44-ФЗ

В целом, все виды закупок можно разделить на два типа: закупки по 44-ФЗ и закупки по 223-ФЗ. Первый распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделок, второй — устанавливает лишь общие принципы и список заказчиков в этом виде закупок ограничен.

В этой статье упор будет сделан на более распространённый вид закупок — по 44-ФЗ, но мы расскажем и о 223-ФЗ. Мы покажем, какие есть виды закупок по 44-ФЗ в формате таблицы, чтобы было удобнее воспринимать информацию.

Какие есть способы закупок по 44-ФЗ

По 44-ФЗ существует несколько видов закупок, которые можно объединить в две большие группы: конкурентные закупки и неконкурентные. Как можно понять из названия, разделение такое проходит по способу определения поставщика.

Ко второй группе, неконкурентному способу закупок, относится лишь один вид закупки — закупка у единственного поставщика. Про неё подробнее мы поговорим в соответствующем разделе.

К первой группе, конкурентному способу закупок, относится весь остальной массив способов определения поставщиков:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Каждый из этих видов делится на подвиды. Закупки могут проводить в бумажном и электронном формате (по факту, практически все проводятся именно в электронном). Конкурс может быть одноэтапным и двухэтапным, открытым, закрытым и с ограниченным участием. Аукцион — только открытым и закрытым.

Виды конкурентных закупок по 44-ФЗ: таблица

Разберёмся в каждом конкурентном способе закупок по 44-ФЗ подробнее. Ниже представлена соответствующая таблица.

Вид закупки Краткое описание
Открытый конкурс Самый часто встречающийся вариант проведения закупок. Информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. К поставщикам предъявляются одинаковые требования. Победителем считается тот участник, который предлагает лучшие условия исполнения контракта, это же относится и к остальным формам конкурса.
Открытый конкурс с ограниченным участием Условия проведения такой закупки похожи на открытый конкурс: информация о закупке в свободном доступе, одинаковые требования к поставщикам. Отличие заключается в том, что для участия могут быть предъявлены дополнительные требования, а участники должны пройти предквалификационный отбор.
Открытый двухэтапный конкурс Особенность проведения такой закупки заключается в том, что каждый участник должен пройти оба этапа конкурса. Заказчик выбирает победителя именно на основе результатов второго этапа. К участникам могут быть предъявлены как единые требования, так и дополнительные.
Закрытый конкурс (одноэтапный, двухэтапный и с ограниченным участием) Отличие закрытого конкурса от открытого заключается в формате его проведения: информация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, которые будут удовлетворять определённым заказчиком требованиям. Одноэтапный, двухэтапным и конкурс с ограниченным участием проводятся по подобию открытого конкурса.
Открытый аукцион Как и в случае с открытым конкурсом, информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. Главное отличие от конкурса заключается в том, что победителем становится тот участник закупок, который предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым понижением цен.
Закрытый аукцион За получение документации о закрытом аукционе с участников может взиматься плата, которую указывается сам заказчик. Информация о ней указывается в приглашении, отправляемом им поставщикам.
Запрос котировок Информация о закупке сообщается неограниченному числу лиц, а начальная максимальная цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Победителем становится тот участник, который предложит наименьшую цену.
Запрос предложений Всё также как и в предыдущих случаях: информация о закупке распространяется свободно, к поставщикам выставляются одинаковые требования. Однако, в этом случае победителем становится не тот, кто предложит самую низкую цену, а тот, кто предложит самые подходящие условия исполнения контракта.

Неконкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Как мы уже сказали выше, к неконкурентному способу закупок относится только один вид — закупка у единственного поставщика. Регулируется этот метод статьёй 93 44-ФЗ, где описаны условия и правила проведения такой закупки.

Если говорить простыми словами, то суть такой закупки заключается в том, что заказчик заключает контракт с конкретным поставщиком, без предварительного проведения конкурса, аукциона или любого другого конкурентного мероприятия.

Для того чтобы была возможность провести неконкуретную закупку, у заказчика должны быть на то определённые основания в соответствии с вышеуказанной статьёй 93. Таких оснований много (более 50-ти), перечислим лишь некоторые из них:

  • закупка на сумму, которая не превышает 600 тысяч рублей;
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
  • поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.

Проведения неконкуретного способа закупок — это право, а не обязанность заказчика. Это означает, что даже в большинстве случаев, которые могут являться основанием для проведения закупки у единственного поставщика, заказчик может проводить и конкурентную закупку.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ

По аналогии с закупками по 44-ФЗ, если заказчик проводить закупку по 223-ФЗ, он также должен выбирать поставщика. До 1 июля 2018 года заказчику было доступно всего две процедуры: электронный аукцион и конкурс. В настоящее время он может использовать также запрос предложений и запрос котировок.

Заказчику доступны и другие способы проведения закупок, например, многолотовые аукционы и аукционы на повышение. Заказчик самостоятельно прописывает все условия проведения таких закупок, что и отличает их от закупок по 223-ФЗ.

«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.

Продукты по направлению

Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота

Аукцион

Разновидность тендера, главным критерием которого выступает цена сделки.

Разновидность тендера, главным критерием которого выступает цена сделки.

Госорганы или частные компании размещают на специальных электронных площадках заказы с требованиями, а предприниматели и компании, которые хотят заключить договор, оставляют предложения с указанием цены. Побеждает тот, кто предложит самую низкую. Такой формат называют аукционом.

Виды аукционов

Аукционы делят на виды в зависимости от того, как их проводят и кто может принимать участие в торгах.

По степени доступности. Аукцион может быть открытым или закрытым. В открытом принимают участие все желающие, а закрытый аукцион организуют для узкого круга приглашенных.

По способу ставок. Здесь также применяют понятия открытого и закрытого аукциона. Участники открытого аукциона могут видеть цену конкурентов и изменять свою, а при закрытом у претендентов нет возможности оценить чужие предложения и изменить ставку.

По количеству этапов. Выделяют одноэтапные и двухэтапные аукционы. При одноэтапном победителем признают участника закупки, который предложил самую низкую цену. При двухэтапном заказчик сначала проверяет документы участника и решает, соответствует ли он требованиям закупки, а затем отсеивает неподходящие предложения и проводит торг.

Кто может стать участником аукциона

Есть три вида заказчиков. Первый — государственные или муниципальные, например суд или детский сад. Аукционы госзаказчиков финансируют из федерального или муниципального бюджета.

Госзаказчики предъявляют к участникам высокие требования и могут устанавливать ограничения — как правило, на заказы, связанные с государственной тайной. Например, оборонные заказы часто бывают закрытыми: принять в нем участие можно только по приглашению организатора.

Второй вид заказчиков — компании с долей государства более 50%, а третий — коммерческие предприятия. Они финансируют аукционы из собственных средств.

Коммерческие компании самые лояльные: обычно претендовать на их заказы могут любые исполнители, если нет дополнительных требований. Например, на поставку лицензированного товара рассматривают только кандидатов, у которых есть права на его продажу.

Как проходят аукционы

Торги проводят дистанционно на электронных торговых площадках — ЭТП. В России работают восемь федеральных электронных площадок, но есть и площадки для коммерческих закупок — в интернете их более двухсот.

Как проходит аукцион:

  1. Заказчики регистрируются на электронной площадке, поставщики проходят аккредитацию.
  2. Если закупки проводит госкомпания, заказчик публикует извещение о проведении электронного аукциона через СМИ и Единую информационную систему в сфере госзакупок. Если коммерческая — просто размещает заказ на торговой площадке.
  3. Поставщики подают заявку вместе с необходимыми документами.
  4. Заказчик проводит аукцион и определяет победителя.

Если аукцион двухэтапный, перед торгом организатор проверяет заявки на соответствие требованиям. Аукцион не состоится, если заявок не будет или ни одно из предложений не подойдет.

Как участвовать в электронном аукционе

Чтобы участвовать в государственном аукционе, нужно получить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе и на сайте электронной торговой площадки.

Шаг 1. Получить электронную подпись. Электронная цифровая подпись нужна для заверки документов и регистрации на сайте закупок. Ее можно купить в любой аккредитованной организации.

Шаг 2. Зарегистрироваться в ЕИС. Для участия в аукционе, который организует госкомпания, участник должен зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере госзакупок. Это портал, где можно посмотреть все государственные тендеры.

Для регистрации понадобятся логин и пароль от портала госуслуг. Если в аукционе будет участвовать предприниматель или юрлицо, аккаунт физлица не подойдет, нужен профиль ИП или компании.

Шаг 3. Зарегистрироваться на торговой площадке. Электронная торговая площадка — ЭТП — это сайт, на котором можно изучить требования заказчика и подать заявку на участие в аукционе.

Аукционы для малого и среднего бизнеса проводят только на федеральных площадках. А значит, таким компаниям и ИП в любом случае нужно регистрироваться на сайте единой информационной системы.

Для участия в негосударственных аукционах меньше требований: нужны только электронная подпись и регистрация на электронной торговой площадке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *