Электронные кошельки россиян – под контролем ФНС
1 апреля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс. Теперь банки обязаны уведомлять Федеральную налоговую службу об открытии гражданами персонифицированных электронных кошельков и об операциях по ним при налоговой проверке
Насколько популярны электронные кошельки сегодня?
Исходя из сведений, доступных в средствах массовой информации, согласно данным Центрального банка РФ, по итогам 2019 г. в России было открыто 534,6 млн электронных кошельков, из них 17,1 млн персонифицированных. За год россияне совершили с их использованием 2,8 млрд операций на общую сумму 1,9 трлн руб. Больше половины от объема операций пришлось на персонифицированные кошельки – 1,1 трлн руб., так как операции по анонимным кошелькам ограничены лимитом суммы платежа и функционалом.
По данным Mediascope, лидером по количеству электронных кошельков является «Яндекс.Деньги» – в 2018 г. через сервис расплачивались 48,5% пользователей этой услуги, далее следуют WebMoney (38,9%), PayPal (38,6%) и QIWI (36,2%).
Первоначально все кошельки открываются как анонимные. Для прохождения упрощенной идентификации при открытии кошелька клиенту нужно указать фамилию, имя, отчество и номер паспорта. Полная идентификация требует присутствия клиента в офисе компании для подтверждения личности.
Чаще электронные кошельки используются для денежных переводов и оплаты заказов в интернет-магазинах, мобильной связи и приложений, дополнительных опций соцсетей.
Как взаимодействуют банки и налоговые органы?
Налоговые органы обладают широкими полномочиями по контролю за осуществлением банковских операций физических лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей и вправе получать доступ к большому массиву информации, в том числе составляющей банковскую тайну, но в пределах, необходимых для реализации контроля.
Право налоговых органов получать необходимые сведения для осуществления контроля определено Налоговым кодексом РФ, Законом о валютном регулировании и валютном контроле, а также Законом о налоговых органах РФ.
В частности, налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов в банках, осуществлять налоговые проверки и контролировать исполнение банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом. Так, например, банки обязаны исполнять поручения налогоплательщиков на перечисление налога, приостановить операции по счетам и переводы электронных денежных средств для исполнения решения налогового органа, а также уведомлять налоговый орган об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В чем суть поправок в Налоговый кодекс?
Теперь банки будут обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию :
- о предоставлении или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные кошельки;
- о предоставлении или прекращении права физического лица, в отношении которого проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные кошельки;
- об изменении реквизитов электронных средств платежа.
Как мы видим, поправки коснулись именно физлиц.
Банки должны предоставить такие сведения в течение трех дней со дня наступления одного из перечисленных событий.
При этом Центральный банк устанавливает порядок сообщения банками таких сведений, а Федеральная налоговая служба – его форму. То есть для того, чтобы банки могли передавать данные в ФНС, необходимы регламентирующие нормативные акты. На данный момент такие акты не приняты, поэтому, несмотря на то что изменения в Налоговый кодекс уже вступили в силу, фактически эти положения пока являются нерабочими. Однако банки могут предоставлять по запросу ФНС информацию о движении денежных средств по счету электронного кошелька – формы с указанием порядка уведомления уже утверждены. Ранее ФНС могла запрашивать такую информацию только о банковских счетах.
Для чего были приняты поправки и какую роль они будут играть?
Не вызывает сомнений, что, принимая поправки об электронных кошельках, законодатель преследовал две цели:
- усилить инструментарий налоговых органов для выявления доходов физических лиц, которые должны облагаться налогами;
- не допустить использования электронных кошельков для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Можно сделать вывод о том, что поправки направлены на расширение полномочий налоговых органов, увеличение ресурсов для получения ими информации и, соответственно, более эффективного контроля за уплатой налогов физическими лицами.
Эти изменения были необходимы, так как, согласно данным статистики, через электронные кошельки физлица осуществляют большой объем платежных операций.
Для налогоплательщиков эти изменения будут означать усиление контроля за их платежами и доходами, максимальную персонификацию платежных операций и увеличение рисков привлечения к ответственности в случае нарушения налогового законодательства.
1 Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ (ред. от 26 марта 2020 г.) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Граждан и бизнес заставят отчитываться об иностранных электронных кошельках
Законопроект поддержан ключевыми структурами. Обойтись без отчета можно будет при суммах операций до 600 тысяч рублей в год.
Проявилась активность в отношении законопроекта, внесенного группой депутатов в Госдуму в начале ноября, с поправками в закон 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В частности, предлагается взять под контроль иностранные электронные кошельки, используемые как физлицами, так и бизнесом, по аналогии со счетами в зарубежных банках и иных организациях финансового рынка (№ 1049109-7).
Поскольку это установит контроль над операциями, которые сейчас вне поля зрения российских властей, законопроект теперь поддержало как правительство РФ, так и профильный думский комитет (по финрынку). Причем, замечания высказаны лишь технического характера, так что, вероятно, проект, пройдя через Госдуму, трансформируется в закон, не изменившись по существу.
Разрешат, но не всё
В целом проект использование таких кошельков разрешит, кроме:
- приема электронных средств платежа для переводов без открытия счёта в РФ в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности;
- операций с использованием электронных средств платежа для переводов без открытия счёта, связанных с внешнеторговой деятельностью или с договорами займа.
Ограничения не будут распространяться на платежные карты иностранных систем, отвечающих требованиям к их функционированию в РФ. Указанные запреты соответствуют существующим требованиям к получению валютной выручки и других средств на счета в уполномоченных банках.
Опять отчеты
Кроме того, о движении средств по названным кошелькам придется отчитываться перед российскими налоговиками. В контексте нынешних норм – бизнес должен будет сдавать отчеты вместе с подтверждающими документами, физлица – без таковых. Отчетов ни от первой, ни от второй категорий не потребуется, если сумма зачислений в кошелек за год не превышает эквивалента 600 тысяч рублей. Сроки – те же, что по движению по счетам в зарубежных банках.
Если брать аналогию с отчетами по счетам, то там тоже действует такое же правило по сумме (и как вариант – лимит по остатку, если операций не было), однако одновременно должно соблюдаться и еще одно условие: счет открыт в одной из "хороших" стран или в стране ЕАЭС. К тому же, при соблюдении обоих этих условий не отчитываться могут только физлица, а для бизнеса такой льготы нет.
То есть, по кошелькам правила будут намного лояльнее.
И опять штрафы
В "пакете" с описанным внесен и еще один законопроект – с поправками в статью 15.25 КоАП (№ 1049125-7). Все штрафы, действующие для нарушений сроков сдачи отчетности по зарубежным счетам, распространят и на отчетность по электронным кошелькам. Так, просрочка в 10 дней гражданам может обойтись в 500 рублей, до 30 дней – до 1,5 тысяч, от 30 дней – до 3 тысяч.
Вводится и новый штраф – за использование кошелька на фоне несданной по нему отчетности: 20-40% суммы зачисленных средств. Штраф будет касаться как граждан, так и "юриков" и должностных лиц.
ФНС будет следить за электронными кошельками: чем это грозит арбитражникам?
Новый 2021 год приносит арбитражникам очередные сложности. Теперь вопрос касается вывода средств. Государственные органы продолжают усиливать контроль за банковскими операциями. Если ранее вопрос касался нелегальных букмекеров и казино, то сейчас очередь дошла до глобального решения вопроса. С 6 января 2021 года банки обязаны передавать информацию о всех электронных кошельках в ФНС. Разбираемся, к каким последствиям это может привести.
Когда появилась проблема?
Собственно говоря, сам закон Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ был подписан Президентом РФ 29 сентября 2019 года и после редакции 26 марта 2020 года должен был вступить в силу 1 апреля 2020 года.
Однако, нормативного документа, четко определяющего, как передавать информацию, у банков не было. Форматы и стандарты ФНС утвердила 28 мая 2020 года, но финансовым организациям была дана отсрочка минимум на 6 месяцев, а в результате она продлилась до 6 января 2021 года. Банкам требуется время для отладки системы передачи данных, да и пандемия внесла свои коррективы. Удаленно работать сложнее всем.
Мнение представителей платежных систем
Представители Webmoney и других платежных систем сходятся в одном — директива опубликована поздно, времени на подготовку очень мало. С апреля 2020 года было лишь требование, а вот четких указаний по его исполнению не давалось.
Об этом говорит и представитель ЮMoney 17 декабря 2020 года:
Банк России только сегодня окончательно утвердил технические требования к передаче данных и все еще не предоставил тестовую среду для отладки процесса
Чем это грозит арбитражникам?
Недавно мы выпустили подробный материал о вопросах налогообложения, который вызвал живую дискуссию в комментариях. Все идет к тому, что налоги действительно придется платить.
В нашем разделе «Работа» любой арбитражник, трафик-менеджер или баер может найти проверенного работодателя и трудоустроится. Да и на Фриланс-биржу советуем регулярно заглядывать. Здесь тоже публикуются интересные предложения для удаленных сотрудников.
Если раньше вывод денег при помощи электронных кошельков был наиболее выгодным, но «серым», то сейчас стоит задуматься о легализации доходов. Если с арбитражников уже начали спрашивать про источники средств на автомобиль, то с отслеживанием всех доходов возможности ФНС расширятся.
Впрочем, немного времени есть. Многие эксперты, в том числе заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова, говорят о том, что сразу получить отдачу и наладить отчетность у банков не получится. Она даже говорит о возможных сбоях в работе платежных систем.
Немедленной отдачи ждать от данной меры нельзя. Предстоит совместить соответствующий софт у банков с софтом ФНС. Из-за этого в проведении платежей в переходный период могут возникать технические сбои, что доставит неудобства клиентам. Но поскольку банковский сектор в России вполне технологичен, какие-то временные сбои будут быстро устранены.
В новых реалиях для небольших доходов до 2 400 000 рублей в год для арбитражника оптимален специальный налоговый режим, то есть самозанятый. Оказание информационных и консультационных услуг под такой режим налогообложения подходит, ставки составляют 6% при работе с юридическими лицами, 4% при работе с физическими лицами.
Главное преимущество — нет необходимости ни расчетного счета, ни ведения вообще какой-либо бухгалтерии. Даже взносы в ФСС добровольные. Заплатить можно в личном кабинете и сразу выдать чек онлайн. Без касс и прочих проблем.
Минус один — небольшой лимит. Но если вы работаете командой, то вас уже несколько человек. И никто не отменял близких родственников, друзей.
Для больших объемов существует ИП, где действует упрощенный режим налогообложения. Для него в следующем году повышают лимит — до 200 000 000 рублей. Но издержки там будут больше. Минимум, на взносы в ФСС: ОПС в размере 32 448 рублей и 1% с суммы, превышающей годовой оборот в 300 000 рублей. ОМС в размере 8 426 рублей.
Итог
Новый 2021 год может пройти под флагом тотального налогового контроля. Усиливается и отслеживание наличных платежей. Государство несет большие расходы на пандемию, субсидии и поддержку малого бизнеса, поэтому стремится любыми способами пополнить бюджет. Налоги являются самым очевидным из них.
Арбитражникам следует задуматься о легализации доходов, пока время еще есть.
Будьте в курсе всех новостей и кейсов — подписывайтесь на наши Телеграм-каналы: основной канал, e-commerce, финансы и классический манимейкинг.
Завести новые знакомства и найти единомышленников в сфере арбитража трафика и заработка в интернете можно, посещая тематические конференции и митапы. Самые интересные и актуальные собраны в нашем разделе «Конфы».
Право налоговой на отслеживание операций в Киви кошельке: ограничения и способы уклонения от уплаты налогов
В соответствии с законодательством Российской Федерации, налоговая служба вправе осуществлять контроль за налоговой дисциплиной налогоплательщиков. При этом налоговый орган вправе запрашивать информацию о финансовых операциях, включая данные о киви кошельке, в случае, если такая информация может быть использована при рассмотрении вопросов налогообложения. Однако, для получения такой информации, налоговый орган должен обладать соответствующим основанием, например, решением суда или соответствующим распоряжением органа расследования.
Для решения данного вопроса необходимо уточнить обоснование возможного интереса налоговых органов к Вашему киви кошельку. Если речь идет о налогообложении доходов, полученных через киви кошелек, то налоговым органам необходимо представить следующие документы:
- Сведения о доходах, полученных через киви кошелек, форма 2-НДФЛ.
- Сведения о доходах от продажи криптовалюты, если имели место такие операции.
- Сведения об источниках дохода, позволяющих освободить от налогообложения.
Если же речь идет о возможности отслеживания Вашей активности на киви кошельке в целях борьбы с финансовым преступлениями, налоговые органы могут обратиться с запросом к оператору киви кошелька с целью получения информации о Ваших операциях. Однако, для получения такой информации необходимо обладать соответствующим юридическим основанием, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В таком случае может потребоваться уточнение наличия определенного решения суда или других юридических документов.
Статьи, которые могут быть применимы в данном случае, это статьи 86 и 87 Федерального закона «О налоговых органах» и статьи 91 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, решение данного вопроса потребует уточнения обстоятельств и конкретизации ситуации.