Какой эффект оказывает новая платформа на экономику
В современном мире платформенная экономика стала одной из ключевых сфер глобальной экономики. Платформенная экономика – экономическая деятельность, в основе которой стоит использование компаниями платформ и связанных с ними экосистем, не находящихся в пользовании компании и не контролируемых ими, для осуществления взаимосвязи и коммерческих операций между их пользователями. Вместе с данным термином начал также использоваться синонимичный термин «платформенный капитализм». Само понятие платформенной экономики связано с цифровыми платформами, а именно гибридными структурами, направленными на создание ценности благодаря исполнению роли посредника, обеспечивающего взаимодействие и осуществление коммерческих транзакций между пользователями данных платформ [1].
Компании–платформы стали так называемыми «платформенными гигантами» и занимают лидирующие позиции на мировом рынке. Так в таблице 1 показан Топ-10 компаний по размерам капитализации за 2010 и 2020 год. В 2010 году в топ вошло всего две платформенных компаний (Microsoft и Apple), когда как в 2020 году уже семь таких компаний (Apple, Microsoft, Amazon, Google, Facebook, Alibaba, Tencent), при этом Apple возглавляет данный топ. В сумме капитализация этих семи компаний составляет 7,3 трлн долл. США, что в семь раз больше объема российского фондового рынка за 2020 год (72,9 трлн руб.,
970 млрд долл.) [2].
Топ-10 мировых компаний по размерам капитализации за 2010 и 2020 года
Капитализация, млрд долл.
Капитализация, млрд долл.
1. Petrochina (Китай)
2. Exxon Mobil (США)
2. Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco) (Саудовская Аравия)
3. Microsoft (США)
3. Microsoft (США)
4. Indl & Coml (Китай)
5. Alphabet Inc. (Google) (США)
6. BHP Billiton (Британия- Австралия)
7. Alibaba (Китай)
8. Berkshire Hathaway (США)
8. Tencent Holdings (Китай)
9. General Electric (США)
9. Berkshire Hathaway (США)
10. China Mobile (Китай)
10. Johnson & Johnson (США)
В рамках российского рынка отечественные платформенные компании занимают значительно меньшую позицию. На 2020 только Яндекс входит в Топ-10 российских компаний по объему капитализации (таблица 2) на 8 месте с капитализаций в объеме 22,1 млрд. долл. Хотя стоит отметить, что Сбербанк, лидер списка, несмотря на свою основную банковскую деятельность, также в последние годы активно вкладывается в Mail.ru Group (имеет 98,1% акций Delivery Club), Rambler Group (имеет 46,5% их акций) и Яндекс (владеет Яндекс.Деньги) [3].
Топ-10 российских компаний по объему капитализации на 2020 год
2. Капитализация млрд долл. /трлн руб.
9. Газпром Нефть
В целом можно отметить такие российские платформенные компании, как Яндекс (капитализация: 22,1 млрд долл.), Ozon (капитализация: 10,95 млрд долл.), Wildberries (капитализация: около 8 млрд. долл.) Mail.ru Group (капитализация: 5,3 млрд долл.), Avito (капитализация: 3,9 млрд долл.) [4,5].
Все указанные компании отличаются относительно быстрым ростом благодаря сетевому эффекту. Например, в 2019-м оборот Wildberries вырос на 88% и составил 223,5 млрд рублей. За девять месяцев 2020 года оборот Wildberries вырос на 104% и достиг 285,6 млрд рублей [4]. Но тот же сетевой эффект усложняет вход на платформенный рынок новым игрокам и конкуренцию отечественных платформ с транснациональными компания-платформами. Платформы становятся привлекательнее и удобнее в пользовании благодаря большому числу пользователей и на начальных этапах может быть тяжело набрать требуемую для роста аудиторию. Транснациональные компании уже имеют множество пользователей, что дает им большое преимущество, если они пытаются освоить новый рынок и обеспечивает изначально быстрый рост платформы.
Другими проблемами становятся этические и легальные вопросы, которые связаны с работой платформ. Кроме заработка на различных наценках, процентах с операций на платформах и подписках, многие платформы также зарабатывают на рекламе. Покупка рекламы доступна на таких популярных платформах, как Google, Яндекс, Mail.ru, VK, Facebook и т.д. Эффективность рекламы на данных сервисах гарантируется благодаря сбору информации о каждом пользователе и использование таргетированной рекламы. Таргетированная реклама – реклама на интернет ресурсах, использующая алгоритмы платформы и направленная на поиск целевой аудитории (по различным данным, характеристикам, интересам) для каждого рекламного объявления. Пользователи же соглашается на использование их данных и получение рекламы взамен на бесплатное пользование определенными функциями платформы или любое другое специальное предложение.
Одной из главных угроз в таком случае является нарушение конфиденциальности персональных данных пользователей. Платформа может использовать их данные как для их рекламодателей, рекламы собственных услуг или продуктов, улучшение качества работы платформенных алгоритмов, так и для продажи данных сторонним лицам, недобросовестной конкуренции, манипулирования пользователями, рынками или даже государствами. Так в 2020 году ФКТ взыскала с компании Facebook штраф в размере 5 млрд. долл. за передачу личных данных их пользователей сторонней фирме для использования в маркетинговых целях [6]. Данные – новый вид сырья, цену которого пользователи еще не в состоянии адекватно оценить, что дает платформы преимущества по сравнению с традиционными бизнес-моделями, так как они находятся между пользователями и выступают в качестве площадки, на которой они взаимодействуют, что позволяет платформам регистрировать и анализировать это взаимодействие [7].
Существуют и другие не менее важные проблемы платформенной экономики, такие как:
− использование платформами хищного ценообразования для увеличения привлекательности платформы для потребителей и максимизации прибыли, особенно на начальных этапах развития;
− собственник актива на платформе не является штатным сотрудником компании, что лишает его прав, льгот и социальных выплат, положенных наемным работникам;
− нестабильность доходов собственников активов, если платформа сама устанавливает условия и цены на активы;
− передача обязанности выплаты расходов за техническое обслуживание активов на их собственников;
− частые случаи эксплуатации рабочей силы и пресечение формирования профсоюзов;
− проблемы обеспечения безопасности взаимодействия пользователей и транзакций между ними;
− случаи уклонения от налогов;
− монополизация определенных направлений рынка;
− отсутствие эффективного международного и национального законодательного регулирования платформенной экономики и т.д. [1].
Решение рассмотренных проблем являются приоритетными для данной экономической сферы, так как они значительно влияют на состояние современного рынка, социальную и даже политическую среду. Отсутствие действенных решений может привести к значительному упадку платформенной экономики, как и на глобальном рынке, так и в глазах общественности.
Темпы роста платформенных компаний не сбавляют свою скорость, и случившаяся пандемия COVID-19 только положительно повлияла на их показатели. Так акции платформы Amazon на более чем 5% и компания за 2020 год преодолела рубеж 1 трлн долл., имея на конец периода 1,233 трлн долл. капитализации [8]. Другая платформа, Zoom, увеличила за 1,5 года свою прибыль в 12 раз, а цена их акций увеличилась на 367% [9].
В будущем стоит ожидать еще большее укрепление позиций платформенных компаний на международном рынке. Российский рынок также направлен на развитие платформенной экономики. В указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» значится цель цифровой трансформации, в которую входит достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года. Это говорит о том, что правительство РФ заинтересовано в развитие цифровых платформ и планирует вкладывать финансовые ресурсы в данную экономическую отрасль.
Российские платформенные компании на данный момент могут составить конкуренцию иностранным платформам только на отечественном рынке и их влияние на глобальный рынок очень мало. Компаниям необходимо будет приложить много усилий для достижения конкурентоспособности на мировой арене, но с уверенностью можно сказать, что влияние платформ на российский рынок будет только увеличиваться. С усилением значения такого ресурса, как персональные данные, платформенная экономика в ближайшее десятилетие может доминировать рынок, отодвигая компании таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансы, розничная торговля и многих других, на второй план. Более смелые прогнозы утверждают будущую зависимость всех отраслей рынка от деятельности цифровых платформ [8].
Руководствуясь вышесказанным, можно сделать вывод, что на сегодняшний день рынок платформ растет, как на мировом, так и на национальном уровне. Решение проблем платформенной экономики и выбор правильных направлений является важным аспектом ее последующего развития.
Россия, Китай, США: как строят цифровые платформы крупнейшие экономики мира
Быстрое развитие коммуникаций, технологий обработки больших данных и облачных вычислений привели к тому, что в экономике крупнейших стран мира начал образовываться полноценный цифровой слой. В digital-среде различные каналы, от голосовой связи до чатов, социальные сервисы и платежные средства оказываются тесно переплетены и связаны. Такая конвергенция происходит везде и всюду: например, в России вы можете легко купить билет на самолет не выходя из банковского приложения, а через «Госуслуги» заплатить за множество сервисов. Но все-таки степень интеграции «всего со всем» еще фрагментарная. Тем не менее есть государства, в первую очередь США и Китай, которые взяли курс на создание цифровых суперплатформ. Такое явление получило название «платформенная экономика».
Фото: depositphotos.com
Что такое платформенная экономика?
Платформенная экономика — это новая экономическая модель, которая предполагает, что вся экономическая и социальная деятельность в стране ведется на основе онлайн-систем и комплексных цифровых платформ. Преимущество в том, что существуют типовые готовые решения для взаимодействия пользователей, будь то государственные служащие, бизнес или частные лица, а также для взаиморасчетов сторон. Примерами таких платформ являются экосистемные сервисы наподобие Alibaba, Amazon, Uber, Airbnb, Baidu и другие. Пример из России — стремительный рост Yandex Go, Ozon и Wildberries.
Контролируют платформы либо государство, либо частные компании с государственным участием. Передача «кровеносной системы» цифровой экономики исключительно в частные руки просто невозможна, так как это противоречит интересам национальной безопасности. Поэтому во всем мире цифровые платформы так или иначе контролируются в государственных интересах, включая Китай, США и Россию. Даже американские частные компании, такие как Tesla или Google, выполняют множество государственных и даже оборонных заказов, так что не являются самостоятельными в том смысле, в котором принято о них думать. В России происходят подобные процессы: пример успешного бизнеса с государственным участием — «Ростех», не говоря уже о таких гигантах, как «Яндекс» или VK, которые тоже работают в интересах страны.
В чем преимущества платформенной экономики? Она способствует ускоренной цифровой трансформации бизнеса, росту экономического благосостояния и развитию общества. Подключаясь к готовым платформам, бизнес экономит время и деньги на запуск собственных сервисов, а государство получает сильный внутренний рынок и имеет возможность контролировать экономику так, что она становится более прозрачной. Пользователи получают доступ к удобным и современным онлайн-услугам, спрос на которые во время и после пандемии продолжает стремительно расти.
Китай vs США
Созданием платформенной экономики занимаются все страны, которые планируют играть сколько-нибудь значимую роль в мировой экономике в ближайшие годы. Это КНР, США, страны Евросоюза, Индия и, конечно же, Россия. Однако универсальной модели не существует, поэтому каждый из регионов прокладывает свою дорогу в цифровое будущее. Формирующиеся модели зависят от многих факторов: политического режима, сильных сторон местного бизнеса, культуры и менталитета, норм регулирования, наличия доступных инвестиций для НИОКР, разработки и многих других аспектов.
В этом плане интересен опыт США и Китая, которые используют максимально непохожие друг на друга модели. В КНР развитие платформенной экономики идет централизованно: есть амбиции правительства по выходу страны в топ цифровых экономик мира, которые подкрепляются огромными средствами. В результате IT-бизнес становится исполнителем госзаказа: так в стране рождаются все конкурентные технологические сегменты, от электромобилей до связи 5G. За каждым из них стоит государство и миллиарды вложенных страной юаней. На «цифру» в Китае посадили все процессы, включая социальную сферу (как она работает и как реализован цифровой рейтинг жителей, мы все узнали во время пандемии).
И если «цифра» в КНР насаждается сильной государственной рукой, то США стараются реализовать процесс «демократически». Подход штатов состоит в том, что рынок максимально открыт для инноваций и венчура. Это привлекает в страну капиталы, не только денежные, но и интеллектуальные, со всего мира. В офисах Силиконовой долины рождаются «звезды»: те, кому предстоит стать новыми Amazon, YouTube и PayPal. Инновации куются в атмосфере максимальной творческой свободы, но не будем наивными: как только новая технология приобретает серьезный удельный вес, она тут же берется под контроль «демократическими» методами. То есть через введение регулирования рынка, установление жесточайших правил и контроля за обработкой данных. Так что вроде бы частная компания оказывается зажата со всех сторон, хотя формально и не бедствует. Яркий пример — Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской и запрещена на территории России): только почитайте, сколько штрафов и на какие суммы компания заплатила за последние годы. Это сотни миллиардов долларов. Ни о какой самостоятельности такого бизнеса речи не идет.
Что выберет Россия?
Для нашей страны создание сильной внутренней экономики — национальная задача, так что платформенная экономика строится не менее активно. Российская модель развивается по своему пути, как среднее арифметическое между американским и китайским подходом. Есть достаточное количество частных разработок: российские социальные сети и банковские супераппы уже объединяют миллионы пользователей.
С другой стороны, государство тоже играет активную роль в цифровизации. Так, стремительное развитие сервиса «Госуслуги» сделало его одним из самых современных и удобных кейсов внедрения услуг «одного окна» и электронного правительства во всем мире. Есть множество поддерживаемых государством инициатив, которые по степени актуальности и удобства для всех пользователей не имеют аналогов: пример — система быстрых платежей (СБП), сервис для самозанятых «Мой налог», цифровое голосование и тому подобное. Я полагаю, в будущем мы увидим формирование частно-государственных инициатив по дальнейшему развитию платформ для цифровой экономики.
Те компании, которые предоставляют коммуникационные сервисы, а это операторы связи, IP-провайдеры, поставщики корпоративных ВКС и мессенджеров, за последние год-два стали развивать решения все активнее. И это развитие движется в пользу создания унифицированных платформ коммуникации. Бизнесу удобно получать все сервисы в единой среде: от электронной почты до возможности сделать звонок по видеосвязи. Поэтому кто-то из игроков, как VK (в прошлом Mail.ru Group), инвестирует в разработку своих решений. А кто-то просто докупает нужные элементы пазла для своей платформ, как МТС, которая недавно приобрела сервис видеокоммуникаций Webinar.
Пока такие экосистемные продукты только формируются, компании проверяют спрос, идут путем гипотез к построению единых платформ. Самый главный вопрос — что станет «ядром» платформы. Для бизнеса сердцем такой системы может стать CRM-система, так как она позволяет интегрировать все каналы коммуникации и данные клиентской базы. Скорее всего, в будущем на рынке будет несколько таких крупных платформ, и у пользователей будет выбор.
Чего удалось достичь? По сути, сделаны первые шаги. На август 2022 года доля платформенной экономики в структуре ВВП России уже превышала 1,5%, а число платформенных работников доходило до 6% экономически активного населения (около 5 млн человек). Все эти люди трудятся в быстро развивающихся секторах — телекоме, IT и финансах, создавая базу для дальнейшего благосостояния страны. Будет ли государство поддерживать развитие таких платформ и их интеграцию с цифровыми платформами электронного правительства? Вероятно, да, хотя сейчас время большой неопределенности для прогнозов любого толка. Время покажет.
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 2021–2023 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Петрович Бауэр, Владимир Владимирович Еремин, Владимир Васильевич Смирнов
Актуальность исследования определяется тем, что внедрение перспективных разработок в области цифровых платформ позволяет российским компаниям повышать свою конкурентоспособность, а органам публичного управления — улучшать эффективность функционирования. Предметы исследования — направления и виды трансформации мировой экономики под воздействием цифровых платформ в 2021–2023 гг. Цель работы — анализ накопленного опыта разработки и функционирования цифровых платформ , позволяющего их разработчикам занимать первые строчки в рейтингах крупнейших компаний и самых дорогих брендов мира. Источниками информации служили научные статьи, материалы конференций и периодических изданий, посвященные анализу деятельности цифровых платформ в современной экономике и сфере публичного управления. В результате исследований выявлены основные направления трансформации современной экономики, осуществляемой с помощью цифровых платформ , определены факторы, позволяющие разработчикам платформ не только теснить линейные компании на рынках сбыта, но и создавать новые рынки, обеспечивая свое конкурентное преимущество. Разработана классификация цифровых платформ , которая дает комплексное представление о масштабах их воздействия на современную экономику. Сделаны выводы о том, что успешная экспансия платформенных компаний и трансформация мировой экономики во многом обеспечиваются децентрализацией цифровых платформ , а также масштабным привлечением их пользователей к созданию цифрового инструментария и контента.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Петрович Бауэр, Владимир Владимирович Еремин, Владимир Васильевич Смирнов
Digital Platforms as a Tool for Transforming the Global and Russian Economy in 2021–2023
The relevance of the study is determined by the fact that the introduction of promising developments in the field of digital platforms allows Russian companies to increase their competitiveness, and public administration bodies — to improve the efficiency of functioning. The subject of the study is the directions and types of transformation of the world economy under the influence of digital platforms in 2021–2023. The purpose of the work is to analyze the accumulated experience in the development and operation of digital platforms , which allows their developers to occupy the first lines in the ratings of the largest companies and the most expensive brands in the world. The sources of information were scientific articles, materials of conferences and periodicals devoted to the analysis of the activities of digital platforms in the modern economy and public administration. The research results identify the main directions of transformation of the modern economy carried out with the help of digital platforms , to identify the factors that allow platform developers not only to push linear companies in sales markets, but also to create new markets, thereby ensuring their competitive advantage. A classification of digital platforms has been developed, which gives a comprehensive view of the scale of their impact on the modern economy. It is concluded that the successful expansion of platform companies and the transformation of the global economy are largely ensured by the decentralization of digital platforms , as well as the large-scale involvement of their users in the creation of digital tools and content.
Текст научной работы на тему «Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 2021–2023 годах»
DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-1-41-51 УДК 339.137.22(045) JEL D21, M15, O33
Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 2021-2023 годах
В. П. Бауэр3, В. В. Ерёмин", В. В. Смирнов'
Финансовый университет, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0002-6612-3797; ь https://orcid.org/0000-0002-2144-3543;
Актуальность исследования определяется тем, что внедрение перспективных разработок в области цифровых платформ позволяет российским компаниям повышать свою конкурентоспособность, а органам публичного управления — улучшать эффективность функционирования. Предметы исследования — направления и виды трансформации мировой экономики под воздействием цифровых платформ в 2021-2023 гг. Цель работы — анализ накопленного опыта разработки и функционирования цифровых платформ, позволяющего их разработчикам занимать первые строчки в рейтингах крупнейших компаний и самых дорогих брендов мира. Источниками информации служили научные статьи, материалы конференций и периодических изданий, посвященные анализу деятельности цифровых платформ в современной экономике и сфере публичного управления. В результате исследований выявлены основные направления трансформации современной экономики, осуществляемой с помощью цифровых платформ, определены факторы, позволяющие разработчикам платформ не только теснить линейные компании на рынках сбыта, но и создавать новые рынки, обеспечивая свое конкурентное преимущество. Разработана классификация цифровых платформ, которая дает комплексное представление о масштабах их воздействия на современную экономику. Сделаны выводы о том, что успешная экспансия платформенных компаний и трансформация мировой экономики во многом обеспечиваются децентрализацией цифровых платформ, а также масштабным привлечением их пользователей к созданию цифрового инструментария и контента.
Ключевые слова: цифровая экономика; цифровизация; цифровая трансформация экономики; цифровые платформы; сетевой эффект; государственные цифровые платформы
Для цитирования: Бауэр В. П., Ерёмин В. В., Смирнов В. В. Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 2021-2023 годах. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(1):41-51. DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-1-41-51
Digital Platforms as a Tool for Transforming the Global and Russian Economy in 2021-2023
V. P. Bauer3, V.V. Ereminb, V. V. Smirnovc
Financial University, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0002-6612-3797; b https://orcid.org/0000-0002-2144-3543;
The relevance of the study is determined by the fact that the introduction of promising developments in the field of digital platforms allows Russian companies to increase their competitiveness, and public administration bodies — to improve the efficiency of functioning. The subject of the study is the directions and types of transformation of the world economy under the influence of digital platforms in 2021-2023. The purpose of the work is to analyze the accumulated experience
© Бауэр В. П., Ерёмин В. В., Смирнов В. В., 2021
in the development and operation of digital platforms, which allows their developers to occupy the first lines in the ratings of the largest companies and the most expensive brands in the world. The sources of information were scientific articles, materials of conferences and periodicals devoted to the analysis of the activities of digital platforms in the modern economy and public administration. The research results identify the main directions of transformation of the modern economy carried out with the help of digital platforms, to identify the factors that allow platform developers not only to push linear companies in sales markets, but also to create new markets, thereby ensuring their competitive advantage. A classification of digital platforms has been developed, which gives a comprehensive view of the scale of their impact on the modern economy. It is concluded that the successful expansion of platform companies and the transformation of the global economy are largely ensured by the decentralization of digital platforms, as well as the large-scale involvement of their users in the creation of digital tools and content.
Keywords: digital economy; digitalization; digital transformation of the economy; digital platforms; network effect; state digital platforms
For citation: Bauer V. P., Eremin V. V., Smirnov V. V. Digital platforms as a tool for transforming the global and Russian economy in 2021-2023. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(1):41-51. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2021-14-1-41-51
Цифровизация российской экономики, будучи необходимым условием повышения ее конкурентоспособности на мировой арене [1], стимулируется государством посредством выполнения Национального проекта «Цифровая экономика».
В 2021-2023 гг. получит продолжение тенденция к ускорению цифровизации экономики благодаря созданию основанных на цифровых платформах экосистем, подобных «Яндексу» и «Сберу». Российский бизнес стремится внедрять и развивать механизмы сбора информации, позволяющие на основе технологий Big Data создавать цифровые двойники управленческих, производственных и сбытовых процессов в целях их оптимизации.
Продолжится вовлечение граждан в шеринговую экономику (экономику совместного потребления), одной из форм которой является разрабатываемый в Москве цифровой сервис по сдаче в краткосрочную аренду личных автомобилей1. Все большую роль в экономике российских компаний будут играть интернет-продажи.
Конкурентоспособность многих российских компаний будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно они смогут внедрить цифровые решения в свой бизнес. В таких условиях немаловажным является внедрение передового зарубежного и отечественного опыта трансформации экономики платформенными компаниями.
1 Сайт департамента транспорта Москвы. Развитие цифровых сервисов в Московском транспорте. URL: https:// transport.mos.ru/mostrans/feedback/liksutov/services.
Для установления различий в терминологии, связанной со сферой компьютерных технологий, разграничим понятия «платформенная компания» и «цифровая платформа».
Платформенные компании (platform companies) являются юридическими лицами — владельцами цифровых платформ (как правило, их разработчиками), использующими цифровую платформу для международного взаимодействия покупателей и продавцов товаров и услуг [2] и оказывающими посреднические услуги, формируя тем самым свою выручку и прибыль.
Цифровая платформа — это программное обеспечение, с помощью которого между пользователями создаются связи, содействующие обмену товарами или социальной валютой2 [3]. Это виртуальная площадка с установленными правилами пользования, поддерживающая комплекс автоматизированных процессов, обеспечивающих потребление типовых цифровых услуг значительным количеством пользователей платформы [4].
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИНЕЙНЫХ КОМПАНИЙ
Под линейными компаниями (line company) понимаются предприятия, которые, в отличие от платформенных компаний, осуществляющих свою деятельность на основе сети сотрудничества, ведут деятельность, основываясь на практически прямых (линейных) связях, встраивающихся
2 Под социальной валютой понимается общая информация, способствующая дальнейшим социальным контактам, например количество отметок «нравится» (like) в сети Facebook.
в цепочки добавленной стоимости от закупки (добычи) сырья до его переработки и реализации готовой продукции.
Линейные компании активно изучают успешный опыт развития бизнеса платформенными компаниями для трансформации своих бизнес-процессов.
Примером активной трансформации изначально линейного бизнеса является трансформация ПАО «Сбербанк». Компания, первоначально оказывавшая банковские услуги офлайн, наметила курс на активную цифровизацию своих сервисов, запустив в апреле 2008 г. электронный сервис управления пластиковыми картами и счетами, известный как «Сбербанк онлайн». В настоящее время электронный бизнес «Сбербанка» трансформировался в электронную экосистему, включающую:
• заказ и доставку продуктов питания (Сбер-Маркет);
• запись на прием к врачам и онлайн-консуль-тации (СберЗдоровье);
• доставку посылок и грузов, складская логистика (СберЛогистика);
• доступ к онлайн-кинотеатрам и сервисам продажи билетов;
• онлайн-сделки по приобретению и страхованию недвижимости и т.д.
Линейные промышленные производства по всему миру активно оцифровывают свои бизнес-процессы, создавая цифровых двойников — цифровые копии физических процессов или физических объектов, для их оптимизации [5].
Для создания цифровых двойников применяются системы сенсоров, позволяющие формировать и анализировать массивы данных, требуемые для цифрового моделирования объектов и процессов.
Цифровые двойники объединяются в рамках внутренних закрытых цифровых платформ, частичное открытие которых для поставщиков и покупателей позволяет промышленным компаниям создавать цифровые сети для облегчения сбыта продукции, поставок материалов, сырья и комплектующих изделий, а также выполнения работ, переводимых на аутсорсинг.
Частичный доступ к этим платформам пользователей позволяет промышленным компаниям собирать предложения (отзывы) для устранения недостатков своей продукции и получения отзывов о ее качестве. Результатом этого процесса становится выпуск кастомизированной продукции — типовых
товаров с улучшенными характеристиками согласно пожеланиям клиентуры в части функциональности или дизайна. Удешевление и массовое распространение JD-принтеров предоставит возможность пользователям самостоятельно производить и ка-стомизировать типовую продукцию, получая схемы для ее печати по электронным каналам связи.
Деятельность части платформенных компаний невозможна без участия линейных организаций ввиду того, что для электронного посредничества в реализации товаров и услуг необходимо производство этих товаров и услуг, которое часто остается линейным. Деятельность Uber и Яндекс Такси требует наличия у их партнеров автомобилей. Успешная деятельность Airbnb невозможна без наличия у частных партнеров жилья для сдачи в краткосрочную аренду и, как следствие, без оказания услуг по строительству, ремонту, уборке жилья. Деятельность Amazon, Alibaba Group и СберМаркет в сфере электронной коммерции требует наличия (а значит, производства) товаров и продуктов питания, реализуемых на этих электронных площадках.
Таким образом, платформенные компании конкурируют и сотрудничают с линейными организациями, трансформируя их деятельность с помощью успешно внедряемых цифровых платформенных решений. Методы конкурентной борьбы, применяемые платформенными компаниями, трансформируют деятельность линейных организаций, приводя ее в соответствие с динамично меняющейся цифровыми технологиями реальностью [6].
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Продукты платформенных компаний в виде цифровых платформ оказывают значительное трансформирующее влияние на мировую экономику благодаря применению специфических методов расширения существующих, захвату и формированию новых рынков сбыта.
Прежде всего необходимо отметить воздействие цифровых платформ на связь двух явлений и свойств: предложение продукта — его ценность. Как правило, для линейных компаний до бурного развития цифровых платформ характерной была следующая зависимость: снижение объема предложения пользующегося спросом товара повышало ценность (а значит, стоимость) этого товара в глазах покупателей. Чем дефицитнее необходимый товар, тем он дороже.
Деятельность платформенных компаний основана на двусторонних (многосторонних) сетевых эффектах [7]. Так, услуги цифровой платформы, служащей посредником в сфере такси, будут тем более ценными для пассажиров, чем больше водителей, предоставляющих эти услуги, зарегистрировано на этой платформе. Рост количества водителей сократит срок ожидания автомобилей и позволит пользоваться платформой во всех крупных населенных пунктах страны. В то же время чем больше клиентов-пассажиров зарегистрировано на платформе, тем выше ее ценность для водителей в результате сокращения времени ожидания заказа. Следовательно, рост количества водителей приводит к притоку пассажиров и увеличению доходов, что в свою очередь обуславливает приток водителей и т.д., описывая тем самым действие сетевого эффекта. Рост предложения увеличивает ценность товара (услуги) и самой платформы в глазах клиентов, что обуславливает увеличение стоимости услуг платформы для клиентов с меньшей эластичностью спроса на них. Так, в сфере услуг такси компания — владелец платформы-посредника повысит сумму своих комиссионных для водителей, оставляя услуги бесплатными для пассажиров.
Еще один привлекательный аспект трансформации цифровых платформ мировой экономики — их способность создавать новые рынки. Например, только в США компания Uber привлекла в сферу пассажирских перевозок около 200 тысяч водителей, которые ранее никогда не оказывали услуги такси, а также миллионы пассажиров, ранее предпочитавших для передвижения автобусы и метрополитен [8]. Компания Airbnb привлекла на рынок краткосрочной аренды жилья тысячи владельцев квартир по всему миру и позволила миллионам туристов арендовать квартиры вместо номеров в отелях. Новые рынки создаются в сфере шеринговой экономики (примером может служить компания Делимобиль), предоставления цифровых площадок для сбыта компьютерных программ независимыми разработчиками (компания Apple), предоставления мощностей для облачного хранения данных и вычислений (компания Amazon) и т.д.
При такой трансформации экономики руководители отдельных промышленных предприятий задумываются о переводе своей продукции из категории «товар» в категорию «услуга». Так, компания Rolls Roys планирует расширять услуги по
сдаче авиадвигателей в аренду вместо их продажи заводам — изготовителям самолетов. Собранная с помощью датчиков информация о состоянии и работе сданных в аренду авиадвигателей позволит компании Rolls Roys осуществлять их более эффективное обслуживание, а также разрабатывать более совершенные двигатели3.
Мировая экономика претерпевает достаточно масштабную трансформацию в результате стремления современных компаний уменьшать издержки оказываемых ими услуг с помощью применения цифровых платформ.
Заслуживает внимание опыт компании Apple по привлечению независимых программистов, разрабатывающих (с нулевыми для компании издержками) приложения для iPhone с целью их размещения в официальном магазине приложений App Store. Работы тысяч программистов, не входящих в штат компании Apple, делают ее продукцию более привлекательной для пользователей, позволяя ей зарабатывать на комиссионных средства, достаточные для поддержки работы магазина App Store.
При разработке программного обеспечения самой цифровой платформы представляется невозможным выполнение задачи сведения издержек к нулю, так как качественная разработка модулей этого обеспечения требует оплаты труда программистов. Но и в этом случае платформенные компании пытаются минимизировать издержки путем аутсорсинга, размещая заказы на выполнение соответствующих работ онлайн среди программистов всего мира. Промышленные компании используют этот опыт при проведении онлайн-аукционов для поставщиков оборудования.
Платформенные компании стараются также уменьшать затраты на контроль качества продукции, переводя его в компетенцию внешних пользователей. Для этого используется механизм рейтингов, количества просмотров контента (TikTok), отзывов потребителей о поставщиках товаров и услуг (Airbnb, Uber) и товарах, реализуемых на платформе (eBay).
Но платформенные компании не отказываются от контроля качества контента полностью, так как опыт такого отказа обернулся для платформы Chatroulette резким падением качества контента
3 Сайт The Economist. Britain's lonely high-flier (Rolls Royce). URL: https://www.economist.com/briefing/2009/01/08/ britains-lonely-high-flier.
и, как следствие, масштабным оттоком пользователей, сделавшим сетевой эффект отрицательным.
При этом для контроля качества программного обеспечения самой цифровой платформы платформенные компании часто проводят открытый конкурс на поиск уязвимостей в программном обеспечении с выплатой вознаграждения за каждую найденную серьезную уязвимость.
Снижая издержки потребителей контента и покупателей товара, платформенные компании активно используют перекрестное субсидирование. Пользователи услуг с высокой эластичностью спроса по цене, которые оказываются цифровыми платформами, часто получают их бесплатно за счет оплаты других услуг платформы пользователями с низкой эластичностью спроса по цене на них. Так, компания Google предлагает пользователям своего программного обеспечения бесплатный почтовый сервис и поиск необходимой информации в интернете, устанавливая высокие расценки на размещаемую этой компанией рекламу [9].
Если линейные компании монополизировали рынки путем увеличения своих производственных мощностей, усилением контроля над сбытовой сетью и источниками ресурсов, то платформенные компании трансформируют подходы к монополизации рынка, применяя достаточно нестандартное решение: чем большее количество времени пользователь провел на данной цифровой платформе, тем в большей степени он «привязал» себя к ней. Например, игровые платформы стимулируют игрока к развитию своего персонажа сначала бесплатно, затем путем покупки платных предметов игры.
Платформенные компании трансформировали отношение к маркетингу. Если в рамках линейного бизнеса продукт, услугу надо было первоначально создавать, а уже затем привлекать клиентов посредством рекламы товаров, то в рамках цифровых платформ создаваемый продукт должен на момент запуска быть привлекательным для пользователей как по своему интерфейсу, так и по набору функционала. Отсутствие этой привлекательности не позволит привлекать достаточное количество пользователей, и платформа не сможет монети-зировать созданные ей связи в объеме, достаточном для оплаты ее функционирования. Если же привлекательность цифровой платформы упадет в процессе ее функционирования, произойдет отток пользователей, усиливаемый масштабным сетевым эффектом. Следовательно, реализация
товара или услуги в экономике цифровых платформ не является единоразовой акцией (как в экономике линейных компаний) — это процесс удержания клиентов путем их высококачественного обслуживания.
Способность цифровых платформ активно собирать информацию о пользователях позволила сформировать огромные по своему объему и разнообразию массивы данных (big data или большие данные), что также трансформировало мировую экономику, позволяя принимать разнообразные управленческие решения, основываясь на обработке этих массивов данных специализированными программными инструментами. Так, в маркетинге большие данные стали основой прогнозирования направления развития потребительских предпочтений, что дает возможность производителям оценивать степень лояльности клиентов и принимать меры по продлению жизненного цикла продукции.
Кредитные рейтинговые агентства используют нейронные сети при анализе масштабных объемов данных, характеризующих корпорации, с целью формирования на основе этого анализа их кредитных рейтингов [10]. Банковский сектор США и Австралии использует такие сети для сбора и обработки информации о поведении своих клиентов в социальных сетях, дополняя его результаты анализом трансакций клиентов для последующего применения полученных результатов при начислении гибких процентов [11]. В этих условиях даже необработанные массивы данных сами по себе становятся достаточно большой ценностью, ужесточая конкуренцию за обладание ими вплоть до случаев хищения личных данных в мошеннических целях.
Перечисленный выше достаточно широкий набор направлений и способов трансформации мировой экономики платформенными компаниями и разрабатываемыми ими цифровыми платформами значительно ускоряет бизнес-процессы. В результате платформенные службы поддержки работают круглосуточно. Товар, пользующийся спросом на торговой платформе, может быть раскуплен в считанные секунды, не оставляя покупателю времени для раздумий перед покупкой. Компании, создавшие продукт, пользующийся спросом пользователей платформ, могут в сжатые сроки стать известными на рынке и привлечь большие объемы инвестиций.
Динамичный стиль развития платформенных компаний трансформирует всю современную экономику, сокращая время реакции бизнеса на действия конкурентов и заменяя потребительские предпочтения, условия сотрудничества с поставщиками.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Общая идея государства как платформы была выдвинута Тимом О'Рэйли, обосновавшим необходимость построения открытой государственной платформы для вовлечения во взаимодействие с органами власти частных и государственных партнеров [12]. В настоящее время эта концепция успешно внедряется в ряде стран, включая США, Великобританию и Россию. Государственные платформы позволяют на практике реализовывать концепцию бережливого правительства (lean government), основа которой — получение хорошего результата при меньшем расходовании ресурсов для его достижения [13].
Государственные цифровые платформы, как правило, формируются на основе государственных информационных систем (далее — ГИС). При этом ГИС оцифровывает функционал одного государственного органа, в то время как государственная цифровая платформа обеспечивает цифровой доступ к услугам нескольких государственных органов, обычно формируясь посредством слияния нескольких ГИС. Примером такой цифровой платформы, позволяющей пользователям записаться на прием к врачу, оплатить услуги ЖКХ, записать детей в кружки и секции, оформить путевки и т.п., является платформа MOS.RU.
Если ГИС автоматизируют текущие процессы и создаются за счет бюджетных средств, то государственные цифровые платформы конструируют новые общественные отношения, поэтому к их финансированию могут привлекаться частные инвесторы.
Информация и государственные услуги становятся доступными в любое время, на любом устройстве вне зависимости от места его нахождения благодаря выстраиванию цепочки: контакт-центр, веб-портал, интеллектуальные мессенджеры, мобильные приложения, SMS-сообщения [14].
Пандемия COVID-19 выявила востребованность платформенных технологий в государственном,
региональном и муниципальном управлении от проведения голосования онлайн в США и России до обсуждения планов региональных властей по развитию здравоохранения, благоустройству территорий, градостроительству и корректировке этих планов в соответствии с инициативами граждан.
Чрезвычайно перспективным является перевод на платформенную основу систем управления энергетикой, капитальным строительством, утилизацией отходов, проверок малого и среднего бизнеса, что в совокупности позволит создать на основе цифровой платформы систему умного города. Перспективным представляется внедрение цифровых платформ в сфере стратегического государственного управления, позволяющее, с одной стороны, выстраивать вертикаль «планирование — программирование — бюджетирование», а с другой стороны — увязывать стратегические планы федерального уровня со стратегическим развитием регионов и составляющих их муниципалитетов, не только оптимизируя систему стратегического планирования, но и сокращая время реакции этой системы на возникающие кризисные ситуации, вызовы и угрозы поступательному стратегическому развитию Российской Федерации.
Но необходимо отметить и угрозы национальной безопасности, возникающие при использовании цифровых платформ для целей публичного управления. Прежде всего это угроза утечки данных в результате использования незащищенных каналов связи, применения шпионского программного обеспечения, непроверенной иностранной компонентной базы для создания серверов и сетей, размещения информации на иностранных серверах.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ
Проведенный анализ направлений трансформации мировой экономики и сектора публичного управления цифровыми платформами дал, с одной стороны, информацию для классификации существующих цифровых платформ, а с другой стороны, может быть дополнен этой классификацией.
В самом общем виде классификация цифровых платформ предложена А. Гавером и М. Кузумано: подразделившим платформы на внутренние и отраслевые (внешние) [15]. В октябре 2016 г. компания
Какой эффект оказывает новая платформа на экономику
Информатизация и автоматизация является первоосновой перехода казахстанской экономики в цифровой формат. В 2017 г. в Казахстане была принята государственная программа «Цифровой Казахстан», реализация которой проводится в 2018–2022 гг. по пяти направлениям. Одно из направлений касается цифровизации отраслей экономики, что позволило бы преобразовать традиционные отрасли экономики Республики Казахстан, достичь повышения производительности труда и роста капитализации предприятий. Возможности роста казахстанской экономики в настоящее время заложены в сфере цифровых технологий. Исследованием цифровой экономики занимаются такие зарубежные ученые, как Р. Бухт, Р. Хикс, С. Бреннер, Д. Крейс, П. Вайл, C. Ворнер [1], В.П. Бауэр [2], Б. Паньшин [3]. Определенный вклад в изучение цифровой экономики внесли российские экономисты: Е.Н. Ведута [4], Е.Ф. Авдокушин [5] и др. Среди казахских экономистов, занимающихся проблемами исследования цифровой экономики, следует назвать [6–8]. Большинство экономистов-исследователей прогнозируют устойчивое формирование сетевых структур и их влияние на стабилизацию экономики в условиях цифровизации [9–11]. Особенности формирования цифровых платформ и организационные основы управления ими должны лечь в основу развития цифровых технологий и исследоваться в разных отраслях и сферах экономики, особенно применительно к промышленным предприятиям [12–14]. В Казахстане только разворачиваются исследования по анализу и оценке цифровых технологий в промышленности [15], а через призму IT-услуг этот вопрос, за редким исключением, практически не рассматривался [16].
Цель исследования – определить цифровые технологии как драйверы анклавов роста, специализирующихся на инновационной деятельности, на основе малых и средних, взаимодополняющих и тесно сотрудничающих семейных компаний; проанализировать «сеть» сотрудничества, основанную на социальных нормах, происходящих и произрастающих из сложившихся исторических традиций.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования использовались следующие общие научные методы: инструменты дедуктивного и индуктивного анализа, позволившие объединить выводы отдельных авторов и сформулировать их видение проблемы, метод анализа.
В ходе реализации проектов, связанных с использованием цифровых технологий, по опросу, проведенному автором статьи в 2021 г., предприятия столкнулись с широким кругом проблем:
− слабая технологическая компетентность потребителей услуг;
− отсутствие опыта осуществления подобных проектов;
− неточное определение сроков реализации проекта;
− отсутствие квалифицированных менеджеров;
− нескоординированность во взаимодействии подразделений;
− слабая вовлеченность и заинтересованность потребителей услуг.
Рассмотренный список проблем необходимо условно разделить на два уровня. Первый включает в себя проблемы, связанные с руководством компаний и структурных подразделений, а также с итоговыми потребителями цифровых технологий. В эту группу можно включить следующие вопросы:
− отсутствие поддержки от высшего руководства;
− результаты проектов не всегда реалистичны;
− цели и задачи проекта зачастую поставлены неправильно;
− недостаточное финансирование и обеспечение другими ресурсами;
− нарушение сроков обеспечения ресурсами;
− слабая вовлеченность в реализацию проекта;
− отсутствие технологической компетентности пользователей.
Вторая группа проблем связана с реализацией самого проекта и обеспечивающей его командой. К ним относятся:
− нехватка опыта в осуществлении подобных проектов;
− отсутствие квалифицированных управленческих кадров;
− ошибки в планировании видов и последовательности работ;
− неточная оценка конечных сроков реализации проекта;
− технические решения выбираются неверно;
− слабое взаимодействие структурных подразделений;
− изменение требований и спецификаций.
Еще одной характерной особенностью слабого уровня организации и внедрения процесса цифровизации казахстанских компаний является отсутствие или недостаточная проработанность стратегий развития и внедрения цифровых технологий. 30 % компаний не имеют четкого плана внедрения цифровых технологий ни на среднесрочную, ни на долгосрочную перспективу [17].
Существующие барьеры препятствуют и тормозят более широкое внедрение цифровых технологий в компании [18]. Эти барьеры можно сгруппировать как внешние и внутренние по отношению к компании.
К внешним барьерам можно отнести барьеры, характеризующие социально-экономическую политику государства:
− нестабильное экономическое развитие страны, волатильность тенге;
− отсутствие цифровой стандартизации технологических процессов;
− неразработанность стимулирующих мер и финансовой заинтересованности при внедрении компаниями цифровых технологий.
К внешним барьерам, связанным с технологическим развитием, можно отнести:
− необеспеченность цифровыми решениями специфических особенностей бизнеса компании;
− криминальная незащищенность цифровых технологий;
− слаборазвитая инфраструктура, вызванная низкой пропускной способностью каналов связи, отсутствием доступа к мобильному интернету, недостатком центров обработки данных и т.п.).
К внутренним барьерам можно отнести те, которые связаны с ограниченными ресурсами:
− стоимостная дороговизна внедрения цифровых технологий;
− ограниченность бюджета компаний при внедрении цифровых инноваций;
− значительные расходы при эксплуатации и использовании цифровых технологий.
К внутренним барьерам, связанным с человеческим фактором, относятся:
− слабая осведомленность руководства компаний об эффективности применения цифровых технологий;
− отсутствие мотивации у сотрудников внедрять инновационные формы организации труда;
− недостаток профессиональных компетенций у работников, применяющих цифровые технологии;
− слабый уровень подготовки персонала, который внедряет и обслуживает цифровизацию предприятия [18].
Организация работы по использованию цифровых технологий тормозится в первую очередь по причине внутренних барьеров, связанных с ограниченными ресурсами и человеческим фактором. При этом не надо сбрасывать со счетов главный фактор, препятствующий внедрению цифровых технологий на предприятиях и в организациях, –финансовую составляющую.
К числу внутренних барьеров для применения цифровых технологий в деятельности казахстанских компаний следует отнести:
− дефицит кадров, разбирающихся в вопросах применения цифровых технологий;
− непонимание глобальной проблемы перехода общества на использование платформенной экономики и всеобщую цифровизацию процессов;
− невозможность координировать производственные отношения в ходе внедрения новых цифровых технологий;
− невозможность одновременного внедрения цифровых инноваций во всех смежных компаниях, связанных единой производственной кооперацией.
В ключевом мировом рейтинге развития ИКТ, рассчитываемом под эгидой ООН – ICT Development Index, – Казахстан в 2020 г. занимал 52-ю строчку из 175, не изменив своего положения с 2015 г. В результате реализации Программы и других стратегических направлений планируется, что страна войдет в рейтинг 30 лучших к 2022 г., 25 места к 2025 г. и до 15 места к 2050 г. [19].
В 2013 г. была запущена Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020», 70 % мероприятий которой было выполнено. Доля интернет-экономики от ВВП в Казахстане в 2015 г. составила 1,9 %, в 2019 г. – 2,8 % от ВВП.
Цифровизация промышленности должна выступить одним из драйверов повышения эффективности и конкурентоспособности казахстанских предприятий промышленности. В настоящий момент основу экономики Казахстана при недостаточном развитии сектора обрабатывающей промышленности составляет сырьевой сектор. Производительность труда остается невысокой, технологическая оснащенность недостаточна по сравнению с мировыми промышленно развитыми странами.
Результаты исследования и их обсуждение
Для инновационного развития Казахстана требуется создать единую и целостную систему нормативно-правовых документов, позволяющих регулировать возникающие проблемы при внедрении информационных систем и технологий, выделяя вопросы, подлежащие регулированию государственными структурами. Именно государство должно взять на себя наиболее масштабные законодательные изменения, а уже локальные нормативные акты должны регулировать точечные изменения при внедрении цифровизации в компаниях. Зарубежный опыт подтверждает важность привлечения бизнес-структур и гражданского общества к законотворчеству в сфере цифровой экономики, что приведет к балансу интересов государства, общества и инновационных компаний.
Необходимо отметить наличие и таких проблем, как невозможность идентифицировать в казахском языке термины, определения, понятия, связанные с цифровыми технологиями. Отсутствует правовой статус участников цифровых правоотношений, юридически не определена их деятельность и др.
Должны быть проработаны типовые модели правоотношений, которые будут способствовать правовому регулированию и разрешению проблем понятийного аппарата, правового статуса субъекта. Юридически должны быть оформлены основные типы и модели взаимоотношений участников и бизнес-партнеров инновационных трансформаций, определены основные функции и законность их статуса.
Интернет становится виртуальной площадкой, на которой поставщики и потребители товаров и услуг ежесекундно заключают контракты по заранее определенным правилам. Без этого развивать интернет-торговлю невозможно. В настоящее время казахстанские нормативно-правовые акты не соответствуют международным унифицированным стандартам, а зачастую вообще отсутствуют. Такая ситуация приводит к потере зарубежных партнеров по бизнесу, срывам контрактов, не способствует росту конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг, что в итоге приводит к снижению внешнеторгового товарооборота и недополучению прибыли участниками бизнеса со стороны Казахстана.
Чтобы снизить риски и обеспечить необходимые условия для внедрения цифровых технологий в казахстанскую экономику, требуется проработка основных направлений правовой координации:
− обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности в информационной среде, а также юридические механизмы регулирования деятельности в сфере цифровых технологий,
− предусмотреть льготное налогообложение для компаний, внедряющих цифровые технологии и осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий;
− разработать спектр юридических норм, оптимизирующих телекоммуникационную деятельность, способствующую устранению изолированности национальных рынков;
− актуализировать нормативно-правовые регламенты сферы медийных услуг;
− обеспечить юридическое обоснование перехода на электронные трудовые книжки, переход на дистанционные формы функционирования рынка труда, включая электронный формат заключения трудовых договоров;
− оптимизировать сетевой ритейл, защиту прав покупателей, взаимодействие с зарубежными партнерами, юридически оформить претензионные отношения по возмещению ущерба, поставке бракованного товара в сфере интернет-торговли;
− гармонизировать законодательство при заключении контрактов в традиционном и цифровом формате, включая все полномочия соответствующих органов при создании электронной торговой платформы.
Для эффективного внедрения цифровых инноваций и снижения рисков противодействия нововведениям необходимо создать координационный центр по управлению этим процессом, который позволит максимально задействовать интеллектуальные возможности компаний и коллективов. Инновационные подходы в менеджменте позволяют создать условия наибольшего благоприятствования для поддержания творческого климата, и включают следующее:
− всемерное поощрение руководством инновационной деятельности в коллективе. Поддержка топ-менеджмента компаний способствует созданию в коллективе творческой атмосферы, нацеленной на внедрение инноваций, позитивное отношение к свободному, творческому поиску и реализации нововведений;
− безоговорочная поддержка авторов инноваций во всех структурных подразделениях компаний, предоставление им условий для реализации их инновационных идей (в создании технологий, новых товаров, менеджменте и пр.);
− поощрение использования цифровых технологий, внедрение в процесс телекоммуникационных взаимодействий способствуют вовлечению всех резервов коллектива, образованию новых информационных коллабораций, позволяющих принимать оптимальные решения. Это позволяет ускорить процессы инновационных внедрений и оптимизировать взаимодействие структурных подразделений по обмену технологической информацией между подразделениями и отдельными сотрудниками;
− применение материальных и моральных стимулов, мотивационных систем, поощрение инновационной деятельности, социально-психологическое стимулирование поощряет инновационную активность сотрудников, особое воздействие имеет поддержание руководством чувства социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста;
− вовлеченность работников в разработку и принятие стратегических решений по продвижению цифровизации на всех этапах производственного или технологического процессов снижает сопротивление сотрудников по внедрению нововведений, способствует эффективной деятельности, улучшает микроклимат в коллективе и повышает производительность труда;
− постоянное обновление уровня компетенций сотрудников, повышение квалификации в условиях постоянно растущей конкуренции на рынке труда и технологий требует постоянного обновления знаний, их приращения, поэтому в коллективе должны культивироваться способность и желание включаться в инновационные процессы, а разработка новых продуктов превращаться в основной фактор коммерческого успеха [16]. Вот почему подготовка и переподготовка кадров в цифровой экономике становится составной частью производственного цикла.
Создание атмосферы инновационного развития, поддержка новаторов в коллективе, создание системы стимулирования технологических внедрений становятся основной функцией руководства компании. Успешность топ-менеджмента в цифровой экономике определяется способностью побуждать людей к самореализации и саморазвитию экономическими, социальными или другими стимулами. Главное, чтобы сотрудники максимально полно проявляли свои потенциальные возможности, стремились к реализации своих новаторских идей. Стратегической целью руководства компании становится необходимость поддержания атмосферы инновационного поиска и технологического совершенствования в руководимой компании.
Казахстан в настоящее время только пытается включиться в мировой процесс инновационного технико-экономического преобразования, составляющей которого является цифровизация. До стран – лидеров этого процесса Казахстану еще далеко, но страна может использовать передовой опыт тех, кто идет в авангарде. Зарубежный опыт позволяет проанализировать положительные и отрицательные последствия технологического прорыва, выявить макроэкономический эффект от внедрения цифровых технологий. Мировой опыт свидетельствует, что в основном цифровизация не столько повышает производительность труда, сколько качественно меняет структуру бизнес-моделей, традиционные отношения в бизнесе, его менеджмент и скорость реализации проектов. По мере расширения сферы присутствия цифровых технологий в различных сегментах экономики произойдет скачкообразный переход показателей экономической эффективности их применения на новый, более высокий уровень [4].
Основными технологиями, которые максимально влияют на экономическое развитие, становятся: робототехника, цифровые интернет-платформы, 3D-печать, интернет вещей, облачные вычисления, искусственный интеллект, автономные транспортные средства, социальные сети, «большие данные» и пр. Анализируя успешный опыт использования цифровых технологий, необходимо отметить, что они не будут радикально менять существующие виды экономической активности, но способны существенно раскрыть их экономический потенциал, поднять его эффективность, выгодность и прибыльность на десятки триллионов долларов [20].
Значительное воздействие технологический прорыв окажет на рынок труда. В результате внедрения цифровизации произойдут существенные изменения в сфере трудовой занятости. Многие профессии уйдут с рынка труда, а значит, освободится рабочая сила, которая должна быть способна ускоренно переобучаться новым профессиям, возрастет спрос на новых, более высококвалифицированных работников. Поэтому государственные власти высокотехнологичных стран должны быть обеспокоенны решением проблемы снижения социального напряжения.
Цифровые технологии оказывают значительное влияние на общество и экономику. Влияние это двоякое: новые возможности и новые вызовы. К возможностям можно отнести возникающие шансы дать ускорение темпам экономического развития технологически развитых государств и, как следствие, повысить их конкурентоспособность. К вызовам можно отнести необходимость менять социальные отношения, сферы влияния, традиционные модели бизнеса [4].
Необходимо заметить, что казахстанские компании имеют отличительные черты и выраженные закономерности при внедрении информационных технологий в экономическую деятельность. Во-первых, топ-менеджмент казахстанских компаний четко понимает степень влияния цифровизации на результаты деятельности их бизнеса. В основном полученный эффект от внедрения информационных технологий соответствует ожидаемым результатам, а зачастую даже превышает его. Бизнес-процессы ускоряются и, как правило, упрощаются, повышается точность и качество выполняемой работы.
Заключение
Значение вышеназванных цифровых технологий в ближайшее время не уменьшится, но, очевидно, они поспособствуют развитию новых технологических направлений: социальным сетям и суперкомпьютерным системам. Прогнозируется также значительный рост и влияние на развитие цифровизации в стране облачных технологий, систем виртуальной, дополненной и смешанной реальности, а также аддитивных технологий.
Фундаментом процессов цифровизации казахстанской экономики являются трансформационные изменения на уровне компаний. Вместе с тем параллельно должны происходить изменения на макроуровне: в системе государственного управления и правового регулирования. На сегодняшний день актуальными остаются вопросы, связанные с необходимостью обеспечения кибербезопасности и управлением информационными рисками. Именно на уровне государства необходимо предпринять активные действия и решения в этом направлении, которые ждут обеспокоенный бизнес и граждане Казахстана. Государство должно сформировать единую цифровую среду, развивать доверительные сервисы, научиться идентифицировать и аутентифицировать взаимодействующие субъекты, защищать от несанкционированных доступов и модификации документов, верифицировать полномочия участников бизнес-процессов др. Именно на плечи государства должна лечь ответственность за формирование инфраструктуры цифрового доверия, а для этого необходимо принять единую национальную концепцию, в которой четко определить цели, задачи и используемые инструменты.