Что такое метавселенная в крипте
Перейти к содержимому

Что такое метавселенная в крипте

  • автор:

Как устроен Metaverse, и каково его значение для рынка?

Рассказываем в данном материале о том, что такое Metaverse, и как в него инвестировать.

Metaverse это следующий уровень после экосистемы

Если экосистемные монеты фокусируются на обслуживании блокчейна, то Metaverse работает на людей. Так, Metaverse-проекты — это потребители услуг экосистемных токенов, которые обеспечивают их ресурсами и площадкой для реализации программного кода.

Блокчейн-Metaverseы и технологический Metaverse отличаются. Это два похожих, но немного разных термина, значение которых меняется в зависимости от среды. Оба синонимичны слову «метавселенная».

  • Технологический Metaverse зародился раньше блокчейна. Например, в понимании Нила Стивенсона по его книге 1992 года «Лавина» Metaverse — это отдельное место, объединяющее интернет и реальный мир. Вот, что он пишет о Метавселенной «В ней разработчики могут строить здания, парки, знаки, создавать специальные районы, где игнорируются правила трехмерного пространства». Немного раньше похожее на Metaverse место описывал и Уильям Гиббсон в «Нейроманте» от 1984 года, где называл его «киберпространство». К нему люди подключались напрямую, через специальное оборудование, которое передавало сигналы в мозг.
  • Классическая метавселенная объединяет AR, VR и цифровые права владения чем-либо в одну экономическую модель. Речь о покупке и продаже виртуальной собственности, создании и владении предметами цифрового искусства, включение в обиход физической собственности. Так, человек может иметь право владения коллекционным предметом внутри Metaverse. Это право закрепляется законом и равносильно владению обычным загородным домом. Речь идет и об управлении реальными объектами находясь внутри Metaverse. Например, манипуляторами на автоматизированном заводе.
  • Блокчейн-Metaverse по состоянию на 2021 концентрируется на экономике и цифровом владении. Основной уклон криптовалютных Metaverse проектов идет на экономику владения: игровыми предметами, коллекционными животными, объектами внутри метавселенной, участками цифровой земли. Экономически блокчейн-Metaverse фокусируется на торговле этим правом владения и передачи прав собственности на подконтрольные предметы из метавселенной.

Metaverse-монеты подкрепляются экономической системой. За каждой Metaverse-монетой стоит отдельная экономика конкретно взятой вселенной. Например, Axie Infinity работает как отдельная вселенная, со своими экономическими правилами и ролями: одни игроки занимаются уходом за питомцами других игроков взамен на криптовалюту, есть рынок продажи питомцев и специальный токен для их модификации. Все это создает собственную экосистему, которая подкрепляет собой монету.

Внутри метавселенной должны быть торговые отношения. Экономика — один из продуктов работы Metaverse. Поскольку метавселенная подразумевает создание и управление цифровой собственностью, то она должна располагать и внутренним рынком для торговли. Рынок внутри Metaverse замкнут на себе, и влияние на него внешней экономики сводится к минимуму. Основную ценность для рынка создают предметы и объекты внутри Metaverse. В игровых Metaverse-вселенных балансировка на рынке происходит за счет редкости ресурсов и шанса их выпадения.

  • Котировки внутреннего Metaverse-рынка будут отличаться от глобального рынка. Например, если один из ресурсов Metaverse-вселенной будет захвачен группой пользователей, то они станут монополистами. Это поднимет цену товара на внутреннем рынке, даже если глобальный рынок на котором торгуется токен проекта показывает падение.

Блокчейн-Metaverse работает на смарт-контрактах. Право владения реализуется не как хранение данных на серверах дата-центра, а записывается в блокчейн. Каждый объект в метавселенной поддается проверке на владение через публичный блокчейн-эксплорер, где владельцем обозначается конкретный адрес кошелька.

Блокчейн-Metaverse соединяется общими концепциями. Каждый Metaverse несет в себе общий стиль, мотив, философию и экономическую модель. Это выражается в том, как используется монета внутри экосистемы: как платежный элемент, способ управления метавселенной или плата за пользование ее ресурсами. Например, философией Axie Infinity можно назвать выращивание питомцев. Обе монеты Metaverse, AXS и SLP, подчиняются этой идее и служат оплатой за использование ресурсов метавселенной.

Метавселенная — это отдельная экономическая модель, но ее основа — люди. Если инфраструктурные монеты обслуживают блокчейн и его сервисы, то Metaverse-монеты завязаны на взаимодействие человека и метавселенной. Без человеческого фактора метавселенная не имеет ценности сама по себе, поскольку изначально создается для использования людьми. Отсюда имеем, что главный актив любой метавселенной — это аудитория пользователей.

По состоянию на 2021 год Metaverse используется в Game-Fi и коллекционных NFT. Например, игра Loot Project концентрируется на продаже и коллекционировании объектов игрового мира: континентов, одежды, артефактов, героев. У игры есть собственный Metaverse, но он ограничивается правом владения на коллекционный предмет без прямого взаимодействия между игроками.

В чем важность Metaverse от Meta (ex-Facebook). Meta занимается разработкой собственной реализации технологической метавселенной. Критерии создаваемой ими вселенной выходят за рамки таковых у блокчейн-решений и полагается на предоставление обратной связи с объектами внутри Metaverse. Это означает, что пользователь должен будет ощущать, если прикасается к чему-то внутри цифровой вселенной. Поскольку метавселенная не будет работать на чьем-то одном дата-центре, предполагается использование технологий, связанных с децентрализацией — блокчейнов. Создание такой цифровой среды сможет объединить блокчейн и пользователей социального Metaverse от Meta.

Примеры «Метавселенной» из литературы и кино

  • Мир «Властелина Колец» Толкиена
  • Вселенная «Звездных Войн»
  • Киновселенные Marvel
  • Мир «Матрицы»

Критерии Metaverse

  • Возможность владения цифровой собственностью
  • Отдельный мир со своей культурой и обычаями
  • Собственность внутри Metaverse может быть использована в любой его части. Как если бы Pudge из Dota 2 можно было выбрать в League of Legends, при условии, что он принадлежит Вам.
  • Это децентрализованная вселенная, которая не зависит от дата-центров одной компании
  • У Metaverse есть собственная рыночная экономика. Как, например, в Eve Online или World of Warcraft

Экономические показатели рынка Metaverse-токенов

По состоянию на 2021 год, рынок Metaverse токенов оценивается в $38 млрд. $24 млрд из которых сконцентрировано в шести монетах, а именно: MANA, AXS, SAND, THETA, ENJ и WAXP.

Рынок Metaverse-токенов молод, но показывает очень высокие результаты в годовом отрезке. Так, токенам удается показать уровень роста от скромных в этой категории 200% до полных 25 000%. Однако из-за того, что рынок Metaverse-монет относительно молод, они показывают и высокий уровень волатильности — для этой категории нормой будет значение от 15% до 30%.

Ценовые рекорды Metaverse-монет относительно скромные. Верхняя планка находится на уровне $1915 за монету. Основная масса монет обновила свой исторический максимум в пределах от $2 до $200.

Основная занимаемая ниша Metaverse-токенов — это гейминг. Монеты, которые составляют самую большую долю от всего рынка фокусируются на гейминге. Выделяются только два проекта — Decentraland, который позиционируется как игровая VR-соцсеть и Radio Caca — NFT.

Инвестировать в Metaverse можно через торговый терминал OKX. С плечами маржинальности и без.

В метавселенную: руководство по криптовиртуальности

meta-universe

Слово «метавселенная» вошло к обиход в 2021 году, но появилось оно гораздо раньше. Автор научной фантастики Нил Стивенсон впервые употребил этот термин в своём романе 1992 года «Лавина». В нём рассказывалось о мире виртуальной реальности, в котором герои книги скрывались от ограничений довольно антиутопического технокапиталистического будущего. В метавселенной можно было иметь различные тела и особые способности, как в видеоиграх, а также владеть виртуальной территорией, управлять бизнесом, играть в игры, работать, а также вступать в конфликты посредством шпионажа, саботажа или открытых столкновений.

«Лавина» была ироничной насмешкой над литературой в стиле киберпанк, которая исследовала влияние технологий на наши социальные отношения. Киберпанк затрагивал такие явления, как реалистичные виртуальные миры, кибернетические аугментации для улучшения человеческого тела, продвинутый ИИ и т.д. Хотя действие в таких произведениях часто происходило в декорациях антиутопии, футуристические технологии, описываемые писателями, вдохновляли многих изобретателей техиндустрии. Благодаря этому сегодня мы имеем Интернет, социальные сети, игры, виртуальную реальность и, конечно же, криптовалюты.

Учитывая, что крупные технологические платформы, такие как Meta (бывший Facebook), Epic Games и прочие взяли курс на создание метавселенных, неудивительно, что блокчейн-проекты стремятся показать, что они также могут быть полезными. Благодаря своему опыту в создании цифровых предметов и автоматизированных транзакций, блокчейны могут лечь в основу экономики виртуальных миров.

Какова роль криптовалют во всём этом?

Одна из главных проблемы криптовалют заключается в том, что они пришли в мир, управляемый централизованными институциональными органами власти. Территория, на которой живут люди, контролируется различными странами, у каждой из которых есть своя фиатная валюта и финансовые учреждения. Изначально Bitcoin (BTC) создавался как цифровая валюта, столь же широко используемая, как и привычные нам наличные деньги, но на практике возможности приобретения товаров и услуг с помощью BTC остаются ограниченными, а о его стоимости судят в условиях привязки к доллару. Даже если какие-то страны запустят свои собственные цифровые валюты, они всё равно не будут отличаться по своей сути от централизованных фиатных валют.

Аналогичным образом, такие криптовалюты, как Ethereum (ETH), Solana (SOL) и другие, которые пытаются занять нишу блокчейн-версий уже существующих централизованных финансовых служб, сталкиваются с такой проблемой, что эти самые службы всё равно продолжают держаться за свои территории. Хотя и не против некоторых блокчейн-инноваций. Однако в метавселенной, основанной на блокчейне, децентрализованные финансы могут стать стандартом.

Хотя NFT и показали, насколько ценными могут быть сертификаты, привязанные к конкретным цифровым объектам, многие сегодняшние NFT по-прежнему являются всего лишь цифровыми носителями, будь то фото, видео, аудио или прочие файлы, без особой пользы в реальной жизни. Но что если бы они также могли представлять цифровые объекты, которые имеют практическую ценность в цифровом мире? Ваш дом, ваша одежда и даже ваше тело в метавселенной могли бы быть представлены в виде NFT.

Цифровая валюта для цифровых миров

Метавселенная может стать Интернетом нового поколения, в котором мы смогли бы отказаться мониторов и клавиатуры, а взаимодействовали бы друг с другом более естественным образом с помощью наших органов чувств. Такой новый Интернет должен объединить социальные сети, игры, электронную торговлю и криптовалюты в виртуальных мирах, что сулит нам захватывающий новый опыт.

Виртуальный мир метавселенной представляет собой неизведанную территорию, на которой криптовалюта может закрепиться без каких-либо ограничений, связанных с необходимостью подчиняться традиционной структуре власти в виде государств и банков реального мира. Поскольку наши аватары в метавселенной могут перемещаться и работать на виртуальной земле, которая принадлежит блокчейн-компаниям, использовать криптовалюты в качестве наличных и NFT для подтверждения права собственности на объекты, возникают интересные сценарии использования целого ряда токенов, которые могут быть интегрированы в такую систему.

Криптовалюты метавселенных, на которые стоит обратить внимание

Блокчейн-компании уже какое-то время занимаются разработкой виртуальной реальности. Такие платформы, как Decentraland, Sandbox и Somnium Space, создают специальные социальные платформы, на которых люди могут взаимодействовать, покупать и использовать цифровую недвижимость и другие товары, а также вести бизнес. В настоящее время метавселенная является популярной темой в криптосообществе, и многие проекты сосредотачиваются на ней, но есть несколько токенов, которые выделяются из общего ряда. Многие из них используют модель «играй и зарабатывай», которая подразумевает вознаграждение игроков криптовалютой за активность в играх метавселенной.

Axie Infinity (AXS) – одна из самых популярных метавселенных на данный момент. Axie Infinity – это игра на основе блокчейна, в которой игроки выращивают существ под названием «Axies», обмениваются ими и проводят бои. Концепция схожа с покемонами. В качестве валюты в игре используются управляющие токены AXS, наделяющие игроков правом влиять на развитие игры.

Enjin Coin (ENJ) – это валюта Enjin Network, социальной игровой платформы, позволяющей пользователям (на момент написания статьи их было около 20 млн) создавать сайты и кланы, общаться в чате и владеть магазинами виртуальных предметов. В качестве виртуальных предметов тут используются NFT, стоимость которых оценивается в ENJ. Пользователи могут свободно обмениваться ими между собой или ликвидировать, получая взамен определённое количество ENJ.

Shiba Inu (SHIB) объявила о сотрудничестве с AAA Game Studio вместе с бывшим вице-президентом Activision Уильямом Волком для разработки мобильных игр и собственной метавселенной. Взлёт SHIB и статусные партнёры определённо делают компанию одной из тех, за кем стоит следить.

Насколько мы в действительности близки к метавселенной? Стоит ли инвестировать?

Итак, стоит ли нам прямо сейчас начинать скупать виртуальную недвижимость? Как это всегда бывает с новыми технологиями, инвестиции в метавселенные – это ставка на будущее. Будут ли конкурирующие метавселенные взаимодействовать друг с другом? Если нет, то какие проекты окажутся успешными? Насколько их продукт внушает доверие? Насколько они жизнеспособны? Вот вопросы, которые вы должны задать себе, если собираетесь инвестировать в метавселенные. Онлайн-игры, завязанные на торговле, и цифровое землеустройство находятся лишь в начале своего пути. Если вы можете пердугадать победителя (или инвестировать в ряд компаний из этой сферы, чтобы увеличить свои шансы), токены, которые получат широкое распространение в метавселенных, могут стать очень прибыльными.

Торгуйте токенами метавселенных и другими инструментами на платформе StormGain

Если вы хотите торговать или инвестировать в популярные криптовалюты метавселенных, платформа StormGain предлагает лучшие условия для заработка. Торгуйте SHIB, AXS, ENJ и другими криптовалютами с высоким кредитным плечом, низкими комиссиями и фантастическими преимуществами. Впервые на StormGain? Регистрируйтесь за несколько секунд и узнайте, что лучшая в мире криптоплатформа может предложить вам!

����‍♂️ Почему все говорят про метавселенные и при чем тут блокчейн

Cyber Academy

Такое ощущение, что во второй половине 2021 года компании по всему миру решили устроить массовый цифровой переход в виртуальное пространство. Тема метавселенных заполонила СМИ наряду с NFT и DeFi, особенно после того, как о создании своих виртуальных миров заявили корпорации интернет-монополисты Facebook и Microsoft. Интерес еще больше взлетел, когда Facebook внезапно переименовалась в Meta и анонсировала переход в виртуальную реальность.

Cyber Academy, несмотря на всё растущий хайп вокруг этой темы, решила разобраться, что именно означает термин «метавселенные», какие метавселенные существуют и какую роль в них играют блокчейн и криптовалюты.

Про какие виртуальные миры мы говорим?

Что вообще такое метавселенные? Хороший вопрос. Но ответить на него не так просто. Особенно потому, что, по сути, метавселенные уже давно вокруг нас. Попытка преподнести эту идею, как нечто новое — кажется очередным маркетинговым ходом. Хотя глава NVIDIA Дженсен Хуанг заявил, что экономика метавселенных превысит по размеру глобальный ВВП, значит подразумевается, что этот феномен значительно повлияет на будущее человечества. Давайте разбираться.

Слово пришло из сай-фай литературы, считается, что впервые его употребил Нил Стивенсон в романе 1992 года «Лавина». В книге описывается мир, в котором главенствует корпоратократия. Вся власть принадлежит сверхмощным корпорациям, мир в хаосе и упадке, но параллельно существует некая виртуальная реальность. Оба мира переплетены и влияют друг на друга. В этой же книге впервые было употреблено слово «аватар».

Оффтоп: забавно, кстати, что «Лавина» в романе — это некий вирус одновременно компьютерный и биологический. И главные герои на протяжении всего рассказа пытались распутать масштабный заговор по управлению сознанием людей с помощью этого вируса.

Венчурный капиталист Мэтью Болл, чьи работы по метавселенной вдохновили Марка Цукерберга, определяет метавселенную как «государство-преемник мобильного Интернета» и «платформу для досуга, труда и существования людей». Он привел семь характеристик метавселенной:

  1. метавселенную нельзя поставить на паузу, стереть или завершить;
  2. все события происходят в режиме реального времени;
  3. неограниченное количество пользователей;
  4. своя экономика, аналогичная реальному миру;
  5. есть элементы реального мира, например, можно работать на своем ноутбуке в виртуальном пространстве;
  6. доступны цифровые данные и активы из разных вселенных: монеты из Fortnite можно использовать, чтобы купить машину в Need for Speed и продать ее в Facebook;
  7. метавселенная заполнена «контентом» и «опытом», созданными людьми и организациями.

Так что же все-таки такое метавселенные и что мы там будем делать? Единой концепции пока еще нет. CEO Epic Games Тим Суини заявил, что эта тема сейчас полна «догадок и импровизаций». Поэтому конечное видение метавселенных варьируется от компании к компании, в зависимости от видения отдельных людей.

«Все сводится к общему виртуальному пространству, где можно работать, отдыхать, проводить время с друзьями и близкими, играть, покупать предметы и одежду, обставлять виртуальные дома, путешествовать. Или, например сыграть в Fortnite, а потом пойти смотреть Netflix», — написал Суини.

Вообще, «мета-» — приставка, которая означает вне чего-то, за рамками чего-то. Это отлично продолжает тенденцию метамодерна.

Сейчас термин метавселенная употребляют в значении некоторой альтернативной цифровой реальности, образующей единое виртуальное пространство. Это коллаборативная открытая гибридная среда смешанной реальности, объединяющей виртуальный и физический мир, в которой могут взаимодействовать люди и интеллектуальные алгоритмы/вещи/устройства в рамках множества виртуальных миров на единой технологической и экономической платформе. Пользователи смогут взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени и получать опыт, аналогичный тому, что они испытывают в реальном мире.

По одной из идей, в таком мире люди будут обладать своим пространством и действовать в нем с помощью онлайн-аватара. Причем владеть виртуальной собственностью, например, недвижимостью, можно будет прямо как в реальной жизни. Будет возможность создавать различные вещи, например, произведения искусства или дома, которые затем можно будет продать другим пользователям метавселенной как NFT.

Видеоигры, такие как Roblox, Fortnite и Animal Crossing: New Horizons, в которых игроки могут создавать свои собственные миры, имеют тенденцию к метавселенной, как и большинство социальных сетей. Если у вас есть NFT или даже просто криптовалюта, вы являетесь частью опыта метавселенной. Виртуальная и дополненная реальность примыкают к идее метавселенной. Если вы посетили рабочую встречу или вечеринку, используя цифровой аватар, вы также вступаете в область метаверсальности.

Можно сказать, очень грубо, что это практически все доступные сейчас технологии (web2, web3, blockchain, AR/VR, ИИ, IoT), собранные в одном месте для создания полного ощущения другой реальности. По сути, это логичное продолжение интернета и один из вариантов того, как будет выглядеть web3 в итоге.

Илон Маск как раз в проекте Neuralink разрабатывает интерфейс для подключения компьютера непосредственно к мозгу человека, чтобы можно было управлять компьютером с помощью мысли. Такие эксперименты уже проводились на обезьянах и оказались успешными.

Также интересно развитие ИИ и машинного обучения, с помощью которого уже можно расшифровать утраченные древние языки и даже понимать язык животных. Ученые научили алгоритмы понимать, о чем болтает колония летучих мышей или какие эмоции испытывают растения. В метавселенных можно будет напрямую поговорить со своим котом или почувствовать боль кактуса с помощью ИИ-переводчиков и электронных сенсоров.

Не говоря уже о технологиях Deepfake и цифровых знаменитостях. Виртуальные инфлюенсеры активно наращивают и укрепляют свою долю влияния на рынке маркетинга с прогнозируемым размером $15 млрд в 2022 году. Такие виртуальные люди попадают на обложку Time и рекламируют одежду от Calvin Klein и Prada, а голограмма группы ABBA пускается в тур с новым альбомом спустя 40 лет после распада группы.

Звучит довольно футуристично. Но сейчас мы уже незаметно переживаем эру «Индустрии 4.0», которая подразумевает возможность максимальной персонализации всего, что угодно в Интернете при помощи анализа больших данных и предпочтений пользователей, создание новых интерфейсов, роботизацию производства, новые бизнес-модели и пользовательский опыт. У нас появились повседневные отношения с умными вещами,вроде ИИ-ассистентов и умных колонок. Метавселенная, судя по всему, станет следующим этапом цифровой трансформации экономики после «Индустрии 4.0».

Марк Цукерберг заявил, что в рамках метавселенных будет создана модель трехмерного Интернета. Пользователи будут не просто создавать и потреблять информацию, но находиться внутри нее.

Тут можно вспомнить фильмы сестер Вачовски или сериал «Черное зеркало». Но, конечно, не обязательно ждать восстания машин или прочих пессимистичных сценариев. Мы и так довольно много времени стали находиться в цифровом пространстве последние два года. С появлением коронавируса в повседневной реальности, люди стали праздновать дни рождения в Zoom и проводить уроки в Minecraft. Поскольку больше нашей жизни происходит онлайн, становится все сложнее и сложнее отличить реальную жизнь от жизни в цифровом виде. Считается, что метавселенные расширят этот пользовательский опыт при помощи технологий дополненной и виртуальной реальности.

Но создание метавселенной требует инфраструктуры, которой в настоящее время не существует. Более того, Интернет никогда не был предназначен для чего-либо, близкого к этому. Он был разработан для обмена файлами с одного компьютера на другой. В результате большинство базовых систем Интернета ориентировано на один сервер, взаимодействующий с другим сервером или устройством конечного пользователя. Эта модель продолжается и сегодня.

Например, на сегодняшнем Facebook есть миллиарды людей, но каждый пользователь использует индивидуальное соединение с сервером Facebook, а не с каким-либо другим пользователем. Соответственно, когда вы получаете доступ к контенту другого пользователя, вы на самом деле просто извлекаете самую свежую информацию, которую предоставляет вам Facebook. Для работы метавселенной требуется нечто большее, чем видеоконференции и видеоигры. Только недавно стало возможным играть вживую с таким большим количеством других пользователей. Хотя некоторые игры с самым высоким уровнем одновременности существуют более двадцати лет, такие как Second Life или Warcraft, они, по сути, подделали опыт, «сегментируя» и разделяя пользователей на разные «миры» и серверы.

Насколько большой рынок метавселенных?

Хотя метавселенные сейчас еще в разработке, но рынок все равно растет. В 2021 году глобальный рынок метавселенных увеличился до 14,8 трлн долларов США. Для сравнения рынки игр и киберспорта, а также капитализация Facebook (теперь известного как Meta) составляют $1,98 трлн и $0,90 трлн. Аналитики Bloomberg Intelligence считают, что к 2024 году рынок метавселенных вырастет до $800 млрд.

Метавселенные блокчейн-мира — это в основном децентрализованные игры, проекты виртуальной земли вроде Decentraland и другие цифровые пространства. Рынок Metaverse-токенов оценивается в $38 млрд. $24 млрд из которых сконцентрированы в шести монетах, а именно: THETA, ENJ и WAXP, MANA, AXS, SAND.

Какую роль играют блокчейн и криптовалюты в идее метавселенных?

Если метавселенная — виртуальное продолжение реального мира, значит именно экономическая составляющая будет основным объединяющим звеном этих двух миров, и логично, что компании рассматривают криптовалюты в качестве экономики будущего. Идея метавселенных ориентирована на общение и транзакции, которые зачастую проходят в игровой форме. Эти игры поддерживаются виртуальной экономикой, основанной на реальном мире. Благодаря такой особенности можно найти новые способы получения прибыли с помощью виртуальных товаров, цифровых акций, взаимонезаменяемых токенов и криптовалют.

Известная проблема многопользовательских онлайн-игр и виртуальных миров состоит в том, что пользователи вынуждены мириться со всеми рисками высокой централизации: от неожиданных блокировок игровых аккаунтов до сбоев баз данных и физического повреждения серверов.

Также считается, что ни одна компания не должна владеть общей метавселенной и не должна иметь возможности влиять на нее. Для Тима Суини, гендиректора Epic Games, формирование метавселенной также влечет за собой борьбу за ее независимость. Поэтому логичный выход тут — построить децентрализованное виртуальное пространство на базе блокчейна. Распределенные технологии помогут создать доверительную прозрачную среду с защитой от мошенничества и других угроз безопасности.

Большая загвоздка тут заключается в том, что блокчейн-сети не универсальны, и каждая функционирует по своим правилам и стандартам, поэтому создать единую метавселенную, в которой активы из одной будут легко применяться в другой, сейчас очень затруднительно. Но блокчейн-разработчики работают над улучшением совместимости и интероперабельности при помощи кроссчейн-решений, как раз, чтобы создать пространство мультиблокчейнов. Это очень перекликается с идеей метавселенных. Мы уже писали про кроссчейн-мосты здесь.

Почему говорят, что NFT — часть метавселенных?

NFT — мир уже сам по себе достаточно сложен. NFT — это способ записи того, кто владеет конкретным виртуальным товаром, создание и передача виртуальных товаров — большая часть метавселенной, таким образом, NFT являются потенциально полезной финансовой архитектурой для метавселенной. Или в более практических терминах: если вы покупаете виртуальную рубашку на условной платформе A в метавселенной, NFT могут создать постоянный чек и позволить вам выкупить ту же рубашку на других платформах.

Компания Polygonal Mind, например, создает систему под названием CryptoAvatars, которая позволяет людям покупать 3D-аватары в качестве NFT, а затем использовать их в нескольких виртуальных мирах.

Какие метавселенные делают корпорации: Facebook, Microsoft, Nvidia, Epic Games?

Хотя криптовалюты и блокчейн, по-видимому, играют весомую роль в метавселенных, но не стоит забывать, что эту идею продвигают техногиганты с триллионными капитализациями. Захотят ли они использовать блокчейн для создания своих метавселенных? Хороший вопрос без ответа.

Тема метавселенных активно начала мелькать в связи с Meta (Facebook) еще в августе 2021 года, когда Марк Цукерберг рассказывал про «социальную метавселенную» — «интернет, на который вы не смотрите, а находитесь непосредственно внутри».

«В этом будущем вы сможете мгновенно телепортироваться в виде голограммы, чтобы оказаться в офисе без поездок на работу, на концерте с друзьями или в гостиной ваших родителей, чтобы наверстать упущенное. Это откроет больше возможностей независимо от того, где вы живете. Вы сможете уделять больше времени тому, что для вас важно, сократить время в пробках и сократить выбросы углекислого газа», — заявлял Цукерберг. Реализовывать эту идею Цукерберг начал еще в 2014 году. Тогда он купил компанию Oculus VR, которая выпускает VR/AR-гаджеты. Facebook уже представил виртуальную рабочую среду под названием Horizon Workrooms, своего рода VR-версию Zoom с аватарами.

«Я думаю, что многие люди, размышляя о метавселенной, думают только о виртуальной реальности, которая, будет важной ее частью. И это явно та часть, в которую мы инвестируем, потому что это технология, которая обеспечивает наиболее четкую форму присутствия. Но метавселенная — это не просто виртуальная реальность. Она будет доступна на всех наших вычислительных платформах: VR и AR, а также ПК, а также мобильные устройства и игровые консоли», — сообщил Цукерберг.

В октябре 2021 года компания объявила о смене названия на Meta и провозгласила новый курс на полный уход в виртуальную среду. Недавно компания также заявила, что намеревается в течение пяти лет создать в 10 000 рабочих мест, связанных с метавселенными. По словам Марка Цукерберга, метавселенные — это следующая глава развития его корпорации и Интернета в целом, но это не что-то, что должна строить одна компания. Это общее дело всех.

Параллельно с Meta (Facebook) тему виртуальных пространств развивают и другие крупные корпорации. В июле 2021 года гендиректор Microsoft Сатья Наделла представлял концепцию «корпоративной метавселенной» с цифровыми двойниками: «Благодаря цифровым двойникам вы сможете выстроить населенную цифровую модель физического мира с людьми, локациями и вещами, а также их взаимодействиями». Этот проект называется Microsoft Mesh. По задумке, она даст пользователям ощущение полного присутствия онлайн-работы в одном пространстве с коллегами. Amazon с 2018 года разрабатывает опыт «виртуального шопинга», а Disney упоминает в своей стратегии создание метавселенной парка развлечений.

В основном тему метавселенных развивают игровые компании, для которых открывается новый пользовательский опыт, в том числе переноса купленных артефактов между разными играми, а также возможности участия в виртуальных массовых мероприятиях внутри игровых миров. В 2021 году игра Roblox вышла на биржу NYSE и сейчас стоит около $51 млрд. Roblox — игровая платформа-конструктор, где независимые разработчики могут создавать сюжетные игры для детей. Прелесть в том, что каждый пользователь может создать собственную игру. Например, 16-летний Аммон Рунгер и его коллега 23-летний Стефан Баронио получили шестизначные суммы за свою игру.

Производитель компьютерных чипов Nvidia работает над Omniverse, фундаментальной платформой, предназначенной для создания симуляций в дополненной реальности, которая поможет в развитии метавселенной. Epic Games уже привлекла $1 млрд инвестиций на долгосрочное развитие метавселенной. $200 млн поступили от Sony. C ней Epic планирует развивать самые передовые технологии, а также работать со сферой развлечений и социально взаимосвязанных онлайн-сервисов.

CEO Microsoft Сатья Наделла и вовсе заявил, что их игры — уже сами по себе метавселенные. «Взять Halo — это метавселенная. И Minecraft — метавселенная. И Flight Sim тоже. Сейчас они реализованы в 2D, и вопрос в том, можно ли перенести их в полноценный 3D-мир. Мы точно планируем это сделать», — заявил Наделла.

Но по словам Мэтью Бола, сейчас нет ничего ближе к духу метавселенных, чем культовая игра Fortnite, которая объединила пользовательский игровой опыт, социальную сеть, площадку для проведения мероприятий и маркетплейс. В 2020 году в игре прошел концерт Marshmello. В декабре 2019 года прошел показ фильма Star Wars: The Rise of Skywalker. Показ включал в себя «живое» интервью с режиссером Дж. Дж. Абрамсом. Группа Weezer создала уникальный остров, на котором фанаты могли получить эксклюзивное первое прослушивание их нового альбома. Fortnite — одно из немногих мест, где пересекаются вселенные Marvel и DC. Вы можете буквально носить костюм персонажа Marvel в Готэм-сити, до Fornite такого не случалось.

Когда Epic разрабатывала Fortnite, в ее планы не входило создание метавселенной. Все началось в 2017 году, как игра в стиле Tower Defense, где игроки сражались с зомби, и буквально через год игра превратилась в международное явление. В финансовых документах, обнародованных в федеральном суде в мае в рамках антимонопольного иска против Apple, Epic заявила, что в 2018 и 2019 годах выручка Fortnite составила более $9 млрд. Теперь Epic позиционирует Fortnite не просто как интерактивный опыт, а как метавселенную.

В более широком смысле, в Fortnite возникла целая под-экономика, где игроки могут создавать и монетизировать свой собственный контент. Это могут быть цифровые костюмы («скины») или танцы («эмоции»). Фактически, творческий режим Fortnite уже ощущается как прото-метавселенная. Здесь игрок загружает свой аватар — конкретный для него, который используется во всех событиях, связанных с Fortnite, — и приземляется в игровом лобби и может выбирать из тысяч «дверей» (то есть пространственно-временных разломов), которые отправляют их в один из тысяч разных миров с 99 другими игроками.

«Это больше, чем игра», — заявил в суде вице-президент Epic по маркетингу Мэтью Вайссинджер. «Мы строим то, что называется метавселенной — социальное место».

Какие есть метавселенные в блокчейн-мире?

А теперь, после очень длинной объяснительной части, сделаем небольшой трип по различным децентрализованным мирам, которые успели наделать шуму и как-то отличиться.

Decentraland — это платформа виртуальной реальности, которая позволяет вам покупать, продавать и управлять вашей виртуальной собственностью, под названием LAND. MANA — это валюта Decentraland, использующийся для предоставления доступа к интерактивным приложениям, оплате товаров и услуг или для инвестирования в недвижимость.

В марте 2021 участки цифровой земли продавались за сотни тысяч долларов. В результате общая стоимость всех токенов превысила 2,4 миллиарда долларов. MANA также выросла более чем на 400% и достигла рекордного максимума в 4,16 доллара, после того как Facebook объявил об изменении своего названия на Meta. Но MANA работает на блокчейне эфириума, для которого характерны высокая плата за газ.

В Decentraland можно создавать и развивать свой мир любым удобным способом и исследовать эту версию метавселенной с помощью телефона, компьютера или шлема виртуальной реальности (VR). Жители Decentraland постоянно создают события и впечатления для других пользователей, например, концерты и художественные выставки. Есть казино, в которых вы можете играть на MANA с крупье, которым платят в MANA за то, что они приходят на работу. Метавселенная, связанная с Decentraland, также предоставляет пользователям невероятные интерактивные возможности: концерты и фестивали, с яркими развлекательными площадками, которые могут конкурировать с реальными аналогами.

Decentraland — это, прежде всего, эксперимент с дефицитной цифровой собственностью. В этом месяце Republic Realm, которая называет себя «фирмой цифровой недвижимости», приобрела NFT виртуальной недвижимости из 259 участков в Decentraland более чем за 1,2 миллиона MANA, или, по текущему обменному курсу, более чем за $900K. Sotheby’s, который приобрел небольшой участок в Decentraland и построил копию своих лондонских галерей, недавно провел свою первую выставку в метавселенной.

Отличие Decentraland от других подобных проектов в том, что он действительно достаточно децентрализован, а пользователи обладают полной свободой.

Axie Infinity, запущенная в 2019 году, быстро стала не только самой успешной на сегодняшний день блокчейн-игрой, но и крупнейшим в целом NFT-проектом с точки зрения объема торгов. Игра насчитывает около 2,8 миллиона активных пользователей в день, и на данный момент она сгенерировала транзакции NFT на сумму более 3,5 миллиардов долларов, по данным CryptoSlam. В августе объем торгов в игре превысил $1 млрд. После сильного всплеска в начале ноября Axie Infinity достигла пика с годовым приростом более чем на 30 000%. Также в ноябре, был продан земельный участок в игре был продан за 550 ETH ($2,3 миллиона).

Axie Infinity, разработанная Sky Mavis, представляет собой игровую метавселенную на основе блокчейна, в которой игроки собирают и разводят цифровых питомцев под названием Акси, которые могут использоваться для участия в пошаговой карточной игре. Их можно покупать и продавать на бирже. Цена на Axie варьируется от $150 до $100 000 в зависимости от редкости. Чтобы начать играть, нужно приобрести команду из трех Акси, поэтому начальные вложения сейчас составляют от $450 до $5К и выше.

Игроки используют токены под названием AXS, с помощью которых получают долю собственности и право совершать действия в игре. Пользователи могут строить королевства, добывать ресурсы и охотиться за сокровищами.

Особенно игра стала популярна на Филиппинах, где люди смогли зарабатывать в игре больше, чем на реальной работе. Им больше не нужно работать за границей — это спасительный шанс во время глобальной пандемии. В эпоху Covid ежедневные активные пользователи Axie выросли астрономически — с 500 летом 2020 года до 2,8 млн осенью 2021 года.

Проект The Sandbox — play-to-earn виртуальный мир с возможностью покупать и продавать землю и другие предметы при помощи токена SAND. Это творческая среда, вроде Minecraft, в которой можно создавать и преобразовывать всё, что только захотите, монетизируя весь процесс с помощью криптовалюты SAND. Токен SAND — служебный токен протокола ERC-20, используемый для передачи, хранения и управления стоимостью.

Рыночная капитализация Sandbox по состоянию на 2 декабря 2021 года превышает 5,78 млрд долларов. SAND расположился на одну позицию позади Cosmos (ATOM) и на одну позицию опережает Fantom (FTM). Игра позволяет пользователям самим решать, как её использовать. Можно создать собственную игру, играть в другие игры, владеть виртуальной землёй, а также собирать, создавать или управлять собственностью. Как и в Decentraland, в мире Sandbox самый ценный актив — это земля, на которой можно вести разнообразную коммерческую деятельность. Ее распродажи являются источником финансирования для разработки игры. Так, на аукционе в апреле 2021 года команда проекта получила более $2,6 млн за 854 участка и 13 владений. А самый дорогой проданный участок на этой платформе обошелся покупателю в более чем $650 000.

Интересно, что проект поддерживается одной из самых влиятельных на сегодняшний день инвестиционных компаний — SoftBank.

Проект привлек внимание звезд и брендов. Например, Adidas Originals запускает NFT и планирует приобрести участок в метавселенной Sandbox. Бренд хочет создать виртуальную одежду для мира The Sandbox и других платформ метавселенной. Кстати, незадолго до этого Adidas приобрели NFT от Bored Ape Yacht Club, чтобы показать свою причастность к цифровым трендам.

Star Atlas — футуристичная стратегическа игра на тему космических завоеваний. Можно взять свой личный космический корабль, чтобы отправиться изучать уникальную метавселенную, присоединиться к фракции или создать собственную и сотворить новый мир. Это масштабная многопользовательская метавселенная, действие которой происходит в далеком будущем, в 2620 году. Токен метавселенной — ATLAS на блокчейне Solana. Можно использовать монеты ATLAS для покупки любых цифровых активов, необходимых для погружения во вселенную Star Atlas, например, землю, корабли, членов экипажа и оборудование. Помимо ATLAS, есть еще токен POLIS — другая внутриигровая валюта для управления миром. Это немного путает. Игроки в метавселенной Star Atlas могут торговать, получать и создавать невзаимозаменяемые токены (NFT) во вселенной Star Atlas, и тем самым наслаждаться экономикой, которая отражает осязаемость, собственность и стоимость реальных активов.

Проект с капитализацией $2,2 млрд был начат как шутка, основанная на имени собаки шиба ину Илона Маска, которую он назвал Флоки. Но с тех пор компания создала виртуальную криптовалюту, университет и разрабатывает игру, основанную на альтернативной реальности. Мем-монета начала телевизионную маркетинговую кампанию, которая стартовала в первую неделю декабря и продлится до Рождества. Идея рекламной кампании состоит в том, чтобы побудить людей покупать токены Floki в качестве альтернативы владению Dogecoin (CCC: DOGE-USD).

Эта метавселенная позволяет построить виртуальный мир с неограниченным количеством уникального контента. Платформа предлагает неисчерпаемый геймплей и взаимодействие с другими пользователями, а также вознаграждение за участие. Можно также использовать токены для покупки рекламного места, которое будет приносить доход. В игре есть также стейкинг и другие возможности пассивного заработка.

Это трехмерная песочница с виртуальным миром, в котором можно общаться, делать покупки, работать и многое другое. Любой желающий может создать виртуальный аватар и исследовать доступные пространства, а также самостоятельно создавать контент, который можно монетизировать. В SecondLive уже проводились мероприятия Binance Smart Chain, в том числе Фестиваль урожая децентрализованных финансов (DeFi) в выставочном зале DeFi-экосистемы BSC. В честь этого события был запущен майнинг пул на 10 000 долларов, а участники были награждены NFT.

Это метавселенная NFT, в которой можно собирать уникальные цифровые предметы и играть с ними. Можно фармить Trilium и NFT в Alien Worlds, зарабатывая майнингом и сражениями, а также владея землей, с которой пользователи получают комиссию за аренду. Включает в себя метавселенную из семи планет с собственной экономикой, основанной на токенах Trilium (TLM). Владение или торговля любым активом осуществляется по технологии NFT. Каждый игрок вправе разработать собственную стратегию развития, и в соответствии с ней добывать или покупать NFT. Можно выполнять игровые квесты, соревноваться с другими пользователями, сосредоточиться на добывании TLM. Игра обладает достаточно большим количеством функций, связанных с DeFi (Децентрализованными финансами) — есть возможность вложить TLM в одну или несколько планет, чтобы стать «советником» и получать пассивный доход.

MOMOverse управляется сообществом и включает в себя массу игр на основе блокчейна, задействующих технологии DeFi. Экосистема дает возможность играть и зарабатывать, есть вознаграждения пользователей за активное участие. MOMOverse оснащена игровым конструктором, NFT-маркетплейсом, системой стейкинга МBOX, фермами NFT. Система DAO (децентрализованной автономной организации) будет полностью запущена в ближайшем будущем.

B CryptoBlades игроки могут получать токены SKILL, когда сражаются с противниками и совершают внутриигровые рейды. При помощи этих токенов игроки могут также улучшать свой игровой процесс, нанимать дополнительных персонажей, создавать оружие, тем самым повышая общую мощность в игре с метавселенной CryptoBlades. Cам игровой процесс достаточно простой. Есть четыре основных элемента: Огонь, Земля, Молния и Вода. Каждое оружие, персонаж и т.д. относятся к определенному элементу. Вода побеждает огонь, то же самое по аналогии и с другими элементами. Конечно, есть и другие факторы, которые могут увеличить или уменьшить вероятность победы.

Метавселенные. Зачем они нужны и что стоит освоить, чтобы не пропустить будущее?

Если вы хотите не просто много узнать, а много заработать и даже сделать состояние, важно разглядеть то, как будет выглядеть мир через 10-20 лет.

Естественно, крипта и отдельные ее направления также будет занимать в этом новом мире будут определенную часть.

Начнем с того, откуда вообще взялся термин.

Его придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 в романе Snow Crash (Лавина), там писатель описывал общий цифровой мир с дополненной реальностью, называя метавселенной следующую стадию развития интернета, в котором объединены ваше физическое присутствие с дополненной и виртуальной реальностью. Иными словами, все как в фильме «Первому игроку приготовиться», который тоже был снят по научно-фантастическому роману Эрнеста Кляйна, опубликованному в 2011.

Нет, все будет по-другому=)

Метавселенная – это не только про игрушки, это про постоянное существование в онлайне, и отдых, и работа, и решение бытовых задач. По сути, для многих это и сейчас происходит, только без эффекта постоянного присутствия. А метавселеная с помощью VR и AR технологий дает такой эффект. И вас уже не окружают стены офиса, кафе или собственной комнаты, а другой мир и люди (их аватары) вокруг.

Простой пример, вот в этом момент мы наблюдаем за крипторынком, получаем образование, черпаем идеи (в Телеграм канале), и представьте, что сейчас мы вас пригласим в некое место (zoom) для какой-то презентации или вебинара (например, для того, что показать, как пользоваться криптоботом, который дает 900% годовых). Интересно?

Да, многие найдут время и зайдут. А теперь представьте:

— что вместо Телеграм канала мы находимся с вами на солнечном острове в индийском океане — вместо навигации по тегам перед вашими глазами мелькают блоки экранов #Рынок, #Идеи #Трейдинг и т.д.

— вместо конференции в zoom в 2D вокруг вас находятся такие же люди (аватары с их образами, реальные лица, фигуры, пол и возраст неизвестны или известны, кому хочется)

— вместо текста, который читаете, вам доносит информацию красивая стройная девушка или мужчина, кому что=) и субтитры мелькают над их головой.

— вместо серого вида за окном у вас солнце и пальмы.

— вы не просматриваете контент, вы находитесь внутри него.

— хотите встретиться с другом с другого конца планеты? Пригласите его к себе домой и в качестве голограммы и он будет сидеть за вашим столом

— хотите сходить на концерт в другом городе? Просто наденьте очки и авторизуйтесь в нужной метавселенной

— у вас кафе, доставка цветов или любой другой бизнес? Вы просто не можете позволить себе не иметь кусочек земли в этой метавселенной (как сейчас, страницу в Instagram, или группу в Facebook). Иначе конкурент заберет все продажи, потому что у него можно будет вместо фото на сайте увидеть реальный размер блюда или рельеф цветов. И процесс покупки будет гораздо интересней.

Интересно было по потреблять инфо в таком виде? А работать, проводить совещания? И конечно же играть, общаться, искать или что-то делать в интернете. Ответ очевиден.

Частично это уже происходит, а также продолжит свое развитие во всех сферах:

1. В медицине появится возможность полностью визуализировать организм, моделировать хирургическое вмешательство, прогнозировать развитие каких-либо процессов.

2. В строительство от более детального и точного проектирования объектов до удаленного контроля хода строительства.

3. В образовании активно будет применяться повсеместно примерно тем же образом, что сейчас в обучении пилотов.

4. В интернете теперь можно будет не только почитать и посмотреть, но и потрогать, переместиться из одной точки виртуального пространства в другую. От маркетпелйсов с товарами, до соц сетей, чатов, форумов, и т.д.

VR – виртуальная реальность, здесь все понятно, это обычна визуализация виртуального мира, пример – компьютерные игры

AR – дополненная реальность, пример — игра Pokemon Go, когда при наведении камеры на реальные объекты появляются виртуальные

MR – смешанная реальность, когда, например создается виртуальный проект – здание и в нем можно что-то изменять, перемещаться и т.д. Среди этих технологий симуляционное обучение, технологии отображения на лобовых стеклах в авто и т.д.

Огромные вычислительные мощности, быстрые протоколы связи, производительные графические движки – вся эта инфраструктура должна совершить скачок для качественного функционирования метавселенных.

1. Производителей оборудования для пользователей. VR-шлемы, очки, тактильная одежда, датчики и т.д.

2. Все, что связано с высокоскоростным интернетом.

3. Оборудование для высоких вычислений. Процессоры, чипы, обработка графики, рендеринг, проекции, синхронизация и т.д.

4. Производителей контента. Разработчики игр, объектов, дизайн.

5. Софт для хранения, анализа, управления данными о пользователях, их действиях и информацией, технологии искусственного интеллекта.

1. Epic Games с игрой Fortnite. В игре проходят концерты, которые одновременно смотрят десятки миллионов игроков. Игроки могут одеваться в брендовые костюмы и создавать свой контент.

2. Microsoft через платформу Mesh позволят работать в виртуальном пространстве, когда коллеги, находясь в разном пространстве, могут через цифровые аватары взаимодействовать с виртуальными объектами.

3. Facebook создает метавселенную Horizon, проектирует Infinite Office – виртуальный офис для работы из дома, модернизирует VR-гарнитуры Oculus.

Важно понимать, что точно никто не может спрогнозировать, как метавселенные будут выглядеть, кто станет лидером на этом рынке и сколько времени на это уйдет. Все согласны в одном, на это понадобится не один и не 2 года, скорее всего 5-10 лет. Но наша логика очень простая:

1. Статистически все задумки человечества рано или поздно превращались в реальность, от электрической лампочки накаливания до полетов в космос И идея реализации метавселенной выглядет простой относительно того, что умные головы этой планеты реализовали ранее, тем более учитывая огромное количество технологий, которые уже существуют для этого и факт того, что в какой-то части эта идея уже реализована.

2. Над этой идеей сконцентрированы огромные капиталы одних из самых дорогих компаний мира и лучшие умы в этих отраслях.

3. Реализация этой идеи позволит этим корпорациям заработать не только огромные капиталы, но и усилить свое политическое влияние. Это объясняет их высокую мотивацию.

Крипта – неотъемлемая часть инфраструктуры метавселенных. Сам Марк Цукерберг заявил, что при разработке метавселенной они с командой будут уделять повышенное внимание поддержке криптовалют и NFT. И на данный момент видится большая роль не сколько криптовалют, а блокчейнов. А именно:

1. Блокчейн закрывает вопрос подтверждения владением теми или иными виртуальными предметами (аватарами, частью одежды, авто и многое другое).

2. Внутренние валюты игр, которые существуют сейчас, небезопасны и не так надежны, как решения на блокчейне, именно поэтому пользователи не готовы хранить свои активы в них. А если еще и стоит вопрос заработка в метавселенных, как, например, сейчас зарабатывают в игре Axie Infinity, тем более никто не готов доверять централизованным валютам от разработчиков игр. Крипта благодаря блокчейну закрывает вопрос безопасности.

3. Подтверждение качества. Благодаря NFT можно понять, что тот или иной товар уникален, был создан таким-то пользователем/компанией в такое-то время, можно будет посмотреть историю владельцев и легко будет выявить подделку.

4. Демократия и управление. Принцип DAO (децентрализованных платформ, регулированием которых занимаются сами же пользователи через голосование), возможный благодаря блокчейну, актуален и для метавселенных. Если в реальной жизни мы можем голосовать за смену управляющей компании в доме или за мэра города, то и в метавселенных это также актуальный вопрос.

5. Доступность и простота. Чтобы интегрироваться в метавселенную и покупать/продавать товары или услуги, нужны счета и кошельки. В реальном мире для этого в большей степени сегодня мы используем банки, где нужно предоставлять паспорта для обслуживания. В метавселенных будут доминировать децентрализованные финансы, даже скорее всего, только они и будут существовать. Для обмена, покупки, продажи, кроме кошелька ничего не нужно, а для верификации в нем нужен только пароль и сид фраза.

6. Кроссплатформенность. Блокчейнов много и они должны взаимодействовать друг с другом. Сегодня этот вопрос в большей степени мы закрываем тем, что имеем разные кошельки в разных сетях и т.д. Но инфраструктурные проекты, которые позволяют обмениваться ценностями из разных сетей, активно развиваются и еще более актуальны будут в метавселенных.

1. #ETH, Ethereum – самый крупный блокчейн в DeFi, на данный момент в его экосистеме заблокировано около $28 млрд. Это надежная технология, которая давно доказала свою состоятельность и продолжает активное развитие в DeFi. Не так давно прошедший хардфорк London снизил размер комиссий и запустил механизм сжигания монет, благодаря которому запустилась дефляция и курс будет стабильно расти. А планируемый в 2022 форк Serenity должен еще больше увеличить безопасность.

2. #SOL, Solana – преимущество которой перед Ethereum в скорости, более низких комиссиях. Если не углубляться сейчас под капот Solana, коротко можно сказать, что это условно продвинутая версия Ethereum, правда еще не такая зрелая.

3. #DOT, Polkadot — как проект, закрывающий вопросы кроссплатформенности. Это инфраструктура, ставка на которую видится нам наиболее выигрышной в долгосроке. На краткосрочной дистанции сразу 28 октября в момент объявления о переименовании Facebook в Meta взлетели:

— #MANA +384% за 3 дня с момента объявления. Это токен игры Decentraland, реализующей частично идею метавселенной.

— #SAND +321% за 5 дней с момента объявления, это токен метавсленной Sandbox В сухом остатке на наших глазах развивается новый мир, и крипта уже от закрытия минусов действующей мировой финансовой системы обретает новую фундаментальную ценность – часть инфраструктуры нового цифровой мира.

Хотя Цукерберг прямым текстом указал на то, что будет работать над поддержкой существующих проектов, тем самым закрывая этот риск. Инвестиции в отдельные уже существующие метавселенные видятся нам не таким очевидными, так как их успех в долгосрочном периоде зависит от того, как успешно они смогут конкурировать с мировыми ИТ гигантами. Хотя вероятен и сценарий не конкуренции, а их интеграции в эту новую среду. Отдельная большая тема – инвестиции в земли в метавселенных, но об этом мы уже расскажем в другой раз.

Переходите в наш Инстаграм и получайте еще больше полезного ситуативного контента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *