Что такое нейрон в нейронной сети
Перейти к содержимому

Что такое нейрон в нейронной сети

  • автор:

Глубокие нейросети: руководство для начинающих

Victoria Likhanova

ИИ уже успел достаточно нашуметь — о нейросетях сейчас знают и в научной среде, и в бизнесе. Вам наверняка случалось читать, что совсем скоро ваши рабочие процессы уже не будут прежними из-за какой-нибудь формы ИИ или нейросети. И вы, я уверен, слышали (пусть и не всё) о глубоких нейронных сетях и глубоком обучении.

В этой статье я приведу самые короткие, но эффективные способы понять, что такое глубокие нейронные сети, а также расскажу о том, как внедрить их с помощью библиотеки PyTorch.

Определение глубоких нейросетей (глубокого обучения) для новичков

Попытка 1

Глубокое обучение — это подраздел машинного обучения в искусственном интеллекте (ИИ), алгоритмы которого основаны на биологической структуре и функционировании мозга и призваны наделить машины интеллектом.

Сложно звучит? Давайте разобьём это определение на отдельные слова и составим более простое объяснение. Начнём с искусственного интеллекта, или ИИ.

Искусственный интеллект (ИИ) в наиболее широком смысле — это разум, встроенный в машину. Обычно машины глупые, поэтому, чтобы сделать их умнее, мы внедряем в них интеллект — в результате машина может самостоятельно принимать решения. К примеру, стиральная машина определяет необходимый объём воды, а также требуемое время для замачивания, стирки и отжима. Таким образом, она принимает решение, основываясь на конкретных вводных условиях, а значит делает свою работу разумнее. Или, например, банкомат, который выдаёт нужную вам сумму, составляя правильную комбинацию из имеющихся в нём банкнот. Такой интеллект внедряется в машины искусственным путём — отсюда и название “искусственный интеллект”.

Важно отметить, что интеллект здесь запрограммирован явно, то есть создан на основе подробного списка правил вида “если…, то…”. Инженер-проектировщик тщательно продумал все возможные комбинации и создал систему, которая принимает решения, проходясь по цепочке правил. А что если нам нужно внедрить интеллект в машину без явного программирования, то есть, чтобы машина училась сама? Здесь-то мы и подходим к теме машинного обучения.

Машинное обучение — это процесс внедрения интеллекта в систему или машину без явного программирования.

— Эндрю Ын, адъюнкт-профессор Стэнфордского университета

Примером машинного обучения могла бы стать система, предсказывающая результат экзамена на основе предыдущих результатов и характеристик студента. В этом случае решение о том, сдаст студент экзамен или нет, основывалось бы не на подробном списке всех возможных правил — напротив, система обучалась бы сама, отслеживая паттерны в предыдущих наборах данных.

Так где же в этом контексте место глубокого обучения? Машинное обучение успешно решает многие вопросы, но порой не может справиться с задачами, которые кажутся людям очень простыми. К примеру, оно не может отличить кошку от собаки на картинке или мужской голос от женского на аудиозаписи и т. п. Результаты применения машинного обучения чаще всего плохие при обработке изображений, аудио и других типов неструктурированных данных. При поиске причин таких результатов пришло озарение — идея скопировать биологические процессы человеческого мозга, который состоит из миллиардов нейронов, связанных и скоординированных между собой особым образом для изучения нового. Изучение нейронных сетей шло одновременно с этим уже несколько лет, но прогресс был небольшим из-за ограничений в данных и вычислительных мощностях того времени. Когда машинное обучение и нейросети были достаточно изучены, появилось глубокое обучение, которое предполагало создание глубоких нейронных сетей, то есть произвольных нейросетей с гораздо большим количеством слоёв.

Теперь давайте вновь взглянем на определение глубокого обучения.

Попытка 2

Глубокое обучение — это раздел машинного обучения и искусственного интеллекта с алгоритмами, основанными на деятельности человеческого мозга и призванными внедрить интеллект в машину без явного программирования.

Стало гораздо понятнее, правда? 🙂

Там, где машинное обучение не справлялось, глубокое обучение применялось успешно. С течением времени проводились дополнительные исследования и эксперименты, позволившие понять, для каких ещё задач мы можем задействовать глубокое обучение и получать качественные результаты при достаточном объёме данных. Глубокое обучение стали широко использовать для решения прогностических задач, не ограничивая его применение машинным распознаванием образов, речи и т. п.

Какие задачи глубокое обучение решает сегодня?

С появлением экономически эффективных вычислительных мощностей и накопителей данных глубокое обучение проникло во все цифровые аспекты нашей повседневной жизни. Вот несколько примеров цифровых продуктов из обычной жизни, в основе которых лежит глубокое обучение:

  • популярные виртуальные помощники Siri/Alexa/Google Assistant;
  • предложение отметить друга на только что загруженной фотографии в Facebook;
  • автономное вождение в автомобилях Tesla;
  • фильтр с кошачьими мордами в Snapchat;
  • рекомендации в Amazon и Netflix;
  • недавно выпущенные, но получившие вирусную популярность приложения для обработки фото — FaceApp и Prisma.

Возможно, вы уже пользовались приложениями с применением глубокого обучения и просто не знали об этом.

Глубокое обучение проникло буквально во все отрасли. К примеру, в здравоохранении с его помощью диагностируют онкологию и диабет, в авиации — оптимизируют парки воздушных судов, в нефтегазовой индустрии— проводят профилактическое техобслуживание оборудования, в банковской и финансовой сферах — отслеживают мошеннические действия, в розничной торговле и телекоммуникациях — прогнозируют отток клиентов и т. д. Эндрю Ын верно назвал ИИ новым электричеством: подобно тому, как электричество в своё время изменило мир, ИИ также изменит практически всё в ближайшем будущем.

Из чего состоит глубокая нейронная сеть?

Упрощённая версия глубокой нейросети может быть представлена как иерархическая (слоистая) структура из нейронов (подобно нейронам в мозге), связанных с другими нейронами. На основе входных данных одни нейроны передают команду (сигнал) другим и таким образом формируют сложную сеть, которая обучается с помощью определённого механизма обратной связи. На диаграмме ниже изображена глубокая нейронная сеть с количеством слоёв N.

Как видно на рисунке выше, входные данные передаются нейронам на первом (не скрытом) слое, они в свою очередь передают выходные данные нейронам на следующем слое и так далее до финального выхода. Выход может представлять собой прогноз (вроде “Да”/“Нет”), представленный через вероятность. На каждом слое может быть один или множество нейронов, каждый из которых вычисляет небольшую функцию, функцию активации. Эта функция имитирует передачу сигнала последующим, связанным с предыдущими, нейронам. Если результат входных нейронов превышает порог, выходное значение просто игнорируется и передаётся дальше. Связь между двумя нейронами соседних слоёв имеет вес. Вес определяет влияние входных данных на выход для следующего нейрона и последующий финальный выход. Начальные веса нейросети случайные, однако в процессе обучения модели они постоянно обновляются и обучаются предсказывать верное выходное значение. В процессе анализа нейросети можно обнаружить несколько логических структурных элементов (нейрон, слой, вес, вход, выход, функция активации и наконец механизм обучения, или оптимизатор), которые помогают ей постепенно заменять веса (изначально со случайными значениями) на более подходящие для точного прогноза выхода.

Для более ясного понимания давайте рассмотрим, как человеческий мозг учится различать людей. Когда вы встречаете человека во второй раз, то узнаёте его. Как так получается? У всех людей схожее строение: два глаза, два уха, нос, губы и т. д. Все одинаково устроены, и, тем не менее, различать людей нам довольно легко, не так ли?

Природа процесса обучения человеческого мозга довольно очевидна. Вместо того чтобы для узнавания людей изучать структуру лица, мы изучаем отклонения от типичного лица, то есть то, насколько сильно отличаются глаза конкретного человека от типичного глаза. Далее эта информация преобразуется в электрический сигнал определённой силы. Подобным же образом изучаются отклонения всех остальных частей лица от типичных. Все эти отклонения в итоге собираются в новые признаки и дают выходное значение. Всё описанное происходит за доли секунды, и мы просто не успеваем понять, что произошло в нашем подсознании.

Как показано выше, нейросеть пытается имитировать тот же процесс, используя математический подход. Входные данные принимаются нейронами первого слоя, и в каждом нейроне вычисляется функция активации. На основе простого правила нейрон передаёт выходное значение следующему нейрону, подобно тому, как человеческий мозг изучает отклонения. Чем больше выход нейрона, тем большее значение имеет соответствующий входной признак. На последующем слое эти признаки объединяются в новые, которые имеют пока непонятную для нас форму, но система обучается им интуитивно. Повторённый множество раз этот процесс приводит к формированию сложной сети со связями.

Теперь, когда структура нейросетей понятна, давайте разберёмся, как происходит обучение. Из входных данных, которые мы предоставляем сети, на выходе получается прогноз (с серией матричных умножений), который может быть верным или неверным. В зависимости от выхода мы можем потребовать от сети более точных прогнозов, и система будет обучаться, меняя значения весов для нейронных связей. Чтобы правильно дать сети обратную связь и определить следующий шаг для внесения изменений, мы используем элегантный математический алгоритм “обратного распространения ошибок”. Повторение процесса шаг за шагом несколько раз с нарастающим объёмом данных позволяет нейросети обновлять веса соответствующим образом и создаёт систему, в которой сеть может делать прогноз на основе созданных ею через веса и связи правил.

Название “глубокие нейронные сети” пошло от использования множества скрытых слоёв, которые и делают нейросеть “глубокой”, способной обучаться более сложным паттернам. Истории успешного применения глубокого обучения только-только начали появляться в последние годы, ведь процесс обучения нейронной сети сложный по части вычислений и требует больших объёмов данных. Эксперименты наконец увидели свет, только когда возможности вычисления и хранения данных стали более доступными.

Какие есть популярные фреймворки для глубокого обучения?

Учитывая то, что внедрение глубокого обучения прошло быстрыми темпами, прогресс экосистемы для него также стал феноменальным. Благодаря множеству крупных технологических компаний и проектов с открытым исходным кодом вариантов для выбора более чем достаточно. Эти фреймворки глубокого обучения предоставляют блоки кода для многократного использования, из которых можно составить описанные выше логические блоки, а также несколько удобных дополнительных модулей для создания модели глубокого обучения.

Все доступные варианты фреймворков глубокого обучения можно разделить на низкоуровневые и высокоуровневые. Пусть такая терминология и не принята в этой области, но мы можем использовать это разделение, чтобы облегчить себе понимание фреймворков. Низкоуровневые фреймворки предлагают более базовый функционал для абстракции, который в то же время даёт массу возможностей для кастомизации и трансформации. Высокоуровневые фреймворки упрощают нам работу своей более продвинутой абстракцией, но ограничивают нас во внесении изменений. Высокоуровневые фреймворки используют низкоуровневые на бэкенде и в процессе работы конвертируют источник в желаемый низкоуровневый фреймворк для выполнения. Ниже приведены несколько вариантов популярных фреймворков для глубокого обучения.

Низкоуровневые фреймворки:

  1. TensorFlow
  2. MxNet
  3. PyTorch

Высокоуровневые фреймворки:

  1. Keras (использует TensorFlow на бэкенде)
  2. Gluon (использует MxNet на бэкенде)

Самый популярный сейчас фреймворк — TensorFlow от Google. Keras также довольно популярен благодаря быстрому прототипированию моделей глубокого обучения и, следовательно, упрощению работы. PyTorch от Facebook — ещё один фреймворк, который стремительно догоняет конкурентов. PyTorch может стать прекрасным выбором для многих специалистов по ИИ: он затрачивает меньше времени на обучение, чем TensorFlow, и может легко применяться на всех этапах создания модели глубокого обучения — от прототипирования до внедрения.

В этом руководстве для внедрения небольшой нейросети мы предпочтём именно PyTorch. Но прежде чем сделать свой выбор фреймворка изучите и другие варианты. В этой статье (eng) приводится отличное сравнение и детальное описание разных фреймворков — это поможет вам в выборе. Однако в ней нет введения в PyTorch — для этого я рекомендую ознакомиться с официальной документацией.

Создание небольшой нейронной сети с PyTorch

Вкратце изучив тему, мы можем приступить к созданию простой нейронной сети с помощью PyTorch. В этом примере мы генерируем набор фиктивных данных, которые имитируют сценарий классификации с 32 признаками (колонки) и 6000 образцов (строки). Набор данных обрабатывается с помощью функции randn в PyTorch.

Этот код вы также можете найти на Github.

Заключение

Целью этой статьи было вкратце познакомить новичков с глубокими нейросетями, объяснив тему простым языком. Упрощение математических расчётов и полное сосредоточение на функциональности позволит максимально эффективно использовать глубокое обучение для современных бизнес-проектов.

Нейронные сети для начинающих. Часть 1

image

Привет всем читателям Habrahabr, в этой статье я хочу поделиться с Вами моим опытом в изучении нейронных сетей и, как следствие, их реализации, с помощью языка программирования Java, на платформе Android. Мое знакомство с нейронными сетями произошло, когда вышло приложение Prisma. Оно обрабатывает любую фотографию, с помощью нейронных сетей, и воспроизводит ее с нуля, используя выбранный стиль. Заинтересовавшись этим, я бросился искать статьи и «туториалы», в первую очередь, на Хабре. И к моему великому удивлению, я не нашел ни одну статью, которая четко и поэтапно расписывала алгоритм работы нейронных сетей. Информация была разрознена и в ней отсутствовали ключевые моменты. Также, большинство авторов бросается показывать код на том или ином языке программирования, не прибегая к детальным объяснениям.

Поэтому сейчас, когда я достаточно хорошо освоил нейронные сети и нашел огромное количество информации с разных иностранных порталов, я хотел бы поделиться этим с людьми в серии публикаций, где я соберу всю информацию, которая потребуется вам, если вы только начинаете знакомство с нейронными сетями. В этой статье, я не буду делать сильный акцент на Java и буду объяснять все на примерах, чтобы вы сами смогли перенести это на любой, нужный вам язык программирования. В последующих статьях, я расскажу о своем приложении, написанном под андроид, которое предсказывает движение акций или валюты. Иными словами, всех желающих окунуться в мир нейронных сетей и жаждущих простого и доступного изложения информации или просто тех, кто что-то не понял и хочет подтянуть, добро пожаловать под кат.

Первым и самым важным моим открытием был плейлист американского программиста Джеффа Хитона, в котором он подробно и наглядно разбирает принципы работы нейронных сетей и их классификации. После просмотра этого плейлиста, я решил создать свою нейронную сеть, начав с самого простого примера. Вам наверняка известно, что когда ты только начинаешь учить новый язык, первой твоей программой будет Hello World. Это своего рода традиция. В мире машинного обучения тоже есть свой Hello world и это нейросеть решающая проблему исключающего или(XOR). Таблица исключающего или выглядит следующим образом:

a b c
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 0

Соответственно, нейронная сеть берет на вход два числа и должна на выходе дать другое число — ответ. Теперь о самих нейронных сетях.

Что такое нейронная сеть?

image

Нейронная сеть — это последовательность нейронов, соединенных между собой синапсами. Структура нейронной сети пришла в мир программирования прямиком из биологии. Благодаря такой структуре, машина обретает способность анализировать и даже запоминать различную информацию. Нейронные сети также способны не только анализировать входящую информацию, но и воспроизводить ее из своей памяти. Заинтересовавшимся обязательно к просмотру 2 видео из TED Talks: Видео 1, Видео 2). Другими словами, нейросеть это машинная интерпретация мозга человека, в котором находятся миллионы нейронов передающих информацию в виде электрических импульсов.

Какие бывают нейронные сети?

Пока что мы будем рассматривать примеры на самом базовом типе нейронных сетей — это сеть прямого распространения (далее СПР). Также в последующих статьях я введу больше понятий и расскажу вам о рекуррентных нейронных сетях. СПР как вытекает из названия это сеть с последовательным соединением нейронных слоев, в ней информация всегда идет только в одном направлении.

Для чего нужны нейронные сети?

Нейронные сети используются для решения сложных задач, которые требуют аналитических вычислений подобных тем, что делает человеческий мозг. Самыми распространенными применениями нейронных сетей является:

Классификация — распределение данных по параметрам. Например, на вход дается набор людей и нужно решить, кому из них давать кредит, а кому нет. Эту работу может сделать нейронная сеть, анализируя такую информацию как: возраст, платежеспособность, кредитная история и тд.

Предсказание — возможность предсказывать следующий шаг. Например, рост или падение акций, основываясь на ситуации на фондовом рынке.

Распознавание — в настоящее время, самое широкое применение нейронных сетей. Используется в Google, когда вы ищете фото или в камерах телефонов, когда оно определяет положение вашего лица и выделяет его и многое другое.

Теперь, чтобы понять, как же работают нейронные сети, давайте взглянем на ее составляющие и их параметры.

Что такое нейрон?

image

Нейрон — это вычислительная единица, которая получает информацию, производит над ней простые вычисления и передает ее дальше. Они делятся на три основных типа: входной (синий), скрытый (красный) и выходной (зеленый). Также есть нейрон смещения и контекстный нейрон о которых мы поговорим в следующей статье. В том случае, когда нейросеть состоит из большого количества нейронов, вводят термин слоя. Соответственно, есть входной слой, который получает информацию, n скрытых слоев (обычно их не больше 3), которые ее обрабатывают и выходной слой, который выводит результат. У каждого из нейронов есть 2 основных параметра: входные данные (input data) и выходные данные (output data). В случае входного нейрона: input=output. В остальных, в поле input попадает суммарная информация всех нейронов с предыдущего слоя, после чего, она нормализуется, с помощью функции активации (пока что просто представим ее f(x)) и попадает в поле output.

Важно помнить, что нейроны оперируют числами в диапазоне [0,1] или [-1,1]. А как же, вы спросите, тогда обрабатывать числа, которые выходят из данного диапазона? На данном этапе, самый простой ответ — это разделить 1 на это число. Этот процесс называется нормализацией, и он очень часто используется в нейронных сетях. Подробнее об этом чуть позже.

Что такое синапс?

Синапс это связь между двумя нейронами. У синапсов есть 1 параметр — вес. Благодаря ему, входная информация изменяется, когда передается от одного нейрона к другому. Допустим, есть 3 нейрона, которые передают информацию следующему. Тогда у нас есть 3 веса, соответствующие каждому из этих нейронов. У того нейрона, у которого вес будет больше, та информация и будет доминирующей в следующем нейроне (пример — смешение цветов). На самом деле, совокупность весов нейронной сети или матрица весов — это своеобразный мозг всей системы. Именно благодаря этим весам, входная информация обрабатывается и превращается в результат.

Важно помнить, что во время инициализации нейронной сети, веса расставляются в случайном порядке.

Как работает нейронная сеть?

В данном примере изображена часть нейронной сети, где буквами I обозначены входные нейроны, буквой H — скрытый нейрон, а буквой w — веса. Из формулы видно, что входная информация — это сумма всех входных данных, умноженных на соответствующие им веса. Тогда дадим на вход 1 и 0. Пусть w1=0.4 и w2 = 0.7 Входные данные нейрона Н1 будут следующими: 1*0.4+0*0.7=0.4. Теперь когда у нас есть входные данные, мы можем получить выходные данные, подставив входное значение в функцию активации (подробнее о ней далее). Теперь, когда у нас есть выходные данные, мы передаем их дальше. И так, мы повторяем для всех слоев, пока не дойдем до выходного нейрона. Запустив такую сеть в первый раз мы увидим, что ответ далек от правильно, потому что сеть не натренирована. Чтобы улучшить результаты мы будем ее тренировать. Но прежде чем узнать как это делать, давайте введем несколько терминов и свойств нейронной сети.

Функция активации

Функция активации — это способ нормализации входных данных (мы уже говорили об этом ранее). То есть, если на входе у вас будет большое число, пропустив его через функцию активации, вы получите выход в нужном вам диапазоне. Функций активации достаточно много поэтому мы рассмотрим самые основные: Линейная, Сигмоид (Логистическая) и Гиперболический тангенс. Главные их отличия — это диапазон значений.

Линейная функция

Эта функция почти никогда не используется, за исключением случаев, когда нужно протестировать нейронную сеть или передать значение без преобразований.

Это самая распространенная функция активации, ее диапазон значений [0,1]. Именно на ней показано большинство примеров в сети, также ее иногда называют логистической функцией. Соответственно, если в вашем случае присутствуют отрицательные значения (например, акции могут идти не только вверх, но и вниз), то вам понадобиться функция которая захватывает и отрицательные значения.

Гиперболический тангенс

Имеет смысл использовать гиперболический тангенс, только тогда, когда ваши значения могут быть и отрицательными, и положительными, так как диапазон функции [-1,1]. Использовать эту функцию только с положительными значениями нецелесообразно так как это значительно ухудшит результаты вашей нейросети.

Тренировочный сет

Тренировочный сет — это последовательность данных, которыми оперирует нейронная сеть. В нашем случае исключающего или (xor) у нас всего 4 разных исхода то есть у нас будет 4 тренировочных сета: 0xor0=0, 0xor1=1, 1xor0=1,1xor1=0.

Итерация

Это своеобразный счетчик, который увеличивается каждый раз, когда нейронная сеть проходит один тренировочный сет. Другими словами, это общее количество тренировочных сетов пройденных нейронной сетью.

Эпоха

При инициализации нейронной сети эта величина устанавливается в 0 и имеет потолок, задаваемый вручную. Чем больше эпоха, тем лучше натренирована сеть и соответственно, ее результат. Эпоха увеличивается каждый раз, когда мы проходим весь набор тренировочных сетов, в нашем случае, 4 сетов или 4 итераций.

Важно не путать итерацию с эпохой и понимать последовательность их инкремента. Сначала n
раз увеличивается итерация, а потом уже эпоха и никак не наоборот. Другими словами, нельзя сначала тренировать нейросеть только на одном сете, потом на другом и тд. Нужно тренировать каждый сет один раз за эпоху. Так, вы сможете избежать ошибок в вычислениях.

Ошибка

Ошибка — это процентная величина, отражающая расхождение между ожидаемым и полученным ответами. Ошибка формируется каждую эпоху и должна идти на спад. Если этого не происходит, значит, вы что-то делаете не так. Ошибку можно вычислить разными путями, но мы рассмотрим лишь три основных способа: Mean Squared Error (далее MSE), Root MSE и Arctan. Здесь нет какого-либо ограничения на использование, как в функции активации, и вы вольны выбрать любой метод, который будет приносить вам наилучший результат. Стоит лишь учитывать, что каждый метод считает ошибки по разному. У Arctan, ошибка, почти всегда, будет больше, так как он работает по принципу: чем больше разница, тем больше ошибка. У Root MSE будет наименьшая ошибка, поэтому, чаще всего, используют MSE, которая сохраняет баланс в вычислении ошибки.

Принцип подсчета ошибки во всех случаях одинаков. За каждый сет, мы считаем ошибку, отняв от идеального ответа, полученный. Далее, либо возводим в квадрат, либо вычисляем квадратный тангенс из этой разности, после чего полученное число делим на количество сетов.

Задача

Теперь, чтобы проверить себя, подсчитайте результат, данной нейронной сети, используя сигмоид, и ее ошибку, используя MSE.

Данные: I1=1, I2=0, w1=0.45, w2=0.78 ,w3=-0.12 ,w4=0.13 ,w5=1.5 ,w6=-2.3.

H1input = 1*0.45+0*-0.12=0.45
H1output = sigmoid(0.45)=0.61

H2input = 1*0.78+0*0.13=0.78
H2output = sigmoid(0.78)=0.69

O1input = 0.61*1.5+0.69*-2.3=-0.672
O1output = sigmoid(-0.672)=0.33

O1ideal = 1 (0xor1=1)

Результат — 0.33, ошибка — 45%.

Большое спасибо за внимание! Надеюсь, что данная статья смогла помочь вам в изучении нейронных сетей. В следующей статье, я расскажу о нейронах смещения и о том, как тренировать нейронную сеть, используя метод обратного распространения и градиентного спуска.

Нейронные сети, перцептрон

Искусственная нейронная сеть (ИНС) (англ. Artificial neural network (ANN)) — упрощенная модель биологической нейронной сети, представляющая собой совокупность искусственных нейронов, взаимодействующих между собой.

Основные принципы работы нейронных сетей были описаны еще в 1943 году Уорреном Мак-Каллоком и Уолтером Питтсом [1] . В 1957 году нейрофизиолог Фрэнк Розенблатт разработал первую нейронную сеть [2] , а в 2010 году большие объемы данных для обучения открыли возможность использовать нейронные сети для машинного обучения.

На данный момент нейронные сети используются в многочисленных областях машинного обучения и решают проблемы различной сложности.

Содержание

Структура нейронной сети

Хорошим примером биологической нейронной сети является человеческий мозг. Наш мозг — сложнейшая биологическая нейронная сеть, которая принимает информацию от органов чувств и каким-то образом ее обрабатывает (узнавание лиц, возникновение ощущений и т.д.). Мозг же, в свою очередь, состоит из нейронов, взаимодействующих между собой.

Для построения искусственной нейронной сети будем использовать ту же структуру. Как и биологическая нейронная сеть, искусственная состоит из нейронов, взаимодействующих между собой, однако представляет собой упрощенную модель. Так, например, искусственный нейрон, из которых состоит ИНС, имеет намного более простую структуру: у него есть несколько входов, на которых он принимает различные сигналы, преобразует их и передает другим нейронам. Другими словами, искусственный нейрон — это такая функция [math]\mathbb^n \rightarrow \mathbb[/math] , которая преобразует несколько входных параметров в один выходной.

Как видно на рисунке справа, у нейрона есть [math]n[/math] входов [math]x_i[/math] , у каждого из которого есть вес [math]w_i[/math] , на который умножается сигнал, проходящий по связи. После этого взвешенные сигналы [math]x_i \cdot w_i[/math] направляются в сумматор, который аггрегирует все сигналы во взвешенную сумму. Эту сумму также называют [math]net[/math] . Таким образом, [math]net = \sum_^ w_i \cdot x_i = w^T \cdot x[/math] .

Просто так передавать взвешенную сумму [math]net[/math] на выход достаточно бессмысленно — нейрон должен ее как-то обработать и сформировать адекватный выходной сигнал. Для этих целей используют функцию активации, которая преобразует взвешенную сумму в какое-то число, которое и будет являться выходом нейрона. Функция активации обозначается [math]\phi(net)[/math] . Таким образом, выходов искусственного нейрона является [math]\phi(net)[/math] .

Для разных типов нейронов используют самые разные функции активации, но одними из самых популярных являются:

  • Функция единичного скачка. Если [math]net \gt threshold[/math] , [math]\phi(net) = 1[/math] , а иначе [math]0[/math] ;
  • Сигмоидальная функция. [math]\phi(net) = \frac<1><1 + exp(-a \cdot net)>[/math] , где параметр [math]a[/math] характеризует степень крутизны функции;
  • Гиперболический тангенс. [math]\phi(net) = tanh(\frac)[/math] , где параметр [math]a[/math] также определяет степень крутизны графика функции;
  • Rectified linear units (ReLU). [math]ReLU(x) = \begin x & x \geq 0 \\ 0 & x \lt 0 \end = \max(x, 0)[/math] .

Виды нейронных сетей

Разобравшись с тем, как устроен нейрон в нейронной сети, осталось понять, как их в этой сети располагать и соединять.

Как правило, в большинстве нейронных сетей есть так называемый входной слой, который выполняет только одну задачу — распределение входных сигналов остальным нейронам. Нейроны этого слоя не производят никаких вычислений. В остальном нейронные сети делятся на основные категории, представленные ниже.

Однослойные нейронные сети

Однослойная нейронная сеть (англ. Single-layer neural network) — сеть, в которой сигналы от входного слоя сразу подаются на выходной слой, который и преобразует сигнал и сразу же выдает ответ.

Как видно из схемы однослойной нейронной сети, представленной справа, сигналы [math]x_1, x_2, \ldots x_n[/math] поступают на входной слой (который не считается за слой нейронной сети), а затем сигналы распределяются на выходной слой обычных нейронов. На каждом ребре от нейрона входного слоя к нейрону выходного слоя написано число — вес соответствующей связи.

Многослойные нейронные сети

Многослойная нейронная сеть (англ. Multilayer neural network) — нейронная сеть, состоящая из входного, выходного и расположенного(ых) между ними одного (нескольких) скрытых слоев нейронов.

Помимо входного и выходного слоев эти нейронные сети содержат промежуточные, скрытые слои. Такие сети обладают гораздо большими возможностями, чем однослойные нейронные сети, однако методы обучения нейронов скрытого слоя были разработаны относительно недавно.

Работу скрытых слоев нейронов можно сравнить с работой большого завода. Продукт (выходной сигнал) на заводе собирается по стадиям на станках. После каждого станка получается какой-то промежуточный результат. Скрытые слои тоже преобразуют входные сигналы в некоторые промежуточные результаты.

Сети прямого распространения

Сети прямого распространения (англ. Feedforward neural network) (feedforward сети) — искусственные нейронные сети, в которых сигнал распространяется строго от входного слоя к выходному. В обратном направлении сигнал не распространяется.

Все сети, описанные выше, являлись сетями прямого распространения, как следует из определения. Такие сети широко используются и вполне успешно решают определенный класс задач: прогнозирование, кластеризация и распознавание.

Однако сигнал в нейронных сетях может идти и в обратную сторону.

Сети с обратными связями

Сети с обратными связями (англ. Recurrent neural network) — искусственные нейронные сети, в которых выход нейрона может вновь подаваться на его вход. В более общем случае это означает возможность распространения сигнала от выходов к входам.

В сетях прямого распространения выход сети определяется входным сигналом и весовыми коэффициентами при искусственных нейронах. В сетях с обратными связями выходы нейронов могут возвращаться на входы. Это означает, что выход какого-нибудь нейрона определяется не только его весами и входным сигналом, но еще и предыдущими выходами (так как они снова вернулись на входы).

Обучение нейронной сети

Обучение нейронной сети — поиск такого набора весовых коэффициентов, при котором входной сигнал после прохода по сети преобразуется в нужный нам выходной.

Это определение «обучения нейронной сети» соответствует и биологическим нейросетям. Наш мозг состоит из огромного количества связанных друг с другом нейросетей, каждая из которых в отдельности состоит из нейронов одного типа (с одинаковой функцией активации). Наш мозг обучается благодаря изменению синапсов — элементов, которые усиливают или ослабляют входной сигнал.

Если обучать сеть, используя только один входной сигнал, то сеть просто «запомнит правильный ответ», а как только мы подадим немного измененный сигнал, вместо правильного ответа получим бессмыслицу. Мы ждем от сети способности обобщать какие-то признаки и решать задачу на различных входных данных. Именно с этой целью и создаются обучающие выборки.

Обучающая выборка — конечный набор входных сигналов (иногда вместе с правильными выходными сигналами), по которым происходит обучение сети.

После обучения сети, то есть когда сеть выдает корректные результаты для всех входных сигналов из обучающей выборки, ее можно использовать на практике. Однако прежде чем сразу использовать нейронную сеть, обычно производят оценку качества ее работы на так называемой тестовой выборке.

Тестовая выборка — конечный набор входных сигналов (иногда вместе с правильными выходными сигналами), по которым происходит оценка качества работы сети.

Само обучение нейронной сети можно разделить на два подхода: обучение с учителем [на 28.01.19 не создан] и обучение без учителя [на 28.01.19 не создан] . В первом случае веса меняются так, чтобы ответы сети минимально отличались от уже готовых правильных ответов, а во втором случае сеть самостоятельно классифицирует входные сигналы.

Перцептрон

Перцептрон (англ. Perceptron) — простейший вид нейронных сетей. В основе лежит математическая модель восприятия информации мозгом, состоящая из сенсоров, ассоциативных и реагирующих элементов.

История

Идею перцептрона предложил нейрофизиолог Фрэнк Розенблатт. Он предложил схему устройства, моделирующего процесс человеческого восприятия, и назвал его «перцептроном» (от латинского perceptio — восприятие). В 1960 году Розенблатт представил первый нейрокомпьютер — «Марк-1», который был способен распознавать некоторые буквы английского алфавита.

Таким образом перцептрон является одной из первых моделей нейросетей, а «Марк-1» — первым в мире нейрокомпьютером.

Описание

В основе перцептрона лежит математическая модель восприятия информации мозгом. Разные исследователи по-разному его определяют. В самом общем своем виде (как его описывал Розенблатт) он представляет систему из элементов трех разных типов: сенсоров, ассоциативных элементов и реагирующих элементов.

Принцип работы перцептрона следующий:

  1. Первыми в работу включаются S-элементы. Они могут находиться либо в состоянии покоя (сигнал равен 0), либо в состоянии возбуждения (сигнал равен 1);
  2. Далее сигналы от S-элементов передаются A-элементам по так называемым S-A связям. Эти связи могут иметь веса, равные только -1, 0 или 1;
  3. Затем сигналы от сенсорных элементов, прошедших по S-A связям, попадают в A-элементы, которые еще называют ассоциативными элементами;
    • Одному A-элементу может соответствовать несколько S-элементов;
    • Если сигналы, поступившие на A-элемент, в совокупности превышают некоторый его порог ​ [math]\theta[/math] ​, то этот A-элемент возбуждается и выдает сигнал, равный 1;
    • В противном случае (сигнал от S-элементов не превысил порога A-элемента), генерируется нулевой сигнал;
  4. Далее сигналы, которые произвели возбужденные A-элементы, направляются к сумматору (R-элемент), действие которого нам уже известно. Однако, чтобы добраться до R-элемента, они проходят по A-R связям, у которых тоже есть веса (которые уже могут принимать любые значения, в отличие от S-A связей);
  5. R-элемент складывает друг с другом взвешенные сигналы от A-элементов, а затем
    • если превышен определенный порог, генерирует выходной сигнал, равный 1;
    • eсли порог не превышен, то выход перцептрона равен -1.

Для элементов перцептрона используют следующие названия:

  • S-элементы называют сенсорами;
  • A-элементы называют ассоциативными;
  • R-элементы называют реагирующими.

Классификация перцептронов

Перцептрон с одним скрытым слоем (элементарный перцептрон, англ. elementary perceptron) — перцептрон, у которого имеется только по одному слою S, A и R элементов.

Однослойный персептрон (англ. Single-layer perceptron) — перцептрон, каждый S-элемент которого однозначно соответствует одному А-элементу, S-A связи всегда имеют вес 1, а порог любого А-элемента равен 1. Часть однослойного персептрона соответствует модели искусственного нейрона.

Его ключевая особенность состоит в том, что каждый S-элемент однозначно соответствует одному A-элементу, все S-A связи имеют вес, равный +1, а порог A элементов равен 1. Часть однослойного перцептрона, не содержащая входы, соответствует искусственному нейрону, как показано на картинке. Таким образом, однослойный перцептрон — это искусственный нейрон, который на вход принимает только 0 и 1.

Однослойный персептрон также может быть и элементарным персептроном, у которого только по одному слою S,A,R-элементов.

Многослойный перцептрон по Розенблатту (англ. Rosenblatt multilayer perceptron) — перцептрон, который содержит более 1 слоя А-элементов.

Многослойный перцептрон по Румельхарту (англ. Rumelhart multilater perceptron) — частный случай многослойного персептрона по Розенблатту, с двумя особенностями:

  • S-A связи могут иметь произвольные веса и обучаться наравне с A-R связями;
  • Обучение производится по специальному алгоритму, который называется обучением по методу обратного распространения ошибки.

Обучение перцептрона

Задача обучения перцептрона — подобрать такие [math]w_0, w_1, w_2, \ldots, w_n[/math] , чтобы [math]sign(\sigma(w_0 + w_1 \cdot x_1 + w_2 \cdot x_2 + \ldots + w_n \cdot x_n))[/math] как можно чаще совпадал с [math]y(x)[/math] — значением в обучающей выборке (здесь [math]\sigma[/math] — функция активации). Для удобства, чтобы не тащить за собой свободный член [math]w_0[/math] , добавим в вектор $x$ лишнюю «виртуальную размерность» и будем считать, что [math]x = (1, x_1, x_2, \ldots, x_n)[/math] . Тогда [math]w_0 + w_1 \cdot x_1 + w_2 \cdot x_2 + \ldots + w_n \cdot x_n[/math] можно заменить на [math]w^T \cdot x[/math] .

Чтобы обучать эту функцию, сначала надо выбрать функцию ошибки, которую потом можно оптимизировать градиентным спуском. Число неверно классифицированных примеров не подходит на эту кандидатуру, потому что эта функция кусочно-гладкая, с массой разрывов: она будет принимать только целые значения и резко меняться при переходе от одного числа неверно классифицированных примеров к другому. Поэтому использовать будем другую функцию, так называемый критерий перцептрона: [math]E_P(w) = -\sum_ y(x)(\sigma(w^T \cdot x))[/math] , где [math]M[/math] — множество примеров, которые перцептрон с весами [math]w[/math] классифицирует неправильно.

Иначе говоря, мы минимизируем суммарное отклонение наших ответов от правильных, но только в неправильную сторону; верный ответ ничего не вносит в функцию ошибки. Умножение на [math]y(x)[/math] здесь нужно для того, чтобы знак произведения всегда получался отрицательным: если правильный ответ −1, значит, перцептрон выдал положительное число (иначе бы ответ был верным), и наоборот. В результате у нас получилась кусочно-линейная функция, дифференцируемая почти везде, а этого вполне достаточно.

Теперь [math]E_P(w)[/math] можно оптимизировать градиентным спуском. На очередном шаге получаем: [math]w^ <(\tau+1)>= w^ <(\tau)>− \eta\triangledown_w E_P(w)[/math] .

Алгоритм такой — мы последовательно проходим примеры [math]x_1, x_2, \ldots[/math] из обучающего множества, и для каждого [math]x_n[/math] :

  • если он классифицирован правильно, не меняем ничего;
  • а если неправильно, прибавляем [math]\eta \triangledown_w E_P(w)[/math] .

Ошибка на примере [math]x_n[/math] при этом, очевидно, уменьшается, но, конечно, совершенно никто не гарантирует, что вместе с тем не увеличится ошибка от других примеров. Это правило обновления весов так и называется — правило обучения перцептрона, и это было основной математической идеей работы Розенблатта.

Нейронные сети: 1. Основы

Этим документом начинается серия материалов, посвящённых нейронным сетям. Иногда к ним относятся по принципу: человеческая нейронная сеть может решать любые задачи, поэтому и достаточно большая искусственная нейронная сеть на это способна. Чаще всего архитектура сети и параметры её обучения являются предметом многочисленных экспериментов. Сеть при этом оказывается чёрным ящиком, происходящее в котором загадочно даже для её учителя.

Мы постараемся совмещать эмпирические советы и математическое понимания природы нейронов как разделяющих гиперплоскостей и функций нечёткой логики. Сначала будут рассмотрены различные модельные примеры двумерных пространств признаков. Наша цель — выработать интуитивное понимание выбора архитектуры сети. В дальнейшем мы перейдём к многомерным задачам, распознанию графических образов, свёрточным и рекуррентным сетям. Приведенные ниже примеры можно запустить, потренировавшись в подборе параметров обучения.

Объекты и их признаки

Пусть есть однотипные объекты (бутылки с вином, посетители в больнице, позиции на шахматной доске):

  • вещественными (вес, рост)
  • бинарными (женщина/мужчина)
  • нечисловыми (красный,синий. )
  • Классификация: к какому из K классов принадлежит объект.
  • Регрессия: какое число y соответствует объекту.
  • 1) 3 признака: x=<температура, уровень гемоглобина, количество холестерина>; 2 класса: <0: здоровый, 1: больной>;
  • 2) w*h признаков: x=<яркости пикселей картинки шириной w и высотой h>; 10 классов: <0-9: цифра на картинке>.
  • 3) 8*8*13 признаков: x=<коды шахматных фигур в ячейках>; регрессия: <преимущество белых на чёрными = [-1. 1]>.

Для успешного решения задач классификации или регрессии, признаки, характеризующие объект, должны быть значимыми, а вектор признаков — полным (достаточным для классификации объектов или определение регрессионной величины y ).

Однажды Джед и Нед захотели различать своих лошадей. Джед сделал на ухе лошади царапину. Но лошадь Неда поцарапала о колючку тоже самое ухо. Тогда Нед прицепил голубой бант на хвост своей лошади, но лошадь Джеда его сожрала. Фермеры долго размышляли и выбрали признак, который не так легко изменить. Они тщательно измерил высоту лошадей, и оказалось, что черная кобыла Джеда на один сантиметр выше белого жеребца Неда.

Обучение с учителем

Пусть есть множество объектов, каждый из которых принадлежит одному из k пронумерованных (0,1,2. k-1) классов. На этом обучающем множестве, предоставленнным «учителем» (обычно человеком), система обучается. Затем, для неизвестных системе объектов (тестовом множестве), она проводит их классификацию, т.е. сообщает к какому классу принадлежит данный объект. В такой постановке — это задача распознавания образов после обучения с учителем.

Число признаков n называется размерностью пространства признаков. Пусть признаки лежат в диапазоне [0. 1]. Тогда любой объект представим точкой внутри единичного n-мерного куба в пространстве признаков.

Распознающую систему представим в виде чёрного ящика. У этого ящика есть n входов, на которые подаются значения признаков x=1,x2. xn> и k выходов y=1. yk> (по числу классов). Значение выходов также будем считать вещественным числами из диапазона [0. 1]. Система считается правильно обученной, если при подаче на входы признаков, соответствующих i-тому классу, значение i-того выхода равно 1, а всех остальных 0. На практике, такого результата добиться трудно и все выходы оказываются отличными от нуля. Тогда считается что номер выхода с максимальным значением и есть номер класса, а близость этого значения к единице говорит о «степени уверенности» системы.

Когда есть только два класса, ящик может иметь один выход. Если он равен 0, то это один класс, а если 1 — то другой. При нечётком распознавании вводятся пороги уверенности. Например, если значение выхода лежит в диапазоне y=[0 . 0.3] — это первый класс, если y=[0.7 . 1] — второй, а при y=(0.3 . 0.7) система «отказывается принимать решение».

Ящик с одним выходом может также аппроксимировать функцию y=f(x1. xn), значения y которой непрерывны и обычно также нормируются на единицу, т.е. y=[0 . 1]. В этом случае решается задача регрессии.

Нейрон

Нейронная сеть — одно из возможных наполнений чёрного ящика. Узел сети — это нейрон, имеющий n входов x=1,x2. xn> и один выход y. С каждым входом связан вещественный параметр синаптического веса ω=1,w2. wn>. Кроме этого, нейрон имеет также «параметр смещения» w0. Таким образом, любой нейрон с n входами полностью определяется n+1 параметром.

Выход нейрона вычисляется следующим образом. Значение каждого входа xi умножают на соответствующий ему синаптический вес wi и эти произведения складывают. К сумме добавляют параметр смещения w0. Результат d приводят к диапазону [0 . 1] при помощи нелинейной сигмоидной функции y=S(d):

Сигмоидная функция стремится к 1 при больших положительных d и к 0 при больших отрицательных d. Когда d=0, она равна S(0)=0.5. Таким образом, нейрон это нелинейная функция n переменных порогового вида:

Сеть нейронов

Сеть является множеством соединённых между собой нейронов. Возможны различные способы соединения и, следовательно, различные архитектуры сети. Пусть нейроны располагаются слоями и значения выходов нейронов i-того слоя подаётся на входы всех нейронов следующего i+1 слоя. Такую сеть называют полносвязной сетью прямого распространения. Входы сети мы будем обозначать квадратиками и называть входными нейронами. В отличии от «обычных» нейронов — это просто линейная функция y=x. Выходы нейронов последнего слоя сети являются выходами чёрного ящика и обозначаются треугольниками.

Ниже на первом рисунке сеть состоит из трёх входов (нулевой слой) и двух выходных нейронов. Такую архитектуру будем кодировать следующим образом: [3,2], где цифры — это число нейронов в слое. Первая цифра — всегда количество входов, а последняя — количество выходов. На следующем рисунке представлена сеть [2,3,1]. Она содержит один скрытый слой с тремя нейронами. Он скрыт в том смысле, что находится внутри чёрного ящика (пунктир) между входным и выходным слоем (нейроны выходного слоя, впрочем, также частично скрыты и наружу «торчат» только их выходы). На третьем рисунке представлена сеть [2,3,3,2] с двумя скрытыми слоями.

Эти сети названы сетями прямого распространения потому, что данные (признаки объекта) подаются на вход и последовательно, без петель, передаются (распространяются) к выходам. К такому же типу сетей относятся т.н. свёрточные сети, в которых соединены между собой не все нейроны двух соседних слоёв (ниже первый рисунок). Часто при этом веса у всех нейронов свёрточного слоя одинаковые. Подробнее о таких сетях будет говориться при распознавании изображений. На втором рисунке ниже представлен вариант сети в которой понятие слоя отсутствует, однако это по-прежнему сеть прямого распространения.

Последний рисунок — это уже сеть не прямого распространения, а т.н. рекуррентная сеть. В ней сигналы с одного или нескольких выходных нейронов подаются обратно на вход. Обычно такая рекурсия, проводится в несколько циклов, пока на выходах сети не установятся стационарные значения. Рекуррентные сети обладают памятью и последовательность подачи объектов для них важна. Такое поведение полезно, если объекты упорядочены во времени (например при предсказании временных рядов).

Обучение любой сети состоит в подборе параметров w0,w1. wn каждого нейрона, таким образом, чтобы для данного объекта (подаём на входы сети x1. xn), выходы сети имели значения, соответствующие классу объекта.

Отметим, что, хотя нейрон всегда имеет только один выход, он может «подаваться» на входы различных нейронов. Аналогично, в живых нейронах аксон расщепляется на отдельные отростки, каждый их которых воздействует на синапсы («точки соединения») дендридов других нейронов. Если нейрон возбудился, то это возбуждение передаётся по аксону к дендридам его соседей.

Нейрон как гиперплоскость

Чтобы чёрный ящик распознающей системы сделать прозрачнее, рассмотрим геометрическую интерпретацию нейрона. В n-мерном пространстве каждая точка задаётся n координатами (вещественными числами x = 1. xn>). Плоскость (как и в обычном 3-мерном пространстве) задаётся вектором нормали ω=1. wn> (перпендикуляр к плоскости) и произвольной точкой x0=01. x0n>, лежащей в этой плоскости. Когда n > 3 плоскость принято называть гиперплоскостью.

Расстояние d от гиперплоскости до некоторой точки x=1. xn> вычисляется по формуле

При этом d > 0, если точка x лежит с той стороны плоскости, куда указывает вектор ω и d < 0, если с противоположной. Когда d = 0 — точка x лежит в плоскости. Это ключевое для дальнейшего изложения утверждение, которое стоит запомнить.

Изменение параметра w0 сдвигает плоскость параллельным образом в пространстве. Если w0 уменьшается, то плоскость смещается в направлении вектора ω (расстояние меньше), а если w0 увеличивается — плоскость смещается против вектора ω. Это непосредственно следует из приведенной выше формулы.

◄ Вывод этой формулы (который можно пропустить) проведём в векторных обозначениях. Запишем вектор x — x0, начинающийся в точке x0 (лежащей в плоскости) и направленный в точку x (см. рисунок справа; векторы складываются по правилу треугольника). Положение точки x0 выбрано в основании вектора ω, поэтому ω и x — x0 коллинеарны (лежат на одной прямой). Если вектор ω единичный (ω 2 =1), то скалярное произведение векторов x — x0 и ω равно расстоянию точки x до плоскости:

Если длина w=|ω| вектора ω нормали к плоскости отлична от единицы, то d в w раз больше (w>1) или меньше (w<1 ) евклидового расстояния в n-мерном пространстве. Когда векторы x — x0 и ω направлены в противоположные стороны: d < 0. ►

Если пространство имеет n измерений, то гиперплоскость это (n-1)-мерный объект.
Она делит всё пространство на две части. Для наглядности рассмотрим 2-мерное пространство. Гиперплоскостью в нём будет прямая линия (одномерный объект). Справа на рисунке кружок изображает одну точку пространства, а крестик — другую. Они расположены по разные стороны от линии (гиперплоскости). Если длина вектора ω много больше единицы, то и расстояния d от точек к плоскости по модулю будут существенно большими единицы.

Вернёмся к нейрону. Несложно видеть, что он вычисляет расстояние d от точки с координатами x=(x1. xn) (вектор входов) до гиперплоскости (w0, ω). Параметры нейрона ω=(w1. wn) определяют направление нормали гиперплоскости, а w0 связан со смещение плоскости вдоль вектора ω. На выход нейрона подаётся нормированное на диапазон [0. 1] расстояние S(d). При больших wi объект, нарисованный выше кружком, приведёт к выходу нейрона близкому к единице, а крестик — к нулю. Отношение w0/|ω| равно расстоянию от плоскости до начала координат (0. 0). По модулю оно не должно превышать n ½

Уверенность нейрона

При обучении сети необходим критерий, в соответствии с которым подбираются параметры нейронов. Обычно для этого служит квадрат отклонения выходов сети от их целевых значений. Так, для двух классов и одного выхода, ошибкой Error сети считаем

где y — фактический выход, а yc — его правильное значение, равное 0 для одного класса и 1 — для второго. Сумма ведётся по N обучающим примерам. Эту среднеквадратичную ошибку по всем обучающим объектам стараются сделать минимальной. Методы минимизации ошибки (подбор параметров нейронов) мы обсудим позднее.

Рассмотрим 2-мерное пространство признаков x1,x2 и два класса 0 и 1. На рисунке ниже объекты одного класса представлены синими кружочками, а объекты второго класса — красными крестиками. Справа от пространства признаков приведена сеть [2,1] из одного нейрона. За ней, на сине-красном квадратике, нарисована карта значений выхода нейрона при тех или иных входах (x1,x2 пробегают значения от 0 до 1 с шагом 0.01). Если y=0 — то это синий цвет, если y=1 — то красный, а белый цвет соответствует значению y=0.5:

σ=0.2D

Справа от рисунков под чертой, в квадратных скобках даны параметры нейрона: [w0,w1,w2]. В круглых скобках приведена длина |w| вектора нормали ω и среднее значение выхода <y> и его волатильность σy (см. ниже). Ось x1 пространства признаков направлена вправо, а ось x2 — вниз. Поэтому вектор ω с положительными компонентами 1, w2> направлен по диагонали вниз (он нарисован рядом с кружочком на прямой, содержащим номер нейрона 1).

Над чертой в таблице приведена среднеквадратичная ошибка Error такой сети. При этом строка Learn означает обучающую последовательность объектов, а Test — проверочную, которая не участвовала в обучении (тестовые объекты на графике пространства признаков изображены полупрозрачными). Колонка Miss содержит процент неправильно распознанных сетью объектов (отнесённых не к своему классу). Последняя строка kNear означает ошибку и процент ошибок в методе 10 ближайших соседей (он будет описан позднее).

В этом примере разброс признаков объектов каждого класса невелик. Классы легко разделяются гиперплоскостью (линией в 2-мерии). Сеть стремиться минимизировать ошибку к целевым значениям 0 или 1 на выходе, поэтому модуль вектора |w|=48 принимает сравнительно большое значение. В результате, даже недалеко расположенные от плоскости объекты (в обычном евклидовом смысле) получают большое по модулю значение d. Соответственно y=S(d) = 0 или 1. Такой нейрон мы будем называть уверенным. Чем больше |w|, тем более уверен в себе нейрон. На его карте выхода тонкая белая линия (область неуверенности) отделяет насыщенный синий цвет (один класс) от насыщенного красного цвета (второй класс).

Несколько иная ситуация во втором примере, где существует широкая область перекрытия объектов различных классов. Теперь нейрон не столь уверен в себе и длина вектора |w|=24 в 2 раза меньше:

σ=D σ=D

Приведём функции деформации расстояния (сигмоид) при длине вектора нормали, равной 1,2,5,10,100:

Так как входы нейрона нормированы на единицу, максимальное расстояние от точки x с координатами 1. xn> в n-мерном кубе (его диагональ) равна корню из n. В 2-мерном пространстве признаков dmax=1.4. Если плоскость проходит через середину куба dmax

Уверенный нейрон — не всегда хороший нейрон. Если размерность пространства признаков n велика, а обучающих данных N мало, сеть состоящая из уверенных нейронов может оказаться переобученной и на тестовых объектах приводить к большой ошибке распознавания. Кроме этого самоуверенные нейроны медленнее обучаются. Подробнее мы остановимся на этих вопросах ниже.

В заключение сформулируем главный вывод, справедливый для пространств любой размерности:

Полезность нейрона

В случае, если гиперплоскость нейрона не пересекает единичный гиперкуб в котором находятся признаки (или значения выходов предыдущих нейронов), то от такого нейрона обычно мало пользы. Он не разделяет на две части входные данные (которые всегда принадлежат интервалу [0 . 1]. Такой нейрон будет называться бесполезным.

Необходимо стремиться к тому, чтобы все нейроны сети были полезными. Иногда бесполезность появляется и для плоскости, пересекающей гиперкуб, если объекты любых классов оказываются с одной стороны этой плоскости.

Перед началом обучения параметры нейронов полагают равными случайным значениям. При этом нейрон может сразу оказаться бесполезным. Чтобы этого не произошло, можно использовать следующий алгоритм инициализации:

Компоненты вектора ω задаём случайным образом, например в диапазоне [-w . w], где w

1 — 10. Затем, внутри единичного гиперкуба (или в некоторой его центральной части), выбираем случайную точку x0=01. x0n>. Параметр сдвига задаём следующим образом: w0 = —ω·x0 = -(w1x01 + . + wnx0n). В результате гиперплоскость будет гарантированно проходить через гиперкуб.

Параметр сдвига стоит контролировать и в процессе обучения, так чтобы нейрон был всё время полезным. Здесь возможны два способа — геометрический и эмпирический. В эмпирическом вычисляется среднее значение выхода каждого нейрона по обучающим объектам. Если после прохождения через сеть всех обучающих примеров, средние значения <y> некоторых нейронов близки к нулю или единице, то они считаются бесполезными. В этом случае их можно «встряхнуть» случайным образом (возможно с сохранением вектора ω, изменяя только параметр сдвига w0).

На всех примерах в этом документе нейроны в сетях разукрашены в соответствии со значением их <y>. Если <y> = 0.5, то нейрон белый, если <y> = 0 — синий, а если <y> = 1 — красный. Насыщенный синий или красный цвета означают бесполезность нейрона. В первых двух примерах, единственный нейрон получился очень полезным (белым), так как объекты классов равновероятно находились справа и слева от линии (разделяющей гиперплоскости).

Кроме среднего значения выхода, важную роль играет волатильность нейрона σy, равная среднеквадратичным отклонениям его выхода от среднего значения <y>. Чем волатильность меньше, тем менее полезен нейрон. Действительно, в этом случае, не зависимо от значений входов, он принимает одно и то же значение на выходе. Поэтому, без изменения выходных значений сети, такой нейрон можно выбросить, сдвинув соответствующим образом параметры нейронов, для которых бесполезный нейрон является входным.

Несколько выходов

Рассмотрим теперь 3 класса. Использовать один нейрон не очень удобно, поэтому, как было описано в начале документа, создадим сеть [2,3] с тремя выходами. Пусть классы локализованы в пространстве признаков следующим образом:

Каждый выходной нейрон отделяет «свой класс» от остальных двух. Например, первый сверху нейрон (на рисунке горизонтальная плоскость номер 1) распознаёт объекты, помеченные синими кружочками, выдавая на выходе 1, если объект находится с той стороны, куда направлен вектор ω (чёрточка рядом с номером плоскости).

Аналогично, второй нейрон распознаёт красные крестики, а третий — зелёные квадратики. В каждом случае векторы нормали направлены в сторону «своих» классов. Все нейроны сети достаточно уверенны в себе и вполне полезны. Их небольшая синева связана с тем, что против вектора нормали всегда расположено вдвое больше данных («чужих» двух классов), чем по вектору. Поэтому среднее значение каждого выхода смещено ниже нейтрального уровня 0.5.

Когда нужен скрытый слой

Перейдём теперь к чуть более сложной задаче. Пусть объекты двух классов (кружочки и крестики) сосредоточены по углам пространства признаков так, как на рисунке справа. Одной гиперплоскостью (линией) эти два класса разделить нельзя. Иногда такую задачу называют разделяющим ИЛИ (xor). Эта логическая операция равна истине (единице) только, если один из аргументов равен истине, а второй лжи (нулю): «Маша любит или Колю или Васю, но не их обоих». На рисунке классу, помеченными кружками, на выходе сеть должна выдавать ноль, а классу крестика — единицу. Если объекты находятся точно в углах, то xor(0,0) = xor(1,1) = 0 и xor(0,1) = xor(1,0) = 1.

Чтобы провести классификацию, необходима нейронная сеть [2,2,1] с одним скрытым слоем. Ниже на первом графике (в осях признаков x1 и x2) показаны две гиперплоскости (линии A и B). Они соответствуют двум скрытым нейронам A и B. Значения выходов нейронов приведены на втором графике (оси yA и yB).

Оба крестика лежат по направлениям векторов нормалей плоскостей A и B. Поэтому расстояние от них к плоскостям будет положительным и, если нейроны достаточно уверены в себе, на их выходах yA и yB будет получаться единица (нижний правый угол плоскости yA, yB).

Кружок с признаками (0,0) из верхнего левого угла плоскости x1, x2 даст на выходах нейронов yA

1 (этот объект лежит против вектора нормали плоскости A и по вектору нормали плоскости B). Второй кружок с признаками (1,1) даст на выходах нейронов значения yA

0. Получившееся «деформированное» пространство признаков yA и yB (второй график) уже легко разделить одной плоскостью C, которая и будет выходным нейроном сети. Если вектор её нормали направлен так как указано на втором графике, то для обоих крестиков получится y

1, а для кружков y

Ниже приведен реальный пример нейронной сети, обученной распознавать два класса объектов, каждый из которых разбивается на два кластера:

Нейроны как логические элементы

К анализу поведения нейронов можно подойти с позиций математической логики. Для этого сконцентрируемся на одном классе задачи xor, например на крестиках. Запишем логическое условие которому удовлетворяют все объекты этого класса. В примере выше: «любой крестик лежит по вектору плоскости A и по вектору плоскости B«. Это кратко можно выразить формулой A & B. Выходной нейрон «C» реализует такое логическое «И». Действительно, его плоскость прижата к правому нижнему углу квадрата в пространстве признаков с координатами (1,1). Поэтому для входов (поставляемых нейронами «A» и «B«) близких к единице, на выходе этого нейрона будет 1 (точнее его значение больше 0.5). Поэтому, как и положено, 1 & 1 = 1. Если хотя бы один из входов отличен от 1, то и выход будет нулевым (меньшим 0.5). Это справедливо и в пространстве произвольной размерности, где гиперплоскость нейрона, обеспечивающего логическое «И» прижата к углу гиперкуба с координатами (1,1. 1) (отсекает его от остального гиперкуба).

Если плоскость сместить в угол (0,0), сохранив направление нормали к углу (1,1), то такой нейрон будет логическим «ИЛИ». Его функция y=S(x1,x2) даёт S(0,0)=0 и в остальных случаях 1 (ниже первый рисунок):

В общем случае, плоскость нейрона, реализующего логическое «ИЛИ» отсекает угол (0,0. 0) n-мерного куба, а вектор его нормали направлен в сторону большего объём гиперкуба. В отличии от этого, стандартное логическое «И» (второй рисунок) имеет вектор нормали в сторону меньшего объёма.

Логическое «И» для нейрона с n входами описывается следующей функцией:

где параметр α — параметр, лежащий в диапазоне 0<α<1. Чем он ближе к нулю, тем сильнее плоскость прижата к углу с координатами (1,1. 1). Действительно, когда α=0 и x1=. =xn=1, имеем x1+. +xn-n=0. Чтобы этот нейрон обеспечивал логическое И, он должен давать отрицательное расстояние к «ближайшему» углу гиперкуба у которого одна координата равна нулю: (1. 1,0,1. 1). Это даёт ограничение α<1. Общий множитель w характеризует длину нормали (чем он больше, тем более уверен в себе нейрон). Сигмоидная функция S(d) приведена в начале документа.

Аналогично записывается функция логического «ИЛИ» (0<α<1)

Ещё одна логическая функция отрицания реализуется при помощи вычитания. Обозначим её чертой над именем переменной. Тогда x = 1-x и, как обычно, 0=1, 1=0. Если один из входов нейронов имеет отрицание, то его функция выхода имеет вид:

Таким образом, одна из компонент вектора нормали меняет свой знак и плоскость нейрона сдвигается. Выше на третьем и четвёртом рисунках приведены различные отрицания перменных. Стоит в этих терминах получить логическое ИЛИ из логического И при помощи правила де-Моргана:

где восклицательный знак — ещё один способ обозначения логического отрицания.

Четыре варианта xor

В качестве упражнения, стоит проанализировать 4 различных реализаций бинарной функции xor при помощи нейронных сетей:

Последний ряд картинок — это карты выхода реально обученных нейронных сетей, имеющих разделяющие плоскости на первом скрытом слое такие, как приведено в первом ряду картинок.

Аппроксимация функции y=f(x)

При помощи нейронной сети с одним входом, одним выходом и достаточно большим скрытым слоем, можно аппроксимировать любую функцию y=f(x). Для доказательства, создадим сначала сеть, которая на выходе даёт 1, если вход лежит в диапазоне [a. b] и 0 — в противном случае.

Пусть σ(d) = S(ω·d) — сигмоидная функция, аргумент которой умножен на большое число ω, так что получается прямоугольная ступенька. При помощи двух таких ступенек, можно создать столбик единичной высоты:

Нормируем аппроксимируемую функцию y=f(x) на интервал [0. 1] как для её аргумента x, так и для значения y. Разобъём диапазон изменения x=[0. 1] на большое число интервалов (не обязательно равных). На каждом интервале функция должна меняется незначительно. Ниже приведено два таких интервала:

Каждая пара нейронов в скрытом слое реализует единичный столбик. Величина d равна w1, если x∈(a,b) и w2, если x∈(b,с). Если выходной нейрон является линейным сумматором, то можно положить wi=fi, где fi — значения функции на каждом интервале. Если же выходной нейрон — обычный нелинейный элемент, то необходимо пересчитать веса wi при помощи обратной к сигмоиду функции (последняя формула).

Аппроксимация функции на Phyton

Ниже приведен код на языке Phyton, который аппроксимирует функцию y=sin(pi*x):

В результате работы, при n=10 и n=100 получаются следующие результаты:

Нечёткая логика

Интерпретация нейронов как логических элементов в дальнейшем упростит анализ архитектуры нейронных сетей. Кроме этого, существует замечательная возможность реализовывать при помощи нейронных сетей системы, оперирующие с нечёткой логикой. В такой логике, кроме истины (1) и лжи (0) существует непрерывный диапазон истинностных значение от 0 до 1:

Сумка
симпотная
Дорогая Красного
цвета
Такая есть
у подруги
Моя машина
красная
У меня
депрессия
Покупаю
эту сумку!
x1 x2 x3 x4

x5 x6 y
1.0 0.0 1.0 1.0 0.0 0.0 0.0
1.0 1.0 1.0 0.0 1.0 0.0 1.0
0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1.0 1.0

Пусть свойствами объектов являются бинарные значения («да», «нет»). А выход чёрного ящика y может принимать непрерывные значения. В ряде случаев они также равны 0 («нет») или 1 («да»). Однако при некоторых входах, выход может равняться, например, 0.5 («возможно»). Нейронная сеть, наученная на подобных примерах, будет выдавать как бинарные рекомендации, так и выражать степень своей неуверенности.

Ниже приведены функции, которые принято использовать в нечёткой логике и их аппроксимация (задача регрессии!) при помощи нейронной сети:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *