❗️Совкомфлот — куда приплыли? Обзор компании
Совкомфлот – российская компания, которая занимается морской транспортировкой нефти и газа, а также обслуживанием шельфовой разведки. Название происходит от словосочетания «современный коммерческий флот» и не имеет никакого отношения к Советскому Союзу
Структура акционерного капитала
IPO Совкомфлота было произведено в 2020 году и вошло в число наиболее неудачных в современной российской истории. До IPO 100% акций принадлежало государству. В ходе приватизации РФ планировала оставить себе 75% + 1 акция. Однако в итоге удалось разместить чуть больше 20% акций вместо планируемых 25%.
Сразу после IPO акции резко упали: с 105 рублей (цена размещения) до 93,5 рублей к концу 2020 года.
В ноябре 2020 года андеррайтеры исполнили пут-опцион в отношении 37,2 млн акций по 99,6 рублей, чтобы стабилизировать падение, но это не помогло.
К концу 2021 года акции упали уже до 76,92 рублей (–26,74% с момента IPO), к концу 2022 – до 38,35 рублей (–63,5%). При этом в октябре 2022 акции Совкомфлота падали до рекордного минимума в 29,92 рублей (–71,5%).
Сейчас акции немного подросли и торгуются за 45 рублей, но это всё ещё убыток с момента IPO (–57%).
В общем, Совкомфлот стал аналогом народного IPO ВТБ, «прогремевшего» в 00-х годах. Честно говоря, я не совсем понимаю людей, покупавших в 2020 году акции Совкомфлота с двузначными мультипликаторами, однозначной дивидендной доходностью и навесом нефтяного кризиса 2020-го года. На мой взгляд, тогда стоило продавать акции в 2-2,5 раза дешевле – это больше бы соответствовало справедливой стоимости. Но что произошло – то произошло.
На сегодняшний день контролирующим акционером Совкомфлота является Российская Федерация, ей принадлежит 82,8% акций. Ещё 1,6% составляет квазиказначейский пакет, принадлежащий дочке – СКФ Арктика. 15,6% акций находятся в свободном обращении и доступные на покупке на Мосбирже по тикеру FLOT.
Структура выручки
Совкомфлот зарабатывает на 5 основных направлениях:
1. Транспортировка сырой нефти. Сегмент даёт около 37% выручки, операционная рентабельность – 42%
2. Транспортировка нефтепродуктов. Даёт 17,5% выручки, но операционная рентабельность самая маленькая – 31%
3. Перевозка газа (в основном, СПГ). 12,3% выручки, опер. рентабельность направления – 54%. Совкомфлот в своей стратегии развития предусматривает долгосрочный рост именно этого направления. Планируется, что к 2025 году перевозки СПГ будут давать не менее 15% выручки.
4. Шельфовые проекты, в т.ч. транспортировка оборудования. Примерно 29,2% выручки, операционная рентабельность направления 38%. В последние два-три года Совкомфлот активно включался в работу по разработке шельфовых месторождений, поэтому это направление начало приносить наибольшую часть выручки. Однако рентабельность сегмента постепенно снижается по мере роста объёмов грузоперевозок.
5. Прочие проекты, включая геологоразведку, исследования, сейсмографию и т.д. Это даёт только 4% выручки, операционную рентабельность компания не раскрывает.
Доход Совкомфлота формируется путём фрахта – т.е. предоставления судов, оборудования и экипажа для выполнения одного или нескольких рейсов. Сейчас доля долгосрочного фрахта составляет около 15-17%, в стратегии-2025 планируется к 2025 году довести эту долю до 40-50%.
Крупнейшими клиентами Совкомфлота являются как российские, так и иностранные компании, в числе них: Газпром, Новатэк, Сахалин Энерджи, Лукойл, Сибур, Ямал СПГ, Exxon Mobile, Shell, Total, PetroChina. Иностранные компании в 2021 году давали около 50% выручки. Как сейчас обстоят дела с иностранными компаниями в условиях санкций – неизвестно.
Однако Совкомфлот значительно нарастил объёмы грузоперевозок в Азию (главным образом – Китай) и сократил поездки в Европу, США и Австралию.
Чтобы уберечься от санкций и продолжать принимать платежи, Совкомфлот перенёс часть своего бизнеса в Дубай. Кроме того, теневой флот никто не отменял.
Сколько судов у компании
По последним официальным данным, опубликованным в феврале 2022 года, флот компании состоял из 134 судов общей грузоподъёмностью более 15 млн тонн. Стоимость плавучих активов оценивалась в 6,2 млрд долларов.
Однако в 2022 году Совкомфлот продал часть судов, чтобы погасить долги перед иностранными банками. Сколько именно продано судов, компания не раскрывает. Однако, если смотреть на данные отчётности за 9 месяцев 2022 года, произошло уменьшение активов на 20% – следовательно, продано около 20% флота.
Совкомфлот отмечает, что продаже были подвергнуты самые старые суда, что позволило повысить средний возраст флота с 12 до 10 лет.
Также в течение 2022 года на воду было спущено 2 новых судна для транспортировки в рамках проекта Арктик СПГ 2. Всего в 2022-2023 году было запланировано строительство и спуск на воду аж 32 новых судов. Получится ли выполнить план в нынешних условиях – пока под вопросом.
Динамика денежных потоков
В целом выручка Совкомфлота по годам хорошо растёт:
2017 – 83,8 млрд рублей
2018 – 95,6
2019 – 107,7
2020 – 118,4
2021 – 113,5
9м2022 – 100,4 (по курсу 1 доллар = 72 рублям)
Однако динамика операционной, чистой прибыли и свободного денежного потока показывают внутренние проблемы компании.
Так, операционная прибыль в 2019 году составила 28,3 млрд рублей, в кризисный 2020 (когда объёмы фрахта были на минимумах) – 34,8 млрд, в 2021 (постковидное восстановление) – 17 млрд рублей.
Чистая прибыль в 2019 году составила 14,4 млрд рублей, в 2020 – 21,7, в 2021 – 4,55.
За 9 месяцев 2022 года вообще рекордные показатели: операционная прибыль выросла на 126% с 163 млн долларов до 369 млн, чистая прибыль на 1605% – с 20 до 321 млн долларов. Если это пересчитать в рубли по курсу 72 рубля за доллар, то опер. прибыль составила 26,56 млрд рублей, а чистая прибыль – 23,11 млрд.
Хотя, казалось бы – санкции, ограничения, снижение торговой активности.
На самом деле, результаты 2022 года, хоть оказались и неожиданными, но они могут быть объяснены удлинением маршрутов. Но что же такого было в 2021 году?
Судя по отчётности, прибыль от эксплуатации судов в 2021 году сократилась на 23% – до 756,9 млн баксов, а вот расходы на обслуживание выросли более чем на 25%. Сильный рубль повлиял на финансовые результаты (большая часть долга Совкомфлота номинирована в долларах). Сильный рубль даже внёс корректировку в рублёвые результаты.
Ну а в феноменальных результатах 2020-го года надо «винить» упавший в 2 раза рубль и отложенные во времени платежи за фрахт в предыдущие годы.
FCF ещё в 2017 году показывал отрицательное значение (–13,7 млрд рублей) из-за высокого уровня капитальных затрат. В 2018 году он составил 0,941 млрд рублей, в 2019 – 9,63, в 2020 – 24,1, в 2021 – 16,6. Данных по 2022 году нет. Однако с учётом обширной инвестиционной программы (ввод в эксплуатацию более 30 новых судов) FCF, скорее всего, опять будет отрицательным.
Таким образом, на чистую прибыль и FCF прямым образом действует изменение в объёмах фрахта, структура самого фрахта, доля долгосрочных контрактов (с их ростом прибыли становятся более предсказуемыми) и стоимость рубля. Чем слабее рубль – тем лучше для Совкомфлота, а чем сильнее – тем хуже.
Долговая нагрузка
Совкомфлот традиционно отличается высокой долговой нагрузкой: грузоперевозки – очень капиталоёмкий бизнес, что мы увидим далее при анализе маржинальности.
Размер долга достиг максимума в 241,6 млрд рублей в 2018 году и к моменту IPO опустился до 212,9 млрд рублей. Деньги, вырученные во время первичного размещения, были частично пущены на погашение долга. К концу 2021 года долг снизился до 154,7 млрд рублей, а чистый долг – до 107,8 млрд рублей (минимум в истории компании).
Коэффициент Долг / EBITDA снизился с космических 5,99 в 2018 до 4,41 в 2021 году.
В 2022 году Совкомфлот был вынужден продать часть судов для погашения долгов. В отчёте за 9 месяцев 2022 года указано, что активы компании уменьшились на 15% – до 6,327 млрд долларов. Очевидно, это и есть проданные суда.
Но взамен компании удалось снизить долговую нагрузку аж на 66% – с 2,378 млрд долларов до 0,809. Кроме того, подрос денежный запас: с 706 до 846 млн долларов. Таким образом, коэффициент чистый долг / EBITDA упал с околокритического 2,16 до респектабельного 0,9.
Однако тут есть ложка дёгтя: компания уже анонсировала выпуск новых рублёвых облигаций на сумму более 100 млрд рублей. Большая часть этих денег пойдёт на обновление флота (т.е. реализацию программы строительства новых судов).
100 млрд рублей – это почти 1,38 млрд долларов. То есть при реализации программы долговая нагрузка вырастет до 2,19 млрд долларов – почти до прежнего значения. И коэффициент чистый долг / EBITDA вновь улетит выше 2,1.
Рентабельность
Как уже упоминал выше, Совкомфлот – весьма капиталоёмкое предприятие. Поэтому показатели рентабельности, увы, не блещут:
ROE (рентабельность капитала = чистая прибыль / собственный капитал) – 0,9%
ROA (рентабельность активов = чистая прибыль / активы) – 0,49%
ROS (рентабельность продаж = прибыль до налогов и процентов / выручка) – 15,83%
При этом рентабельность EBITDA (т.е. прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации разделить на выручку) вполне высока – 44,1%. Это наивысшее значение в отрасли.
Доходность свободного денежного потока (FCF / капитализация) тоже довольно высока для отрасли – 15,7%.
Чистая рентабельность (чистая прибыль / выручка) сильно зависит от курсовой разницы и варьируется от 4% в «голодные» годы до почти 20% в «сытые».
Дивиденды
Дивидендная политика Совкомфлота, принятая перед IPO, предусматривает выплату не менее 25% чистой прибыли по МСФО. При этом Совкомфлот является госкомпанией и должен платить не менее 50% ЧП. Однако обновления див.политики пока нет.
По итогам 2019 года в 2020 году (незадолго до IPO) Совкомфлот выплатил 50% чистой прибыли (3,65 рубля на акцию).
По итогам 2020 года в 2021 году (впервые в публичной истории) Совкомфлот выплатил сильно выше див.политики – 73% чистой прибыли, что дало 6,67 рублей на акцию (или 7,4% див.доходность в момент отсечки).
Но надо понимать, что это – разовый акт, и в будущем не факт, что компания будет платить такие же большие дивиденды даже при наличии хорошей прибыли.
В 2021 году Совкомфлот не выплатил дивиденды из-за сложной геополитической ситуации.
Гипотетический дивиденд при распределении 50% ЧП составил бы 0,95 рублей на акцию – из-за рекордно низкой прибыли. При распределении 25% прибыли дивиденды вообще бы упали до 0,475 рублей.
По итогам 2022 года дивиденды окажутся намного больше. Чистая прибыль за 9 месяцев 2022 года составляет 321 млн долларов. При курсе 72 рублей за доллар прибыль в рублях составляет 23,11 млрд рублей. Экстраполируем результаты первых 3-х кварталов на 4-й и получим годовую прибыль около 30,8 млрд рублей.
✔️При распределении 50% ЧП по МСФО дивиденды составят 6,48 рублей на акцию, при распределении 25% – 3,24.
Справедливую стоимость акций Совкомфлота по методу DCF (дисконтирование денежных потоков) довольно сложно определить из-за нестабильных денежных потоков, большого влияния курса рубля и геополитики.
Если продисконтировать EBITDA, которая более стабильна, то стоимость акции определяется на уровне 130-160 рублей в зависимости от ставки дисконтирования.
По методу Грэма (NCAV / капитализация) стоимость акции находится в районе 55,5 рублей
По методу форвардной дивидендной доходности при средней див. доходности в 10% стоимость акции составляет 35-65 рублей в зависимости от того, какой процент прибыли будет платить компания.
Сегодняшняя цена акций в 45р. – выглядит привлекательно, особенно если рассматривать долгосрочно.
✅К выводам!
Неопределённость в геополитике, нестабильность денежных потоков, непредсказуемое влияние курса рубля, большая инвестиционная программа, рост долговой нагрузки – все эти факторы, на мой взгляд, привносят большую долю негатива в финансовое состояние компании. В конечном счёте они влияют на размер дивидендов.
Сейчас Совкомфлот не сильно интересен относительно будущих дивидендов. Ведь их просто может не быть. В нынешних условиях, когда судоверфи разрывают договора на постройку новых судов — деньги вполне могут быть направлены на увеличение флота «любой ценой», вместо дивидендов. А все перечисленные негативные факторы до сих пор не учтены в цене. Лично мне нужна большая премия за риск, чтобы акции стали интересны к покупке. Например, цена в 35-38 рублей за акцию. А если её не будет — можно и мимо пройти.
Пожалуй, самая крупная база обзоров российских компаний доступна по ссылке — https://t.me/investassistance/1332
Понравилось? Ставьте и подписывайтесь! Дальше — Больше! А в комментариях закрепил ссылки на свежие обзоры компаний.
Кому принадлежит совкомфлот на самом деле
Информация и материалы, содержащиеся в данном разделе («Информация») не предназначены для распространения (прямо или косвенно) или использования каким-либо лицом, являющимся гражданином или резидентом или расположенным в месте, государстве или юрисдикции, где такое распространение, публикация или использование противоречит законодательству или требует регистрацию, получение лицензии или иного разрешения. Информация не может быть доставлена, передана (прямо или косвенно) в Соединенные Штаты (или лицам Соединенных Штатов), Канаду, Австралию, Российскую Федерацию, Японию и Италию или любою иную юрисдикцию, в той степени, в которой такое действие будет нарушать применимое законодательство.
Информация не является офертой или рекламой каких-либо ценных бумаг в какой-либо юрисдикции.
Информация не является офертой по продаже ценных бумаг в США.
Информация не является офертой каких-либо ценных бумаг в России, российским лицам или в их пользу. Информация не предназначена для какого-либо лица в Российской Федерации, не являющегося «квалифицированным инвестором» для целей Федерального закона №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 (с учетом последующих изменений) («Квалифицированные инвесторы») и не может быть передана или направлена в Россию или публично распространена в России или передана лицам, не являющимся Квалифицированными инвесторами, за исключением случаев, когда (и в той степени, в которой) иное разрешено российским законодательством.
ПРОДОЛЖАЯ ПРОСМОТР ИНФОРМАЦИИ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ПРОСМОТР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ЛЮБОМУ ПРИМЕНИМОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ДОПУСТИМО В СООТВЕТСТВИИ С НИМ.
«Совкомфлот»
Откройте счёт с тарифом «Всё включено» за 5 минут, не посещая офис.
проект «Открытие Инвестиции»
Открыть брокерский счёт
Тренировка на учебном счёте
Об «Открытие Инвестиции»
Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4
8 800 500 99 66
Согласие на обработку персональных данных
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Совкомфлот уходит с биржи? Разбираем теорию заговора
В среду поступили загадочные и довольно интересные новости от Совкомфлота (MCX: FLOT ). Компания рассказала про таинственный байбэк. Всё, что мы о нём знаем:
— Акции Совкомфлота выкупила неназванная дочерняя структура.
— Если верить сообщениям, то выкуп проходил с 5 июля.
Больше информации нет. Ни целей, ни объёма байбэка, ни слова о том, что будут делать с акциями дальше — погашать или держать.
С другой стороны, мы можем предположить примерный объём выкупленных акций. Во вторник и среду акции Совкомфлота уж очень активно росли. С начала недели в моменте рост достигал 10%. Небольшой скачок цены на 4% вверх был замечен и 5 июля, когда, судя по сообщениям, и начался выкуп.
На основе динамики цен можно прикинуть, что примерный размер байбэка = 5-10% от free-float, а это 1,8-3,6 млрд рублей (капитализация Совкомфлота = 230 млрд рублей).
На рынке появилась теория: Совкомфлот уходит с биржи и становится «частным».
Эта версия существует уже достаточно давно. Мол, Совкомфлот — госкомпания. А лишняя «шумиха» ему сейчас не нужна. Тут и «серый» танкерный флот, и стратегически важная информация по поставкам. В общем, не дело её афишировать. А новость о байбэке стала хорошей «уликой» в пользу теории об уходе с биржи. Якобы процесс пошёл.
Всё действительно получается складно.
Но есть пара вопросов, которые ставят возможность такого «хода конём» под сомнение:
— Смысл пытаться что-то скрыть, когда все возможные санкции (в т.ч. потолок цен) введены, а про «серый» флот давно знают и в ЕС, и в США?
— Почему выкупают вблизи исторических максимумов, когда компания уже полностью восстановилась от обвала в феврале 2022? Почему не сделали это на дне, как Магнит (MCX: MGNT ) или Детский мир (MCX: DSKY )?
— Тем более зачем разгонять акции дивидендами и прогнозами на 2023 год, если собираются выкупать их? Надо было не публиковать отчетность, не платить дивы и пойти путем Магнита, тогда можно было бы выкупить акции задешево.
— Почему такие маленькие объёмы выкупа (если судить, по нашей оценке, на основе динамики цен)?
— Компании все равно придется раскрывать часть информации, т.к. она активно размещает облигации для расширения танкерного флота. Это необходимо, чтобы разместиться под комфортную ставку.
Видится, что реальная вероятность ухода Совкомфлота с биржи
10-20%. В общем, событие маловероятно.
Но что же это был за таинственный байбэк? Похоже на простое перераспределение долей в бизнесе. Возможно, какой-нибудь бенефициар через дочернюю структуру решил нарастить свой пакет. Либо сделано это было в каких-то корпоративных целях.
Думаем, если бы FLOT действительно решил уходить с биржи, компания бы действовала совсем иначе.