Закупки по 223-ФЗ
Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе. Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.
223-ФЗ о закупках простыми словами
Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:
- монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
- организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
- различные бюджетные учреждения.
Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.
Особенности госзакупок по 223-ФЗ
Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.
Виды закупок по 223-ФЗ
Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:
- Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
- Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
- Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
- Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
- Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.
Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.
Отличие от 44-ФЗ
Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.
В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.
Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.
Требования к участникам
К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.
Необходимые документы
Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:
- паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
- регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя;
- налоговую или финансовую отчетность;
- документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
- при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.
Минимальные сроки на подачу заявок
Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.
Участники закупок по 223‑ФЗ: требования, принципы отбора и правовой статус
В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки
Кто может являться участником закупки?
Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).
Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.
Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).
Участником закупки не может выступать:
- организатор закупки, заказчик,
- работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).
Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ. Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.
Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.
Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).
Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Принципы отбора участников закупки
Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:
- во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
- во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
- в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).
Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):
-
, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
- участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.
К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.
Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.
Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».
Требования к участникам закупки
В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:
- быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
- иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
- не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
- должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
- показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
- заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).
Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.
Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:
- к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
- к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
- к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
- к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.
Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным. Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.
Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц.
223-ФЗ и 44-ФЗ отличия и сравнение
Эксперты финансового портала Выберу.ру простыми словами объяснят, чем отличается 44 ФЗ от 223, регулирующие сферу закупок. Рассмотрят, есть ли сходства этих федеральных законов, какие способы закупок доступны заказчикам, что регулирует каждый закон, проведут сравнение 44 ФЗ и 223 ФЗ.
Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ
Принципиальная разница между 44 ФЗ и 223 ФЗ заключается в том, что первый закон устанавливает порядок закупок государственных заказчиков на всех этапах проведения процедуры торгов. Его положения должны неукоснительно выполняться. Нарушение правил госзакупок влечет наложение штрафов, отмену заключенных сделок, включение в реестр недобросовестных поставщиков. Следование нормам 44‑ФЗ гарантирует, что контракт будет заключен, работы выполнены, оплата произведена.
Закон под номером 223 описывает общие правила проведения закупок, устанавливает требования по разработке заказчиками собственных положений о закупках, в которых включаются способы обеспечения заключения договоров, их выполнение, антидемпинговые меры. Поэтому каждый исполнитель перед тем, как принять участие в закупках по 223‑ФЗ, должен изучить положение о закупках заказчика, чей контракт он планирует выполнить.
Кто выступает заказчиком
В отношении заказчиков между 44 ФЗ и 223 ФЗ различия следующие — согласно первому закону, принимать участие в торгах могут государственные органы власти, ПФР, МЧС, ФСС, Роскосмос, Росатом, бюджетные учреждения (федеральные, муниципальные). По 223 список заказчиков включает:
- госкомпании, если процент участия государства более 50;
- естественных монополистов, например, РЖД;
- компании, деятельность которых регулируется государством;
- бюджетные учреждения при проведении закупок за счет внебюджетных доходов.
Закон обязывает заказчика устанавливать понятные критерии оценки заявок участников, составлять планы-графики закупок, назначать закупочную комиссию, контрактного управляющего.
Кто может быть поставщиком
Поставщик — участник закупок товаров, услуг, работ, с которым заключается контракт (Федеральный закон 44 ст. 4 часть 1). Оба закона гласят, что поставщиком могут выступать любые физические или юрлица, включая индивидуальных предпринимателей, самозанятых и иностранцев. По 223 самозанятые имеют преимущества наравне с субъектами МСП — участие в торгах, проводимых только для исполнителей, имеющих данную организационно-правовую форму.
При закупках у компаний, являющихся естественными монополиями, выполнении работ, связанных с мобилизационной подготовкой, для контрактов, не превышающих 600 тысяч рублей (Федеральный закон 44 ст. 93 ч. 4), сделка может заключаться с единственным поставщиком.
Преференции для участников закупок
Представленная таблица показывает, кто имеет преимущества в процессе закупок, и описывает основные отличия:
· учреждения уголовно-исполнительной системы;
· поставщики из ЕАЭС;
Государственные заказчики ежегодно обязаны из годового объема закупок 15% проводить через СМП и СОНКО.
· поставщики из ЕАЭС.
МСП должно отдаваться 20% от общего объема договоров, запланированного на год.
Преференции предоставляются при проведении конкурсов, запросе котировок и цен, аукционах.
Тендеры 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличия
Согласно Федеральному закону под номером 44, закупки осуществляются у единственного поставщика или следующими конкурентными способами:
- конкурс — открытый, ограниченное участие, закрытый, двухэтапный;
- аукцион — электронный, закрытый;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
По 223 закону варианты проведения тендеров заказчиком самостоятельно вносятся в положение о закупках. Конкурентные торги могут быть проведены в виде конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок.
Доступные ЭТП для торгов
Отличие 44 ФЗ от 223 ФЗ по единым электронным торговым площадкам (ЭТП) заключается в следующем:
- торги по 44‑ФЗ могут проходить только на 8 федеральных площадках — Сбер А, РТС‑Тендер, ЕЭТП и других;
- торги по 223‑ФЗ в отличие от 44‑ФЗ проводятся более чем на 150 ЭТП. Никаких ограничений по выбору ЭТП для заказчиков нет. Часть площадок бесплатные, другие взимают плату. Однако закупки у МСП проводятся только на восьми аккредитованных федеральных ЭТП.
Основное требование для участия в торгах по любому из ФЗ — регистрация в Единой информационной системе. Процедура подачи заявки на регистрацию бесплатна для всех. Для регистрации необходимо, чтобы руководитель компании, ИП, самозанятый имел профиль на портале Госуслуг. Аккредитация осуществляется один раз и не имеет срока действия.
Требования к электронной подписи
Все документы, которые используются при проведении торгов на ЭТП, подписываются электронной подписью. Её наличие гарантирует юридическую силу документов, подтверждает согласие с условиями контракта, обеспечивает безопасность сделок. Когда проводятся закупки 44 ФЗ и 223 ФЗ, разница в электронной подписи отсутствует. Во всех случаях нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП).
В редких ситуациях площадки требуют заверять документы подписью, имеющей специальное расширение — OID. Простым языком, OID — это дополнительный идентификатор, который содержит более полные сведения о владельце КЭП и его полномочиях.
Установленные сроки
Законы регулируют сроки действий заказчиков следующим образом:
- 44‑ФЗ — жесткий регламент проведения закупок на каждом этапе. Например, при проведении аукциона он начинается через 2 часа по окончании срока подачи заявок, а после публикации итогового протокола у заказчика есть всего 2 рабочих дня на отправку проекта контракта победителю.
- 223‑ФЗ — заказчики самостоятельно определяют сроки в процессе разработки документации для проведения тендера. Закон регламентирует общие положения, без деталей.
При работе с малым и средним бизнесом сроки проведения конкурсов, аукционов, запросов регулируются пунктом 3 статьи 3.4 223‑ФЗ.
Отчетность заказчика в ЕИС
Для обеспечения государственных требований по формированию и предоставлению отчетности заказчики обязаны составлять следующие документы:
· годовой отчет по закупкам у среднего и малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций;
· документацию о приеме произведенных работ, выполненных услугах, поставленных товарах;
· подтверждение обоснованности и законности закупок у единственных поставщиков.
· до 10 числа каждого месяца публикуется ежемесячный отчет о стоимости всех заключенных договоров, включая контракты с единственным поставщиком;
· годовой отчет по контрактам с МСП;
· годовой отчет о договорах, если они относятся к инновационной и высокотехнологичной сфере.
Обеспечение участия и исполнения обязательств
Рассмотрим законы о закупках 223 и 44, их отличие по финансовому обеспечению проведения сделок:
· обеспечение заявки вносится в размере до 5% от цены контракта. Для заказов менее миллиона может не вноситься;
· обеспечение исполнения контракта обязательно в конкурсах и аукционах. Размер от 5 до 30% от НМЦК. Представляется в виде банковской гарантии или переводится на счет заказчика.
· обеспечение исполнения гарантийных обязательств вносится, если заказчик устанавливает такое требование.
· обеспечение заявки вносится, если цена договора больше пяти миллионов рублей;
· обеспечения исполнения контракта регулируется заказчиком. Если обеспечение необходимо, то в тендерную документацию вносится его размер, способ предоставления.
Внесение изменений и расторжение контракта
Законы имеют следующие отличия:
- По Федеральному закону № 44 менять основные условия нельзя. Заказчик их публикует, исполнитель, подавая заявку, подтверждает, что его всё устраивает. Расторжение контракта возможно по обоюдному соглашению или решению суда. Возможность расторжения в одностороннем порядке можно указать в договоре.
- По Федеральному закону № 223 заказчик имеет право указать в положении о закупках, на каких условиях будут вноситься изменения и расторгаться договор.
223‑ФЗ предоставляет больше свобод заказчику, а исполнителю важно внимательно изучить его положение о закупках. Тогда не будет лишних проблем.
По какому ФЗ работать — 44 или 223
В зависимости от организационно-правовой формы, заказчики могут работать по Федеральному закону № 44 или 223 либо совмещать оба варианта. На практике, несмотря на то, что 44 закон строже, работать по нему проще. Он всё регламентирует, остается следовать указаниям. Применять 223 закон сложнее: он требует, чтобы ряд вопросов был внесен в положение о закупках самим заказчиком. Здесь исполнителю важно не только знать законодательную базу, но и изучать положения, утвержденные заказчиком.
Популярные вопросы
44‑ФЗ регулирует демпинг следующим образом — если при проведении государственных закупок участник снижает цену более чем на 25%, он обязан предоставить обеспечение контракта, в 1,5 раза превышающее указанное в документах на торги, или подтверждает свою добросовестность аналогичными контрактами, которые он успешно реализовал по заявленным ценам.
Федеральным законом 223‑ФЗ не предусмотрено регулирование демпинга, но заказчик имеет право указать в своем положении о закупках ряд антидемпинговых мер.
Государственные учреждения могут работать по 44 и по 223-ФЗ. Заказчик вправе принять решение о расходовании денежных средств, полученных не из бюджета, и произвести торги по 223‑ФЗ.
Разница между 223 и 44 федеральными законами состоит в том, что по 44‑ФЗ заказчики обязаны обосновать НМЦ, а в 223‑ФЗ они указывают в своем положении о закупках случаи, когда обоснование необходимо. В случае отсутствия у заказчика положения о закупках или если оно не опубликовано своевременно, он должен обосновывать НМЦ согласно требованиям 44‑ФЗ.
Закупки по 223-ФЗ: как проходят и кто в них может участвовать
Новичкам, которые только пришли на рынок закупок, трудно сразу разобраться во всех тонкостях процедур. В итоге их заявки отклоняют, а у предпринимателей остается мнение, что честной конкуренции тут просто нет.
Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает про особенности участия в крупнейшем сегменте российских закупок — торгах по Закону № 223-ФЗ.
Кто проводит закупки по закону 223-ФЗ?
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и организаций, которые работают в сфере коммунального хозяйства. Например, по 223-ФЗ проводят закупки “Газпром”, “Роснефть” и “РЖД”.
В отличие от госзаказчиков субъекты Закона № 223-ФЗ тратят свои собственные, а не бюджетные деньги, но при этом их деятельность имеет большое общественное значение. Неэффективные закупки таких компаний, могут, например, сказываться на повышении тарифов на газ или услуги ЖКХ, влиять на качество и безопасность оказываемых услуг и так далее. Поэтому разумность закупок таких компаний контролирует государство.
В чем преимущества таких закупок для поставщиков?
Главный плюс закупок по 223-ФЗ в сравнении с контрактной системой состоит в том, что у субъектов этого закона больше мотивации выбрать действительно лучшее предложение поставщика. Такие компании тратят собственные деньги, поэтому заинтересованы в качестве закупаемых товаров и услуг.
Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика и основные правила проведения конкурентных закупок, при этом оставляя заказчику право все, что не урегулировано законом, прописать в своем корпоративном положении о закупках. Таким образом, у заказчика больше инструментов для выбора контрагента с продукцией, лучшей не только по цене, но и по качеству, а это, в свою очередь, выгодно и добросовестному поставщику.
Кроме этого, для участия в большинстве закупок по 223-ФЗ поставщикам не нужно проходить регистрацию в Единой информационной системе, открывать спецсчета в определенных банках, нести другие дополнительные расходы и соблюдать различные формальности, свойственные контрактной системе.
Где искать закупки по 223-ФЗ?
Проще всего искать закупки в Единой информационной системе или на электронных торговых площадках. Госкомпании могут проводить большинство своих закупок на любых ЭТП.
Но есть исключение — преференционные закупки для малого и среднего бизнеса проводятся на площадках для госзакупок.
Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?
В последней редакции закона появилось норма о том, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Причем для конкурентных закупок многие правила заимствованы из закона 44-ФЗ.
Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент». Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.
Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.
Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:
- Аукцион.
- Конкурс.
- Запрос котировок.
- Запрос предложений.
При чем в 223-ФЗ все эти способы названы торгами, в то время как Гражданский кодекс выделяет в качестве торгов только конкурс и аукцион.
В целом, для всех конкурентных закупок установлены общие правила: для каждого названного способа закупок определен минимальный срок объявления, заказчик может отказаться от проведения закупок только до даты окончания приема заявок. Кроме того, как мы уже сказали, запрещено указание средств индивидуализации продукции, установлены правила внесения изменений в документацию о закупке и разъяснений участникам положений закупочной документации.
Поставщику очень важно знать, что в целях соблюдения требований закона заявка участника должна быть функционально разделена на две части и ценовое предложение. Это должно обеспечить беспристрастность организатора при выборе победителя, поскольку данные о наименовании участника заказчик получает от оператора электронной площадки только на этапе формирования итогового протокола, когда выбор уже сделан. Однако при этом и любая ошибка поставщика при подготовке заявки может стать причиной отклонения его предложения.
Закон позволяет заказчику устанавливать требование об обеспечении заявки только в крупных закупках, начальная (максимальная) цена которых составляет боле 5 млн. рублей. Кроме того, установлены сроки заключения договора с победителем, что объективно вносит определенную ясность на этом важном этапе. Договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 30 с момента публикации итогового протокола.
Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?
Большинство закупок по данному закону сейчас проводятся в электронном виде. Поэтому нужно найти подходящую закупку и пройти регистрацию на ЭТП. После этого внимательно прочитайте документацию и подавайте заявку.
На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?
Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.
Заказчики заранее публикуют перечень товаров, работ и услуг, который закупается только у малого и среднего бизнеса. И когда проводится закупка такой продукции, то круг ее участников ограничен данными субъектами. Такие закупки часто называются преференционными. Именно они могут проводиться только на госплощадках, в то время как для остальных процедур по 223-ФЗ таких ограничений нет. Поэтому малые и средние предприятия, желающие поучаствовать, предварительно должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в государственный реестр участников закупок и аккредитоваться на нужных ЭТП.
Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.
Есть ограничения и по сумме обеспечения заявки. Поставщику не придется изымать из оборота больше 2% от начальной (максимальной) цены закупки для обеспечения заявки и более 5 % от стоимости договора для обеспечения его исполнения.
Оператор электронной площадки не имеет право брать деньги за участие в преференционных закупках для малого и среднего бизнеса. Плату вносит только победитель такой закупки, и в размере не более 2000 рублей.
Есть ли подводные камни или какие-то риски?
Заказчики, работающие по 223-ФЗ, могут прописывать правила проведения своих закупок, которые не урегулированы законом, в положении о закупке. Поэтому поставщику подчас необходимо внимательно читать не только закон и закупочную документацию интересующей его закупки, но и корпоративное положение конкретного заказчика.
Если хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 223-ФЗ посвящен отдельный модуль программы.