9 Вопрос: социальные институты: определение понятия, виды и функции
Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.
В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.
Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья — важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Деятельность социального института определяется:
во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
Характерные признаки основных социальных институтов
Социальный институт — это исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации человеческой жизнедеятельности, охватывающая совокупность статусов и ролей, необходимых культурных, экономических, политических и других средств и возможностей, призванных удовлетворять определенные потребности общества. Институты контролируют общество и упорядочивают поведение человека, оказывая на него влияние посредством установленных правил и норм.
Признаки социальных институтов
Социальные институты целесообразны и преследуют одну цель, которая заключаются в установлении стабильности в процессе общественного развития. Признаки институтов едины для всех и отвечают следующим уникальным характеристикам:
- формирование специальных учреждений, в рамках которых функционируют институты (например, для религии — это церкви, древние культовые здания, для института образования — школы, библиотеки);
- установленные нормы поведения и предписаний (например, в институте семьи — это стремление к браку);
- общепринятая система ценностей, связанная с идеологией (например, для бизнеса семьи — это забота, любовь, верность);
- набор социальных правил и предписаний, через которые проводится контроль поведения членов общества, исходя из общепринятых норм и интересов социума;
- культурные символы (обручальное кольцо, флаг, икона и т. д.);
- устные и письменные уставы и кодексы (для семейного института — это удостоверение о браке, брачный контракт);
- применение санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках института (например, в образовании — это требования к сдаче экзаменов);
- четкое распределение обязанностей и прав всех членов институционального процесса, обеспечивающее предсказуемость их поведения.
Для повышения способности адаптации общества к внешним и внутренним изменениям появилась необходимость в формировании современных институтов, основные признаки которых:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- безусловное доминирование во всех основных сферах общественной жизни достиженческой регуляции: в экономике — деньги и рынок, в политике — демократические институты и т. д.;
- развитие института образования, целью которого является популяризация профессионализма и компетентности;
- дифференциация и автономизация институтов, которые проявляются в отделении экономики от семьи и государства, в ускорении процесса возникновения новых институтов и в усилении автономии уже существующих.
Функции социальных институтов
У каждого социального института есть главная функция, которая определяет его основное предназначение и признаки. Кроме основополагающей функции, существуют и такие, которые в разной степени свойственны всем институтам и обеспечивают выполнение главного компонента:
- удовлетворение различных потребностей общества в целом и каждого индивида в отдельности;
- регулирование действий всех членов общества, проявляющееся в стимулировании дозволенного и желательного и наказании нежелательного поведения;
- определение и поддержка общественного порядка системой социальных регуляторов;
- формирование интеграции стремлений, деятельности и отношения отдельных индивидов для обеспечения социальной сплоченности.
Все институты помимо своих специфических задач выполняют единые для каждого из них функции, к которым можно отнести:
- Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — наличие установленного набора норм поведения и предписаний, стандартизирующих деятельность каждого индивида. Социальный контроль необходим для обеспечения устойчивости структуры общества.
- Регулятивная функция — регулирование взаимоотношений между участниками институционального образования посредством составления образцов поведения.
- Транслирующая функция — формирование системы передачи опыта, путем трансформации границ института и смены поколений.
- Коммуникативная функция — распространение необходимой информации как внутри института, так и во взаимодействии между разными институтами.
Кроме перечисленных явных функций, у социальных институтов есть и латентные задачи, обнаружение которых помогает сформировать наиболее объективную картину жизни общества, а также позволят свести к минимуму их негативное влияние и усилить позитивное.
Виды социальных институтов
В социальной науке существуют различные системы типологизации институтов. В западной социологии чаще всего выделяют 5 видов:
- институт родства;
- институт экономики;
- институт стратификации;
- институт духовной культуры.
В России популярна типология, в рамках которой институты разделяются на следующие виды:
Социальный институт и его функции
Динамично развивающееся общество нуждается в устойчивой социальной системе, основой которой являются устойчивые социальные связи, взаимодействия и отношения.
Наибольшей устойчивостью обладают отношения, сформированные в рамках социальных институтов. Таким образом, можно говорить о том, что социальные институты являются гарантом воспроизводства социальной структуры.
На протяжении всего процесса развития общества, человек стремится к закреплению социальных отношений, которые обязательны в определенной социальной группе.
Закрепление социальных отношений, целью которых является удовлетворение потребностей человека, возможно посредством формирования системы социальных статусов и исполняемых социальных ролей. Социальные роли и статусы предполагают воспроизведение определенных правил поведения, несоблюдение которых ведет к применению санкций, необходимых для соблюдения требований социальной роли или статуса.
Социальный институт является результатом формирования социальной системы.
Таким образом, социальный институт – это система статусов и социальных ролей, а также социальных ресурсов и средств, которые необходимы для выполнения социально значимой функции.
Если рассматривать содержание социального института, то он подразумевает систему стандартов и правил поведения в определенной ситуации.
Любым социальным институтом осуществляется функция контроля, то есть поведение участников социального института контролируется для наиболее эффективного выполнения задач и целей, возложенных на социальный институт.
Типы социальных институтов
Социальный институты основываются на основных потребностях человека и служат для их удовлетворения, поэтому социальные институты классифицируются по виду потребности ими удовлетворяемой. Рассмотрим типы социальных институтов.
Социальный институт семьи и брака.
Данный институт основан для удовлетворения потребности в воспроизводстве социальной структуры и первичной социализации человека.
Необходим для удовлетворения потребности в обеспечении управления, необходимости социального порядка, а также с целью обеспечения социальной стабильности
Соответственно удовлетворяют экономические, финансовые, материальных потребности общества
Способствует удовлетворению потребности в сохранении, накоплении и передаче социального опыта, его структуризации, сохранении и передаче ценностей и установок, а также выполняет функцию вторичной социализации.
Удовлетворяет духовные потребности общества
Структура социальных институтов
Социальный институт является сложной системой, имеющей множество подсистем. Подсистемы социального института также являются институтами, но подчиненного характера.
Общество является развивающейся системой, поэтому постоянно возникают отношения, которые требуют более четкого закрепления. Процесс упорядочивания отношений называется институционализацией.
Институционализация включает несколько последовательных этапов:
- появление социальной потребности, для удовлетворения которой необходимы организованные совместные действия нескольких индивидов или группы.
- осознание основных целей, необходимых для удовлетворения появившейся потребности
- разработка социальных норм, правил и законов в результате спонтанного социального взаимодействия
- разработка процедур по выполнению норм и правил
- разработка и применение системы наказаний для обеспечения соблюдения норм и правил
- создание системы статусов и ролей для всех членов социального института
Формирование социального института процесс не одномоментный и может продолжаться длительное время, в результате чего социальные институты формируют определенную структуру, которая включает в себя: совокупность социальных ролей и социальных статусов; социальные нормы и правила; систему наказаний и санкций, поддерживающих функционирование социального института; систему учреждений и организаций, которые осуществляют свою деятельность в рамках существования социального института; материальные, культурные и социальные ресурсы, обеспечивающие деятельность социального института.
Функции социальных институтов
Социальный институт образуется для удовлетворения той или иной потребности. В процессе своей деятельности, осуществление этой цели связано с выполнением ряда функций, присущих именно социальному институту, а также общих функций.
Рассмотрим общие функции социальных институтов.
Функция сохранения и воспроизводства общественных отношений.
Как уже было сказано, функционирование социального института возможно посредством выполнения определенных норм и правил, существующих в институте, и обеспечивающих устойчивость и самого социального института, и социальной системы в целом.
Эта функция социальных институтов заключается в объединении членов социальных групп и индивидов, которые функционируют в том или ином социальном институте, их взаимосвязь и зависимость друг от друга, что позволяет обеспечить стабильность и целостность социальной структуры.
Заключается в регулировании общественных отношений между членами социального института посредством исполнения правил и норм поведения, выработанных в рамках существования социального института.
Нормальное функционирование социального института обеспечивается приходом новых членов, поэтому механизмы социального института набирают новых людей с учетом уровня социализации, интересов и требований, необходимых для социального института.
Иногда функционирование социального института имеет нежелательные последствия, то есть, социальный институт несет негативное воздействие на социальную структуру, нанося ему урон. В этом случае можно говорить о дисфункции социальных институтов, то есть невыполнении ими своих функций.
Социальные институты — теория для ЕГЭ
Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.
Что такое социальный институт
Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе.
Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции.
Функции социальных институтов в обществознании:
- регулирование общественных отношений. Участниками отношений могут быть индивиды, группы, социальные образования;
- создание правил. В рамках каждого социального образования есть свои нормы поведения. Они помогают контролировать общество, сохранять стабильность;
- интегрирование. Суть организаций в контакте людей и преследовании ими общих целей, что способствует объединению;
- передача опыта. Люди, давно существующие внутри организации, могут передавать знания и умения тем, кто только попал в него (отношения учитель-ученик в школе, стажировки на работе);
- социализация — вступление в социальную группу помогает детям быстрее адаптироваться к жизни. Это происходит за счет существующих норм и контакта с другими людьми;
- коммуникация — люди общаются внутри института, происходит взаимодействие и между разными образованиями. Это позволяет передавать информацию.
В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки:
- установленные образцы поведения. В школах принято получать знания, а в церкви — молиться;
- культурные символы. На уровне семьи такими символами становятся процедура заключения брака, обручальные кольца. На уровне государства — герб, гимн и флаг;
- кодексы поведения. Как мы уже говорили, они могут быть устными и письменными. Примеры: школьный устав, брачный договор, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности;
- идеология. У каждого института есть свои принципы и ценности. В отличие от норм поведения, они не являются строгими правилами, а скорее указывают на цель существования. Например, ценностями семьи являются любовь, помощь и поддержка;
- культурные черты. В данном случае подразумеваются предметы или явления, которые обеспечивают существование института, достижение его целей. В случае со здравоохранением это будут поликлиники, больницы и аптеки, и с образованием — школа, учебник, кабинет.
Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы:
Что конкретно регулируют
Примеры конкретных институтов
Производство товаров и услуг, их распределение между людьми
Производство, рынок, собственность, деньги, хозяйственные отношения
Общественные отношения. Регуляция осуществляется с помощью власти
Власть, партия, суд, армия, местное самоуправление
Численность и воспроизводство населения, создание семьи, распределение общественных благ, ресурсов и ролей
Семья, брак, наследство, досуг, здравоохранение, социальная защита
Культурная жизнь общества, ее развитие и воспроизводство, культурное воспитание людей
Образование, школа, университет, СМИ, религия, искусство
Семья как социальный институт
Семья является основным институтом общества, она же представляет собой минимальную ячейку общества. Вообще, семья — основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Современные семьи в основном являются моногамными (одна женщина и один мужчина), но существуют и полигамные (многоженство), полиандрические (многомужество). Первой формой семьи была патриархальная, то есть с мужчиной во главе. Сейчас большинство семей являются супружескими (равноправными). При этом большие семьи, в которых проживали все родственники, сменились нуклеарными — муж, жена, дети. Семья проходит несколько этапов развития:
- вступление в брак;
- начало деторождения, то есть появление на свет первого ребенка;
- окончание деторождения, то есть появление на свет последнего ребенка;
- период «пустого гнезда», когда последний ребенок выделяется в отдельную семью;
- смерть одного из супругов, что означает прекращение существования семьи.
Функции семьи как социального института в обществознании:
- репродуктивная. Одна из главных целей любой семьи — рождение здорового и сильного потомства;
- воспитательная. Родители воспитывают детей, оказывают им эмоциональную поддержку, участвуют в первичной социализации;
- экономическая. Супруги ведут совместное хозяйство, тем самым обеспечивая себе комфортную жизнь. Кроме того, они обязаны обеспечивать ребенка до совершеннолетия;
- статусная. Рождаясь в семье, ребенок получает набор статусов: гражданство, национальность, место проживания, социальное положение. Тем не менее, некоторые из них человек может в будущем изменить;
- эмоциональная. В семье человек удовлетворяет потребность в близости, тепле, общении, поддержке, заботе. Хорошие отношения между супругами, родителями и детьми помогают лучше справляться со стрессами;
- защитная. Это касается всех сфер общества — интеллектуальной, духовной, физической, психологической, экономической.
Образование как социальный институт
Тема «Институты» по обществознанию включает такой раздел, как образование. Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры. Выделяют 3 основных элемента образования: образовательные учреждения (школы, вузы, колледжи, кружки, музыкальные и художественные школы), участники (педагоги и ученики) и сам учебный процесс. Политика РФ сейчас направлена на гуманизацию образования, повышение его качества, приближение к международному уровню, а также на введение вариативности. Основные образовательные учреждения в России:
- дошкольные — ясли, садики;
- общеобразовательные — школы, лицеи, гимназии;
- профессиональные — колледжи и вузы;
- послевузовские — курсы повышения квалификации;
- специальные (коррекционные) — для детей с проблемами в развитии;
- дополнительные — центры детского творчества, кружки по интересам, музыкальные, спортивные и художественные школы.
Основные функции института образования в обществознании:
- гуманистическая — выявление и развитие талантов;
- профессионально-экономическая — подготовка специалистов в разных сферах;
- социальная — приобретение индивидами социальных статусов;
- культурная — раскрытие творческих особенностей, изучение культурных особенностей общества;
- адаптационная — подготовка к жизни в обществе.
Примеры заданий из ЕГЭ
Рассмотрим несколько вопросов по теме «Институты», которые могут встретиться во второй части.
Задание 1. Охарактеризуйте главные социальные институты в обществознании.
При ответе на этот вопрос нужно рассказать о 4 группах, на которые делят социальные образования. Для каждой нужно написать примеры и признаки, рассказать, что именно регулирует данный институт.
Задание 2. Каковы основные черты социального института в обществознании?
Нужно рассказать о 5 признаках (модели поведения, культурные символы, идеология, культурные черты, нормы поведения). Кроме того, нужно взять один конкретный институт, например, образование, и объяснить признаки на его примере.
Теперь вы знаете, что такое социальный институт, а также разбираетесь в видах институтов в обществознании. Надеемся, что этот материал поможет вам в подготовке к ЕГЭ. Но если вы хотите набрать высокие баллы, лучше учиться с преподавателем на курсах, ведь там объясняют много нюансов. А если заниматься не только обществознанием, но и другими предметами, например, русским, поступление на бюджет гарантировано.