На какие суммы банки обращают внимание
Перейти к содержимому

На какие суммы банки обращают внимание

  • автор:

На какие суммы банки обращают внимание

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 6

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) операции по банковским счетам (вкладам):

абзац утратил силу с 1 июня 2018 года. — Федеральный закон от 23.04.2018 N 106-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) иные операции с движимым имуществом:

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2024 в абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 6 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ). См. будущую редакцию.

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по видам страхования, указанным в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 32.9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2024 в абз. 6 пп. 4 п. 1 ст. 6 вносятся изменения (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ). См. будущую редакцию.

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

5) операции с цифровыми финансовыми активами.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

1.1. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 миллионам рублей, или превышает ее.

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2020 N 208-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.

Не подлежат обязательному контролю в соответствии с абзацем первым настоящего пункта операции, связанные с уплатой налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам.

(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 279-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.2 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кредитные организации и некредитные финансовые организации, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг обществами, федеральными унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями и публично-правовыми компаниями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 484-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный орган вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от обществ, федеральных унитарных предприятий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и публично-правовых компаний информацию о совершаемых указанными обществами, федеральными унитарными предприятиями и публично-правовыми компаниями операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, об их характере и целях.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 213-ФЗ)

До 31.05.2023 включительно не применяются меры за нарушение порядка и (или) сроков представления сведений и информации об операциях, предусмотренных п. 1.3-1 ст. 6 (Информационное письмо Банка России от 21.09.2021 N ИН-014-12/72 (с изм. от 26.12.2022)).

1.3-1. Получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.

Указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(п. 1.3-1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ)

1.4. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 10 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает ее.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кредитные организации, уполномоченные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» на осуществление банковского сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и всех заключенных в целях его исполнения контрактов, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии отдельных счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и изменении их реквизитов в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ)

1.5. Операция по получению физическим лицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты подлежит обязательному контролю, если указанная платежная карта эмитирована иностранным банком, зарегистрированным на территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный уполномоченным органом.

Указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(п. 1.5 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 565-ФЗ)

1.6. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 миллион рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 миллиону рублей, или превышает ее.

(п. 1.6 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.7. Операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

(п. 1.7 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

1.8. Операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

(п. 1.8 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

1.8-1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если она совершается по поручению клиента — иностранного гражданина на сумму, равную или превышающую 50 000 рублей либо равную или превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 50 000 рублей, либо клиента — иностранного юридического лица на сумму, равную или превышающую 500 000 рублей либо равную или превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 рублей, при условии, что идентификация указанных клиентов проведена в соответствии с пунктом 1.5-11 статьи 7 настоящего Федерального закона.

(п. 1.8-1 введен Федеральным законом от 10.07.2023 N 308-ФЗ)

С 01.10.2025 в абз. 1 п. 1.9 ст. 6 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 298-ФЗ).

1.9. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае ее определения уполномоченным органом или уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации при условии, что сведения о такой операции будут подлежать представлению в уполномоченный орган кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторами инвестиционных платформ, страховыми организациями (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранными страховыми организациями, страховыми брокерами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитными потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, микрофинансовыми организациями, обществами взаимного страхования, негосударственными пенсионными фондами, ломбардами, операторами финансовых платформ, операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторами обмена цифровых финансовых активов.

При определении операции в качестве подлежащей обязательному контролю уполномоченный орган устанавливает вид данной операции, сумму ее совершения, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляющие сведения о данной операции, а также период времени, в течение которого сведения о подлежащей обязательному контролю операции подлежат направлению в уполномоченный орган и который не может превышать два года.

(п. 1.9 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

2. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или физического лица.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

2) вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1 — 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 29.12.2022 N 595-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

3) решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;

4) процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1 — 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 29.12.2022 N 595-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1 — 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 29.12.2022 N 595-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу с 1 декабря 2022 года. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 219-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

2.2. Основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

1) отмена вступившего в законную силу решения суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму и прекращение производства по делу;

2) отмена вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1 — 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, и прекращение производства по уголовному делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 29.12.2022 N 595-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) отмена вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо изменение указанного постановления, предусматривающее исключение административной ответственности за данное административное правонарушение;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

3) отмена решения Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с привлечением к ответственности за экстремистскую деятельность;

4) прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1 — 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 29.12.2022 N 595-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утратил силу с 1 декабря 2022 года. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 219-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отмена признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоров или решений судов и решений иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;

7) наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

8) наличие документально подтвержденных данных о погашении или снятии судимости с лица, осужденного за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1 — 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 29.12.2022 N 595-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) наличие документально подтвержденных данных об истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 197-ФЗ)

2.3. Организации и физические лица, ошибочно включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо подлежащие исключению из указанного перечня в соответствии с пунктом 2.2 настоящей статьи, но не исключенные из указанного перечня, обращаются в уполномоченный орган с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней, следующих за днем получения заявления, рассматривает его и принимает одно из следующих мотивированных решений:

об исключении организации или физического лица из указанного перечня;

об отказе в удовлетворении заявления.

Уполномоченный орган информирует заявителя о принятом решении. Решение уполномоченного органа может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. Уполномоченный орган незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня принятия решения об исключении организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию об этом на своем официальном сайте в сети Интернет в целях отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Информация об исключении организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

2.4. Физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта;

3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

(п. 2.4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ)

2.5. Утратил силу с 1 декабря 2022 года. — Федеральный закон от 28.06.2022 N 219-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2021 N 230-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ, от 10.07.2023 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг — в отношении операций, указанных в абзаце четвертом подпункта 1, подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 1.2, абзаце втором пункта 1.3, пунктах 1.8-1, 1.9 и 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ, от 10.07.2023 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) операторы инвестиционных платформ — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.8-1, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ, от 10.07.2023 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранные страховые организации и страховые брокеры — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 343-ФЗ, от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лизинговые компании — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах четвертом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) организации федеральной почтовой связи — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.7, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) ломбарды — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах втором, шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2024 пп. 8 п. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ). См. будущую редакцию.

8) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) организаторы азартных игр — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах седьмом, восьмом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.9 и 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) операторы лотерей — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце девятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.9 и 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.8-1, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ, от 10.07.2023 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.1, 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(пп. 11.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

12) операторы по приему платежей — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) микрофинансовые организации — в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) общества взаимного страхования — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) негосударственные пенсионные фонды — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.8, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) операторы финансовых платформ — в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.9 и 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(пп. 19 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, — в отношении операций, указанных в подпунктах 2 и 5 пункта 1, пунктах 1.2, 1.8-1, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;

(пп. 20 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ, от 10.07.2023 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) операторы обмена цифровых финансовых активов — в отношении операций, указанных в подпунктах 2 и 5 пункта 1, пунктах 1.2, 1.9, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 7.4 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона.

(пп. 21 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.06.2022 N 219-ФЗ, от 14.07.2022 N 331-ФЗ)

Как перевести деньги на карту, чтобы избежать проблем с банком и налоговой

На что банки будут обращать особое внимание при переводах физлиц?

Банк России приказом от 06.09.2021 № 16-МР утвердил Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов — физических лиц. Рекомендации разработаны в целях дальнейшей реализации закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Особому вниманию подвергнутся следующие переводы физлиц:

  1. Необычно большое количество контрагентов — физических лиц, являющихся плательщиками или получателями (например, более 10 в день, более 50 в месяц).
  2. Необычно большое количество операций по зачислению или списанию безналичных денежных средств, проводимых с контрагентами — физлицами (более 30 операций в день).
  3. Значительные объемы операций по списанию или зачислению безналичных денежных средств, совершаемых между физлицами (более 100 тыс. руб. в день, более 1 млн руб. в месяц).
  4. Короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств.
  5. В течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению или списанию денежных средств.
  6. В течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете на конец дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету.
  7. Операции по списанию денежных средств не производятся в пользу юрлиц и ИП в целях обеспечения жизнедеятельности физлица (например, не оплачиваются коммунальные услуги, связь и т. д.)
  8. Совпадение идентификационной информации об устройстве, используемом разными клиентами-физлицами.

Также в документе говорится, что если клиент попадает одновременно под два и более показателя контроля, то к нему должно быть повышенное внимание, вплоть до приостановления операций по карте с целью исполнения требований закона № 115-ФЗ.

Как физлицам избежать проблем с переводами денег между картами?

Поскольку новые методические рекомендации регулятор выдал именно банкам, они могут заблокировать карту клиента, заподозрив, что нарушается требование закона № 115-ФЗ. После чего к рассмотрению дела подключается налоговая инспекция.

Следует иметь в виду, что у ИФНС нет права автоматически взимать 13% НДФЛ сумм, поступивших на карту. Для отслеживания средств на счете налоговая должна иметь разрешение руководителя вышестоящего отделения ФНС в рамках проведения налоговой проверки (ст. 86 НК РФ).

Отметим, что не подлежат обложению НДФЛ:

  • безвозмездные переводы (ст. 217 НК РФ); между физлицами (письмо Минфина от 03.09.2021 № 03-04-05/71523, от 07.06.2019 № 03-04-05/41947);
  • переводы в рамках семейных отношений (ст. 208 НК РФ);
  • переводы, которые не являются доходом (ст. 209 НК РФ).

В каких случаях все же придется заплатить НДФЛ при переводах с карты на карту, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на пробной основе.

Чтобы избежать лишних проблем, физлицам следует соблюдать несколько правил при осуществлении переводов:

  • перечисляя деньги со своей карты на счет организаций или ИП, следует четко обозначать назначение платежа;
  • переводя деньги друзьям и родственникам, следует обозначить безвозмездность такого перевода (указать «в подарок», «на продукты» и т. д.);
  • возвращая долг, не следует указывать, что это возврат с процентами, иначе у получателя возникает налогооблагаемый доход на сумму процентов;
  • переводы на крупные суммы следует дополнительно оформлять распиской, в которой будет указано, что заем беспроцентный.

Даже если налоговая служба по итогам проверки вынесет решение о доначислении НДФЛ, данное решение можно будет оспорить в суде. Для этого и понадобятся документы-обоснования в виде расписок, текстов назначений платежа и т. д.

Итоги

Даже с учетом ужесточения контроля за переводами физлиц налоговая инспекция не вправе облагать НДФЛ такие переводы по умолчанию. Но чтобы минимизировать риск блокировки карты на период разбирательства с ИФНС, физлицам следует тщательно заполнять поле «Назначение платежа» и не допускать частых переводов в течение дня. Кроме того, давая деньги в долг без процентов, следует подкреплять этот факт соответствующей распиской, чтобы крупная сумма при возврате не вызвала подозрений в получении налогооблагаемого дохода.

О других новостях банковского законодательства вы можете узнать в нашей рубрике «Банк».

Список опасных операций для ООО и ИП в 2023 году

Узнайте об операциях, которые попадают под особый контроль, и получите рекомендации, как избежать блокировки.

С 1 июля 2022 года изменились денежные лимиты для операций, которые подлежат особому контролю (п. 1 ст. 2 №331-ФЗ от 14.07.2022):

  • для операций с наличными, связанных с исполнением договора лизинга;
  • для сделок с недвижимостью.

Все операции сверх лимита подпадают под особый контроль. Банки обязаны сообщить о них в Росфинмониторинг.

Главбух Ассистент поможет построить бесперебойную работу бухгалтерии с учетом последних изменений в законе. Аттестованные бухгалтеры и юристы подготовят все необходимые документы и сами отправят их в инспекции, напомнят о выплатах, а также подскажут, как законно сэкономить на налогах. Подробнее, как работает аутсорсинг, — в двухминутном видео.

Кроме того, кредитные организации изучают:

  • операции, которые подпадают под обязательный контроль;
  • транзакции, которые привлекают внимание: необычные, сомнительные, подозрительные (Банки ориентируются на критерии Положения ЦБ №375-П, методических рекомендаций, письма и другие документы Центробанка РФ).

Это не значит, что вам немедленно заблокируют счет, вас вызовут на допрос или потребуют документы. Банки проанализируют в первую очередь содержание таких сомнительных сделок. При этом в расчет берут не суммы, а характер подозрительной операции.

Разберем подробнее операции, на которые скорее всего обратят внимание.

Снятие наличных

Банк посчитает подозрительной операцию по снятию крупной суммы наличных (письмо ЦБ от 26.12.2005 № 161-Т).

У ИП и организаций могут потребовать документального подтверждения трат на зарплату, хозяйственные закупки, командировки.

Рекомендации. Будьте готовы дать письменные пояснения:

  • на покупку хозрасходов — опишите, почему нельзя перевести операцию электронно; например, закупаете материалы у физических лиц;
  • снятие на зарплату можно объяснить отказом получать деньги на карту;
  • командировочные расходы — авансовым отчетом или, если документ еще не готов, предельным сроком его предоставления.

Операции с займами

Если вы получили деньги взаймы от другой организации или сами ссудили сумму, будьте готовы объяснить обстоятельства в банк (подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ).

Особое внимание — тем, кто:

  • вносит платежи по договору займа не с того счета, на который заем поступил;
  • платит проценты выше рыночных — это сигнал вывода денег из компании.

Рекомендации. Если вы получили деньги наличными или на счет в другом банке, предъявите выписку со счета или договор займа, где отражено внесение наличных.

Если вы после получения суммы сразу же перевели деньги контрагенту, предъявите договор поставки или услуг.

А вы знали, что, если контрагент не платит налоги, ответственным могут сделать вас? Чтобы обезопасить бизнес, передайте бухгалтерию на аутсорсинг Главбух Ассистент. Эксперты предоставят юридическую защиту сделок, а также подготовят подробный отчет о благонадежности контрагентов. Услуги бухгалтеров, юристов и кадровика входят в каждый тариф. Попробуйте аутсорсинг и получите месяц обслуживания бесплатно.

Пополнение счета на крупную сумму наличными

Неизвестно откуда взявшиеся деньги вызовут вопросы банка (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ).

Особенно — если не было выручки, а компания решит тут же перевести деньги другому юрлицу. Предпринимателя заподозрят в использовании счета как транзитного (п. 14 приложения к Положению Центробанка от 02.03.2012 №375-П).

Рекомендации. Предоставьте в банк подтверждающие документы, откуда такие суммы и почему появились на счете. Например, договор займа, соглашение о помощи и т.д. В пояснении укажите реквизиты документов.

Операции с недвижимостью

Банк обязан проверить и все сделки купли-продажи недвижимости. Это может быть попытка отмыть деньги (п. 26 приложения к Положению №375-П, письмо Центробанка от 08.09.2020 №12-4-4/3838), особенно если между покупателем и продавцом обнаружится связь.

Рекомендации. В пояснении укажите цели использования приобретенного помещения: под офис, под склад и т.д. Предъявите попутные документы: акт осмотра, акт приема-передачи, предварительное соглашение (если оно было).

Другие подозрительные транзакции, на которые обратит внимание банк

  • Регулярные платежи от физических лиц, никак не связанных с компанией (не сотрудники, не участники Общества).
  • Регулярные платежи в пользу неизвестных физлиц, если это не оплата услуг ИП или самозанятого, не алименты и не дивиденды.
  • Использование счета как транзитного. Остатки по счету значительно ниже оборотов.
  • Транзакции в пользу компаний, окрашенных Центробанком в красный и желтый цвета. Такие операции могут заблокировать.
  • Переводы самим себе со счета на счет.
  • Отсутствие переводов, связанных с деятельностью компании: зарплата, аренда, налоги, услуги связи, коммунальные платежи.

Экспресс-аудит бухгалтерии поможет оценить риск блокировки счета, налоговые риски и избежать штрафов. Эксперты Главбух Ассистент быстро проверят вашу компанию на наличие опасных операций по критериям банков и налоговой и найдут все проблемные места в учете и отчетности, а также подскажут, как исправить ошибки. Даже если вы не клиент аутсорсинга, вы можете получить экспресс-аудит бесплатно. Осталось всего три места — успейте оставить заявку прямо сейчас.

Как выявлять необычные сделки и сомнительные операции по 115‑ФЗ

Есть операции и сделки клиентов, на которые субъектам 115-ФЗ нужно обращать особое внимание. Они называются подозрительными, сомнительными или необычными. По каким признакам их выявлять и что делать, если обнаружили? Разбираемся.

В этой статье:
  • Критерии и признаки подозрительных операций
  • Какие операции относятся к сомнительным
  • Что делать при выявлении сомнительных операций

Критерии и признаки подозрительных операций

Подозрительными считаются те операции клиентов, предполагаемая цель которых, — отмыть, легализовать преступные доходы или профинансировать терроризм. Такое определение дается в ст. 3 115-ФЗ. У всех организаций — субъектов 115-ФЗ есть обязанность выявлять операции, легальность которых вызывает сомнение, и приостанавливать их.

Признаки подозрительных операций — это критерии, по которым определяют, что операция необычная. Количество и специфика таких признаков отличаются в разных сферах. Это объясняется тем, что в каждой отрасли клиенты проводят свои операции.

Признаки подозрительных операций зафиксированы в классификаторах — их еще можно назвать справочниками. В них собран полный перечень критериев и кодов необычных операций. Классификаторы публикуются как приложения к нормативно-правовым актам.

У всех классификаторов необычных операций и сделок единая структура. Это таблица, в которой обозначены:

  • код группы признака сомнительной операции;
  • код вида признака;
  • описание признака.

Признаки в классификаторах делятся на общие и специальные. Из названия понятно, что общие характерны для любого вида деятельности, а специальные только для определенных. Например, операцию, которая не соответствуют принятой на рынке практике, можно считать сомнительной по одному из общих признаков.

Найти классификатор признаков необычных операций поможет таблица. Собрали информацию о справочниках для каждого субъекта 115-ФЗ.

Для кого Где найти классификатор
Банков и других кредитных организаций Приложение к Положению ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П
Некредитных финансовых организаций: ломбардов, ювелиров, страховых компаний, КПК, МФО, НПФ, профессиональных участников рынка ценных бумаг и других Приложение к Положению Банка России от 15.12.2014 № 445-П
Агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей, бухгалтерских фирм, аудиторов, нотариусов, юристов Описание структур ФЭС, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 8.02.2022 № 18

Идентификация, оценка риска, сверка по перечням

Какие операции относятся к сомнительным

Чтобы сделать вывод о том, что операция сомнительная, недостаточно найти ее признак в классификаторе. Сотруднику финмониторинга нужно проанализировать деятельность клиента, которая включает как платежи или сделки, так и факты хозяйственность деятельности.

В ходе анализа специалисты обращают внимание на срок жизни фирмы, финансовое положение, число сотрудников, объем налоговой нагрузки, данные об учредителях. Еще имеют значение поведение клиента и расчеты, типичные для такого рода компаний. Задача сотрудника финмониторинга — понять, характерна ли операция для этого клиента и носит ли она для него очевидный экономический смысл. Другими словами, получает ли клиент от нее прибыль.

Разберем несколько сомнительных операций, характерных для разных отраслей.

Сомнительные операции в банках

В банковском секторе выделяют больше всего признаков сомнительных операций — около сотни. К самым распространенным можно отнести обналичивание, вывод капитала за рубеж, транзит и вывод денег на счета физлиц.

Чтобы отнести операцию к сомнительной, сотрудник финмониторинга банка проводит анализ самой операции и движения денег по счету за последние несколько месяцев. Так, специалист всегда обращает внимание, соответствует ли основание для зачисления денег характеру их списания. А еще собирает другую информацию, помогающую принять решение, например, оценивает обычную цену на рынке для подобного рода товара или услуги.

Допустим: на счет компании регулярно поступают деньги от контрагентов за поставку молока, а компания платит поставщикам за поставку строительных материалов. У финмониторинга банка возникает вопрос, где компания покупает молоко и куда реализует строительные материалы. Разночтение в основании зачисления и списания денег на счет компании — повод обратить внимание на ее деятельность. Такая операция может иметь признаки «транзита».

Сомнительные операции в сфере недвижимости

Выделяют порядка 20 признаков сомнительных операций, характерных для сферы недвижимости. Так, если цена продаваемого объекта в два раза ниже рыночной, риелтор должен насторожиться.

Сомнительные операции в бухгалтерской сфере

К самым распространенным признакам сомнительных операций, выявляемым при оказании бухгалтерских услуг, относят:

  • операции, которые направлены на вывод наличных;
  • платежи за товары или услуги от лиц, которые не являются стороной сделки;
  • операции, цель которых — занизить прибыль и уйти от налогов.

Например, бухгалтеру стоит обратить внимание, если у клиента резко увеличился оборот наличных — и это нетипично для его деятельности.

Что делать при выявлении сомнительных операций

Вот что обычно происходит, когда операция клиента вызывает подозрение у сотрудника финмониторинга банка.

  1. Специалист запрашивает у клиента документы по операции, чтобы убедиться в ее экономическом смысле.
  2. После получения документов от клиента сотрудник финмониторинга делает вывод: обосновывают ли документы экономический смысл операции и возможность проведения следующих платежей. Если у банка больше нет вопросов к документам — клиент продолжает обслуживание.
    Но если документы не подтверждают экономический смысл расчетов — банк применяет к клиенту меры. Например, ограничивает доступ к онлайн-банку и снятию наличных по карте, оставляя возможность предоставлять платежные поручения «на бумаге» (но и в таких платежах банк может отказать п. 11 ст. 7 115-ФЗ).
  3. В течение трех дней с момента выявления сомнительной операции сотрудник направляет сообщение в Росфинмониторинг в формате ФЭС (п. 3. ст. 7 115-ФЗ). Как раз в сообщении он указывает код необычной операции из классификатора.

Банк может расторгнуть договор банковского обслуживания с клиентом, которому отказал больше двух раз в проведении операции в течение календарного года (п. 5.2 ст. 7 115-ФЗ). Такие клиенты попадают в список 764-П. О том, что это значит, мы писали в статье.

Этот алгоритм может применяться в любых субъектах 115-ФЗ. Несмотря на то что некоторые организации не могут приостановить операцию, у них сохраняется обязанность по отправке ФЭС. Это значит, что все субъекты 115-ФЗ должны обращать внимание на операции и сделки своих клиентов и сообщать о необычных в Росфинмониторинг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *