Что такое шара в майнинге
Перейти к содержимому

Что такое шара в майнинге

  • автор:

Что такое шара в майнинге

emcd. Help Center

Майнинг — это процесс, при котором майнеры в пуле пытаются найти возможное решение блока. Чтобы доказать, что вы работаете над решением блока (отправляя задачи), майнеры отправляют так называемые “шары”.

Что такое шара?

Шара (от англ. “share” — “доля”) — это криптографическая подпись блока транзакций, пакет данных, который содержит в себе возможное решение блока. Шара не подходит для добавления в криптографическую цепочку в качестве отдельного валидного блока, но является достаточно сложным "решением", которое трудно найти.

Шара нужна майнинг-пулу для оценки вклада каждого майнера в общую работу пула по нахождению блока и справедливого распределения вознаграждения. На основании отправляемых майнером шар пул строит график хешрейта майнера, оценивает его вклад в поиск блока и понимает, в сети майнер или нет.

Более тонко и последовательно проанализировать работу майнера удобнее с помощью шар, чем через найденные блочные решения, которые слишком редки для мелких майнеров.

Что такое сложность шары?

Сложность шары равняется определенному числу или диапазону чисел. Сложность измеряется в хэшах (TH/GH/PH). Обычно ее обозначают как PH (пентахеш), TH (терахеш) или GH (гигахеш).

Например, у Ethereum сложность шары равняется 2G, 4G, 8G, 10G.

Сложность сети Ethereum на момент написания статьи была 14.34 PH (не путаем с хешрейтом сети). То есть, 14.34 PH = 14340 TH = 14340000 GH.

Возьмем идеальную ситуацию. Допустим, что пулы получают блоки по порядку в соответствии с своим хешрейтом: EMCD с 1 GH/s найдет десять блоков в день, другой пул с 10 GH/s – сто блоков в день.

И это происходит только при 100% удаче пула.

Удача пула объясняет, сколько решений нужно, чтобы найти корректный блок по сравнению со средним количеством решений.

Если удача равняется или выше 100%, это означает, что пулу нужно меньше решений, чем предполагалось для данной сложности.

На самом деле все может быть совершенно иначе. Сегодня пул при хешрейте 1 GH/s получит 2 блока, завтра – 10 блоков, а послезавтра – уже 20 блоков. Хешрейт при этом останется таким же.

Идеальная ситуация для сети Ethereum:

если бы сложность шар была 14.34 PH, то каждая шара была бы решением блока

если бы сложность шар была 9.1 PH, то каждая вторая шара была бы решением блока

если бы сложность шары была 2.5 PH, то каждая тысячная шара была бы решением блока

То есть при сложности сети в 14.34 PH и сложности шар на пуле, например, в 4.2G, пул должен получить 3 миллиона 414 тысяч шар, чтобы найти решение одного блока. Другими словами, при идеальном стечении обстоятельств после каждых 3 миллиона 414 тысяч шар пул будет находить блок.

Сравним с BTC:

Например, у Bitcoin сложность шары равняется 128K, 8192K, 16384K, 32768K.

Сложность сети Bitcoin на момент написания статьи была 31.25 PH (не путаем с хешрейтом сети на данный момент). То есть, 31.25 PH = 31 250 TH = 32 250 000 GH.

Допустим, что пулы получают блоки по порядку в соответствии с своим хешрейтом: EMCD с 1 PH/s найдет десять блоков в день, другой пул с 10 PH/s – сто блоков в день.

Помним, что это происходит только при 100% удаче пула. На самом деле сегодня пул при хешрейте 1 PH/s может получить 2 блока, завтра – 10 блоков, а послезавтра – уже 20 блоков. Хешрейт останется таким же.

Идеальная ситуация для сети Bitcoin:

если бы сложность шар была 31.25 PH, то каждая шара была бы решением блока.

если бы сложность шар была 19.1 PH, то каждая вторая шара была бы решением блока.

если бы сложность шары была 12.5 PH, то каждая тысячная шара была бы решением блока.

То есть при сложности сети в 31.25 PH и сложности шар на пуле, например, в 128H, пул должен получить 244 миллиона 414 тысяч шар, чтобы найти решение одного блока. Другими словами, при идеальном стечении обстоятельств после каждых 244 миллиона 414 тысяч шар пул будет находить блок.

Для чего нужна сложность шары?

Если сложность равняется единице, количество решаемых шар в секунду будет более >1000 – то есть, текущий хешрейт устройства в этом случае будет намного больше заявленного хешрейта, но суточный хешрейт всё равно будет равняться фактическому хешрейту устройства. Поэтому майнинговые пулы устанавливают сложность шары, которая может быть фиксирована или зависеть от устройства пользователя.

Сложность шар подбирается таким образом, чтобы майнеры работали комфортно и видели подробную статистику своей работы, а пул не “лег” от количества полученных шар.

Для ASIC-устройств сложность шар обычно не фиксированная, а динамическая. Например, майнинг с ASIC на уровне сложности 1 слишком низок, а майнер на 13.5 Th/sec отправляет тысячи шар в секунду. На самом деле, это может привести к ситуации, когда майнер с более мощным оборудованием сможет решить эту шару быстрее при той же сложности.

Сложность сети VS Сложность шары

Сложность сети — это механизм, заложенный в саморегуляцию валюты. Чем больше майнеров (хешрейта сети), тем выше сложность, а участники сети получают меньше – и наоборот. Грубо говоря, сложность – это защитная реакция сети. У каждой монеты сложность пересчитывается по-разному.

Пример:

BTC — сложность корректируется каждые 2016 блоков (каждые 14 дней), чтобы среднее время между каждым блоком равнялось 10 минутам.

ETH — пересчет сложности майнинга в сети Эфириум производится на каждом блоке.

LTC — пересчет сложности майнинга в сети Лайткоина производится на каждом блоке.

Зачем пул устанавливает высокую сложность у шары?

Главным фактором является оптимизация работы майнеров на пуле. Шары с низкой сложностью – это не всегда хорошо. Если пользователь майнит на слишком низкой сложности, оборудование для майнинга может потратить много времени на отправку и получение данных с сервера пула – то есть будет бездействовать, что станет причиной реджектов.

Сложность шары не влияет на доход, выплаты пропорциональны хешрейту майнера. С более сложными шарами устройству будет “удобно” находить верное решение блока без простаивания оборудования.

Почему мне часто приходят оповещения об отключении оборудования?

Пул проверяет работу майнера по шарам. Если у вас слабое устройство, временной промежуток между шарами увеличивается, а пул считает, что устройство отключается.

У ASIC-устройств это S11, “асики” без одной платы (или все, что меньше 25 — 50 MH/s) и по GPU все, что ниже 4GB (RX 460/470, GTX 1060 3GB).

Что такое шары в майнинге. Как сложность решений влияет на добычу криптовалюты

Любой майнер слышал термины “шара” и “сложность шары”. Понятия важные — в том числе для заработка, так что их нужно понимать. Давайте разберёмся, что такое шара, зачем ей нужна сложность, чем шара отличается от решения блока и почему их нельзя путать.

Что такое шары в майнинге. Как сложность решений влияет на добычу криптовалюты. Фото.

Чтобы хорошо усвоить материал, настоятельно рекомендуем прочитать статью “Что такое майнинг? Удача в майнинге”. А ещё лучшё — всю Криптобиблию, где собраны наши лучшие статьи о принципах работы криптовалют, майнинга и других смежных тем.

Что такое шары в майнинге. Как сложность решений влияет на добычу криптовалюты. Майнинг пул Эфириума. Источник: 2Miners.com. Фото.

Майнинг пул Эфириума. Источник: 2Miners.com

Давайте обратимся к Эфириум-пулу 2Miners. Пул использует систему выплат PPLNS, а на главной майнинг-пула указана сложность шары — 8,6G. Похоже на обозначение сети мобильного интернета из далёкого будущего, но это не так. Начинаем.

Что такое шары в майнинге. Как сложность решений влияет на добычу криптовалюты. Сложность шары. Источник: 2Miners.com. Фото.

Сложность шары. Источник: 2Miners.com

Что такое шара (share) в майнинге

Поскольку майнинг-устройство — видеокарта — в одиночку будет очень долго искать правильное решение блока, для ускорения процесса каждое такое устройство получает задачку со значительно меньшей сложностью. В свою очередь майнинг-пул проверяет, не является ли каждое решение заодно и полным решением задачи. Таким образом даже слабенькие устройства, работающие одновременно над одной задачей, имеют шанс найти её решение, которое позволит создать новый блок.

Майнинг-пул получает решения от всех майнеров, которые к нему подключены. Если одно из этих многих решений оказывается правильным, пул получает вознаграждение за созданный блок.

Шара (share) — возможное решение блока. Ключевое слово — “возможное”.

Очень часто люди видят в майнере SHARE FOUND, радостно кричат и ошибочно полагают, что нашли блок! Как было в романе «Чапаев и пустота» Виктора Пелевина: выглядит как решение блока, но на самом деле нет ни блока, ни решения.

Например, если решением блока должно быть число с десятью нулями на конце, то шара может быть числом с пятью нулями на конце. Оставшиеся пять цифр — полный рандом, хотя в теории там могут быть еще пять нулей. Одна из шар рано или поздно будет иметь не только пять, но и все десять нулей. Вот она и будет решением блока.

Очень часто юные майнеры думают, что надписи “Share Found” и “Share accepted” значат, что они нашли блок. А если посмотреть на скриншот ниже, то найденных блоков и вовсе “окажется” два, ну а майнерам в таком случае якобы полагается много-много денег.

Что такое шара (share) в майнинге. Интерфейс майнера Claymore. Источник: Claymore. Фото.

Интерфейс майнера Claymore. Источник: Claymore

Нет, не полагается. Шара нужна майнинг-пулу, чтобы оценить вклад отдельного майнера в общую работу пула по нахождению блока.

На основании постоянно отправляемых шар майнером пулу последний строит график хешрейта майнера, оценивает вклад майнера в поиск блока и понимает, находится майнер в онлайне или нет.

Существует большое количество способов оценки вклада майнера или распределения вознаграждения: PPS, PROP, PPLNS, PPLNT и другие. Это большой материал для отдельной статьи. Пока рассмотрим одну из систем — PPLNS.

Как работают выплаты PPLNS

PPLNS расшифровывается как «Pay Per Last N Shares» или по-русски «Оплата за последние N шар». Здесь N — произвольное число, заданное администраторами майнинг-пула. Например, N = 20000. Что это означает?

Часто в чатах о майнинге, идут подобные разговоры: “вот на пуле NNN шар в час 10, а на пуле AAA — всего 2. Да, такое возможно, просто на пуле ААА сложность шар больше, но при этом прибыль майнеров на обоих пулах будет одинаковой.

При нахождении блока выплаты майнерам производятся в соответствии с долей их вклада в последние 20 тысяч шар пула. То есть если награда за блок Эфира — 2 ETH, а ваших шар в последних 20 тысяч на пуле будет, к примеру, 1000, тогда вы получите 5 процентов от всего блока — 0.1 ETH. Математика простая.

На 2Miners можно зайти в статистику и в автоматическом режиме посмотреть, какая доля у ваших шар на пуле в данный момент. Рассмотрим пример с майнером, адрес кошелька которого — 0x7aa5e01be053e585a756586ee3fcd7b3f41fcd49.

Вставляем его в верхнем правом углу пула и попадаем в статистику. Долю шар можно найти в желтой рамочке:

Как работают выплаты PPLNS. Доля решений майнера. Источник: 2Miners.com. Фото.

Доля решений майнера. Источник: 2Miners.com

Сложность шары

Возвращаемся к началу статьи. Разберёмся с тем, что такое сложность шар 8,6G. Она, к слову, может быть 4G, 8G, 16G, 1000000G и так далее.

Ещё раз настоятельно рекомендуем прочитать “Что такое майнинг? Удача в майнинге”. Если вы «в теме», тогда смотрим сложность сети Ethereum:

Сложность шары. Сложность Эфириум-пула 2Miners. Источник: 2Miners.com. Фото.

Сложность Эфириум-пула 2Miners. Источник: 2Miners.com

На момент написания статьи сложность сети Ethereum 2.60 P = 2 600 T = 2 600 000 G. Иногда сложность обозначают в P/T/G или Ph/Th/Gh. Сути это не меняет, сложность Эфира 2.6 петахеш = 2.6 тысячи терахеш = 2.6 миллиона гигахеш.

Далее для простоты мы будем рассматривать только идеальный мир — то есть удачу в 100 процентов. Предположим, что пулы выстраиваются в очередь и получают блоки по порядку в соответствии со своим хешрейтом: у 2Miners 500 Mh/s — вот ему десять блоков в день, у XMiners 5000 Mh/s — вот ему сто блоков в день.

На деле же всё может быть совершенно не так, один день пул при хешрейте 500 Mh/s получит 5 блоков, другой день — 10 блоков, третий день — 13 блоков, хотя хешрейт будет всё те же 500 Mh/s. Однако если рассмотреть большой промежуток времени, удача будет стремиться к 100 процентам, о чём мы уже говорили в статье об удаче.

Итак, идеальный мир, удача 100 процентов, смотрим на сеть Эфириума:

  • если бы сложность шар была 2.6 P, то каждая шара была бы решением блока;
  • если бы сложность шар была 1.3 P, то каждая вторая шара была бы решением блока;
  • если бы сложность шар была 2.6 T, то каждая тысячная шара была бы решением блока.

Улавливаете? Если сложность сети Ethereum составляет 2.55 P, а сложность шар пула равна 8.6G, то пул должен получить в идеальном мире 296.5 тысячи шар, чтобы найти решение одного блока. Иными словами, при идеальном стечении обстоятельств — или как говорят, 100 процентах удачи — после каждых 296.5 тысячи шар пул будет находить блок.

Кстати, на основе этих данных можно понять структуру показателя удачи. Он равен отношению количества отправленных шар к расчётному значению шар, которые нужно отправить для нахождения блока.

Повторим: в реальном мире это могут быть десять шар или даже два миллиона шар. Если взять несколько недель или даже месяцев при постоянной сложности сети и сложности шар, то среднее количество шар на один блок на этом пуле будет стремиться к 296.5 тысячи.

Связь сложности шары и сложности майнинга

Сделаем важные выводы.

  1. Найденная шара и решение блока — разные термины.
  2. Сложность шар не влияет на количество блоков, которые находит пул.
  3. Сложность шар не влияет на доход майнера.
  4. Шары нужны лишь для того, чтобы майнеры могли следить за работой ферм, а пул мог распределять награду между майнерами.

Если майнер на пуле всего один, можно поставить сложность шар, равную сложности сети. В этом случае визуально в статистике пула не будет происходить ничего. График скорости будет пуст, а в онлайне или офлайне ферма — будет неизвестно. Абсолютно. А потом наступит чудесный момент и блок вдруг найдётся! А потом опять придётся сидеть в засаде часами или днями — это очень неудобно.

Например, поэтому даже на соло пулах 2Miners.com майнеры отправляют шары небольшой сложности. Это делается ради графиков, статистики и данных о статусе работы фермы — то есть в онлайне она или нет.

Связь сложности шары и сложности майнинга. Статистика сети Эфириума. Источник: 2Miners.com. Фото.

Статистика сети Эфириума. Источник: 2Miners.com

А уж если майнеров несколько, то при большой сложности и равной сложности сети будет просто непонятно, как распределить вознаграждение. Сложность шар подбирается на майнинг-пуле таким образом, чтобы майнеры работали комфортно и видели подробную статистику своей работы, а пул не обезумел от безумного количества полученных шар и не прилёг отдохнуть от нагрузки, ведь каждую шару нужно будет проверить.

Главное, что вы должны запомнить — сложность шар не влияет на ваш доход. Также может серьёзно отличаться количество шар на разных пулах с разными настройками сложности шар. Это не значит, что большее количество шар в час будет приносить больше денег. Денег будет везде одинаково.

Часто задаваемые новичками вопросы о майнинг-пулах, шарах и сложности

TheFuzzStone

Часто задаваемые новичками вопросы о майнинг-пулах, шарах и сложности

Несколько месяцев назад я читал о пуле Coinhive и о том, как масштабно и с какой лёгкостью он подвергся поруганию с точки зрения информационной безопасности, а чуть позже я был заинтригован проектом Monero. Особенно меня заинтересовало то, как управляется проект: его прозрачность, сообщество, цели, такие как противодействие ASIC-майнингу… Monero показалась мне криптовалютой для хороших парней. А затем я начал читать о Monero больше. Как бы то ни было, без дальнейших предисловий я начну задавать вопросы, которые смутили меня, и сам же буду на них отвечать.

Перед тем как перейти к самим майнинг-пулам — как на деле работают майнеры?

Первый шаг: создаётся ЗАГОЛОВОК БЛОКА (BLOCK HEADER)

Второй шаг: при помощи SHA256 ЗАГОЛОВОК БЛОКА хешируется и производится проверка, находится ли полученное значение ниже ЦЕЛЕВОГО (TARGET). Если да, то вы выиграли в лотерею! Если нет (что и случается практически всегда), вы меняете 4 последних байта (НОНС — NONCE) ЗАГОЛОВКА БЛОКА и пытаетесь снова.

Пытается ли майнер угадать единственное значение?

НЕТ. Это было бы практически невозможно. Вероятность бы составила 1 / 2224. Майнер пытается достигнуть любого значения, которое будет ниже ЦЕЛЕВОГО. Например, в ноябре 2019 ЦЕЛЕВОЕ значение составляло примерно 13 триллионов (12 973 235 968 799). Таким образом, майнер выигрывает в лотерею, если находит любое из 13 триллионов значений, находящихся ниже ЦЕЛЕВОГО.

Что такое СЛОЖНОСТЬ?

Если упростить, это отношение будет выглядеть так: 2224 / ЦЕЛЕВОЕ значение. Таким образом, согласно обратному отношению, чем ниже целевое значение, тем выше сложность.
По сути, сложность является иным представлением целевого значения, позволяющим обычным людям понять, что это. Ирония состоит в том, что у меня ушло немало времени на то, чтобы понять, что это.

Что насчёт НАЧАЛЬНЫХ НУЛЕЙ (LEADING ZEROs)?
Это очередной способ упростить представление целевого значения или сложности. Например, у значения, которое приводится ниже, 14 начальных нулей:

Ещё одно значение той же длины с 16 начальными нулями

будет числом меньшим, чем первое, по крайней мере в 24 раза.

Следовательно, чем меньше ЦЕЛЕВОЕ значение, тем выше СЛОЖНОСТЬ.

Помогают ли майнеры, входящие в пул, друг другу в решении задачи?

НЕТ. Майнеры не помогают друг другу «решить задачу». Каждый майнер пытается решить одну и ту же задачу снова и снова. Прогресс отсутствует. Майнинг в пуле — это трата денег на покупку большего количества билетов для участия в лотерее.

Что делает МАЙНИНГ-ПУЛ?

  • Майнинг-пул создаёт ЗАГОЛОВОК БЛОКА и распространяет его среди майнеров, и в результате майнеры могут попытаться решить одну и ту же задачу.
  • Затем пул проверяет результаты, представленные майнерами, и, когда придёт время, раздаёт ШАРЫ (SHARES), следя за тем, что бы ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (REWARD) было поделено справедливо.
  • Когда блок будет вычислен, пул создаст новый ЗАГОЛОВОК БЛОКА и снова раздаст его майнерам.
  • Если блок вычисляется пулом, он делит вознаграждение среди майнеров в соответствии с выбранным методом вознаграждения (пропорционально, PPLNS, SMPSS, PPS).

Что такое ШАРЫ?

Доказательство работы для ПУЛА (POOL). Не имеет фактического значения. Используется двумя способами:

  • как метод подсчёта для честного дележа вознаграждения;
  • для простоты доказательства того, что вы фактически пытаетесь решить задачу для ПУЛА.

Считаю, что с точки зрения механизма работы пула эта система просто гениальна, поскольку без неё не работала бы вся схема, а само решение представляется интуитивным и автоматизированным. Использование одного доказательства работы для всех майнеров в пуле помогает одновременно решить проблему самого доказательства работы и вопрос распределения добычи при нулевых непроизводительных издержках. Как?

Если вы пытаетесь заниматься майнингом в пуле, вы используете ЗАГОЛОВОК БЛОКА, созданный пулом. Проблема состоит в том, что любой результат, который вы предоставляете пулу, чтобы доказать, что вы пытались решить задачу для пула, требует подтверждения того же объёма вычислений. Если бы менеджеру пула приходилось производить тот же объём вычислений, что и майнерам, то в чём была бы выгода? Это был бы полный провал, так ведь? Как пулу узнать, что майнеры действительно работают? Как ему узнать, насколько усердно работает каждый из майнеров?

И тут в дело вступает механизм ШАРЫ. Этот механизм предполагает, что в среднем для достижения значения ниже ЦЕЛЕВОГО вы, например, в 216 раз с наибольшей вероятностью найдёте значение ниже (216 * ЦЕЛЕВОГО значения). Таким образом, вместо того чтобы отправлять полностью все результаты ваших вычислений, вы высылаете только те, которые ниже (216 * ЦЕЛЕВОГО значения), а пул, после того как подтвердит ваши результаты, выдаст вам ШАРУ.

Тому, кто предоставляет результаты с более высокой СЛОЖНОСТЬЮ, пул даст большую ШАРУ, пропорциональную уровню СЛОЖНОСТИ, так как такой результат получить сложнее, что свидетельствует о том, что вы проделали больший объём работы.

Обычно пулы предварительно задают пороговое значение сложности ШАРЫ. Также некоторые пулы, как правило, дают большие ШАРЫ за более высокий уровень сложности, так как такие майнеры дают меньше результатов и в конечном счёте требуют меньшего объёма вычислений для их валидации.

Также эта гениальная система снизить сетевой трафик между «рабочими» и пулом. Оборотной стороной является утрата точности.

Если вы задаёте более высокий порог сложности, то вы редко получаете результат. В конечном счёте результаты будут приходить редко, а майнеры не будут получать никаких ШАР.

Могут ли майнеры, нашедшие результат, оставить вознаграждение себе?

Нет, не могут. ЗАГОЛОВОК БЛОКА, используемый майнерами, указывает на кошелёк менеджера майнинг-пула, откуда и будет получено вознаграждение. А результат действителен только для этого конкретного ЗАГОЛОВКА БЛОКА. Так что на практике все майнеры занимаются майнингом для менеджера пула.

Может ли майнинг-пул украсть вознаграждение?

Конечно же, ДА! Майнинг-пул может не передать фактическую валюту в кошельки майнеров, и в этом случае нет ничего, что смогло бы заставить его сделать это. Вместе с тем всегда существует какой-либо верхний порог, ниже которого вы не сможете вывести заработанное, и многие майнеры, покинувшие пул, просто оставляют в нём свою валюту. Так что очень важно выбрать правильный пул.

Вот такие часто задаваемые новичками вопросы волновали и меня. Если вдруг вспомню, я опубликую и другие вопросы. Также мне хотелось бы услышать ваши вопросы любого уровня!

Шары в майнинге: что это такое

Если описывать максимально просто, то шары в майнинге – это варианты решения в вычислениях блока. Точнее – это недостаточно правильные решения. Однако благодаря числу попыток (числу предлагаемых вариантов) pool автоматически определит долю участия майнера в общей работе по нахождению блока и пропорционально этой доле начислит вознаграждение. Впрочем, последнее уже зависит от формата начисления вознаграждения, предлагаемого в пуле. Ну, а для того, чтобы подробнее разобраться, что такое шары в майнинге, надо обратиться к статье.

Содержание статьи

Share: сущность понятия

Слово «шара» (фонетический эквивалент английского слова «share») и переводится как «доля» – доля количества решений в майнинге, предложенных оборудованием криптодобытчика, по отношению к общему количеству вычислительных решений, с помощью которых перебором pool пытается отыскать одно правильное. Чем мощнее майнинговое оборудование у участника, тем больше решений оно предложит – и тем больше работы на общее благо сделает. Поэтому владелец оборудования может рассчитывать на большее вознаграждение независимо от того, чьё именно устройство всё-таки отыщет подпись блока. Если оборудованию криптодобытчика в составе пула повезет отыскать верную подпись блока, то теоретически (если условия pool позволяют) он может получить вознаграждение и за найденный блок, и за величину доли своего участвующего в криптодобыче оборудования.

Фактически же все немного сложнее. Поэтому для создания полной картины, разделим её на несколько смысловых блоков:

  1. Подключение к pool.
    В поиске криптографической подписи блока при работе в криптосетях с высокой сложностью криптодобытчик с одним вычислительным устройством практически не имеет шансов найти решение, соответствующее требованиям сети. В таких системах как Bitcoin или Etherium даже использование ферм для майнинга с несколькими видеокартами (для Etherium) или ASIC-устройствами (для майнинга Bitcoin) может растянуть самостоятельный поиск решения на годы. Чтобы этого избежать, криптодобытчики объединяют мощности оборудования в состав пула – общего вычислительного конгломерата, который производит поиск решения как одно целое.
  2. Хорошие и плохие шары.
    Если грубо разделить все варианты возможных решений, то получится три условных уровня сложности:
    • валидная для сети подпись блока, которая принимается в блокчейн и считается верным вариантом – то есть, это и есть решение, которое иногда называют «соло-шарой»,
    • вариант вычисления, который уже достаточно сложно найти, но который еще недостаточно хорош, чтобы считаться удовлетворяющим сложности сети,
    • вариант вычисления, который не удовлетворяет не только сложности сети, но и критериям pool– «мусорные» версии вычислений, которые не учитываются в расчетах.
      Шарами в таком разделении становятся версии среднего уровня, которые еще не стали верным решением, но которые уже продемонстрировали «серьезные намерения» в майнинге – степень участия оборудования в поиске удачных вознаграждаемых подписей.
  3. Распределение вознаграждения в майнинге.
    Когда пул находит подпись блока транзакции (то есть, подходящее решение), то не важно, чьи именно ASIC, видеокарта или центральный процессор произвели это вычисление, потому что pool-вознаграждение распределяется соразмерно участию в майнинге – пропорционально мощности ресурсов, задействованных для майнинга криптовалюты. А мощность эта определяется количеством присылаемых шар, соответствующих сложности пула. При этом, существуют разные модели распределения вознаграждения, в которых немного по-разному рассчитывается это участие.

Чтобы не оставалось «пробелов» в понимании, рассмотрим два последних смысловых блока еще детальнее.

Разница между верным решением, шарой и «мусором»

Уровни, о которых мы говорили выше, определяются сложностью криптосети (переход на высший уровень) и требованиями того пула, в составе которого происходит майнинг (переход на второй уровень). Пуловая планка сложности гораздо ниже сетевой планки. То есть, пул принимает большее количество вариантов как валидные для себя шары и здесь найти приемлемое решение проще, чем верную подпись в криптосети.

Например, уровень сложности задания в криптосистеме равен 10 тысячам условных единиц. Чтобы сеть выплатила вознаграждение за блок, нужно чтобы решение майнера соответствовало поставленным условиям – превышало планку сложности в 10 тысяч единиц. Pool в этой ситуации устанавливает свою планку на уровне 100 условных единиц и рассматривает как валидные для себя все варианты вычислений, которые ее преодолевают. Остальные предложения (а их большинство) отклоняются и отправляются в «мусор». Другими словами, шары – это все предложения, которые находятся в промежутке между 100 и 10 тысячами.

Здесь очевидно, что одно из решений, превысивших отметку в 100 единиц, будет претендовать и на статус решающего блока. Такой вариант удовлетворит требованиям не только пула, но и сетевому стандарту. Pool отправит этот верный вариант в криптосеть и получит криптовалютное вознаграждение. Но тот пользователь, чья видеокарта нашла правильное решение, тем не менее, всей награды не получит. Получателем награды указан pool – с ним криптосетью и будет произведён расчёт. Только после этого идёт распределения наград по доле участия.

Фактическая сложность, конечно, измеряется не в условных единицах, а в гигахешах (Gh или G), терахешах (Th или T), петахешах (Ph или P) и т.д.. Например, один Ph = миллиону Gh. Однобуквенные символы, хоть и реже, но тоже можно встретить в пуловых обозначениях. Таким образом, рубежная сложность пула 4 G (или 4 Gh) означает, что при общесетевой сложности в 3,12 P (Ph – петахеша) пул для обнаружения верного результата, в среднем, должен получить от пользователей 780 тысяч шар.

От сложности шар в майнинге не зависит количество блоков, найденных пулом, и она не влияет на величину вознаграждения. Величина награды «от пула» определяется количеством шар, предложенным оборудованием криптодобытчика. Сама же система придумана для справедливого распределения наград за задействованные в майнинге мощности.

Сложность шар в майнинге

Система Shares в концепции PoW удобна и справедлива потому, что соответствует принципу соотношения мощности всей сети и мощности используемого для майнинга оборудования. Если пользователь в соло майнинге будет добывать криптовалюту с сетевой сложностью Х и получит Y валидных блоков, то за одно и то же время он задействует столько же мощностей, сколько понадобится для обнаружения шар X*Y сложностью =1.

Сложность пуловых шар в майнинге подбирается и устанавливается так, чтобы майнеры, с одной стороны, могли комфортно и с видимой материальной отдачей вливать свои мощности в общий «бассейн», но, с другой стороны, чтобы пул не «лёг» от огромного количества ненужных и простых вариантов вычислений.

Шара, установленная пулом, не фиксируется в блокчейне сети, но фиксируется в статистике пула для того, чтобы справедливо распределить награду в случае нахождения валидного блока. С этой точки зрения, шара в майнинге – это безусловное доказательство количество корректной работы, произведенной вычислительным устройством.

Модели распределения вознаграждения «от участия» в майнинге

Способов оценки участия оборудования криптдобытчика в майнинге существует множество: PPS, PPLNS, PPLNT, PROP и др. Все эти аббревиатуры – сокращения от англоязычного описания содержания модели. Так, например, PPLNS расшифровывается как «Pay Per Last N Shares», что переводится как «оплата за последние N шар», а PPS – «Pay Per Shares» – как «оплата за шару».

  1. PPS. Простой и самый распространённый способ распределения награды в майнинге. Награда выдается всем участникам в соответствии с долей шар, влитых в «бассейн» в течение всего периода поиска блока.
  2. PPLNS. Согласно методу начисления, майнер тоже получает оплату за свои шары, но в качестве структурной единицы берётся уже не период «от нахождения до нахождения блока» (как, например, в RBPPS), а указанное администраторами число последних учетных шар. Например, если в формуле «Pay Per Last N Shares» N = 10000, то при разделении вознаграждения считается, сколько шар из этих 10000 отправил майнер. Число N назначается администраторами пулов. Так, если за найденный блок в Эфириуме дают 3 ETH, то пользователь, приславший свои 1000 шар из 10 тысяч, в случае успеха всего пула получит долю в 0,3 ETH.
  3. RBPPS (Round Based Pay Per Share) – ещё один способ начисления награды в майнинге. Pool, работающий по RBPPS-принципу, подсчитывает процент задействованного в майнинге оборудования на основе шар в рамках добычи одного блока. Встречается гораздо реже двух предыдущих методов.

Есть и другие способы распределения доходов в майнинге, но здесь перечислены те, где учитываются шары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *