Что происходит при военном положении
Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение
1. На территории, на которой введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время (далее — специальные формирования), и для нужд населения.
2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища, досмотр и задержание транспортных средств;
(пп. 12 в ред. Федерального конституционного закона от 29.05.2023 N 2-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.1) административное задержание в порядке, предусмотренном федеральным законом, на срок до 30 суток в случае нарушения запретов и ограничений, установленных указами Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение;
(пп. 12.1 введен Федеральным конституционным законом от 29.05.2023 N 2-ФКЗ)
12.2) принудительное и контролируемое перемещение граждан с территории, на которой введено военное положение, на территории, на которых военное положение не введено;
(пп. 12.2 введен Федеральным конституционным законом от 29.05.2023 N 2-ФКЗ)
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;
17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.
4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся, за исключением случаев, если решение об их назначении принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по результатам консультаций с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в порядке, определяемом федеральным законом. В этих случаях референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления могут проводиться как на всей территории, на которой введено военное положение, так и на части такой территории.
(в ред. Федерального конституционного закона от 29.05.2023 N 2-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.
"Война пришла на территорию России". Что значат указы Путина о военном положении и "уровнях реагирования" в регионах
Президент Владимир Путин впервые в современной российской истории ввел военное положение — пока лишь на территориях Украины, которые Россия объявила присоединенными. Совет Федерации единогласно решение Путина утвердил. Одновременно президент ввел в остальных российских регионах режимы разных "уровней реагирования". Губернаторы получили полномочия по введению ограничений на своих территориях. Например, в приграничных регионах указ предусматривает запрет на передвижения для жителей. Пока такие запреты губернаторы обещают не вводить.
О введении военного положения в четырех аннексированных регионах Украины Путин объявил в начале заседания Совета безопасности. Опасения, что Кремль может пойти на такой шаг, высказывались с самого начала вторжения России в Украину. Но российские власти все эти месяцы говорили, что планов вводить военное положение ни на отдельных территориях, ни по всей стране у них нет.
"Напомню, что в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, а также в Херсонской и Запорожской областях до их вступления в состав России действовал режим военного положения. И сейчас нам необходимо оформить этот режим уже в рамках российского законодательства. Поэтому мной подписан указ о введении военного положения в этих четырех субъектах", — заявил Путин в начале заседания.
В своей речи президент России упомянул "референдумы", по итогам которых украинские территории были "присоединены к России", — их легитимность, как и саму аннексию, не признают ни Украина, ни подавляющая часть мирового сообщества.
Режим военного положении в России регулирует одноименный федеральный конституционный закон 2002 года. Согласно его положениям, основанием для введения такой меры служит "агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии".
Путин вводит военное положение на фоне продолжающегося наступления Украины в Херсонской области. Оккупационные власти региона начали вывозить оттуда жителей, а командующий российской группировкой Сергей Суровикин заявил о "непростой ситуации" под Херсоном и даже допустил, что России придется принять "непростые решения" (подробнее об этом можно прочитать здесь).
Режим военного положения дает властям практически неограниченные полномочия по сокращению прав и свобод граждан и, по сути, переводит регионы, в которых его вводят, на осадное положение.
Путин о введении военного положения на аннексированных территориях. Видео
Меры, которые могут применяться во время военного положения, подробно перечислены в статье 7 федерального конституционного закона "О военном положении" — закон разрешает вводить их указами президента. В той же статье указано, что референдумы и выборы в органы власти и местного самоуправления в период военного положения не проводятся.
Всего в статье 7 этого закона перечислены 19 возможных мер. Вот их неполный список:
- Введение особого режима въезда и выезда с территорий, на которых введено военное положение, и ограничения на свободу передвижения по ним
- Запрет на выезд граждан за пределы России
- Запрет на проведение митингов, собраний, пикетов и забастовок
- Введение военной цензуры — в том числе, контроль за телефонными разговорами и перепиской
- Приостановка деятельности партий и объединений (в том числе, религиозных), которые ведут "пропаганду и агитацию"
- Изъятие имущества на нужды государства (владельцам потом должны компенсировать его стоимость)
- Ограничение движения транспортных средств и право на их досмотр
- Введение комендантского часа
- Запрет на продажу оружия, введение особого режима оборота спиртных напитков и лекарств, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества
- Привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны — например, восстановлению поврежденных военных объектов
- Отселение жителей "в безопасные районы"
- Интернирование (принудительная изоляция, переселение или ограничение свободы передвижения) граждан государства, воюющего с Россией (то есть, в данном случае, украинцев). В примечании к статье 7 подчеркивается, что интернирование можно применять только в случае агрессии против Российской Федерации.
За всю историю существования закона его нормы пока ни разу не применялась. Согласно положению закона, в случае введения военного положения Владимир Путин должен уведомить генсеков ООН и Совета Европы об "отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан".
"Введение "военного положения" на оккупированных территориях со стороны России следует рассматривать только как псевдолегализацию мародерства и разграбление имущества украинцев перед очередной "перегруппировкой". Для Украины это не меняет ничего: продолжаем освобождение и деоккупацию своих территорий", — прокомментировал указ Путина советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк.
"Иные меры"
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Реклама подкастов
Помимо четырех аннексированных субъектов, в указе Путина о военном положении не упоминаются другие регионы. Но в третьем пункте документа говорится, что "при необходимости" в период действия военного положения в России "могут применяться иные меры", предусмотренные законом 2002 года. Это положение указа привлекло большое внимание — в первую очередь, потому что до конца неясно, какие именно полномочия оно дает властям и где их смогут применять.
Пояснений по поводу того, что именно власти считают "иными мерами", в указе нет. Но в тексте закона "О военном положении" есть 8-я статья "об иных мерах", которые власти могут применять при введении военного положения — в целях "производства продукции" и оказания услуг для нужд государства, армии или населения.
Директор правозащитной организации "Гражданин. Армия. Право" (включена в России в реестр НКО-"иноагентов") Сергей Кривенко полагает, что указ Путина вводит в действие именно эту статью 8, хотя прямо в документе она не упоминается.
Среди "иных мер", предусмотренных статьей 8, — право властей менять налоговое регулирование и вводить ограничения на "экономическую и финансовую деятельность", оборот имущества, свободное перемещение товаров и услуг, поиск, производство и распространение информации.
В законе отдельно указано, что такие "иные меры" можно применять как в регионах, где введено военное положение, так и на остальной территории страны.
Указ 756
Объявив военное положение на оккупированных территориях, Путин сообщил, что считает необходимым "наделить дополнительными полномочиями руководителей всех российских регионов". Президент признал, что "положение дел" и "круг задач" в разных регионах отличаются, поэтому полномочия губернаторов должны разниться в зависимости от "уровней реагирования на возникающие риски".
Указ о таких полномочиях — он получил номер 756 — был опубликован сразу после выступления Путина. В нем перечислены меры, которые уже приняты или могут быть приняты на всей территории России и конкретно на аннексированных территориях Украины и в приграничных регионах России, а также во всех субъектах Южного и Центрального федеральных округов.
Перечень мер, а также сроки и порядок их реализации, согласно указу Путина, будут определять губернаторы. При них создаются оперативные штабы из представителей силовых структур. Решения губернаторов и штабов будут обязательны для граждан.
На всех этих территориях будут проводиться "мобилизационные мероприятия" для потребностей вооруженных сил и воинских формирований, а также — в сфере экономики, гражданской обороны и "нужд населения". В частности, это может означать перевод предприятий на выпуск военной продукции, пояснил Би-би-си Сергей Кривенко.
Поправки в закон "Об обороне" о спецмерах в сфере экономики в ходе военных операций "за пределами территории России" (на тот момент окуппированные территории востока Украины еще не были "присоединены" к РФ) были приняты и вступили в силу в июле.
Они предусматривают расконсервирование мобилизационных мощностей, разбронирование госрезерва. Сотрудников ряда организаций и объектов этот закон позволяет переводить на ненормированный график работы во внеурочное и ночное время, в выходные дни и запрет уходить в отпуск. Юридическим лицам такие меры запрещают отказываться от заключения контрактов гособоронзаказа или на поставку товаров, работ и услуг для армии. Вероятно, положения этого закона власти РФ распространят и на военные операции на территориях, которые они теперь считают российскими.
Набор мер, предусмотренных указом 756, и уровни реагирования в регионах определяются в зависимости от их близости к линии фронта. Конкретные меры в указе выбраны из все той же статьи 7 закона "О военном положении".
Как вывозят людей из Херсона. Видео
По всей стране вводится усиленная охрана общественного порядка и обеспечение безопасности — в том числе, военных, государственных объектов и объектов инфраструктуры. Также вводится "особый режим" для основной инфраструктуры — транспорта, коммуникации, связи, энергетики и других опасных объектов. Все это называется "уровнем базовой готовности".
В Южном и Центральном федеральных округах — в том числе, в Москве, вводится "уровень повышенной готовности", согласно которому также возможны:
- ограничение движения транспорта и введение его досмотра
- переход под контроль властей и использование для нужд обороны объектов инфраструктуры (транспорта, коммуникации, связи, энергетики), а также типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем (в том числе частных).
На аннексированных территориях Крыма, Севастополя и в приграничных регионах России — Краснодарском крае, Белгородской, Курской, Воронежской и Ростовской областях ("средний уровень реагирования") ко всем вышеперечисленным добавляются более жесткие ограничения:
- людей с этих территорий будут принудительно "временно" отселять в безопасные районы — в стационарное или временное жилье
- вводится "особый режим" въезда, выезда и ограничение свободы передвижения
"Максимальный уровень реагирования" предназначен для оккупированных территорий "ДНР", "ЛНР", Запорожской и Херсонской областей, где вводится военное положение. Там будет организована территориальная оборона — это регулируется законом "Об обороне" — и созданы штабы теробороны.
В законе "Об обороне" есть статья 22 "Территориальная оборона", но предусмотренное этой статьей положение о теробороне, которое должно определять порядок ее организации, развертывания и ведения, в России до сих пор не утверждено. Утвердить его, а также план теробороны, должен президент.
Назначенные Россией власти аннексированных территорий указом 756 получают полномочия, предусмотренные законом "О военном положении".
"Эти указы зачеркивают надежды жителей Донбасса, что придет Россия и у них появится хоть какое-то законодательство. Оказалось, что на этих территориях ситуация будет не улучшена, а ужесточена, — комментирует Кривенко. — Закон "О военном положении" прямо предписывает возможность изъятия имущества и запрет передвижения".
Пункт указа об "особом режиме" — в том числе, на объектах коммуникаций и связи в ЦФО означает, что власти могут взять под контроль МТС, Билайн и других операторов, а работникам перечисленных в указе объектов могут ужесточить график работы или запретить на период действия указа отпуска, предполагает Кривенко.
В целом распространение указа 756 на Центральный федеральный округ "означает, что война пришла на территорию России и, похоже, началась подготовка к обороне Москвы", рассуждает Кривенко. Эксперт напомнил, что аналогичные меры в зависимости от близости фронта вводились во время Великой Отечественной войны.
Тем временем, губернаторы приграничных и других регионов, комментируя полученные ими новые полномочия, практически в один голос заявили, что обстановка на их территориях стабильная и контролируемая, и ограничений для жителей пока вводить не планируется. "Новых ограничений, в том числе, на передвижение в целом по региону и за его пределы не вводится", — сказал глава Курской области Роман Старовойт.
То же самое заявил и глава Ростовской области Василий Голубев. Мэр Москвы Сергей Собянин заверил, что "в настоящее время никаких мер, ограничивающих обычный ритм жизни города, не вводится". Ни один губернатор в среду не объявил о введении дополнительных ограничений, которые стали возможны благодаря указу президента.
Кремль также заверил, что закрытия российских границ не планируется, МИД России добавил, что планов вводить дополнительные ограничения на выезд из страны тоже нет. Впрочем, еще 10 октября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицал наличие у Кремля планов вообще вводить где-либо военное положение.
Путин ввел «полное» военное положение на аннексированных территориях. А по всей России — «частичное». Рассказываем, чем это грозит жителям разных регионов И почему указ президента, похоже, противоречит закону
19 октября Владимир Путин подписал указ о введении военного положения на аннексированных территориях Украины. Он уточнил, что там режим военного положения действовал еще до их «вступления в состав России», а сейчас его необходимо «оформить в рамках российского законодательства». В отдельном указе, который уточняет принятые меры, сказано, что еще в восьми регионах вводится «средний уровень реагирования», в Центральном и Южном федеральных округах — «уровень повышенной готовности», а в остальных субъектах РФ — «уровень базовой готовности». Рассказываем, что означают все эти термины и почему введение некоторых из них противоречит федеральному закону.
Какие именно меры введены
1. На аннексированных территориях
В аннексированных ДНР и ЛНР, а также в подконтрольных РФ частях Херсонской и Запорожской областей введено военное положение.
Меры, связанные с этим, перечислены в статье 7 соответствующего федерального закона — и вот какие возможности появляются у властей:
- Запретить выезд из региона, ограничить свободу перемещения в любой форме — например, ввести комендантский час. Ограничить могут и въезд в регион.
- Местных жителей могут «временно выселить в безопасные районы » — в таком случае им обязаны предоставить другое жилье.
- Любые массовые мероприятия могут запретить.
- В законе также говорится, что эвакуированы могут быть «объекты хозяйственного, социального и культурного назначения» — под эту формулировку могут попасть как оборонные предприятия, так и больницы и детские дома.
- Власти получат право изымать у людей имущество (например, автомобили) и привлекать их к обязательным работам «для нужд обороны».
- Также руководство региона сможет изменить трудовой режим любого предприятия — другими словами, заставить людей больше работать.
- В ФЗ отдельно сказано, что граждан иностранного государства, воюющего с РФ, можно будет «интернировать», то есть лишить свободы без дополнительных причин. Война Украине официально не объявлена, поэтому этот пункт действовать не должен.
- Однако полицейские и так смогут без ограничений досматривать людей, их дома и автомобили, а также задерживать любых граждан на срок до 30 суток .
- У исполнительной власти появится право ввести военную цензуру и создать органы, которые будут контролировать письма, общение в интернете и телефонные разговоры.
- Деятельность иностранных организаций тоже могут запретить — в случае, если правоохранительные органы получат «достоверные сведения» о том, что конкретная организация занимается «подрывом обороны и безопасности РФ». При тех же условиях можно запретить деятельность политических партий, общественных и религиозных организаций — как российских, так и зарубежных.
- Продажу алкоголя могут запретить.
Также в указе президента РФ сказано, что на аннексированных территориях должна проводиться «территориальная оборона» — для этого будут созданы соответствующие штабы (о том, что это такое в российском случае, мы расскажем ниже).
В пункте 2 статьи 6 закона отдельно указано, что эти меры обеспечивает исполнительная власть регионов и органы военного управления . В указе президента тоже подчеркивается, что полномочия, перечисленные в законе, «осуществляют высшие должностные лица» региона.
Если в России введут военное положение, меня могут призвать в армию? Отключат ли интернет? Можно будет хотя бы просто уехать из страны? Как военное положение изменит нашу жизнь: текст издания Kit
Если в России введут военное положение, меня могут призвать в армию? Отключат ли интернет? Можно будет хотя бы просто уехать из страны? Как военное положение изменит нашу жизнь: текст издания Kit
2. В приграничных регионах, а также в Крыму и Севастополе
Режим «среднего уровня реагирования» ввели на территории аннексированных Крыма и Севастополя, а также в Краснодарском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областях.
Первое ограничение, предусмотренное для них, сформулировано так:
- «Усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды».
Что конкретно скрывается за термином «усиление охраны», в указе не разъяснено. Похожая мера — «усиление охраны наиболее вероятных объектов террористических посягательств» — применяется при критическом («красном») уровне террористической опасности . В последнее время «красный» уровень в российских регионах не объявлялся: даже после начала войны в граничащих с Украиной субъектах РФ устанавливался лишь высокий («желтый») уровень.
Под действие этого пункта указа подпадают административные здания, аэропорты, вокзалы, узлы связи, энергостанции и многие другие объекты . Конкретные перечни должны будут составлять губернаторы.
Еще одна мера в этом списке — это:
- «Особый режим деятельности объектов, которые связаны с работой транспорта, коммуникаций, связи и энергетики. Также особый режим вводится на объектах, которые могут представлять повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды».
В этом пункте речь также идет о широком перечне объектов: аэропортах и вокзалах, узлах связи, ТЭЦ, ГЭС, АЭС и других энергетических предприятиях и т. д. Расшифровки термина «особый режим работы» в указе также нет.
Похожая мера — «особый режим безопасного функционирования организаций или объектов» — упоминается в законе РФ № 3297 «О закрытом административно-территориальном образовании». Согласно документу, при особом режиме работы на предприятии, в частности, могут быть установлены контролируемые или запретные зоны, а над предприятиями — ограничены полеты летательных аппаратов.
Согласно документу, особый режим предполагает:
- установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;
- ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании;
- ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
- ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;
- ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями;
- организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.
Другие меры для приграничных регионов:
- «Временное отселение» людей в безопасные районы с предоставлением другого жилища.
- Ограничение свободы передвижения и особый режим въезда на территорию региона и выезда с нее.
- Ограничение движения транспортных средств и их неограниченный досмотр.
- Контроль за работой объектов, которые обеспечивают функционирование транспорта, коммуникаций и связи, а также за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем. Также их смогут использовать для нужд обороны.
По мнению политолога Татьяны Становой, «контроль за работой вычислительных центров и автоматизированных систем» на практике может трактоваться максимально широко и может означать, например, тотальный контроль над интернетом или право требовать доступ «ко всему электронному» .
Кроме того, в регионах со «средним уровнем реагирования» тоже планируют организовать территориальную оборону. Как и в случае с военным положением, конкретные решения по ограничениям будут принимать руководители регионов — именно им дает такие полномочия указ Путина. В частности, главы этих регионов могут принимать меры «для удовлетворения потребностей» Вооруженных сил РФ и других войск, а также принимать решения о проведении «мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Эта неопределенная формулировка актуальна и для тех регионов, о которых мы подробнее пишем ниже, то есть, по сути для всей территории России .
3. В 18 регионах Южного и Центрального федеральных округов
Как и в случае с регионами «среднего уровня реагирования» из предыдущей главы, все ограничения для перечисленных 18 регионов скопированы из 7-й статьи ФЗ «О военном положении».
Для регионов с «повышенным уровнем реагирования» список ограничений просто сократился до четырех, это:
- «Усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды».
- «Особый режим работы объектов, которые связаны с работой транспорта, коммуникаций, связи и энергетики. Также особый режим вводится на объектах, которые могут представлять повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды».
- Ограничение движения транспортных средств и их неограниченный досмотр. При этом губернаторы несколькихрегионовЮФО и ЦФО уже поспешили заверить граждан, что пока никаких дополнительных ограничений в связи с указом президента ими не рассматривается.
- Контроль за работой объектов, которые обеспечивают функционирование транспорта, коммуникаций и связи, а также за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем. Также их смогут использовать для нужд обороны.
По сравнению с восемью регионами «среднего уровня реагирования» из списка исчезли ограничение свободы передвижения и «временное отселение» людей в безопасные районы.
Кроме того, «уровень повышенной готовности» предполагает, что губернаторы 18 регионов, включая мэра Москвы Сергея Собянина, теперь тоже наделены полномочиями принимать решения «о проведении отдельных мероприятий по территориальной обороне» . В период «частичной мобилизации» уже появлялись сообщения о том, что мобилизованных в Москве граждан военкоматы зачисляют в территориальную оборону столицы . При этом на тот момент сил территориальной обороны в городе быть не могло — они создаются только в случае военного положения, обращал внимание юрист Павел Чиков.
4. На остальной территории РФ
По всей стране Путин ввел «уровень базовой готовности» . Этот термин тоже наделяет губернаторов полномочиями принимать решения «о проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Как уже было сказано выше, они также могут применять меры «для удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ».
Всех российских регионов касаются две ограничительные меры.
- «Усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды».
- «Введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды».
При этом территориальную оборону для всей территории РФ указ не предполагает.
Какой будет российская территориальная оборона
Этот пункт привлек особое внимание, потому что силы территориальной обороны Вооруженных сил Украины, созданные во всех регионах страны, в этом году стали важной частью национального сопротивления российской агрессии. В Украине эти силы в первую очередь составлялись из добровольцев с опытом военной службы.
В указе Путина написано, что территориальная оборона должна именно «проводиться», потому что в российском ФЗ «Об обороне» этот термин расшифровывается как система действий в период военного положения , которые помогут охранять важные государственные, военные и энергетические объекты, бороться с вражескими диверсантами и помогать ВС РФ.
Дорогие читатели! Теперь вы можете скачать PDF-версию любой статьи «Медузы». Файл можно отправить в мессенджере или по электронной почте своим близким — особенно тем, кто не умеет пользоваться VPN или у кого явно нет нашего приложения. А можно распечатать и показать тем, кто вообще не пользуется интернетом. Подробнее об этом тут.
Будет ли организован отдельный призыв в территориальную оборону или она будет собираться из добровольцев, в указе не уточняется. Если опираться на описанный выше московский опыт, то, очевидно, поучаствовать в территориальной обороне придется части призванных в рамках «частичной мобилизации» граждан.
Как отметил юрист Павел Чиков, 1 июля 2014 года президент России подписал указ № 482 «Об утверждении Положения о территориальной обороне Российской Федерации». Документ не был опубликован, но на его основании «региональные власти каждого субъекта Федерации принимают свои положения о теробороне на случай военного положения», пояснил эксперт.
Руководителями штабов территориальной обороны регионального уровня станут губернаторы, штабы более низкого уровня возглавят руководители местных администраций. Именно они должны выпустить необходимые правовые акты и контролировать выделение сил и средств , которые нужны для выполнения поставленных перед территориальной обороной задач. Также организовывать территориальную оборону будут командующие соответствующих военных округов.
Почему часть положений указа Путина, похоже, противоречит федеральному закону
Статья 8 закона «О военном положении» дает властям право ввести некоторые ограничения не только на территории, где введено военное положение, но и в других регионах страны . Список таких ограничений небольшой.
- Временное ограничение экономической и финансовой деятельности и оборота имущества
- Ограничение на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств
- Ограничение на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (по сути, право ввести военную цензуру)
- Временное изменение формы собственности любой организации, процедуры банкротства и режима труда (можно заставить любое предприятие больше работать)
- Также можно ввести особые условия финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования
При этом в федеральном законе есть четкий запрет на введение более жестких мер, предусмотренных статьей 7, на территориях, где не объявлено военное положение.
По сути, указ президента прямо нарушает этот запрет : ограничения, которые вводят в регионах со «средним уровнем реагирования», а также в тех, где объявлен «уровень повышенной готовности» и «уровень базовой готовности», дословно скопированы из статьи 7. Иными словами, многие из введенных мер прямо противоречат тексту федерального закона.
Сложная версия, как Кремль может попробовать оправдать это противоречие
В пункте 5 статьи 7 ФЗ «О военном положении» говорится, что «федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие применение мер» из той же статьи, могут быть приняты не только в период действия военного положения, но и до его введения.
Возможно, Кремль трактует указ президента именно как правовой акт, принятый до введения военного положения в регионах за пределами четырех аннексированных территорий.
Но это сомнительная трактовка, потому что нормы для этих территорий перечислены во втором указе — а он описывает меры, связанные с уже введенным военным положением.
Один из пунктов путинского указа оставляет возможность введения военного положения по всей России. Или закрытия границы
Эксперты обратили внимание на возможность вольной трактовки пункта 3 из указа о военном положении в аннексированных РФ регионах. Дословно его формулировка звучит так:
При необходимости в Российской Федерации в период действия военного положения могут применяться иные меры, предусмотренные Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
Эти слова можно, с одной стороны, трактовать как отсылку ко второму изданному сегодня президентом указу — о мерах из ФЗ «О военном положении», избирательно применяемых в разных регионах.
С другой стороны, некоторые юристы отметили, что пункт позволяет вводить любые элементы военного положения по всей стране. Речь, например, может идти о закрытии границы РФ или как минимум ограничениях на выезд за рубеж для россиян (хотя такие радикальные планы уже опровергли в Кремле).
Что такое военное положение и как оно скажется на гражданах и бизнесе. Рассказываем простыми словами
Военное положение в России регламентируется Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 №1-ФКЗ. В ст. 1 дается исчерпывающая характеристика: военное положение – это особый правовой режим, который вводится на всей территории РФ или в отдельных областях.
Данный режим вводится только в случае агрессии против нашей страны или же в случае непосредственной угрозы такой агрессии. Агрессией против России и, соответственно, основаниями для объявления военного положения считаются (ст. 3):
- вторжение или нападение иностранных вооруженных сил на территорию России, любая оккупация или аннексия территории России или какой-то ее части с использованием вооруженной силы;
- бомбардировки иностранными вооруженными силами территории России или же использование против нее любого оружия;
- блокада берегов или портов страны иностранными вооруженными силами;
- нападение иностранных вооруженных сил на российские войска вне зависимости от места их дислокации;
- засылка в Россию вооруженных наемников, групп, банд;
- любые действия иностранного государства, которые позволяют использовать свою территорию другому государству для агрессии против России.
Этот список неисчерпывающий, так как актами агрессии могут быть признаны и другие действия, главное – это их направленность против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости нашей страны. Акты агрессии совершают в обход международного права и Устава ООН.
Угрозой агрессии, при которой так же разрешено введение военного положения, будет считаться явная подготовка к вышеуказанным действиям, в том числе объявление войны России.
Кем и как вводится
Порядок введения военного положения прописан в ст. 4.
Военное положение вводится указом Президента. Но, несмотря на это, решать единолично подобные вопросы глава страны не имеет права. Президент должен немедленно сообщить об указе в Государственную думу и Совет Федерации (нижнюю и верхнюю палаты российского парламента). В указе должны быть четко прописаны обстоятельства, границы территории, где вводится военное положение, а также дата и время, с которых оно начинает действие.
Указ Президента о введении военного положения немедленно передается для рассмотрения в Совет Федерации, где в течение 48 часов парламентарии обязаны проголосовать «за» или «против». Решение о введении военного положения принимается большинством голосов. После этого указ Президент подлежит немедленному опубликованию.
Если Совет Федерации проголосовал «против» и отклонил указ, то документ теряет силу на следующий день. Таким образом, ни Президент, ни Совет Федерации не могут ввести военное положение единолично – такие решения принимаются несколькими ветвями власти, чтобы исключить возможные злоупотребления.
Возможно ли частичное военное положение
Военное положение может быть введено как на территории всей России, так и выборочно, лишь в некоторых областях – к примеру, в приграничных регионах.
Последствия для населения
Все зависит от обстоятельств, но привычный уклад жизни граждан может поменяться довольно сильно. Дело в том, что в период действия военного положения допускается ограничение прав и свобод граждан (в том числе иностранных и лиц без гражданства) и деятельности организаций. Ограничения могут вводиться в той мере, как это нужно для безопасности страны и обеспечения ее обороноспособности.
Власти имеют право вводить такие меры, как (ст. 7):
- Изъятие у граждан имущества, необходимого для нужд обороны. В дальнейшем государство должно это компенсировать, выплатив стоимость изъятого.
- Введение комендантского часа, досмотр документов, вещей и жилищ граждан.
- Запрет на забастовки, собрания, пикеты, митинги и прочие массовые мероприятия.
- Ограничение движения транспортных средств граждан и их досмотр.
- Особый режим въезда на территорию, где введено военное положение, и выезда с нее – проще говоря, пропускной режим. Могут вводиться ограничения в передвижении по самой территории.
- Запрещение или ограничение выбора места пребывания или места жительства. На практике, скорее всего, это будет обозначать эвакуацию из какого-либо населенного пункта – например, из-за угрозы его захвата.
- Запрет или ограничение на выезд за пределы территории России. Скорее всего, будет действовать, если после военного положения объявят всеобщую мобилизацию.
- Изоляция граждан государства, воюющего с Россией. При изолировании должны соблюдаться нормы международного права.
- Привлечение граждан к работам для нужд обороны, для восстановления разрушенных объектов, ликвидации последствий обстрелов и т. п.
- Военная цензура за почтовыми отправлениями, электронными сообщениями, контроль телефонных переговоров.
Последствия для бизнеса
Возможно, бизнес ощутит на себе изменения еще быстрее, чем граждане, поскольку экономика в стране должна будет в кратчайшие сроки перестроиться на производство продукции для государственных нужд и обеспечения армии.
Компании, которые находятся на территории, где действует военное положение, обязаны выполнять требования органов власти и оказывать им содействие. Также компании должны выполнять оборонные заказы в соответствии с заключенными контрактами.
В отношении бизнеса могут вводиться такие меры:
- Как и у граждан, у компаний и организаций могут изымать имущество, необходимое для нужд обороны, с последующей компенсацией изъятого.
- Приостановка работы политических партий, общественных и религиозных объединений.
- Запрет на продажу оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов.
- Запрет на продажу алкоголя. Поскольку вводится запрет на оборот, то, возможно, алкоголь нельзя будет не только реализовывать, но и производить.
- Особый режим оборота лекарств и препаратов, содержащих сильнодействующие вещества.
- Эвакуация социальных, культурных и хозяйственных объектов.
- Усиление охраны общественного порядка, государственных, военных и иных объектов.
- Введение особого режима работы ряда объектов, в том числе транспортных, коммуникационных, объектов энергетики и т. п.
- Запрет на деятельность иностранных и международных организаций, если у правоохранителей есть точные сведения, что эти организации подрывают безопасность и оборону России.
✨ Когда прекращается военное положение
Закон не устанавливает никаких лимитов по срокам, поэтому чисто теоретически военное положение может длиться сколь угодно долго, пока в этом есть необходимость.
Отменить военное положение может только Президент, издав соответствующий указ. Население должно быть оповещено об этом. Если во время военного положения вводились нормативные акты, призванные обеспечить данный режим, то после его отмены подобные правовые акты утрачивают силу.