Внешний долг России
Международный или внешний долг страны — это все обязательства государства перед другими странами, фондам и субъектами международного права. В него входят задолженность по ценным бумагам, зарубежным кредитам, гарантии под займы, выданные национальным компаниям, а также обязательстве по внешнеторговым операциям бюджетных учреждений. В мире практически не встречаются страны без внешнего долга и РФ не исключение.
Откуда появился внешний долг России, и какова его структура на сегодняшний день, расскажет специалист сервиса Бробанк.
- Как в РФ появился внешний долг
- Как выплачивался долг СССР
- Внешняя задолженность РФ в 2019 году
- Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
- Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
- Состояние долга России на сегодня
Информация обновлена 21.01.2021 года.
Как в РФ появился внешний долг
В 1991 году СССР распался, а Российской Федерации достался «по наследству» долг союзных республик. Такой решение обосновано тем, что остальным республикам было предложено официально отказаться от своих долей в зарубежных активах Союза.
На тот момент обязательства иностранным государствам состояли из общей задолженности Союза. Но с 1992 по 1998 год Россия ее увеличила, тем что взяла 8 кредитов у МВФ на общую сумму 22 млрд долл. США. Внешний долг продолжал расти, а после обвала в 1998 году он достиг в общей сложности 188 млрд долл.
С этого времени Россия стала понемногу выплачивать задолженность. С 2000 года РФ ни разу не просила в МВФ новые транши. К 2005 году РФ погасила обязательства перед МВФ, а к 2006 году полностью рассчиталась с Парижским Клубом. Сумма государственного долга после этого составил 53 млрд долл., ровно столько, сколько державе досталось после развала Союза.
В рамках расчетов по долгам бывшего СССР Россия выплатила задолженность Уругваю, Чехии, Болгарии, а также Словении и ОАЭ на сумму 1,104 млрд долл. Финляндии и Черногории — еще на 3,65 млрд долл. КНР — 0,4 млрд швейцарских франков, а Кувейту — 1,72 млн долл. Последняя выплата прошла в 2017 году странам Боснии и Герцеговине в сумме 125 млн долл. Не все долги выплачивались деньгами. Часть расчетов производили товарами, сырьем, технологиями или научными разработками.
К 2002 году РФ уже была должна 146 млрд долл. И зарубежные обязательства долгий период времени росли, вплоть до суммы в 0,5 трлн долл. После экономического кризиса в 2008 году внешний долг страны перестал увеличиваться, но уже через год темпы возросли и к 2012 году сумма задолженности достигла докризисного размера. Максимальную сумму долга Россия набрала к 2014 году, размер задолженности тогда превысил 0,7 трлн долл.
В связи с запретом предоставлять резидентам РФ кредиты сумма задолженности стала постепенно уменьшаться. С декабря 2014 до весны 2015 года Россия смогла выплатить 0,1 трлн долл. Общий долг снизился, но в стране произошел валютный кризис и резко обрушился курс рубля. В период моратория на кредитование за рубежом Россия сумела снизить внешний долг на 0,2 трлн долл., но при этом снизились и золотовалютные запасы страны.
Как выплачивался долг СССР
План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.
Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.
Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.
После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику. Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд. Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.
России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.
Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами.
В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.
Внешняя задолженность РФ в 2019 году
С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.
В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.
- Размер задолженности федерального правительства, регионов и муниципалитетов на 01.08.2019 года составила 16,2 трлн руб. РФ.
- Ликвидные государственные активы, которые включают депозиты Банка России и в других банках в национальной и инвалюте, на 01.08.2019 г. составила 17,6 трлн руб.
- Чистый долг расширенного правительства — около 17 трлн руб. В 2018 году этот показатель снизился до 14,6% ВВП, а госактивы увеличились до 13,4% ВВП.
- Государственные депозиты на сумму 6,5 трлн рублей и валюта, которую приобрело Министерство финансов в январе-августе по бюджетному правилу — 2,1 трлн руб. Эти деньги еще не переведены в ФНБ.
- В Пенсионном Фонде и на депозитах в Казначействе и банках — 0,6 трлн руб.
На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.
Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.
Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.
Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.
Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.
Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.
А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.
Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:
Страна | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Австралия | 38,74 | 36,12 | 34,18 | 32,24 |
Беларусь | 49,63 | 47,49 | 46,12 | 43,22 |
Канада | 81,16 | 78,68 | 74,41 | 74,26 |
Китай | 57,56 | 60,45 | 63,05 | 65,45 |
ЕС | 76,76 | 74,63 | 72,41 | 70,16 |
Россия | 19,95 | 20,01 | 20,14 | 20,35 |
Украина | 71,68 | 66,92 | 63,05 | 59,37 |
Великобритания | 85,18 | 84,52 | 83,62 | 82,51 |
США | 111,26 | 113,12 | 115,23 | 116,87 |
Япония | 232,29 | 231,43 | 230,71 | 229,65 |
Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2017 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.
Состояние долга России на сегодня
В таблице приведена структура внешнего госдолга России на 1 января 2021 года по официальным данным Минфина РФ:
Категория долга | млн долларов США |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 56 478,0 |
Задолженность двусторонним кредиторам — не членами Парижского клуба | 349,5 |
Задолженность многосторонним кредиторам | 473,8 |
Долги по внешним облигационным займам | 38 257,7 |
внешний облигационный заем с погашением в разрезе по годам в: | |
2022 году | 2 000,0 |
2023 году | 3 000,0 |
2025 году | 2 148,1 |
2026 году | 3 000,0 |
2027 году | 920,6 |
2027 году | 2 404,6 |
2028 году | 2 499,9 |
2029 году | 3 000,0 |
2030 году | 2 250,1 |
2035 году | 4 000,0 |
2042 году | 3 000,0 |
2043 году | 1 500,0 |
2047 году | 7 000,0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 2,7 |
Прочая задолженность | 22,6 |
Госгарантии РФ в инвалюте | 17 679,7 |
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в состав внешнего госдолга России включены обязательства в инвалюте.
Посмотреть какой внешний долг у России в режиме реального времени можно по этой ссылке. Там видны данные только по общей задолженности, но и в пересчете на душу населения, на год и на текущий момент.
Кризис госдолга США — 2023: что это и когда Америка достигнет потолка
Деньги в бюджете США могут закончиться уже 1 июня. Об этом не раз предупреждала глава американского Минфина Джанет Йеллен. Она заявила, что скоро не будет средств для начисления социальных пособий, финансирования программ медицинского страхования и прочих расходов. В этом случае Казначейство также не сможет обслуживать государственный долг США, то есть выплачивать купоны держателям американских гособлигаций и погашать бумаги по номиналу в срок. Между тем неисполнение обязательств государства по долгу — это дефолт. И Соединенные Штаты подошли к нему очень близко.
Почему в США заканчиваются деньги
Ситуация парадоксальная: в США, одной из богатейших стран мира, нет денег в бюджете. Но все не так просто. Дело в том, что с января 2023 года Конгресс не позволяет правительству наращивать госдолг. Но заимствования критически необходимы для американской казны — бюджет в США дефицитный. То есть правительство тратит больше, чем получает от налогов и сборов. Нехватка денег уже много лет восполняется за счет выпуска государственных облигаций, то есть заимствования на рынке. Так госдолг США копится и постоянно увеличивается. Проблем с привлечением денег у Вашингтона нет: спрос на американские долговые бумаги высокий.
При этом в Соединенных Штатах есть потолок госдолга. Потолок госдолга — это законодательно утвержденный лимит общей суммы долга, который может накопить правительство США. Последний раз его установили в 2021 году на уровне $31,4 трлн. Этой планки госдолг США достиг в январе 2023-го. Сама по себе ситуация не экстраординарная: обычно Конгресс просто одобряет очередное повышение лимита, и история продолжается.
Но в этот раз решение затянулось из-за споров между демократами и республиканцами. Первые, в их числе президент Джо Байден и министр финансов Джанет Йеллен, призывают конгрессменов поднять потолок без каких-либо условий. Республиканцы же считают, что повышение лимита госдолга должно сопровождаться сокращением бюджетных расходов. Байден категорически против: он заявил, что наложит вето на любой план экономии. Пока стороны договориться не могут.
Экстренные меры Минфина США
После того как 19 января 2023 года госдолг США достиг потолка в $31,4 трлн, американский Минфин объявил о введении чрезвычайных мер: например, приостановлены взносы в государственные пенсионные фонды. Фактически сейчас Казначейство США покрывает бюджетные расходы за счет текущих налоговых поступлений и остатков со своего баланса. На конец апреля, как указывает New York Times со ссылкой на Минфин, Вашингтон располагал наличностью в размере около $300 млрд. Ситуация осложняется тем, что налоговые поступления в бюджет США весной 2023-го оказались ниже прогнозов.
Где посмотреть госдолг США в реальном времени
Госдолг США продолжает расти даже после достижения потолка и приостановки выпуска новых облигаций. Само тело долга не увеличивается, но купоны держателям облигаций начисляются. Госдолг растет на глазах, следить за этим можно онлайн:
Что такое госдолг США
Госдолг США — это объем задолженности федерального правительства перед кредиторами. Причем кредиторами могут выступать как частные лица, например американские граждане или розничные иностранные инвесторы, так и государства и крупные фонды.
В номинальном выражении у США самый большой госдолг в мире — $31,4 тлрн. Для сравнения, госдолг Великобритании на конец 2022 года составлял более $3 трлн, а Китая — около $2,5 трлн.
Однако по соотношению госдолга к ВВП страны Южной Европы и Япония обходят Америку. У Вашингтона этот показатель был на уровне 123,4% в декабре 2022 года.
Страны с самым крупным госдолгом, % к ВВП (за 2022 год или по последним доступным данным):
- Япония — 256%;
- Греция — 192%;
- Италия — 173%;
- США — 144%;
- Испания — 143%.
Почему госдолг США постоянно растет
В долг США берут, чтобы закрыть бюджетный дефицит. Расходы правительства превышают доходы вот уже больше 20 лет. Последний раз профицитным бюджет США был в 2001 году:
Бюджетные расходы и, соответственно, госдолг значительно увеличивались в периоды экономических кризисов. Например, за 2008 год госдолг США вырос на 11%, за 2009 год — на 19%. Последний скачок заимствований пришелся на пандемийный 2020 год, когда Вашингтон увеличил меры поддержки населения и экономики.
США отслеживают объем своего госдолга с 1790 года. Заимствования возрастали в периоды военных действий и сокращались во время экономических спадов. Резкий рост госдолга начался в 2000-х годах.
Что власти США делают для снижения госдолга
Само по себе наличие госдолга не говорит о проблемах в экономике страны до тех пор, пока правительство может по нему платить. Пока трудностей с этим у Вашингтона не возникало. Однако обслуживание госдолга постепенно становится серьезной статьей бюджетных расходов. По данным профессора НИУ ВШЭ Евгения Когана, в 2022 году процентные платежи держателям гособлигаций США составили $475 млрд, это 8,1% расходов бюджета. В 2023-м сумма может вырасти до $700 млрд из-за повышения ставки ФРС.
Джо Байден заявил, что за последние два года уже сократил бюджетный дефицит на $1,7 трлн и будет дальше работать в этом направлении. Однако о профицитном бюджете речи пока не идет.
Структура госдолга США
Государство может брать деньги в долг разными способами. Но чаще всего речь идет о выпуске гособлигаций. Именно так занимают США. Облигации выпускает Казначейство США (англ. Department of Treasury), это американский Минфин, поэтому бумаги называются казначейскими, или трежерис.
Казначейские облигации США бывают разных типов, в зависимости от срока погашения и способа начисления купонных платежей. Самые короткие бумаги (векселя) имеет срок обращения четыре недели, самые длинные — 30 лет.
Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственной (intragovernmenal holdings) и публичной (public debt). Их размер в январе 2023 года достиг $6,9 трлн и $31,4 трлн соответственно. Конгресс ограничивает размер публичного долга.
- Внутригосударственный долг. Различные госструктуры США, например государственные пенсионные фонды, инвестируют свободные деньги в казначейские облигации. Таким образом, они также являются держателями госдолга США.
- Публичный долг. Это ценные бумаги, которые принадлежат частным лицам, корпорациям, инвестиционным фондам, а также иностранным государствам. Значительную часть всех казначейских облигаций держит ФРС США. Но так было не всегда: регулятор начал скупать трежерис в 2008 году со стартом программы количественного смягчения.
Иностранные государства держат американские облигации на сумму $7,4 трлн, это примерно 23% от общего объема госдолга США. Крупнейшие кредиторы — Япония и Китай.
Крупнейшие держатели госдолга США, январь 2023 года (млрд $):
- Япония — 1104;
- Китай — 859;
- Великобритания — 668;
- Бельгия — 331;
- Люксембург — 318.
Россия тоже держала деньги в американских трежерис. Вложения нашей страны в госдолг США достигали максимума в октябре 2010 года — $176,3 млрд. После введения западных санкций этот объем начал сокращаться и осенью 2022 года составлял около $2 млрд.
Потолок госдолга США
Потолок госдолга США — это предельный уровень госдолга, установленный законом. В современном виде потолок госдолга был установлен в 1939 году на уровне $45 млрд. С тех пор он вырос в 70 раз. По данным Исследовательской службы Конгресса США, после окончания Второй мировой войны потолок поднимали более 100 раз.
Если раньше повышение потолка госдолга в Конгрессе было рутинным событием, то в последние годы процесс сопровождается ожесточенными политическими дебатами. Много раз это приводило к шатдауну. Это приостановка работы части госучреждений и уход сотрудников в вынужденный отпуск до тех пор, пока оппоненты не договаривались.
Самая острая ситуация сложилась в 2011 году. Тогда из-за затягивания повышения лимита госдолга международное рейтинговое агентство Standard & Poor's впервые в истории снизило долгосрочный кредитный рейтинг США до уровня АА+.
Что будет в случае дефолта США
Дефолт — это неисполнение государством своих обязательств по долгам. Но стоит различать настоящий дефолт, когда правительство не имеет денег для выплат кредиторам, и технический дефолт, когда средства есть, но возникают проблемы с их перечислением. Если США и грозит дефолт , то только технический.
Почему США не грозит дефолт
Госдолг любой страны делится на внутренний и внешний. Внутренний долг номинирован в национальной валюте, а внешний — в иностранной. Например, Япония выпускает гособлигации как в иенах, так и в долларах.
Считается, что внутренний долг отдать намного проще: в критической ситуации правительство просто может напечатать национальную валюту и рассчитаться с кредиторами. Конечно, это приведет к скачку инфляции и другим экономическим проблемам, но дефолта не случится. С внешним долгом сложнее: напечатать иностранную валюту нельзя.
Специфика госдолга США в том, что он, по сути, весь внутренний: облигации выпускаются только в долларах. Поэтому экономисты уверены: настоящий дефолт Вашингтону не грозит.
Дефолт США: сценарии
Главный аналитик брокерской компании «Открытие Инвестиции » Алексей Корнилов считает, что повышение потолка госдолга является достаточно обычной и регулярной процедурой. «Компромисс в данной ситуации возможен и является, наверное, самым разумным решением для обеих партий, особенно учитывая всю тяжесть последствий, которые могут произойти в противном случае. Если же сторонам не удастся договориться, то последствия могут иметь глобальный характер, затрагивая все сферы финансового сектора и рынка капитала», — говорит эксперт.
В отчете Moody's Analytics, опубликованном в начале 2023 года, говорится, что дефолт может иметь макроэкономические последствия, аналогичные кризису 2008 года. ВВП США сократится на 4%, а 6 млн человек потеряют работу.
Для мировой экономики это также будет означать резкое замедление, падение спроса на сырье. Дефолт США может по цепочке вызвать долговые кризисы в проблемных странах.
Однако такой негативный сценарий большинство экспертов считают маловероятным. Все ждут, что демократы и республиканцы договорятся. Но даже если этого не случится, есть и другой вариант решения проблемы.
9 мая, после очередных неудачных переговоров, Байден заявил, что изучает возможность предотвратить дефолт без одобрения в Конгрессе. По мнению ряда экспертов, 14-я поправка к Конституции США позволяет сделать это. Однако такой шаг может привести к длительным судебным разбирательствам.
«Это будет конституционный кризис» — заявила Джанет Йеллен в ответ на вопрос, может ли Байден поднять потолок госдолга единоличным решением. Но дефолт еще страшнее. «Дефолт по обязательствам США приведет к экономической и финансовой катастрофе» — предсказала глава Минфина.
Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Россия почти избавилась от американского госдолга. Что это значит?
Госдолг США принято считать самым ликвидным в мире. В 2010 году на него приходилась рекордная сумма в международных резервах России: 176,3 миллиарда долларов. Тогда по объему вложений в американские облигации наша страна занимала шестое место в мире.
Правда, к 2013 году показатель снизился до 150 миллиардов, а после 2014 года, когда США ввели первые санкции против России, сумма инвестиций РФ в госдолг США начала сокращаться. К 2018 году она снизилась вдвое: с 96,1 миллиарда до 48,7 миллиарда долларов. В 2019 году вложения уменьшились до 14,9 миллиарда долларов, а в марте 2020 года — до 4 миллиардов.
В октябре прошлого года РФ держала в госдолге США 3,7 миллиарда долларов, а в ноябре устроила распродажу, продав американские государственные облигации на 1,3 миллиарда. По данным Минфина США, вложения России в госдолг Штатов снизились до 2,4 миллиарда долларов.
Почему Россия избавляется от американского госдолга, АиФ.ru рассказал доцент, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук:
«Минувшие годы не сопровождались каким-либо значительным снижением санкционного давления США и Европы на российскую экономику. Россия уже привыкла жить в режиме ограничений и рестрикций со стороны Запада, успешно развивать и восстанавливать свою экономику без оглядки на американских и западноевропейских партнеров.
По данным Министерства финансов США, на 18 января 2022 года объем вложений Банка России в казначейские облигации США на конец ноября 2021 года составил 2,4 миллиарда долларов. Таким образом, РФ перестала входить в круг 33 крупнейших кредиторов американской экономики. Крупнейшими держателями американского госдолга сегодня являются Китай и Япония, владеющие объемом казначейских обязательств США на сумму в 1138 миллиардов и 1018 миллиардов долларов соответственно.
Имеющиеся данные говорят о том, что распродажа Россией американских гособлигаций представляет собой осознанный политический выбор, связанный с негативным внешним фоном и возможными санкциями со стороны США. Вот и сейчас, в начале нового года, в Женеве, Брюсселе и Вене прошли переговоры России и США, НАТО и ОБСЕ, которые не принесли вразумительных ответов от американской стороны по выдвинутым Россией предложениям по обеспечению европейской безопасности. Это осложнило геополитическую обстановку на Европейском континенте.
В число анонсированных санкций перед началом переговоров были включены рестрикции против крупнейших российских банков, российского госдолга и другие меры. Не исключены были и действия по заморозке активов Банка России по госбумагам США. В этой связи снижение количества вложений Банка России в облигации Правительства США мешает американской стороне оказать негативное влияние на Россию из-за возможности их блокировки ввиду их незначительного количества.
Кроме того, в ожидании анонсированных мер ужесточения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы (ФРС) и роста ключевой ставки регулятора распродажа казначейских облигаций США была экономически выгодна.
Есть ли смысл полностью избавиться от казначейских обязательств США? Это возможно, поскольку полный отказ Банка России от владения этими ценными бумагами не приведет к негативным последствиям и будет представлять собой замену одного вида актива на другой, более доходный, из имеющихся на международном фондовом рынке.
По состоянию на 7 января 2022 года объем золотовалютных резервов Центрального банка РФ составлял 630,5 миллиарда долларов. Нынешний объем казначейских облигаций США в 2,4 миллиарда долларов — это всего лишь 0,38% от объема резервов Банка России. Он достаточно мал, чтобы оказать какое-то влияние на их целостность и сохранность».
Что такое госдолг России и почему о нем говорят
По итогам 2020 года долг российского правительства вырос почти на 40% , до 18,99 трлн рублей, что составляет 17,8% от ВВП. За первый квартал 2021 года, по данным Счетной палаты, он еще увеличился и приблизился к 20 трлн рублей (около 17% прогнозируемого объема ВВП). Объясняем, что же это значит.
Что такое госдолг?
В широком смысле это средства, которые правительство одалживает, чтобы оплатить расходы. Государственный долг России складывается из внутреннего и внешнего долгов правительства, а также обязательств регионов и муниципальных образований.
Часто еще рассматривают чистый госдолг. Это, по сути, сумма, которая осталась бы, если все кредиторы страны разом потребовали вернуть им деньги. То есть отрицательный чистый госдолг означает, что у государства хватает резервов закрыть все свои обязательства и остаться в плюсе. Положительный, соответственно, наоборот.
При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг — явление редкое. Россия, например, к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям.
На 1 мая 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 15,832 трлн рублей, внешний госдолг на ту же дату — $56,517 млрд (около 4,230 трлн рублей по курсу ЦБ на начало мая), а их сумма — 20,062 трлн рублей.
Кому государство должно?
Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.
Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.
Как государство выплачивает долг?
Платежеспособность государства оценивается по разным параметрам. И самый главный — наличие ликвидных активов.
Ликвидные активы государства — это, в первую очередь, валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. Так, на конец апреля 2021 года депозиты органов государственного управления составляли 10,651 трлн рублей в Центробанке и 16,393 трлн рублей по всей банковской системе.
Что означают изменения госдолга?
Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.
По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах — самый большой в мире, $28,163 трлн, а соотношение с ВВП ($21,48 трлн по итогам 2020 года) превышает 100%. Подробнее об этом мы писали здесь.
Российскому правительству на фоне пандемии пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований: в 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8% ВВП, а в 2023 году — до 21,4% ВВП.
А что говорят власти?
Размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. Он отмечал, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать программы поддержки граждан и бизнеса в 2020 году закономерно потребовали увеличения госдолга. Но и дальше наращивать его такими высокими темпами, как в минувшем году, финансовое ведомство не планирует.
"Объем государственного долга в 2020 году увеличился на 5,4 трлн рублей, однако его показатели не превысили безопасный уровень. Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется. Ведь показателем безопасного уровня госдолга является не только его общий объем, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированная структура без пиков платежей", — заявляли в Минфине в начале 2021 года.