Какие it компании попадают под льготы 2022
Президент РФ Указом от 02.03.2022 № 83 определил ряд мер, направленных на поддержку аккредитованных ИТ-компаний. Мы писали об этом здесь.
В этой связи Минцифры России на своем сайте представило пояснения, как планируется реализовать порученные меры. Так, запланировано следующее.
-
В отношении отсрочки от призыва на военную службу до 27 лет.
Отсрочку предполагается предоставлять сотрудникам аккредитованных ИТ-компаний, соответствующим следующим требованиям:
- наличие профильного образования в ИТ-сфере;
- непосредственное участие в работах по разработке и поддержке программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов и т. п.
Иные необходимые критерии и порядок проверки специалистов на соответствие им разрабатываются. Освобождение от призыва будет предоставлено специалистам только на период работы в аккредитованной ИТ-компании.
Напомним, что ИТ-организации платят налог на прибыль по сниженной ставке и страховые взносы по пониженным тарифам при одновременном соблюдении условий, установленных п. 1.15 ст. 284, п. 5 ст. 427 НК РФ:
- наличие документа о госаккредитации
- доход от ИТ-деятельности не менее 90 % в общем объеме дохода
- численность работников не менее 7 человек
- уточнить перечисленные выше требования для интеграторов (т. е. ИТ-организаций, которые адаптируют, внедряют и поддерживают российское программное обеспечение, которое им не принадлежит). Для применения пониженных ставок и тарифов необходимо, чтобы доля дохода от работ и услуг по адаптации, установке, внедрению, тестированию, поддержке чужого ПО составляла не менее 75 % общих доходов. При этом общая сумма доходов от ИТ-деятельности должна также составлять не менее 90 % от совокупных доходов организации;
- предоставить льготы тем ИТ-компаниям, которые размещают рекламу и оказывают дополнительные услуги в своих приложениях. Под дополнительными услугами понимается, в частности, предоставление доступа к электронному образовательному, новостному и игровому контенту и сервисам, электронным библиотекам и аудиовизуальным сервисам, сервисам бронирования гостиниц и продажи билетов. Перечень таких услуг Минцифры России согласует с Минфином России. Для применения льгот (помимо условия об аккредитации) потребуется, чтобы доля дохода от рекламы о доп. услуге в сумме всех поступлений составляла не менее 90 %
Минцифры России отметило, что аккредитованные ИТ-компании смогут предоставлять своим работникам льготную ипотеку. В дальнейшем компания получит из бюджета компенсацию таких затрат. В случае повышения оплаты труда сотрудников ИТ-компания сможет рассчитывать на возмещение расходов в сумме уплаченного с заработной платы НДФЛ.
В настоящее время Минцифры разрабатывает порядок определения сотрудников компаний, которым компания вправе предоставить названные льготы.
По словам чиновников Минцифры России, условием для льготного кредитования будет индексация оплаты работников, а также отказ от сокращения их численности.
Предлагается предоставить право аккредитованным ИТ-организациям привлекать иностранцев без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников при условии, что с таким иностранцем заключен трудовой договор.
Для самих иностранных граждан планируется ввести следующие послабления при трудоустройстве:
- для иностранцев, прибывших в РФ в безвизовом порядке и заключивших с аккредитованной ИТ-организацией трудовой договор, срок временного пребывания в РФ продлевается на срок действия трудового договора, но не более чем на три года с даты въезда в РФ;
- для иностранцев, прибывших в РФ в визовом порядке и заключивших с аккредитованной ИТ-организацией трудовой договор, будет предоставлена многократная обыкновенная рабочая виза на срок действия трудового договора, но не более чем на три года с последующим продлением.
Кроме того, иностранному гражданину (и членам его семьи), заключившему с аккредитованной ИТ-организацией трудовой договор, может быть выдан вид на жительство (без разрешения на временное проживание) на срок действия трудового договора, но не более чем на три года.
Минцифры России предлагает увеличить объем грантов на разработку отечественных программных платформ, целью которых выступает замена аналогичных зарубежных платформ. Такие гранты получат российские ИТ-организации, которые смогут создать конкурентные продукты, оставаясь их правообладателем.
Кроме того, Минцифры России сообщило, что в настоящее время собирает информацию о срочных мерах поддержки, которые требуются ИТ-компаниям. Организация может заполнить соответствующую заявку по специальной форме на портале Госуслуг (см. здесь). В министерстве отмечают, что каждая заявка обрабатывается оперативно.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Меры господдержки для IT-компаний 2022: кому положены и как реализовать
IT-компании и их сотрудники могут получить специальные государственные льготы. Соответствующие указ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» подписал президент РФ.
IT-компании и их сотрудники могут получить специальные государственные льготы. Соответствующие указ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» подписал президент РФ.
На какие меры поддержки можно рассчитывать
В пакет мер поддержки входят:
- грантовая поддержка IT — разработок;
- льготное кредитование — не выше 3% годовых;
- освобождение от налога на прибыль до 31 декабря 2024 года;
- освобождение от нескольких видов государственных и муниципальных проверок, в том числе — валютных и налоговых;
- упрощённая процедура найма иностранных граждан и получения ими российского вида на жительство.
В Минцифры РФ уточнили, что срок временного пребывания в РФ иностранцев и членов их семей, прибывших в безвизовом порядке, в случае заключения им трудового договора с аккредитованной ИТ-компанией, будет продлён на срок действия заключённого им трудового договора, но не более чем на три года с даты его въезда в РФ.
Если иностранному специалисту для въезда в РФ потребуется виза, МИД России по ходатайству Минцифры выдаст многократную рабочую визу на срок действия трудового договора. В случае заключения трудового договора с аккредитованной ИТ — компанией иностранные граждане и члены их семей также смогут получить вид на жительство без получения разрешения на временное проживание.
Льготы пообещали и организациям, зарабатывающим на распространении рекламы в приложениях и онлайн-сервисах, на продаже, установке, тестировании, сопровождении IT — решений.
Какие компании могут получить льготы
Для получения льгот нужно соответствовать ряду требований.
1. Аккредитация. Пройти её могут только юридические лица, статус индивидуального предпринимателя не подойдёт. Также нужно вести деятельность по одному из семи кодов ОКВЭД:
62.01: разработка компьютерного ПО;
62.02: консультативная деятельность и работы в области компьютерных технологий;
62.02.1: деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
62.02.4: деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
62.03.13: деятельность по сопровождению компьютерных систем;
62.09: деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
63.11.1: деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.
Процесс аккредитации занимает 30 дней с момента подачи заявки. Подтвердить аккредитацию можно в ФНС или в банке выпиской из реестра.
2. Дополнительные условия — доходы от услуг и работ по адаптации, установке, внедрению, тестированию, поддержке не принадлежащего компании российского ПО должны составлять не менее 75% от общих доходов компании. Общая сумма доходов от IT-деятельности — не менее 90% от совокупных доходов организации.
На льготы также могут претендовать интеграторы и компании, размещающие рекламу и «оказывающие дополнительные услуги в своих приложениях». Доля доходов от ИТ-деятельности также должна составлять не менее 90%.
Какие именно услуги подпадут под термин «дополнительные», уточнят дополнительно после согласования с Минфином.
Какие меры поддержки предусмотрены для специалистов
Две меры поддержки направлены на помощь персоналу IT-компаний:
- сотрудники могут «улучшить жилищные условия» и рассчитывать на повышение уровня заработной платы;
- сотрудников аккредитованных компаний моложе 27 лет при условии наличия профильного образования и непосредственного участия в работах по разработке и поддержке программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, освободят от воинского призыва. Критерии и порядок проверки специалистов на соответствие этим требованиям подготовят отдельно.
Как реализовать право на льготы
Порядок и условия получения мер поддержки разъяснили в Минцифре РФ. С 5 марта на портале Госуслуг работает форма сбора данных от IT-компаний, которые нуждаются в оперативной поддержке.
Создавать и обслуживать файловую систему Astra Linux, понимать процесс загрузки ОС, получать справки по любой возникшей проблеме, овладеть навыками шифрования дисков и разделов, вы сможете на курсе повышения квалификации: «Расширенное администрирование ОС Astra Linux Special Edition». Также вы можете ознакомиться с полным набором обучающих программ в сфере IT.
Все льготы для IT-компаний в 2022 году. Применяйте правильно

Сразу уточним, что на ИП, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и их сотрудников, льготы не распространяются .
Налоговые льготы
Операции по передаче исключительных прав на разработанные IT-организацией программы и базы данных, включенные в специальный реестр , освобождены от начисления НДС.
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость применяют с момента включения программы или базы данных в единый реестр российского ПО. Это подтверждают письма Минфина от 02.04.2021 № 03-07-08/24544, от 16.11.2020 № 03-07-08/99545. Эту точку зрения разделяют и налоговики ( п. 7 письма ФНС от 18.12.2020 № СД-4-3/20902 ).
О чем важно знать?
Освобождение от НДС для айтишников и ставка 0% для экспортеров — не одно и то же. Компания на ОСНО, реализующая ПО с использованием льготы, то есть без НДС, не сможет принять к вычету входящий НДС и возместить его из бюджета. Крупным компаниям на ОСНО — покупателям и заказчикам IT-компании, использующей эту льготу, требуется входной НДС. Это затрудняет сотрудничество.
Так что эйфория по поводу отмены НДС сомнительна. На момент предоставления льготы у многих IT-компаний продолжали действовать ранее заключенные договоры с партнерами, которым невыгодно работать без НДС. По их запросу Минфин пояснил в своем письме от 26.04.2022 № 03-07-08/37837, что IT-организация не может отказаться от применения освобождения от НДС .
Сотрудничать с такими IT-компаниями выгодно только тем бизнесам, которым не нужен входящий НДС. Это субъекты хозяйственной деятельности на УСН или предприятия, использующие такую же льготу.
Хотите получить подробную консультацию по льготам для IT? Свяжитесь со специалистами КСК ГРУПП , и мы ответим на все интересующие вас вопросы.
Налог на прибыль и взносы
Ставка по налогу на прибыль на период 2022 — 2024 годы составляет 0%.
Страховые взносы перечисляемые с ФОТ за своих сотрудников IT-компании платят по пониженным тарифам: ОПС — 6%, ОМС — 0,1%, ВНиМ — 1,5%. Суммарно 7,6% от ФОТ вместо 30%, которые платят остальные работодатели без льгот.
Чтобы воспользоваться льготами в части налога на прибыль и страховых взносов , компаниям необходимо соответствовать некоторым условиям. И тут на практике возникают вопросы, которые требуют пояснений:
1. Компания должна быть аккредитована как организация, которая ведет деятельность в области IT. Удобно и быстро это можно осуществить через сайт Госуслуг. Выбрать цель обращения: «Внесение организации в реестр аккредитованных ИТ-компаний». Подпадают под аккредитацию организации с ОКВЭД:

В число льготников по прибыли и взносам Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ добавлены компании, которые числятся в реестре организаций, занятых в сфере радиоэлектронной промышленности. Льготы им предоставлены ретроспективно с 01.01.2022.
2. Профильная выручка , то есть выручка от IT-деятельности, должна быть не менее 70% от совокупной суммы всех доходов.
На практике у бизнеса возник шквал вопросов по поводу того, какие операции можно считать IT-деятельностью. Поэтому госведомства выпустили разъяснения. Так, Минфин в письме от 18.12.2020 № 03-07-07/111669 привел конкретные виды деятельности IT-компаний, подпадающие под действие льгот. ФНС опубликовала ответы на вопросы бизнеса ( письмо от 18.12.2020 № СД-4-3/20902@ «О налоговом маневре в IT-отрасли» ). Минцифры в письме от 27.01.2022 № П11-2-05-200-3571 разъяснило значения некоторых терминов, используемых в законодательстве применительно к IT-индустрии.
К IT-деятельности следует относить:
- реализацию разработанного программного обеспечения(ПО) для ЭВМ и баз данных(БД);
- передачу исключительных прав на разработанное ПО и БД;
- предоставление прав использования разработанного ПО, БД по лицензионным договорам;
- оказание услуг по разработке, адаптации и модификации, установке, тестированию и сопровождению ПО и БД;
- оказание образовательных услуг с использованием собственных онлайн-платформ;
- разработку и продажу российских программно-аппаратных комплексов.
В профильную выручку не должны попасть доходы от рекламной деятельности и продажи иных товаров или услуг, комиссионных и любых подобных вознаграждений, напрямую не относящихся к IT-разработке.
Именно это ограничение призвано не допустить дополнительных преференций для маркетплейсов, сервисов доставки, такси, каршеринга и прочих, выручка которых формируется не столько за счет предоставления доступа к ПО, сколько за счёт сопутствующих сервисов.
Льготы для компаний на УСН
Налог при упрощенной системе налогообложения полностью поступает в бюджет регионов, и поэтому централизованного снижения налоговой нагрузки не предусмотрено.
Минцифры России направило письмо губернаторам с предложением снизить налоговые ставки по УСН малому бизнесу в сфере информационно-коммуникационных технологий на три года.
По налоговому законодательству ставка налога при УСН (доходы) может быть установлена меньше общего значения 6%, но не ниже 1%. Ставка налога при УСН (доходы-расходы) может быть установлена менее общего значения 15%, но не ниже 5%.
Неналоговые льготы
1. Мораторий на плановые налоговые проверки , проверки трудовых инспекций, СЭС, пожарного надзора, Роспотребнадзора и иных надзорных ведомств, валютный контроль компаний в IT-сфере на 2022,2023 и 2024 годы. Данное снижение административной нагрузки поможет компаниям не отвлекаться, а сосредоточиться на развитии информационных технологий.
2. Получение грантов на разработку и развитие IT-продуктов .
На сайте Минцифры объявлены конкурсы по разным направлениям:
- Гранты от 20 до 500 млн рублей (для особо значимых проектов до 6 млрд руб) на разработку цифровых продуктов позволит разработать собственные цифровые продукты и подготовить их к выводу на рынок.
- Гранты до 20 млн рублей цифровым проектам-стартапам поможет разработать новый цифровой продукт — от идеи до решения, готового к выходу на рынок, или масштабировать продажи готового решения. Полученные средства можно использовать на зарплаты сотрудникам, соисполнителям, материалы, сырье, комплектующие.
- Гранты от 20 до 300 млн рублей на внедрение новых цифровых решений. Программа призвана помочь компаниям повысить эффективность за счет внедрения отечественных цифровых решений.
3. Льготное кредитование по ставке не выше 3% годовых компаний IT- отрасли. Срок получения — до 2025 года. Компаниям предоставят от 5 млн до 5 млрд рублей на проекты и от 500 млн до 10 млрд рублей на программы. Выдают кредиты уполномоченные банки. Есть ряд требований к компаниям, претендующим на кредит. В том числе отказ от сокращения сотрудников, индексация зарплаты и другое. Основная цель такой меры поддержки — ускорение цифровой трансформации отраслей экономики и внедрение российских решений.
4. Упрощение процедуры наймаиностранных сотрудников и получения ими вида на жительство. Этот маневр по расчетам государства должен привлечь в страну зарубежных специалистов. Для получения вида на жительство таким сотрудникам и их семьям не потребуется разрешение на временное проживание. Иностранцам не нужно оформлять патент . Работодатели же смогут привлекать к работе иностранных IT-специалистов без разрешения на использование иностранных работников. Подобная мера уже давно практикуется с иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами, а также с иностранцами — представителями востребованных профессий.
5. Упрощение процедур по госзакупкам . Снижение сроков, опущение некоторых бюрократических процедур, возможность внутри госконтракта менять структуру закупок IT-решений и услуг по согласованию с заказчиком.
6. Социальные гарантии для профильных специалистов , работающих в аккредитованных IT-компаниях: Работодатели теперь смогут отсрочить призыв в армию для своих молодых специалистов. Касается это сотрудников с высшим образованием по одной из вузовских специальностей, определенных в постановлении об отсрочке (всего 75 специальностей и направлений), а также наличие опыта работы — не менее одного года или, если работник окончил вуз за год до момента своего назначения на должность. В доработке находятся другие меры социальной поддержки для специалистов отрасли информационных технологий: льготная ипотека 5%, средства на улучшение жилищных условий и на рост заработка.
Одним словом, разработан обширный комплекс льгот и мер поддержки IT-бизнеса, что вызвало интерес компаний разного масштаба и повлекло череду реструктуризаций крупного бизнеса с целью оптимизировать деятельность и воспользоваться выгодой предложенной государством.
Специалисты КСК ГРУПП помогут в вопросах выделения IT-службы в отдельную компанию , приведения деятельности существующих IT-компаний под условия новых льгот и реструктуризации деятельности компаний в целях получения новых льгот без риска для бизнеса.
Важно правильное применение системы мер поддержки предприятиями IT-отрасли, рассмотренных в данной статье. Если налоговая инспекция выявит нарушение компанией правил применения льгот, ей будут доначислены налоги по полной ставке за отчетный период и назначен штраф. Чтобы избежать негативных последствий, следует уделять особое внимание документообороту. В частности:
- в документах, связанных с применением льгот, должен быть четко указан предмет договора;
- если ПО зарегистрировано в Роспатенте или в Реестре российского ПО, рекомендуется указывать регистрационный номер для его объективной идентификации;
- во избежание ошибочных суждений необходимо отражать в договорах коды ОКВЭД и прописывать предмет договора в соответствии с расшифровкой этих кодов.
Вместе с КСК ГРУПП вы можете выгодно, удобно и безопасно организовать работу с документами, в случае необходимости автоматизировать все бизнес-процессы и документооборот.
Льготы для IT компаний

IT-сфера пользуется особой поддержкой государства. Часть льгот уже была предоставлена раньше, в рамках налогового маневра, а позже перечень мер для этой отрасли был существенно расширен.
В этой статье мы разберёмся, какие льготы для IT-сферы сейчас действуют, кто на них может претендовать и как получить аккредитацию в Минцифры.
Льготы по налогам и взносам
Сейчас налоговые льготы для IT-организаций установлены только по налогу на прибыль. Ставка в 3% начала действовать ещё в прошлом году, а на период с января 2022 до конца 2024 года она снижена до 0%.
Основание: Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83
Кроме того, при передаче исключительных прав на разработанные IT-организацией программы и базы данных не начисляется НДС (пп.26 п.2 статьи 149 НК РФ).
Страховые взносы за работников в IT-сфере перечисляют по пониженному тарифу в 7,6%. А после превышения единой базы для расчёта взносов (если выплаты в пользу работника в 2023 году превысят 1,917 млн рублей) взносы взимаются по нулевому тарифу.
Применять пониженные ставки и тарифы можно с начала отчётного или налогового периода, в котором возникло это право. Но если условия получения льгот (которые мы рассмотрим ниже) будут нарушены, то налог на прибыль или страховые взносы надо пересчитать по стандартным значениям.
Обсуждаются также дополнительные налоговые льготы для IT, но по ним ещё нет нормативно-правовых актов:
- снижение ставки для УСН Доходы до 1%;
- возмещение 13% НДФЛ, перечисленного за работников IT-компаний.
Льготная ипотека для сотрудников
После резкого роста ключевой ставки ипотечный кредит стал неподъёмным для большинства заёмщиков. Чтобы удержать айти-специалистов в стране в условиях экономической неопределённости, Правительство выделило 1,5 млрд рублей на субсидирование льготной ипотеки для этой категории работников. Предполагается, что этой возможностью воспользуются около 50 тысяч человек.
Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 714-р
Условия предоставления льготной ипотеки для сотрудников установлены Постановлением Правительства от 30 апреля 2022 г. № 805:
- возраст работника: от 22 до 44 лет;
- зарплата до вычета НДФЛ: от 100 тысяч рублей для регионов и от 150 тысяч рублей для городов-миллионников;
- первоначальный взнос: от 15% стоимости жилья;
- процентная ставка: не более 5% годовых, а при поддержке региональных бюджетов ставка может быть дополнительно снижена.
Отсрочка от армии
Работники ИТ-компаний, оформленные по трудовому договору, могут получить отсрочку от призыва в армию до достижения ими 27 лет.
При этом должны выполняться условия:
- высшее образование получено по специальностям, перечисленным в приложении к постановлению Правительства;
- стаж работы — не менее 11 месяцев в течение года, предшествующего дате очередного призыва, либо любой, если выпускник принят на работу в ИТ-компанию в течение года после окончания вуза.
Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 490
Другие меры поддержки IT-сферы
Президент РФ также поручил Правительству принять дополнительные меры поддержки отрасли информационных технологий. В указе они обозначены схематично, но к ним ещё разрабатываются специальные нормативно-правовые акты.
- Ежегодные ассигнования из федерального бюджета на выдачу грантов для перспективных разработок отечественных решений в IT-области.
- Льготные кредиты по ставке не более 3% на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов.
- Освобождение от налогового, валютного и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет.
- Стимулирование закупок критически важных отечественных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также упрощение порядка проведения таких закупок.
- Упрощение процедуры трудоустройства работников-иностранцев и получения ими вида на жительство в Российской Федерации.
- Установление налоговых льгот для аккредитованных IT-организаций, получающих доходы от распространения рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций.
Основание: Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83
Какой бизнес попадает под льготы
Давайте теперь разберёмся в требованиях, которые установлены для получения налоговых и прочих льгот в IT-сфере. Они перечислены в п. 1.15 статьи 284 НК РФ, причём с июля прошлого года действует новая редакция этой нормы:
- компания аккредитована в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
- доля доходов от IT-деятельности составляет не менее 70% всех доходов организации.
Ранее условия были более жёсткими: средняя численность работников не менее 7 человек, а обязательная доля доходов составляла 90%.
Что подразумевается под IT-деятельностью? Это:
- реализация или передача исключительных прав на программы и базы данных, разработанных организацией;
- оказание услуг и выполнение работ по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, программных средств и информационных продуктов вычислительной техники (собственных или разработанных другими организациями);
- оказание услуг и выполнение работ по установке, тестированию, сопровождению программ и баз данных, собственных либо адаптированных (модифицированных) организацией, но разработанных другими лицами.
В доходы от IT-деятельности в целях льготного налогообложения не включаются следующие поступления:
- доходы по сублицензионным договорам;
- компенсации от нарушителей авторских прав на ПО;
- доходы от консультационных услуг и услуг по проектированию информационных систем;
- гранты из федерального бюджета;
- доходы за предоставление секретов производства по лицензионным договорам и др.
Для аккредитации IT-компании надо подать заявление в Минцифры России. Если всё в порядке, то уже через один рабочий день организация будет внесена в электронный реестр.
Обратите внимание: в выписке ЕГРЮЛ у организации должны быть указаны эти коды ОКВЭД (необязательно все):
- 62.01 – разработка компьютерного программного обеспечения;
- 62.02 – деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;
- 62.02.1 – деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
- 62.02.4 – деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
- 62.03.13 – деятельность по сопровождению компьютерных систем;
- 62.09 – деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
- 63.11.1 – деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.
Что касается индивидуальных предпринимателей в IT-сфере, то они под льготы не попадают, так же, как и специалисты, работающие у них. Обязательное условие для этих преференций — наличие юридического лица.