Как не нервничать за рулем
Перейти к содержимому

Как не нервничать за рулем

  • автор:

Стресс за рулём? Забудьте о нём.

Стресс за рул м Забудьте о н м

Многие начинающие водители, особенно женщины, постоянно испытывают стресс за рулём автомобиля. Они вынуждены подолгу приходить в себя после очередной поездки по городу. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах — таких как Москва и Санкт-Петербург. Каковы основные причины, вызывающие стресс у водителей и какие существуют способы борьбы с ними.

Основные стрессоры для человека за рулём автомобиля

Что и говорить, вождение автомобиля в условиях мегаполиса всегда сопряжено со стрессом. Дорожная ситуация в большом городе требует постоянного повышенного внимания, концентрации и как следствие нервного напряжения. Вождение автомобиля в России имеет свои характерные особенности, которые лишь увеличивают это напряжение.
Психологи выяснили, что для человека существуют 3 самых мощных стрессовых фактора или, иначе говоря, стрессора — это фактор ответственности, фактор неожиданности и фактор неопределённости. Все эти факторы доминируют среди прочих и для российских автолюбителей. Судите сами:
— неожиданность. Всем понятно, что на нашей дороге в любую секунду может произойти всё что угодно. Это и неожиданные препятствия и помехи, в том числе и одушевлённые, это громкие неожиданные звуки гудков или хлопков из выхлопных труб, это неожиданные ремонтные работы, невесть откуда появляющиеся пробки и т.д. и т.п.
— неопределённость. Зачастую дорожные знаки, разметка и исправность светофоров оставляют желать лучшего, из-за чего правила проезда можно трактовать и так и этак. Неопытному водителю сложно разобраться в лабиринте улиц и дорожных развязок. Многие новички, а особенно женщины теряются при проезде загруженных машинами перекрёстков. Этот список можно продолжать и дальше.
— ответственность. Здесь и так всё понятно. При общей слабой социальной защищённости, за рулём автомобиля каждый должен рассчитывать только на себя.

Среди прочих стрессоров можно отметить:
Пробки, хамство водителей, поломка автомобиля, ненастье, ДТП, поведение пассажиров и пешеходов.
Особого внимания заслуживают те, которые касаются отношений между людьми, т.н. социально-психологические факторы. На них мне бы хотелось остановиться и рассмотреть их подробней.

Хамство со стороны других участников движения.

Культуру поведения на дороге определяет личность водителя и его культура. Надо отметить, что средний уровень культуры на дорогах в России, хотя и неуклонно повышается (что не может не радовать), тем не менее, оставляет желать лучшего. Отнюдь не редки случаи, когда Вас могут запросто обхамить. Иногда дело доходит до серьёзных ссор и даже до драк. Мужчине солидных габаритов особенно переживать не приходится, другое дело хрупкой женщине. Хамство на дороге — это всегда реакция на Ваше, с точки зрения оппонента, неправильное поведение на дороге. Все люди резко и негативно реагируют на чужие ошибки за рулём по 2-м причинам:
1. Одни любят кого-то учить и показывать как надо вести себя правильно.
Это, как правило, характерно для людей, стремящихся повысить свою самооценку. Подчёркивая недостатки окружающих, они таким образом демонстрируют свою правоту и сами себе доказывают превосходство над другими. Такие люди воспитывались в среде с жёсткими правилами, в условиях конкуренции и подавления слабого.
2. Другие чрезвычайно болезненно относятся к нарушению своих границ.
Зона безопасности вокруг собственного автомобиля — это их личная территория. Так же как и время, выделенное для проезда, облюбованная полоса движения или парковочное место. Инстинкт собственника характерен для людей, у которых есть старший брат или сестра. С детства им приходилось отстаивать свои права на обладание, на территорию, какие-то блага. Такая линия поведения сохранилась у них на всю жизнь, проявляясь в разных обстоятельствах. Порой инстинкт собственника выявляется и для тех, кто рос в семье один и был избалован родителями. Они привыкли к статусу неприкосновенности и исключительности.
Если у Вас есть желание с ними поспорить или посостязаться, они это желание с энтузиазмом подхватят, всё больше возбуждаясь и раздражаясь на Вас. Однако, такие игры чреваты нешуточными конфликтами. Поэтому не ввязывайтесь в перепалки и не поддавайтесь на провокации. Просто оставайтесь спокойными и невозмутимыми как при виде собаки, которая беснуется и лает за забором. Такой забор Вы можете мысленно построить вокруг себя, и , что удивительно, он будет Вас защищать. Только помните, что собаку дразнить не надо.

Поведение пассажира

Немалое влияние на настрой водителя имеет личность пассажира. С кем-то очень интересно, приятно и легко поддерживать беседу. Дорога с таким собеседником превращается в удовольствие. А кто-то вызывает резкое неприятие и раздражение, отвлекает, заставляет спорить, выводит из состояния равновесия. Если Вы чувствуете, что болтовня собеседника Вас раздражает, предупредите его, что отвлекать водителя небезопасно. Делайте большие паузы в разговоре, полностью переключайте внимание на дорожную обстановку и вождение. Включите музыку, лучше Вашу любимую. Наслаждайтесь ей, заполняя тишину. Мысленно создайте вокруг себя непроницаемый прозрачный колпак, и собеседник не захочет с Вами общаться.

Поведение пешехода

Пешеходы на наших улицах заслуживают отдельной статьи. Зачастую пешеходы не понимают, что у водителя может не быть мгновенной реакции и что автомобиль может не затормозить моментально. Им кажется, что их заметят на дороге в полной темноте даже если они одеты во всё чёрное. Особенно легкомысленны подростки, часто затыкающие уши наушниками и поднимающие капюшоны. Их безграмотное и безалаберное поведение обусловлено полным невежеством в области правил дорожного движения. За рубежом этот предмет входит в обязательную школьную программу. Детей не только обучают теоретическим основам, но и проводят с ними практические занятия на улице. Надеюсь, в скором времени этот предмет будут и у нас преподавать должным образом.
А водителю в свою очередь всегда надо помнить о неосведомлённости и незащищённости пешехода, всегда ожидать от него неадекватных действий.

4-шаговая формула для борьбы со стрессом за рулём

Для каждого водителя какой-то из факторов наиболее болезненный. Это его ахиллесова пята, на которую гарантированно жмёт стресс. Такие факторы следует брать на заметку и сразу предотвращать нарастание раздражения. Фиксация стрессовой ситуации — первый шаг антистрессовой стратегии.
Последующие шаги для борьбы со стрессом на дороге таковы:
1. Продышаться или применить другие антистрессовые приёмы, успокоиться.
2. Обратить муху из слона обратно в муху. Иными словами увидеть проблему как житейскую, легко разрешимую.
3. Найти конструктивное решение, выход из ситуации.
4. Похвалить себя за проявленную выдержку, хладнокровие и находчивость.

Для успешного использования данной формулы требуется только одно — не забывать о ней. Для этого я рекомендую повесить машине антистрессовый талисман-напоминалку. Это может быть какой-то сказочный персонаж, например Карлссон. Помните его коронные фразы — «Спокойствие, только спокойствие. » и «Ерунда, дело житейское. ». Можно повесить цветной кубик, на четырёх гранях которого нарисовать или наклеить символы 4-х шаговой формулы: 1 шаг — фигурка йога, 2 шаг — муха, 3 шаг — кубик рубика, 4 шаг — конфетка.
Пользуйтесь антистрессовой формулой и талисманом, и они будут сохранять Ваши нервы и Ваше драгоценное здоровье.

Как подавить гнев за рулем?

С большой долей уверенности так можно сказать о каждом из нас. Стоит сесть за руль автомобиля, и ты погружаешься в абсолютно другой мир, полный <цензура>, <цензура> и прочих <цензура>, подстерегающих тебя на каждом шагу. И самое интересное, что гнев появляется мгновенно. Постараюсь классифицировать различные ситуации, из-за которых в нас вспыхивает гнев, в нескольких эпизодах.

Эпизод #1 – Любители обочины

Наверное, самый классический. Стоишь ты в очереди до светофора. Вместе со всеми остальными. А справа от тебя крадутся они, тараканы, которые незаметно заползают к тебе в голову. И если ты, находясь за долго до светофора на них внимание не обращаешь, то с приближением к нему ты уже смотришь не добро, и не дай бог, кому-нибудь из них в наглую влезть перед тобой – взрыв. Какого хрена ты должен проезжать впереди меня, если я затратил на дорогу до светофора 5-10 минут, а ты максимум минуту-две на езду по обочине?

Эпизод #2 – Выезд с прилегающей территории

Обычно он не вызывает проблем – подождал пока проедут несколько машин, выехал на свободную дорогу и продолжил свой путь спокойно дальше. Но все это до тех пор, пока на дороге, на которую тебе с прилегающей территории (парковки, стоянке магазина, АЗС и прочие) необходимо выехать – не образовывается пробка. И если Homo sapiens, ну или человек разумный (в простонародье – «нормальный мужик»), в таких ситуациях пропускает тебя через 1-2 машины, то все в порядке. Но стоит в один момент собраться в одной очереди толпе баранов, все, ты начинаешь закипать. Неужели сложно пропустить? Я же не по обочине тебя обгонял, а выезжаю со стоянки. Приходиться наглеть, подпирать, выезжать в наглую, что провоцирует приступы агрессии у того, кто решил тебя не пропускать.

Эпизод #3 – Не заметил, братан

Тоже довольно классический, и зачастую самый непрогнозируемый эпизод. Двигаешься ты по своей полосе, никого не трогаешь, и тут перед тобой выползает оно, да еще с такой скоростью, что заставляет тебя применить довольно сильное, а иногда и экстренное торможение. И, самое ужасное, что бывает в таких ситуациях, оно продолжает свое движение даже не моргнув аварийкой в знак извинения (что тут лукавить, невнимательность случается, но признание ее хотя бы как-то смягчает ситуацию). Тут ты начинаешь закипать, педаль в пол, обгоняешь, а там это тело еще и по телефону как ни в чем не бывало разговаривает. Ну как тут не наказать? Резко вправо, по тормозам, подрезать гада!

Эпизод #4 – Тише едешь, злишь других

Часто случается ситуации и иного рода. Пристраиваешься ты за каким-нибудь автомобилем (не динозавром ископаемых времен, который не может передвигаться со скоростью потока по техническим причинам, а за самым обычным, может даже и более мощным, и быстрым, чем твой автомобиль), ничто не предвещает беды. Траффик плотный. Может даже пробка. Поехали. И если слово «поехали» можно применить ко всем участникам движения слева/справа от тебя, то впереди тебя оно максимум «поползло», т.е. двигается минимум раза в два медленнее потока, да плюс ко всему держит такую дистанцию, что ты наблюдаешь, как соседи по потоку беспрепятственно в большом количестве перестраиваются перед вами. Начинает закипать кровь…

Эпизод #5 – Препятствие обгону

Это, пожалуй, один из самый опасных с любой точки зрения эпизодов. Начинается он примерно с эпизода #4. И не важно в городе это или за городом, начиная обгонять впереди плетущийся автомобиль, тело в нем вдруг понимает, что долг всей его жизни – не позволить тебе этого сделать! Ты переключаешься на пониженную, педаль в пол, и порой с трудом его обгоняешь. А если дело на трассе? А там встречка? Ах ты <цензурище>! На тебе! И жмем по тормозам.

Эпизод #6 – Слон и Моська

Едешь ты по полосе своей спокойно, и тут – Камаз или фура слева/справа начинает тебя поджимать, как будто не замечая! Сигналить порой бывает поздно, и лучшее, что в этой ситуации можно сделать – это применить экстренное торможение. Вот ведь <цензура>?! Пока ты переводишь дух, кровь по жилам начинает стремительный разгон.

Эпизод #7 – Начинаем обгон, а зеркала? Зеркала придумали трусы!

Эта ситуация скорее применима для загородной дороги. Едешь ты по трассе, впереди фура, а за ней штук 5 легковых автомобилей, по той или иной причине не осмелившихся обогнать её (рассматриваю конечно ситуацию для случая, когда обгон не запрещен ни знаками, ни разметкой). Ну не ехать же с ними, переключаешься на пониженную, включаешь указатель поворота, говоря о своем намерении обгона и поехал. Первая, вторая, третья… и тут, то ли от обиды, то ли еще по каким-то неведомым причинам тело на легковом автомобиле непосредственно за фурой начинает обгон, несмотря на то, что ты уже находишься на полосе встречного движения заставляя тебя резко тормозить. И это еще пол беды! Это тело продолжает обгон и настолько неторопливо, что ты уже начинаешь жалеть, что продолжаешь ехать за ним, так как на горизонте появляется встречный автомобиль. Кровь закипает. Какого лешего ты, <цензура>, не давишь педаль в пол при обгоне?
На самом деле эта ситуация могла бы стать предметом отдельного обсуждения: «Маневр обгон на трассе – как правильно и как не надо обгонять». Можно вспомнить массу ситуаций. Привести кучу доводов. Но моя позиция относительно этой ситуации неизменна начиная с самого первого дня за рулем – обгоняй максимально быстро, возможно даже выкручивая двигатель до красной зоны. Медлительность и экономия топлива тут – прямой путь в могилу.

Эпизод #8 – Двор – место беспредела и помехи справа

Опасности подстерегают нас не только на дорогах общего пользования, но и во дворах. И основная проблема последних – неоднозначность правил дорожного движения (а знали ли вы, что внутри жилой зоны существуют прилегающие территории?); невнимательность водителей, не замечающих знаков 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны»; внешние существенные различия дорог внутри жилой зоны, позволяющих водителям считать одну из них – главной. И тут конечно же масса поводов для агрессии, при этом каждый из участников движения будет на 100% уверен в своей правоте! Одни, считают, что они едут по главной, другие с пеной у рта будут кричать о помехе справа, о которой первые даже и не читали в правилах дорожного движения (о существовании которых, возможно, даже и не подозревают).

Эпизод #9 — Полоса направо/налево? А мы прямо!

Этот эпизод наверное можно разбить на две части, т.к. место, где все происходит — одно, перекресток.
Часть 1. Пробка, всем надо ехать прямо. Ты стоишь потихоньку прикидывая через сколько циклов светофора ты проедешь этот перекресток. Полоса для движения направо/налево пуста и никому не интересна за исключением… Вот этого умника, который проехал по ней и встал перед тобой, включив поворотник. В голове вспыхивают мысли — "Вот я отстоял честных 5 минут к светофору, а ты, как самый умный решил пролезть передо мной, да еще и в наглую пересекая мою полосу?!". И тут конечно все зависит от степени наглости этого умника. Бывают такие кадры, что выжимают тебя с полосы (в большинстве случаев потому, что на свое железо им наплевать в виду его неликвидности на вторичном рынке) — тут уже глаза наливаются кровью, разум поплыл…
Часть 2. Все тот же перекресток. Звезды на небе сошлись так, что перед стоп-линией на светофоре ты оказался первым. Красота. Загорится зеленый и поеду так, как душе угодно… И тут, чудо с соседнего ряда, предназначенного для поворота, не торопясь выкатывается перед тобой. А за ним еще один? Еще один решив переплюнуть всех выезжает перед теми двумя. Загорается зеленый. И? Да какого лешего ты вывалился передо мной, да еще и не утруждаешь себя в разгоне? А может и вовсе уснул и весь поток из-за тебя стоит! Бесит? Конечно бесит!

Заключение
Во всех этих ситуациях развязки конечно же могут быть различными в зависимости от процента присутствия «человека разумного» в теле. Чаще всего конечно все ограничивается трехэтажным матом внутри автомобиля. Порой – мат выходит за пределы внутреннего мира вашего автомобиля, и словесная перепалка, хоть и короткая, но портит настроение вам надолго. Реже заканчивается конечно дракой, или даже избиением одного водителя – другим (не все мы «Рембо», и на каждого может найтись выше/сильнее/быстрее). Не дай бог, конечно, кому-то попасть в хроники новостей, или нарезку аварий на YouTube, а еще хуже – на скамью подсудимых.

Как же застраховать себя от подобных ситуаций? Увы, никак! Любой из этих эпизодов – это незнание правил дорожного движения, помноженное на отсутствие уважения к другим участникам.

А вот как же погасить гнев и агрессию еще в зародыше? Универсального совета конечно быть не может. Зачастую – достаточно задержать дыхание и переждать буквально 20-30 секунд, всплеск проходит, и остается только злость, которая поддается хоть какому-то контролю с вашей стороны.

Так же, немаловажный совет, не отключать сознание. Если рядом с вами любимая девушка или жена – всегда слушайте ее! Фразами «Зая – успокойся, не нервничай», «не вздумай продолжать/подрезать его» — она никогда не советует плохого. Она всего лишь защищает ваш внутренний мир и уберегает вас от дальнейших проблем (какой бы величины они не были).

Ну и конечно же, наверное, каждый из вас замечал, стоит объекту, который вызвал в вас приступ агрессии свернуть с вашего маршрута, то вы мгновенно успокаиваетесь. Вот тут осмелюсь предложить еще один совет – если позволяют время и обстоятельства – смените маршрут сами, не продолжая следования за обидчиком, который пересек ваш путь.

В любой ситуации, даже если вы правы с любой точки зрения, старайтесь не допускать развития конфликта. Почему? Да все просто – в порыве гнева и агрессии сознание наше отключается и может запросто произойти не поправимое (не важно с вами или с вашим оппонентом).

Ну и конечно же очень хотелось бы услышать ваши рецепты по подавлению гнева за рулем.

Как не нервничать за рулем

Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.

Кто боится больше?

Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.

Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.

Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала «чувствовать» дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.

Но не стоит думать, что «водительский» страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции «бьют» по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.

Чего чаще всего боятся

Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.

Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.

Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.

Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной «недовольные» сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.

Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.

Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.

Но пожалуй самыми «популярными» страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.

Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего «наживет» себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.

Как побороть в себе страх вождения?

Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: «хочу» (со стороны разума) и «не хочу» (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.

Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.

Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.

Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.

Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.

Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.

Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.

Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.

Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.

Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.

Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния — вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно «натянула» ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.

Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого «врага». В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.

Как преодолеть страх вождения автомобиля: шпаргалка для новичков

Как преодолеть страх вождения автомобиля

Задумались о вождении автомобиля, но не уверенны в своих возможностях? Боитесь ответственности или неспособности справиться с механизмом вождения? Напуганы неудачными прецедентами своих знакомых, друзей и проецируете их на себя? Теперь обратите внимание на все вышеупомянутые вопросы еще раз и убедитесь, что в каждом из них содержится страх. Чуть ниже будем разбираться с тем, как от него избавиться, а для начала давайте попробуем ответить на один вопрос.

В чем истоки страха вождения?

Почему вообще появляется страх вождения? Безусловно, самое главное – это ответственность, ниспадающая на будущего водителя. Нам кажется: «Вокруг столько машин, водители уже опытные, вдруг я с кем-нибудь столкнусь, испорчу машину, да и не только свою… А если при этом еще помимо меня в машине будут сидеть пассажиры! Нет-нет, вождение не для меня». Но не торопитесь с выводами, ведь на начальном пути такие мысли посещают многих людей, однако они же потом и становятся теми самыми опытными водителями, с которыми вы боитесь столкнуться.

Многие девушки (и не только) боятся садиться за руль в силу непонимания того, как устроен автомобиль, что с ним делать в случае неполадки и как с ним обращаться в принципе. Но погодите, ведь вы не думаете, что каждый водитель имеет совершенно четкую картину того, как работает этот механизм, в чем его сущность и где нужно подкрутить или завинтить, чтобы наладить работу. Многие водители с опытом зачастую не имеют ясного понимания механики того, как автомобиль трогается с места, поэтому откиньте эту мысль сразу же.

Зачастую страх появляется уже после того как человек отправился в автошколу, и это становится причиной того, что ее бросают, так и не окончив. Как правило, это связано с плохим инструктором, нервным и любящим кричать, держащим в напряжении ученика и наводящим панику. Бывает и так, что коллектив автошколы подходит к процессу обучения формально, без особого энтузиазма. Конечно, ученик от этого страдает, у него возникает нежелание учиться вождению и даже отчуждение.

Некоторые люди страдают плохой пространственной ориентацией или топографической дезориентацией, что также становится еще одной причиной страха. Ведь знание поворотов, основных перекрестков, окольных путей, обходных дорог – залог быстрой и рациональной езды.

Наконец, боязнь роковой ошибки – главный страх, одолевающий новичков. Все мы на ранних порах переживаем по поводу возможных аварий, инцидентов, ведь в новостях нам так часто сообщают о ДТП. «И как побороть этот страх?», – спросите вы. Чуть ниже мы собрали для вас несколько советов, способных решить проблему возникающего барьера в начале водительского пути. Давайте посмотрим, что может оказаться действенным в этой ситуации.

Автошкола, инструктор, автомобиль

Одной из причин появления страха или даже отторжения от вождения является неправильно подобранная автошкола с непрофессиональными работниками. Зачастую парень или девушка не могут вынести психологического давления со стороны инструктора, кричащего и нетерпеливого, либо просто не понимают преподавателей. Поэтому перед выбором автошколы обязательно проконсультируйтесь у знакомых, поспрашивайте друзей, родственников, приятелей, в какой школе им понравилось более всего, посмотрите отзывы в Интернете о том, что людей устраивало, а что – нет.

Даже если вы уже приняли решение о посещении той или иной автошколы на основании отзывов и комментариев, но, посетив ее, разочаровались, не откажитесь от идеи ее поменять и найти то, что по вам. Главное – не бросайте, ведь это такой нужный навык, освоив который ваша жизнь заметно упростится.

Что же еще важно при освоении вождения?

Требуйте по максимуму

Коль вы уж нашли учебное заведение по нраву, будьте активным студентом – спрашивайте все, что непонятно, у преподавателей, интересуйтесь дополнительными материалами. Изучите подробно все правила дорожного движения, ведь знания – это сила, придающая уверенность и уничтожающая страх. На YouTube, между прочим, очень много обучающих видеороликов, показывающих устройство автомобиля. Потратив немного времени, вы обязательно подыщете что-то толковое.

Эти каналы позволят вам сориентироваться в мире авто, их строения и работы. Также не забывайте о ряде мобильных приложений о правилах дорожного движения. Даже перед автошколой вы уже можете натренироваться по этом пункту и прийти подготовленным.

И еще не забывайте, что инструктор – это наставник, человек сопровождающий вас на пути освоения весьма опасного и ответственного занятия, поэтому позаботьтесь о том, чтобы это был терпеливый, грамотно работающий профессионал, готовый помочь в нужный момент и, что не менее важно, эмоционально вам соответствующий.

Психологические приемы

Медитации, релаксации, расслабления, и все это в машине! Да-да, не бойтесь показаться странным. Сядьте за руль машины, посидите, изучите в спокойном состоянии все кнопочки, привыкните к рулю, потрогайте поверхность машины. Повесьте ароматизатор, подберите чехлы для сидений, создайте атмосферу уюта и комфорта, придвиньте кресло, как вам удобно, настройте зеркала, руль и т.д.

Когда вы полностью убедились в своей гармонии с автомобилем, представьте закрытыми глазами, как вы едете, и будьте уверенны – вам сразу захочется это ощутить в реальности. Но, конечно, психология – это хорошо, однако главное – практика. Поэтому незамедлительно приступаем к следующему пункту.

Выбирайте время и место

Прежде чем поехать, тщательно изучите желательные для новичков маршруты. Спросите у своих знакомых, по каким дорогам следует ездить на первых порах, какие маршруты самые простые. Можно взять карту городских и пригородных дорог, самостоятельно посмотреть, что удобнее для вас. Многие новички выезжают на поля, в деревни.

Часто можно услышать, что учиться желательно на трассе, однако это не лучшая рекомендация в силу того, что на трассах высокие скорости, а на правой стороне (там, где скорости пониже) часто встречаются фуры и высока вероятность «застрять» за такой вот большой машиной, ведь обгонять на ранних порах уж точно не следует.

Выбирайте утренние часы, выходные дни, когда дороги более разгруженные. Садитесь в машину с другом или подругой, не бойтесь прокатиться по городу, ведь автомобилей будет минимальное количество.

Не обращайте внимания на посторонних

Закономерно, что пока вы будете учиться, вы будете медлительны, вероятность совершить погрешности будет высока, что неминуемо будет раздражать других водителей. Наверняка вы услышите звук гудка и даже нелицеприятные высказывания в свой адрес. Однако здесь нужно проявить стойкость и уверенность в себе.

Во-первых, адекватные водители прекрасно будут понимать, что вы учитесь и только в начале своего водительского пути, поэтому смысла вас раздражать или задевать ваши нервы нет. Во-вторых, да, будут и неадекватные, но что поделать, если люди не имеют терпения и воспитания? Отвечать им тем же? Вряд ли оно того стоит. Будьте спокойны и рассудительны, медленно попытайтесь выйти из затруднительного положения (заглохли на светофоре, забыли включить поворотник, встали в не свой ряд и т.д.) Со временем такие случаи будут сводиться к минимуму – все это дело практики.

Замечательно будет, если вы возьмете с собой друга или подругу, имеющих опыт вождения. Принципиально важно, чтобы они были позитивными и мягкими людьми, не склонными к агрессии и паническим атакам. Они будут вас подбадривать и вселять уверенность на дороге.

Однако прежде всего важна работа личности с собой.

Разберитесь в своем страхе

Поймите, что страх – это всего лишь неугасаемый инстинкт самосохранения. Конечно, он присутствует у всех (кстати, чем взрослее человек, тем больше у него страхов), но именно в ваших силах предпринять меры, побороться с ним и осознать, что не так страшен черт, как его малюют. В конце концов, на дорогах можно встретить самые разные категории водителей – по возрасту, полу, темпераменту, физической комплекции и т.д. Поэтому смело беритесь за дело, забывая о надуманных барьерах.

Если же страх все же остается, советуем нанять инструктора, учившего вас ездить в автошколе (либо другого) и попросить его поездить с вами первое время. Так вы обретете больше уверенности. Тем не менее в какой-то момент придется с ним расстаться и остаться один на один с дорогами.

Еще одним отличным способом победить страх, тревогу, беспокойство и снять ненужное напряжение может служить наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция». Уделяя занятиям всего 25-30 минут в день, за два месяца вы получите полезные знания и научитесь самым актуальным техникам саморегуляции, рассматривая их на реальных кейсах, упражнениях и примерах.

А в этом видеоролике собраны отличные советы по преодолению страха вождения на случай, если он у вас остался даже после прочтения статьи:

В завершение

На самом деле существует очень большое количество разнообразных форм страха при вождении автомобиля:

  • кто-то боится больших машин, габариты которых, казалось бы, ужасно неудобны и слишком громоздки;
  • кто-то не переносит пробок из-за иллюзии закрытого пространства;
  • кто-то не понимает, как можно контролировать все происходящее вокруг: следить и за детьми, перебегающими дорогу, и за знаками, и за окружающими машинами, и при этом еще слушать, что говорит пассажир на соседнем сидении.

Все эти формы страха продиктованы выходом из зоны комфорта. Но поймите: вождение станет комфортным только с повышенным объемом его практики, с превращением его в привычку. Единственное средство, способное уничтожить боязнь в данном случае, – это непосредственное вождение. Только подходите к этому с умом, облегчайте себе процесс вождения автомобиля, создавайте уют и настраивайтесь позитивно – тогда все страхи исчезнут сами собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *