Как продать чучело акулы за 12 миллионов долларов
Перейти к содержимому

Как продать чучело акулы за 12 миллионов долларов

  • автор:

Дональд Томпсон — Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах

Дональд Томпсон - Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах

Дональд Томпсон — Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах краткое содержание

Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах читать онлайн бесплатно

Зеленая, морщинистая, за двенадцать миллионов долларов

13 января 2005 года, Нью-Йорк

Дилер, пытавшийся продать упомянутое в названии чучело акулы, столкнулся с множеством самых разных проблем. Одной из проблем стала пена, которую запросили за это произведение современного искусства, — двенадцать миллионов долларов. Другая проблема — тот факт, что весит это произведение чуть больше двух тонн и его непросто взять под мышку и унести домой. Эта чуть ли не пятиметровая таксидермическая «скульптура» тигровой акулы установлена в гигантской стеклянной витрине и имеет креативное название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Вы можете полюбоваться на ее изображение в книге. Акула была поймана в 1991 году в Австралии, обработана и превращена в произведение искусства в Англии под руководством британского художника Дэмиена Херста.

Был и еще один повод для беспокойства. Если новизну художественной концепции пресловутой акулы никто не отрицал, то в отношении ее жанровой принадлежности мнения разделились. В мире искусства многие сомневались в том, что это чудо вообще можно назвать произведением искусства. Между тем вопрос этот имеет принципиальное значение, ведь 12 миллионов долларов — это больше, чем было когда-либо заплачено за произведение живущего художника, за исключением Джаспера Джонса; это больше, чем когда-либо платили за Герхарда Рихтера, Роберта Раушенберга или Люсьена Фрейда.

Почему человеку вообще может прийти в голову заплатить такие деньги за акулу? Потому что в мире современного искусства технологии создания брендов способны подменить собой критическую оценку произведения, — а в данном случае брендинг был задействован не единожды. Продавцом выступил Чарльз Саатчи, магнат рекламной индустрии и знаменитый коллекционер произведений искусства; именно он четырнадцать лет назад заказал Херсту эту работу за 50 тысяч фунтов стерлингов. В то время сумма казалась настолько нелепой, что газета Sun встретила эту сделку заголовком «50 тысяч за рыбу без чипсов!». Херст намеренно запросил за свою работу такую дикую цену; его интересовали не только деньги как таковые, но и — не в меньшей степени — общественный интерес, который должна была привлечь скандальная сделка.

В роли посредника при продаже акулы выступил самый знаменитый в мире нью-йоркский арт-дилер Ларри Гагосян. Было известно, что акулой активно интересуется, в частности, сэр Николас Серота, директор лондонской галереи современного искусства Тейт, которым, однако, весьма ограничен в средствах. Сдержанный интерес проявили еще четыре частных коллекционера, имеющие в своем распоряжении куда более значительные финансовые ресурсы. Самым перспективным из всех был американец Стив Коэн, очень богатый управляющий хедж-фондом из Коннектикута. Столько мировых арт-брендов, сколько представляли в совокупности Херст, Саатчи, Гагосян, Тейт, Серота и Коэн, почти никогда нельзя встретить вместе. Саатчи владел акулой и выставлял ее; в глазах газетчиков и публики она стала символом брит-арта — шокирующего искусства группы художников, известной как «Молодые британские художники», или YBA (Young British Artists). Соедините воедино брендинг и рекламу — и получится, что акула есть не что иное, как произведение искусства, а цена, которую за нее просят, не так уж завышена.

Был и еще один повод для тревоги, да такой, что в любом другом случае он мгновенно отпугнул бы всех покупателей. Дело в том, что состояние акулы с момента ее первого показа в частной галерее Саатчи в Лондоне в 1992 году сильно ухудшилось. Технология, использованная для сохранения тканей, оказалась неудачной, и туша начала разлагаться; в результате шкура акулы покрылась глубокими морщинами и приобрела бледно-зеленый оттенок, плавник отвалился, а раствор формальдегида в резервуаре помутнел. Первоначальной целью художника было создание иллюзии присутствия в галерее живой тигровой акулы; зрителю должно было казаться, что она направляется прямо к нему с недвусмысленной целью пообедать. Получилась же другая иллюзия; будто входишь во фруктовую кладовую Нормана Бейтса1 и видишь там в кресле забальзамированное тело его матери. Кураторы галереи Саатчи попытались добавить в формальдегид немного отбеливателя, но это только ускорило разложение. В 1993 году кураторы сдались, и с акулы сняли шкуру; затем эту шкуру натянули на утяжеленную болванку из фибергласа. Акула по-прежнему оставалась зеленой и морщинистой.

Акулу, которая гнила в галерее, поймал вовсе не Дэмиен Херст. Он просто обзвонил несколько почтовых отделений на австралийском побережье и попросил развесить объявления «Требуется акула» с номером его лондонского телефона. Он заплатил за акулу 6 тысяч фунтов: 4 тысячи за поимку и 2 тысячи за то. что ее упаковали в лед и отправили в Лондон. Теперь встал вопрос, сможет ли Херст заменить свою разлагающуюся акулу другой — просто купить другую акулу, забальзамировать и поместить вместо первой в Тот же резервуар. Многие искусствоведы сказали бы, что, если акулу подновить или заменить, это будет уже другое произведение. Если перекрасить Ренуара, это будет уже другая работа. Но если акула — это концептуальное произведение, то, может быть, достаточно будет поймать другой, столь же злобный экземпляр акулы и заменить оригинал без смены названия? Концепция же не изменится? Дилер Ларри Гагосян пытался провести аналогию с американским художником Дэном Флавином — автором инсталляций с флуоресцентными лампами. Если на скульптуре Флавина перегорает лампочка, вы ее просто заменяете. Аналогия, правда, получилась откровенно слабой. Чарльз Саатчи на вопрос, лишится ли акула как произведение искусства своего значения при замене собственно акулы, ответил: «Полностью». Итак, что важнее — оригинальное произведение искусства или намерение художника?

Николас Серота, как представитель галереи современного искусства Тейт, предложил Гагосяну 2 миллиона долларов; предложение было отвергнуто. Гагосян продолжал переговоры. Коэну по секрету сообщили, что Саатчи намерен продать акулу в самом ближайшем будущем, и коллекционер дал согласие на покупку.

Про Николаса Сероту, Чарльза Саатчи и Ларри Гагосяна еще будет рассказано в данной книге. Но кто такой Стив Коэн? Кто платит 12 миллионов долларов за разлагающуюся акулу? Коэн — типичный представитель покупателей-финансистов, которые правят бал в верхнем сегменте рынка современного искусства. Он владеет в Гринвиче (штат Коннектикут) фирмой SAC Capital Advisors и считается в своем деле гением. Этот человек управляет активами стоимостью 11 миллиардов долларов и зарабатывает, по слухам, 500 миллионов долларов в год. Он выставляет добытое произведение искусства в гринвичском особняке площадью 3 тысячи квадратных метров, в специально снятом зале на Манхэттене площадью 600 квадратных метров, а также в бунгало площадью 1800 квадратных метров в Делрей-Бич (штат Флорида). В 2007 году он приобрел в Ист-Хэмптоне (штат Нью-Йорк) особняк с десятью спальнями на двух акрах земли.

В данной ситуации, чтобы поставить на акулу ценник «$12 млн», необходимо понимать, насколько на самом деле богаты богатые. Предположим, мистер Коэн в целом «стоит» 4 миллиарда долларов при годовом доходе в 500 миллионов долларов до вычета налогов. При норме прибыли 10% — гораздо меньше, чем он реально получает на те активы, которыми управляет, — его доход составляет чуть больше 16 миллионов долларов в неделю, или 90 тысяч долларов в час. Таким образом, акула обошлась ему примерно в пятидневный доход.

Позже некоторые журналисты высказывали сомнение в том, что продажная цена «Физической невозможности» действительно составила 12 миллионов долларов. Несколько нью-йоркских средств массовой информации написали, что единственное реальное предложение о покупке акулы, не считая предложения галереи Тейт, исходило от Коэна и что сумма сделки составила 8 миллионов долларов. Журнал New York Magazine назвал сумму 13 миллионов долларов. Но чаще всего называли сумму 12 миллионов долларов; стороны договорились не называть и не обсуждать сумму сделки, но слухи о ней разошлись очень широко. Но в любом случае с продажей акулы стоимость остальных работ Херста в коллекции Саатчи резко выросла.

Коэн не знал, что делать с акулой; в результате она осталась на складе в Англии. Он сказал, что, возможно, подарит ее Музею современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке — и, скорее всего, сможет тогда претендовать на место в попечительском совете музея. Мир искусства уже объявил эту покупку победой нью-йоркского MoMA над лондонской галереей Тейт. Газета Guardian оплакала продажу акулы американцу, сказав, что «это приобретение подтвердит лидерство MoMA как ведущей галереи современного искусства в мире».

Мой путь к написанию этой книги был полон открытий и приключений, и начался он в Королевской академии искусств в Лондоне. 5 октября 2006 года я и еще 600 зрителей присутствовали там на частном предварительном просмотре выставки «США сегодня»; курировал выставку все тот же Чарльз Саатчи. Было объявлено, что это выставка работ 37 молодых талантливых американских художников. На самом деле оказалось, что многие на художников — не американцы по происхождению, хотя работают в Нью-Йорке; уже по этому примеру видно, как трудно корректно отнести художника к той или иной категории.

Как продать за $12 миллионов чучело акулы : Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Как продать за $12 миллионов чучело акулы : Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домахКак продать за $12 миллионов чучело акулы : Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах Дональд Томпсон
Как продать за $12 миллионов чучело акулы : Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домахКак продать за $12 миллионов чучело акулы : Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах Дональд Томпсон

«Читай-город» – сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России.

А ещё это – крупный интернет-магазин книг. В нём вы можете заказывать книги в любое время 24 часа в сутки.

«Как продать за $12 млн. чучело акулы»: ключевые идеи бестселлера Дональда Томпсона

Дональд Томпсон, экономист и коллекционер современного искусства, предпринял путешествие длиной в год, чтобы изучить механизмы работы рынка современного искусства, а затем написал книгу «Как продать за $12 миллионов чучело акулы». Томпсон попытался выяснить, что делает произведение современного искусства ценным, какая сила заставляет коллекционеров платить семизначные суммы за разлагающееся чучело акулы или изображения консервных банок, выгодно ли вообще вкладывать деньги в произведения искусства. С разрешения компании SmartReading мы публикуем саммари — «сжатую» версию — бестселлера Дональда Томпсона «Как продать за $12 миллионов чучело акулы».

SmartReading – проект сооснователя одного из ведущих российских издательств деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» Михаила Иванова и его партнёров. SmartReading выпускает так называемые саммари – тексты, в сжатой форме излагающие ключевые идеи бестселлеров жанра нон-фикшн. Таким образом, люди, которые по каким-то причинам не могут оперативно прочесть полные версии книг, могут познакомиться с их главными идеями и тезисами. SmartReading использует в своей работе подписную бизнес-модель.

The $12 Million Stuffed Shark

1.1. Что такое современное искусство

Произведение современного искусства должно обладать двумя характеристиками: быть нетрадиционным и созданным после 1970 года. К современному искусству также относятся аналогичные произведения художника, который творил после 1970 года, но созданные раньше, и произведения, которые крупный аукционный дом позиционирует как современные. Sotheby’ s называет свои аукционы «Современное искусство», тогда как Christie’s — «Послевоенное и современное искусство». Дело в том, что Christie’s причисляет произведение к той или иной категории не столько по дате, сколько по содержанию и характеру самой работы.

К произведениям современного искусства относятся видеоинсталляции, перформансы, фильмы или фотографии, даже промышленный дизайн и отделка помещений. Произведение современного искусства можно пробовать на вкус, оно может двигаться и дышать. В книге рассматриваются преимущественно двухмерные работы на холсте или бумаге и скульптура, но и они необычайно разнообразны.

Сай Туомбли рисует карандашом, Энди Уорхол иногда рисовал мочой, Роберт Раушенберг — грязью, Крис Офили — экскрементами слона, а Дэмьен Херст льёт краску на вращающееся колесо и таким образом «рисует» картины.

Современное искусство переплетается с реальностью, особенно в тех случаях, когда художественные способности подменяются концептуальным искусством.

В 2003 году Клинтон Бойсверт, студент Школы визуальных искусств в Нью Йорке, получил задание создать скульптуру, которая показала бы, как вызванные искусством эмоции могут повлиять на реальную жизнь. Бойсверт изготовил несколько чёрных коробок, на которых написал слово «Страх», и оставил их в метро. Некоторые станции пришлось закрыть на несколько часов, а Бойсверт был осужден за то, что он подверг опасности жизни людей. Тем не менее он получил за задание высшую оценку.

1.2. Брендинг

Коллекционеры становятся клиентами брендовых дилеров, делают покупки в брендовых аукционных домах, посещают брендовые художественные ярмарки и ищут работы брендовых художников. Успешный брендинг создает репутацию марки — и, соответственно, ценовую надбавку. В мире искусства надбавка за бренд может достигать фантастических размеров. В современном искусстве максимальную ценовую надбавку дает участие в аукционах Christie’s и Sotheby’ s . Предлагая цену на престижном вечернем аукционе Sotheby’ s , покупатель хочет приобрести не только картину, но и новый статус в глазах окружающих.

Если вы скажете: «Я заплатил 5 миллионов долларов за статуэтку», — друзья посоветуют вам обратиться к психиатру. Но если добавите: «Я приобрел её на Sotheby’ или «Я откопал её у Гагосяна», — проникнутся к вам уважением.

1.3. Почему современное искусство растёт в цене

Современное искусство стало так высоко цениться отчасти потому, что лучшие произведения более ранних периодов быстро исчезают с рынка. Сегодня, стоит серьезному несовременному произведению появиться на аукционе, цены буквально сходят с ума.

Резкое уменьшение числа произведений традиционного искусства, попадающих на рынок, обусловлено двумя факторами: во первых, во всём мире наблюдается экспансия музеев (дарители ищут бессмертия, а города стремятся придать себе респектабельности и привлечь туристов), во вторых, расширяется круг частных коллекционеров (за последние пятнадцать лет число богатых коллекционеров выросло в двадцать раз).

Из-за недостатка на арт-рынке брендовых работ заметно уменьшилась роль эстетических соображений в оценке произведений искусства

На лондонском аукционе «Кристис» в июне 2006 года работа Ива Кляйна под названием IKB 234 была продана за 1,8 млн. долларов. Картина представляет собой холст, равномерно закрашенный однородным синим цветом. Все работы Кляйна далеки от представлений о том, что художник должен уметь рисовать или находить баланс цвета, однако пользуются спросом.

Дональд Томпсон задавал вопрос «Кого из современных художников можно назвать великим?» дилерам, аукционерам и другим экспертам. У него скопилось множество списков, и среди них нет двух одинаковых.

Картина, успевшая побывать в коллекции знаменитости или серьезного музея, может стоить гораздо дороже аналогичной картины, которой повезло меньше. Ценовые рекорды в аукционных залах возникают в результате столкновения личностей, конкуренции и жадности.

Самая высокая цена, когда-либо уплаченная за произведение искусства XX века, принадлежит картине Джексона Поллока «№ 5, 1948», которая представляет собой холст, забрызганный красками в фирменном стиле Поллока. В 2006 году эта картина была продана частным образом за 140 млн. долларов.

Ежегодно в мире продаётся произведений современного искусства примерно на 18 миллиардов долларов. Звучит солидно, но это меньше мировых продаж крупной компании вроде Nike или Apple Computer и вдвое меньше оборота Walt Disney Corporation. Тем не менее эта сумма равна валовому национальному продукту такой страны, как Исландия.

Мир современного искусства не слишком велик. Всего в настоящее время существует около 10 тысяч музеев, художественных институтов и открытых для публики коллекций, 1500 аукционных домов, порядка 250 ежегодных художественных ярмарок и шоу. Кроме того, в мире около 17 тысяч коммерческих галерей, причем 70 % из них — в Северной Америке и Западной Европе.

У мирового рынка современного искусства два центра — Лондон и Нью Йорк. Самые известные и дорогие художники работают в этих городах или, по крайней мере, часто их посещают. В этих городах работают самые крупные дилеры и издаются журналы по искусству.

Каждый уважающий себя коллекционер стремится раз или два в году бывать в Нью Йорке и Лондоне, чтобы посетить аукционы и галереи, пообщаться с другими участниками рынка и быть в курсе новых трендов.

2.1. Художники

Рынок искусства представляется цветущим с позиции брендового художника, представленного брендовым дилером. Но, к сожалению, большинство художников видят дорогой рынок современного искусства только на обложках художественных журналов, открытиях выставок и шоу, а также в аукционных каталогах.

В Лондоне живет примерно 40 тысяч художников, в Нью Йорке — ещё столько же. Из этих 80 тысяч 70-75 относятся к категории суперзвёзд, их заработки исчисляются семизначными суммами. Триста зрелых, признанных художников, которые выставляются в крупных галереях, зарабатывают искусством шестизначные суммы. Следующий уровень — ещё пять тысяч художников, представленных преимущественно в мейнстримных галереях; им приходится подрабатывать преподаванием или написанием книг. Большинство художников к тридцати годам оставляют попытки пробиться к вершинам славы, уступая место молодым и амбициозным выпускникам художественных школ.

Ни одна история успеха не позволяет вывести алгоритм действий для молодого художника, мечтающего стать богатым и знаменитым.

Дэмьен Херст сумел привлечь внимание публики и высокие цены за счёт характера своих работ (чучело акулы за 12 млн. долларов, туши коров в разрезе, размножающиеся личинки) и при помощи креативных названий («Вскрытие и препарированный человеческий мозг», «Кровь Христова»). Энди Уорхол, второй художник по объёму продаж после Пикассо, приобрел популярность, изображая банки с супом. Творения Трейси Эмин и вовсе находятся за рамками приличия: например, произведение «Моя кровать» представляет собой обычную кровать с грязными простынями, усыпанную окурками, недопитыми бутылками и презервативами, — и при этом считается шедевром современного искусства.

Существует стандартная последовательность шагов, которые обычно делает новый художник, пытаясь добиться признания:

  • устраивает первую выставку в мастерской, где создавались произведения;
  • ждёт, чтобы его «открыл» какой-нибудь дилер;
  • дилер организует персональную или парную выставку в мейнстримной галерее и рекомендует работы коллекционерам, журналистам и музейным кураторам;
  • если художник имеет успех на уровне галереи, то его работы появляются на некрупных ярмарках искусства; |работы выставляются в мейнстримных галереях других городов;
  • работы художника замечают профильные журналы и критики, о художнике пишут, его искусство обсуждают и критикуют.

Для художника первая персональная выставка у мейнстримного дилера — это трамплин, позволяющий попасть в профессиональное арт-сообщество. Именно здесь его картины могут быть куплены коллекционерами. Первые две-три выставки нового художника, как правило, приносят галерее убытки — и галерея готова нести финансовые потери в ожидании прибылей от перепродажи работ художника на вторичном рынке.

Картины художников, которые за год-два не пробились в мейнстримную галерею, имеют мало шансов когда-либо появиться на аукционах, ярмарках или страницах арт журналов.

2.2. Аукционные дома

Существование аукционной системы обусловлено следующими причинами:

Традиционные принципы оценки не годятся для уникальных вещей, таких как произведения современного искусства, а аукционная процедура при помощи конкуренции и тщеславия участников добивается наивысшей возможной цены.

Аукцион обеспечивает всем желающим возможность приобретения работ модных художников. Купить подобную работу у дилера без связей и опыта предыдущих покупок непросто, а в аукционном споре картину получает участник, который дольше удерживает карточку в воздухе и имеет самый толстый кошелёк.

Christie’s основан в 1766 году. Основатель фирмы, Джеймс Кристи, вышел в отставку с военно-морской службы и занялся аукционной распродажей «домашнего имущества» известных людей. Sotheby’ s был основан на 22 года раньше, в 1744 году, книготорговцем Сэмюэлем Бейкером. В 1750 году Бейкер стал издавать рекламные каталоги с пояснением: «Кто предложит больше, тот и станет покупателем».

На долю аукционных домов Sotheby’ s и Christie’s в сумме приходится 80% мирового аукционного рынка дорогих произведений искусства и почти 100 % продаж по ценам выше 1 млн. долларов. Ещё два аукционных дома, «Филлипс де Пюри» и «Бонамс», пытаются получить на продажу серьёзные работы, аукционные дома также существуют на национальных рынках.

Престижный вечерний аукцион в Sotheby’ s или Christie’s — это события, которые чаще прочих попадают в выпуски новостей. Торги проходят два вечера подряд для удобства иностранных участников аукциона, поскольку при таком порядке каждый из них за одну поездку в Лондон или Нью-Йорк может увидеть вдвое больше работ и получает вдвое больший выбор.

2.3. Галереи дилеров

Галереи дилеров — это место, где зарождаются и взращиваются художественные бренды. Торговля произведениями искусства — наименее прозрачная и наименее регулируемая крупная область коммерческой деятельности в мире.

Любой человек может приобрести лицензию и стать арт-дилером. Не нужно ни опыта, ни образования, не надо сдавать экзамены или проходить испытания. Выдающиеся арт-дилеры достигают своего положения не за счёт учёных степеней в области бизнеса или искусства (хотя некоторые их имеют). Куда важнее наличие значительного свободного капитала, хороших связей, чутья в выборе художников; кроме того, профессиональным дилерам свойственна агрессивность в общении с коллекционерами, мастерство в продвижении собственного бренда, обаяние и, конечно, удача.

Карьерой зрелого состоявшегося художника, как правило, занимается брендовый дилер. Именно он предлагает работы художника коллекционерам, возит полотна на художественные ярмарки, размещает их у дилеров в других странах и работает с музеями.

Брендовая художественная галерея — место, не слишком дружелюбно настроенное к случайным посетителям. Человек, заглянувший «просто посмотреть», зачастую чувствует себя неловко. Психологическая обстановка современной галереи отчасти определяется её декором. Часто это помещение без окон с чисто белыми стенами. О таком оформлении говорят — «в стиле Белого куба».

В качестве примера галереи, отделанной под «Белый куб», можно назвать галерею Ларри Гагосяна в Лондоне, переоборудованную из авторемонтной станции. При открытии галереи Гагосяна критики шутили, что в предприятии нет никакого финансового риска: если галерея не оправдает себя, в помещении можно будет устроить отличный ночной клуб.

2.4. Ярмарки

Ярмарки олицетворяют собой изменение культуры приобретения предметов искусства. Тихие дискуссии в галерее сменились чем-то вроде воскресного шопинга в мега-молле. Коллекционеры обожают ярмарки, потому что они удобны – на них можно сравнивать работы разных художников. У сверхбогатых людей всегда не хватает времени. Они любят объединять исследование рынка, поиск и приобретение в одном месте.

Если дилер правильно организует свое появление на ярмарке, он может заработать настоящую известность. Галерея может привезти на ярмарку одну-две хорошие картины — возможно, уже проданные или одолженные специально для этого случая, — чтобы произвести впечатление на коллекционеров и обеспечить себе внимание со стороны средств массовой информации.

Отрицательная сторона ярмарок для дилера в том, что на них уходит много времени и денег. Дилер, участвующий в пяти ярмарках в год, вынужден проводить вдали от галереи 7–8 недель, включая дорогу, оформление и разборку экспозиции, около месяца уходит на подготовку к каждой ярмарке. Пять ярмарок обходятся дилеру в 200–300 тысяч фунтов. Место на Маастрихтской ярмарке стоит до 50 тысяч евро; полная стоимость обычного стенда площадью 80 квадратных метров, включая перевозку, проживание, питание и обслуживание, достигает 80 тысяч евро. Тем не менее галерея просто обязана участвовать в престижных ярмарках, чтобы коллекционеры воспринимали её всерьёз.

Смотреть произведения искусства на ярмарке неудобно: общая обстановка и толпы народа не способствуют спокойному созерцанию, работы висят чуть ли не друг на друге, в случайном сочетании, без всякого смысла, а освещение слишком яркое. Но коллекционеры принимают правила игры, потому что верят, что найдётся произведение неизвестного талантливого художника.

На сегодняшний день существуют четыре брендовые международные ярмарки, которые увеличивают стоимость любого выставленного на них произведения современного искусства. Они играют примерно ту же роль, что Каннский фестиваль в мире кино. Одна из них — EFAFF (European Fine Art Foundation Fair) — проводится каждый год в марте в Голландии и известна как «Маастрихтская». Вторая — Art Basel — каждый июнь привлекает коллекционеров, кураторов и дилеров в этот швейцарский город. Третья — Art Basel Miami Beach — проходит в декабре и славится тем, что в ней нераздельно сплавлены искусство, деньги и мода. Четвертая — ярмарка Frieze в Лондоне, проходит каждый октябрь.

2.5. Арт-критики

Критики тесно связаны с художниками, дилерами и художественными ярмарками, однако в мире современного искусства критики почти не имеют влияния — они не определяют ни успех художника, ни цену.

Последним влиятельным критиком был американец Клемент Гринберг (1909–1994). В 1950-60-х считалось, что он способен в одиночку решить судьбу любого творческого человека. Больше всего он прославился тем, что защищал Джексона Поллока после просмотра первой его выставки в галерее Гуггенхайма.

Максимум, на что способны нынешние критики, это убеждать аудиторию посещать галерейные выставки новых или растущих художников.

Существует только одно исключение из правила «критика не имеет значения»: художественное сообщество Нью-Йорка твёрдо уверено, что благоприятный обзор в New York Times способен сделать так, что выставка будет целиком распродана, а если обзор будет сопровождаться иллюстрацией, то изображенная на ней картина будет сразу продана по телефону.

2.6. Музеи

Музеи и их кураторы обладают большим влиянием — хотя и неочевидным для тех, кто наблюдает мир искусства извне. Музеи не зависят от рынка, поэтому их оценка редко подвергается сомнению.

Произведения, размещенные в музеях, и их авторы сразу приобретают в глазах публики «музейное качество»

2.7. Коллекционеры

Известных коллекционеров современного искусства объединяет то, что все они очень богаты и их интерес к тому или иному художнику способен подвигнуть рынок покупать его произведения. В большинстве своём это американцы, но встречаются и европейцы, есть несколько русских, азиатов и представителей Ближнего Востока. Некоторые из них хорошо известны, другие не афишируют свою деятельность. Одни набивают произведениями искусства виллы, другие снабжают музеи, третьи складируют произведения для дальнейшей перепродажи.

Самое узнаваемое и интересное имя в списке брендовых коллекционеров — Чарльз Саатчи. Любая его покупка освещается средствами массовой информации и мгновенно создаёт художнику репутацию. Саатчи курирует различные проекты: в 2006 году он организовал в Королевской академии выставку «США сегодня» и финансировал создание акулы Дэмьена Херста. Саатчи называют и величайшим покровителем искусств своего времени, и дельцом вторичного рынка, выступающим под маской покровителя искусств, и создателем нового направления в искусстве. Если говорят, что произведение искусства «приобретено Саатчи», «принадлежало Саатчи» или «вызывает интерес Саатчи», то это многократно увеличивает стоимость работ названного художника. Гораздо меньше повезет художнику, о котором скажут: «Отвергнут Саатчи» или «Саатчи распродал его со скидкой».

Для того чтобы быть проданным, произведение искусства должно иметь цену. Разумеется, к себестоимости она не имеет отношения. Стоимость холста и красок, потраченных на картину, не превышает 50 долларов. Затраты рабочего времени здесь тоже ни при чём. На создание картины может уйти три часа, а может — полгода. После долгих бесед с дилерами, автор сформулировал следующие правила оценки:

  • Уровень цены говорит о репутации художника, статусе дилера и статусе возможного покупателя.
  • Дилер не должен снижать цены на произведения художника. Даже когда происходит падение рынка, дилер скорее откажется представлять художника, чем снизит цены на его работы.
  • Дилеры никогда не назначают цены выше опубликованных аукционных цен на аналогичные произведения. Соответственно, если на аукционе ставится новый ценовой рекорд, дилеры тоже сразу поднимают цены.
  • Оценивать картину нужно в галерее: только при сравнении с другими работами можно назначить адекватную цену.
3.1. Подделки

На рынке искусства много подделок.

В мае 2000 года Sotheby’ s или Christie’s неожиданно обнаружили, что «Ваза с цветами» Гогена присутствует в обоих каталогах — и каждый аукционный дом считает свою картину подлинником. Аукционные дома показали полотна Сильвии Круссар, специалисту по творчеству Гогена в парижском институте Вильденштейна, и она определила, что картина Christie’s не настоящая, но сказала, что это лучшая подделка под Гогена, какую ей приходилось видеть в жизни. Christie’s отозвал свои каталоги и заменил их другими, без Гогена. «Сотбис» продал настоящую картину за 310 тысяч долларов.

Подделки составляют до 40% самого дорогого сегмента рынка искусства

Подделки не ограничиваются работами старых мастеров. Теперь, когда цены на современное искусство составляют миллионы долларов, эта проблема приобрела небывалую остроту.

Поддельные картины вращения и точечные картины Дэмьена Херста есть не только в Великобритании и США, но и в Японии и России. Sotheby’ s снял три картины Херста с октябрьского аукциона 2006 года в Лондоне, когда обнаружилось, что бумага, чернила и цвет кружочков не соответствуют настоящим, а подпись поддельная.

Для старых картин существует два вида экспертов: искусствоведы и специалисты по реставрации. Знаток, как правило, имеет большой опыт работы с произведениями данного художника и развитое чувство «правильности» его картин. Он смотрит на цвет, текстуру, на то, как изображены уши, глаза и ногти на руках. Реставратор рассматривает картину в инфракрасном свете, просвечивает рентгеновскими лучами и исследует пигменты красок, выясняя, соответствуют ли материалы нужному периоду.

Если говорить о современном искусстве, то ни чутье знатока, ни квалификация и технологии реставратора здесь не помогут. Лучшие подделки современного искусства представляют собой не копии подлинных работ, а новые оригинальные композиции, изготовленные с элементами формы и содержания, характерными для известного художника.

Ни искусствовед, ни реставратор не определит аутентичность точечной картины Дэмьена Херста, в которой использовано подлинное расположение кружочков, правильные холст и краски, но новое сочетание цветов.

3.2. Стоит ли вкладывать деньги в произведения искусства

В большинстве случаев приобретение произведений искусства не является удачным вложением капитала. На рынке произведений искусства высоки операционные издержки: дилерские наценки, комиссионные, стоимость страхования и хранения, налог на добавленную стоимость и налог на увеличение рыночной стоимости капитала.

Консультанты по искусству любят рассказывать о картине «Мальчик с трубкой» Пикассо как о чрезвычайно выгодном долгосрочном вложении. Джон и Бетси Уитни купили эту картину в 1950 году за 30 тысяч долларов и продали на Sotheby’ s в 2004 году за 104 млн. долларов, что вдвое превосходит предыдущий ценовой рекорд художника — 55 млн. долларов за «Женщину со скрещенными руками» на нью-йоркском Christie’s в ноябре 2000 года. В течение пятидесяти четырех лет, пока картиной владели Уитни, она росла в цене в среднем на 16% в год. Если вычесть страховку и другие расходы, останется около 14%. В то же время большая часть остальной коллекции Уитни показала среднегодовой доход менее 10%. Около одной пятой произведений их коллекции были проданы на аукционе по цене ниже цены приобретения. В целом вся коллекция, за вычетом издержек, принесла 7% годового дохода.

Те, кто утверждает, что современное искусство обогнало по эффективности инвестиций золото или государственные облигации Великобритании, как правило, цитируют исследование, известное как «индекс Мея–Мозеса». Цзяньпин Мей и Майкл Мозес, исследователи из Нью Йоркского университета, разработали универсальный индекс, позволяющий оценить ценовые тенденции на рынке искусства. Однако у этого индекса есть несколько недостатков:

  • Он позволяет учитывать только те картины, которые по меньшей мере дважды продавались на аукционах.
  • Он не включает работы, которые получили отказ и не были приняты аукционными домами на перепродажу, то есть учитывает только успешных художников, аукционные цены на работы которых растут.
  • Он не учитывает частные продажи, а также продажи через дилеров или на художественных ярмарках, поскольку цены на них не разглашаются.
  • Индекс Мея – Мозеса учитывает картины, не достигшие гарантированной цены, как «проданные» аукционному дому за эту самую гарантированную цену, что верно технически, но едва ли отражает реальную рыночную стоимость произведения;
  • индекс Мея – Мозеса при расчете прибыли не учитывает налогов.

Единственный серьезный аргумент в пользу вложений капитала в искусство — это обнаруженный Меем и Мозесом факт: финансовые рынки и рынок произведений искусства развиваются не синхронно. Когда на финансовых рынках начинаются неприятности, инвесторы уводят деньги с фондовой биржи и вкладывают их в произведения искусства музейного качества.

Art

Однако это открытие не представляет особой ценности для тех, кто покупает не слишком дорогие картины. 80% произведений, купленных у локальных дилеров и на местных художественных ярмарках, никогда не удастся продать даже по первоначальной цене. Поэтому есть смысл покупать недорогие произведения искусства, только если они вам нравятся и вы хотите ежедневно видеть их в интерьере.

Как продать за $12 миллионов чучело акулы

Дональд Томпсон - Как продать за $12 миллионов чучело акулы

Эту книгу я собиралась прочитать лет 5, возможно больше. Я поклонница модерна и символизма — Климта, Врубеля, Мухи, посещаю все крупные московские выставки. И попадая на выставки современного искусства в Пушкинском, у меня часто в голове крутится «ЗАЧЕМ?»

С помощью Томпсона я надеялась развеять сомнения. Почему одни произведения современного искусства ВАУ и стоят сотни миллионов, а другие не стоят ничего. Я надеялась, что есть какая-то тайна.

Но тайна лишь в том, что кто-то очень хочет заработать много красивых денег. И никто не может сказать, останется ли художник в истории через 50-100 лет или нет. Все решает бренд — бренд дилера, коллекционера или музея. А аукционная стоимость работы важнее всего — эстетики, новизны и т.д. Бизнес — и ничего личного.

9 марта 2022 г. 00:56

4 8/10

Для меня этот текст связан с подземкой и поездами. Чух-чух. Ездил летом и весной, впоследствии, зимой. В общем, много ездил и читал. Поэтому целиком западный текст (хотя в нём часто упоминаются русские, очень часто!) для меня оказался связан с русской «андеграундной» дорогой. Приятно. Занятно. Если по содержанию — да, это реально крутая книжка, без экивоков она прямо говорит о том, как создаётся спрос и цена на отдельно взятое произведение (шире — на определённую традицию изображаемого и покупаемого). В общем-то, если вы увлекаетесь совриском (современным искусством), сложно представить, что вы не читали её, что есть какая-то более подробная и увлекательная книжка на эту тему. Ощущение после прочтения — что побывал на рауте, и мельком (подходить не комильфо!) застал дорогущие…

Чемпион России 2017 по критике

30 июля 2020 г. 14:57

4 Чучело только видом пугает

Продолжается мое поверхностное, не побоюсь этого слова, гелертерское знакомство с миром современного искусства. После того, как я взахлеб прочитал абсолютно потрясающее произведение Уилла Гомперца «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» (категорически советую всем), сердце возжелало новых высокохудожественных впечатлений. Слегка поменьжевавшись, я все-таки решил познакомиться с достаточно известным нон-фикшном «Как продать за 12 миллионов чучело акулы» Дональда Томпсона. «Не совсем, конечно, про искусство», – думал я. Оказалось, что еще как про искусство. Про самый-самый цимес всего современного искусства. Разбил свои мысли по пунктам, чтобы не запутаться и слегка систематизировать немного сумбурное послевкусие. Про акулу за 12 миллионов будет в самом конце.

0. Основная мысль, которая…

19 декабря 2020 г. 03:36

5 А действительно. как?

Современный арт-рынок представляет собой достаточно любопытное явление. Не смотря на то, что сектор старых мастеров, импрессионистов и всевозможных классиков до сих пор актуален и востребован, современное искусство с каждым годом продолжает набирать обороты. И ведь оно не только шокирует и вызывает непонимание у широкого зрителя, но и пользуется огромным коммерческим успехов, а хотя бы поэтому уже достойно изучения. Погружение в арт-рынок всегда бывает очень занятным делом, а в этой книге, кроме описания принципов работы, есть еще и множество увлекательных примеров.

8 июля 2020 г. 18:07

1.5 Для избранных

1 звезда за Хёрста
2 звезда за Уорхола
3 звезда за Бэкона
В целом книгу стоит читать тем, кому интересно устройство аукционных домов. сравнить работы и стоимости по книге не выйдет, иллюстраций мало, так что выходит не наглядно. Автор льет на нас тонны воды, чудом не захлебнулась. Как продать за 12 миллионов что-либо вы точно не узнаете. как оценивается и отбирается современное искусство тоже. Всё, что вынесла я — всё определяет бренд.

16 декабря 2019 г. 00:42

4 Спойлер Любопытная книга

Данная книга показывает современный вид искусства, который далеко не каждый человек способен по достоинству оценить. По мнению автора существует целая система по производству многомиллионных работ в искусстве. Учитывая тот факт, что современное искусство очень изменчивое и непостоянное, никто не может с уверенностью сказать не только, сколько стоит работа, а вообще, работа ли это? Является ли это всё-таки искусством? Цель автора дать ответ на вопрос: «Как странные работы современных художников могут оцениваться такими крупными суммами, как это происходит?». Сначала выставки в маломасштабных галереях, далее работы обрабатывают издания, которые пишут о них в журналах о культуре, затем более крупный музей выставляет работы у себя, благодаря чему художник набирает всё большую популярность.…

9 декабря 2019 г. 03:48

4 Дональд Томпсон «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы». Рецензия.

Эта книга эта посвящена современному арт-рынку, о котором я прежде совсем ничего не знала, поэтому ее чтение было достаточно интересным и увлекательным. Книга читается очень легко, написана простым языком и богата примерами из реальной жизни. В ней Д. Томпсон размышляет на тему того, что искусство с трудом поддается объективной оценке. Именно поэтому, книга о том, как же все-таки работает рынок искусства изнутри, меня заинтересовала, и прочитав ее, я была приятно удивлена. Автор ясно раскрыл ответ на вопрос – за счет чего художник может стать известным и продаваемым. Что нужно, чтобы картину на аукционах продавали за миллионы долларов, чтобы в галерее выстраивались очереди из желающих её купить. Итак, в книге Д. Томпсон рассказывает прежде всего правду о рыночных механизмах…

8 декабря 2019 г. 17:38

Книга Дональда Томпсона «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы» читается легко, будет интересна многим. В своей книге автор подробно рассказывает обо всех составляющих современного искусства: дилерах, аукционных домах, галереях, коллекционерах и начинающих художниках. На мой взгляд, история продажи чучела акулы больше похожа на сказку, чем на реальность. По словам автора один предприимчивый человек пытался продать мертвую акулу за огромные деньги. Эта акула получила название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». На мой взгляд, люди если и хотели купить чучело, то только из-за названия. Читая книгу, появляется множество вопросов на тему того, что покупают люди и зачем они это делают. Ведь покупать мертвую рыбу, которая еще и начала разлагаться за 12 миллионов…

24 ноября 2019 г. 12:02

5 Скандальная правда арт-бизнеса. Маркетинг — залог успеха

Среды массы различных толстенных книг по маркетингу, наполненных теорией от корки до корки, не часто удаётся найти действительно стоящий литературный экземпляр, который захочется читать без остановки, но книга Дональда Томпсона «Как продать за $12 миллионов чучело акулы» является таковой! Книга входит в серию «Мировые сенсации» и удерживает позицию «бестселлера» уже 3 года. Автор – профессор Гарварда, известный экономист и знаток искусства. В своей книге он подробно рассказывает обо всех особенностях мира арт-бизнеса: дилерах, аукционных домах, галереях, коллекционерах, арт-брендах и начинающих художниках. Томпсон приоткрывает тайны скандальных подробностей и говорит всю правду о рыночных механизмах предпринимательства в сфере искусства. «Если вы не олицетворяете собой бренд, вы…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *