Принят закон о корректировке топливного демпфера и роста акцизов
Москва. 21 июля. INTERFAX.RU — Госдума приняла в третьем чтении закон, в рамках которого вносится ряд изменений, касающихся нефтяной отрасли.
Поправки (№369931-8) были внесены правительством в рамках реализации основных направлений налоговой политики.
В частности, предполагается срезание в два раза выплат нефтяным компаниям по топливному демпферу с сентября 2023 года до конца 2026 года.
Ранее Минфин отмечал, что топливный демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и, чтобы исправить эту ситуацию, предлагается его «уполовинить». В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд руб. в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.
Принятый закон также устанавливает индикативную цену бензина на внутреннем рынке на 2026 год для расчета демпфера в размере 67 300 рублей за тонну (60 450 рублей в 2025 году), индикативную цену дизтоплива на внутреннем рынке на 2026 год в размере 58 950 рублей за тонну (57 200 в 2025 году).
Также повышаются акцизы на бензин и дизельное топливо на 0,9% в 2024 к запланированному ранее уровню (то есть индексация составит 5%, а не 4%) и 2025 годах, в 2026 году — на 4% к новому предлагаемому уровню. Так, согласно документу, акцизы на бензины класса ниже 5 в 2024 году предлагается установить в размере 15 458 рублей за тонну, в то время как по действующему законодательству предполагался рост до 15 325 рублей за тонну (рост на 0,9%), акциз на 2025 год вырастет с 15 938 до 16 076 рублей за тонну (также на 0,9%), акциз на 2026 год предлагается установить в размере 16 719 за тонну (рост на 4%).
Такая же индексация предполагается по бензинам класса выше 5, дизельному топливу и моторным маслам. Ставки акциза по авиакеросину предлагается оставить неизменными — 2 тыс. 800 рублей за тонну.
Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. До апреля 2023 года он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительной, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательной — нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов стало некорректно, а российская нефть Urals начала торговаться с дисконтом.
как устроен топливный демпфер или о чем вы хотели знать, но боялись спросить…
приветствую вас снова, маленькие извращенцы, любители японских старушек.
итак, начнем с того, что смена насоса особо никак не повлияла на работу мотора. его все равно, не смотря на петтинг интимных мест продолжало колбасить. группой ученых мужей высказывались сотни предположений на предмет где нужно потрогать, где полизать и т.д., чтобы все было окей. но…
версии следующие: топливный насос (мертвый), топливный регулятор, свечи, маф, катушки, форсунки… конечно же правильной версией было — измерить давление в рампе, но ввиду лени, отсутствия времени, манометра и кучи всяких факторов, я продолжал ездить, редко, но продолжал на неисправном авто.
и вот настал день икс, по пути на работу мой верный конь заглох и отказался заводиться совсем. Игорь — добрый человек как раз в тот день привез мне насос с 70й турбо супры. уверовав, что газелевский откинул копыта окончательно, я вооружившись отверткой полез в бензобак.
я получил столько опыта в быстрой разборке и сборке топливной станции, что мне хватает получаса, чтобы все разобрать и собрать, можно даже сказать с закрытыми глазами, так часто я туда лазил.
пол часа прошло, супровский насос на месте, ключ на старт… и… и ничего не происходит, схватывает, но жутко троит и глохнет. стемнело, плюнув на все, закрыл машину и пошел домой.
в тот же вечер еду снова, в свете фонарей ставлю обратно внешний газелевский, доливаю бензина 20 литров. фиг.
прошло 3 дня. приезжаем за машиной, случайно просто снимаю вакуумную трубку с топливного демпфера, а там… о, нет, это же БЕНЗИН. теперь все понятно. через вакуумную магистраль бензин попадал обратно во впуск + проседало давление в рампе.
вот этот злодей
ищу демпфер, вроде как подходит с любого рб мотора. нахожу в Краснодаре. ставлю его и о чудо, никаких проблем. исчезли подергивания, выхлоп ровный, видно, что машину перестало лить. прокатился, провалы в середине открытия дросселя тоже исчезли. причина оказалась проста. ну, что же, теперь у меня 3 насоса…
ну, а теперь, как устроен топливный демфер. как мне объяснили, он нужен для выравнивания пульсации подачи топлива насосом. поправьте, если не так написал. )
внутри мембрана, которая прижата пружиной. при подаче разряжения мембрана приподымается. в моем случае она оказалась просто старой и пропускала бензин во впуск.
ну, и до кучи сорвало все же пайп с кулька. хомут видимо тоже отжил свое.
всем добра. )
Топливный демпфер в теории и на практике
А зачастую в «топливной» среде зачастую звучат мнения, что демпфер вреден и ведет к убыткам для розничного бизнеса.
Не вдаваясь в тонкости расчета демпфера, покажем на нескольких графиках, как этот механизм должен был работать в теории и что же мы наблюдаем на практике.
В идеале демпфирующий механизм должен решать две порой противоположные задачи:
- выровнять привлекательность экспорта и отгрузки на внутренний рынок для производителя нефтепродуктов;
- обеспечить достаточную для ведения бизнеса маржинальность розничного рынка.
Давайте посмотрим, как решается первая задача.
Приведем график премии (дисконта) цен на бензин АИ-92 на Московском НПЗ (по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на базисе «ж/д станция Яничкино») по сравнению с экспортной ценой на этот продукт при отгрузке с этого завода в порт Рига (расчеты автора):
График показывает, что пусть и не идеально, но демпфер действительно выравнивает внутренние и экспортные цены, и если бы его не было, то по состоянию на 25 октября 2021 г. на Московском НПЗ экспортный паритет для бензина АИ-92 был бы на 24000 руб./т выше, чем цена на бирже СПбМТСБ.
Поэтому если просто отказаться от демпфера, к чему призывают некоторые наблюдатели, то мы получим шоковый рост оптовых цен (более чем на 30%).
Видно также, что с мая 2021 г. после корректировки формулы «демпфирующего механизма» внутренний рынок стал премиальным для нефтепереработки по сравнению с экспортным.
Чтобы понять, как решается вопрос с маржинальностью розничного бизнеса рассмотрим график «Разность цен на бензин АИ-92 на АЗС г Москвы с экспортным паритетом на этот продукт для Московского НПЗ с учетом демпфера» (расчеты автора).
Если бы биржевая цена на бензин АИ-92 производства Московского НПЗ всегда равнялась экспортной с учетом демпфера, то разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта, как правило, находилась бы в диапазоне 6-8 руб./л. Исключение — январь–апрель 2021 г., когда из-за неудачно подобранной индикативной цены, используемой в формуле расчета демпфера, эта разница стала слишком мала.
С 01 мая 2021 г. формулу демпфирующего механизма подкорректировали, и разность цен вернулась привычный диапазон.
Здесь нужно сделать одну оговорку: по расчетам автора суммарные затраты на ж/д тариф, хранение и перевалку, доставку бензовозом на АЗС купленного на бирже нефтепродукта для московского региона составляют 3,5-4 руб./л.
Получается, что при идеальной работе демпфирующего механизма розничный бизнес должен зарабатывать 2,5-4 руб./л (это разница между розничной ценой и ценой крупного опта с учетом затрат на доставку нефтепродукта на АЗС), что должно покрывать эксплуатационные издержки, налоги, затраты на развитие. Данные расчеты сделаны для благополучного рынка г. Москвы, в регионах маржинальность будет меньше на 0,5-1,5 руб./л.
Очевидно, что по замыслу создателей демпфера высокомаржинальным бизнесом топливная розница быть не должна.
Приведем третий график — рентабельность московских АЗС при текущих биржевых ценах.
В 2021 г. (за исключением короткого периода в конце апреля — мае) разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта находилась в диапазоне 2,5-5 руб./литр, что с учетом затрат на доставку, хранение и перевалку означало убыточность топливной розницы.
У этого ненормального положения есть две причины.
Причина первая: до мая 2021 г. была неудачно подобрана индикативная цена, используемая в формуле расчета демпфера, в результате чего страдали все — розница работала в убыток, а НПЗ отгружали бензин на внутренний рынок по ценам дешевле экспортных.
Причина вторая: с 1 мая 2021 г. формулу демпфирующего механизма подкорректировали, но в связи с тем, что текущий год оказался рекордным по внештатным ситуациям на ряде НПЗ, на внутреннем бензиновом рынке сложилась устойчивая премия к экспортному паритету, «съевшая» маржу АЗС. Нечто подобное случилось в 2014 г. после пожара на Ачинском НПЗ. В этой ситуации розница продолжала работать в убыток, зато нефтепереработка получила премию на внутреннем рынке.
Если подвести краткие итоги, то можно сделать вывод, что демпфирующий механизм стабилизации внутренних цен в целом справляется с задачей выравнивания привлекательности экспорта и отгрузки на внутренний рынок для производителя нефтепродуктов. В его отсутствии диапазон колебаний оптовых цен был бы значительно больше, а по состоянию на 25 октября этого года на Московском НПЗ экспортный паритет для бензина АИ-92 был бы на 24000 руб./т выше, чем цена на бирже СПбМТСБ.
При идеальной работе демпфера — если бы биржевая цена равнялась экспортной с учетом демпфирующей выплаты — разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта для Москвы, как правило находилась бы в диапазоне 6-8 руб./л. Соответственно, розничный бизнес смог бы зарабатывать 2,5-4 руб./л (разница между розничной ценой и ценой крупного опта с учетом затрат на доставку нефтепродукта на АЗС). Выжить с такой рентабельностью можно, но очевидно, что по замыслу создателей демпфера высокомаржинальным бизнесом топливная розница быть не должна.
А в случае неудачно подобранной индикативной цены, используемой в формуле расчета демпфера, страдают все участники рынка. Розница работает в убыток, а НПЗ отгружают бензин на внутренний рынок по цене дешевле, чем на экспорт.
Замглавы Минфина заявил о корректировке топливного демпфера с 1 сентября
Скорректированный механизм топливного демпфера, который предполагает выплату компенсаций нефтяникам за сдерживание цен на бензин, заработает «скорее всего, с 1 сентября», заявил журналистам замглавы Минфина Алексей Сазанов, передает корреспондент РБК.
По словам Сазанова, сейчас по этому поводу идут финальные обсуждения, которые завершатся примерно в конце июня, а в начале июля соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму. В апреле глава Минфина Антон Силуанов заявил, что сейчас топливный демпфер, по сути, идет в маржу нефтепереработчиков, поэтому его необходимо «корректировать». «Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [нефтяникам из бюджета], при низких ценах на Западе — нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет. <. > Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков». По его словам, в конце апреля маржа переработчиков составляла 8 тыс. руб. на тонну против менее 2 тыс. руб. за тонну ранее. «Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — заключал министр, предлагая сократить демпфер вдвое, то есть на 30 млрд руб. в месяц.
Изначально планировалось, что корректировка демпфера заработает уже с 1 июля на год, но в правительстве не успели согласовать изменения, поэтому ее пришлось отложить. 14 июня Сазанов сказал, что сроки действия изменений остаются прежними — один год. Но помимо корректировки демпфера «обсуждаются и другие опции», добавил он, не уточнив деталей.
На фоне этих обсуждений оптовые цены на бензин продолжают расти. 14 июня к 18:10 мск цены на АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) обновили рекорд, достигнув 66,72 тыс. руб. за тонну, рост за сутки составил 2,02%. АИ-92 вырос на 2,2%, до 57,89 тыс. руб. за тонну. С середины апреля цены на бензин выросли более чем на 20%. 14 июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратилась к девяти нефтяным компаниям с просьбой увеличить объемы продаж бензина на бирже. По ее данным, за последние пять месяцев объемы снизились почти на 8%, что привело к появлению «неудовлетворенного спроса» на АИ-92 и АИ-95, а также изменению биржевых цен на нефтепродукты.
Министр энергетики Николай Шульгинов в начале мая заявлял, что предлагаемые правительством корректировки демпфера не приведут к росту розничных цен на АЗС выше уровня инфляции. 9 июня он сказал журналистам в кулуарах Евразийского конгресса в Сочи, что всем участвующим сторонам необходимо найти компромиссное решение между интересами бюджета и компаниями по корректировке топливного демпфера. По его мнению, нужно учитывать влияние этого решения на добычу, переработку и цены на топливо.
Если обновленный топливный демпфер заработает с 1 сентября, это будет уже вторая корректировка с 2023 года. Ранее, с 1 апреля, было введено изменение: ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин, был увеличен с $20 до $25 за баррель.