Что такое утилитарные цифровые права
Перейти к содержимому

Что такое утилитарные цифровые права

  • автор:

Что такое утилитарные цифровые права?

С 2020 года в России появится новая форма инвестирования — утилитарные цифровые права (УЦП). Посмотрим на возможные кейсы и выгоды.

Термин вводится федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 259-ФЗ.

Утилитарные означает прикладные

Простыми словами, перед нами электронные сертификаты (купоны, ваучеры) на получение конкретных товаров и услуг в будущем.

Инициаторы бизнес-проектов выпускают такие сертификаты для сбора денежных средств в качестве аванса. А широкий круг интернет-инвесторов со всей страны скупает их для извлечения прибыли или другой пользы.

Утилитарные цифровые права создаются и циркулируют исключительно на платформах, аккредитованных ЦБ. В законе предусмотрено три вида «сертификатов»:

Право требовать передачи вещи (вещей).

Инвестиции в бизнес на раннем этапе могут позволить себе те, кто верит в личность предпринимателя или хорошо понимает перспективы его продукции.

Утилитарные цифровые права позволяют снизить риски и инвестировать в натуральную форму, а не займы и акции. Будет ли у предприятия достаточная прибыль для выплаты дивидендов или процентов по кредиту, становится не так важно.

Готовьтесь к новой волне краудинвестинга в предзаказ селфи-дронов, дизайнерских рюкзаков, продукции местного пивовара или фермера.

Право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

Почему бы новым способом не проинвестировать в сервис по доставке продуктов питания, салон красоты или спортивный зал у дома?

Как минимум, на руках окажется абонемент на полезные услуги по выгодной цене. А при удачном исходе вы неплохо заработаете на перепродаже, получив честную прибыль за разделение рисков вместе с предпринимателем.

Конечно, вряд ли жители района смогут целиком профинансировать строительство бассейна с многомиллионным бюджетом. Но ранняя поддержка населения станет хорошим подтверждением платежеспособного спроса для местных властей и серьезных соинвесторов.

Первоначально с помощью сервиса Groupon пользователи получали скидки, которые активировались в том случае, если ими заинтересуется определенное минимальное количество участников программы

Почему бы фондам развития предпринимательства не гарантировать дополнительную финансовую поддержку проектам, которые достигли определенных объемов сборов от частных инвесторов?! Вот вам и новая модель развития малого бизнеса.

Право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности.

Разумеется, цифровые права подходят цифровым продуктам.

Помимо краудфандинга под электронный контент (музыку, фильмы, книги) новый вид прав позволяет спонсировать коммерческий софт, подписные интернет-сервисы и мобильные приложения.

Кто знает, возможно, вы захотите проинвестировать в новый FaceApp, расширение 1С, платный плагин для AmoCRM или Zapier. Игровые валюты и артефакты часто классифицируются как расширение программного продукта и могут встать в строй.

Пока одни социальные сети отказываются от лайков, другие передают больше прав инфлуенсерам и подписчикам.

К примеру, в TikTok пользователи своими лайками и донатами определяют, какой контент вывести в топ, а популярные авторы капитализируют свое творчество через вывод заработанных монет.

Остается не ясно, позволит ли новый закон инвестировать в платформы, которые управляются людьми на базе экономики голосов и просмотров.

  1. Распространение утилитарных цифровых прав на объекты как виртуального, так и материального мира.
  2. Потенциал перепродажи своих прав с прибылью.
  3. Вовлечение в народное инвестирование юридических лиц за счет понятных механизмов права и бухгалтерского учета.
  4. Микроинвестиции — распределение небольших сумм по множеству проектов: от организации концерта любимой группы до складских запасов металлургического завода.

Ценные бумаги (акции, займы и пр.) не являются утилитарными цифровыми правами, но также могут распространяться через инвестиционные платформы. Однако для них предусмотрено более сложное регулирование.

Предпринимателям станет проще получить прямой доступ к финансированию под конкретные проекты. При грамотном планировании стоимость “утилитарного капитала” окажется выгоднее кредита, а сумма подъемных — выше.

Разборчивые инвесторы смогут приобрести эксклюзивный товар с существенной скидкой или перепродать свой “фьючерс” на вторичном рынке со спекулятивной маржой.

Операторы инвестиционных платформ, в свою очередь, заработают на “продаже лопат”. Их источники дохода: комиссии за регистрацию цифровых прав, обработку инвестиционных сделок, интеграцию своей платформы с информационными системами бизнеса и т.д.

Новая форма инвестирования — новый рынок для инфобизнеса. Эксперты помогут молодым предпринимателям структурировать мысли, ориентироваться на проверенные бизнес-модели и применять лучшие практики.

В конечном счете, капитал будет попадать напрямую в распоряжение перспективных проектов, минуя кредитные комитеты банков. Права и обязанности участников процесса цифрового инвестирования будут упорядочены и защищены.

Представленное мнение не является юридическим заключением. Оно подготовлено как исследедование в условиях отсутствия практики и профессиональных комментариев. Обратитесь к исходному тексту закона, если надумаете что-то предпринять.

Что такое утилитарные цифровые права

Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):

1) право требовать передачи вещи (вещей);

2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

2. Утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.

3. Права, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, признаются утилитарными цифровыми правами, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами статьи 13 настоящего Федерального закона.

4. Лицо, привлекающее инвестиции, определяет в соответствии с правилами инвестиционной платформы содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, в том числе:

1) существо права (требования);

2) порядок осуществления утилитарных цифровых прав;

3) количество предлагаемых утилитарных цифровых прав.

5. Содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав определяются в инвестиционной платформе способом, обеспечивающим их доступность для последующего использования, в том числе для воспроизведения в неизменном виде.

6. Изменение содержания и (или) условий осуществления утилитарных цифровых прав после начала срока действия инвестиционного предложения о приобретении этих утилитарных цифровых прав не допускается.

7. Возникновение утилитарного цифрового права, его осуществление, распоряжение им, в том числе передача, залог, обременение утилитарного цифрового права другими способами, или ограничение распоряжения утилитарным цифровым правом возможны только в инвестиционной платформе. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, утилитарное цифровое право возникает у первого приобретателя, переходит от одного лица к другому лицу и (или) прекращается с момента внесения информации об этом в инвестиционной платформе в соответствии с правилами этой инвестиционной платформы. Правила инвестиционной платформы должны содержать порядок внесения информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права, а также порядок определения момента, с которого такая информация считается внесенной в инвестиционной платформе.

8. Оператор инвестиционной платформы обеспечивает всем участникам инвестиционной платформы техническую возможность приобретать утилитарные цифровые права при их обращении, знакомиться с их содержанием, осуществлять утилитарные цифровые права, а также распоряжаться ими.

9. Оператор инвестиционной платформы вправе предоставить возможность приобрести или принять для учета утилитарные цифровые права при их обращении лицам, не являющимся инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. В этом случае оператор инвестиционной платформы осуществляет установление таких лиц по правилам, предусмотренным для установления лиц при заключении договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании.

10. В случае прекращения обязательства (статья 407 Гражданского кодекса Российской Федерации), права по которому являются утилитарными цифровыми правами, в инвестиционной платформе должна быть внесена информация о прекращении указанных утилитарных цифровых прав.

11. Утилитарные цифровые права могут учитываться депозитарием в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — депозитарий).

12. Утилитарные цифровые права могут предлагаться физическим и юридическим лицам только при условии, что они возникают в инвестиционной платформе, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

13. Наряду с утилитарными цифровыми правами в инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться и отчуждаться цифровые финансовые активы, а также цифровые права, включающие одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. При этом выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов и цифровых прав, включающих одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы, осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(часть 13 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

14. Сделки с утилитарными цифровыми правами, включая обмен утилитарных цифровых прав одного вида на утилитарные цифровые права другого вида, а также сделки купли-продажи утилитарных цифровых прав могут осуществляться в том числе через оператора обмена цифровых финансовых активов, действующего в соответствии с Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании правил обмена, утвержденных оператором обмена цифровых финансовых активов в соответствии с требованиями Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(часть 14 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

15. Запрещается принимать утилитарное цифровое право в качестве средства платежа, или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, или иного способа, позволяющего предполагать оплату утилитарным цифровым правом товаров (работ, услуг), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также случая, если встречным предоставлением является передаваемая вещь (вид товара, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, право использования результата интеллектуальной деятельности, выполняемая работа, оказываемая услуга), право требовать передачи которой изначально возникло в качестве цифрового права на основании договора о приобретении этого утилитарного цифрового права.

Утилитарные цифровые права

Утилитарные цифровые права появились с принятием закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ <. >» (№ 259-ФЗ от 02.08.2019).

Понятие

Утилитарные цифровые права (УЦП) – это вид цифровых прав. Цифровые права являются, в свою очередь, видом имущественных прав. В одном ряду с ними стоят безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги.

На данный момент законодательство выделяет три вида цифровых прав:

  • УЦП;
  • цифровые финансовые активы;
  • цифровые права, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права.

УЦП возникают и обращаются в инвестиционной платформе. Под инвестиционной платформой имеется в виду информационная система, созданная в рамках закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ <. >», в том числе имеющая оператора, внесенного в реестр Центрального Банка.

Инвестиционная платформа, в которой могут возникать УЦП, должна соответствовать трем критериям:

  • узлы инвестиционной платформы, на которых хранится база данных платформы, должны быть распределенными (физически отделенными друг от друга);
  • на узлах должны быть установлены программы, которые управляют базой данных платформы;
  • тождественность баз данных, находящихся на узлах платформы, должна поддерживаться в автоматическом режиме с помощью информационных технологий.

УЦП предоставляют право требовать:

  • передачи вещи или нескольких вещей;
  • передачи интеллектуальной собственности;
  • выполнения работ, оказания услуг.

Конкретное содержание УЦП определяется лицом, привлекающим с их помощью инвестиции через инвестиционную платформу.

В УЦП нельзя конвертировать объекты, которые подлежат:

  • государственной регистрации;
  • обязательному нотариальному удостоверению.

В связи с этим стоит обратить внимание, что УЦП можно создать только в отношении тех результатов интеллектуальной деятельности, сделки с которыми не подлежат государственной регистрации.

Возникновение и обращение

Возникновение УЦП связано с заключением договора о приобретении УЦП через инвестиционную платформу.

Информация о возникновении УЦП, их переходе от одного лица к другому, прекращении фиксируется в инвестиционной платформе.

Приобретать ЭЦП могут как участники инвестиционной платформы, так и третьи лица, которые не являются инвесторами или лицами, привлекающими инвестиции на конкретной инвестиционной платформе. Однако таким третьим лицам для совершения сделок с УЦП необходимо будет пройти идентификацию на платформе, как если бы они были инвесторами.

Платформы также имеют право принимать для учета УЦП от лиц, которые не являются инвесторами или лицами, привлекающими инвестиции на конкретной платформе.

Сделки с УЦП можно осуществлять через оператора обмена цифровых финансовых активов, деятельность которого регулируется законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте <. >» (№ 259-ФЗ от 31.07.2020).

Представление в виде ценной бумаги

УЦП могут учитываться депозитарием. В этом случае депозитарий может выдать цифровое свидетельство.

Цифровое свидетельство – ценная бумага, бездокументарная и неэмиссионная, не имеющая номинальной стоимости. Цифровое свидетельство удостоверяет принадлежность УЦП владельцу свидетельства, а также закрепляет право требовать от депозитария оказания услуг по осуществлению УЦП или распоряжению им.

Учет и переход прав на цифровые свидетельства, передача в залог таких цифровых свидетельств, а также их обременение подчиняются правилам Гражданского кодекса и Закона о рынке ценных бумаг, установленным для бездокументарных ценных бумаг.

Утилитарные цифровые права, цифровые активы и цифровая валюта. Разбираемся, что есть что по российскому закону

При упоминании цифровых прав в голове у каждого возникает стойкая футуристическая, но абсолютно неконкретная ассоциация – это права, связанные больше не с людьми и вещами, а с пользователями и Интернетом. Действительно, в международном праве формируется новая категория цифровых прав, связанных с правами человека в Интернете, однако пока она точно не определена ни на международном, ни на национальном уровне. В этом материале я хочу поговорить о других цифровых правах, а именно о тех, которым посвящена ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ.

Цифровое право или право на цифру?

С 2019 года со вступлением в силу Федерального закона №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ» в российское гражданское право введен новый объект вещных прав – цифровые права.

Цифровые права определяются законом как обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых устанавливаются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей указанным в законе признакам.

Из указанного определения можно вывести следующие особенности цифровых прав:

это старые знакомые имущественные права – право получить купленную вещь, право получить проценты за переданные в заем денежные средства и т.п.

эти имущественные права, в отличие от своих «собратьев», определяются правилами соответствующей информационной системы, которые должны соответствовать закону. Они существуют и передаются только в рамках данной системы – обособленного виртуального сегмента.

Говоря простыми словами, цифровые права – это новая цифровая обертка хорошо знакомых имущественных прав, реализация и существование которых ограничены какой-либо цифровой платформой. Кажется, что вот она, наконец, открыта дорога бонусным системам и онлайн-играм, можно и аккаунты по завещанию передавать. Но существует одно «НО»: закон устанавливает, что права могут быть рассмотрены в качестве цифровых только в случае признания их таковыми отдельным законом. Поэтому пока – до принятия соответствующих законов – ни баллы в онлайн-магазине, ни внутриигровые валюты цифровыми правами не являются. На сегодняшний момент к таким правам относятся только две категории: утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. Таким образом, отношения к каким-либо специфическим правам, свойственным только для пользователей Интернета, права из ст. 141.1 ГК РФ увы, пока не имеют.

Цифровое право или криптовалюта?

Стоит отметить, что первоначально законопроект о внесении в ГК РФ ст. 141.1 предусматривал несколько иное определение цифровых прав: «в случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом». Такое громоздкое определение позволяло легализовать настоящие криптовалюты, такие как биткоин и этериум.

В отличие от цифровых прав, криптовалюты обладают универсальным охватом: с их помощью можно осуществлять сделки не только на строго определенной платформе, но и на ряде других, если они реализовали такую функцию в своем интерфейсе. Проблемы криптовалют заключается в том, что для такой «мультиплатформенности» необходимо использование децентрализованной информационной системы, основанной на принципах анонимности и трансграничности, – такой как блокчейн. А это означает практически полное отсутствие возможностей контроля экономической деятельности, осуществляемой с помощью криптовалют, со стороны государства.

В связи с этим, в ходе обсуждения законопроекта, от такого решения законодатель отказался и удалил из текста упоминание децентрализованных систем. Это означает, что цифровыми правами могут признаваться только те права, которые содержаться в централизованных реестрах – наподобие реестров держателей ценных бумаг. Таким образом, в текущей редакции ГК РФ цифровые права представляются в определенной степени как цифровые аналоги ценных бумаг. Легализация криптовалют была на какое-то время отменена.

Между тем, принятым позднее законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закон о ЦФА) криптовалюты все же получили легализацию в качестве «цифровой валюты» (п. 3 ст. 1 Закона о ЦФА) – с обязанностью собственников по декларированию фактов владения и распоряжения ею. Однако законодатель отделил понятия цифровых прав и цифровой валюты – последняя к ним не относится, хотя и может выступать как платежный инструмент в цифровых системах.

Утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы

Вернемся к утилитарным цифровым правам и финансовым активам. Первые регулируются законом о краудфандинге («О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). Отличительная особенность утилитарных цифровых прав заключается в том, что предмет последних ограничен. Согласно ст. 8 закона о краудфандинге, к утилитарным цифровым правам могут относятся только:

1) право требовать передачи вещи (вещей);

2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

К утилитарным цифровым правам не относится право требования имущества, если либо имущество, либо сделка с ним подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению (пока, недвижимость!).

Еще одна разновидность цифровых прав определена в законе о ЦФА. К цифровым финансовым активам относятся следующие цифровые права:

права по эмиссионным ценным бумагам;

права участия в капитале непубличного акционерного общества;

право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов.

Говоря простым языком, согласно российскому закону, цифровые праваэто либо ценные бумаги, зарегистрированные в цифровом реестре (цифровые финансовые активы), либо права инвесторов по краудфандинговым проектам (утилитарные цифровые права).

Цифровые права — это новая правовая конструкция, введенная в законодательство совсем недавно. Еще не успели сформироваться ни экономическая, ни судебная практика, позволяющие конкретизировать отдельные положения закона и понять, какие нюансы и пробелы требуют дополнительного нормативного регулирования. Цифровые права можно наследовать, но как осуществляется этот процесс? Может ли цифровое право быть принудительно реализовано для погашения долгов его владельца, и если да, то каким образом? Пока на эти вопросы нет ответов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *