ВС РФ уточнил права банков при установлении ими «заградительных» тарифов клиентам
Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу по делу о взыскании с компании банком свыше 171 тыс. руб. в качестве комиссии от суммы ее перевода физическому лицу в связи с признанием такой операции сомнительной и пришел к выводу, что судами первой, апелляционной и кассационной инстанций были существенно нарушены нормы материального и процессуального права. В частности, в принятом определении от 7 декабря 2021 г. № 304-ЭС21-14940 указывается следующее:
-
(далее – Закон № 115-ФЗ) не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение (Обзор судебной практики ВС РФ № 4, утв. Президиумом ВС РФ 25 декабря 2019 г.);
- взимание банком специального размера комиссионного вознаграждения по сравнению с действующими тарифами за иные аналогичные по виду операции фактически является платой за проведение обладающей признаками сомнительности операции, получение которой не соответствует целям правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
Напомним, в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предоставлено право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции при возникновении подозрений, что данная операция совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом ВС РФ отметил, что при рассмотрении данной категории споров судам надлежит требовать у стороны необходимые объяснения или дополнительные сведения, разъясняющие экономический смысл проводимых операции.
Повышенные комиссии за обслуживание банковских счетов или «заградительные тарифы» банков
Что такое заградительный тариф? Данный термин не имеет своего нормативного закрепления, однако он нашел свое отражение в судебной практике, которая толкует заградительные тарифы как повышенную комиссию за закрытие счета, осуществление перевода денежных средств, а также за иные операции при совершении подозрительных, по субъективному мнению банка, сделок. При заключении договора с банком клиент предполагает, что изначально согласованные условия будут неизменны. Однако, так происходит далеко не всегда.
Изначально повышенные комиссии применялись банками в случае совершения «подозрительных» сделок по счетам, однако постепенно, войдя во вкус, банки стали применять повышенные комиссии и при переводе средств со счета на счет, а также при закрытии счетов.
Судебная практика неоднозначно относится к «заградительным тарифам» банков. Можно выделить два основных подхода, сложившихся на настоящий день.
Часть судов считает: «Возможно все, что предусмотрено сторонами при заключении договора»
Принцип свободы договора является основополагающим принципом гражданского права. В начале сотрудничества между клиентом и банком заключается договор, который должен содержать все необходимые условия договора, взимаемые банком комиссии и прочие существенные условия, из которых исходили стороны при заключении договора. Комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией в договоре по соглашению с клиентом (часть 1 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 29 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Повышенная комиссия может являться законной, однако только при условии, что она была согласована в договоре банковского счета.
Согласно договору между банком и клиентом действительными являются условия, существующие на момент подписания договора. Верховный суд указывает, что, если на момент подписания договора между банком и клиентом условий о взимании повышенной комиссии в договоре не было, то её списание незаконно. Согласно Определению Верховного Суда РФ от 16.10.2014 по делу № 308-ЭС14-2286 взимание банком установленного им в одностороннем порядке «заградительного тарифа» не предусмотрено Законом №115-ФЗ.
Вернуться к просмотру
Включение в договор спорной комиссии Банком уже после заключения договора с клиентом в одностороннем порядке является незаконным. Данная позиция также находит свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 12.05.2015 № 305-ЭС15-680.
Таким образом, введение заградительной комиссии банком в одностороннем порядке, а также ситуации, когда заградительная комиссия не прописана в условиях договора, а установлена в общих правилах/тарифах банка, но не в конкретном договоре с клиентом – неправомерны.
В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении законопроект № 886268-7, целью которого является установление размера комиссии в случае изменения или расторжения договора. Законопроект находится в стадии рассмотрения Государственной Думой во втором чтении, однако с 16.12.2020 г. новой информации о движении данного законопроекта не было.
Второй подход, которого придерживается судебная практика: «заградительные тарифы» незаконны по своей природе.
В объем услуг, оказываемых банком, как профессиональным участником рынка, входит обязанность обслуживать счета клиента. Взимание дополнительных комиссий за услуги, не создавшие дополнительное благо для клиентов, является незаконным. Данный вывод подтверждается в Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 303-ЭС18-21254, согласно которому при закрытии счета банк не несет каких-либо расходов и потерь, которые могут быть компенсированы путем взимания спорной комиссии.
Аргумент банков о том, что введение повышенных комиссий служит целям противодействия терроризму и отмыванию доходов – не обоснован. Обязанность осуществлять контроль для противодействия отмыванию доходов возложена на банк законом, а не договором с клиентом. Выполнение этой обязанности не может быть возложено на клиента путем повышения платы за совершение операций с денежными средствами, которые кредитная организация признала сомнительными, поскольку это не предусмотрено законодательством. Закон о противодействии отмыванию доходов не содержит норм, позволяющих кредитным организациям устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в качестве меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Соответственно, контроль за операциями клиентов является прямой обязанностью банка, которая не связана с получением дополнительного вознаграждения. Если банк устанавливает такое вознаграждение в своих договорах или тарифах обслуживания, то это незаконные действия, подобной позиции придерживается судебная практика – например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.05.2019 по делу N А51-9551/2018.
Цель установления повышенного тарифа банком — установление такой стоимости оказания услуги по совершению подозрительных банковских операций, которая делает нецелесообразной для клиента осуществление подобного рода операций. Однако применение заградительной комиссии должно быть согласовано как банком, так и клиентом в письменном виде. Иное противоречит действующему законодательству.
Таким образом, в настоящее время складывается общая тенденция по признанию «заградительных тарифов» незаконными, что, на мой взгляд, вполне обоснованно. Заградительные тарифы являются творческой инициативой самих банкиров. Мне представляется достаточно удивительным, когда банки приостанавливают операции по счету в связи с имеющимися подозрениями в источнике финансирования сделки. При этом сами же банки инициируют возврат денежных средств потенциальному преступнику и получают свой повышенный «бонус» за это. В данной ситуации это больше похоже на соучастие, а не на борьбу с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма.
Заградительные тарифы банков: что делать?
29.04.2020 Банкам предоставлено право (по закону о противодействии легализации доходов (№ 115-ФЗ)
относить сделки клиентов к сомнительным и применять в связи с этим определенные меры в виде приостановления соответствующей операции или отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
Заградительные тарифы банков
В последнее время участились случаи установления банками так называемой «заградительной комиссии» за совершение операций, признанных банками сомнительными. Комиссии, достигающие 30% от суммы операции, делают проведение сомнительной операции экономически нецелесообразной и заставляют клиентов отказаться от нее. По мнению банков, громадные комиссии выступают эффективным методом в борьбе с отмыванием преступных доходов.
Подобные действия банков вызывали возмущение со стороны бизнес-сообщества и клиентов-физических лиц. Антимонопольная служба высказалась о необоснованности удержания до 30% от суммы на расчетном счете, Центробанк посоветовал кредитным организациям воздерживаться от взимания «повышенных комиссий». В Госдуму был внесен законопроект в целях уточнения порядка взимания кредитной организацией комиссионного вознаграждения, однако, который до сегодняшнего дня так и не был принят.
Позиция Верховного суда РФ
Верховный суд РФ изложил свою позицию по данному вопросу в Определении № 16-КГ 19-46 от 25.02.2020 г., не дожидаясь урегулирования ситуации на законодательном уровне. По мнению судебной коллегии, установление кредитной организацией повышенного размера комиссионного вознаграждения при совершении клиентами отдельных видов операций в связи с признанием такой операции сомнительной не может быть обусловлено положениями Федерального закона № 115-ФЗ и Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В связи с этим взимание «заградительной комиссии» противоречит действующему законодательству. Подобные комиссии являются незаконными и в случае списания со счета должны быть возвращены клиенту. При этом не имеет значение, что взимание подобной комиссии осуществлялось по тарифу, действующему в банке как на момент заключения договора банковского счета, так и на момент совершения спорной операции.
Комментарии юристов «Эклекс»
Вывод Верховного суда мы поддерживаем и считаем абсолютно справедливым. Полагаем, что у кредитных организаций имеется достаточно широкий круг полномочий по предотвращению легализации доходов, в частности, сообщение о подозрительной организации в уполномоченные органы, приостановление и отказ в проведении операции. Весь смысл предусмотренных мер состоит в предотвращении нарушения закона, подобные операции не должны совершаться вовсе. Возможность взимания повышенной комиссии зачастую приводит к злоупотреблению банками.
Мы рекомендуем внимательно относиться к запросу банка в целях проверки операции. Если вам поступил запрос банка о предоставлении документов, являющихся основаниями для совершения операции, мы рекомендуем обратить внимание на следующее:
- сообщать банку о готовности предоставить дополнительные документы при необходимости;
- в случае нечетких формулировок в запросе банка просить уточнить перечень необходимых документов;
- приводить доводы в пользу законности и обоснованности совершения спорной операции.
Если у вас возникли вопросы, мы с радостью на них ответим. Укажите номер телефона и адрес электронной почты, мы свяжемся с вами в течение рабочего дня.
Аналитика Публикации
В 2013 г. Ассоциация российских банков утвердила Типовые правила внутреннего контроля, направленные на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В п. 6.6.3 этого документа кредитным организациям дозволено применять к операциям своих клиентов меры заградительного характера — заградительные тарифы.
В преамбуле к Типовым правилам содержится оговорка о том, что они необязательны к применению. Однако, как показывает многочисленная судебная практика по поводу законности заградительных тарифов, банки активно применяют этот механизм тремя способами:
— в отношении отдельных видов операций, которые считают сомнительными;
— в отношении отдельных видов лиц, операции которых считают рискованными;
— в качестве санкции за воспрепятствование банку в проверке законности операции.
В каждом из этих случаев банки удерживают с клиента денежные средства в размере, который превышает обычно применяемый в банковской практике к операциям, не вызывающим подозрения. Сомнения кредитной организации становятся невыгодными, поэтому клиент старается их избежать: воздержаться от подозрительной операции или доказать ее правомерность. Так выполняется «заградительная» функция повышенного тарифа. В результате банк пытается, с одной стороны, противодействовать незаконным операциям, с другой — компенсировать свои затраты на исполнение требований законодательства.
Согласно пояснительной записке к законопроекту о заградительных тарифах, он призван защитить права и законные интересы клиентов кредитных организаций от необоснованного повышения тарифов. Для этого предлагается:
— запретить банкам повышать комиссию за переводы по ряду операций;
— специально закрепить в Законе № 115-ФЗ1, что дополнительные (повышенные) вознаграждения не относятся к мерам ПОД/ФТ/ ФРОМУ2.
Однако Верховный суд РФ в обзоре своей практики, утвержденном в декабре 2019 г., уже акцентировал внимание правоприменителей на том, что законодательство не содержит норм, которые позволяли бы банкам в качестве меры противодействия легализации доходов устанавливать специальное комиссионное вознаграждение. Такой же позиции придерживается и ФАС России4. Суды дополнительно указывают, что комиссия за операции, связанные с легализацией доходов и финансированием терроризма, формой контроля не является.
С учетом приведенных правовых позиций банк не может ссылаться на Закон № 115-ФЗ в качестве причины для того, чтобы повышать тариф. Если возникнет спор с клиентом и суд не увидит оснований для взимания повышенного тарифа, удержанные банком деньги будут квалифицированы как неосновательное обогащение и взысканы в пользу клиента вместе с процентами за пользование чужими денежными средствами.
Кроме того, ФАС России при некоторых условиях может признать заградительный тариф необоснованно завышенным, а банк — нарушившим антимонопольное законодательство. Таким образом, необходимо понимать, в каких случаях заградительный тариф уже сейчас может создавать риски для банка и нарушать права его клиентов.
Заградительные тарифы для отдельных операций
Сомнения банка в законности операции — это не повод применять к ней повышенный тариф.
Банк, который попытается противодействовать операции такими мерами, нарушит законодательство, даже если клиент предварительно согласится на применение заградительного тарифа. Суды приходят к этому выводу со ссылкой на то, что ни Закон № 115-ФЗ, ни законодательство о банках и банковской деятельности не позволяют применять повышенные тарифы к сомнительным операциям.
Основываясь именно на таких выводах, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в феврале 2020 г. указала, что банк, ссылаясь на Закон № 115-ФЗ, незаконно удержал повышенную комиссию 20% при зачислении на счет физического лица суммы свыше 600 тыс. руб. Тарифы банка, которые действовали как на момент заключения договора банковского счета, так и на момент совершения операции, позволяли удерживать такую комиссию, пока клиент не подтвердит законность операции. Однако суд посчитал, что, несмотря на это обстоятельство, банк поступил неправомерно.
Если у банка возникли сомнения в законности операции, он обязан предпринять те меры, которые предусмотрены Законом № 115-ФЗ, вплоть до отказа в ее совершении. Если банк вместо этого применит заградительный тариф, действия банка будут противоречить целям и смыслу законодательного регулирования в сфере ПОД/ФТ. Суды указывают, что такие действия неправомерны, так как в этом случае заградительный тариф по своей сути будет являться платой за проведение сомнительных операций. В связи с этим суды признают недействительными условия договора (банковских тарифов) о применении повышенной комиссии к операциям, которые вызывают подозрения.
Кроме того, Банк России в феврале 2020 г. прямо рекомендовал кредитным организациям воздержаться от применения мер повышенной тарификации в отношении максимально широкого спектра экономически обоснованных операций, а также операций, связанных с переводом денежных средств с одного банковского счета клиента на другой банковский счет этого клиента, в том числе открытый в иной кредитной организации.
Заградительные тарифы для отдельных лиц
Если банк повысит тарифы лишь для отдельных лиц, которые потенциально могут совершать сомнительные операции, это само по себе не будет свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства, но полностью не исключит регуляторные риски банка.
ФАС России указывает, что цену банковских услуг нельзя признавать необоснованно завышенной, если она не превышает расходы банка на эти услуги, даже когда эта цена существенно превышает конкурентную стоимость аналогичных услуг. Антимонопольное законодательство будет нарушено, если действия кредитной организации создавали препятствия (угрозу препятствия) для нормальной конкуренции на товарном рынке, а сама стоимость услуги экономически не обоснована.
Суды не признают, что кредитная организация нарушила антимонопольное законодательство, повысив тариф для отдельных лиц если этот тариф соответствует конкурентной цене услуг. Такого же мнения придерживаются и антимонопольные органы, подчеркивая, что в законодательстве отсутствуют ограничения для размера комиссии, как и ее государственное регулирование. Одновременно суды указывают, что вопрос о размере комиссии за банковские операции разрешается между сторонами договора банковского счета — банком и его клиентом, поэтому клиент вправе ставить вопрос о несправедливости тарифа в рамках гражданско-правового спора хозяйствующих субъектов.
Если клиент будет оспаривать такой «избирательный» тариф в суде, то вполне может добиться успеха.
Из ст. 1 и 10 ГК РФ следует, что кредитная организация не вправе накладывать на контрагентов неразумные ограничения или устанавливать необоснованные условия реализации их прав. Поэтому клиент имеет возможность доказать, что условия заключенного с ним договора нарушают разумный баланс прав и обязанностей сторон, противоречат устоявшимся деловым отношениям либо иным образом нарушают основополагающие частноправовые принципы разумности и добросовестности.
Так, если банк устанавливает повышенную комиссию за перечисление денежных средств для отдельных категорий лиц, например на счета физических лиц, то он ставит кредиторов в неравное положение по сравнению с другими участниками гражданского оборота. Комиссия за перевод не создает какого-либо полезного эффекта для лиц, участвующих в переводе, в зависимости от их статуса. Таким образом, в этом случае действия банка фактически могут быть направлены не на противодействие незаконным операциям или оплату услуг банка, а на неосновательное обогащение.
Именно исходя из таких выводов по одному из дел суд признал, что повышенная комиссия, которую банк удержал за перевод денежных средств на счет физического лица, является незаконной. Банк переводил кредиторам организации-банкрота деньги, которые образовались после реализации ее имущества в конкурсном производстве, что привело к уменьшению конкурсной массы в ущерб интересам других кредиторов
Заградительные тарифы за воспрепятствование банку в проверке операций
Тарифы, которые банки взимают со своих клиентов за то, что последние не предоставляют документы и информацию, необходимые для проверки законности операций, — это, пожалуй, единственный вид тарифов, связанных с исполнением Закона № 115-ФЗ, который суды признают законным.
В этом случае банк согласовывает с клиентом обязанность предоставить по запросу банка необходимые документы и информацию, а также ответственность за нарушение этой обязанности. Поэтому, строго говоря, такой «заградительный тариф» является даже не тарифом (комиссией) за банковские услуги, а санкцией — неустойкой за нарушение договорных обязательств.
Суды признают, что Закон № 115-ФЗ прямо не запрещает, но и не разрешает применять подобные санкции, однако это не препятствует банкам предусматривать в договорах с клиентами такую меру ответственности. Суды исходят из того, что стороны вправе согласовывать неустойку за нарушение любых договорных обязательств на основании закрепленного в ст. 421 ГК РФ принципа свободы договора. Поэтому законность «заградительного тарифа» в данном случае обусловлена все же не Законом № 115-ФЗ, а общими положениями гражданского законодательства.
Однако чтобы применение банком подобной санкции признавалось законным, необходимо выполнять ряд условий.
Заранее согласовать с клиентом применение заградительного тарифа
Статья 331 ГК РФ обязывает участников гражданских правоотношений заключать соглашение о неустойке в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Поэтому банк заранее должен согласовать со своим клиентом, что будет применять заградительный тариф. Это допустимо делать в том числе с использованием модели договора присоединения, когда клиент банка присоединяется, например, к правилам банковского обслуживания и тарифам банка.
Право банка в одностороннем порядке устанавливать и менять тарифы ситуацию не поменяет, так как это право не дает ему возможность самостоятельно определять меру ответственности клиента. Поэтому если банк удерживает неустойку, которую установил самостоятельно в одностороннем порядке, суды взыскивают ее в пользу клиента в качестве неосновательного обогащения, в том числе если банк без согласия клиента включил условия о неустойке в договор об оказании банковских услуг. Условия договора о праве банка в одностороннем порядке вводить подобный «заградительный тариф» суды расценивают как недействительные, а удержание такой неустойки — как злоупотребление правом.
Кроме этого, антимонопольный орган может посчитать, что кредитная организация таким образом ухудшает потребительские свойства банковских услуг по сравнению с первоначально заявленными, и констатировать факт недобросовестной конкуренции.
Доказать нарушение клиентом обязательств
Если возникнет спор, банку потребуется доказать, что клиент действительно нарушил обязательство, за которое договором предусмотрена неустойка. Закон № 115-ФЗ не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений. Однако суды указывают на то, что право банка запрашивать сведения не может быть истолковано как право на произвольное истребование у клиента документов и информации без обоснования соответствия целям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ1. Поэтому если неустойка будет установлена в отношении обязанности клиента предоставить документы, необходимые для реализации Закона № 115-ФЗ, банку придется доказывать, каким образом запрошенные им документы и информация соотносятся с требованиями соответствующего законодательства.
Установить адекватный размер неустойки
Размер санкции должен быть адекватным последствиям нарушения договорных обязательств. Клиент может добиться снижения размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ, если она окажется несоразмерной, например не соотносимой с ответственностью банка за неисполнение требований Закона № 115-ФЗ и не связанной с компенсацией расходов банка. Если Госдума все-таки примет законопроект об ограничении заградительных тарифов, применительно к договорным неустойкам ситуация не должна кардинально поменяться. В нынешней редакции законопроект предусматривает ограничения для тарифов, которые являются вознаграждением банков. Однако неустойка — это не вознаграждение, а санкция. Суды признают, что исходя из целей удержания неустойки она не может одновременно являться платой (комиссией) за оказание банковских услуг.
С полной версией статьи вы можете ознакомиться в приложенном файле