Как сформировать и что объединить в один лот по 44-ФЗ
В статье расскажем о том, что такое лоты по 44-ФЗ, как их формировать, что можно объединять в один лот, а что — нельзя.
Что такое лот по 44-ФЗ
Лот — это отдельный набор закупаемых объектов в рамках закупки. Основной критерий для объединения элементов — взаимосвязь технологических и функциональных характеристик продукции.
О лотах говорится в ст. 24 Закона № 44-ФЗ. В закупке заказчики вправе выделять лоты. В лотах в извещении отдельно указывают объект закупки, НМЦК и ее обоснование, обеспечение заявки, сроки и иные условия контракта. По каждому лоту должен быть отдельный проект контракта. В таких закупках участник подает заявку в отношении определенного лота. По каждому лоту заключают отдельный контракт.
Как формировать лоты по 44-ФЗ
Логично объединять в один лот ТРУ, которые имеют:
- общее целевое назначение;
- единую сферу применения;
- сходную специфику и методы работы.
Когда невозможно объединение в один лот по 44-ФЗ
Объединение товаров в один лот по 44-ФЗ допускается не всегда. Основное правило: один лот не должен включать в себя товары, работы и услуги, которые технологически и функционально не связаны. Это приведет к ограничению числа участников (ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ). Подробнее о функциональной и технологической взаимосвязи в законе не говорится.
Исходя из административной и судебной практики, а также из толкования НПА, можно сделать вывод о том, что не нужно объединять в один лот. Например, товары, работы и услуги, для закупки которых нужна лицензия. Если объединить их в один лот с товарами, для которых лицензия не нужна, то принять участие в закупке смогут лишь обладатели разрешения, а это ограничивает права остальных.
Не нужно объединять в один лот работы, которые подрядчику предстоит выполнять в разных районах, городах, регионах. В закупке не смогут принять участие компании, у которых нет ресурсов для охвата нескольких территорий. Не объединяйте в один лот выполнение подрядных работ и поставку товаров или оборудования, не имеющих отношение к работам. Часто поводом для жалоб в ФАС выступает объединение строительства, монтажа и поставки стройматериалов. Также нередко жалуются на объединение поставки продуктов и организации питания для дошкольных учреждений.
Объединение в один лот по 44-ФЗ: практика
Рассмотрим решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 26.07.2019 по делу № 032/06/64-993/2019. Заказчики проводили совместную закупку среди СМП и СОНКО. В ФАС пожаловался один из участников. Он нашел несколько серьезных нарушений, в том числе объединение в одной закупке технологически и функционально не связанных товаров. Кроме того, у заказчиков были разные потребности.
ФАС напомнила о требованиях из постановления Правительства от 28.11.2013 № 1088. Из трактовки НПА следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. При этом объектом закупки считается не только общее наименование группы товаров, но и их свойства и характеристики.
Один из заказчиков закупал комплект оборудования для занятий физической культурой, второй в таком комплекте не нуждался. Первому нужен был комплект оборудования для швейной мастерской типа 1. Второй закупал комплект для швейной мастерской типа 3 (в другом составе оборудования).
Кроме того, заказчики включили в один лот товары радиоэлектроники и программное обеспечение (ноутбуки, ПО и т.д.) и учебно-лабораторное оборудование (комплект оборудования для занятий физической культурой, для швейной мастерской, комплект для мастерской повара).
Жалобу участника в итоге признали обоснованной. Закупку потребовали аннулировать
Нужна помощь в участии в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ?
Поможем на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта. Оставляйте заявку ниже.
Предварительное собеседование бесплатно
Читайте отзывы о нашей работе и оставьте свой, чтобы мы стали лучше
Подписывайтесь на наш канал в телеграм, там еще больше новостей по вашему профилю. Будьте всегда в курсе!
Что такое тендер?
Нам часто задают вопрос: “Что вообще такое тендер?”. Давайте поговорим на эту тему.
Тендер (от английского tender — предложение) — это конкурентная процедура приобретения товаров, работ и услуг (ТРУ).
ТРУ приобретают различными способами. Слово тендер означает как название одного из способов закупа, так и наименование процедуры в целом.
Тот, кто приобретает, — называется Заказчик. Тот, кто предлагает свои ТРУ, — Потенциальный поставщик. Заказчиками могут быть государственные или частные компании. Тендеры проводятся как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Основной объем закупок на данный момент переведен в электронный формат.
Ранее мы писали о самых крупных ЭТП (электронных тендерных площадках): Госзакупки РК, Самрук-Казына, NADLoC, MITWORK. |
Как это работает?
Так как до 90% всех закупок проводятся в электронном формате, дальнейшее описание строится преимущественно на основе работы ЭТП.
1. Определяются потребности Заказчика в ТРУ на год. Выделяется бюджет, составляется план закупок. В большинстве случаев план закупок составляется в начале финансового года на год вперед. Тем не менее в течение года в план закупок могут вносить изменения.
2. Заказчик публикует объявления о проведении тендера согласно утвержденному плану. В одном объявлении может быть опубликован как один лот, так и несколько сотен. Каждый лот разыгрывается индивидуально — поставщики не обязаны подавать заявки на все лоты одного объявления. К объявлению прикладывается проект договора и техническая спецификация (требования к поставляемым ТРУ), а также иные документы, необходимые для проведения закупа. Публикуется дата начала и окончания приема заявок.
3. Прием заявок. Потенциальные поставщики отправляют ценовые предложения и при необходимости пакет документов. До срока окончания приема заявок они могут отозвать ранее поданные заявки и направить новые.
4. Вскрытие заявок. После окончания приема заявок становятся доступными заявки потенциальных поставщиков. Это преимущество ЭТП перед проведением тендера на бумаге — до момента вскрытия Заказчик не видит, кто и какие заявки подал, а также поданные цены. В результате минимизируется коррупционная составляющая (сговор заказчика с определенным поставщиком).
Заявки потенциальных поставщиков оцениваются тендерной комиссией, которая определяет их соответствие требованиям тендерной документации: при несоответствии заявки отклоняют.
Из потенциальных поставщиков, прошедших отбор, определяется победитель. В основном победителем признают поставщика, предложившего наименьшую цену.
Подобным способом закупают ТРУ госучреждения, различные фонды, крупные компании и не только. Но на каждой электронной площадке, где проводятся тендеры, действуют свои правила и регламенты.
Таким образом, тендеры проводят с целью найти квалифицированных поставщиков и закупить ТРУ по наименьшей цене.
Подробнее о способах закупок и процедурах участия: Госзакупки РК, Самрук-Казына, NADLoC, MITWORK. |
Закупка, лот, тендер — в чем разница?
Говоря тендер или закупка в разговорной речи, обычно подразумевают не способ закупки, а в целом саму процедуру. А вот если сказать “способом тендера”, контекст меняется сразу — мы понимаем, что это уже конкретный способ закупки, который включает определенные этапы, указанные в правилах электронной площадки.
Термин закупка в большей мере ассоциируется с государственными закупками. Но в основном эти слова используют как синонимы.
Лот — это составная часть тендера, которая содержит сведения и требования на закуп конкретного товара, работы или услуги. Например, заказчику необходимо закупить канцелярские товары. Группа товаров одна, но сами закупаемые товары разные — заказчик создает одно объявление на закуп канцелярских товаров, которое состоит из отдельных лотов на закуп карандаша, степлера и т.д. Также заказчик может разделить закуп одного товара на разные лоты, если места поставки отличаются.
На сайте TenderPlus вы можете найти подходящие лоты. А если решите участвовать — наша команда поможет. Узнайте больше об услугах.
Лот что это такое в закупках
Лот – это однородная или функционально взаимосвязанная партия продукции, которая выделена Заказчиком или Уполномоченным органом для проведения закупки однотипной продукции.
В извещении и аукционной (конкурсной) документации указываются конкретные условия. Например, обязательно указываются начальная (максимальная цена контракта), место, срок, предмет закупки, а также и иные условия исполнения контракта. Заявка составляется на каждый отдельный лот непосредственно Заказчиком. При этом на каждый отдельный лот заключается отдельный контракт.
При проведении процедуры закупки могут выделяться лоты, в которых указывается отдельной строкой предмет и условия поставки продукции, а также критерии и порядок выбора поставщика. При этом Поставщик может подавать заявку на отдельный лот. Документы, общие для всех лотов, не дублируются и включаются в состав заявки на самый первый лот (выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, копии лицензий, Устав, приказы, решения и т.д.), на который поставщик подает заявку.
На законодательном уровне в соответствии со ст. 17 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 установлен запрет на включение в состав лотов продукции (товаров, работ или услуг), которые функционально или технологически не связаны между собой (товары, услуги, работы). Таким образом снимается ограничение состава участников процедуры закупок за счет формирования лотов.
Если же Заказчику необходимо закупить однотипную продукцию, или продукцию, которая взаимосвязана между собой, то он вправе в рамках проведения только открытого конкурса заключить несколько контрактов с различными поставщиками на основании итогов проведения открытого конкурса.
Если Заказчик включит в состав одного лота товары, работы или услуги, которые технологически или функционально не связаны между собой, то согласно ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, то его могут оштрафовать в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 рублей и не более 30 000 рублей.
Закон о защите конкуренции говорит , что продукция внутри лота должна быть технологически и функционально связана с предметом торгов, но если предметом торгов является поставка товаров, то включение в состав лота хозяйственных товаров, например, расходных материалов к оргтехнике формально не противоречит закону — налицо противоречие в законодательстве . Ведь такой лот не противоречит законодательству, но формально это считается признаком административного правонарушения. К сожалению, не все еще четко проработано в законодательстве, и при желании Заказчик всегда может найти лазейки для того, чтобы ограничить количество участников в аукционе или конкурсе. Впрочем, всегда можно подать жалобу в ФАС, но только нужно знать, что жалоба на некорректную аукционную документацию принимаются ФАСом до начала торгов.
Госзакупки: формирование лотов
Закон N 419-З содержит правила, которые необходимо соблюдать при проведении процедур госзакупок. В частности, для каждой конкретной процедуры госзакупки используется категория «предмет госзакупки», в отношении которого заказчиком устанавливаются потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики).
По общему правилу предмет госзакупки составляют однородные товары (работы, услуги), определяемые как товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012 <*> . Вывод об однородности товаров (работ, услуг) в предмете госзакупки следует из нормы абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З. Иными словами, по общему правилу в процедуре госзакупки приобретаются товары (работы, услуги) по позициям годового плана госзакупок, который также основан на включении в него товаров (работ, услуг) по принципу их однородности <*> .
Одновременно Закон N 419-З допускает, что предмет госзакупки, его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов) <*> .
Из этого правила следует четыре важных вывода.
Во-первых, сам предмет (товар, работа, услуга) и его объем (количество) могут быть распределены на частям (лотам).
Пример 1
Заказчик (организатор) при проведении процедуры по приобретению офисной бумаги может разделить предмет на части (лоты) по принципу формата бумаги, например, бумага формата А4 — одна часть (лот), бумага формата А3 — вторая часть (лот); объем (количество) приобретаемой офисной бумаги формата А4 может быть распределен таким образом, что одна часть (лот) — офисная бумага в количестве 100 пачек (поставляется для заказчика по месту его нахождения), вторая часть (лот) — офисная бумага в количестве 50 пачек (поставляется для заказчика по месту нахождения филиала заказчика).
Также следует учитывать и тот факт, что в ходе проведения процедуры госзакупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета госзакупки и (или) его части (лота) в случаях, установленных Законом N 419-З <*> , но не более чем на 10% <*> . Подчеркнем, что вышеизложенное следует учитывать и при формировании части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства на основании ст. 29 Закона N 419-З.
Во-вторых, принцип распределения предмета на части (лоты) Законом N 419-З не установлен, кроме случая, предусмотренного ст. 29 Закона N 419-З, и фактически основанием для такого распределения будет являться инициатива заказчика (организатора) по причинам, присущим деятельности данного заказчика (организатора) и иным. Наряду с этим установлены рамки для формирования частей (лотов) при декларируемой Законом N 419-З свободе действий заказчика (организатора). Так, не могут быть объединены в один предмет или его часть (лот):
— технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги);
— технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в отношении части из которых постановлением Совмина N 206 установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок;
— товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о которых составляют госсекреты <*> .
Подчеркнем, приведенные выше запреты и ограничения касаются не только в целом предмета госзакупки, но и его части (лота).
В-третьих, участник в процедуре госзакупки, в которой выделены части (лоты), может участвовать по всем частям (лотам), по нескольким из них, только по одной части (лоту). Но во всех таких случаях участником по части (лоту) может быть подано только одно предложение.
В-четвертых, на вид процедуры госзакупки оказывают влияние предмет госзакупки и составляющие его товары (работы, услуги), а также ориентировочная стоимость годовой потребности тех однородных товаров (работ, услуг), которые составляют предмет госзакупки. Если заказчик (организатор) в предмет госзакупки объединяет неоднородные товары (работы, услуги), технологически и функционально связанные друг с другом, то для выбора вида процедуры имеет значение сумма ориентировочных стоимостей годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах). В этой связи ошибочна логика тех заказчиков, которые, объединяя в один предмет госзакупки неоднородные товары с распределением их на части (лоты), полагают, что вид процедуры определяется стоимостью части (лота).
Пример 2
В предмет госзакупки объединяются 5 позиций неоднородных товаров, каждая из которых ориентировочной стоимостью годовой потребности однородных товаров 250 БВ, но с распределением предмета на 5 частей (лотов). Вид процедуры в этом случае определяется по сумме 1250 БВ, то есть применяется электронный аукцион или открытый конкурс, а не процедура закупки из одного источника.
1. Для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты.
Разделение предмета госзакупки на отдельные лоты обусловлено потребностями, особенностями деятельности заказчика (организатора), а также требованиями Закона N 419-З. В числе нормативных причин распределения на части (лоты) следует отметить ст. 29 Закона N 419-З и обязательное формирование части (лота) по товарам (работам, услугам), включенным в перечень товаров (работ, услуг), процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Совмина N 395.
Обязательное выделение части (лота) в соответствии со ст. 29 Закона N 419-З требуется всегда, кроме случаев приобретения товаров (работ, услуг), не включенных в указанный перечень, либо невозможности формирования такой части (лота), либо проведения процедуры закупки из одного источника <*> .
Также нормативные случаи деления на части (лоты) предусмотрены при установлении условий допуска для определенных товаров, также если сведения о товарах составляют госсекреты <*> .
В практике применения законодательства о госзакупках можно назвать следующие причины разделения предмета госзакупки на отдельные части (лоты):
— по территориальному принципу поставки товаров (работ, услуг);
— по типоразмерам товаров;
— при объединении неоднородных товаров (работ, услуг) распределение на части (лоты) осуществляется по однородным товарам (работам, услугам);
— по условиям поставки;
— по условиям оплаты;
— по видам товаров (работ, услуг), составляющих однородные товары (работы, услуги);
— по объему (количеству) товаров (работ, услуг) и иные.
2. Допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке.
Норма абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З не допускает объединять в предмете госзакупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги).
Вывод из приведенной нормы однозначен: не допускается объединять при отсутствии указанной связи неоднородные товары (работы, услуги) как в предмете госзакупки (если части (лоты) не выделены), так и в его части (лоте) (если такие части (лоты) выделены).
Как отмечалось выше, при объединении в предмете неоднородных товаров (работ, услуг) при наличии технологической и функциональной связи между ними допускается сформировать части (лоты) из однородных товаров (работ, услуг). Не допускается в часть (лот) включать неоднородные товары (работы, услуги) при отсутствии между ними технологической и функциональной связи.
3. Допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки.
Выше отмечалось, что Закон N 419-З не запрещает формировать части (лоты) исходя из объема (количества) предмета госзакупки.
Исключение составляет ст. 29 Закона N 419-З, которая устанавливает суммовой предел для части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 10% от объема (количества) предмета госзакупки.
4. Как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках.
Закон N 419-З устанавливает общее правило: при распределении предмета госзакупки и его объема (количества) по частям (лотам) заказчик вправе заключить один договор госзакупки с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), участником процедуры закупки из одного источника, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов) <*> .
Если же условия проектов договоров не совпадают, то при выборе одного участника-победителя по нескольким частям (лотам), где разные условия проектов договоров, по каждой такой части (лоту) заключается отдельный договор госзакупки.
5. Вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.
Участник вправе принимать участие в закупке только по одному из лотов. При этом не допускается подача двух и более предложений по части (лоту) или двух и более предложений по предмету госзакупки, если части (лоты) не выделены. При подаче второго и последующего предложений при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений оператор ЭТП не допускает размещения предложения <*> .
Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex