Когда спейс икс полетит на луну
Перейти к содержимому

Когда спейс икс полетит на луну

  • автор:

NASA выбрало SpaceX Starship для второй пилотируемой высадки на Луну по программе Artemis

NASA все больше полагается на частную космическую компанию SpaceX Илона Маска в реализации амбициозной лунной программы Artemis — на днях американское космическое агентство объявило, что выбрало будущий космоплан Starship (точнее, его специальную версию, модифицированную для полета и посадки на Луне).

Ранее НАСА поручило SpaceX доставить на Луну первый после Аполлона экипаж в рамках уже упомянутой миссии Artemis 3. Артемида-3 — это предстоящая первая высадка на Луну со времен Аполлона и первая экспедиция с участием женщины-астронавта. К Луне на корабле Орион отправятся четыре астронавта, двое из которых пересядут на Звездолет и приземлятся в районе южного полюса Луны для выполнения научной программы, рассчитанной более чем на шесть земных суток. После выполнения заданий они вернутся на Орион и отправятся на Землю, а теперь SpaceX получила второй контракт — Starship также доставит на Луну второй экипаж. Также можно вспомнить, что первые два модуля будущей лунной станции Gateway также должны быть доставлены в SpaceX на ракете Falcon Heavy, а не SLS, как планировалось изначально. А альтернатив Starship для лунных миссий пока нет, несмотря на то, что НАСА ранее объявило конкурс на разработку второго спускаемого аппарата для высадки астронавтов на Луну. И лишними они не будут, так как у НАСА и Артемиды много планов а возвращение на Луну — это только начало. Далее в планах колонизация спутника, добыча полезных ресурсов и использование Луны в качестве площадки для колонизации Марса.

Сумма первоначального контракта SpaceX с НАСА в рамках Artemis составляет 2,9 миллиарда долларов. За доставку экипажа в рамках Артемиды-4 компания Илона Маска дополнительно получит еще 1,15 млрд. Для сравнения, стоимость запуска SLS (Space Launch System — американская двухступенчатая сверхтяжёлая ракета-носитель, разработанная НАСА для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты) составляет 2,2 миллиарда долларов, а всего миссии Artemis-1 — 4,1 миллиарда долларов. Официально анонса Артемиды-3 еще не было, однако главный аудитор НАСА Пол Мартин признал в августе, что миссия Артемида-3, скорее всего, состоится не ранее 2026 года, а Артемида-4 — не ранее 2027 года. Такие сроки обусловлены ехнологическими трудностями и отсутствием финансирования. В частности такими как разработка костюмов xEMU для космонавтов (они не будут готовы до апреля 2025 года), так и разработка лунных посадочных модулей HLS отстают от графика.

15 ноября SpaceX провела испытания первой ступени ракеты Starship с 14 двигателями (до этого такие испытания проводились максимум с семью двигателями). 14 двигателей Raptor 2 на прототипе Heavy Booster 7 создавали тягу 3220 тонн, что больше, чем стартовая тяга Falcon Heavy в 2326 тонн. Теоретически Super Heavy в полной комплектации с 33 двигателями сможет развивать тягу до 7590 тс. Это более чем вдвое превышает возможности нынешнего рекордсмена, знаменитой ракеты NASA Saturn V.

Генеральный директор Илон Маск после испытаний заявил , что после еще одного-двух испытаний ракета будет готова к первому орбитальному полету — есть большая вероятность, что он состоится до конца 2022 года.

В декабре SpaceX, вероятно, наконец отправит Starship в свой первый орбитальный полет.

После ввода в эксплуатацию система Super Heavy + Starship, предназначенная для вывода грузов и людей на околоземную орбиту, Луну и Марс, станет самой мощной в истории освоения космоса. Ракета сможет доставлять на низкую околоземную орбиту груз массой до 150 тонн в полностью многоразовой конфигурации — с возвращением обеих частей (Super Heavy и Starship) на Землю, а также возможностью стыковки и дозаправки на орбите.

The Moon

ONLY 24 HUMANS HAVE FLOWN TO THE MOON.
12 WALKED ON ITS SURFACE.
NO ONE HAS BEEN BACK SINCE 1972.

Why the Moon?

The Moon is one of Earth’s closest habitable neighbors and provides an opportunity to gain valuable experience for missions to Mars and beyond.

DIAMETER 3,475 km / 2,159 mi
DAY LENGTH 29.5 Earth days
GRAVITY 16.6% of Earth
AVG DISTANCE FROM EARTH 384,400 km / 238,855 mi
AGE 4.51 billion years

Starship

SpaceX’s Starship spacecraft and Super Heavy rocket – collectively referred to as Starship – represent a fully reusable transportation system designed to carry both crew and cargo to Earth orbit, the Moon, Mars and beyond. Starship is the world’s most powerful launch vehicle ever developed, capable of carrying up to 150 metric tonnes fully reusable and 250 metric tonnes expendable.

«NASA рулит»: США выбрали SpaceX Илона Маска для доставки астронавтов на Луну

Космическая компания Илона Маска SpaceX разработает и построит посадочный модуль для доставки астронавтов NASA на поверхность Луны, сообщило американское космическое агентство. SpaceX выиграла контракт общей стоимостью $2,89 млрд.

По плану NASA, к Луне отправится экипаж из четырех астронавтов на корабле Oriom, который в космос отправит ракета Space Launch System. Затем два члена команды пересядут в посадочный модуль SpaceX и на нем спустятся на Луну. Они будут примерно неделю изучать поверхность спутника, после чего вернутся на Orion, и вместе с другими членами экипажа — на Землю. Как минимум одним из астронавтов, которые ступят на Луну, станет женщина — это произойдет впервые в истории.

Посадочный модуль SpaceX станет первым в истории, разработанным частной компанией. Как пишет NASA, он задействует опыт и текущие наработки компании, которые используются в двигателях Raptor и на ракетах Falcon и Dragon. В посадочном модуле будет просторная кабина и два воздушных отсека для выхода на поверхность Луны.

«NASA рулит!», — эмоционально отреагировал в Twitter Маск. Он добавил, что для SpaceX честь быть частью лунной программы NASA. Маск отметил, что если людям удастся создать жизнь на других планетах, может настать день, когда все растения и животные вымрут на Земле, но продолжать жить на Марсе.

Для возвращения людей на Луну NASA запустила программу Artemis. Полеты на Луну нужны для научных открытий, экономической выгоды и вдохновения для будущих поколений, пишет NASA. На контракт на разработку посадочного модуля претендовала также космическая компания гендиректора Amazon Джеффа Безоса — по версии Forbes, самого богатого бизнесмена мира. Состояние Безоса при составлении рейтинга миллиардеров в 2021 году было оценено в $177 млрд. Маск занял в списке второе место, его капитал был оценен в $151 млрд.

Первый этап Artemis назначен на 2021 год. Планируется беспилотный полет корабля Orion вокруг Луны на ракете Space Launch System с последующим возвращением на Землю. В 2023 году планируется аналогичный облет спутника, но уже с экипажем. Высадку на Луну NASA планирует совершить в 2024 году.

NASA выбрало SpaceX для полета на Луну, и это ключевой момент в истории космонавтики

Через несколько лет астронавты NASA собираются вернуться на Луну. И условия возвращения куда более комфортабельны, чем те, что были у первопроходцев. Все потому, что возвращаться они будут на Starship, длина которого от хвоста до носа составляет 50 метров. А вот Базз Олдрин с Нилом Армстронгом довольствовались всего 7 метрами. Им было не просто тесно, а очень тесно, что можно видеть на фотографиях того времени.

Отличает эту экспедицию еще и то, что она будет реализована силами частной компании — SpaceX. На Хабре уже публиковалась новость об этом, и выбор является действительно ключевым моментом в истории космонавтики. Частная компания — и только она — ответственна за проектирование, тестирование и реализацию двух полетов на Луну. Один из них, пилотируемый, должен состояться уже в 2024 году.

Конечно, все это далеко не бесплатно: SpaceX получила $2,89 млрд на реализацию проекта. Это огромные средства, но потрачены они во благо — компания Илона Маска сможет значительно ускорить процесс подготовки полета. Частная компания более свободна в своих действиях, чем государственное агентство, а Маск известен тем, что, хотя и с задержкой, но успешно реализует большинство намеченных планов.

Если у SpaceX все получится на старте, то в дальнейшем NASA может заключить гораздо более крупный контракт на реализацию регулярных рейсов на Луну. И все это обойдется агентству гораздо дешевле собственной лунной программы (да, есть и государственная альтернатива, но ее существование под большим вопросом).

Почему NASA выбрало SpaceX

Во многом это объясняется тем, что у компании есть не просто проект, а целый прототип космического корабля, способного полететь не только на Луну, но и на Марс. Речь, конечно же, о Starship. Ряд его испытаний прошли неудачно, но все же конструкция постепенно совершенствуется, и можно надеяться на успешный тестовый полет уже в ближайшие несколько месяцев.

Год назад NASA выбрало трех победителей проекта по развитию системы доставки людей на Луну. Это были компании Blue Origin, Dynetics и SpaceX. Первая предоставила традиционный дизайн и трехступенчатый посадочный модуль. Synetics разработала посадочный модуль нового типа, рассчитанный на повторное использование. Но обе системы были не очень велики: как и в программе Apollo, они смогли бы доставить скромное количество полезного груза и несколько человек.


Starship маневрирует для изменения положения
SpaceX, недолго думая, предложила Starship — огромный корабль, рассчитанный на колонизацию Марса. До Луны ему долететь гораздо проще, притом груза и людей он может набрать не в пример больше конкурентов. Starship может доставить на Марс несколько десятков человек всего за полгода. До Луны лететь гораздо меньше времени, и, возможно, людей можно взять еще больше. То есть основать колонию можно уже с первого пуска, если, конечно, подойти к этому вопросу серьезно. При этом у компании, как и говорилось выше, есть реальный прототип, а не только чертежи и теоретическое обоснование.

Здесь есть одно «но». Для реализации задуманного компании предстоит не только доработать Starship, но и разработать технологию дозаправки корабля метаном и жидким кислородом на низкой орбите Земли. Тем не менее, руководство NASA явно верит в успешный исход проекта, поэтому оно доверило реализацию сложнейшего проекта частной космической компании. Причем еще до того, как Starship удалось посадить после успешного полета.

Взаимовыгодное сотрудничество

У SpaceX есть и деньги, и технологии, но все же компания нуждается в помощи NASA для реализации своего проекта по колонизации Марса. В качестве промежуточного этапа компания вполне может помочь агентству освоить Луну или хотя бы доказать возможность возвращения на естественный спутник Земли. Этот этап можно считать финальным перед полетом на Марс.

SpaceX, сотрудничая с НАСА, убивает двух, а может и больше, “зайцев”. Компания получила возможность тестировать свои технологии, отрабатывать полет в дальний космос и посадку на Луну, пусть и находящуюся к Земле гораздо ближе, чем Марс.

НАСА, в свою очередь, получила надежного партнера с рядом новейших технологий, которые помогут человечеству вернуться на Луну. Агентство изучало возможность возвращения на Луну и полета на Марс на протяжении десятилетий, не предпринимая особо решительных шагов в этом направлении. А теперь у него есть все необходимое.

Есть еще один важный момент. Работа SpaceX по освоению Луны или Марса рано или поздно потребует установки атомных систем для производства электричества. Частная компания получить доступ к таким системам не сможет либо это будет крайне сложный процесс. Но благодаря сотрудничеству с государственным агентством можно быть уверенным, что правительство США поспособствует решению вопроса.

Почему NASA спонсирует фактического конкурента?

На Хабре уже не раз упоминалась сверхтяжелая ракета-носитель Space Launch System от НАСА. На ее разработку ушло огромное количество ресурсов, и ракета до сих пор не готова. Но даже в случае готовности сильно часто ее использовать бы не получилось: один пуск стоит $2 млрд. Это огромная сумма, которой той же компании SpaceX хватит на создание нескольких собственных ракет, которые при этом можно использовать второй, третий, десятый раз.

SpaceX заявила, что может строить по одному Starship в месяц, грузоподъемность Starship и Super Heavy составляет 100 тонн. У Space Launch System грузоподъемность примерно такая же. Но благодаря SpaceX NASA сможет отправлять 100 тонн полезного груза ежемесячно, если возникнет такая необходимость. В случае же использования SLS пуски можно совершать примерно раз в год. Просто потому, что SLS ну очень дорогая в эксплуатации.

В рамках программы Human Landing System NASA одобрило космические аппараты Starship и Super Heavy. Агентство фактически финансирует конкурента SLS, но делает это с умыслом. $2,86 млрд, инвестированных в SpaceX, — гораздо меньше суммы, которая вложена в разработку SLS. Возможно, агентство в итоге вообще прекратит попытки ввести в строй эту сверхдорогую ракету и остановится на транспорте SpaceX.

Благодаря партнеру агентство сможет выполнить космические программы по освоению Луны и Марса гораздо быстрее и с меньшими затратами, чем в случае доработки собственной ракеты. В общем-то, конкурентом ее сложно назвать — уж слишком очевидны недостатки SLS по сравнению со Starship и Super Heavy.

В сухом остатке

Не будет лишним повторить, что сотрудничество NASA и SpaceX — win-win ситуация для обеих организаций. Возможности партнеров дополняют друг друга и способны ускорить работу как государственного агентства, так и частной компании. Потенциал этого сотрудничества весьма высок.

Хотелось бы надеяться, что все это приведет к быстрой реализации мечты многих людей — освоению околоземного пространства и дальнего космоса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *