Какие бренды и компании инвестируют в киберспорт и стриминг
Содержание Что такое киберспорт и стриминг Как можно заработать на киберспорте Варианты сотрудничества Бренды и компании Coca-Cola Aviasales МегаФон Snickers Red Bull USM Holdings StrongBow Выводы Киберспорт из удела геймеров-ботаников стал официальным видом спорта и самостоятельной индустрией. Это уже не игрушки, а серьезный бизнес, в который инвестируются немалые деньги. Российские компании тоже оценили возможности киберспорта…
Содержание
Киберспорт из удела геймеров-ботаников стал официальным видом спорта и самостоятельной индустрией. Это уже не игрушки, а серьезный бизнес, в который инвестируются немалые деньги. Российские компании тоже оценили возможности киберспорта и стриминга: проводят совместные проекты и акции, заказывают рекламу и инвестируют живые деньги. О наиболее ярких примерах такого сотрудничества расскажем в этой статье.
Немного теории. Что такое киберспорт и стриминг
Киберспорт — это соревнования геймеров, которые играют в компьютерные игры. Не каждая игра подойдет под это определение: турниры должны быть зрелищными, яркими, динамичными — все как в настоящем спорте. Больше всего под эти требования подходят CS:GO, World of Tanks, League of Legends, Counter-Strike, Dota 2 и другие игры. Ценность киберспорта в том, что в нем нет ограничений по возрасту, мастерству, возможностям игроков. Только ты, твои соперники, компьютер с интернетом — и миллионы зрителей.
Стримеры — это как раз те ребята, которые ведут онлайн-трансляции игр, делая их доступными широкому зрителю. Как правило, они ведут каналы на YouTube или Тwitch и неплохо зарабатывают на просмотрах.
Как можно заработать на киберспорте
Любой популярный формат можно монетизировать. Произошло это и с киберспортом: все больше брендов задумываются о сотрудничестве с игроками и стримерами. В 2017 году агентства Havas Sports & Entertainment и «АДВ Диджитал» опросили более 200 известных российских и зарубежных брендов на предмет отношения к киберспорту. По данным исследования, более трети опрошенных планируют начать совместную работу в 2018 году, а 10% уже твердо решили, что будут делать инвестиции в киберспорт.
Варианты сотрудничества
Реклама на каналах стримеров и сервисов онлайн-трансляций. Самый известный сервис — Twitch. Из стримеров можно выделить каналы Gamelifeow, Стримерша Карина, DreadzTV и других известных стримеров. Вариантов рекламных акций масса: это и контекстная реклама, и нативка, и продакт-плейсмент, и видеоролики компании-рекламодателя, которые транслируются во время игры.
Финансовые вложения в кибертурниры и развитие стрим-каналов. «А спонсор нашего турнира — компания ХХХ. ХХХ — современный бренд, ориентированный на молодежь» — слоганы и логотип компании будут присутствовать в каждой трансляции, анонсах в соцсетях и других каналах.
Пиар-акции, присутствие на офлайн-мероприятиях: выступление представителей бренда на торжественном открытии турнира, фестивалях и встречах.
Всевозможные кроссмаркетинговые акции, розыгрыши, мероприятия.
Организация своего турнира, на который приглашаются известные игроки. Как вариант — создание собственного канала или команды и активный пиар нового направления. Так сделал Red Bull, но об этом чуть позже.
Какие бренды и компании инвестируют в киберспорт и стриминг
На первый взгляд, сотрудничать с такой специфической тематикой, как киберспорт, могут лишь компании, работающие в смежных тематиках: IT, разработчики игр, продавцы и производители ПК и электронных гаджетов. Однако в последнее время в киберспорт и стриминг инвестируют самые разные бренды. Нет, ограничения, конечно есть. Вряд ли молодую аудиторию (геймеры — как правило, подростки и молодежь, хотя среди матерых игроков встречаются и дяди за сорок) заинтересуют товары для дома и дачи. А еще геймеры в основном мужского пола, поэтому реклама косметики и модной одежды — тоже мимо.
Кто же остается? Как показывает опыт российских компаний, в основном спонсорами киберспорта становятся бренды, рассчитанные на мужскую аудиторию (Heineken — производители пива, Total — автомобильные масла), а также универсальные бренды с самой разной ЦА: Procter&Gamble, MasterCard, «Альфа-Банк», «Мегафон» и другие. Рассмотрим наиболее известные примеры взаимодействия спонсоров киберспорта в Росии и кибериндустрии.
Coca-Cola
Еще в 2013 году компания стала спонсором киберспорта и начала сотрудничать с разработчиками игры League of Legends. Бренд профинансировал профессиональную лигу Challenger Series и чемпионат мира по League of Legends. Информация об этом активно преподносилась на сайте и в соцсетях.
Затем Coca-Cola участвовала в организации трансляций киберсоревнований на больших экранах. А недавно стала главным спонсором лиги LCK — самым сильным в мире игроком по League of Legends.
Aviasales
Креативная компания и спонсор киберспорта, которая славится острыми публикациями в соцсетях, держит руку на пульсе современных инструментов маркетинга. В 2017 году Aviasales стали генеральным спонсором киберспорта украинской команды NaVi — те вот уже больше года постоянно пиарят их на своем ресурсе во «ВКонтакте».
Aviasales планировали заниматься логистикой команды — это близко их собственной специфике. По словам вице-президента компании по мобильным продуктам Ивана Козлова, это решение было принято для того, чтобы привлечь аудиторию миллениалов — молодых людей 18-30 лет. До этой ЦА сложно достучаться посредством обычной рекламы — значит, надо искать новые пути взаимодействия.
«МегаФон»
В 2016 году оператор связи «Мегафон» и агентство Re:evolution провели турнир «Кибербитва», в котором сражались игроки по Dota 2. Кураторами выступили популярные блогеры и профессиональные игроки. После четырех отборочных туров победители вышли в финал. Общий призовой фонд составил 550 тысяч рублей.
В статье для Cossa организаторы поделились секретами эффективной рекламной кампании. Для этого нужно:
- найти партнера, тесно связанного с киберспортом;
- не забывать про медиаконтент, который нужно распространять на всех площадках;
- брендировать все: от формы стримеров до площадки, где проходит турнир;
- приглашать популярных блогеров, которые разбираются в играх;
- приглашать зрителей на офлайн-мероприятия.
Snickers
Бренд Snickers раскусил перспективы сотрудничества со стримерами еще в 2015 году, когда провел рекламную кампанию под привычным названием «Ты — не ты, когда голоден». Разницу с обычной рекламой, откуда и был взят этот слоган, составляло то, что все происходило в прямом эфире: популярные стримеры в процессе игры совершали ошибки и теряли силы. Спасти их мог только батончик Snickers: после утоления голода силы восстанавливались.
Red Bull
Компания не ограничилась разовыми акциями: взяла и создала свой канал Red Bull eSports, на котором публикуются последние новости из мира киберспорта, интервью с киберспортсменами, освещение турниров, трансляции игр. Канал англоязычный, но видно, что дело поставлено на широкую ногу: на сегодняшний день там уже 102 575 подписчиков.
USM Holdings
Олигарх Алишер Усманов инвестировал 100 миллионов долларов в отечественную киберорганизацию Virtus.pro. Это одна из самых крупных российских компаний: в ее составе команды по Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, Heroes of the Storm и другим играм. По словам руководства группы компаний, инвестиции помогут популяризировать российский киберспорт. В частности, средства будут направлены на проведение турниров, создание новых каналов, строительство арен для проведения турниров.
StrongBow
Глава компании Евгений Туголуков был консервативным бизнесменом и инвестировал деньги очень осторожно, как вдруг стал спонсором киберкоманды М19, которая играет в League of Legends. В интервью РБК он пояснил это тем, что направление перспективное — грех не поучаствовать, даже если не очень в этом разбираешься. Помимо развития команды по League of Legends, на содержание которой уходит около 500 тысяч долларов в год, Туголуков планирует также искать команды по играм Dota2 и Counter-Strike: Global Offensive.
В заключение
Пока еще не все готовы инвестировать деньги в киберспорт. Многим брендам этот бизнес кажется несерьезным, ненадежным — но продвинутым компаниям это только на руку: тем меньше конкурентов и больше возможность получения прибыли. Нам нравится позиция Евгения Туголукова: вот оно, то самое бизнес-чутье, которое подчас дороже самых точных расчетов. Киберспорт — это вам не игрушки!
Автор: Виктория Кучинова |
Читайте также:
5,00 (1)
DotA 2 | Как найти спонсора?
Сегодня мы попробуем дать ответ на один из самых сложных вопросов для дотера — как найти организацию-спонсора? Статья будет основана на опыте реального игрока, добившегося денежной поддержки от нескольких тэгов. Кроме того, в поисках ответа мы побеседуем с такими известными менеджерами, как Na’Vi.ZeroGravity и DTS.Warlock.
Введение
Сразу оговорюсь, что данная статья основана исключительно на моём ( Dextore-JE) личном опыте поиска мультигейминговых организаций. Однако чтобы моя позиция не выглядела однобокой, я спросил авторитетного мнения ZeroGravity и Warlock’a насчет самых спорных моментов.
Для кого-то эта информация будет очевидной, а кому-то она покажется неправдоподобной, но моя цель — помочь хотя бы нескольким людям найти спонсора и денежную поддержку.
Когда нужно искать спонсора
Сцена нон-про СНГ в последнее время просто катастрофически нестабильна. Я не советую искать организацию для недавно образованного коллектива или микса, ведь подписав контракты, вы будете обязаны играть вместе, несмотря на возможные ссоры и разногласия. Как правило, заявки от нестабильных коллективов не рассматриваются спонсорами.
Кроме того, если вы частенько проигрываете и не входите хотя бы в ПРО ладдер Starladder’a или ТОП PD Cup, то спонсора вам искать явно рано.
Мнение ветеранов менеджмента по этому поводу:
Warloсk: Можете начинать искать спонсора хоть с момента создания команды. Правда этот поиск, кроме как опыта общения и информации о требованиях организации, ничего не даст.
ZeroGravity: Начинать искать спонсора нужно сразу, как только вы решили сделать команду. Для начала подойдет интернет-кафе, локальный интернет-провайдер или тот же гейм-хостинг. Начните с малого, чтоб вы поняли, как работает рынок и что вы можете сделать хорошего для ваших партнеров.
С чего начать
Многие думают, что если они будут выигрывать турниры, то их заметят и проспонсируют. Однако по своему опыту скажу, что это заблуждение. Конечно, если вы выиграете Dreamhack, пройдя с низов квалификации, то вас непременно заметят, но давайте будем реалистами. На самом деле, чтобы попасть в заветный МГ, нужно всего лишь написать выбранной вами организации. Очень редко спонсоры ищут команды по всевозможным турнирам. Не верите? Давайте послушаем профессионалов:
ZeroGravity: С чего начать? — Играть на топовом уровне… ну, или хотя-бы подавать надежды.
Warlock: Попасть в мультигейминг полу-про уровня особых проблем не составит. А вот чтобы стать частью действительно серьёзной организации, нужно быть одними из лучших.
Конечно, организации сами ищут команды, но и обратный вариант очень распространен. Всё зависит от популярности дисциплины, динамики её развития, а также разницы в уровне игры средних и топ команд.
Где искать спонсора
Теперь поговорим про то, как собственно связаться с МГ и где их искать. Базируясь на собственном опыте, скажу, что проще всего найти организацию с более-менее известной командой по другой дисциплине и предложить им сотрудничество. В подтверждение моих слов, вот мнение Normana — игрока, не раз попадавшего в подобную ситуацию:
Насколько я помню, в составе 2l8 именно ты нашел организацию zNation и вообще занимался всеми делами, как менеджер. Так ли это?
Да, во времена 2l8 я этим занимался.
Как ты получил поддержку zNation? На чем ты основывался при выборе из множества мультигеймингов?
Мы искали мультигейминг в СНГ, в котором были более-менее сильные составы по другим играм и предлагали им свою кандидатуру. Так случилось и с zNation — у них не было Dota состава. Я предложил им сотрудничать, и они согласились.
zNation на фоне других МГ выглядели лучше и предлагали больше. Поэтому выбор был очевиден.
Пишем спонсорам
Прежде, чем писать в организацию, вы должны понять, зачем вы ей нужны. Лично я считаю, что ответ на этот вопрос один – для рекламы и пиара:
1) В интервью компания-инвестор будет фигурировать как официальный спонсор команды, а в сознании людей будет формироваться имидж фирмы, способствующей развитию компьютерного спорта;
2) На одежде команды будут фигурировать атрибуты компании-инвестора.
Естественно, что чем больее известна ваша команда, тем выше шанс получить финансовую поддержку.
Вот что по этому поводу говорят наши опытные менеджеры:
Warlock: В основном всё базируется на рекламе, но это, так сказать, "западная модель" киберспортивных организаций. В СНГ же раньше всё держалось исключительно на энтузиазме отдельных людей. Сейчас ситуация выравнивается, но пока что мы позади.
ZeroGravity: Каждая топовая команда по любой дисциплине — это дополнительная возможность для пиара организации, а также дополнительный маркетинг/PR эффект для спонсоров.
Далее напишите сопроводительное письмо на электронную почту организации. В нём, как правило, указываются основные аспекты вашего будущего сотрудничества, красочно расписываются выгоды, получаемые инвестором, рассказывается о достижениях команды и иногда включается бизнес-план (о нем мы поговорим в соответствующем разделе).
Важно! Используйте официально-деловой стиль при составлении этого письма.
Вот пример сопроводительного письма:
Здравствуйте, уважаемый/ая (имя руководителя компании).
Меня зовут (назовите фамилию и имя). Я являюсь игроком/представителем команды _____ по дисциплине Дота 2.
Ваша организация мне импонирует/интересна, (перечислите достоинства компании, в которую обращаетесь, что вам о ней известно. Например, конкурентоспособность, престиж, стремление к лидерству, хорошая репутация, забота о штатных командах и т.п.). В такой структуре нам хотелось бы развивать свои профессиональные навыки игры, принося ощутимую отдачу компании.
(Далее предъявите аргументы и факты — объясните, какую пользу вы можете реально принести компании, опишите свои достижения, какая выгода будет получена и т.д.)
Поэтому прошу рассмотреть наше предложение и в случае заинтересованности назначить время собеседования.
Наши контакты:
тел. _____
скайп ________
e-mail _______
сайт на юкозе/группа Вконтакте _______
С уважением, (фамилия, имя).
Вот, что посоветуют Zero и Warlock:
Warlock: В письме для начала пишите о ваших достижениях, если такие имеются. Далее идут цели и сроки их выполнения. Ну и конечно, перечень нужных условий для выполнения тех самых целей — так сказать, "райдер" вашей команды.
Конечно же, не нужно кричать о минусах вашего коллектива. Но и утаивать что-то важное, но малоприятное, от своей будущей "семьи" не стоит.
ZeroGravity: Обязательно расскажите про ваши достижения, посещаемость вашего сайта и ваших фан-групп в социальных сетях. Опишите, каким вы видите развитие вашего состава с точки зрения успешности, а также медиа-составляющей. И помните, что не стоит ни о чем умалчивать в письме спонсорам – всё тайное становится явным.
Бизнес-план
Скорее всего, для успешного прохождения собеседования вам придется составить для своей команды бизнес-план. Я советую составлять его на квартал, то есть на три месяца, так как многие организации именно так планируют свой бюджет.
Естественно, это упрошенный вариант бизнес-плана, в котором вы должны примерно спрогнозировать:
— На каких турнирах\лигах вы будете участвовать и их количество;
— Какие места вы займёте или планируете занять на этих ивентах;
— Сколько раз вы попадёте в центр внимания за этот квартал;
— И наконец, сколько раз и где будет упомянуто об организации, в которую вы хотите попасть.
По личному опыту скажу, что без этого бизнес-плана серьёзные организации на собеседовании даже слушать вас не станут, а то и вообще отправят первоначальное письмо в папку «спам».
Собеседование
Теперь переходим к самой сложной части — собеседованию (личное или онлайн). Тут всё будет основываться лишь на вашей предприимчивости и опыте. Прежде всего, организация, которой вы написали, уже должна хотеть вас. Она должна просто умолять вас присоединиться к ней.
При общении расхваливайте себя. Красочно расписывайте вещи, которые вы уже излагали в письме (в ход пойдут любые ваши командные достижения — турниры, лиги и всё в таком духе. Также стоит рассказать, что сейчас круто иметь в своём штате команду по Дота 2 и что это открывает немалые перспективы перед организацией.)
Если вы скажете: "Наша команда в этом году будет играть столько-то чемпионатов и участвовать в таких-то лигах, а во всех репортажах и инетрвью мы упомянем Вас; у нас будут футболки, на которых отчётливо виден Ваш логотип; мы будем стримить игры и привлекать людей на Ваш сайт. Таким образом, мы обеспечим вам столько-то "показов". Вдобавок, последние несколько месяцев/лет мы не меняли игроков и стабильно занимали призовые места." Тогда вы окажетесь в отличной позиции для того, чтобы заполучить неплохих спонсоров.
Помните, что чем больше вы выступаете на турнирах, тем известней становиться ваша команда и тем довольнее будет спонсор.
Мнение профи о подобных собеседованиях:
ZeroGravity: Без собеседования никак не обойтись. А говорите на них то же самое, что и писали в письме.
Warlock: Как правило, без собеседования организация не станет подписывать состав, и это вполне обоснованно. Но уровень собеседований сильно рознится, как и сами организации. При общении желательно говорить то, что от вас хотят услышать *смеется*
Выводы
Итак, как же найти спонсора:
1. Наметьте себе цель (организацию в которую хотите попасть);
2. Найдите контакты владельца МГ;
3. Напишите на почту сопроводительное письмо с просьбой назначить собеседование;
4. Составьте бизнес план;
5. Подготовьтесь и пройдите собеседование.
Надеюсь, я раскрыл все этапы поиска спонсора и буду рад, если эта статья поможет кому-то найти поддержку со стороны организации. В заключение статьи небольшое наставление новичкам от наших экспертов:
ZeroGravity: Кто ищет, тот всегда найдет! Никогда не отчаивайтесь и всегда стремитесь только вперед!
Warlock: Как найти спонсора? — Грудь не меньше 3-го размера, отсутствие комплексов и немного удачи *подмигивает*
Как найти спонсора в киберспортивную команду по DOTA 2, CS и другим играм
Нам часто поступают предложения выделить деньги на киберспортивную команду. Пишут: «Мы — опытная команда Школьные Шакалы, хотим пригодиться вашему коллективу. Выиграли два нон-про турнира!«.
И это в хорошем случае. Обычно не сообщают даже, что именно выигрывали.
А однажды прислали: «Слышали, вы хотели дать деньги одной команде. Пишем, чтобы вы дали деньги нам — ту команду мы как-то выиграли«.
Мне совершенно непонятно, почему и зачем мы должны платить незнакомым людям, которые ничего взамен не предлагают. Более того, многие полупрофессиональные игроки также совершенно не понимают, что такое команда.
Киберспортивная команда по DOTA 2, Counter-Strike и т.д. — это бизнес
Товарищи, скажем правду. Любая команда для её владельца — это источник зарабатывания денег. Никто не заинтересован спонсировать талантливых игроков и помогать их росту.
Звучит жестоко, верно? И, вообще, с чего вы взяли, что в обычном спорте ситуация лучше?
Подумайте, что вы можете дать в обмен, кроме стандартного: «Мы будем играть с названием вашей компании, его все увидят, и вы волшебным образом заработаете много денег».
Есть ли у вашей команды болельщики? Скажем, на региональный фестиваль, типа «Кибериады», сколько на вашу команду придёт болельщиков? Нисколько? Поработайте хотя бы над этим.
Ещё раз — вы, как полупрофессиональные игроки, что можете предложить спонсору? «Просто играть» на вашем уровне — этого недостаточно.
Выбирайте популярные игры
Если играете запоем в Point Blank или, скажем, в Civilization 5, ваши шансы построить карьеру киберспортсмена стремятся к нулю. Вы можете выигрывать все турниры подряд, схватки могут быть очень сложными, но деньги вам никто не даст.
Причина — небольшая аудитория выбранных игр. Это значит, вы никому не интересны в коммерческом плане.
К примеру, олимпийские чемпионы, которые занимаются непопулярными видами спорта, вынуждены ходить и на обычную работу, помимо обязательных тренировок.
Для отрезвления очень рекомендую прочесть интервью двукратного олимпийского чемпиона по пятиборью Андрея Моисеева, который ездил на «Оке».
Ровно та же ситуация и за рубежом, а где-то и хуже.
Не ждите волшебных денег, надейтесь на себя. Второго шанса — не будет!
Быть спортсменом — значит быть человеком, который серьёзно увлечён своим делом. Попасть в сотню или тысячу избранных, которые получают деньги, занимаясь тем, что интереснее уроков химии или высшей математики, повезёт не всем.
Более того, даже если играете профессинально, и постоянно что-то выигрываете, может случится, что вы никому и никогда не будете нужны. То есть — деньги за игры вам никто не заплатит.
Следуйте простым правилам:
- Надейтесь только на себя и бейтесь в каждом турнире, как в последний раз.
- Нет команды? Найдите или соберите сами.
- Команда — это дисциплина. Превратите киберспорт в работу. Не пропускайте турниры и тренировки.
- Второго шанса — не будет. Не научитесь играть сейчас, не сумеете выложиться на максимум — упустите время.
- Недостаточно тренироваться много. Тренируйтесь с умом. Добавьте в список задач анализ матчей противника, в соотношении 1/5 — анализ игр, 4/5 — тренировки.
- С уважением относитесь к организаторам, напарникам и партнёрам. Репутация нарабатывается годами, а теряется мгновенно.
- Собирайте вокруг себя только целеустремлённых людей. Избавляйтесь от тех, кто не готов идти дальше.
Деньги придут сами
Сфокусируйтесь на улучшении уровня игры и пополнении портфолио хорошими турнирами.
Ответственно относитесь к тренировкам. Уважайте тиммейтов.
Со временем вам дадут шанс попробовать силы в профессиональной команде или же спонсоры напишут сами.
Киберспорт в регионах. Где искать партнёров и спонсоров?
Так сложилось, что я вот уже больше года занимаюсь организацией киберспортивных турниров в одном из регионов России. И вот решил написать несколько постов на эту тему, высказать своё мнение, может, получить совет от своих «коллег».
Если кому интересно, в предыдущем посте я описал структуру киберспортивных организаций в регионах.
Сегодня тема, думаю, гораздо более животрепещущая. Один из самых острых вопросов, стоящих перед организаторами — где брать деньги на призовые, на аренду помещений и т.д.
На самом деле, тут не так много вариантов.
1. Поиск партнёров (те, кто предоставляет свою продукцию или услуги) и спонсоров (те, кто предоставляет деньги) мероприятия — на мой взгляд, самый эффективный способ для организаций, находящихся на любом уровне развития. О нм я ниже расскажу чуть подробнее.
2. Добровольные пожертвования — это может быть довольно эффективным способом привлечения средств, когда у вас уже сформировалась относительно постоянная аудитория, и когда вы провели хотя бы несколько турниров.
3. Самый банальный — оргвзносы от каждого участника. Довольно неплохой способ, но, как мне кажется, он, как и второй способ, подходит организациям, которые имеют постоянную аудиторию. И дело даже не столько в том, что это сокращает число потенциальных участников, сколько в том, что распространить информацию о таком турнире, да и выбить бесплатно для него какие-то другие ништяки, доступные организаторам некоммерческих турниров, становится гораздо сложнее.
Итак. вы решили искать партнёров для своего турнира. С чего начать? С пиара этого самого турнира. Просто так, по понятным причинам, вас никто спонсировать не будет. Самый эффективный способ пиара, как показала практика — распространение информации в студенческой среде. (кстати, это, как раз, одно из преимуществ студенческих киберспортивных организаций) Находите представителей ассоциации студенческих объединений региона (можно дополнительно выйти на членов студсоветов крупнейших вузов) и просите донести информацию о грядущем турнире до студентов. Если в этих вузов есть киберспортивные организации, можно выйти напрямую на них. ИМХО, если там в оргкомитете адекватные люди, они будут не против распространить информацию о турнире среди своей аудитории.
Ну а после того, как вы нагнали к себе достаточно народа, можно начинать связываться с потенциальными партнёрами турниров. Их я бы тоже поделил на несколько совершенно различных категорий.
1. Политические партии. Пожалуй, самый неожиданный спонсор тут. И самый спорный. Эти ребята уже поняли, что киберспортивный турнир — хороший способ привлечь к себе молодёжь. Захотите ли вы сотрудничать с ними — это уже вам решать. От себя скажу, что к нам сами приходили ЕР и, вроде, КПРФ с предложением организации турниров. Но мы для себя заранее решили, что будем вне политики, так что, пока обходимся без подобных спонсоров.
2. Крупные бренды. Они уже давно созрели на сотрудничество с киберспортивными организациями, готовы вкладывать неплохие суммы, особенно, если речь идёт о брендах, которые предоставляют товары и услуги, близкие киберспортсменам — провайдеры, магазины электроники, энергетики. Главная проблема этих ребят в том, что всё «завязано» на головном офисе, поэтому, налаживание достаточно тесных связей с брендом может занять до нескольких месяцев. И лучше всего начинать это делать во второй половине года, так как бюджет планируется на год. Ещё как вариант — местные сети достаточно большого размаха. мы, например, не так давно начали налаживать отношения с сетью книжных магазинов, которая имеет головной офис у нас в городе, магазины которой располагаются и за пределами региона. Тут плюс в том, что «ответа от головы» ждать долго не придётся, и средства у таких сетей, обычно, есть.
3. Мелкие локальные компании. Тут надо быть готовым к тому, что вам будут отказывать примерно 80% из них, так как многие всё ещё не воспринимают киберспорт всерьёз. С другой стороны, иногда тут получается найти спонсоров и партнёров, которые готовы выделить даже больше денег и продукции, чем глобальные бренды. На что советую обращать внимание — зачастую, такие компании предоставляют чисто сертификаты, которые действуют исключительно на покупку от определённой суммы (по факту, это получается просто скидка 10-20%). Или же просто на скидку. Опять же, каждый решает сам, но мы довольно быстро пришли к выводу о том, что овчинка выделки не стоит, и предоставлять подобные сертификаты в качестве призов — не лучшая идея. С другой стороны, это может быть полезно, опять же, на первых турнирах для того, чтобы заработать некий «кредит доверия» у партнёров и спонсоров.
В эту же категорию можно отнести и, например, местные компьютерные клубы и антикафе. Когда вы наберёте достаточную аудиторию, с ними вполне можно будет договориться о том, чтобы проводить ЛАН-турниры на их площадках бесплатно.
4. Всякие производители хендмейд-товаров, подарков и т.д. Они довольно охотно соглашаются на рекламу. Предоставляют обычно сувенирную продукцию, на серьёзные призы её, конечно, бывает мало, но получить такое довольно приятно. Тем более, что предоставляют они обычно свою продукцию в довольно большом количестве. Так что, вручить её можно многим участникам — стикеры на электронику, значки, какие-то подарки, приятные мелочи.