Что такое цифровая железная дорога холдинга ржд
Перейти к содержимому

Что такое цифровая железная дорога холдинга ржд

  • автор:

Стратегия цифровой трансформации РЖД

6 июля 2023 года президент РФ Владимир Путин во время поздравления работников железнодорожной отрасли с профессиональным праздником назвал цифровизацию приоритетом развития ж/д транспорта.

«

»

К августу 2023 года РЖД продолжают реализацию стратегии цифровой трансформации. Обновленный документ был утвержден советом директором компании в конце мая 2023 года, он ориентирован на создание и внедрение отечественного софта и развитие цифровых сервисов как для железнодорожников, так и для клиентов РЖД, в том числе востребованных на экспортных рынках.

В рамках цифровизации РЖД до конца 2023 года клиенты компании получат возможность размещать через личный кабинет заявления на создание новых и развитие существующих примыканий на развитие инфраструктуры необщего пользования; заказывать мониторинг услуг «Грузовой экспресс» и мониторинг размещения железнодорожных составов на путях общего пользования; размещать заявки на погрузку-выгрузку грузов на местах общего пользования собственными силами.

реклама LjN8Jyy8t

ИНН/ОГРН: 7713606615 / 1067761849430

Компания: ООО «ДатаФорт»

К середине 2023 года в электронном виде им доступно большинство услуг компании. В результате 74% билетов граждане оформляют онлайн через портал и мобильное приложение РЖД. Планируется, что к началу 2024 года будет организовано взаимодействие пассажиров со всеми перевозчиками в режиме единого окна. В 2025 году гражданам будет предоставлен интеллектуальный сервис по формированию индивидуальных предложений, заявили в РЖД. [1]

Евгений Чаркин на TAdviser SummIT — о новой стратегии цифровой трансформации РЖД

Выступивший на TAdviser SummIT 2023 заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин рассказал, что на совете директоров компании принята новая Стратегия цифровой трансформации — первая версия стратегии была принята в 2019 году. Он подчеркнул, что ключевые принципы Стратегии 2023 остались неизменными:

  • повышение эффективности деятельности компании с помощью цифровых технологий;
  • в основе стратегии лежит триада: процессы, культура, технологии;
  • обеспечение технологического суверенитета компании;
  • синхронизация с государственными и отраслевыми задачами;
  • достижение конкретных, измеряемых результатов: в Стратегии 2023 заложены 73 показателя для измерения прогресса по разным направлениям.

Евгений Чаркин рассказал, что в ИТ-ландшафте РЖД работают семь цифровых платформ, поддерживающих каждое ключевое направление бизнеса: мультимодальные грузовые перевозки, пассажирские перевозки, транспортно-логистические узлы, непроизводственные процессы, тяговый подвижной состав, оператор линейной инфраструктуры, управление перевозочным процессом. В качестве одного из итогов цифровизации он отметил, что 74% билетов дальнего следования сегодня продаются в электронном виде (в 2021-м — 68%) , 88% перевозчиков взаимодействует с РЖД в электронном виде.

Коротко остановился докладчик и на некоторых отличиях Стратегии 2023 в сравнении со Стратегией 2019. В частности, были усилены разделы по информационной безопасности, импортозамещению и направление по работе с рисками.

Image:2023-06-02_16-03-04.png

Евгений Чаркин подчеркнул системообразующее значение обеспечения технологического суверенитета для устойчивого развития компании. РЖД, несмотря на уход западных вендоров, не прерывала оказание ИТ-сервисов и не снижала качества оказания услуг, напомнил он. И далее подвел текущие итоги работы по обеспечению технологического суверенитета, обозначил перспективы работы в этом направлении:

  • в 2019-2022 годах осуществлен 100% переход на отечественное ПО по 8-ми классам информационной безопасности;
  • на 2023-й намечен переход на отечественные средства управления событиями ИБ;
  • в 2024-м будут импортозамещены средства резервного копирования, все значимые объекты КИИ будут переведены на отечественное ПО.

С целью импортозамещения закуплены 15 тыс. АРМ на отечественных процессорах «Байкал» и «Эльбрус», 22 тыс. лицензий отечественных ОС, приобретена безлимитная лицензия на российскую СУБД.

Image:2023-06-02_16-04-25.png

Озвучил спикер и планы компании по развитию отечественного рынка в трех аспектах:

  • регистрация информационных систем РЖД в Едином Реестре: 88 ИС зарегистрировано по итогам 2022 года, 190 запланировано на 2023 год и 259 — на 2024-й;
  • доля расходов на закупку российского ПО и связанных с ним работ/услуг: 64% — по итогам 2022 года, 78% запланировано на 2023 год, 94% — на 2024-й;
  • доля расходов на российскую радиоэлектронную продукцию: 29% — по итогам 2022 года, 45% запланировано на 2023 год, 78% — на следующий.

2023-06-02_16-03-41.png

В завершение Евгений Чаркин остановился на разных векторах влияния цифровой трансформации РЖД на экономику страны (государство, пассажиры, грузоотправители, операторы и перевозчики), перечислил внешние и внутренние факторы, осложнившие работу над Стратегией 2023. В числе внешних факторов он назвал интенсивный рост цен на отечественное ПО и связанные с ним услуги, отсутствие радиоэлектронной продукции российского производства, отсутствие единой методологии распределения затрат на ИКТ. На первом месте в ряду внутренних осложняющих работу факторов представитель руководства РЖД поставил сложности в синхронизации показателей цифровой трансформации РЖД с показателями, установленными государством.

«

»

TAdviser SummIT состоялся 30 мая 2023 года в Москве и собрал более 1000 участников. С докладами выступили заместитель руководителя Федерального Казначейства Александр Албычев, старший вице-президент ВТБ Сергей Безбогов, вице-президент по ИТ ЕвразХолдинг Артем Натрусов и многие другие. В панельном интервью на вопросы организаторов и гостей саммита ответил заместитель министра цифрового развития РФ Максим Паршин.

2022: Технологический суверенитет и продажа собственных ИТ-продуктов. Евгений Чаркин — о приоритетах РЖД в области «цифры»

Заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, выступая на конференции TAdviser SummIT 29 ноября 2022 года, поделился приоритетами цифровой трансформации компании. Перед РЖД стоят две крайне важные задачи. Одна из них – достижение эффектов от цифровой трансформации РЖД, стратегия которой начала реализовываться в 2019 году и была актуализирована в 2022 году.

За три года цифровизация принесла РЖД более 8 млрд рублей, привёл данные Чаркин. И этот показатель будет расти по экспоненте по мере масштабирования внедряемых решений, ожидают в компании.

Более 90% клиентов РЖД сейчас взаимодействуют с транспортной компанией без бумажных документов, более 73% билетов дальнего следования продаётся в электронном формате. Развивается электронный документооборот: в 2021 году количество электронных документов в компании составило 11,2 млн, а за 11 месяцев 2022 года – 13 млн.

Другая важнейшая задача – обеспечение технологического суверенитета. Ещё в 2017 году РЖД первой из госкомпаний получила прямое поручение президента России о разработке и реализации программы по переходу на преимущественно отечественное ПО, с того времени РЖД этой темой занимается. К настоящему моменту десятки тысяч сотрудников РЖД работают в отечественных системах – это и корпоративный мессенджер, системы ВКС и др. Но сделать предстоит ещё не меньше.

При этом РЖД активно работает с Минцифры и с профильным индустриальным центром компетенций по импортозамещению (ИЦК) по внесению решений собственной разработки в реестр отечественного ПО, чтобы ПО официально считалось российским. По состоянию на конец ноября 46 систем РЖД находятся в реестре, и эта практика будет развиваться. А с февраля 2022 года РЖД не закупает больше никакого иностранного ПО.

Вышеупомянутые ИЦК – более 30, напомним, были созданы летом 2022 года по поручению зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. ИЦК, связанный с железно-транспортной логистикой, возглавляет гендиректор РЖД. В рамках этого ИЦК компания заявила 8 систем, которые имеют отраслевое значение: это и перевод системы продажи билетов на открытый стек технологий, и импортозамещение системы эксплуатации инфраструктуры, которая потенциально может быть интересна не только РЖД, но и любому оператору линейной инфраструктуры. В списке также система, связанная с техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) активов РЖД и автоматизированная система управления перевозочным процессом.

Эти системы интересны всей отрасли, в том числе партнёрам, и имеют серьёзный экспортный потенциал, говорит Евгений Чаркин. К примеру, более 10 стран работают на системе «Экспресс 3» – системе РЖД для бронирования и продажи билетов.

Второй трек в этом плане – импортозамещение ERP. Заместитель гендиректора РЖД напомнил, что их компания ранее была выбрана якорной по созданию отечественного шаблона ERP. Сейчас совместно с коллегами РЖД, с одной стороны, заканчивает проектирование целевой системы, в с другой стороны – финализирует дорожную карту, которую планирует в ближайшее время с правительством и с партнёрами из «Росатома» и «Газпром нефти» подписать.

Задача – выполнение требований указа президента о переводе на отечественные решения элементов критической информационной инфраструктуры (КИИ) до января 2025 года. В РЖД обещают её выполнить.

И третий трек – участие в сквозных треках по внедрению отечественного оборудования. Здесь РЖД заявляет себя, как одного из якорных заказчиков.

Большая линия работ в РЖД ведётся в области искусственного интеллекта. Всего сейчас реализуется 13 проектов. От их реализации компания рассчитывает получить совокупный эффект более 60 млрд рублей. Эта сумма может быть и больше. Например, система интеллектуального осмотра коммерческих поездов, которую РЖД внедрили на пилотном участке из 33 станций, принесла эффект, вдвое превышающий понесённые инвестиции.

Упомянул Евгений Чаркин и о ещё одном важном для РЖД треке – создании рыночных продуктов.

«

»

В сентябре, например, РЖД внесла в реестр отечественного ПО «АРМ Кассира» на базе российских технологий, позволяющее в одном месте купить билеты на многие виды транспорта. Также она начала предлагать своим заказчикам, в том числе в формате облачного сервиса, систему «ИВА-Р» – систему ВКС, способную подключить более 7 тыс. пользователей. В разработке для «ИВА-Р» такой функционал, как дистанционный контроль здоровья, удаленный технический контроль, инвентаризация.

Опыт по роботизации процессов также был реализован на базе облачной платформы – «облачной фабрики роботов», и она уже доступна для внешних клиентов. Можно зайти на сайт и купить робота либо заказать под себя какого-либо программного робота. По данной модели уже начаты несколько пилотных проектов внутри холдинга РЖД.

Фотогалерея саммита

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, ответивший на острые вопросы ИТ-отрасли. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года

CIO Евгений Чаркин раскрыл подробности новой цифровой стратегии РЖД на TAdviser SummIT

Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, рассказал в деталях о стратегии цифровой трансформации компании, которую совет директоров утвердил в конце октября. Чаркин считает серьезным успехом своей команды тот факт, что программу цифровизации удалось привязать к программе развития РЖД: «Всем становится понятен вклад ИТ-направления в развитие компании», отметил он.

В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.

«

»

Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.

В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.

CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.

«

»

В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.

Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.

Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).

«

»

ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.

«

»

Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.

Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.

«

»

Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.

Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.

Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.

«

»

По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.

О TAdviser SummIT

TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников — руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.

Совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации

28 октября 2019 года совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии.

Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге РЖД инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг, говорится в сообщении РЖД.

По экспертным оценкам, которые приводят в самой РЖД, экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.

Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы:

  • мультимодальных пассажирских перевозок,
  • мультимодальных грузовых перевозок,
  • транспортно-логистических узлов,
  • оператора линейной инфраструктуры,
  • логистического оператора электронной коммерции,
  • управления перевозочным процессом,
  • тягового подвижного состава
  • непроизводственных процессов.

Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других.

Подробнее о некоторых платформах ранее в докладе на TAdviser SummIT рассказывал ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин (см ниже).

Цифровая железная дорога в РЖД: элементы ИТ-стратегии

Комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога»

Цель: обеспечение устойчивой конкурентоспособности ОАО «РЖД» на основе повышения привлекательности транспортных и логистических услуг, представляемых клиентам, за счет применения цифровых технологий

  • сокращение влияния человеческого фактора на состояние железнодорожных хозяйств
  • уменьшение бумажного документооборота
  • повышение надёжности и безопасности движения
  • сокращение числа работников, находящихся в зоне интенсивного движения
  • снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры
  • развитие транспортной логистики и расширение международных транспортных коридоров

Результат: Цифровая железная дорога – это железная дорога, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий

Цифровые технологии ОАО «РЖД» обеспечат индивидуальный подход к каждому клиенту:

  • Инновационная мобильность
  • CRM
  • Мобильные сервисы для инвалидов
  • Единое информационное пространство для пассажира
  • Индивидуальная настройка условий предоставления и получения услуг в поездке
  • Расширенный набор сервисов, предлагаемых клиентам

Повышение гибкости и качества предоставления услуг РЖД невозможно без интеграции информационных ресурсов и систем:

  • Электронная Торговая Площадка «Грузовые перевозки»
  • Оформление перевозочных документов в электронном виде
  • Информационно-управляющая система жд инфраструктуры
  • Доверенная среда локомотивного хозяйства
  • Интеграция систем ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами
  • Формирование и предоставление аналитической и статистической отчетност

Адаптация организационной модели и развитие корпоративной культуры ОАО «РЖД», ориентированной на инновации — одно из ключевых условий успеха как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:

  • Переход от простой автоматизации процессов к их трансформации
  • Актуализация нормативной базы
  • Создание новой корпоративной культуры
  • Развитие кадрового потенциала Компании
  • Работа со стартапами, механизмы поиска и внедрения инновационных решений и др.

ОАО «РЖД» не только трансформирует себя, но и выступает локомотивом изменений в транспортной отрасли:

  • Практическое освоение новых цифровых технологий
  • Переход на электронный документооборот со всеми ФОИВ и контрагентами (в том числе и зарубежными)
  • Сотрудничество с национальными операторами железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, МСЖД и др.
  • Технологическое лидерство в транспортной отрасли РФ
  • Разработка и продвижение высокотехнологичных продуктов ОАО «РЖД» на международные рынки

Технологии цифровой железной дороги

  • Промышленный интернет вещей – IIoT
  • Big Data
  • Интеллектуальные управляющие системы
  • Мобильные приложения
  • Технологии беспроводной связи
  • Системы распределенного реестра — Вlockchain
  • Цифровое моделирование в строительстве – BIM
  • Технологии виртуальной и дополненной реальностей
  • Робототехника и сенсорика
  • Прочие технологии

Грузовые перевозки РЖД

Пассажирские перевозки РЖД

Целевая архитектура ЦОД РЖД

Цифровая связь РЖД

Аналитика ТТК по пассажиропотокам

Перспективные проекты ТТК и РЖД

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Тяга

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Грузовые перевозки

В РЖД не доверили «Ай-Теко» и «Бостон консалтинг» писать ИТ-стратегию

В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.

Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.

К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.

Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.

При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).

Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.

«

»

При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.

Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.

Новый ИТ-директор Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию

В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.

Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.

Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.

Второе направление развития ИТ РЖД — разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.

Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.

Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).

В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать [[Облачные сервисы (рынок России)|облачные решения]] (в том числе – отечественные) и виртуализацию.

В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент — реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.

В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие — замещаться.

В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.

Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.

В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.

В России создадут «цифровую железную дорогу»

На днях премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым утверждена шестилетняя программа цифровизации РЖД. Кроме прочих пунктов плана, в нее включен проект «цифровая железная дорога».

К сожалению, в документе нет указания размеров сумм, которые будут инвестированы в «цифровую» часть модернизации РЖД. Но общий объем инвестиций от частных инвесторов, которые планируется привлечь за период с 2019 по 2025 годы составляет 4 трл рублей. Объем государственной поддержки составляет при этом около 200 млрд рублей, о чем сообщает Cnews.

Только на программу корпоративной информатизации перевозочного процесса в период с 2019 по 2025 года отводится около 132 млрд рублей. На создание единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на ЖД транспорте за тот же период отводится 3,5 млрд рублей. Ну а на обновление оборудования и устройств связи предполагается инвестировать около 78 млрд рублей за шесть лет.

«Цифровая железная дорога» начала разрабатываться после указа президента РФ от 7 мая прошлого года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В параграфе «Цифровизация и информационные технологии» отмечается, что в список ключевых направлений развития информсистем РЖД будет включено формирование единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики, плюс такого же пространства пассажирского комплекса — для повышения доходности.

Цифровая платформа управления и мониторинга перевозок обеспечит отслеживание местонахождения и состояния грузов, включая услугу перевозки грузов от двери до двери. Так, планируется обеспечить «юридически значимый обмен» электронными документами с участниками перевозки и сквозное использование цифровых транспортных данных.

В число создаваемых цифровых инструментов организации пассажирских перевозок входят мультимодальность, планирование и сопровождение «поездки от двери до двери», персонифицированные сервисы для пассажиров, электронные сервисы оплаты проезда, гибкое тарифное меню и программа лояльности.

«Цифровая железная дорога» даст возможность формировать сквозные цифровые технологии перевозочного процесса с целью повышения эффективности перевозок и инфраструктуры. Также предполагается, что в ближайшие шесть лет будет создана единая интегрированная автоматизированная система управления госкорпорацией, проведена оптимизация корпоративных систем управления, анализ и разработка отчетности зарубежной деятельности.

Будет сформирована система интеллектуального управления движением, которая обеспечит доступ к актуальным данным транспорта и инфраструктуры, моделирование процессов строительства, эксплуатации и ремонта с привязкой ко времени и бюджетированию.

В проект будут интегрироваться системы интернета вещей, обработки больших данных, распределенного реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта. Планируется и создание мобильных рабочих мест нового поколения, плюс внедрение электронного документоооборота.

Соответственно, разработчики модифицируют вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру РЖД для обеспечения гарантированного уровня доступности информационных сервисов.

Сейчас в России идет реализация программы «Цифровая экономика», на реализацию которой планируется потратить 1,8 трлн рублей в ближайшие пять лет. Более 1 трлн — средства федерального бюджета. Ранее сообщалось, что самой дорогой программой национального проекта «Цифровая экономика» может стать раздел «Информационная инфраструктура». На этот раздел будет выделено более 413,4 млрд рублей. Еще примерно 282 млрд руб. потратят на цифровые технологии, 226,4 млрд рублей — на цифровое госуправление, 139 млрд руб. — на кадры для цифровой экономики и 18 млрд рублей на информационную безопасность.

Из озвученной суммы найдено 820 млрд рублей, которые будут использоваться для выполнения программ информатизации госорганов. Средства пойдут на организацию рабочих мест сотрудников различных министерств и ведомств, развитие собственных IT-систем и поддержку ГИС.

Минутка заботы от НЛО

Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Что такое Цифровая железная дорога и чем она отличается от обычной железной дороги?

Одним из ключевых направлений научно-исследовательской работы Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем является использование цифровых технологий на железнодорожном транспорте. Этой теме посвящен целый ряд статей и публикаций, подготовленных сотрудниками Центра (ознакомиться с некоторыми из них Вы можете на нашем сайте). Читать статьи

28 марта в рамках дистанционного образовательного курса «Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения в России» выступил с лекцией заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД» Герман Викторович Суконников. Он рассказал об основных положениях концепции Цифровой железной дороги ОАО «РЖД» и дал ответы на вопросы «Что такое Цифровая железная дорога?» и «Чем она отличается от обычной железной дороги?».
Благодарим Германа Викторовича за такую полезную лекцию и участие в нашем проекте!
Справочно: Дистанционный образовательный курс «Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения в России» реализуется при поддержке ОАО «РЖД» и АО «Скоростные магистрали». Образовательный курс разбит на семь тематических блоков и состоит из короткометражных видео-лекций с презентациями, тестами, расчетными задачами или бизнес-кейсами.

Двигаться вдвое быстрее!

«Научно-производственная конференция «Дороги будущего. По пути инноваций» – это не только смотр молодёжных проектов по улучшению деятельности железной дороги, но и крупная коммуникационная, а также образовательная площадка. Приглашённые в качестве спикеров и экспертов руководители и специалисты СЖД в рамках конференции предлагают творческой молодёжи самую актуальную информацию в области технического развития».

– Олег Витальевич, ваше выступление стало одним из ключевых, в том числе и благодаря выбранной тематике: «Белая книга. Платформы для реализации идей. СУПР «4И». В чём актуальность данной темы?

– Наша компания является одним из крупнейших элементов экономики страны, важнейшим звеном её транспортной системы, а также евроазиатской железнодорожной сети, интегрированной с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии, обеспечивающей функционирование международных транспортных коридоров, и относится к наиболее эффективным железнодорожным компаниям по основным показателям эффективности – удельной энергоёмкости перевозок, интенсивности использования инфраструктуры, производительности локомотива и себестоимости перевозок.

Лидерство железнодорожного транспорта на внутреннем рынке перевозок и высокая конкурентоспособность на глобальном уровне во многом обеспечиваются продуманной, результативной и эффективной стратегией научно-технологического развития, приоритетные направления которой документально закреплены в «Белой книге» ОАО «РЖД», а это значит, что она для молодёжи, вовлечённой в техническое творчество, является программным документом.

В апреле 2018 года утверждена четвёртая редакция «Белой книги», и я не мог своё выступление перед молодыми работниками дороги не посвятить данной тематике.
Напомню, утверждённой стратегией определены 11 приоритетных направлений научно-технологического развития, нацеленных на повышение производительности труда и рентабельности основной деятельности. Интеграция этих приоритетов позволит связать в единую научно-техническую политику проекты и мероприятия в области развития науки, техники и технологий холдинга «РЖД».

– В своём выступлении вы подробно остановились на проекте «Цифровая железная дорога», почему?

– Как я только что отметил, стратегией определены 11 приоритетных направлений развития компании – от развития транспортно-логистических систем и создания инновационного подвижного состава до внедрения наилучших технологий в природоохранной деятельности. Однако стержнем, пронизывающим все направления развития холдинга, является цифровизация. Построение стратегии развития компании на основе информационных технологий как базы принято впервые.

«Цифровая железная дорога» – это проект, в результате реализации которого информация также становится активом, определяющим процессы, модель управления и доступные сервисы на железнодорожном транспорте.
Потенциал современных цифровых технологий таков, что даже в столь традиционной отрасли, как железнодорожная, более половины добавленной стоимости может быть создано с их помощью. Технологии больших данных, платформенные решения и мобильные приложения позволяют не просто расширить набор доступных для клиентов сервисов, но предложить пассажиру или грузоотправителю именно ту услугу, которая будет им востребована, и за которую он готов заплатить, что, в конечном счёте, и определит дальнейшую конкурентоспособность компании.

– Что цифровизация призвана дать РЖД?

– Если ответить кратко, цифровые технологии могут дать компании защиту от основных рисков и угроз сегодняшнего дня и обеспечить повышение доходности услуг и снижение себестоимости внутренних процессов, которые, в свою очередь, обеспечат устойчивость и доходность бизнеса даже в условиях фиксированных тарифов.

Бурное развитие IT-технологий, происходящее в настоящее время, вывело борьбу за технологическое лидерство на новый уровень. В рамках реализации проекта будет построена цифровая модель бизнеса, которая, по мнению аналитиков, является результатом «четвёртой индустриальной революции», происходящей в настоящее время, и если не начать сейчас, то компания может в будущем лишиться своей ведущей позиции на рынке транспортных услуг.

– Что представляет собой модель цифровой железной дороги холдинга «РЖД»?

– Это матрица сервисных блоков, в которых расположены соответствующие классы автоматизированных решений в привязке к принципам цифровой модели бизнеса. Выделено пять взаимосвязанных функциональных областей деятельности и определены сервисные блоки: грузовые перевозки; пассажирские перевозки; управление движением; управление инфраструктурой; управление холдингом.

– Какое место отведено системе «4И» в процессе научно-технологического развития ОАО «Российские железные дороги»?

– Совершенствование компании, реализация стратегии её научно-технологического развития невозможны без развития и реализации творческого потенциала сотрудников, особенно молодых работников.
В настоящее время в компании особое внимание уделяется вопросам организации работы по поиску идей в виде предложений сотрудников.

Эффективное управление процессом сбора, обработки и реализации предложений позволит своевременно выявить и устранить потери, повысить качество услуг, предоставляемых ОАО «РЖД», осуществить модернизацию действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства и эксплуатации. Для этого уже создана автоматизированная система по работе с предложениями сотрудников – СУПР «4И». Её создание – это не только повышение эффективности деятельности компании за счёт формирования единого информационного пространства для работы с предложениями работников ОАО «РЖД», но и вовлечение широкого круга железнодорожников в процессы непрерывного совершенствования производственной деятельности.

В качестве платформы для системы используется программный продукт «Информационный Инкубатор Инновационных Идей» – система «4И». Вход в систему доступен только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться может любой желающий. Основная цель регистрации – создание виртуального рабочего стола в системе, с которого сотрудник может осуществлять действия, используя функциональность данной системы.

Объектом управления в системе является «Предложение». Предложения делятся по типам: бережливое, рационализаторское, имиджевое, социальное, репутационное.

Корпус координаторов, экспертов и руководителей рассматривает предложение и направляет его либо на доработку, либо на утверждение.

– Олег Витальевич, какие напутствия вы дадите молодым специалистам, которые только начинают приобщаться к техническому творчеству?

– Дам три совета. Первый: не стоит бояться подавать идеи. Любое предложение несёт в себе ценность, даже самое простое. Многие ошибаются, думая, что их идея неактуальна. Чтобы не гадать об инновационности своего предложения, существуют координаторы направлений, которые совместно с экспертами проанализируют вашу идею и решат её дальнейшую судьбу.

Второй: не стоит опускать руки, если идею отклонили. Постарайтесь заглянуть вглубь своего предложения. Возможно, стоит доработать или развить свою мысль? Может, проконсультироваться ещё с кем-то? Помните: если сразу не получилось, то в следующий раз вас обязательно будет ждать успех!

И третий совет: анализируйте каждый день свою деятельность и деятельность коллег. Старайтесь увидеть в процессах направления для улучшений. Предлагайте их.

В заключение приведу цитату из произведения Льюиса Кэрролла, которая, на мой взгляд, полностью отражает сегодняшнюю действительность развития технологий и необходимость принятия перемен: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

Беседовала
Вера КУЗНЕЦОВА

Источник: Газета «Северная магистраль», выпуск № 23 | 29.06.2018 | 5 полоса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *