Роструд и трудовая инспекция в чем разница
Перейти к содержимому

Роструд и трудовая инспекция в чем разница

  • автор:

Роструд и трудовая инспекция в чем разница

ТК РФ Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Государство обделило ведомство, защищающее работников

Роструд в роли пасынка

Трудовой кодекс обязывает федеральную инспекцию труда контролировать соблюдение трудового законодательства, но государство ставит своему ведомству палки в колеса. Лишило самостоятельности, подчинив Минтруду. Возложило обязанности, урезав штат сотрудников. Ограничило приоритет надзорных функций и даже не установило работникам униформу. Инспекторы же трудятся изо всех сил — и приносят в казну немалый доход. Кому выгодно ослабление инспекции труда — вопрос открытый.

БЕССИСТЕМНЫЙ НАДЗОР

Профсоюзы созданы для защиты социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов работников. Но даже у самых крупных профсоюзов меньше возможностей, чем у государства. Именно его контрольно-надзорные органы должны быть основными защитниками трудовых интересов работников.

Согласно ТК РФ контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют пять федеральных госструктур. И основная нагрузка здесь ложится на федеральную инспекцию труда. Кроме нее в ТК представлены следующие виды федерального государственного надзора: энергетический, санитарно-эпидемиологический, за соблюдением промышленной безопасности, за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности.

Ряд госнадзоров, однако, в ТК не представлен — строительный, пожарный, за безопасностью дорожного движения и др. Может, они не имеют отношения к контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права? Но строительство уже много лет обгоняет другие отрасли по числу несчастных случаев и по последствиям от них. При пожарах, чрезвычайных случаях и ДТП тоже гибнет и травмируется много работников. Другое дело, что применительно к этим сферам нет четкого учета погибших и пострадавших в период исполнения трудовых обязанностей.

Конституция страны декларирует, что в РФ охраняются труд и здоровье людей. К контролю в сфере трудовых отношений имеет отношение пять органов госнадзора, указанных в ТК РФ. Основная же нагрузка по обеспечению госнадзора за соблюдением трудового законодательства ложится на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). И нельзя не обратить внимания на серьезные различия в правовом статусе Роструда и остальных четырех ведомств из этих пяти.

Госконтроль в промышленной безопасности, энергетике, ядерной и радиационной безопасности возложен на должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В его ведении находится и государственный строительный надзор (в ТК РФ не упомянут). Деятельность этих органов регулируется отдельными законодательными актами.

Ростехнадзор напрямую подчинен правительству РФ и вправе издавать федеральные нормы и правила, требования которых обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами. То же и с санэпиднадзором (Роспотребнадзор): он подчинен правительству РФ и сам издает санитарные нормы и правила (СанПиН) с обязательными требованиями.

ИНСПЕКЦИЯ В ЧЕРНОМ ТЕЛЕ

А теперь посмотрим на правовой статус федеральной инспекции труда. Она состоит из Роструда и подчиненных ей госинспекций труда в субъектах РФ. Хотя на нее ложится основная нагрузка в обеспечении контрольно-надзорных функций по защите трудовых прав работников, правовое положение этой инспекции заметно хуже.

Так, Роструд, в отличие от Ростехнадзора и Роспотребнадзора, в названии не содержит слов “по надзору”. Официально Роструд — “федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан” (из постановления правительства РФ от 30.06.2004 № 324, ред. от 24.11.2020).

Выглядит так, словно важнейшая государственная функция контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и трудовых прав “растворилась” в обилии обязанностей этого органа. Возможно, поэтому Роструд не стал Федеральной службой по надзору в сфере трудовых отношений, а стал “службой по труду и занятости”. Это говорит о нежелании государства полноценно обеспечивать надзор в сфере труда.

Штат Роструда и госинспекций труда в субъектах РФ ограничен и продолжает уменьшаться. Зато функций и задач все больше, в силу этого Роструд не может качественно и всесторонне выполнять свои контрольно-надзорные функции в сфере труда. Поэтому нередки случаи невыплаты или задержки зарплаты, незаконных увольнений или урезания штата, перевода на сокращенную рабочую неделю. Практикуются также гражданско-правовые договоры, невыполнение требований охраны труда и проч.

Далее, Роструд, в отличие от Ростехнадзора и Роспотребнадзора, находится не в ведении правительства РФ (хотя и регулируется его постановлениями), а подведомственен Минтруду. Это снижает самостоятельность Роструда, в том числе в сфере надзора. К слову, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в целях поднятия авторитета и самостоятельности с недавнего времени напрямую подчиняется правительству РФ. А ведь набор ее задач и функций меньше, чем у Роструда.

Будучи подведомственным Минтруду, Роструд не вправе издавать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере труда. Минтруд же так и не ввел в действие множество государственных нормативных требований (например, в сфере охраны труда), что затрудняет работу по качественной организации госконтроля (надзора). Как можно контролировать соблюдение требований охраны труда, например, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов, если нет соответствующих нормативных актов по охране труда? Подобных примеров много.

ФОРМЕННОЕ БЕЗОБРАЗИЕ

Здесь уместно отметить, что федеральная инспекция труда — не дотационная, а рентабельная структура. Об этом свидетельствует сумма наложенных Рострудом штрафов за 2020 год. Привлекают к административной ответственности за нарушение требований охраны труда, порядка проведения спецоценки условий труда или ее непроведение. Штрафуют за невыдачу работникам средств индивидуальной защиты, за допуск к должностным обязанностям без обучения охране труда или без проверки соответствующих знаний, без прохождения обязательных медосмотров или психиатрического освидетельствования либо при наличии медицинских противопоказаний. В прошлом году сумма таких административных штрафов превысила 1,7 млрд (!) рублей.

Даже в условиях усеченных полномочий и возможностей должностные лица Роструда пытаются заставить бизнес уважать и выполнять требования действующего законодательства.

Между тем полномочия федеральной инспекции труда ущемляются еще и отсутствием форменной одежды для ее должностных лиц. И здесь инспекцию в очередной раз “обидели” в сравнении с другими надзорными структурами. У должностных лиц Ростехнадзора, Россельхознадзора и других ведомств есть форменная одежда. В период ковидных ограничений одно появление инспектора Роспотребнадзора в вишнево-малиновой форме заставляло всех соблюдать меры безопасности.

Почему даже здесь сотрудникам федеральной инспекции труда отвели роль пасынков и лишили их права иметь форменную одежду? Видимо, среди равных органов госнадзора, указанных в ТК РФ, есть “более равные”. Или более покладистые.

Профсоюзный контроль в сфере трудовых отношений эффективнее, когда есть тесное взаимодействие с федеральной инспекцией труда и другими надзорными и контролирующими структурами. Это же относится и к ведомственному контролю на федеральном и региональном уровне. Увы, законодательный статус этих контрольно-надзорных органов хромает на две ноги.

Несложно догадаться, что слабый государственный и ведомственный надзор выгоден работодателям, особенно недобросовестным. Может, пора перестать “кошмарить” органы госнадзора — в первую очередь федеральную инспекцию труда? Ведь они созданы государством для его же защиты и делают благое дело, охраняя интересы миллионов граждан, в том числе в период исполнения ими трудовых обязанностей.

Чем занимается трудовая инспекция защита прав работников?

Инспекция труда проверяет компанию планово или по жалобам работников. С 2021 года планы проверок формируют по новым правилам. В статье разбираем самые дорогие нарушения для работодателей и популярные жалобы работников по статистике Роструда 2022 года. Даем чек-лист для снижения категории риска работодателя.

Нарушение трудовых прав работников выявляет инспекция труда (ГИТ), Прокуратура и даже Пенсионный фонд по отчетности СЗВ-ТД. Возможные штрафы для организаций работодателей собрали в одну таблицу, суммы штрафов для ИП и должностных лиц будут меньше.

За разные нарушения наказывает по одним и тем же статьям КоАП. Поэтому в таблице мы увидели общий размер наказаний. Чтобы прикинуть, какое нарушение стоит больше, можно ориентироваться на список Роструда. Скачать перечень самых дорогих нарушений работодателей по мнению Роструда.

Согласно этому списку, самые высокие штрафы:

  • За уклонение от оформления трудового договора;
  • Заключение договора ГПХ вместо трудового;
  • Нарушение процедуры увольнения;
  • Неправильное привлечение к работе в выходные дни и в ночное время водителей;
  • Непредоставление допотпуска работникам с ненормированным рабочим днем;
  • Зарплата ниже МРОТ;
  • Допуск к работе без обучения охране труда.

Создается обманчивое впечатление, что если вовремя платить зарплату и рассчитываться с уволенными, то инспекция труда не придет. Но это не совсем так. Инспекция труда выбирает «жертву» для плановой проверки по другим принципам.

У инспекции труда, как и у всех контролирующих органов, проверки бывают плановые, внеплановые, документарные и выездные.

В 2022 году плановые проверки Правительство вновь приостановило, но не для всех. Мораторий касается субъектов малого и среднего предпринимательства из реестра МСП. Крупный бизнес опять будут проверять планово.

В 2022 разрешено проводить:

  • Плановые проверки компаний, отнесенных к категории высокого риска, использующих объекты высокого риска. Проверить категорию риска можно на сайте rostrud.ru.
  • Плановые проверки лиц, которых меньше 3 лет назад привлекали за грубое нарушение, приостанавливали деятельность или лицензию.
  • Внеплановые проверки, если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью. То есть по жалобам на невыплату зарплаты, непредоставление оплачиваемых отпусков, нарушение режима труда и отдыха, оформление договоров ГПХ вместо трудовых, невыдача СИЗ, допуск к работе без инструктажей и медосмотров, непроведение СОУТ. Эти нарушения Роструд относит к угрозам жизни и здоровья в сфере труда.

Новые правила назначения плановых проверок в 2022

С июля 2021 года инспекции труда выбирают «жертву» для плановой проверки по новым правилам. Они используют риск-ориентированный подход при выборе работодателей для плановой проверки.

Это значит, как только работодатель совершает некие действия из списков трудовой инспекции, у инспекторов срабатывает «сигнализация».

Работодателю присваивают категорию риска и исходя из категории включают в план проверок.

Категория рискаКак часто проверяют планово
Низкая Не проверяют
Умеренный риск Раз в 6 лет
Средний риск Раз в 5 лет
Значительный риск Раз в 3 года
Высокий риск Раз в 2 года

Как рассчитывают категорию риска работодателя

Инспекции труда рассчитывают категорию риска раз в год до 1 июля текущего года. Расчет проводят по критериям из Постановления Правительства 1230 от 21.07.2021.

Критерии, существенно влияющие на категорию риска работодателя:

При прочих равных условиях работодатель со среднесписочной численностью работников менее 200 попадает в категорию «низкий риск» без плановых проверок, а с числом работников «свыше 1000» в категорию «умеренный» с проверками раз в 6 лет.

  • Основной вид деятельности.

При оценке своей компании ориентируйтесь вот на этот перечень. Чем выше показатель, тем выше вероятность проверок.

Перевозчики, строительные компании, сельскохозяйственные попадают в категорию «умеренный риск» с проверками раз в 6 лет. Электростанции в категорию «средний риск» с проверками раз в 5 лет. А нефтедобывающие только за основной вид деятельности сразу отнесут к «значительным рискам» с проверками раз в 3 года.

  • Несчастные случаи в отрасли, в которой работает компания.

Это значит, что на категорию риска магазинчика с 2 продавцами влияет то, что в Магните продавцы начали массово ломать пальцы и растягивать лодыжки.

  • Задолженность по оплате труда.
  • Привлечение к административной ответственности за 3 прошедших года.

Все вышеперечисленные факторы ГИТ суммирует по формулам из упомянутого Постановления 1230. И в результате может получиться так, что транспортное предприятие со среднесписочным числом работников 500 человек в любом случае будут проверять раз в 3 года. А медицинское учреждение с 5 работниками не реже чем раз в 6 лет.

Работодатель избежит визита инспектора труда, если на компанию не будут жаловаться работники в 2022 году и присвоенная ей категория риска будет «низкой».

Категорию риска снижают тем работодателям, которые не нарушают трудовые права, не задерживают зарплату и не допускают несчастных случаев на производстве. Такая возможность предусмотрена абз. 4 п. 13 Положения о федеральном госконтроле за соблюдением трудового законодательства.

Чек-лист для снижения категории риска

  1. Узнать категорию риска, присвоенного работодателю

Посмотрите на сайте Роструда.

На сайте выложены перечни работодателей, отнесенных к категории высокого, значительного, среднего и умеренного риска. Чтобы проверить категорию риска по ИНН компании, придется просмотреть все перечни своего региона.

Если информации о компании нет, значит, категория «низкий риск». По умолчанию ее присваивают всем работодателям.

Можно сделать запрос в инспекцию труда по шаблону ниже. Но для первого шага достаточно и сайта.

  1. Определить критерии, по которым присвоили категорию

Сделайте запрос в инспекцию труда по месту регистрации работодателя. Можно попробовать прикинуть критерии самостоятельно по формулам из Постановления Правительства 1230 от 21.07.2021. Но если ваша компания занимается нефтедобычей, в ней трудится больше 1000 человек, то и без формул становится ясно, что снизить категорию не получится.

Шаблон запроса в ГИТ о категории риска работодателя.

  1. Подать заявление о снижении категории риска

Подать можно электронно на сайте Роструда через сервис «Категория риска» или на бумаге в инспекцию труда по месту регистрации работодателя. Для электронной подачи потребуется авторизация компании через Госуслуги.

В заявлении указывают текущую и желаемую категории риска, обстоятельства, по которым просите снижения категории. К заявлению прикладывают документы, обосновывающие снижение по мнению компании. Это могут быть:

  • Отчет по форме № 7-травматизм.
  • Отчет по форме № 1-Т численность и зарплата работников.
  • Акты проверок ГИТ без штрафов или решение суда об отмене постановления о привлечении к административной ответственности.Теперь работодателям выгодно биться «до последнего» за отмену любого административного штрафа, чтобы не повысить категорию риска и частоту плановых проверок.
  1. Дождаться решения инспекции труда

О результатах рассмотрения заявления ГИТ сообщит письменно. Если число работников в компании более 1000, результат рассмотрения разместят на сайте Роструда.

Мы выяснили, что поводом для внеплановой проверки может стать жалоба работника, информации из СМИ и интернета. Эти факторы непредсказуемы.

А вот узнать, попала ли организация в план проверок 2022 года, можно по ИНН:

  • на сайте Генпрокуратуры;
  • на сайте трудовой инспекции вашего региона — вот планы проверок г. Москвы;
  • в сервисе СБИС «Все о компаниях и владельцах».

Программа покажет все будущие и прошедшие проверки компании в разделе «Проверки».

Чтобы не попасть в зону «особого внимания» госорганов, надо выполнять критерии «добросовестности». Для ФНС таких критериев 40, для ФСС — 12. СБИС рассчитает их за минуту, на основе данных всех ваших отчетов. Сравнит ваши значения со среднеотраслевыми по налоговой нагрузке, рентабельности, средней зарплате. Оценит вероятность проверки и даст рекомендации по снижению рисков.

При проверке кадровик вынужден собирать документы для трудовой инспекции. В условиях коронавируса и повсеместной дистанционной работы это непросто.

Вам не придется вылавливать работников на удаленке, разыскивать подписанные кадровые документы по филиалам, если взаимодействовать с работниками электронно.

Как перейти на кадровый электронный документооборот в компании, смотрите в нашем вебинаре.

  • Система для электронного кадрового документооборота.
  • Выпуск электронных подписей для сотрудников в момент приема.
  • Электронная отчетность в госорганы.
  • Электронные кадровые архивы.
  1. Запросить информацию о категории риска в инспекции труда по месту регистрации работодателя.Шаблон запроса в ГИТ о категории риска работодателя.
  2. Посмотреть на сайте Роструда.Там выложены перечни работодателей, отнесенных к категории высокого, значительного, среднего и умеренного риска. Чтобы проверить категорию риска по ИНН компании, придется просмотреть все перечни своего региона.По умолчанию все работодатели находятся в категории низкого риска.

Чем занимается трудовая инспекция защита прав работников?Чем занимается трудовая инспекция защита прав работников?Чем занимается трудовая инспекция защита прав работников?

Государственная инспекция по трудовым спорам (Роструд)

Указом Президента России №850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» в 1994г. была создана Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации.

Инспекция была органом государственной исполнительной власти по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде.

В процессе длительной реорганизации и реформирования, после принятия Трудового Кодекса РФ 1 февраля 2001г., Постановлением Правительства РФ №324 от 30.06.2004г. было утверждено Положение «О Федеральной службе по труду и занятости».

Этим Постановлением этап реформирования был закончен и в настоящее время Федеральная служба, сокращенно Роструд, функционирует, как федеральный орган, по контролю и надзору за выполнением трудового законодательства во всех учреждениях и предприятиях на территории РФ, альтернативной гражданской службой и социальной защитой населения.

Структура службы

Роструд находится в ведении Министерства труда и социальной защиты России.

Служба состоит из центрального аппарата, который находится в г.Москве и территориальных органов – государственных инспекций труда в субъектах федерации.

Адреса, время приема граждан территориальными органами можно узнать на сайте Роструда http://www.rostrud.ru.

Законодательными основами деятельности Службы является Конституция РФ, законодательство о труде и социальной защите населения, а также Положение о Роструде.

Полномочия Роструда

Для выполнения поставленных целей Роструд наделен полномочиями:

  • надзор за выполнением трудового законодательства путем проверок, обследований, выдачи предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях;
  • контроль по социальным выплатам лицам, которые были признаны безработными, с правом проведения проверок, выдачи предписаний об устранении нарушений законодательства;
  • надзор за выполнением прав работников на получение пособий и пенсий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  • контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
  • осуществляет рассмотрение на основании законодательства РФ дел об административных правонарушениях;
  • принимает решение о переводе лиц находящихся на альтернативной гражданской службе, из одной организации в другую;
  • организует предоставление социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан;
  • организует прием граждан, выполняет своевременное и полное рассмотрение жалоб граждан, выносит по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок;
  • выполняет другие функции, если они предусмотрены законодательством и нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Права Роструда

Для реализации своих полномочий Роструд имеет право:

  • давать организациям и гражданам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • запрашивать и получать данные, необходимые для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Службы;
  • привлекать к административной ответственности виновных лиц в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Чем занимается трудовая инспекция защита прав работников?

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Сколько мы должны работать?», в которой подробно рассмотрены нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с трудовыми гарантиями беременным женщинам.

Проверки соблюдения трудового законодательства

Одним из основных элементов в работе Роструда является проведение проверок на соблюдение законодательства в организациях и индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения проверок регламентируется Законом РФ 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст.360 ТК РФ.

На основании ФЗ №294 плановые проверки проводятся один раз в три года. План проверок согласовывается с прокуратурой и публикуется в сети интернет.

Внеплановые проверки по этому Закону и ст.360 ТК РФ проводятся в следующих случаях:

  • окончание срока по устранению недостатков работодателем по выданному предписанию о имеющихся нарушениях трудового законодательства и нормативных актов о труде;
  • поступление жалоб и заявлений граждан, в том числе от индивидуальных предпринимателей, организаций, информации от ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, жалобы или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • требования работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  • Внеплановая проверка с органами прокуратуры не согласовывается, предприятие не уведомляется о дате начала проведении проверки.
  • По результатам проверки составляется акт, в котором указываются результаты проверки, в случае выявления нарушений законодательства выдается предписание, руководитель или ответственное лицо привлекаются к административной ответственности.
  • Акт проверки, при несогласии с результатами, с привлечением к административной ответственности работодатель может обжаловать в судебном порядке.

Обращение в государственную инспекцию по трудовым спорам

Любой работник в случае нарушения его прав со стороны администрации предприятия может обратиться в Роструд с жалобой или обращением, которое должно быть зарегистрировано и рассмотрено в течение 30 дней.

В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней, ст.12 ФЗ-59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа Роструда по месту нахождения организации;
  • ФИО заявителя;
  • адрес, куда должен быть направлен ответ;
  • суть жалобы или заявления;
  • подпись и дата.

Заявление может быть направленно в электронном виде.

По результатам рассмотрения дается ответ. В случае нарушения законодательства виновные привлекаются к ответственности и предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений.

Если в отношении вас работодателем были нарушены ваши права, то вы можете обратиться за консультацией к нашим юристам, которые помогут подготовить более квалифицированную жалобу в территориальное отделение Роструда.

Роль федеральной инспекции труда в защите трудовых прав работников определяется тем, что именно этот орган является специализированным по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права.

Сфера деятельности государственной инспекции труда по применению норм трудового права не ограничена. Государственная инспекция труда, как и прокуратура, может принимать меры по защите любых трудовых прав работников.

Однако, в отличие от прокуратуры, она является специализированным органом по применению норм трудового права, тогда как органы прокуратуры призваны обеспечивать соблюдение всех без исключения норм законодательства.

Поэтому применение норм трудового права для органов прокуратуры является одним из направлений деятельности. Несмотря на важность деятельности в данном направлении, органы прокуратуры не в состоянии обеспечить реализацию норм трудового права в полном объеме.

По этой причине созданы специальные органы, осуществляющие государственный надзор исключительно за соблюдением норм трудового права.

Одним из главных специализированных органов по надзору за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, находящаяся в ведении Федеральной службы по труду и занятости, входящей в Министерство здравоохранения и социального развития России.

В соответствии с ч. 1 ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ. До издания Президентом РФ Указа от 20.07.

1994 «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)» функции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства исполняли профсоюзы, которые создаются по профессиональному и отраслевому принципам.

В связи с этим существовали отраслевые инспекции труда, которые в своей деятельности могли учитывать отраслевую специфику в регулировании трудовых отношений.

К основным международно-правовым источникам в сфере надзора и контроля следует отнести Конвенцию N 81 (1947 г.) об инспекции труда в промышленности и торговле, Протокол к этой Конвенции (1995 г.

), Конвенцию N 150 (1978 г.) о регулировании вопросов труда, Конвенцию N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда в производственной среде, которые были ратифицированы Федеральным законом от 11.04.

  • Конвенция N 81 (1947 г.) ориентирует государства-участников на закрепление в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность инспекций труда, следующих основных положений:
  • 1) закрепление государственного статуса инспекций труда, обязательность и широта охвата их контролем организаций, реализующих нормы трудового права;
  • 2) установление системы правовых гарантий в деятельности инспекций в виде предоставления им исключительных полномочий по определению пределов вмешательства в рамках предмета контроля, возложения корреспондирующих обязанностей на подконтрольных лиц;
  • 3) создание материальных и организационных условий деятельности инспекций со стороны государства, обеспечивающих их независимость;
  • 4) соблюдение тайны обращения в целях ограждения заявителей от преследований со стороны работодателя за критику его действий;
  • 5) гласность результатов инспектирования, включение инспекций в систему сотрудничества по вопросам их компетенции со всеми заинтересованными структурами, в том числе с самими участниками трудовых отношений.

2 Конвенции N 81 сказано о том, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы. Следовательно, деятельность государственной инспекции труда по применению норм трудового права не может быть ограничена законодательством, она имеет всеобщий характер.

Данное положение воспроизведено в содержании действующего законодательства.

Принцип всеобщности и обязательности контроля государственной инспекции труда отражен в содержании ст. 354 — 355 ТК РФ. Из этих норм следует, что при проведении инспекций организаций любых форм собственности должностные лица государственной инспекции труда независимы и подчиняются только требованиям законодательства.

Провозглашая государственным надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, Конвенция N 81 (1947 г.) допускает вариативность национальных моделей системы государственных инспекций труда, подчеркивая при этом необходимость единства ее органов. В ст.

4 Конвенции N 81 сказано о том, что в той степени, в какой это совместимо с административной практикой члена организации, инспекция труда может находиться под наблюдением и контролем центральной власти.

В случае федеративного государственного устройства выражение «центральный орган» может означать либо центральный орган федерации, либо центральный орган одной из составных частей федерации. Контроль центральной власти за деятельностью инспекции труда мог быть обеспечен и в том случае, если бы она осталась в ведении профсоюзов.

Например, действия должностных лиц государственной инспекции труда могли бы обжаловаться и в соответствующий центральный орган, и в суд, поэтому ради сохранения отраслевой составляющей в деятельности государственной инспекции труда, по нашему мнению, можно было бы пойти на оставление инспекции труда в ведении профсоюзов с установлением соответствующих форм контроля со стороны государственной власти за ее деятельностью. Конечно, в настоящее время передача государственной инспекции обратно в ведение профсоюзов невозможна. Однако необходимо, по нашему мнению, внедрять новые методы в организацию работы государственной инспекции труда с тем, чтобы отраслевая составляющая опять стала основной в ее деятельности.

Российская система государственной инспекции труда как органа по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права построена по принципам подчиненности федеральной исполнительной власти.

Важно иметь в виду, что российский законодатель относит правовое регулирование деятельности государственной инспекции труда к компетенции Правительства РФ, закрепляя в ч. 2 ст. 354 ТК РФ правило о том, что положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ.

Регламентация, осуществляемая федеральной исполнительной властью, является обязательной для всех подразделений государственной инспекции труда.

5 Конвенции N 81 сказано, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими Правительственными службами, государственными и частными учреждениями — с другой, а также предпринимателями и трудящимися или их объединениями. С целью выполнения этого требования международно-правового акта в содержании трудового законодательства включена ст. 365 ТК РФ. В соответствии с этой нормой Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по надзору и контролю в соответствующей сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Обращение перечисленных органов и организаций в государственную инспекцию труда является основанием для возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда. В рамках этих отношений государственная инспекция труда может использовать документы перечисленных органов и организаций для выявления нарушений трудовых прав работников, а также для устранения выявленных нарушений путем издания правоприменительного акта. Данное взаимодействие с другими органами и организациями может стать стимулом к реальному выполнению инспекцией труда ее координаторской функции по защите трудовых прав, которая на практике почти незаметна.

Использование государственной инспекцией труда норм трудового права происходит в виде выдачи предписания, обязательного для исполнения.

2, 17, 18 Конституции РФ провозглашено непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, обеспечение их реализации отнесено к обязанностям государства, что им исполняется и через деятельность органов исполнительной власти.

Поэтому выдача государственной инспекцией труда предписаний об устранении нарушений трудовых прав граждан, на наш взгляд, является одним из направлений деятельности органов исполнительной власти, предусмотренных в перечисленных конституционных нормах.

Сложнее обстоит дело с выдачей предписаний государственной инспекцией труда, когда требование, по которому оно должно быть выдано, стало предметом рассмотрения в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров.

Следует согласиться с тем, что государственная инспекция труда не может заменять органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В подобной ситуации государственная инспекция труда действительно не должна самостоятельно устранять нарушения трудовых прав работников.

Однако государственная инспекция труда не может быть и в этом случае устранена из процесса по восстановлению трудовых прав работников. В подобной ситуации государственная инспекция труда по требованию лица, участвующего в деле, может выдать правовое заключение, имеющее силу доказательства по делу.

Выдача данного заключения соответствует требованиям ст. 357 ТК РФ. Орган, рассматривающий трудовой спор, обязан дать оценку данного заключения и разрешить дело с учетом имеющихся доказательств.

Государственная инспекция труда, как правило, выдает предписание в форме возложения на работодателя обязанности по реализации трудовых прав работников.

Исполнение такого предписания работодателем в зависимости от его содержания может приводить к защите прав конкретных работников, а также интересов неопределенного круга лиц.

Например, предписанием государственной инспекции труда на работодателя может быть возложена обязанность по восстановлению права конкретного работника, а также по отмене локального нормативного акта, применением которого данное право нарушено.

Предписание государственной инспекции труда может быть издано в форме соблюдения, то есть возложения на работодателя обязанности воздерживаться от совершения неправомерных действий.

К примеру, государственный инспектор труда может потребовать от работодателя не допускать нарушений правил охраны труда, повлекших несчастный случай на производстве.

Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в форме защиты публично-правовых интересов, что предполагает издание предписания об отмене локального нормативного правового акта. В отличие от органов прокуратуры, государственная инспекция труда может требовать отмены только локальных нормативных правовых актов.

Вышестоящие акты могут быть обжалованы государственной инспекцией труда путем обращения в соответствующее структурное подразделение органов прокуратуры.

Другие государственные органы по надзору и контролю не имеют полномочий по предъявлению работодателю требований об отмене локальных нормативных правовых актов, поэтому они могут обращаться в государственную инспекцию труда с целью отмены противоречащего законодательству нормативного правового акта.

К обращению в государственную инспекцию труда может быть приложено заключение данного органа, которое будет рассматриваться в качестве одного из доказательств при решении вопроса о несоответствии локального нормативного правового акта требованиям законодательства.

Государственная инспекция труда может осуществлять деятельность в форме защиты частноправовых интересов.

В этом случае в содержании предписания должны быть указаны обязанности работодателя, исполнение которых должно привести к восстановлению трудовых прав конкретных работников, перечисленных в предписании.

Государственная инспекция труда может выдавать предписания об устранении нарушений любых трудовых прав работника, тогда как другие специализированные органы по надзору и контролю могут устранять нарушения трудовых прав работников в определенной для них законодательством сфере.

Обнаружение этими органами нарушений трудовых прав работников, не относящихся к сфере их деятельности, позволяет им обратиться в соответствующее подразделение государственной инспекции труда, которая своим предписанием может оформить устранение выявленных другим государственным органом нарушений трудовых прав работника.

В этом случае действия названных органов будут выступать в качестве способа возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда.

Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в смешанной форме, то есть для защиты как публично-правовых, так и частноправовых интересов. Следует отметить, что данная форма является типичной при применении законодательства об охране труда.

Например, при несчастном случае на производстве выдается предписание не только в защиту прав пострадавшего работника, но и об устранении нарушений правил охраны труда, которые могут повлечь несчастный случай на производстве.

Устранение таких нарушений направлено на защиту трудовых прав работников, которые состоят с работодателем в трудовых отношениях, а также на защиту лиц, которые могут заключить с ним трудовой договор.

Таким образом, по сфере действия государственная инспекция труда является вторым после прокуратуры органом, имеющим значительные полномочия по защите трудовых прав.

Государственная инспекция труда имеет потребность для обращения в органы прокуратуры только с целью отмены вышестоящих по отношению к организации нормативных правовых актов, а также для привлечения лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, к уголовной ответственности.

Возможности государственной инспекции труда по устранению нарушений трудового законодательства, допущенных работодателем, законодательством не ограничены. Тогда как деятельность других специализированных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права в законодательстве ограничена определенной сферой.

Выявление этими органами нарушений трудовых прав работников, выходящих за пределы сферы их деятельности, позволяет им обратиться в государственную инспекцию труда, которая своим правоприменительным актом может устранить допущенные работодателем нарушения трудовых прав работников.

Следовательно, государственная инспекция труда занимает центральное место в обеспечении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, от эффективности именно ее деятельности зависит в первую очередь защита трудовых прав работников.

Деятельность государственной инспекции труда осуществляется с применением всех рассмотренных нами форм, в частности:

  1. 1) для защиты публично-правовых интересов;
  2. 2) для защиты частноправовых интересов;
  3. 3) для осуществления смешанной защиты, то есть как публично-правовых, так и частноправовых интересов.
  4. Таким образом, взаимодействие с государственной инспекцией труда других органов государственного надзора и контроля призвано обеспечивать защиту трудовых прав работников с использованием всех предусмотренных законодательством процессуальных форм.

Что делать, если с проверкой пришла трудовая инспекция?

Какими должны быть действия работодателя, если работник обратился в трудовую инспекцию с жалобами? В первую очередь нужно изначально соблюдать законы о труде и иметь все необходимые документы, это подтверждающие. Подробнее об особенностях проверок трудовой инспекции рассказал Коханов Николай, руководитель практики юридической группы «МИП».

  • Глава 53 ТК РФ посвящена государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ.
  • Федеральная инспекция труда входит в систему государственных органов Министерства труда и социального развития РФ, которые осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ.
  • Так статьей 355 ТК РФ предусмотрено, что при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ инспекция труда должна руководствоваться принципами уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
  1. Задачами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  2. Для осуществления указанных задач инспекции труда вправе проводить проверки.
  3. Проверки могут быть, как плановые, так и не внеплановые, на основании обращения и жалоб работников.

Законом госинспектору труда предоставлено право с целью проведения проверки беспрепятственно в любое время при наличии удостоверения посещать работодателей (юридических и физических лиц), также вправе запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Согласно Федеральному Закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» от 08.08.2001 г., установлен порядок организации надзорно-контрольной деятельности.

Так, решение о проведении проверки (направление государственного инспектора труда на проверку) оформляется приказом руководителя или распоряжением заместителя руководителя, данный документ госинспектор труда обязан предъявить работодателю.

Законом к приказу руководителя, распоряжению о проверке установлены требования, данные документы должны содержать: номер и дату издания приказа (распоряжения), наименование государственной инспекции труда, фамилию, имя, отчество государственного инспектора труда, которому поручено проведение проверки, наименование организации, в которой предполагается проводить контрольно-надзорные мероприятия, цели и задачи проводимой проверки, основания для проведения проверки (плановая, внеплановая), дата начала и окончания проверки, срок проведения проверки.

Итак, если в отношении работодателя принято решение о проведении проверки, то целесообразно попросить у государственного инспектора труда предъявить служебное удостоверение и приказ руководителя или распоряжение заместителя руководителя о проведении проверки. Если после ознакомления с документами о проведении проверки будет установлено, что проверка проводится в соответствии с законом, следует обеспечить беспрепятственный доступ государственному инспектору труда на территорию работодателя.

Работодателю следует в первую очередь обеспечить наличие и правильность оформления кадровых документов в отношении работника: подписан ли трудовой договор, содержатся ли в трудовом договоре обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством, имеется ли отметка о том, что работнику выдан его экземпляр трудового договора, в случае если происходило изменение размера заработной платы, имеются ли соответствующие дополнительные соглашения. Также следует проверить правильность оформления локальных нормативных актов: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, премировании, положение об охране труда и иные, ознакомлен ли работник с локально-нормативными актами и другими кадровыми документами, относящимися к работнику.

Дополнительно стоит проверить, ознакомлены ли все работники с правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда, премировании, положением об охране труда и иными локально-нормативными актами, другими кадровыми документами. А также проверить правильность ведения табеля учёта рабочего времени, оформления расчетных листов по заработной плате.

Сразу скажем, что не следует игнорировать требования государственного инспектора труда о предоставлении документов. Данные действия могут привести к дополнительной ответственности.

Следует в полном соответствии с запросом государственного инспектора труда подготовить документы, которые относятся к работнику, дополнительно стоит представить мотивированные письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в обращении работника в инспекцию труда.

И все же, при установлении нарушений трудового законодательства, будет вынесено предписание об их устранении, что является обязательным для работодателя. Кроме того, работодатель обязан своевременно уплатить штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства.

Статьей 419 ТК РФ предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена: уголовная (ст. 143, 145, 145–1 УК РФ), административная, дисциплинарная, материальная.

Действия государственного инспектора труда, могут быть обжалованы. Жалоба может быть подана либо руководителю инспекции, либо в вышестоящую организацию, либо в суд.

Самое главное, следует не допускать аналогичных нарушений в течение года. А то придётся оплачивать штрафы в повышенном размере, кроме того, виновное должностное лицо могут дисквалифицировать.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *