Когда проводится внеплановая специальная оценка условий труда
Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 24.07.2023 N 381-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
В каких случаях проводится внеплановая специальная оценка условий труда: сроки проведения
Проведение СОУТ регулируется действующими Федеральными законами и нормативными актами. ФЗ №426 “О специальной оценке условий труда” регулирует основные аспекты осуществления СОУТ. В статье 17 данного закона указываются случаи, в которых допускается проведение внеплановой СОУТ.
Внеплановая специальная оценка условий труда осуществляется в различных ситуациях:
- Использование вновь подготовленных рабочих мест после перерыва в связи с отсутствием соискателей, либо вынужденным приостановлением работы для устранения ранее выявленных нарушений норм охраны труда.
- Если государственный инспектор в рамках проверки условий работы организации обнаружил нарушения ряда требований, норм и предписаний, которые сказываются на безопасности труда сотрудников. Выявленные проблемы позволяют государственному специалисту составить предписание о необходимости устранить обнаруженные нарушения. Документ также предполагает последующее проведение внеплановой СОУТ.
- Внесение изменений в технологические процессы, которые могли оказать воздействие на уровень неблагоприятных воздействий на рабочих местах. Такие изменения часто появляются при замене специализированного оборудования, реализации новых технологий работы.
- Замена некоторых видов рабочего сырья или материалов, которая могла сказаться на условиях труда и уровне неблагоприятных воздействий на сотрудников.
- Замена используемых средств индивидуальной защиты сотрудников, если новая продукция отличается по характеристикам и свойствам, так как это может сказываться на уровне неблагоприятных воздействий на сотрудников.
- Расследование несчастного случая на предприятии либо выяснение обстоятельств получения профессионального заболевания работником организации, причинами которого стала рабочая деятельность в условиях регулярного воздействия вредных или опасных факторов.
- Выборные органы, которые представляют интересы сотрудников, составили аргументированный запрос на проведение внеплановой СОУТ. Такой запрос часто появляется вследствие коллективного решения сотрудников, на основании опасений в вопросах безопасности труда, либо предположений о несоблюдении руководителем норм, установленных законодательством, которые предполагают гарантии, компенсации и льготы, связанные с условиями работы. Иногда сотрудник не согласен с результатами СОУТ либо имеет иные возражения относительно условий труда. В таком случае также составляется письменный запрос, где работник аргументирует необходимость внеплановой СОУТ.
Когда проводится внеплановая проверка в течение 12 месяцев
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в установленный законом срок до 12 месяцев с момента наступления таких обстоятельств:
- Внесение значимых изменений в технологические процессы, которые могли сказаться на уровне неблагоприятных воздействий на рабочих местах. Например, изменения нередко появляются при замене устаревшего или изношенного специализированного оборудования, реализации новых технологий работы.
- Начало использования вновь подготовленных рабочих мест.
Когда проводится внеплановая проверка в течение 6 месяцев
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в установленный законом срок до 6 месяцев с момента наступления таких обстоятельств:
- Выборные органы, в задачи которых входит представление интересов сотрудников организации, составили аргументированный запрос на проведение внеплановой СОУТ. Такой запрос нередко появляется вследствие коллективного решения сотрудников, которое основывается на опасениях в вопросах безопасности труда. Иногда сотрудники требуют проведения внеплановой СОУТ из-за предположений о несоблюдении руководителем норм, установленных законодательством, которые предполагают гарантии, компенсации и льготы, связанные с условиями работы. Если сотрудник не согласен с картой СОУТ, либо имеет иные возражения относительно условий труда, он составляет письменный запрос, где детально аргументирует необходимость внеплановой СОУТ.
- Замена ранее применяемых видов рабочего сырья или материалов, которая могла сказаться на условиях труда и уровне неблагоприятных воздействий на сотрудников.
- Если государственный инспектор при проверке условий работы организации обнаружил нарушения ряда требований, норм и предписаний, которые сказываются на безопасности труда сотрудников. Установленные нарушения позволяют государственному специалисту составить предписание работодателю о необходимости устранить все выявленные проблемы. Документ также предполагает последующее проведение внеплановой СОУТ.
- Расследование несчастного случая на предприятии или выяснение обстоятельств получения профессионального заболевания работником организации, причинами которого стала рабочая деятельность в условиях регулярного воздействия вредных или опасных факторов.
- Замена ранее используемых средств индивидуальной защиты сотрудников. Если закупленная продукция отличается по характеристикам и свойствам от ранее используемой, это может сказываться на уровне неблагоприятных воздействий на сотрудников.
Если работодатель изменил личные данные, осуществлена реорганизация юридического лица, внесены изменения в наименование рабочего места, однако не появились нижеописанные основания, внеплановая СОУТ не проводится:
- Внесение значимых изменений в технологические процессы, которые могли сказаться на уровне неблагоприятных воздействий на рабочих местах. Например, изменения нередко появляются при замене устаревшего или изношенного специализированного оборудования, реализации новых технологий работы.
- Замена ранее применяемых видов рабочего сырья или материалов, которая могла сказаться на условиях труда и уровне неблагоприятных воздействий на сотрудников.
- Замена ранее используемых средств индивидуальной защиты сотрудников. Если закупленная продукция отличается по характеристикам и свойствам от ранее используемой, это может сказываться на уровне неблагоприятных воздействий на сотрудников.
- Выборные органы, в задачи которых входит представление интересов сотрудников организации, составили аргументированный запрос на проведение внеплановой СОУТ. Такой запрос нередко появляется вследствие коллективного решения сотрудников, которое основывается на опасениях в вопросах безопасности труда. Иногда сотрудники требуют проведения внеплановой СОУТ из-за предположений о несоблюдении руководителем норм, установленных законодательством, которые предполагают гарантии, компенсации и льготы, связанные с условиями работы. Если сотрудник не согласен с картой СОУТ, либо имеет иные возражения, относительно условий труда, он составляет письменный запрос, где детально аргументирует необходимость внеплановой СОУТ.
Когда внеплановая СОУТ не проводится?
Если для проведения внеплановой оценки условий труда нет достаточных оснований, проверка может не проводиться. Решение о непроведении таких мероприятий принимается специальной комиссией.
Если государственный инспектор выявил ряд нарушений условий труда, при проведении оценки безопасности работы организации, специалист составляет предписание. В документе указывается весь перечень выявленных нарушений, какие законы и нормативные акты регламентируют невыполненные требования. Предписание вынуждает работодателя устранить все выявленные нарушения. Оценка реализованных действий проводится в рамках внеплановой СОУТ. Пока новый отчет о проведении внеплановой СОУТ не утвержден, работодатель не должен допускать ухудшение условий труда сотрудников, на рабочих местах которых выявлены нарушения. Это регламентируется законами, которые предоставляют гарантии и компенсации, связанные с условиями труда.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
1. Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 3. Специальная оценка условий труда
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 553-ФЗ)
4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
1. Работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
5) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений); (В редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 136-ФЗ)
3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
7) рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
1. Работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также — эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; (В редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 136-ФЗ)
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;
4) представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:
1) отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов. (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 381-ФЗ)
2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:
1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее — поверка); (В редакции федеральных законов от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:
а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
1. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) управления профессиональными рисками; (В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 381-ФЗ)
16) иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
2. Результаты проведения специальной оценки условий труда для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. (Дополнение частью — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда
Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 27.12.2019 № 451-ФЗ, от 30.12.2020 № 503-ФЗ)
5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
6. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах «а», «в» и «в1» пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 18 настоящего Федерального закона. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда. (Дополнение частью — Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ)
Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной о
Когда и как проводить внеплановую СОУТ
Наши коллеги из clubtk.ru написали материал: когда и как проводить внеплановую СОУТ. С их разрешения мы перепечатываем статью полностью.
Внеплановая СОУТ — это процедура, направленная на выявление факторов на производстве и в трудовом процессе, вредно и опасно влияющих на здоровье работников, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников, проводимая вне плана. Основания для осуществления такой процедуры прописаны в ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
В каких случаях проводится спецоценка вне плана
В ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ указано, в каких случаях проводится внеплановая СОУТ:
создание новых рабочих мест и ввод их в применение;
применение новых технологий на производстве, ввод в применение нового оснащения, способного повлиять на уровень факторов, действующих на сотрудников, несущих вред для его здоровья;
использование в деятельности новых материалов и т. п., оказывающих влияние на здоровье сотрудника;
применение новых СИЗ и СКЗ, способных воздействовать на сотрудников, — несущих вред и опасность для их здоровья.
Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться при наличии мотивированных предложений от профсоюза об оформлении мероприятия вне плана, в том числе по замечаниям и возражениям сотрудника касаемо результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте.
Согласно законодательству, внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях (ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
при получении компанией документа от ГИТ об оформлении спецоценки вне плана в связи с выявленными нарушениями требований действующего законодательства;
при произошедшем на работе несчастном случае или выявлении профзаболевания, причинами которых стало влияние на сотрудника факторов, несущих вред и опасность его здоровью.
Внеплановая СОУТ по 426-ФЗ может не проводиться при смене Ф.И.О. или работодателя (ИП, реорганизации работодателя, юрлица) или смены названия рабочего места, если это не влечет за собой наступления оснований для оформления спецоценки вне плана, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 ст. 17 этого закона. Решение о неосуществлении мероприятия принимается комиссионно.
Как составить приказ о проведении внеплановой СОУТ
Выяснив, когда проводится внеплановая СОУТ по Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ, компания подготавливает приказ об осуществлении процедуры. Приказ можно составить, руководствуясь приложением № 5 Приказа Минтруда России от 24.12.2018 № 834н.
В нем прописывают:
дату и номер документа;
основания проведения внеплановой специальной оценки условий труда;
количество мест, на которых проводится процедура;
дату оформления СОУТ вне плана;
ответственных лиц за сохранность документов по СОУТ;
подписи задействованных в мероприятии лиц.
Порядок проведения
Порядок проведения внеплановой СОУТ не отличается от того, по которому проводится мероприятие по плану. Выглядит так:
Компания издает приказ об осуществлении процедуры, назначает им комиссию, составляет список мест для оценивания, заключает договор с фирмой, проводящей мероприятие.
После оформления процедуры и проведения замеров составляется отчет.
Отчет об осуществлении мероприятия подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем в срок не позднее чем 30 к. д. со дня его направления работодателю организацией, проводящей процедуру.
Компания ознакамливает сотрудников с результатами оформления мероприятия на их рабочих местах под подпись в срок не позднее 30 к. д. со дня утверждения отчета.
Компания в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета уведомляет об этом фирму, проводившую процедуру, направляет копию утвержденного отчета заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа с усиленной квалифицированной подписью.
Работодатель, учитывая условия законодательства РФ о ПД, организует размещение на своем сайте результатов спецоценки в течение 30 к. д. со дня утверждения отчета.
Компания подает декларацию о том, что условия труда соответствуют условиям ОТ, по форме приложения № 1 (Приказ Минтруда от 07.02.2014 № 80н, документ утрачивает силу с 01.03.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 17.06.2021 № 406н) в ГИТ по месту своего нахождения лично или направляет почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Сроки проведения
Ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ установлены сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда, согласно ей, процедура вне плана оформляется в течение 12 месяцев со дня установления случаев, прописанных в этой статье (п.1, 3).
Также сроки внеплановой СОУТ могут сокращаться до 6 месяцев со дня установления случаев, прописанных в п. 2, 4, 5, 6, 7 части 1 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ.