Курс разбивается на части которые называются
Перейти к содержимому

Курс разбивается на части которые называются

  • автор:

Как разбить учебные материалы на части

Разбиение учебных материалов

Онлайн-образование

Если вы хотите создавать более эффективные учебные материалы, вам нужно знать, как их правильно фрагментировать.

Фрагментация, дробление, разделение на части – это процесс разбивки учебных материалов на более мелкие части (разделы, модули, конкретные уроки и т.д.) с последующим расположением их в такой последовательности, которая облегчает усвоение материала учащимися.

Почему это так важно?

Создание обучения на основе того, как люди учатся

При создании обучения вы должны понимать и учитывать то, как люди учатся. И разбивка материалов на более мелкие части позволяет это сделать.

Обучение включает в себя получение сенсорной информации из внешнего мира и ее перемещение по трем различным структурам нашей системы памяти. Давайте рассмотрим весь процесс подробно:

  1. Сенсорная информация из внешнего мира

Это все, что происходит вокруг вас во время обучения. Включает в себя учебные материалы, а также многое другое – температуру в помещении, щебетание птиц за окном и т. д.

  1. Сенсорная память

Информация из внешнего мира наполняет вашу сенсорную память, но она задерживается там лишь на короткий период времени и большая часть не привлекает вашего сознательного внимания.

  1. Рабочая память

Часть информации из сенсорной памяти переходит в рабочую. Загвоздка в том, что ваша рабочая память может работать только над небольшим количеством вещей одновременно (около 4) и может удерживать информацию только в течение короткого периода времени (около 10 секунд).

  1. Долговременная память

Часть, но не вся информация из вашей рабочей памяти будет затем перенесена в вашу долговременную память. Этот процесс называется кодированием. Кажется, что долговременная память безгранична – нет никаких ограничений на количество информации, которую она может хранить, или на то, как долго она может ее хранить.

Информация в долговременной памяти «упаковывается» в структуры, называемые схемами. Как только информация попадает в долговременную память, она может быть восстановлена позже, когда это необходимо. В этот момент она возвращается из долговременной памяти в рабочую.

Рабочая память – «слабое место» в нашей системе памяти

Таким образом, рабочая память является «слабым местом» в процессе обучения. Она может хранить информацию только в течении короткого периода и не может хранить ее много.

Очень легко перегрузить рабочую память – дать ей слишком много информации и она просто потеряет ее часть. Это называется когнитивной перегрузкой. И если вы перегружаете рабочую память, то эта информация не имеет шансов попасть в долговременную память, а затем быть извлечена и использована.

И здесь на помощь приходит дробление материала на части. В итоге мы разбиваем учебный материал на части, потому что знаем, как человеческий мозг обрабатывает информацию во время обучения, и не хотим перегружать рабочую память. Разделение материала на части позволяет избежать перегрузки рабочей памяти. Это также имеет значение в кодировании информации при переносе в долговременную память.

Два компонента фрагментации учебных материалов

Напомним, что фрагментация означает то, что мы берем информацию и разбиваем ее на маленькие части. Но также важно помнить, что затем вы объедините эти маленькие фрагменты в некоторую организованную последовательность обучения для вашего ученика.

Таким образом, вы можете воспринимать разбивку на части как двухэтапный процесс, в котором разработчик учебных материалов:

  • Разбивает информацию на небольшие части, которые могут быть обработаны рабочей памятью
  • Организует эти части в той или иной логической последовательности, что облегчает ученику обработку и кодирование информации в долговременную память

Ниже вы найдете советы по оптимальному размеру частей ваших учебных материалов и порядке их организации.

Оптимальная длина фрагментов учебных материалов для новичков и экспертов в теме

Как вы знаете, прежде чем создавать обучение, вы должны лучше узнать своих учеников, для которых оно предназначено. Это позволит вам разработать учебную программу, которая будет соответствовать их потребностям в обучении.

И одна из самых важных вещей, которую вы можете узнать – это их имеющиеся знания в конкретной теме.

В частности, важно понимать, являются ли они новичками в теме или хорошо информированными экспертами.

Почему это так важно?

Вы можете подумать, что эксперты в теме могут обработать больше блоков информации, чем новички. Но это не так. У новичков и экспертов одинаковый лимит рабочей памяти – около четырех блоков.

Но что отличается, и что ДОЛЖНО влиять на структуру вашего обучения, так это размер этих блоков. Новички могут работать с 4 небольшими фрагментами, в то время как для экспертов эти 4 фрагмента будут уже большими по объему.

Почему эксперты могут работать с большими блоками информации? Да потому, в их долговременной памяти уже есть схемы, которые они могут использовать для потребления и осмысления новой информации. Эти схемы «поддерживают» процесс обучения эксперта в данной теме. И часть вашей работы как разработчика учебной программы состоит в том, чтобы предоставить так называемые «кирпичики» для начинающих учеников, у которых нет встроенной поддержки на основе имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти.

Как разбить учебные материалы на части

1. Начните с «общей картины» и двигайтесь к частному

Как правило, создаваемое вами обучение состоит из нескольких уроков или даже курсов. Поэтому начните с разбивки всей учебной программы на более мелкие части. Например, ваша учебная программа может включать модули, ваши модули могут включать темы, ваши темы могут включать уроки, а уроки – упражнения.

Важно не то, какие понятия вы используете для учебной программы/модуля/темы/урока/упражнения, а то, что они разбиты и организованы логически.

В некоторых случаях эта стратегия будет последовательной и линейной, потому что вы создаете линейное обучение для своих учеников. В других случаях, когда вы создаете нелинейное обучение, вы можете организовать все по-другому, например, основываясь на концепции.

2. Пересмотрите свою стратегию обучения

Возможно, с первого раза вы не получите идеального результата. Возвращайтесь и исправляйте все при необходимости. Это не фиаско, это процесс совершенствования. Обучение всегда связано с оценкой, анализом и постоянным улучшением.

3. Избавьтесь от ненужного

В обучении «меньше всегда лучше, чем больше». Пока вы все еще находитесь на стадии проектирования, обратите внимание на материалы, которые вам не нужны и их легко можно вычеркнуть из обучения. Порой это сложно сделать, но это позволит вам включить в обучение более эффективные материалы для ваших учеников. Откажитесь от всей информации типа «полезно знать» и «интересный факт».

4. Проанализируйте свои страницы, слайды и уроки

В конце концов, вы начнете создавать обучение для одного «момента» – продумывать каждый слайд, каждую страницу и каждый урок. Постарайтесь представить только одну идею на экране и сделайте ее краткой и понятной. Помните об ограничениях рабочей памяти и убедитесь, что вы не перегружаете ее.

5. Сделайте шаг назад и посмотрите на блоки информации, которые у вас получились

Расположены ли они в логическом порядке? Не даете ли вы слишком много блоков информации, прежде чем ученики смогут попрактиковаться или сделать перерыв? Помните, что у вас есть только 4 блока, чтобы учащиеся смогли усвоить ваши учебные материалы.

Организация фрагментов ваших учебных материалов

Есть несколько способов упорядочить блоки ваших учебных материалов. Вот несколько из них:

1. «Встроенная» логическая структура

Может существовать некий логический порядок, который «встроен» в тему. Например, по географическому признаку, хронологии и т.д.

2. Порядок/последовательность выполнения заданий

Если вы обучаете кого-то выполнять рабочую задачу, имеет смысл упорядочить обучение в том же порядке, в каком ученик будет ее выполнять. Это особенно актуально для курсов по рабочим процедурам и техническим моментам.

3. Предварительное условие для обучения

Во многих случаях обучение будет представлять собой поэтапный процесс, в котором вы изучаете предварительное условие, а затем осваиваете материал, который зависит от знания предварительного условия. Хотите научить кого-нибудь устранять неполадки в сложной системе? Вероятно, лучше всего начать обучение с объяснения как работает эта система.

4. Причины и следствия

Обучение поиску и устранению неисправностей или решению проблем может быть организовано в виде базовой причинно-следственной схемы. Вы можете представить обучение сотрудников по обслуживанию клиентов в виде «плохих» и «хороших» шаблонов поведения и показать результаты, к которыми они могут привести.

5. Идите от общего к деталям

Начните с общей информации, а затем «углубитесь» в детали. Сделайте обзор, а затем расскажите, как следует использовать различные части или детали общей системы.

6. Вернитесь и повторите

Это может быть полезно во время длительного обучения. Лучше работает повторение для целой темы, чем для отдельного урока. В начале обучения вы даете концепцию, а затем по ходу дальнейшего изучения от модуля к модулю возвращайтесь к этой концепции, осваивая ее более глубо с помощью различных способов.

7. От простого к сложному

Если в вашем обучении нет строго порядка (см. пункт 3), вы можете сначала предложить простые материалы, а затем уже дать более сложные.

8. От известного к неизвестному

Учащиеся соотносят новую информацию с той информацией, которой они уже владеют. Таким образом, имеет смысл активировать знания, говоря об известных вещах, прежде чем изучать новое и неизвестное.

9. Определение категорий

Это может быть полезно, если у ваших учебных материалов нет реальной внутренней структуры. Например, базу знаний, к которой могут обращаться ваши ученики, чтобы найти ответы на свои вопросы и необходимые подсказки следует структурировать по категориям. Так поиск информации будет быстрый и точный, что улучшит качество вашего обучения.

Например, на платформе «АнтиТренинги» вы можете объединить уроки не только в конкретные курсы, но и в отдельные темы внутри самого курса. Это позволяет выстроить четкую и понятную структуру обучения и систематизировать все учебные материалы.

10. По алфавиту

Обычно используется в глоссариях, полезных файлах программного обеспечения и подобных контекстах. Учащимся легко ориентироваться в учебных материалах и находить необходимую информацию.

11. В порядке важности

В зависимости от вашего контента, вы можете размещать материалы в порядке важности: от самым важных в начале до менее важных в конце и наоборот. Это особенно полезно, если учебная тема не имеет внутренней структуры.

12. Распределение обучения по времени

Не забудьте также продумать обучение, которое будет распределено по времени и не закончится единичным обучающим мероприятием. Проведите первичное базовое обучение, за которым обязательно будут следовать небольшие курсы повышения квалификации или тренировки по отработке навыков.

Используйте описанные выше советы и рекомендации, чтобы разбить ваше большое обучение и учебные материалы на части, которые ваши ученики легко и эффективно усвоят. Так изученная информация надолго останется в их памяти и они смогут ей воспользоваться и после обучения.

Чем отличается семестр от четверти

Выбор оптимального формата обучения – это важный шаг в построении образовательного процесса. Зачастую, вопрос о том, какой формат выбрать, остается на усмотрение студента. Однако, рассмотрев различные варианты, можно сделать обоснованный выбор, который соответствует индивидуальным потребностям и особенностям.

Один из наиболее распространенных форматов обучения – семестр. Данный формат подразумевает разделение учебного года на две равные части, каждая из которых длится по 16-20 недель. В конце каждого семестра проводятся экзамены или зачеты, которые определяют успеваемость студента. Что касается четверти, то ее продолжительность – 8-10 недель. Образовательный процесс в этом формате построен на циклах изучения отдельных дисциплин, завершающихся соответствующей аттестацией.

Подбор оптимального формата обучения зависит от индивидуальных особенностей студента, его возможностей и временных рамок. Если у студента есть ограничения во времени, например, учеба на вечернем отделении, то можно выбрать формат четвертей. Если же студент хочет углубленно изучать дисциплину, то формат семестра может быть более подходящим, так как позволяет задействовать больше времени для учебы.

Различия между четвертью и семестром

Период обучения: Основное различие между четвертным и семестровым форматом обучения заключается в продолжительности периода обучения. В четвертном формате образовательный год разбит на четыре части, каждая из которых длится около 9-10 недель. В семестровом формате обучения, образовательный год разбит на две части, с каждой длительностью около 18-20 недель.

Количество предметов: В семестровом формате обучения студенты обычно изучают больше предметов за раз, чем в четвертном формате. Это связано с тем, что семестр имеет большую продолжительность, и у студентов есть больше времени для изучения большего количества дисциплин. В четвертном формате обучения студенты уделяют больше времени каждому предмету, так как у них меньше времени на изучение большого количества дисциплин.

Оценивание: В четвертном формате обучения оценивание проводится чаще, чем в семестровом формате обучения. Учитель может определить более точную оценку знаний студента, когда оценивание проводится чаще. В семестровом формате оценивание проходит реже, и в это время студенты могут забывать пройденный материал.

  • Гибкость: Четвертный формат обучения предлагает большую гибкость, чем семестровый формат образования. В четвертном формате ученики могут сменить предметы в конце каждой четверти, если они поняли, что выбрали неправильный предмет. В семестровом формате такая гибкость отсутствует, и студенты должны постараться выбрать правильные предметы заранее.
  • Скорость изучения: В четвертном формате обучения студенты должны работать над каждым предметом более интенсивно, чтобы успеть изучить весь учебный материал до конца четверти. Это означает, что студентам приходится уделять каждому предмету больше времени и сил. В семестровом формате студенты могут уделять меньше времени каждому предмету, что может повысить их общую производительность.

Длительность обучения

Одним из главных факторов при выборе формата обучения является длительность обучения. В случае четвертного формата, учебный год делится на 4 части, а в случае семестрового — на 2. Каждый из периодов соответствует около 9-10 недель учебного процесса.

Четвертный формат подразумевает более короткие периоды обучения, однако количество их больше, чем в семестровом формате. Таким образом, срок обучения сокращается до 36 или 40 недель в зависимости от того, проводится ли учебный год в соответствии с американским или российским стандартами.

В свою очередь, семестровый формат является более привычным для студентов, так как соответствует классическому варианту университетского образования. Срок обучения может быть увеличен до 40-45 недель в году, что позволяет провести более углубленную подготовку по каждому предмету и тем самым увеличить качество получаемого образования.

Однако, важно помнить, что длительность обучения является лишь одним из факторов при выборе формата образования. Перед принятием решения стоит учитывать также уровень сложности и насыщенности учебного процесса, наличие дополнительных опций (например, возможность интерактивного общения со студентами), а также личные предпочтения и возможности.

Частота экзаменов и отчетности

Формат обучения в четверти и семестре также отличается по частоте экзаменов и отчетности. В четвертном формате экзамены проводятся через каждые 8-10 недель, что может затруднить усвоение материала и привести к накоплению большого количества знаний, которые нужно вспомнить до экзамена. Отчетность в четвертной системе также проводится более часто, что означает больше напряжения и работ по подготовке к работам и предъявлению результатов.

В семестровом формате экзамены проводятся в конце каждого семестра, что обеспечивает более глубокое понимание материала и дает больше времени на подготовку к экзаменам. Отчетность в семестровой системе проводится реже, что может освободить время для более глубокого погружения в учебный материал и обеспечить большую свободу выбора литературы и направлений для подготовки к работам.

Выбор между форматами обучения зависит от индивидуальных потребностей и учебной нагрузки каждого студента. Для тех, кто предпочитает более фокусированные учебные периоды и регулярную обратную связь на протяжении всего срока обучения, четверть может быть лучшим выбором. Для тех, кто предпочитает большую свободу и гибкость в выборе учебных материалов и степени участия в экзаменах и отчетности, семестр может быть предпочтительнее.

  • Четверть:
    • Экзамены через каждые 8-10 недель,
    • Отчетность проводится более часто,
    • Более фокусированные учебные периоды,
    • Регулярная обратная связь.
    • Экзамены в конце каждого семестра,
    • Отчетность проводится реже,
    • Большая свобода в выборе учебных материалов,
    • Большая гибкость в выборе участия в экзаменах и отчетности.

    Определение оптимального формата обучения

    Оптимальный формат обучения — это формат, который наилучшим образом подходит для конкретной образовательной программы и соответствует потребностям студентов. В зависимости от целей и задач программы, а также особенностей учебной группы, может быть более предпочтительным семестровый или четвертный формат обучения.

    Для программ, в которых много теоретических занятий, более предпочтительным может быть семестровый формат, когда курс разбивается на две части, по которым проводятся экзамены. Такой формат позволяет углубленно изучать материал и давать студентам достаточно времени на освоение теории и практических навыков.

    В то же время, для более практических программ, например, обучения программированию или дизайну, четвертный формат может оказаться предпочтительным. Он позволяет студентам быстрее совершенствовать навыки, так как занятия проводятся меньшими порциями, но постоянно. Студенты могут быстро применять полученные знания на практике и получать обратную связь от преподавателей.

    Определение оптимального формата обучения должно учитывать не только особенности программы обучения, но и потребности студентов. Некоторым может быть удобнее учиться в более интенсивном режиме, когда занятия проводятся почаще, а для других более подходит более спокойный темп обучения. Поэтому перед выбором формата обучения необходимо провести опрос студентов и учитывать их мнение.

    ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

    Приступая к педагогическому проектированию дисциплины и ее теоретической лекционной части, т. е. курса лекций, преподаватель прежде всего отбирает из соответствующей науки (физики, математики, гуманитарных, отраслевых наук) ту необходимую и достаточную информацию, без которой чтение курса невозможно, так называемый базис дисциплины. Затем пишет тематический план лекций в логической после- довательности. Далее составляется рабочая программа в соответствии с требуемыми профессиональными умениями и навыками, которые необходимо сформировать у студентов в процессе изучения дисциплины, в ней планируются и практическая часть курса (формы, содержание) и формы контроля. Курс разбивается на модули. Каждый модуль может содержать 1–2 лекции и 2–3 практических занятия.

    Число лекций и практических занятий может быть произвольным и зависит от специфики предмета, но каждый модуль заканчивается одной из форм контроля. В основу методологии проектирования лекционного курса в виде текста лекций положены принципы системности, информативности, наглядности и понятности.

    Учебный текст строится на основе реферативно — переработанных научных текстов, системно изложенных. Лекция представляет собой звено единой замкнутой системы, состоящей из модулей. Целое и его части связаны между собой так, что не могут существовать друг без друга – система распадется, перестанет быть таковой. Системные связи суть структурно-логические связи элементов системы в их взаимодействии и взаимообусловленности.

    При проектировании текста лекции обычно используются:

    — дедуктивный метод изложения;

    — индуктивный метод изложения.

    Практика показывает, что чаще преподаватели используют дедуктивный метод (от общего к частному). Индуктивный метод может применяться в проблемной лекции. Дедуктивно излагаемый описательный текст, строится по типовой схеме:

    · описание параметров и функций объекта;

    · расчленение объекта на существенные части-блоки;

    · описание их функционирования;

    · описание деталей блока и их назначения.

    Особое внимание следует уделять выводам в конце раздела и итоговым выводам в конце лекции. В текст следует включить контрольные вопросы к узловым моментам лекции, дидактическим блокам и единицам, предлагаемым студентам для активного усвоения. Вопросы могут иметь проблемный характер, могут иметь вид теста, предполагающего выбор правильного ответа, или ответы типа

    Принцип наглядности реализуется в процессе чтения лекции, однако лектор при проектировании текста должен запланировать все средства визуализации информации, будь то ТСО (слайды, «Лектор»), схемы, плакаты, планшеты, раздаточный иллюстративный материал или вербальные средства (примеры, аналогии, сравнения и т. п.), их форму, количество, очередность демонстрации.

    Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

    1) понимали информацию;

    2) она вызывала бы у них интерес;

    3) чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию – и не механически, а осмысленно;

    4) чтобы имели возможность кратковременной разрядки во время «пиков внимания».

    Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана, будучи организованной в письменный текст, научно-учебная ин-формация должна быть трансформирована в устную речь так, чтобы она в полном объеме была воспринята и усвоена аудиторией. И здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство лектора.

    Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но «свертывания» устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.

    Полезно в ходе лекции подавать реплики типа: «Это следует записать буквально»; «Сейчас можно просто послушать». Повторами и более медленным темпом можно выделять дидактические единицы, следить за их фиксацией. Полезно время от времени пройти по аудитории и проследить, все ли студенты пишут конспекты, успевают ли за темпом речи лектора.

    На лекционном занятии происходит двойная трансформация информации: текст лекции – речь лектора – текст студенческих конспектов. В этой связи полезно проверить выборочно несколько конспектов, сравнив их друг с другом, с авторским текстом лекции, установив степень адекватности учебной информации.

    Если ключевая информация, содержащаяся в авторском и студенческом вариантах текста совпадает, значит, педагогическая цель лекции достигнута.

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Курс разбивается на части которые называются

    Приступая к педагогическому проектированию дисциплины и ее теоретической лекционной части, т. е. курса лекций, препо­даватель прежде всего отбирает из соответствующей науки (физики, математики, гуманитарных, отраслевых наук) ту необхо­димую и достаточную информацию, без которой чтение курса невозможно, – так называемый базис дисциплины.

    Затем пи­шет тематический план лекций в логической последовательности. Далее составляется рабочая программа в соответствии с требуе­мыми профессиональными умениями и навыками, которые не­обходимо сформировать у студентов в процессе изучения дис­циплины, в ней планируются и практическая часть курса (фор­мы, содержание) и формы контроля. Курс разбивается на моду­ли. Каждый модуль может содержать 1–2 лекции и 2–3 прак­тических занятия.

    Число лекций и практических занятий может быть произвольным и зависит от специфики предмета, но каж­дый модуль заканчивается одной из форм контроля. В основу методологии проектирования лекционного курса в виде текста лекций положены принципы системности, информативности, наглядности и понятности.

    Учебный текст строится на основе реферативно перерабо­танных научных текстов, системно изложенных. Лекция пред­ставляет собой звено единой замкнутой системы, состоящей из модулей. Целое и его части связаны между собой так, что не могут существовать друг без друга – система распадется, пере­станет быть таковой. Системные связи суть структурно-логи­ческие связи элементов системы в их взаимодействии и взаимо­обусловленности.

    При проектирова­нии текста лекции можно использовать дедуктивный либо ин­дуктивный методы изложения. Практика показывает, что чаще преподаватели используют дедуктивный метод (от общего к ча­стному). Индуктивный метод может применяться в проблем­ной лекции. Дедуктивно излагаемый описательный текст, стро­ится по типовой схеме:

    описание параметров и функций объекта;

    расчленение объекта на существенные части-блоки;

    описание их функционирования;

    описание деталей блока и их назначения.

    Особое внимание следует уделять выводам в конце раздела и итоговым выводам в конце лекции. В текст следует включить контрольные вопросы к узловым моментам лекции, дидакти­ческим блокам и единицам, предлагаемым студентам для ак­тивного усвоения. Вопросы могут иметь проблемный характер, могут иметь вид теста, предполагающего выбор правильного ответа, или ответы типа «да – нет».

    Принцип наглядности реализуется в процессе чтения лек­ции, однако лектор при проектировании текста должен заплани­ровать все средства визуализации информации, будь то ТСО (слайды, «Лектор»), схемы, плакаты, планшеты, раздаточный иллюстративный материал или вербальные средства (примеры, аналогии, сравнения и т. п.), их форму, количество, очередность демонстрации.

    Лингвистические параметры лекции можно свести к сле­дующим главным требованиям: текст лекции должен быть пре­дельно насыщен смыслом, не допускать разночтений. Все не­знакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Не сле­дует перенасыщать его терминологией и иностранными слова­ми, «наукообразность» языка затрудняет смысл сказанного, вы­нуждает слушателей вначале расшифровывать информацию, чтобы понять ее. Текст лекции должен быть логичен, ясен и прост и вербальными средствами реализовывать дидактические принципы системности, информативности, иллюстративности, понятности. Следует помнить о том, что учебная лекция – это канва, опорный материал, с которым обучаемый может твор­чески работать. Лекционный курс представляет тот минимум спрессованной и систематизированной информации, которая пополняется практическими занятиями и самостоятельной ра­ботой студентов.

    Написанный и отредактированный текст лекции желатель­но отпечатать в компьютерном варианте и хранить в специаль­ных папках типа альбомов для фотоснимков, где каждый лист заключен в двойную пленку, предотвращающую его преждевре­менный износ и утрату. Такой конспект может служить приме­ром для подражания и воспитывать у студентов дизайнерскую культуру.

    От того, как лектор «начитает» текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Су­ществуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

    1) понимали информацию;

    2) она вызывала бы у них интерес;

    3) чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию – и не механически, а осмысленно;

    4) чтобы имели возможность кратковременной разрядки во время «пиков внимания».

    Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана, будучи организованной в письменный текст, научно-учебная информация должна быть трансформирована в устную речь так, чтобы она в полном объеме была воспринята и усвоена аудито­рией. И здесь на первый план выступают речевая культура, ора­торское и педагогическое мастерство лектора.

    Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только ан­нотирования, реферирования и конспектирования, но «сверты­вания» устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.

    Устная речь несколько отличается от письменного текста элементами разговорного стиля, эмоциональностью, импрови­зацией, «лирическими отступлениями» во время пиков внима­ния. Лектору необходимо умение управлять процессом конспек­тирования. Студенты, особенно младших курсов, не умеют пи­сать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать вто­ростепенное, применять аббревиатуры, сокращения, схемы, гра­фически выделять формулировки, законы, понятия, определения и т. п. (цветные фломастеры, абзацы, подчеркивания).

    Полезно в ходе лекции подавать реплики типа: «Это следует записать буквально»; «Сейчас можно просто послушать». Повто­рами и более медленным темпом можно выделять дидактиче­ские единицы, следить за их фиксацией. Полезно время от вре­мени пройти по аудитории и проследить, все ли студенты пи­шут конспекты, успевают ли за темпом речи лектора.

    На лекционном занятии происходит двойная трансформация информации: текст лекции – речь лектора – текст студенческих конспектов. В этой связи полезно проверить выборочно несколько конспектов, сравнив их друг с другом, с авторским текстом лек­ции, установив степень адекватности учебной информации.

    Если ключевая информация, содержащаяся в авторском и студенческом вариантах текста совпадает, значит, педагогиче­ская цель лекции достигнута.

    Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции. Как вид деятельности преподавателя лекция с психологи­ческой стороны характеризуется целями, мотивами, способами, функционированием познавательных про­цессов, напряжением сил и т. д.

    Большинство преподавателей считают целесообразным пи­сать полные тексты лекций, отрабатывать последовательность и стиль изложения, его логику, доказательства, факты и выво­ды. К каждой лекции, даже имея полный ее текст и уже прочи­тав ее, нужно готовиться снова, мысленно ее исполнить, обно­вить, улучшить, привлечь новый материал.

    Если преподаватель из года в год накапливает факты по сво­ему курсу, систематически разрабатывает его проблематику, подготовка очередной лекции становится творческим процессом, доставляющим удовлетворение.

    Преподаватель обдумывает и вырабатывает установки, спо­собы, как, делая вступление, заинтересовать, настроить аудито­рию на слушание лекции, как доказательно и глубоко изложить основную ее часть и логически завершить лекцию, сделать зак­лючение. Мысленно готовясь к лекции и настраивая себя на твор­ческое ее чтение, преподаватель представляет себе аудиторию, ее возможное поведение и отношение. Как бы ни был опытен преподаватель, ему нельзя быть беспечным, несамокритичным, он должен всегда помнить об условиях коллективного внима­ния слушателей.

    Внимание студентов в процессе восприятия лекции является преимущественно интеллектуальным. Отличительная особен­ность интеллектуального внимания – его познавательная направ­ленность, основу которой составляет единство мышления и со­средоточения.

    Большое значение придается выработке у студентов устой­чивой привычки входить в состояние коллективного сосредото­чения на предмете лекции обязательно с первого же учебного занятия.

    Всякая неадекватная форма речи, неоправданно затянутые паузы – все это влечет за собой ослабление интеллектуальной готовности студентов к началу работы на лекции.

    Практика преподавания свидетельствует, что лучше отрабо­тать текст лекции, завершить ее подготовку за несколько дней до выступления. В это время мышление на осознанном и нео­сознанном уровне продолжит работу, усилится самокритичность, возникнут уточнения, добавления к тексту.

    При чтении лекции преподаватель создает проблемные си­туации, пробуждает у обучаемых познавательный интерес и желание найти способы для их разрешения. Ведущими здесь являются мотивы интеллектуального поиска, нахождения решения той или иной возникшей задачи.

    Многообразие в построении и методике чтения лекций опре­деляется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Лекции по гуманитарным наукам всегда будут отличаться от лекций по естественно-мате­матическим наукам, несмотря на то, что в тех и других соблю­даются одни и те же дидактические принципы. На одном и том же факультете, по одной и той же научной дисциплине лекции методически различаются в зависимости от того, читаются ли они для студентов младших или старших курсов, для студентов дневного или заочного отделения. Во всех этих случаях прихо­дится учитывать особенности студенческой аудитории.

    Лекцию надо записывать, а это очень трудное дело для пер­вокурсников. В средней школе они записывали сравнительно мало и очень часто под диктовку учителя. Не имея опыта, сту­денты первых курсов пытаются записывать дословно все, до­пуская массу пропусков и искажений. Однако главная беда пер­вокурсников состоит в неумении выделить в лекции главное, отличить второстепенное.

    Не отступая в принципе от существа вузовского преподава­ния, в методике чтения лекций необходимо учитывать особен­ности первого курса. Здесь при чтении лекций нельзя игнориро­вать те навыки, которые приобретены учащимися в средней школе. Путем ряда приемов лектор может облегчить первокурс­никам восприятие и усвоение лекционного материала:

    1. Для раскрытия сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и яркие примеры.

    2. При любой возможности необходимо показывать связь из­лагаемого научного материала с практикой, значение приоб­ретаемых знаний в будущей практической деятельности по избранной специальности.

    3. Максимально использовать в процессе чтения лекций нагляд­ные пособия и технические средства обучения.

    4. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важ­нейшие положения необходимо повторить, специальные тер­мины объяснить и правильно записать. В то же время лек­тор не может снижать темп изложения до диктовки.

    5. Очень важно увязать содержание лекции с последующими за ней лабораторными и практическими занятиями.

    6. В процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать сту­дентов относительно литературы и качества учебников и учеб­ных пособий, тем самым направляя на самостоятельную ра­боту.

    7. Весьма эффективной является комбинация монологическо­го и эвристического методов изложения лекционного мате­риала.

    Учитывая особенности студенческой аудитории на первом курсе, лектор не имеет права поддаться искушению упростить свой предмет настолько, чтобы подойти к грани, за которой на­чинается «вульгаризаторство». Требование научности остается незыблемым для всех лекций независимо от того, на каком кур­се они читаются.

    Иное дело – чтение лекций на старших курсах, начиная с третьего. Студенты этих курсов уже приобрели достаточный опыт восприятия и конспектирования лекций. Они прослушали ряд общих курсов у разных по характеру лекторов, изучили немало литературы и выработали отношение к ней. Естественно, что студенты старших курсов предъявляют к лекциям более высо­кие требования, и это надо обязательно учитывать.

    Лекция на старших курсах отличается большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Лекционное изложение здесь носит проблемный характер, исключающий упрощение и попу­ляризаторский подход в освещении научных вопросов.

    Чтение лекций для студентов-заочников имеет свою специ­фику и требует от лектора высокой квалификации и достаточно­го педагогического опыта. Лекционный курс на заочном отделе­нии в объеме сокращен, но он не может в силу этого механиче­ски уменьшаться или облегчаться. Он должен носить устано­вочный или обзорный характер по своему содержанию и иметь свою методику.

    Профессор или доцент, читающий лекции студентам-заоч­никам, должен ставить перед собой следующие цели:

    1. Дать общее представление о проблематике научной дисцип­лины.

    2. Концентрировать главное внимание не на фактологии, а на методологии изучаемого предмета.

    3. На основе анализа узловых проблем дать цельное представ­ление о закономерностях развития науки в области изучае­мой дисциплины.

    4. Дать указания по основной методологической и специаль­ной литературе, учебникам и учебным пособиям.

    5. Направить самостоятельную работу студентов-заочников путем методических советов и рекомендаций. Читать лекции заочникам сложно и трудно. Поэтому было бы ошибкой поручать чтение лекций начинающим и малоопыт­ным преподавателям.

    Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских занятиях

    1. Научные знания как основа учебного курса.

    2. Проблема формирования научных понятий.

    3. Технология разработки учебного курса. Проектирование содержания лекционных курсов.

    4. Структурирование текста лекции.

    5. Внутрипредметные и междисциплинарные связи.

    6. Взаимосвязь лекционных и практических занятий.

    Темы рефератов

    1. Внутрипредметные и междисциплинарные связи.

    2. Печатные и электронные источники знаний.

    3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых.

    1. Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы. – М., 2005.

    2. Сердюк С. Ф. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие. – Воронеж, 2004.

    3. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие / под ред. А. А. Деркача, М., 2005.

    Скорость или глубина? Новые форматы онлайн-обучения

    Всем привет. Сегодня поговорим о новых форматах онлайн-обучения, а именно – о микрообучении, мобильном обучении и смешанном обучении.

    Начнем с микрообучения или micro-learning

    Известно, что львиная доля студентов, столкнувшись со слишком громоздким курсов, бросает его так и не закончив. Эту проблему попытались решить создатели парадигмы микрообучения.

    Согласно принципам микрообучения объемный курс разбивается на короткие уроки (чаще – в форме видео-клипов) по 5—7 минут каждый. В противовес «классическому» часовому уроку такие микро-уроки призваны помочь ученику освоить материал малыми шагами, «съесть слона по кусочку», а также учиться в перерывах между работой – ведь легче найти 5—10 минут свободного времени, чем ждать перерыва или окончания рабочего дня. Микрообучение – это не новый подход, а использование особенностей восприятия мозгом человека, да и, что уж скрывать, нынешнего клипового сознания.

    Последователи microlearning говорят о плюсах метода: большей вовлеченности учеников в процесс, возможности учится в процессе работы. На самой известной платформе микро-курсов Coursmos в формате 1-3 минутных роликов обучают на самые разные темы. Правда, полноценным курсом это назвать сложно, больше похожи они на мини-презентацию. Этим они напоминают всем известные лекции Ted, которые также построены по принципу микрообучения. Из русскоязычных программ курсы Нетологии также можно назвать последователями micro learning.

    Несмотря на простоту использования и несомненную пользу микрообучения, у этой технологии есть и минусы. Прежде всего, это невозможность пройти объемную тему «в один присест». Прерывания после 5-ти минутных клипов, пауза, снова вовлечение в процесс — такой «рваный» сам по себе может лишить концентрации. Клипы клипами, но в какой-то момент захочется убрать «заставки» и сосредоточиться на предмете. Вторым минусом является то, что микрообучение не тренирует произвольный фокус. Другими словами, вы привыкаете к коротким урокам, и вам все труднее сконцентрироваться на чем-либо. Непринужденный и легкий стиль изложения вредит процессу усвоения новых знаний – по мнению некоторых, для учебы лучше подходит сухой официальный стиль. С последним аргументом можно поспорить, а вот первые два, пожалуй, заставляют задуматься.

    Следующий тип онлайн-обучения чем-то похож на предыдущий – мобильное обучение или mLearning

    Стремительное развитие мобильных технологий принесло с собой и новый тип онлайн-обучения. Теперь учиться можно где угодно – главное, чтобы под рукой был смартфон или планшет, наличие постоянного интернета уже необязательно – mLearning может быть и оффлайновым. В отличие от классического e-learning мобильное обучение почти всегда является неформальным – преподаватели и тьюторы в нем, как правило, не участвуют вообще, их могут заменять эксперты, хорошо владеющие навыками презентации, и способные в увлекательной форме донести смысл урока. Учебный контент для mLearning либо создают специально, либо тщательно адаптируют и подают малыми, ёмкими, предметными порциями – в этом есть сходство с микрообучением, о чем мы говорили ранее. В этом смысле телефон или планшет – идеальные инструменты micro learning.

    Огромное преимущество мобильного обучения по сравнению с классическим e-learning – бОльшая автономность ученика – теперь изучать основы программирования на Phyton можно даже стоя на балконе. Или на эскалаторе. Быстрота и динамичность при прохождении курсов – еще один весомый плюс.

    Самым известным российским примером реализации принципов mLearning стало приложение для обучения английскому языку LinguaLeo. Ресурс My Mobile University представляет бесплатный доступ с мобильных устройств к лекциям и курсам крупнейших университетов и бизнес-школ. Американский учитель Тони Винсет и автор блога Learning In Hand для своих студентов и сочувствующих создал справочник в виде инфографики по мобильным приложениям для создания и распространения онлайн-курсов. Таким образом он претворил в жизнь тезис «ученики смогут стать учителями, а учителя – еще более крутыми преподавателями».

    Mobile Learning как вид обучения постоянно развивается, но часть проблем все же остается нерешенной. Есть как чисто технические – ограничения устройств в объёме памяти, заряде батареи и размере экрана, так и организационные – сложно однозначно идентифицировать учащегося, к примеру, при прохождении теста. Кроме того, адаптация контента из «классического» e-learning в формат мобильного обучения – это процесс довольно таки затратный, и не все понимают его целесообразность. Есть и чисто психологический момент – при активном использовании мобильных устройств в работе и учебе стирается граница между частной жизнью ученика и рабочей. Хотя, кого это сейчас волнует, не правда ли?

    Смешанное обучение (Blended Learning)

    Смешанное обучение подразумевает микс образования в группе с преподавателем и онлайн-обучение. Парадигма Blended Learning применима как к обучению школьников и студентов, так и к корпоративному обучению сотрудников. В настоящее время существует множество моделей и субмоделей смешанного обучения.

    Решить, что нужно проходить в классе, а что можно освоить дома, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие – для групповой работы над проектом – это и есть основная задача преподавателя, обучающего в системе смешанного обучения.

    «Фишкой» Blended Learning считается тот момент, что параллельное участие в «живом» и онлайн-обучении способствует получению у учеников одновременно независимого и совместного учебного опыта. Вдобавок, согласно исследованию Александра МакКензи, проведенному в 1998 году, известно, что учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки, нежели довериться мнению преподавателя.

    Что до конкретных курсов, эффективность Blended Learning признана при освоении иностранного языка. Живое общение вкупе с онлайн-чтением, просмотром роликов, визуальном «заучивании» слов и интерактивности, как нельзя лучше помогает выучить новый язык.

    Тем не менее, как и любая форма обучения, Blended Learning не лишена недостатков: временные затраты на обучение работе с BlendingLearning-платформой как самих учителей, так и учеников, а также затраты на организацию техподдержки и производство учебного контента не всегда считаются оправданными в небольших учебных заведениях.

    В качестве заключения можно сказать, что для определенных целей обучения, а то и жизненного кредо обучающего лучше выбирать подходящую модель. Для изучения объемных курсов в стенах ВУЗа, скорее всего будет оправдано использование Blended Learning, а для обучения приготовления итальянского супа — двухминутный ролик в формате Micro Learning. Мобильное обучение подойдет тем, кто привык или вынужден постоянно находится в дороге, например, активному sales-менеджеру или занятому переговорщику. А вам какой формат ближе?

    Как разбить учебные материалы на части

    Разбиение учебных материалов

    Если вы хотите создавать более эффективные учебные материалы, вам нужно знать, как их правильно фрагментировать.

    Фрагментация, дробление, разделение на части – это процесс разбивки учебных материалов на более мелкие части (разделы, модули, конкретные уроки и т.д.) с последующим расположением их в такой последовательности, которая облегчает усвоение материала учащимися.

    Почему это так важно?

    Создание обучения на основе того, как люди учатся

    При создании обучения вы должны понимать и учитывать то, как люди учатся. И разбивка материалов на более мелкие части позволяет это сделать.

    Обучение включает в себя получение сенсорной информации из внешнего мира и ее перемещение по трем различным структурам нашей системы памяти. Давайте рассмотрим весь процесс подробно:

    1. Сенсорная информация из внешнего мира

    Это все, что происходит вокруг вас во время обучения. Включает в себя учебные материалы, а также многое другое – температуру в помещении, щебетание птиц за окном и т. д.

    1. Сенсорная память

    Информация из внешнего мира наполняет вашу сенсорную память, но она задерживается там лишь на короткий период времени и большая часть не привлекает вашего сознательного внимания.

    1. Рабочая память

    Часть информации из сенсорной памяти переходит в рабочую. Загвоздка в том, что ваша рабочая память может работать только над небольшим количеством вещей одновременно (около 4) и может удерживать информацию только в течение короткого периода времени (около 10 секунд).

    1. Долговременная память

    Часть, но не вся информация из вашей рабочей памяти будет затем перенесена в вашу долговременную память. Этот процесс называется кодированием. Кажется, что долговременная память безгранична – нет никаких ограничений на количество информации, которую она может хранить, или на то, как долго она может ее хранить.

    Информация в долговременной памяти «упаковывается» в структуры, называемые схемами. Как только информация попадает в долговременную память, она может быть восстановлена позже, когда это необходимо. В этот момент она возвращается из долговременной памяти в рабочую.

    Рабочая память – «слабое место» в нашей системе памяти

    Таким образом, рабочая память является «слабым местом» в процессе обучения. Она может хранить информацию только в течении короткого периода и не может хранить ее много.

    Очень легко перегрузить рабочую память – дать ей слишком много информации и она просто потеряет ее часть. Это называется когнитивной перегрузкой. И если вы перегружаете рабочую память, то эта информация не имеет шансов попасть в долговременную память, а затем быть извлечена и использована.

    И здесь на помощь приходит дробление материала на части. В итоге мы разбиваем учебный материал на части, потому что знаем, как человеческий мозг обрабатывает информацию во время обучения, и не хотим перегружать рабочую память. Разделение материала на части позволяет избежать перегрузки рабочей памяти. Это также имеет значение в кодировании информации при переносе в долговременную память.

    Два компонента фрагментации учебных материалов

    Напомним, что фрагментация означает то, что мы берем информацию и разбиваем ее на маленькие части. Но также важно помнить, что затем вы объедините эти маленькие фрагменты в некоторую организованную последовательность обучения для вашего ученика.

    Таким образом, вы можете воспринимать разбивку на части как двухэтапный процесс, в котором разработчик учебных материалов:

    • Разбивает информацию на небольшие части, которые могут быть обработаны рабочей памятью
    • Организует эти части в той или иной логической последовательности, что облегчает ученику обработку и кодирование информации в долговременную память

    Ниже вы найдете советы по оптимальному размеру частей ваших учебных материалов и порядке их организации.

    Оптимальная длина фрагментов учебных материалов для новичков и экспертов в теме

    Как вы знаете, прежде чем создавать обучение, вы должны лучше узнать своих учеников, для которых оно предназначено. Это позволит вам разработать учебную программу, которая будет соответствовать их потребностям в обучении.

    И одна из самых важных вещей, которую вы можете узнать – это их имеющиеся знания в конкретной теме.

    В частности, важно понимать, являются ли они новичками в теме или хорошо информированными экспертами.

    Почему это так важно?

    Вы можете подумать, что эксперты в теме могут обработать больше блоков информации, чем новички. Но это не так. У новичков и экспертов одинаковый лимит рабочей памяти – около четырех блоков.

    Но что отличается, и что ДОЛЖНО влиять на структуру вашего обучения, так это размер этих блоков. Новички могут работать с 4 небольшими фрагментами, в то время как для экспертов эти 4 фрагмента будут уже большими по объему.

    Почему эксперты могут работать с большими блоками информации? Да потому, в их долговременной памяти уже есть схемы, которые они могут использовать для потребления и осмысления новой информации. Эти схемы «поддерживают» процесс обучения эксперта в данной теме. И часть вашей работы как разработчика учебной программы состоит в том, чтобы предоставить так называемые «кирпичики» для начинающих учеников, у которых нет встроенной поддержки на основе имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти.

    Как разбить учебные материалы на части

    1. Начните с «общей картины» и двигайтесь к частному

    Как правило, создаваемое вами обучение состоит из нескольких уроков или даже курсов. Поэтому начните с разбивки всей учебной программы на более мелкие части. Например, ваша учебная программа может включать модули, ваши модули могут включать темы, ваши темы могут включать уроки, а уроки – упражнения.

    Важно не то, какие понятия вы используете для учебной программы/модуля/темы/урока/упражнения, а то, что они разбиты и организованы логически.

    В некоторых случаях эта стратегия будет последовательной и линейной, потому что вы создаете линейное обучение для своих учеников. В других случаях, когда вы создаете нелинейное обучение, вы можете организовать все по-другому, например, основываясь на концепции.

    2. Пересмотрите свою стратегию обучения

    Возможно, с первого раза вы не получите идеального результата. Возвращайтесь и исправляйте все при необходимости. Это не фиаско, это процесс совершенствования. Обучение всегда связано с оценкой, анализом и постоянным улучшением.

    3. Избавьтесь от ненужного

    В обучении «меньше всегда лучше, чем больше». Пока вы все еще находитесь на стадии проектирования, обратите внимание на материалы, которые вам не нужны и их легко можно вычеркнуть из обучения. Порой это сложно сделать, но это позволит вам включить в обучение более эффективные материалы для ваших учеников. Откажитесь от всей информации типа «полезно знать» и «интересный факт».

    4. Проанализируйте свои страницы, слайды и уроки

    В конце концов, вы начнете создавать обучение для одного «момента» – продумывать каждый слайд, каждую страницу и каждый урок. Постарайтесь представить только одну идею на экране и сделайте ее краткой и понятной. Помните об ограничениях рабочей памяти и убедитесь, что вы не перегружаете ее.

    5. Сделайте шаг назад и посмотрите на блоки информации, которые у вас получились

    Расположены ли они в логическом порядке? Не даете ли вы слишком много блоков информации, прежде чем ученики смогут попрактиковаться или сделать перерыв? Помните, что у вас есть только 4 блока, чтобы учащиеся смогли усвоить ваши учебные материалы.

    Организация фрагментов ваших учебных материалов

    Есть несколько способов упорядочить блоки ваших учебных материалов. Вот несколько из них:

    1. «Встроенная» логическая структура

    Может существовать некий логический порядок, который «встроен» в тему. Например, по географическому признаку, хронологии и т.д.

    2. Порядок/последовательность выполнения заданий

    Если вы обучаете кого-то выполнять рабочую задачу, имеет смысл упорядочить обучение в том же порядке, в каком ученик будет ее выполнять. Это особенно актуально для курсов по рабочим процедурам и техническим моментам.

    3. Предварительное условие для обучения

    Во многих случаях обучение будет представлять собой поэтапный процесс, в котором вы изучаете предварительное условие, а затем осваиваете материал, который зависит от знания предварительного условия. Хотите научить кого-нибудь устранять неполадки в сложной системе? Вероятно, лучше всего начать обучение с объяснения как работает эта система.

    4. Причины и следствия

    Обучение поиску и устранению неисправностей или решению проблем может быть организовано в виде базовой причинно-следственной схемы. Вы можете представить обучение сотрудников по обслуживанию клиентов в виде «плохих» и «хороших» шаблонов поведения и показать результаты, к которыми они могут привести.

    5. Идите от общего к деталям

    Начните с общей информации, а затем «углубитесь» в детали. Сделайте обзор, а затем расскажите, как следует использовать различные части или детали общей системы.

    6. Вернитесь и повторите

    Это может быть полезно во время длительного обучения. Лучше работает повторение для целой темы, чем для отдельного урока. В начале обучения вы даете концепцию, а затем по ходу дальнейшего изучения от модуля к модулю возвращайтесь к этой концепции, осваивая ее более глубо с помощью различных способов.

    7. От простого к сложному

    Если в вашем обучении нет строго порядка (см. пункт 3), вы можете сначала предложить простые материалы, а затем уже дать более сложные.

    8. От известного к неизвестному

    Учащиеся соотносят новую информацию с той информацией, которой они уже владеют. Таким образом, имеет смысл активировать знания, говоря об известных вещах, прежде чем изучать новое и неизвестное.

    9. Определение категорий

    Это может быть полезно, если у ваших учебных материалов нет реальной внутренней структуры. Например, базу знаний, к которой могут обращаться ваши ученики, чтобы найти ответы на свои вопросы и необходимые подсказки следует структурировать по категориям. Так поиск информации будет быстрый и точный, что улучшит качество вашего обучения.

    Например, на платформе «АнтиТренинги» вы можете объединить уроки не только в конкретные курсы, но и в отдельные темы внутри самого курса. Это позволяет выстроить четкую и понятную структуру обучения и систематизировать все учебные материалы.

    10. По алфавиту

    Обычно используется в глоссариях, полезных файлах программного обеспечения и подобных контекстах. Учащимся легко ориентироваться в учебных материалах и находить необходимую информацию.

    11. В порядке важности

    В зависимости от вашего контента, вы можете размещать материалы в порядке важности: от самым важных в начале до менее важных в конце и наоборот. Это особенно полезно, если учебная тема не имеет внутренней структуры.

    12. Распределение обучения по времени

    Не забудьте также продумать обучение, которое будет распределено по времени и не закончится единичным обучающим мероприятием. Проведите первичное базовое обучение, за которым обязательно будут следовать небольшие курсы повышения квалификации или тренировки по отработке навыков.

    Используйте описанные выше советы и рекомендации, чтобы разбить ваше большое обучение и учебные материалы на части, которые ваши ученики легко и эффективно усвоят. Так изученная информация надолго останется в их памяти и они смогут ей воспользоваться и после обучения.

    Комбинаторика: основные правила и формулы.

    Комбинаторика – раздел математики, который изучает задачи выбора и расположения элементов из некоторого основного множества в соответствии с заданными правилами. Формулы и принципы комбинаторики используются в теории вероятностей для подсчета вероятности случайных событий и, соответственно, получения законов распределения случайных величин. Это, в свою очередь, позволяет исследовать закономерности массовых случайных явлений, что является весьма важным для правильного понимания статистических закономерностей, проявляющихся в природе и технике.

    Правила сложения и умножения в комбинаторике

    Правило суммы. Если два действия А и В взаимно исключают друг друга, причем действие А можно выполнить m способами, а В – n способами, то выполнить одно любое из этих действий (либо А, либо В) можно n + m способами.

    Пример 1.

    В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить одного дежурного?

    Дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку, т.е. дежурным может быть любой из 16 мальчиков, либо любая из 10 девочек.

    По правилу суммы получаем, что одного дежурного можно назначить 16+10=26 способами.

    Правило произведения. Пусть требуется выполнить последовательно k действий. Если первое действие можно выполнить n1 способами, второе действие n2 способами, третье – n3 способами и так до k-го действия, которое можно выполнить nk способами, то все k действий вместе могут быть выполнены:

    14

    Пример 2.

    В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить двух дежурных?

    Первым дежурным можно назначить либо мальчика, либо девочку. Т.к. в классе учится 16 мальчиков и 10 девочек, то назначить первого дежурного можно 16+10=26 способами.

    После того, как мы выбрали первого дежурного, второго мы можем выбрать из оставшихся 25 человек, т.е. 25-ю способами.

    По теореме умножения двое дежурных могут быть выбраны 26*25=650 способами.

    Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями

    Классической задачей комбинаторики является задача о числе сочетаний без повторений, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно выбрать m из n различных предметов ?

    1

    Пример 3.

    Необходимо выбрать в подарок 4 из 10 имеющихся различных книг. Сколькими способами можно это сделать?

    Нам из 10 книг нужно выбрать 4, причем порядок выбора не имеет значения. Таким образом, нужно найти число сочетаний из 10 элементов по 4:

    2.

    Рассмотрим задачу о числе сочетаний с повторениями: имеется по r одинаковых предметов каждого из n различных типов; сколькими способами можно выбрать m (5) из этих (n*r) предметов?

    3.

    Пример 4.

    В кондитерском магазине продавались 4 сорта пирожных: наполеоны, эклеры, песочные и слоеные. Сколькими способами можно купить 7 пирожных?

    Т.к. среди 7 пирожных могут быть пирожные одного сорта, то число способов, которыми можно купить 7 пирожных, определяется числом сочетаний с повторениями из 7 по 4.

    4.

    Размещения без повторений. Размещения с повторениями

    Классической задачей комбинаторики является задача о числе размещений без повторений, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно выбрать и разместить по m различным местам m из n различных предметов?

    6

    Пример 5.

    В некоторой газете 12 страниц. Необходимо на страницах этой газеты поместить четыре фотографии. Сколькими способами можно это сделать, если ни одна страница газеты не должна содержать более одной фотографии?

    В данной задаче мы не просто выбираем фотографии, а размещаем их на определенных страницах газеты, причем каждая страница газеты должна содержать не более одной фотографии. Таким образом, задача сводится к классической задаче об определении числа размещений без повторений из 12 элементов по 4 элемента:

    9

    Таким образом, 4 фотографии на 12 страницах можно расположить 11880 способами.

    Также классической задачей комбинаторики является задача о числе размещений с повторениями, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно выбрать и разместить по m различным местам m из n предметов, среди которых есть одинаковые?

    7

    Пример 6.

    У мальчика остались от набора для настольной игры штампы с цифрами 1, 3 и 7. Он решил с помощью этих штампов нанести на все книги пятизначные номера– составить каталог. Сколько различных пятизначных номеров может составить мальчик?

    Можно считать, что опыт состоит в 5-кратном выборе с возращением одной из 3 цифр (1, 3, 7). Таким образом, число пятизначных номеров определяется числом размещений с повторениями из 3 элементов по 5:

    8.

    Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями

    Классической задачей комбинаторики является задача о числе перестановок без повторения, содержание которой можно выразить вопросом: сколькими способами можно разместить n различных предметов на n различных местах?

    11

    Пример 7.

    Сколько можно составить четырехбуквенных «слов» из букв слова«брак»?

    Генеральной совокупностью являются 4 буквы слова «брак» (б, р, а, к). Число «слов» определяется перестановками этих 4 букв, т. е.

    19

    Для случая, когда среди выбираемых n элементов есть одинаковые (выборка с возвращением), задачу о числе перестановок с повторениями можно выразить вопросом: сколькими способами можно переставить n предметов, расположенных на n различных местах, если среди n предметов имеются k различных типов (k < n), т. е. есть одинаковые предметы.

    12

    Пример 8.

    Сколько разных буквосочетаний можно сделать из букв слова «Миссисипи»?

    Здесь 1 буква «м», 4 буквы «и», 3 буквы «c» и 1 буква «п», всего 9 букв. Следовательно, число перестановок с повторениями равно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *