Все, что следует знать о бюджете страны
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.
Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:
- объём промышленного производства;
- инвестиции;
- достаток населения страны и показатели безработицы;
- валютный курс;
- внешний и внутренний долг государства;
- инфляция и показатель ключевой ставки.
Структура бюджета
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.
Профицит и дефицит бюджета
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
- военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
- неустойчивый курс национальной валюты;
- снижение ВВП;
- неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
- недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.
Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.
Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
- Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
- Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
- Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
- имущественный налог организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
- лицензионные сборы и пошлины.
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
- налог на имущество физических лиц;
- налог на землю;
- на содержание жилищного фонда;
- на рекламу.
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Система расходов Госбюджета
С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.
Расходы и структура их распределения
Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.
Из федерального бюджета финансируются расходы на:
- национальную систему обороны;
- науку и образование;
- систему здравоохранения;
- содержание государственного аппарата;
- содержание судебной и уголовно-исполнительной системы;
- формирование государственных резервов;
- обслуживание и погашение госдолга;
- дотационную деятельность (финансовая помощь слабым регионам).
К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:
- поддержку промышленного производства;
- обеспечение органов охраны правопорядка;
- мероприятия социально-культурного характера.
Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.
Виды бюджетов
Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.
Бюджет государства
Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.
СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.
В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.
Функции госбюджета
К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.
Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.
Источники доходов бюджета
Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:
- налоги с физических лиц и организаций;
- эмиссия денежных знаков;
- приватизация.
Расходы госбюджета
К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:
- Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности (армия, полиция, суды, тюрьмы), содержание управленческого государственного аппарата.
- Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса.
- Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам.
- Экологическая: охрана окружающей среды.
Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:
- положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит;
- сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным;
- отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит.
Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.
ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.
Источники финансирования бюджетного дефицита
В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.
К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.
Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.
Требования к бюджету
К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:
- Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов. Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики.
- Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней.
- Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов.
Уровни бюджетной системы
Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:
- Федеральный (бюджет страны в целом).
- Региональный (бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
- Местный (бюджеты муниципальных образований – городов, посёлков, станиц, районных центров).
Доходы и расходы бюджетов всех уровней
Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.
Формирование доходов бюджетов
Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.
Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.
Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:
- сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
- получения дивидендов по ценным бумагам;
- начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
- взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.
Осуществление бюджетных расходов
Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.
Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.
Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:
- инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
- реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
- затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.
Распределение средств бюджетов разных уровней
Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.
При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.
Расходование городского бюджета
Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).
Распоряжение городским бюджетом
Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.
Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.
Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.
Государственный бюджет
Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.
Как складываются доходы государства
Доходы государства складываются из налоговых поступлений — налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с оборота, таких как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизов и других сборов, корпоративных налогов на прибыль, а также штрафов, пеней и других платежей.
Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.
Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.
Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В России бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. В частности, закон дает такое определение государственного бюджета: «Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.
Из чего состоят расходы государственного бюджета?
Расходы государственного бюджета состоят из различных статей, включая затраты на социальные программы, образование, здравоохранение, науку и культуру, оборону и безопасность, инфраструктуру и транспорт, а также выплаты по государственному долгу и другие расходы.
Что такое средства государственного бюджета?
Средства государственного бюджета — это деньги, которые получает государство от налогов, сборов и других источников доходов, а также расходы, которые оно осуществляет на реализацию своих функций и задач. Эти средства используются для финансирования различных программ и проектов в области социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, экономики и других сферах жизни страны.
Что такое исполнение государственного бюджета?
Исполнение государственного бюджета — это процесс контроля и управления расходами и доходами государства в соответствии с утвержденным бюджетом. Он включает в себя планирование, утверждение, исполнение и контроль за выполнением расходов и доходов, а также отчетность по использованию бюджетных средств. В процессе исполнения государственного бюджета осуществляется финансирование различных государственных программ, проектов и мероприятий.
Основные параметры государственного бюджета РФ на 2022 год: доходы – 25,02 трлн, расходы – 23,69 трлн, профицит: 1,32 трлн рублей.
Государственный бюджет и его структура. Доходы, расходы бюджета.
Государственный бюджет, представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для выполнения необходимых социально-экономических функций, для содержания государственного аппарата вооружённых сил.
Государственный бюджет состоит из расходной и доходной части.
Доходы государственного бюджета состоят из:a)налогов, взимаемым как центральными, так и местными организациями власти, б)государственных займов
Расходная часть включает следующие статьи : 1) финансирование национальной экономики,2) развитие социальной сферы,3) ассигнование на содержание органов управления, правоохранительных органов, обороны,4) финансирование науки,5)расходы, связанные с внешней экономической деятельностью.
Бюджетная система любой страны включает в себя государственные бюджеты и местные бюджеты, то есть бюджеты того или иного региона края области, районов. Государственные и местные бюджеты образуют консолидирующий бюджет страны, если расходная часть превышает доходную, то образуется бюджетный дефицит, который временно погашается следующими путями:1) путём займов,2) путём повышения налогов, 3) путём дополнительной эмиссии “пустых”, то есть необеспеченных существующей товарной массой денежных знаков.
Бюджет тесно примыкают внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не внесённые в государственный бюджет эти средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и концентрируются в центральных фондах. Каждый из которых предназначен для определённых нужд (пенсионный фонд, фонд занятости населения).
В тесной связи с бюджетным дефицитом находится государственный долг. Это сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имеющих за это время положенных сальдо бюджетов.
Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.
Внутренний – это долг государства своему населению , к нему относятся государственные займы, осуществлённые правительством посредством выпуска ценных бумаг, а также другие долговые обязательства, гарантируемые правительством.
Налоговая система и теория налогообложения. Кривая Лаффера.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Из этого определения вытекают четыре признака налога:
индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
направленность на финансирование деятельности государства.
Назовем виды налогов по различным классификационным признакам:
По способу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональные налоги, местные налоги.
По целевой направленности введения налогов различают: абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом; целевые (специальные) налоги — для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
В зависимости от субъекта — налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги, целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд; регулирующие налоги — поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
По порядку введения налоговые платежи делятся на: общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают; факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.
Налоговая система – это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.
Кривая Лаффера (англ. Laffer curve) — графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств с целью наиболее полного и эффективного финансового обеспечения деятельности, выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.
Государственный бюджет как экономическая категория выражает собой совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. С правовой точки зрения государственный бюджет – это основной финансовый план государства (роспись доходов и расходов) который принимается в особой процедуре представительным органом власти в форме закона.
Финансовые отношения, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами в процессе образования и распределения централизованных фондов денежных средств, называются бюджетными отношениями.
Государственный бюджет образуют государственный доходы и государственные расходы.
Доходы бюджета. Как экономическая категория доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
2) безвозмездные поступления:
Основой доходов бюджета являются налоги. Налоговые доходы разграничены между бюджетами различных уровней. В связи с этим выделяют федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги которые формируют доходную часть бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы страны. Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает в себя: доходы от использования или продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, доходы от осуществления государством внешнеэкономической деятельности и т.д.
Безвозмездные поступления образуются за счет перечислений от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и т.п.
Все поступления, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными законами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.
Расходы бюджета. Расходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения централизованного фонда денежных средств и использования его на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы:
2) национальная оборона:
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
4) национальная экономика:
5) жилищно-коммунальное хозяйство:
6) охрана окружающей среды:
8) культура, кинематография, средства массовой информации:
9) здравоохранение, физическая культура и спорт:
10) социальная политика:
11) межбюджетные трансферты:
Главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем году, называются бюджетными обязательствами. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, представляют собой бюджетные ассигнования.
Превышение доходов бюджета над его расходами образует профицит бюджета. Превышение расходов бюджета над его доходами образует дефицит бюджета. Источниками финансирования дефицита бюджета являются:
1) источники внутреннего финансирования, к которым относят:
— средства, поступающие от эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
— кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
— бюджетные кредиты вышестоящих бюджетов бюджетной системы РФ;
— кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ.
2) источники внешнего финансирования:
— средства, поступающие от эмиссии государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
— кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц в иностранной валюте
— кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: