Кто может быть участником закупки
Перейти к содержимому

Кто может быть участником закупки

  • автор:

44-ФЗ о закупках для начинающих

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.

В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.

Участники в закупках по 44-ФЗ

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;

у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);

деятельность участника приостановлена;

у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;

индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;

у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;

участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

Конкурс с ограниченным участием.

Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Место проведения госзакупок

Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.

Что потребуется для участия

Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.

Как проходят закупки

Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:

Публикация заказа.

Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.

Приём заявок.

Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.

Выбор исполнителя.

Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

Заключение контракта.

Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

Выполнение заказа.

Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.

Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».

Кто может быть участником закупки

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Готовые решения. Вопросы применения ст. 3

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее — офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) поставщик (подрядчик, исполнитель) — участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, — заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, — контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;

(п. 8.3 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.4) отдельный этап исполнения контракта — часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

(п. 8.4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

8.5) контракт со встречными инвестиционными обязательствами — контракт на поставку товара, оказание услуги, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона и предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания такой услуги;

(п. 8.5 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

9) единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);

10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

11) специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

13) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

15) эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

16) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

(п. 16 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

17) электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;

(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

19) специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

20) оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Энциклопедия решений. Участники закупки: требования, особенности участия

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) равным образом установлен принцип, согласно которому участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо (в закупках по Закону N 223-ФЗ — также несколько лиц). Вместе с тем это не исключает предъявления к участникам определенных требований, определяющих их способность исполнить договор (контракт).

Также из норм обоих законов следует, что ими установлен общий принцип равенства всех участников закупки. Однако из этого принципа устанавливаются исключения, допускающие как ограничение числа участников закупок в отдельных случаях, так и предоставление преимуществ некоторым категориям участников. (Заметим, что отказ в допуске к участию в конкретной процедуре закупки лицам, не соответствующим установленным требованиям, сам по себе может рассматриваться как предусмотренное законом ограничение числа участников закупки).

Так, в ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ прямо указано, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также в п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ указано, что участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. (Отсюда, помимо прочего, следует, что физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, участвует в закупке на общих основаниях). Вместе с тем ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрещает только необоснованное ограничение числа участников, а ч. 1 ст. 27 Закона N 44-ФЗ указывает, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — контрагентов) может быть ограничено в случаях, предусмотренных данным Законом, но только в этих случаях.

Требования, которые заказчик обязан предъявлять, а также требования, которые он вправе предъявлять в отдельных случаях, к участникам закупки, перечислены в ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Ограничение числа участников заведомо установлено в отношении закрытых способов определения контрагента (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).

Преимущества при осуществлении закупок согласно ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ предоставляются в соответствии со ст.ст. 28 — 30 этого Закона следующим категориям субъектов:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Кроме того, хотя из п. 4 ст. 3, ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ следует, что иностранные физические и юридические лица участвуют в закупках наравне с российскими, необходимо учитывать и нормы ст. 14 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей порядок применения национального режима при проведении закупок в соответствии с этим Законом. Эти нормы допускают запрет или ограничение, а также установление особых условий допуска отдельных товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок (ч.ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке . Сам Закон N 223-ФЗ перечня таких требований не содержит, их установление предполагается исключительно в положении о закупке, то есть по усмотрению заказчика.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Тем не менее, и при осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ согласно ч. 8 ст. 3 этого Закона Правительство РФ вправе установить:

1) приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

2) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема;

3) особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг.

Кто может участвовать в тендере

Дистанционное и очное обучение госзакупкам Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 05 октября

Кто может участвовать в тендере: подробные разъяснения

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Условия, выдвигаемые к тем, кто может участвовать в тендере по закону
  • Преимущества и недостатки участия в тендерах
  • Кто может участвовать в тендере на госзакупках

Вопрос о том, кто может участвовать в тендере, обычно поступает от компаний, которые не имеют подобного опыта. Однако такой интерес вовсе не праздный, ведь участие в госзакупках выгодно обоим участникам подобных мероприятий. Заказчик получает добросовестного поставщика, который, в свою очередь, заинтересован в успешном завершении сотрудничества с целью последующего участия в тендерах.

Тем не менее, к участникам тендеров предъявляются особые требования. О том, каковы правила участия и кто может претендовать на перспективное сотрудничество в сфере госзакупок, расскажем в этой статье.

Условия, выдвигаемые к тем, кто может участвовать в тендере по закону

Кто может участвовать в тендере по закону

Подать заявку и участвовать в тендере может только физическое или юридическое лицо, у которого для этого есть немалые основания. Дело в том, что к претендентам обычно выдвигаются очень строгие требования.

Итак, кто может участвовать в тендере? По закону на участие в конкурсе может заявиться как гражданин России, так и юридическая компания, и лица из других стран. Требования при этом остаются неизменными, главная задача каждого участника состоит в том, чтобы предельно точно их выполнять. Все претенденты должны подать документы, список которых устанавливает заказчик. Отметим, что язык оформления бумаг также выбирает заказчик. Обычно это русский и язык страны, которую представляет компания-конкурсант.

Сама подача заявки предполагает предоставление пакета документов, требуемого заказчиком. Для этого каждый желающий участвовать должен подготовить бумаги в форме, указанной в условиях тендера. Когда заказчик получил документы для дальнейшего рассмотрения, участник лишается права выйти из конкурса. Иными словами, подав заявку, он соглашается выполнять все обязательства и поручения заказчика.

Сроки и объемы работ (поставок, услуг) устанавливаются заранее. Поэтому все участники должны предварительно ознакомиться с правилами и особенностями конкурса.

В процессе подготовки тендера заказчик и созданная им комиссия устанавливает срок подачи заявок. После его завершения заказчик не может вносить изменения или поправки в условия тендера, а участники – в поданные заявки. Далее тендерная комиссия подводит итоги, внимательно отслеживая, чтобы соблюдались правила участия в аукционе. Именно комиссия отвечает за проведение конкурса и может продлевать сроки подачи основных документов. После внесения подобных изменений комиссия обязана уведомить всех участников аукциона.

Любые изменения являются действительными лишь при условии, что они приняты до окончания срока рассмотрения документов. При их подготовке комиссия должна учитывать все заранее установленные правила участия в тендере, после чего пересчитать конкурсантов.

Преимущества и недостатки участия в тендерах

Преимущества и недостатки участия в тендерах

Главные достоинства возможности участвовать в тендерах:

  • честная борьба между конкурентами, что обуславливает сам принцип выбора исполнителя при помощи конкурса;
  • шанс заключить выгодный контракт;
  • возможность повысить узнаваемость своего бренда на рынке, так как контактные данные в любом случае остаются у потенциального заказчика;
  • расширение сферы влияния и сотрудничества;
  • вероятность в будущем получить госзаказ;
  • прозрачность работы открытых тендеров;
  • возможность участвовать в конкурсе через электронные площадки.

Немаловажно, что развитию бизнеса может послужить не только победа в тендере, но и сам факт участия.

Если говорить о минусах тендеров, то можно назвать такие:

  1. Сложность процедуры, так как чем серьезнее контракт, тем ниже шансы выиграть. Существуют примеры составления документации под организатора-фаворита.
  2. Необходимость значительного занижения стоимости услуг участниками, допустим, при запросе цен. Победу обычно отдают тому, кто может серьезно снизить прайс, иными словами, согласен отказаться от чистой прибыли.
  3. Есть вероятность неисполнения заказа.
  4. Возможен сговор потенциальных исполнителей, цель которого состоит в демпинге, то есть максимальном снижении цены контракта.

Однако достоинств у тендеров больше, чем недостатков. Поэтому проведение и участие в подобных аукционах становится все более популярным в последнее время среди субъектов экономической сферы. Многих интересует, кто может участвовать в тендере как заказчик? Это легко узнать, ведь сегодня растет и количество доступных сведений о проведении данной процедуры. Нужно понимать, что некоторая информация остается неверной, так как желающие участвовать в тендерах невольно создают о подобных конкурсах мифы. Причем последние часто получают широкое распространение, вот некоторые из них:

    В нашей стране «все можно купить», и при проведении тендеров могут быть махинации.

Такое мнение не могло сложиться просто так. Тем не менее, в последнее время антимонопольная служба достаточно активно работает в этом направлении, из-за чего у мошенников возникли определенные сложности при осуществлении противозаконных действий.

По закону ФАС может пересмотреть результаты конкурса, если ей будут предоставлены доказательства недобросовестности организатора.

Если заказчика привлекут условия, предоставленные исполнителем-новичком, и при этом будет подана соответствующая документация, никто не может помешать новому игроку рынка конкурировать с известными фирмами.

Если в вашем случае заказчик поступает именно таким образом, вы, как исполнитель, можете обратиться в ФАС.

Кто может участвовать в тендере на госзакупках

Кто может участвовать в тендере на госзакупках

Многие потенциальные поставщики и подрядчики интересуются, кто может участвовать в тендерах госзакупок. По Закону 44-ФЗ, стать участником конкурса может любое физическое лицо (в том числе предприниматель) или любая компания, если она:

  • не находится в процессе банкротства или ликвидации;
  • не имеет долгов по уплате налогов;
  • не имеет непогашенной/неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • не аффилирована с заказчиком;
  • не является офшорной;
  • не привлекалась к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Кто еще может участвовать в тендерах, например, по строительству и ремонту? Заказчик может поставить дополнительное условие, по которому участник не должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. За актуальность данных этого реестра отвечает ФАС.

Не все могут участвовать в тендере, если:

  • среди условий данного конкурса числится национальный режим;
  • необходимо предоставить лицензии и разрешения, если производится закупка на лицензируемые виды деятельности;
  • требуется опыт работы и квалификация сотрудников – данное правило может устанавливаться, если производится закупка технически сложных товаров, работ, услуг с высокой начальной максимальной ценой, согласно постановлению Правительства № 99;
  • конкурс предназначен для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО;
  • закупка является закрытой, а предоставляемая в ее рамках информация считается государственной тайной.

Кто может участвовать в тендере и какие требования предъявляются к потенциальным исполнителям?

Физические лица.

Претендент, относящийся к этой группе, может пройти регистрацию на любых электронных площадках и подавать заявки вместе с желающими участвовать других категорий. Чаще всего физические лица претендуют на победу в закупках, для которых не требуется открытия ИП или ООО. Это могут быть аукционы по покупке квартир, на оказание услуг переводчиков, гидов, репетиторов, пр. Проще всего им участвовать в запросе котировок, для которого на данный момент не требуется электронная подпись.

Чтобы участвовать в тендере, необходима регистрация в ЕИС.

О чем должны помнить физические лица:

  • В этом случае при подписании контракта заказчик сам удерживает НДФЛ. При этом пункт, требующий такого уменьшения суммы, обязательно прописывается в условиях контракта (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
  • Физическое лицо не считается субъектом малого предпринимательства, поскольку не является юридическим лицом или ИП – подробности можно уточнить в п. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Как показывает практика, в небольших закупках заказчики нередко устанавливают ограничения по СМП, несмотря на то, что в таком аукционе могли бы участвовать и физические лица. Если вы хотите периодически принимать участие в тендерах, лучше пройти регистрацию в качестве ИП либо открыть ООО.

Любые жалобы на заказчика и электронную площадку, направленные в ФАС, рассматриваются в соответствии с Законом 44-ФЗ. То есть участник должен отвечать всем установленным на конкурсе требованиям, и его права не должны быть нарушены положениями документации. Допустим, вы недовольны тем, что площадка не работала, однако у вас нет требуемых лицензий. В таком случае жалоба будет рассматриваться в течение 30 дней. Если же вы соответствуете всем требованиям, но заказчик отклонил ваше предложение, рассмотрение длится 5 дней.

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Для этой группы поставщиков не существует особых требований. Однако чтобы участвовать, им не требуется сложное оформление документов для аккредитации на площадках. Весь перечень бумаг ограничивается копией всех страниц паспорта и выпиской из ЕГРИП. Индивидуальный предприниматель может не предоставлять решение о сумме сделки или учредительные документы.

Кто может участвовать в тендере

О чем нужно помнить ИП?

  • П. 3 ст. 3 Закона 275-ФЗ не позволяет ИП участвовать в тендерах, которые проходят в рамках государственного оборонного заказа.
  • Предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, то есть выплачивает из этих средств штрафы и пени. Данная мера продолжает действовать даже после закрытия ИП.

Если ИП внесен в реестр недобросовестных поставщиков, он не может участвовать в тендерах в течение следующих двух лет. Чтоб продолжить подобную деятельность, предприниматель может оформить новое ИП на другого человека.

В соответствии с Законом 44-ФЗ, организатор тендера объявляет закупку с НДС и не всегда прописывает в контракте, что в цене не учитывается НДС, если победитель находится на «упрощенке». Заказчик может снизить цену такого победителя на 20 %. Такие действия возможны, несмотря на запрет Закона 44-ФЗ менять сумму контракта и на разъяснения Минэкономразвития и Минфина. Если в вашем случае в проекте контракта не прописаны действия заказчика при победе поставщика на УСН, лучше уточнить этот вопрос.

Субъекты малого бизнеса и организации инвалидов могут участвовать в тендерах и при этом пользоваться некоторыми преимуществами. Для них действуют правила подачи жалобы, предусмотренные для физических лиц.

Юридические лица.

Речь идет о наиболее распространенной категории бизнеса, которая чаще всего участвует в аукционах и интересуется тем, кто может участвовать в тендере на строительство.

Юридические лица должны помнить о следующем:

  • При использовании упрощенной системы налогообложения нужно особенно внимательно относиться к условиям оплаты.
  • Существуют свои правила подготовки документов для разных категорий юридических лиц.
  • При внесении юридического лица в РНП указываются не только данные организации, но и всех ее учредителей.

Крупным компаниям, которые собираются участвовать в большом количестве аукционов, рекомендуется открыть отдельную организацию для «мелких» торгов. Таким образом вы защитите себя от попадания в реестр недобросовестных поставщиков после мелкой ошибки. Так, могут возникнуть серьезные проблемы, если сотрудник не успел вовремя подписать договор. Тогда поставщик признается уклонившимся от заключения контракта, а компания и ее учредители рискуют оказаться в РНП.

Избежать подобных ситуаций можно, для этого необходимо открыть ООО с одним учредителем. Такой формат значительно упрощает работу, так как позволяет не собирать общее собрание участников для принятия решений, облегчает подготовку документации.

Отметим, что и в этом случае для СМП и организаций инвалидов предполагаются особые преимущества.

Бюджетные организации.

Если подобные организации хотят участвовать в конкурсе, им нужно придерживаться ряда правил:

  • Они не платят обеспечение контракта.
  • Организации УФСИН в случае победы в тендере имеют право повысить свою цену на 15 %, при условии, что она не будет превышать НМЦ.
  • Заработанные средства могут быть потрачены на закупки по Закону 223-ФЗ, если есть опубликованное Положение о закупках.

Иностранные компании и физические лица.

Относящийся к этой группе поставщик может участвовать в тендере с учетом ограничений по национальному режиму. При аккредитации на электронной площадке необходимо подать заверенный перевод документов.

Иностранный гражданин или компания не могут участвовать в электронных закупках, поскольку для них невозможно оформить квалифицированную электронную подпись. Чтобы обойти эту проблему, крупные иностранные компании открывают в нашей стране юридические лица с российскими учредителями.

Участие в электронных закупках

Таким образом, практически любой может участвовать в тендере. При выполнении всех условий и удачного сотрудничества с заказчиком такой опыт может привести к успешному участию в других госзакупках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *