Что такое обеспечение заявки на участие в тендере
Перейти к содержимому

Что такое обеспечение заявки на участие в тендере

  • автор:

Обеспечение заявки на участие в конкурсе: способы, условия и сроки

Участие в государственных закупках — возможность стабилизировать финансовое положение компании в период кризиса. Рассмотрим требования действующего законодательства к одному из условий участия в госторгах — обеспечению заявки на участие в них.

Что такое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе

Над материалом работали:

Евгений Борисов

Евгений Борисов Руководитель практики «Привлечение банковского финансирования»

Андрей Тюрин

Андрей Тюрин Руководитель практики «Привлечение банковского финансирования»

Белоногова Нарцисса

Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Прежде чем перейти к обсуждению основной темы статьи, разберемся в понятиях. Ключевой закон в данной сфере (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — далее Закон о контрактной системе) предусматривает несколько форм проведения государственных торгов, или правильнее — государственных закупок. Речь идет о конкурсах и аукционах. Несмотря на то, что по смыслу эти понятия близки и, говоря об одном из них, зачастую подразумевают оба, статья 447 Гражданского кодекса РФ четко определяет, что:

Аукцион

Аукцион

Аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — самую высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо самую низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика). Закон о контрактной системе выделяет аукционы в электронной форме и закрытые аукционы;

Конкурс

Конкурс

Конкурс— это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий, в числе которых может быть и условие о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия. По закону о контрактной системе возможно проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием и закрытых двухэтапных конкурсов.

От того, в какой форме проводятся торги, зависит способ и процедура обеспечения заявки.

получить обеспечение заявки

Зачем требуется обеспечение заявки

Под обеспечением заявок понимается установленное в каждой закупке количество денежных средств, которые блокируются на счете участника на торговой электронной площадке в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации. По Закону о контрактной системе для конкурсов и аукционов обеспечение является обязательным условием участия в торгах. Другой закон, регулирующий проведение закупок госкорпорациями, госкомпаниями — естественными монополистами в сфере коммунальных услуг, ГУПами, МУПами и т. д., — Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) — не устанавливает обязательности обеспечения заявки. Законодатель оставил право регулировать механизм обеспечения и его размер за компаниями, подпадающими под действие закона. Однако это не значит, что для каждого конкурса заказчик будет разрабатывать новые правила. Все условия проведения конкурсов должны быть прописаны в положении о закупках. В частности, заказчик имеет право требовать обеспечение заявки, указав способы и размеры обеспечения в конкурсной документации.

Обеспечение заявки свидетельствует о благонадежности и серьезности намерений участника закупок и гарантирует подписание контракта с победителем конкурса или аукциона. Если контракт не будет заключен по вине победителя конкурса, то обеспечение заявки остается в качестве компенсации у заказчика.

привлечения внешнего финансирования

Обеспечение заявки по Закону № 44-ФЗ: формы, условия и сроки возврата

Статья 44 Закона о контрактной системе предусматривает только два вида обеспечения заявки. Это могут быть денежные средства участника конкурса или банковская гарантия. Причем требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки. Выбор способа обеспечения заявки остается за участником закупок. Однако закон определяет, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Рассмотрим подробнее каждый способ обеспечения заявки.

Виды обеспечения заявки

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Срок действия банковской гарантии, полученной участником конкурса для обеспечения заявки, должен составлять не менее двух месяцев, начиная с даты окончания срока подачи заявок. Об этом говорится в статье 44 Закона о контрактной системе.

Для участия в конкурсе необходимо предоставить безотзывную банковскую гарантию, выданную одним из банков, включенных в специальный перечень финансовых организаций, которые отвечают требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Актуальный перечень банков ежемесячно публикуется на сайте Минфина РФ.

Специалисты юридической компании

В банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана сумма, на которую она предоставляется. Эта сумма уплачивается банком-гарантом заказчику, если победивший в конкурсе участник закупки впоследствии исполняет свои обязательства ненадлежащим образом или не исполняет вообще. Поэтому банковская гарантия содержит перечисление тех обязательств участника закупки, которые ею обеспечиваются. Также банковская гарантия предусматривает обязанность банка-гаранта уплатить заказчику неустойку за каждый день просрочки. Размер неустойки составляет 0,1% от суммы, которая подлежит уплате.

Виды обеспечения заявки

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Если в качестве обеспечения заявки используются денежные средства, участник конкурса перечисляет необходимую сумму на счет, который указан заказчиком в документации о закупке. При проведении электронных аукционов денежные средства перечисляются на банковский счет оператора электронной площадки. Статьей 44 Закона о контрактной системе устанавливается, что для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются специальные счета всех участников.

Средства в обеспечение заявки должны поступить на соответствующий счет до даты рассмотрения и оценки заявок. В противном случае участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Но это правило не применяется при проведении электронного аукциона.

юридическая компания

Размер обеспечения заявки по Закону № 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки зависит от цены контракта. В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 9 статьи 86) и Законом о внесении изменений в ФЗ о контрактной системе (ст. 1 о внесении изменений в часть 16 статьи 44) размер денежных средств или сумма банковской гарантии устанавливается заказчиком в требованиях к обеспечению заявок и может составлять от 0,5% до 1% максимальной цены контракта при сумме контракта 5–20 млн руб., и от 0,5% до 5% при сумме контракта от 20 млн руб. Но если заказ не превышает 5 млн рублей, то обеспечение заявки не является необходимым.

Размер обеспечения заявки

Однако существуют и исключения из общего правила. Так, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта превышает 20 млн руб., размер обеспечения заявки не может быть более 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Например, если заказчик объявляет конкурс на закупку расходных материалов для оргтехники на сумму 700 тыс. рублей, то обеспечение заявки не требуется.

При закупке самой оргтехники сумма контракта может превышать пять миллионов рублей. Например, региональный орган власти объявляет о закупке ноутбуков. Начальная (максимальная) цена контракта — пять с половиной миллионов рублей. В этом случае максимальная величина обеспечения заявки составит 1% или 55 тысяч рублей.

Условия получения обеспечения

Сроки возврата денежных средств

Закон о контрактной системе

Закон о контрактной системе устанавливает, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, в общем случае возвращаются на счет участника закупки в течение не более пяти рабочих дней. Для этого никаких действий от участника закупки по закону не требуется. Но в рамках сложившейся деловой практики возможно направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки.

Банковская гарантия участнику или гаранту не возвращается, но и взыскание по ней не производится.

При проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более одного рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, отклонения или отзыва заявки, отмены аукциона и т.д. После этого участник закупки может оставить средства у оператора, чтобы использовать для участия в других конкурсах либо получить их на свой банковский счет. Все зависит от регламента электронной площадки.

оператор

Если оператор размещал средства на депозитном счете, то должен возвратить участнику закупки не только средства обеспечения, но и полученные по ним доходы.

Не возвращаются средства обеспечения

Не возвращаются средства обеспечения, если победитель конкурса отказывается или уклоняется от заключения контракта либо не предоставляет обеспечение исполнения контракта.

Кроме того, законодатель предусмотрел еще один случай, когда обеспечение заявки не возвращается к участнику конкурса. Если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки трижды в течение одного квартала аукционные комиссии, неважно, одного или нескольких заказчиков, принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации. Участнику не возвращается обеспечение последней из этих трех заявок.

допустили просрочку возврата средств

Если заказчик или оператор электронной площадки допустил просрочку возврата средств, то участник закупки вправе потребовать уплаты пени. Напомним, что пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения исполнения обязательства. Размер пени устанавливается в соотношении 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

Обратите внимание на часть 11 статьи 44 Закона о контрактной системе: в случае проведения электронных аукционов солидарную ответственность вместе с оператором электронной площадки за соблюдение срока возврата денежных средств по обеспечению заявки несет и банк, который обслуживает счет оператора.

Участие в закупках по федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ требует от компании не только наличия свободных средств. Необходимы также понимание механизма закупок и знание некоторых нюансов их проведения, а также сложившейся практики. Победы в конкурсах легче будет добиться при помощи опытного специалиста или специализированной компании.

Обеспечение заявки можно получить быстрее

С вопросом о том, как оформить банковскую гарантию в сжатые сроки, мы обратились к представителю компании КСК групп, Андрею Тюрину, руководителю практики «Привлечение банковского финансирования». И вот что он ответил:

«Юридические компании по всей России, в том числе КСК групп, предлагают взять на себя оформление документов и переговоры с кредитными организациями с целью получения банковской гарантии для клиента. Этими услугами пользуются фирмы, нацеленные на участие в тендерах, но не имеющие отдельного сотрудника для решения вопросов с обеспечением заявок. В силу опыта, накопленного за время выполнения заказов по получению банковских гарантий, наша компания оформляет документы заказчиков быстро (иногда лимит времени устанавливается в одни сутки) и имеет больше шансов на положительный результат.

Как уже было сказано, КСК групп является одной из фирм, оказывающих услуги в данном направлении. Сотрудники нашей компании работают адресно, направляя заявку на получение гарантии в один из банков-партнеров, ориентируясь на его запросы, в то время как иные консультанты предпочитают наудачу «разбрасывать» документы по десяткам кредитных организаций. Индивидуальная работа на уровне руководства банка и глубинное знание рынка позволяют нам максимально увеличить шансы на получение наилучших условий по банковской гарантии для клиента.

Стоимость выполнения заявки по получению банковской гарантии варьируется и зависит от финансового положения компании, структуры сделки и многих других факторов. Поэтому консультанты КСК групп всегда готовы прийти к взаимовыгодному соглашению с клиентом».

P. S. Узнать больше об услугах компании и записаться на бесплатную первичную консультацию можно по телефону или на сайте КСК групп.

Что такое обеспечение заявки на участие в тендере

Статья 44. Обеспечение заявки на участие в закупке

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Готовые решения. Вопросы применения ст. 44

1. При проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.

2. Обеспечение заявки на участие в закупке устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в следующих размерах:

1) если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает двадцать миллионов рублей, — от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта;

2) если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает двадцать миллионов рублей, — от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

3. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

4. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.

5. При проведении электронных процедур:

1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:

а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее — специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона;

2) участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе;

3) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств:

а) подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке;

б) оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке;

в) банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом «б» настоящего пункта, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки;

г) в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом «е» пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона возврат заявки подавшему ее участнику закупки;

4) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, предусмотренный подпунктом «а» пункта 1 части 5 настоящей статьи, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в такой перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

7. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашение о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень, предусмотренный подпунктом «а» пункта 1 части 5 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме.

8. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Денежные средства, находящиеся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для обеспечения заявок на участие в закупках исключительно такого участника закупки. Блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закупке на специальном счете осуществляется и прекращается банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки в соответствии с настоящей статьей. На денежные средства, заблокированные в соответствии с настоящей статьей, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счета, заключаемым участником закупки.

9. Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) перевод в случаях, предусмотренных настоящей статьей, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:

а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

10. Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев:

1) отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) отзыв заявки участником закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) заключение контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимися от заключения контракта;

4) отмена закупки в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке;

5) получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) получение предусмотренного настоящим Федеральным законом решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта;

7) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.

11. Банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи, прекращает осуществленное в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете (специальных счетах), реквизиты которого (которых) направлены оператором электронной площадки, и направляет информацию о прекращении такого блокирования оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 7 части 10 настоящей статьи, банк осуществляет перевод заблокированных в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки.

12. Возврат независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим независимую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится. В случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи, заказчик предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки, информация о котором включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением такого участника от заключения контракта.

13. В случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 — 3, 5 — 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

14. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде денежных средств:

1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, подавшего такую заявку;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, осуществляет перевод заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения такой заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки;

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения от банка информации о перечислении, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, направляет участнику закупки информацию о таком перечислении.

15. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:

1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.

16. При проведении закрытого конкурса и закрытого аукциона:

1) денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупке, вносятся участниками закупок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

2) участник закупки признается не предоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы (или их копии) о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты рассмотрения заявок, даты рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

3) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи;

4) в случае предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии такая гарантия подлежит рассмотрению заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.

17. При проведении закрытых электронных процедур применяются положения настоящего Федерального закона, касающиеся обеспечения заявок на участие в закупках при проведении электронных процедур, если иное не установлено Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона.

18. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.

Обеспечение заявки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ

Зачастую заказчики запрашивают у участников тендеров обеспечение заявки. Его вносят при подаче предложения — деньгами или с помощью независимой, банковской гарантии. Возвращают обеспечение не всегда — только при определенных обстоятельствах.

Вы узнаете

Что такое обеспечение заявки в госзакупках

Обеспечение заявки — это механизм защиты госзаказчиков от недобросовестных поставщиков. Оформляя обеспечение заявки, поставщик гарантирует, что не уклонится от заключения сделки.

Способы обеспечения заявок по 44‑ФЗ:

  • внесение денег на спецсчет;
  • оформление независимой гарантии.

В закупках по 223‑ФЗ чуть больше вариантов. В таких тендерах возможно предоставление обеспечения заявки (ч. 25 ст. 3.2 223‑ФЗ):

  • в денежной форме;
  • в виде банковской гарантии;
  • в иной форме по ГК.

В закупках для СМСП и самозанятых по 223‑ФЗ предусмотрены только 2 варианта: независимая гарантия или деньги (ч. 25 ст. 3.2 223‑ФЗ).

Напоминаем: обеспечение заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств (ГО) — это три разных вида финансового поручительства. Обеспечение заявки предоставляют вместе с ее подачей, а другие виды финансовых гарантий — на других этапах госзакупки. Обеспечение исполнения контракта гарантирует выполнение условий сделки, а обеспечение ГО — выполнение гарантийных обязательств.

Когда заказчик запрашивает обеспечение заявки

Обеспечение есть не во всех госзакупках. Заказчики по 44‑ФЗ обязаны запрашивать обеспечение заявок в тендерах — аукционах, конкурсах и запросах котировок с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) от 1 млн ₽. В заказах с более низкой ценой его можно не устанавливать.

Заказчики по 223‑ФЗ могут запрашивать обеспечение заявки в тендерах с начальной ценой договора (НМЦД) больше 5 млн ₽. Запрос финансовых гарантий в таких закупках — право госкомпании, а не обязанность.

Найти закупки без обеспечения в ЕИС трудно. Заказы малого объема размещают на сайтах электронных магазинов, а тендеры по наличию или отсутствию обеспечения ЕИС не отфильтровывает. Решить вопрос помогут спецсервисы. Например, СБИС Поиск торгов и закупок поможет найти даже закупки без обеспечения.

Сервис для поиска закупок по вашим критерия

В каком размере вносят обеспечение заявки

Заказчики по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ решают, в каком размере запрашивать у участников обеспечение заявки с учетом требований закона. Размер обеспечения заявок в закупках по 44‑ФЗ зависит от НМЦК и типа поставщика:

НМЦК тендера, ₽ Тип поставщика Размер обеспечения заявок по 44-ФЗ Ссылка на статью 44-ФЗ
Любая Государственные и муниципальные учреждения 0% Ч. 3 ст. 44
Общественные организации инвалидов и предприятия уголовно-исполнительной системы 0,5% Ч. 3 ст. 44
Не больше 20 млн Остальные категории поставщиков, включая СМСП и СОНКО От 0,5 до 1% НМЦК Ч. 2 ст. 44
Больше 20 млн От 0,5 до 5% НМЦК Ч. 2 ст. 44

Обеспечение заявки для СМП по 44‑ФЗ вносят по общим правилам. Государственные и муниципальные учреждения не предоставляют финансовые гарантии при подаче заявок на участие в закупках по 44‑ФЗ. Поставщики — общественные организации инвалидов и предприятия уголовно‑исполнительной системы — предоставляют его в пониженном размере 0,5 % от НМЦК.

Размер обеспечения заявок по 223‑ФЗ зависит от решения заказчика и того, является ли поставщик представителем малого и среднего бизнеса. Обеспечение заявки по 223‑ФЗ для СМП, среднего бизнеса и самозанятых ниже, чем для других категорий поставщиков:

НМЦД тендера, ₽ Тип поставщика Размер обеспечения заявок по 223‑ФЗ Ссылка на закон
Больше 5 млн СМСП и самозанятые Не больше 2% НМЦД Постановление Правительства от 11.12.2014 № 1352
Остальные категории поставщиков Не больше 5% НМЦД ч. 27 ст. 3.2 223‑ФЗ

Как внести обеспечение заявки в госзакупках

Рассказываем, как внести обеспечение заявки для участия в тендере по 44‑ФЗ или 223‑ФЗ:

  1. Выберите способ обеспечения, который допускается закупочным законодательством. Например, внесение денег на спецсчет или независимую гарантию. Какой способ обеспечения выбрать из допустимых вариантов, поставщик решает самостоятельно. Учитывайте, что деньги со спецсчета разблокируют после заключения сделки, а комиссию за оформление гарантии никто не вернет. С другой стороны, подготовка гарантии позволяет не замораживать деньги фирмы на время участия в тендере.
  2. Подготовьте обеспечение заявки. Например, оформите независимую, банковскую гарантию или внесите деньги на спецсчет. Для закупок по 44‑ФЗ подойдет только независимая гарантия, которая соответствует требованиям ч. 1 ст. 45 44‑ФЗ. Спецсчет открывают только в банках из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451‑р. В закупках по 223‑ФЗ заказчик прописывает требования к финансовым гарантиям в положении о закупке, извещении и тендерной документации. В тендерах по 223‑ФЗ для СМСП и самозанятых правила приближены к 44‑ФЗ: спецсчет разрешено открывать в банке из перечня правительства, а независимую гарантию оформлять в организациях, перечисленных в ст. 45 44‑ФЗ.
  3. Укажите способ обеспечения при подаче заявки. При выборе варианта с внесением денежных средств в открытой закупке площадка заблокирует их на спецсчете. Если поставщику больше подходит вариант с оформлением независимой гарантии, ЭТП проверит ее номер, сумму гарантии и другие сведения.

Помощь экспертов по участию в закупках

Когда вернут обеспечение заявки в госзакупках

В закупках по 44‑ФЗ (п. 3 ч. 16 ст. 44) обеспечение заявки вернут:

  • при отмене тендера;
  • отзыве заявки со стороны поставщика;
  • отклонении заявки комиссией заказчика (кроме случая из ч. 13 ст. 44 44‑ФЗ);
  • отстранении поставщика от участия в тендере;
  • отказе в согласовании контракта с ед. поставщиком со стороны ФАС;
  • отказе ФАС от внесения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) при его уклонении от сделки.

В закрытых тендерах и при получении обеспечения от участников из стран ЕАЭС срок возврата денег — 5 рабочих дней (пп. «г» п. 1 Постановления Правительства от 10.04.2023 № 579). В иных случаях банк разблокирует деньги в течение часа после получения информации. Комиссию за оформление финансовой гарантии поставщику не возвращают.

Заказчики по 223‑ФЗ прописывают сроки и правила возврата обеспечения в положении о закупке с учетом сроков, которые установлены законом для возврата денег в закупках для СМСП и самозанятых (ч. 25 ст. 3.2 223‑ФЗ). В этом случае ЭТП отправит в банк запрос на разблокирование денег на спецсчете в течение часа (Постановление Правительства от 08.06.2018 № 657).

Какая ответственность предусмотрена за нарушение срока возврата обеспечения заявки

За нарушение срока возврата обеспечения заявок по 44‑ФЗ предусмотрены штрафы (ст. 7.31.1 КоАП):

  • если срок нарушен не более чем на 3 рабочих дня: 5 тыс. ₽ на ответственного сотрудника и 30 тыс. ₽ на организацию;
  • если срок нарушен более чем на 3 рабочих дня: 15 тыс. ₽ на сотрудника и 90 тыс. ₽ на организацию.

Нарушение сроков разблокирования денег на спецсчете грозит ЭТП штрафом в 15 тыс. ₽.

Привлечь к ответственности заказчика или ЭТП за нарушение срока возврата обеспечения заявки по 223‑ФЗ сложнее. Безосновательное удержание денег со спецсчета могут счесть необоснованным обогащением. Решение подобных вопросов не в компетенции ФАС — их разрешает суд (Решение Московского УФАС России по делу № 077/07/00‑926/2021 от 26.01.2021).

Когда обеспечение заявки в закупках не вернут

В закупках по 44‑ФЗ обеспечение заявки удержат:

  • если поставщика выбрали победителем тендера, он уклонился от заключения сделки и попал в РНП (ч. 11 ст. 44 44‑ФЗ);
  • отклонена уже третья заявка поставщика в квартал на одной торговой площадке по пп. 1–3, 5–9 ч. 12 ст. 48 44‑ФЗ.

При отклонении заявки, отстранении участника, отмене закупки, заключении контракта, отказе в согласовании контракта с ед. поставщиком со стороны ФАС и других случаях из п. 3 ч. 16 ст. 44 обеспечение заявки не удерживают.

В закупках по 223‑ФЗ обеспечение заявки не возвращают, когда победитель тендера (ч. 26 ст. 3.2):

  • уклонился или отказался от заключения сделки;
  • не предоставил обеспечение исполнения договора;
  • подготовил обеспечение исполнения договора с ошибками.

При оформлении обеспечения в виде гарантии по 44‑ФЗ или 223‑ФЗ и его удержании по ней будет затребована выплата с гаранта.

Как избежать сложностей при внесении обеспечения заявки

Рекомендуем заранее открывать спецсчет и зачислять на него деньги, чтобы к моменту блокировки обеспечения на счете гарантированно была нужная сумма. Если на спецсчет зачислена меньшая сумма, банк не подтвердит наличие нужной суммы для блокирования средств и ЭТП вернет заявку участнику обратно. Независимую гарантию тоже лучше оформлять заблаговременно, чтобы успеть подготовить обеспечение до окончания срока подачи заявок. Также важно проверить готовый документ на наличие ошибок. Если гарантия не соответствует требованиям закона, заказчик вправе отказать в ее приеме и отклонить заявку. При нарушении сроков возврата обеспечения заявки обращайтесь к контролерам или в суд.

Выбираем обеспечение: спецсчет или банковская гарантия?

Для участия в закупках нужно обеспечение. Разбираемся, какое оно бывает, зачем оно нужно и как выбрать.

Павел Стоянов

Продуктолог госзакупок Тинькофф Бизнес

Для участия в закупках нужно обеспечение. Разбираемся, какое оно бывает, зачем оно нужно и как выбрать.

Павел Стоянов

Продуктолог госзакупок Тинькофф Бизнес

Представим, вы зарегистрировались на площадке госзакупок, сделали КЭП и решили подать заявку. Но оказывается, всё не так просто, нужно еще какое-то обеспечение. Давайте разбираться.

Зачем нужно обеспечение

Реальная ситуация: кадетский корпус объявляет закупку на стулья для детей. Несколько поставщиков подают заявки, кто-то один выигрывает. Но тут поставщик говорит, что он не сможет поставить стулья и отказывается подписывать контракт: не рассчитал силы. Остался месяц до начала нового учебного года, а стульев нет. Придется проводить торги заново.

Чтобы оградить заказчика от таких ситуаций, придумали просить у поставщика обеспечение. Если победитель откажется подписывать контракт, он лишится денег. Вот как это работает.

Кадетский корпус просит обеспечение 6000 рублей. На этапе заявки эту страховку предоставляют все участники в виде денег на спецсчете или банковской гарантии. Проводят торги, объявляют победителя. Если победитель не подпишет контракт, то заказчику перечислят 6000 рублей. Эти деньги будут списаны с нерадивого участника торгов.

Это и есть обеспечение заявки, его всегда просят в закупках от 1 млн рублей. Еще бывает обеспечение контракта и гарантийных обязательств, о нем поговорим позже. А пока разберемся с обеспечением заявки.

Что может быть в качестве обеспечения заявки

Для обеспечения заявки можно использовать:

  • свои деньги на спецсчете;
  • банковскую гарантию.

Спецсчет. Обычный расчетный счет, только используется для закупок и подключен к торговым площадкам.

  1. Заказчик организует торги.
  2. Участники подают заявки и переводят деньги на свои спецсчета.
  3. Когда прием заявок заканчивается, площадка эти суммы замораживает.
  4. Объявляют победителя. У всех остальных участников деньги размораживаются.
  5. С победителем подписывают контракт. Если он отказывается — заказчик забирает обеспечение себе.
  6. Победитель подписывает контракт, деньги на счете размораживаются. Из них часть автоматически уходит на оплату комиссии электронной площадке.

Банковская гарантия. Гарантия — обещание банка заплатить за клиента деньги, если он не выполнит свои обязательства. Клиент покупает это обещание на определенную сумму и срок.

Если клиент подведет заказчика, банк сам выплатит сумму обеспечения вместо предпринимателя. Получается, когда банк выдает банковскую гарантию, он рискует. Потом придется просить клиента вернуть эти деньги. Поэтому банк тщательно проверяет компании так, как если бы они брали кредит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *