Как открыть расчетно кассовый центр
Перейти к содержимому

Как открыть расчетно кассовый центр

  • автор:

Региональные информационно-расчётные центры станут посредниками между РСО , УК и населением

Для того, чтобы сделать расчёты между коммунальщиками и населением максимально прозрачными, законодательная власть всерьёз подумывает над тем, чтобы создать во всех регионах РФ информационно-расчётные центры для приёма платежей за ЖКУ.

ИРЦ станут посредниками по расчётам между РСО, УК и потребителями коммунальных услуг

В одной из предыдущих статей мы писали про переход на прямые договора между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями. Согласно новому законодательству, управляющие компании теряют свой статус поставщиков коммунальных услуг и становятся посредниками между населением и РСО.

Тем не менее, львиная доля платежей за жилищно-коммунальные услуги проходит через руки управляющих компаний. В настоящее время сообщество экспертов в сфере ЖКХ активно обсуждает инициативу создания региональных информационно-расчётных центров для приёма платежей от потребителей коммунальных услуг.

Если инициатива будет поддержана, то в обозримом будущем руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ будет наделён на законодательном уровне правом принимать решение о создании и работе в регионе информационно-расчетного центра (ИРЦ).

По задумке, ИРЦ может быть выбран на конкурсной основе или определен в порядке, утверждённым нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Также инициаторы идеи не исключают, что в одном регионе может функционировать сразу несколько таких центров.

Функции ИРЦ

Резонно возникает вопрос, для чего нужно создавать новые информационно-расчётные центры в регионах страны, когда уже итак функционируют центры по приёму платежей от граждан?

По идее авторов будущего законопроекта, ИРЦ должны стать серьёзным инструментом в руках государственной власти, который поможет исключить возможность мошенничества управляющих компаний с поступлениями денежных сборов с собственников помещений в МКД.

Как считают эксперты жилищно-коммунальной сферы хозяйства, управляющие компании имеют за собой такой грешок, как вывод финансовых средств, полученных от населения за коммунальные ресурсы, поставленные РСО. Кроме того, данный механизм сбора платежей с населения поможет смягчить переход граждан на систему прямых договорных отношений с РСО.

Региональные информационно-расчётных центры будут представлены в лице кредитных организаций. В основные функции ИРЦ будет входить деятельность по обеспечению и доведению своевременно и в полном объёме платежей населения напрямую до поставщиков коммунальных ресурсов, то есть до ресурсоснабжающих организаций.

Есть ли необходимость в создании региональных ИРЦ?

По мнению того же экспертного сообщества в сфере ЖКХ, такая необходимость назрела уже давно, поскольку одной из злободневных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве является низкая собираемость платежей с населения за поставленные коммунальные ресурсы.

Всё чаще в судебной практике встречаются разбирательства на основе исков, предъявляемых РСО по взысканию просроченной задолженности по коммунальным услугам. К тому же, не редки случаи, когда при 100%-ной собираемости с собственников помещений в МКД злостным должником выступает сама управляющая компания.

Также частыми случаями судебных разбирательств являются мошеннические схемы по сбору средств с населения за КУ так называемыми фирмами-однодневками. Не меньшее число судебных исков предъявляется к недобросовестным руководителям УК, председателям ТСЖ, тоже практикующим мошеннические схемы незаконного вывода финансов после сбора их с плательщиков за коммунальные услуги.

На фоне ужесточения ответственности для управляющих компаний по многим вопросам их предпринимательской деятельности по управлению МКД законодатель подумывает и о том, чтобы максимально обезопасить граждан и их денежные средства от недобросовестных организаций ЖКХ.

Основной причиной данного положения вещей выступает тот факт, что посреднический характер деятельности управляющих компаний в сфере предоставления коммунальных услуг является неоднозначным. Иными словами, УК, не вырабатывая никаких коммунальных ресурсов и не поставляя их населению за неимением на это соответствующего технологического оснащения и полномочий, тем не менее, управляет всеми финансовыми потоками и имеет прямой доступ к поступаемым объёмам денежных средств потребителей КУ.

Согласно ст.153 Жилищного Кодекса РФ, собственники помещений в МКД обязуются “своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги”.

В соответствии с п.7.1 ст.155 Жилищного Кодекса РФ, собственники и наниматели помещений в МКД правомерны вынести на общем собрании решение о внесении платы за КУ непосредственно РСО.

П. 7.1 ст.155 ЖК РФ: “На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.”

Данное решение ОСС может быть вынесено не только в отношении всех коммунальных услуг, но также по одному или нескольким ресурсам. На основании протокола ОСС внесение платежей в соответствии с решением собрания собственников помещений в МКД будет являться полным исполнением их обязательств перед управляющей компанией. Поскольку УК отвечает за предоставление качественных коммунальных услуг в жилом доме.

Региональные ИРЦ помогут навести порядок в расчётах за жилищно-коммунальные услуги между всеми сторонами заключённых на поставку КУ договоров. Также они должны помочь в доведении собранных денежных средств с населения до их непосредственного получателя.

Как открыть расчетно кассовый центр

Если вы решили создать расчетно-кассовый центр в своем городе и хотите зарабатывать на организации обслуживания населения, то вам нужно знать следующие моменты:

Для того, что бы начать нормальную и стабильную работу вам стоит оценить свои возможности на данный момент и потенциальное количество лицевых счетов, которые вы сможете обслуживать в дальнейшем. Как показывает многочисленная практика, такой бизнес начинает приносить доход только тогда, когда у вас есть 27-28 тыс. лицевых счетов, а это порядка 80-110 тыс. населения. Для того чтобы создать подобный расчетно-кассовый центр, первое что вам нужно это согласие и разрешение муниципальной власти.
Далее стоит занять четкую позицию по поводу формирования основной доходной базы. Вариантов может быть несколько:

• Возможность открыто включать услугу РКЦ в текущий тариф на ремонт или содержание помещения или жилого дома, иными словами «тариф на управление».
• Отдельная абонентская плата за обслуживание каждого лицевого счета.
• Возможность сбора денег за обслуживание лицевого счета плюс дополнительный процент от уже собранных денег, иными словами «комбинированная схема».
• Сбор процентов от начисленных средств.
• Дополнительный процент от уже собранных средств.

Наиболее распространенной и широко используемой является схема по сбору дополнительных процентов с уже собранных средств. Так как она понятна абсолютно всем участникам сделки, а РКЦ держит ориентацию на максимальный процент от забора денег. Как показывает личный опыт многих расчетно-кассовых центров, оптимальный размер в который уже входит оплата за собранные средства и банковская комиссия, составляет примерно 4-4,5%. Хотя каждая поданная схема имеет свои плюсы и минусы. При создании РКЦ, вам придется учитывать все нюансы и выбирать для себя самый оптимальный вариант.
Далее вам необходимо строго определится с основным якорным клиентом, который будет обеспечивать вам до 80% всего оборота. В основном, если есть в наличии декларируемое согласие местных муниципальных органов, то такими клиентами выступают крупные организации, которые занимаются управлением. Оптимальный вариант, если подобных организаций сразу несколько. Но так или иначе потенциальные якорные клиенты в первую очередь должны увидеть выгоду для себя от работы с создающимся РКЦ. Такими выгодами могут стать:

• Значительное сокращение затрат на биллинг. Для этого вам необходимо переубедить организацию в том, что перенос биллинга на аутсоринг это огромная выгода и экономия денег. Именно для таких случаев хорошо подойдет пример с аналогичным клиентом.

• Процент за предоставленные услуги РКЦ, стоит делать такой выгодный, что бы организация заинтересовалась в работе с вами.

• Работая с РКЦ клиентам нужно предоставлять дополнительные услуги или выгоды. Это могут быть юридические услуги, услуги по взысканию задолженностей или любые другие.
Также необходимо выбрать топологию офисов РКЦ. Существует три варианта:

• Основной или центральный офис, в котором располагаются все сервера, и происходит регулярный и стабильный прием граждан.

• Абонентский офис, в который могут обратиться все граждане и задать интересующие их вопросы по поводу лицевых счетов.

• Пункт приема платежа, в котором можно вносить плату.

• Терминалы, которые могут находиться по всему городу и размещаться где угодно.

При создании РКЦ также стоит подписать договоренность с банками о размере комиссии за прием платежей и о принципе документооборота. Средняя комиссия Сбербанка становит 1,5-2%. Если обороты будут частыми и большими, то возможно снижение процентов до 0,8-0,9%. Если вам удастся договориться о такой комиссии, то это выступит дополнительной мотивацией для якорных клиентов и заинтересует их в работе с вами.

Все вышеперечисленные моменты организации относятся к классической схеме создании РКЦ. Это когда все клиенты РКЦ являются управленческими организациями и работают по подписанным агентским договорам. Возможны так же варианты работы напрямую с непосредственными поставщиками ресурсов. Однако, такая схема работы более сложная, так как нуждается в подробном юридическом сопровождении, так как она противоречит Жилищному Кодексу и Постановлениям Правительства №307 и №354.

Для создания РКЦ вам необходимо составить подробный бизнес-план. В составленном бизнес-плане должна отражаться следующая информация:

• Планируемый ежемесячный оборот РКЦ
• Мощность и возможности административного ресурса
• Планируемые инвесторы
• Возможности для будущего кредитования РКЦ
• Предлагаемые условия для работы якорным клиентам
• Возможные и допустимые ошибки в работе РКЦ.

И только после всего выше перечисленного можно приступать к формированию ПО, так как вы уже знаете на какие финансы и силы можете рассчитывать.

Как открыть расчетно кассовый центр

Статья 19. Требования к деятельности расчетного центра

1. Расчетным центром может выступать кредитная организация, Банк России или ВЭБ.РФ.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В платежной системе может быть несколько расчетных центров.

3. Расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров банковского счета, заключаемых с участниками платежной системы и (или) центральным платежным клиринговым контрагентом (при его наличии), а также договоров, заключаемых с операционным центром и платежным клиринговым центром, если заключение таких договоров предусмотрено правилами платежной системы.

4. Расчетный центр исполняет поступившие от платежного клирингового центра распоряжения участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы и (или) банковскому счету центрального платежного клирингового контрагента (при его наличии).

5. Расчетный центр платежной системы в случае, предусмотренном частью 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, может исполнять распоряжения участников платежной системы, поступившие от клиринговой организации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».

Учет бухгалтерских операций ЕРЦ

В программном продукте 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК , ред. 3.0 есть возможность организации работы Единого расчетного центра (ЕРЦ) и отражение его взаимодействия с Управляющими компаниями (УК), Товариществами собственников жилья (ТСЖ) и Ресурсоснабжающими организациями (РСО), а также организация работы УК и отражение ее работы с ЕРЦ и РСО.

Организация работы ЕРЦ:

В таблице представлены операции и проводки, которыми оформленные операции будут отражены в Бухгалтерском учете:

Поступление оплаты на расчетный счет

Перечисление оплаты УК (за услугу УК) с расчетного счета

Перечисление оплаты РСО (за услуги РСО) с расчетного счета

Взаимозачет между РСО и УК

Дт 76 (Жилец) / Кт 76 (УК) — Начисление услуг

Данная операция отражает начисление услуг УК и РСО Единым расчетным центром жильцу, при этом ЕРЦ является агентом УК и с РСО не связан напрямую. Типовой документ в блоке БП, который необходимо оформить — документ «Реализация: товары, услуги, комиссия».
В блоке ЖКХ в разделе «Ресурсоснабжающие организации (РСО)» для организации ЕРЦ создаем документ «Управление договорами с поставщиками услуг» с УК. Оплата принимается через ЕРЦ, поэтому флажок «Оплата через управляющую компанию» устанавливаем, для того, чтобы в квитанции были отображены реквизиты ЕРЦ, а не УК:

Создание документа «Управление договорами с поставщиками услуг»

Выполняем начисление услуги для Физического лица через документ «Начисление услуг» из раздела «Начисление услуг»:

Как начислить услугу для Физического лица

Отражаем начисление по услугам с помощью документа «Отражение начислений в регламентированном учете» (раздел «Регламентные операции») с видом операции «Отражение типовыми документами»:

Отражение начисления по услугам

Для расчетов с группой физических лиц для ЕРЦ указаны следующие счета расчетов:

Счета расчетов с группой физических лиц для ЕРЦ

После отражения будет создан документ «Реализация: товары, услуги, комиссия» и «Счет-фактура» на основании:

Создание документа

Проводки документа

Для целей правильного формирования отчетности по НДС сформируем документ «Отчет комитенту» (документ не формирует проводок), то есть организация ЕРЦ отчитывается перед контрагентом УК.

В разделе «РСО» создаем документ «Отчет комитенту» с видом «Отчет о продажах» и на вкладке «Товары и услуги» заполняем по кнопке «Заполнить реализованным по договору»:

Как создать и заполнить документ «Отчет комитенту»

На вкладке «Главное» будет выполнено заполнение сумм:

Открыть вкладку «Главное»

Дт 51 / Кт 76 (Жилец) – Поступление оплаты на расчетный счет

Создаем документ «Поступление на расчетный счет» в разделе «Банк и Касса — Банковские выписки»:

Создаем документ «Поступление на расчетный счет»

Проводки документа

На основании, с помощью обработки «Формирование оплат на основании платежных документов», создаем документ оплаты в блоке ЖКХ «Регистрация оплаты» для отражения оплаты в блоке ЖКХ:

Создание документа оплаты для отражения оплаты в блоке ЖКХ

Дт 76 (УК) / Кт 51– Перечисление оплаты УК с расчетного счета только за услуги УК

Оформляется при помощи документа «Списание с расчетного счета» с видом операции «Оплата поставщику»:

Оформление операции Дт 76 (УК) / Кт 51

Проводки документа

Дт 76 (РСО) / Кт 51– Перечисление оплаты РСО с расчетного счета только за услуги РСО

Оформляется при помощи документа «Списание с расчетного счета» с видом операции «Оплата поставщику»:

Документ «Списание с расчетного счета»

 Узнать проводки документа «Списание с расчетного счета»

Дт 76 (УК) / Кт 76 (РСО) – Взаимозачет между РСО и УК

Оформляется при помощи документа «Корректировка долга» (раздел «Продажи») с видом операции «Перенос задолженности». Создадим документ для переноса «задолженность поставщику» на сумму 800 рублей:

Оформление операции «Взаимозачет между РСО и УК»

Узнать проводки документа «Корректировка долга»

Организация работы УК:

В таблице представлены операции и проводки, которыми оформленные операции будут отражены в Бухгалтерском учете:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *