Лизинговый продажи нефти и газа что такое
Перейти к содержимому

Лизинговый продажи нефти и газа что такое

  • автор:

Лизинговый продажи нефти и газа что такое

Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли, планируемые налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих предприятий сулят лизинговым компаниям хорошие перспективы. Однако специфические риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном сегменте.

Износ основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже обстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются производимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более 65% [13].

Интенсивная нефтедобыча, которая велась в последние десятилетия, привела к значительному усложнению условий извлечения нефти на многих месторождениях и истощила материальную базу отрасли.

Сказывается и значительное отставание во внедрении современных технологий бурения, переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня отрасли требуются огромные средства на разведку, обустройство и разработку новых месторождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктуры транспортировки продукции и т. д. Это создает самые широкие возможности для использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособность компаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.

Добывающие и перерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют средства в переоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционных программ в абсолютном выражении очень велики, что делает сегмент оборудования для добычи и переработки нефти и газа достаточно перспективным для лизинговых компаний.

Например, инвестиции в добычу одной только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ее данным, могут составить около $45 млрд. [13]. Кроме того, последние нововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденцию отказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, также положительно отражаются на инвестиционной активности компаний.

В общем объеме российского рынка лизинга в 2007 году сегмент оборудования для нефтедобычи и переработки занял 4,5%, объем нового бизнеса в сегменте (сумма новых заключенных сделок) составил около 44,87 млрд руб. (в 2005 году — около 1,44 млрд руб.) [14].

В сегменте оборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено новых договоров лизинга почти на 2 млрд руб., доля сегмента на рынке — 0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасль газодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтены показатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживанию лизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая 2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял 18,3 млрд руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключила новых сделок еще на 12,7 млрд руб. Всего же ОАО «Газпром», по информации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить в развитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн. руб. [14].

В сегменте оборудования для добычи и переработки нефти и газа заключаются сделки как со стандартными предметами лизинга (железнодорожный подвижной состав и грузовая техника для перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым, сервисным, измерительным, геологическим и другим оборудованием.

Первая часть указанной техники обладает достаточно высокой ликвидностью — вагоны-цистерны, автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ пользуются высоким спросом. В то же время специфическая часть оборудования несет в себе и специфические риски ввиду узкой сферы его применения (например, недвижимые неразборные конструкции).

В целом лизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должна уделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового состояния своего потенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываются исключительно за счет устойчивого финансового положения клиента.

Реализация предмета лизинга в случае дефолта лизингополучателя стороннему покупателю может стать серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это фактически тонны бетона и замурованная в них вышка для выкачивания нефти. Сама скважина при этом — это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, при наступлении дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензии на разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутят сами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательной площадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.

Помимо возможных финансовых проблем клиента существуют законы природы, по которым месторождение нефти (газа) рано или поздно опустеет. В этом случае оборудование, поддающееся демонтажу, неизбежно придется снимать и перевозить на новое месторождение либо продавать. Поэтому зачастую вопросы дальнейшей реализации добывающей техники прорабатываются лизингодателями еще на этапе заключения сделки.

Второй особенностью работы с добывающим оборудованием является то, что данная техника очень часто функционирует в агрессивной среде, а также в отдаленных регионах с затрудненным доступом. Это означает, что у лизингодателя возникает проблема обеспечения качественной страховой защиты оборудования в условиях ограниченного числа страховых компаний, работающих с подобными рисками.

На фоне высокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со стороны нефтегазовых компаний активно предлагают свои услуги независимые лизингодатели в надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня сегмент лизинга техники для нефте- и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокий барьер входа». Его «высота» обусловливается главным образом двумя факторами.

«Во-первых, необходимо, чтобы в штате лизинговой компании были специалисты, разбирающиеся не только в финансах, но и в технологиях. Ведь реализовать контракт по поставке телеметрической системы для установки горизонтального бурения, производимой, например, поставщиком в Шотландии, гораздо сложнее, чем контракт на поставку автомобиля или даже стандартного металлообрабатывающего станка,— утверждает Юрий Никишев, заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал».— Во-вторых, это наличие прочной базы фондирования операций. В этих отраслях суммы вовсе не самых выдающихся контрактов легко достигают величин в несколько сот миллионов рублей. А длительные сроки изготовления и эксплуатации многих видов оборудования требуют для финансирования их поставок денег соответствующей длины» [13].

Здесь возникает еще одна особенность работы с данным видом оборудования — взаимодействие с поставщиками. Технику для добычи и переработки нефти и газа в России производит очень небольшое количество предприятий, что дает им возможность диктовать свои условия поставок. Значительное количество оборудования, особенно технологически нового и сложного, закупается у зарубежных производителей, которые также работают в низкоконкурентной среде.

«В то же время компании, предъявляющие спрос на подобное оборудование, занимают лидирующее положение на российском рынке (обычно это «голубые фишки»), а значит, очень чувствительны к ценовым и прочим условиям сделки. Соответственно, немногие лизинговые компании могут предложить конкурентные условия финансирования»,— отмечает Галина Костылева, управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг» [13].

Это значит, что лизинговая компания, работающая в сегменте оборудования для нефте- и газодобычи, должна обладать возможностью эффективно прорабатывать сделки, добиваясь приемлемых условий поставок с одной стороны и выгодных условий финансирования для лизингополучателя — с другой.

Перспективы применения лизинга в газовой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Текст научной работы на тему «Перспективы применения лизинга в газовой промышленности»

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЗИНГА В ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ведущий специалист Управления вексельных брокерских операций АБ "Газпромбанк"(ЗАО)

В последнее время возрастает роль лизинга как финансового инструмента для привлечения инвестиционных ресурсов в газовую отрасль. Для поддержания существующих уровней добычи газа за счет ввода в разработку новых месторождений и их роста в перспективе требуется привлечение значительных инвестиций на обновление оборудования и на внедрение новых технологий. Недостаток ресурсов у предприятий для капитальных вложений сдерживает темпы технологического перевооружения.

Применение лизинга имеет свои особенности в каждой из отраслей экономики страны. Особенности лизинга в газовой отрасли объясняются, прежде всего, сроками лизинговых договоров, обеспечением, которое используется в лизинговых схемах, значительными объемами привлеченных средств под каждую единицу оборудования.

В настоящее время для развития лизинга в России и, в частности, газовой отрасли сформировались некоторые позитивные условия на макроэкономическом уровне, созданы основы законодательной, нормативно-правовой и методической базы, отмечается также увеличивающаяся потребность предприятий в скорейшем осуществлении

технического перевооружения производства, поддержания на высоком уровне добычи газа, в выпуске конкурентоспособной продукции.

Газовый комплекс является основой национальной экономики, но на фоне относительной стабилизации экономической ситуации в настоящее время характеризуется целым комплексом проблем, которые требуют своего решения. Наиболее остро стоит проблема модернизации основных производственных фондов. Производственные мощности газовой отрасли включают газовые и нефтяные скважины, установки подготовки газа, заводы по переработке газа, газового конденсата и нефти, магистральные газопроводы и отводы, компрессорные станции с компрессорными цехами, объекты подземного хранения газа, газораспределительные станции. В газодобывающих, газотранспортных и газоперерабатывающих организациях Газпрома эксплуатируется различная автотракторная техника, в том числе автомобили и спецтехника, дорожно-строительные и грузоподъемные машины, около половины из которых подлежит списанию по срокам амортизации.

Состояние основных производственных фондов ОАО "Газпром" (млн руб.)

Балансовая стоимость основных фондов (ОФ) на 01.01.2002 на 01.01.2003

Всего 2 859 986 3011 312

% износа 56,20 56,20

в добыче газа 379 961 438 168

% износа 71,90 65,10

доля ОФ добычи газа в ОФ ОАО «Газпром» 13,29 14,55

в транспорте и хранении газа 2 444 734 2 536 061

% износа 53,80 54,70

доля ОФ транспорта и хранения газа в ОФ ОАО «Газпром» 85,48 84,22

в переработке газа 22 085 23 780

% износа 65,60 61,40

доля ОФ переработки газа в ОФ ОАО «Газпром» 0,77 0,79

Прочие 13 205 13 302

% износа 34,30 34,30

доля прочих ОФ в ОФ ОАО «Газпром» 0,46 0,44

Оценка существующих основных фондов ОАО "Газпром" по времени пребывания в эксплуатации и техническому состоянию показывает, что средний износ основных фондов по ОАО "Газпром" составляет 56%, а в добыче газа достигает 65% (табл.).

В газовой промышленности около 14 % газопроводов находятся в эксплуатации более 30 лет, 57 % — эксплуатируются от 10 до 30 лет, остальные 30 % — менее 10 лет. Средний возраст газопроводов составляет 22 года. Одна треть всех газораспределительных станций выработала технический ресурс. Массовое старение приводит к необходимости выполнять большие объемы работ по поддержанию системы в работоспособном состоянии.

Необходимость осуществления инвестиций в газовой отрасли связана с обеспечением бесперебойной деятельности, заменой и поддержанием основных производственных фондов, общее состояние которых, в том числе в добыче и транспорте газа, характеризуется достаточно высокой степенью износа, а также требованиями обеспечения необходимого уровня технологической и экологической безопасности.

При этом предприятия газового комплекса не располагают достаточными источниками финансирования для обновления основных фондов и оснащения современным оборудованием. Для финансирования капитальных вложений Газпром использует собственные источники финансирования (чистая прибыль и амортизация) и заемные средства (валютные и рублевые кредиты, облигации и векселя). По оценкам отраслевых экспертов, для поддержания уровня добычи газа Газпромом на текущем уровне, капитальные вложения в добычу и переработку газа ежегодно должны составлять около 8 млрд дол. США. Примернотакие капитальные вложения Газпром осуществлял в 1996-1997 гг., впоследствии уровень его производственной и инвестиционной активности резко снизился — в 1999 и 2000 гг. производственные инвестиции составили 3,2-3,3 млрд дол. США. Это привело к снижению объемов добычи газа в течение 1999-2000 гг.

В последние годы вследствие недостатка финансовых средств у предприятий газового комплекса не выполняется план финансирования инвестиционной программы, что обуславливает перенос ввода ряда объектов в эксплуатацию и может привести к снижению уровня поставок газа и срыву контрактных обязательств. Существенным недостатком при формировании инвестиционных программ и платежного баланса является наличие дефицита денежных средств, который закладывает-

ся Газпромом уже на стадии планирования и приводит к невыполнению обязательств по капитальному строительству и реконструкции объектов транспорта и добычи газа в ранее предусмотренные сроки и росту объемов незавершенного строительства.

В то же время привлечение внешнего финансирования на международных рынках капитала путем размещения облигаций или получения кредитов приводит к существенному ухудшению структуры баланса за счет увеличения доли долговых обязательств, отражаемых на балансе. Вследствие этого ухудшаются показатели платежеспособности и финансовой устойчивости, нарушается показатель оптимального соотношения собственного и заемного капитала. Привлечение кредитных ресурсов от российских кредитных организаций ограничено нормативами Центрального банка на одного заемщика.

Как показывает опыт зарубежных стран, лизинг в таких отраслях, как газовая, дает возможность предприятиям отрасли быстрее выйти из кризисного состояния и обеспечить их устойчивое развитие, поэтому увеличение объема лизинговых сделок является актуальной задачей.

В то же время, механизм лизинга оборудования в ОАО "Газпром", как форма финансирования капитальных вложений, не получил достаточного развития — в сложившихся условиях лизинг используется в основном только при закупках незначительного количества автомобильной, специальной, дорожно-строительной и грузоподъемной техники.

Состояние газовой отрасли в настоящее время таково, что если не активизировать инвестиционную деятельность и, прежде всего, на основе интенсивного использования лизинга, то можно упустить момент необратимых негативных процессов, происходящих в отрасли.

Решение проблемы финансирования капитальных вложений в газовой отрасли необходимо осуществлять при соблюдении следующих положений:

• планирование необходимого уровня капитальных вложений в целях обновления основных фондов;

• привлечение финансовых ресурсов при сохранении стабильного финансового состояния;

• снижение стоимости привлекаемых кредитных ресурсов;

• реализация программы по снижению издержек;

• совершенствование механизмов управления инвестиционными проектами и эффективного использования привлекаемых ресурсов;

• снижение стоимости оборудования и строительства, в том числе за счет оптимизации и реструктуризации собственного строительного комплекса, внедрения эффективных процедур централизованных закупок оборудования на условиях лизинга.

В связи с изложенным, одним из приоритетных инструментов, позволяющих обеспечить достижение указанных задач, должно стать масштабное внедрение лизингового финансирования инвестиционных программ, и значительную роль при этом могла бы сыграть система государственных гарантий при реализации лизинговых соглашений, являясь важным фактором поддержки лизинга в таких капиталоемких отраслях, как газовая. При этом объем лизинговых операций по подсчетам специалистов ОАО "Газпром" может составить порядка 350 млн. дол. США ежегодно.

Успешному развитию лизинговой деятельности в газовой отрасли могли бы способствовать следующие специфические преимущества схем финансирования с использованием механизма лизинга:

1) возможность привлекать долгосрочные (до 10 лет) и относительно недорогие финансовые ресурсы (эффективная ставка составляет порядка 8-8,5% годовых в иностранной валюте) за счет средств международных финансовых институтов;

2) лизинг представляет собой внебалансовые обязательства, соответственно, использование лизинговых операций позволит увеличить объемы заимствований для обновления основных фондов без увеличения размера задолженности (путем отражения обязательств на балансе лизинговой компании);

3) лизинговый механизм изначально предусматривает экономически эффективное использование объекта лизинга, который обеспечивает выплаты лизинговых платежей, поэтому одной из основных задач лизинговой компании будет являться постоянный мониторинг целевого использования техники и оборудования;

4) благодаря использованию лизинга появляется действенный механизм для финансирования обновления основных фондов и инвестиционных программ без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения значительных сумм заемных средств, отражаемых на балансе;

5) основой экономической эффективности лизинга является возможность получения льгот по уплате налогов, в том числе ускоренная амортизация имущества, возможность отнесения лизинговых платежей на себестоимость, возможность экономии на налогах на имущество. Кроме перечисленных преимуществ, способствующих развитию лизинга в газовой промышленности, основным движущим моментом должна стать отмена налоговой льготы по капиталовложениям для предприятий с начала 2002 г. В настоящее время компании при приобретении основных производственных фондов за счет собственных средств не могут относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость могут быть отнесены только проценты по банковскому кредиту. И только используя механизм финансовой аренды (лизинга) для покупки основных фондов, предприятия имеют право относить лизинговые платежи на себестоимость своей продукции в полном объеме. Вследствие этих изменений можно рассматривать лизинг наиболее привлекательным с налоговой точки зрения инструментом приобретения основных фондов для предприятий газового комплекса.

Можно с достаточным основанием предполагать, что полноценное использование перечисленных преимуществ, а также научно-обоснованный подход к формированию инвестиционной стратегии предприятий газовой отрасли могли бы способствовать как росту общего объема операций, так и освоению новых сфер и видов лизинга, как доступной и эффективной формы финансирования капитальных вложений.

Лизинг, как драйвер развития нефтегазовой отрасли

Большинство нефтегазовых компаний сегодня испытывают острую потребность в расширении парка современных буровых установок и увеличении потребляемой энергомощности. Очевидно, что дальнейшее развитие отрасли невозможно представить без последовательной модернизации и обновления основных фондов.

По данным маркетингового агентства РБК.research сегодня почти 80% буровых установок, работающих на территории России, выработали свой ресурс. Около половины существующего парка эксплуатируется более 20 лет и требует немедленной замены.

Дополнительную сложность этому процессу, с одной стороны, придают российские горно-геологические и климатические условия. Они вынуждают компании использовать специализированные буровые установки, ограничивают применение традиционных конструкций и, как следствие, повышают энергопотребление.

С другой стороны, значительным препятствием на пути обновления производственных фондов добывающих компаний сегодня являются санкции, введенные рядом западных стран, которые действуют в отношении импортного нефтегазового оборудования. При этом его доля в отдельных сегментах сейчас превышает 70%.

Сегодня почти 80% буровых установок, работающих на территории России, выработали свой ресурс. Около половины существующего парка эксплуатируется более 20 лет и требует немедленной замены.

В сложившихся условиях стратегическое значение приобретает реализация государственных программ, направленных на импортозамещение и развитие собственных производственных мощностей, а также использование нефтегазовыми компаниями эффективных инструментов финансирования.

Одним из таких финансовых инструментов является лизинг, который уже успел доказать свою эффективность на российском рынке. Он позволяет предприятиям, не имеющим возможности быстро обновить производственные фонды за счет собственных средств, получить новую технику с минимальными вложениями. Помимо этого лизинг оборудования позволяет минимизировать риски при крупных инвестициях в производство, получить долгосрочное финансирование, пополнить оборотные средства с помощью возвратного лизинга, а также в целом снизить налоговую нагрузку на бизнес.

Главное – выбрать надежного партнера, обладающего необходимыми компетенциями в нефтегазовой отрасли. Так компания Газпромбанк Лизинг, входящая в Группу Газпромбанка, уже много лет является одним из лидеров рынка лизинга. Стратегической задачей компании в рамках является поддержка отечественного производителя и развитие отечественного машиностроения.

Поэтому среди основных партнеров Газпромбанк Лизинга ведущие российские производители энергетического и нефтегазового оборудования – «Группа ОМЗ», «Уралмаш НГО Холдинг», «РЭП Холдинг», «КамАЗ» и другие. В рамках поддержки нефтегазовых проектов Газпромбанк Лизинг на сегодняшний день уже профинансировал более ста единиц бурового оборудования отечественного производства.

Кроме того, Газпромбанк Лизинг совместно с компанией «Орион» успешно реализует проект сдачи в аренду энергетического оборудования, специально произведенного одним из ключевых энергомашиностроительных предприятий России – «РЭП Холдинг».

По мнению экспертов, сегодня рынок генераторов мощностью выше 1 МВт морально и физически устарел почти на 70%. В свою очередь, число новых и новейших генераторов последнего поколения составляет меньше трети. На этом фоне совместное предложение Газпромбанк Лизинга и компании «Орион» более, чем актуально.

«Дизельные электростанции, которое мы предоставляем в аренду, выгодно отличаются от техники других арендодателей энергоустановок. В первую очередь, своей новизной и качеством исполнения, что обеспечивает их эффективность и надежность. Благодаря этому компании-арендаторы минимизируют свои риски простоя из-за сбоев работы оборудования», – отмечает Генеральный директор компании Газпромбанк Лизинг Максим Агаджанов.

В настоящее время мобильные энергокомплексы Газпромбанк Лизинга уже обеспечивают эффективную работу ряда объектов нефтегазовой отрасли. В частности, осуществляют бесперебойную подачу электроэнергии при разработке месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе, Оренбургской, Самарской областях, Республике Башкортостан, других регионах России, а также в Казахстане.

Как отмечают эксперты, в случае успешной реализации государственной стратегии импортозамещения к 2020 году наша страна может рассчитывать на снижение импортозависимости по различным отраслям промышленности на 20-30%. И ведущие российские компании уже включились в процесс.

Мы активно поддерживаем отечественных производителей, поэтому предлагаем максимально выгодные условия на лизинг российского нефтегазового оборудования, а также аренду мобильных энергокомплексов. Очевидно, что только совместными усилиями бизнеса и государства возможно найти выход из ситуации, сложившейся сегодня в нефтегазовой отрасли.

Европейские компании продолжают ввозить российское топливо по морю, хотя топ-менеджеры многих из них осудили войну. Они помогают России зарабатывать миллиарды евро Расследование Investigate Europe и Reporters United при участии «Медузы»

После 24 февраля Европа пытается ликвидировать собственную зависимость от российских энергоносителей — но процесс идет очень медленно. Нефтяное эмбарго вступит в силу не раньше 2023 года. Европейские грузовые компании продолжают свободно ввозить российское топливо по морю. Этим бизнесом занимаются даже те организации, чьи топ-менеджеры регулярно и публично осуждают вторжение. Несмотря на то, что объем поставок энергоносителей из РФ в ЕС с начала войны в целом снизился, некоторые европейские страны, напротив, даже смогли нарастить импорт топлива. Эта торговля ежедневно приносит российским властям сотни миллионов евро. Расследовательские проекты Investigate Europe и Reporters United при участии «Медузы» рассказывают, как это устроено.

Танкер Malibu вышел из Мурманска около 8:30 утра в воскресенье, 28 августа. В его трюмах находились тысячи тонн сырой нефти, а направлялся он в порт Роттердама. По этому маршруту греческое судно ходило уже много раз.

Его черно-красный корпус покинул Кольский залив, обогнул Скандинавию и через шесть дней пришвартовался в Нидерландах. А днем ранее, 2 сентября, министры финансов стран, входящих в G7, а также отдельно Франция, Италия и Германия объявили о введении потолка цен на российскую нефть (правда, юридическое обоснование для него пока отсутствует; его разработка указана одной из задач нового пакета санкций, о котором глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила 28 сентября). Их поддержал комиссар Евросоюза по вопросам энергетики. Таким образом правительства, одобрившие это решение, рассчитывали подорвать финансирование войны.

Сам Евросоюз после 24 февраля долго не мог выработать новые подходы к решению проблемы собственной зависимости от российского топлива, которое приносит Кремлю миллиардные доходы. Тем не менее в мае 2022 года главы государств и правительств ЕС договорились о пакете санкций в отношении России, который глава Евросовета Шарль Мишель назвал «замечательным достижением». В соответствии с этим пакетом, запрет на любой импорт угля вступил в силу 10 августа. Поставки газа европейцы договорились сократить на две трети в течение 2022-го, однако до прямого запрета дело не дошло. Что касается эмбарго на поставки российской сырой нефти и нефтепродуктов, то оно полностью начнет действовать только в 2023-м.

В итоге европейские компании фактически могут по-прежнему легально импортировать российское топливо, а полный эффект санкционного пакета российская экономика не почувствует еще какое-то время (и даже отключение Сбербанка и некоторых других банков от системы SWIFT не может кардинально повлиять на это).

Неторопливость европейской реакции отражает то, насколько экономика союза зависит от российского импорта энергоносителей. На Россию до начала вторжения приходилось около 45% всех поставок газа в ЕС (в основном по трубопроводам), около 25% нефти и 45% угля. Только за 2021 год это принесло российской экономике 400 миллиардов евро доходов.

С начала вторжения и до конца августа 40% всего российского экспорта ископаемых видов топлива по морю приходилось на страны ЕС. К такому выводу можно прийти, если проанализировать данные Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) и сервиса Equasis. Торговля по морю приносит России больше всего доходов. Для Евросоюза же критически важны и поставки по трубопроводам, но они сократились более чем на 80% по сравнению с 2021 годом. Правда, импорт газа упал не по желанию европейцев, а после объявления «Газпрома» об отключении «Северного потока» (после диверсии в Балтийском море трубопровод выведен из строя, похоже, навсегда).

Malibu и другие аналогичные суда, прибывающие в порты Нидерландов, сделали эту страну лидером в Евросоюзе по морскому импорту нефти, газа и угля. С начала вторжения в королевство прибыло 20,71 дедвейт-тонны топлива. За Нидерландами идут Италия (9,06 миллиона дедвейт-тонн), Франция (6,48 миллиона) и Германия (5,28 миллиона). Исследования показывают, что только эта статья экспорта в 2021 году приносила России не менее 279 миллионов евро в день.

В июле-августе объем импорта в ЕС все же начал падать — почти на 50% по сравнению с январем-февралем, — но этот пробел быстро заполнили растущие аппетиты стран Азии и Турции в отношении российского топлива. Тем не менее европейские страны, столкнувшиеся с неопределенностью будущего поставок энергоносителей (и обеспокоенные неминуемым кризисом и ростом стоимости жизни этой зимой), продолжают ввозить топливо из России. Более того, Италия и Болгария даже увеличили поставки в июле и августе по сравнению с первыми двумя месяцами 2022 года.

Главное об энергетическом кризисе в Европе — в четырех графиках Какие страны пострадали сильнее всего? Насколько выросли цены на отопление и свет на самом деле?

Главное об энергетическом кризисе в Европе — в четырех графиках Какие страны пострадали сильнее всего? Насколько выросли цены на отопление и свет на самом деле?

Среди компаний, которые занимаются экспортом углеводородов из России, есть, например, Volga Shipping, которая принадлежит российскому олигарху Владимиру Лисину (он, кстати, высказывался против войны; к моменту выхода этой статьи пресс-служба Volga Shipping не ответила на запрос авторов расследования).

Однако основной объем поставок российского топлива приходится на европейские суда. Анализ, проведенный проектами Investigate Europe и Reporters United, показал, что суда для перевозки нефти, газа и угля с европейскими владельцами между 24 февраля и 31 августа покидали российские порты 1513 раз. Всего они перевезли 101,59 миллиона дедвейт-тонн — это 55% всего мирового объема поставок энергоносителей по морю (за указанный период).

Согласно анализу данных от Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) и сервиса Equasis, большую часть поставок топлива из российских портов выполнили греческие суда. За 799 раз они перевезли 64,84 дедвейт-тонны — это 35% от общего объема. Всего европейские суда — то есть те, чьи владельцы или управляющие компании находятся на территории ЕС, — обладают грузоподъемностью 86 миллионов дедвейт-тонн. Больше половины всей нефти в мире, перевозимой по морю, приходилось на суда из Европы.

С конца мая европейские суда (общий объем — 38 миллионов дедвейт-тонн) за три последующих месяца 570 раз ходили в российские порты за грузом топлива. В одну только Германию более чем 20 компаний, занимающихся морскими грузоперевозками, привезли 9,18 миллиона дедвейт-тонн.

Топливо — семейный бизнес

Oldendorff — одна из ведущих мировых компаний, занимающихся морскими поставками на сухогрузах. В июне 2022 года она отметила в родном Гамбурге свое 100-летие. На праздничной церемонии глава семейного бизнеса Хеннинг Ольдендорфф рассказывал, что руководство компании помогло сотрудникам из Украины перевезти в Германию «многочисленных родственников и других членов семей». При этом между февралем и августом как минимум 20 судов, принадлежащих Oldendorff, участвовали в импорте российского угля. За этот период их суда объемом 3,8 миллиона дедвейт-тонн 43 раза заходили в российские порты. Компания не ответила на запросы авторов этого расследования.

Еще одна семья, занимающаяся международной торговлей по морю, владеет норвежской компанией Viken Shipping. Ее глава — мультимиллионер Том Стекмест, и суда под его управлением с начала вторжения 20 раз ходили из Бергена в разные российские порты. В ответе на запрос авторов этого расследования председатель совета директоров Viken Ханс Олав Линдал заявил, что три из этих судов с 2018 и 2019 годов находятся в долгосрочном лизинге у французского энергетического гиганта Total. Кроме того, заявил Линдал, Viken сдавала суда в лизинг компании Litasco, принадлежащей российскому «Лукойлу», однако после мая 2022-го этот контракт не обновлялся. Линдал утверждает, что Viken рекомендовала своим клиентам не отправляться из российских портов: «За исключением Total, остальные наши контрагенты вняли этой просьбе».

Подпишитесь на «Сигнал» — новое медиа от создателей «Медузы». Эта имейл-рассылка действительно помогает понимать новости. Она будет работать до тех пор, пока в России есть интернет. Защита от спама reCAPTCHA. Конфиденциальность и условия использования

В пресс-службе Total на запрос Investigate Europe ответили, что компания «категорически осуждает российскую военную агрессию против Украины». Также в заявлении компании говорится, что Total решила отказаться от закупок российской нефти и нефтепродуктов и уже объявила о том, что продаст компании «Новатэк» свою долю в двух проектах разработки нефтегазовых месторождений в России (Путин запретил иностранцам продавать свои доли в стратегических предприятиях до конца 2022 года, но для Total сделал исключение). Компания пообещала полностью отказаться от любых закупок российских нефтепродуктов к концу 2022-го.

19 августа последний корабль Viken вышел из российского порта и направился в Польшу. Ранее в тот же день испанское судно Monte Ulia покинуло порт Усть-Луга в Ленинградской области и пошло в Нидерланды. Его владельцы — компания из Страны Басков (регион в Испании) Ibaizabal Group. Monte Ulia за этот период пять раз ходило в Россию и перевезло больше 780 тысяч дедвейт-тонн. Владелец компании Алехандро Аснар Саинс (он однажды помог бывшему королю Хуану Карлосу выплатить многомиллионную налоговую задолженность) и его семья — в списке богатейших людей Испании. Компания отказалась от комментариев.

San Felix — еще одно судно, вышедшее в августе из российского порта в Испанию. Gestioni Armatoriali, его управляющая компания, — крупнейший экспортер Италии. Ее офис находится в Равенне, и помимо морских поставок компания также занимается недвижимостью. Всего с начала вторжения компания совершила пять рейсов в российские порты; San Felix выполнило три из них. Организация не ответила на запрос авторов этого расследования.

Кроме того, перевозки топлива из России выполняли суда, находящиеся во владении или управлении компаний из Монако (5,07 миллиона дедвейт-тонн), Великобритании (4,8 миллиона), Хорватии (три миллиона) и Мальты (902 тысячи дедвейт-тонн).

Греческие компании управляют рынком

Основная часть всех перевозок российского топлива в 2022 году пришлась на долю греческих компаний. Танкер Malibu принадлежит компании TMS Group 69-летнего миллиардера Йоргоса Эконому (его имя носит одна из галерей в лондонском музее современного искусства Tate Modern). Malibu и другие суда этой компании 78 раз ходили в российские порты и с начала вторжения перевезли 9,2 миллиона дедвейт-тонн груза. Эконому на вопросы авторов этого расследования не ответил.

Среди других крупных судовладельцев Греции — семья Алафузос (их суда перевезли 2,1 миллиона дедвейт-тонн) и Вардис Вардинояннис (1,64 миллиона). Эти две семьи, помимо своего основного бизнеса — морских грузоперевозок, — также контролируют три национальных телеканала Греции. В принадлежащих им СМИ российское вторжение регулярно критикуют, однако их владельцы продолжают получать прибыль от перевозок ископаемого топлива из РФ. В обеих компаниях на запрос Investigate Europe не ответили.

Влияние Греции на рынок энергоносителей Европы (греческие компании владеют до 30% тоннажа всего мирового танкерного флота) в мае 2022 года помогло добиться смягчения планов Евросоюза по введению эмбарго на поставки нефти и вообще отменить эмбарго на газ. Греческая газета Vima писала, что правительства Греции, Кипра и Мальты громче всех возражали против запрета на ввоз российских энергоносителей. Их лоббистские усилия, поддержанные властями Венгрии (премьер-министр Виктор Орбан считается одним из наиболее надежных союзников России в ЕС), увенчались успехом: в том же мае ЕС разрешил европейским компаниям перевозить российскую нефть в третьи страны.

Что с этим пытается сделать Украина

С первых дней войны Украина пыталась повлиять на европейскую отрасль морских перевозок. В июле президент Владимир Зеленский заявил, что «греческие компании обеспечивают чуть ли не наибольший танкерный флот для транспортировки российской нефти», и обратился к греческим судооператорам: «Я уверен, что это не отвечает интересам ни Европы, ни Греции, ни Украины».

В марте правительство Украины также связалось с International Group of P&I Clubs (IGP&I), международным консорциумом страховщиков морских грузов, услугами которых пользуются 90% мировых перевозчиков. Их попросили «отрезать поток денег, из которых финансируется массовое убийство невинных людей».

После начала войны эксперты говорили, что санкции обрушат российскую экономику. Но этого не случилось. Почему? Мы задали этот вопрос экономистам, которым доверяем сами

После начала войны эксперты говорили, что санкции обрушат российскую экономику. Но этого не случилось. Почему? Мы задали этот вопрос экономистам, которым доверяем сами

Данные CREA показывают, что для 3176 судов, вышедших из российских портов с начала вторжения по конец августа, страховщик груза был указан в 2583 случаях. Из 15 страховщиков 13 принадлежали к IGP&I и застраховали почти все грузы — включая те, которые перевозил Malibu. Этот танкер был застрахован норвежской компанией Gard AS, третьим крупнейшим страховщиком в списке. На вопрос об их роли в косвенном финансировании российской агрессии в компании авторам этого расследования ответили: «Мы неукоснительно выполняем условия всех санкций. В то же время мы, конечно, внимательно следим за всеми изменениями ситуации и соответствующим образом оцениваем их».

По оценкам инициативной группы Global Witness, занимающейся вопросами охраны окружающей среды, клиенты IGP&I в первый месяц войны перевезли 40 миллионов баррелей нефти. Исследователь группы Лела Стенли заявила в комментарии Investigate Europe, что «без этой страховой защиты России вряд ли удалось бы поддерживать экспорт ископаемого топлива на текущем уровне — и спонсировать из этих доходов войну в Украине». «Пособники российской торговли нефтью, газом и углем поддерживают режим, который не только убивает мирных жителей, но и таким образом усугубляет мировой климатический кризис», — считает Стенли. В IGP&I на вопросы журналистов не ответили.

По санкциям, введенным в конце мая, европейским транспортным компаниям после переходного периода длиной полгода будет запрещено страховать грузы, направляющиеся в третьи страны. Согласно планам «Большой семерки», британские страховщики (а штаб-квартира IGP&I находится в Великобритании) смогут страховать только морские поставки нефти, закупленной по ценам не выше установленного потолка. Российский вице-премьер Александр Новак в ответ на это объявил, что Россия откажется продавать нефть странам, которые объявят о введении потолка на нефть.

По подсчетам Международного агентства по вопросам энергетики (IEA), к августу объем российских поставок снижался медленнее, чем ранее ожидалось. Экспорт на основные рынки упал почти на 2,2 миллиона баррелей в день с начала февраля, но две трети из утраченного России удалось компенсировать за счет других рынков. Кроме того, из доклада CREA известно, что российские поставщики используют различные практики сокрытия происхождения груза: например, когда нефть прямо в море переливается с одного судна на другое.

Доктор Аднан Ватансевер, политолог-русист в Институте изучения России при Королевском колледже Лондона, считает, что несмотря на «осторожный подход» Евросоюза к санкциям, изменения на глобальных рынках, способные негативно отразиться на наполнении российского бюджета, возможны уже в 2023 году. Эффективность санкций, по его мнению, зависит от того, готовы ли и другие страны заявить о введении потолка цен на российскую нефть. Цель этой меры, по мнению Ватансевера, не в том, чтобы ограничить объем российской нефти на мировых рынках, а в том, чтобы сократить доход от нее в российский бюджет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *