Исламский банкинг: что это такое?
Исламский банкинг — это предпринимательская деятельность кредитных организаций с учетом правил шариата и соблюдением всех религиозных запретов в отношении банковских операций и сделок. Главным табу является взимание процентов и требование вознаграждения за выданный кредит.
Но есть и ряд других ограничений, которые не позволяют мусульманам зарабатывать на выдаче займов и, соответственно, брать эти займы. Специально для них появился новый вид банковской деятельности, который не противоречит принципам шариата и одновременно с этим решает вопросы с финансированием, кредитованием и ведением предпринимательской деятельности.
Что не допускает исламский банкинг
Для тех, кто исповедует другие религии и не знаком с шариатом, финансовая система представляется довольно просто и понятно. Я беру деньги в долг, возвращаю их с процентами. Мой кредитор зарабатывает на том, что я заплатил ему за предоставление финансирования, при чём не всегда можно разобраться сколько же я переплатил.
Шариат запрещает “наживаться” на заёмщиках и поэтому возник вопрос — а как мне, мусульманину, получить кредит и выстраивать финансовые взаимоотношения с людьми, ведь в этом случае я совершаю грех. Исламский банкинг построен на соблюдении всех религиозных правил, о которых важно вспомнить в контектсе данной публикации.
Риба — незаконный прирост прибыли, который возник у одной из сторон без приложенных усилий. Проще говоря это ростовщичество, то есть выдача денег под проценты. В данном случае кредитор зарабатывает ничего не делая, он просто отдал средства и через какое-то время получил их обратно, только в большем объёме.
Считается, что такой вид заработка не оборачивается созданием товаров и услуг, а значит деятельность кредитора бесполезна. Многие считают рибу мошенничеством и попыткой наживиться на других людях. Но в основе лежит идея о том, что человек не приносит никакой пользы обществу и получает заработок просто так. В шариате подобное является тяжким грехом.
Гарар — высокорисковые сделки, несущие в себе большую опасность. Мои читатели хорошо знают, что я выступаю против спекуляции на фондовом рынке, я постоянно повторяю, что любая сделка должна носить инвестиционный характер, а не попытку легко обогатиться на том чего нет.
Мне часто пишут мусульмане с просьбой объяснить является ли брокерский счет запрещенным способом размещения капитала и получения дохода. Если мы отталкиваемся от понятия гарар в шариате, то безусловно счет разрешен, вопрос лишь в том, какие инструменты вы будете использовать во время вложения денег.
Например гарар это сделка по продажи того, чего нет. Если вы продали соседу рыбу, которую ещё не поймали, то это грех, потому что у вас под рукой нет того, за что вы получили прибыль. Неизвестно поймаете или нет. Событие непредсказуемо и неизвестно, а значит опасно. На бирже к таким инструментам относятся фьючерсы, опционы, торговля интрадей, кредитные плечи, шорт сделки, деривативы и даже облигации.
А вот покупка акций и ETF разрешены, так как они являются долговыми инструментами, а дивиденды это прибыль от актива, а не проценты с заемщика. Поэтому инвестирование в ценные бумаги это халяль. Точно также работают и кредиты в исламском банкинге, там банк выступает не в роли кредитора, а в роли соинвестора.
Майсир — если дословно, то “азартная игра”. Этот запрет является продолжением гарар, то есть любые спекулятивные сделки попадают под харам. Кроме перечисленных выше инструментов на бирже можно также упомянуть казино и лотереи.
Основываясь на этих запретах исламский банкинг предоставляет клиентам особые условия взаимодействия, которые никак не связанны с опасным, лёгким и случайным заработком. Кредитор может предоставить деньги под реализации идеи и его доход может возникнуть только в случае успешного дела. То есть он не даёт деньги с целью получить за это прибыль, а вместе с другим человеком финансирует проект.
Также важно учитывать, что шариат запрещает зарабатывать на низменных потребностях людей. А значит получить займ для открытия предприятия, который зарабатывает на запретных бизнесах, невозможно. К ним относятся проституция, производство табака и алкоголя, порнография, колдовство и торговля свининой.
Исламский банкинг и его основные инструменты
Соответственно всё что не харам, то халяль. Многие ошибочно полагают, что в странах придерживающихся принципов шариата невозможно получить деньги от банка, а если кто-то тебе их даёт, то только в виде помощи. Проще говоря дарит. Но это не так.
Мурабаха — сделка по покупке товара банком от лица клиента. Суть заключается в том, что клиент обращается в кредитную организацию и просит помочь приобрести автомобиль или квартиру. В привычном нам формате финансовое учреждение выделяет нужную для покупки сумму, а за пользование кредитом начисляет проценты, например 20% годовых или 10.
Человек получает 2 000 000, приобретает жильё, исправно платит и может даже не знать во сколько в итоге ему обошёлся этот товар. В шариате так нельзя. Банк покупает то, что хочет клиент, а потом перепродаёт ему это с заранее обговоренной наценкой. То есть заёмщик изначально знает за сколько он берет квартиру или автомобиль, а платежи вносит в виде рассрочки каждый месяц с возможностью в любой день погасить задолженность.
Мудараба — договор о распределении прибыли и убытков. Здесь банк и клиент являются партнерами. Один предоставляет деньги, другой навыки и знания. Удобно в ситуации, когда у вас есть бизнес план, но нет средств. В этом случае кредитор тщательно изучает идею и даёт под неё деньги, а клиент реализует задуманное.
Банк получает прибыль в виде дохода от совместного предприятия и не получает ничего, если идея провалилась. С точки зрения шариата это справедливо и разумно, так как одна из сторон не наживалась на другой и выгода произошла в результате создания продукта или услуги, которые принесли пользу обществу.
Иджара — аналог лизинга. Банк за свои деньги покупает оборудование или транспорт, в котором нуждается клиент и сдаёт это ему в аренду. Заранее обговариваются срок, фиксированная сумма и все издержки. Таким образом кредитор получил прибыль не от процентов по выданному займу, а от предоставления услуги, то есть аренды.
Что делать, если клиент не платит?
Исламский банкинг уже много лет успешно функционирует в разных странах мира. Был накоплен большой опыт и естественно возникли ситуации, когда клиент отказывался вернуть средства по тем или иным причинам. Например, потерял здоровье, оказался в затруднительном положении или оказался мошенником, что тоже случается.
Экономисты сходятся во мнении, что исламский банкинг намного более прозрачный и понятный, поэтому ситуаций, когда клиент вдруг обнаружил, что уже пять раз выплатил долг, но банк продолжает что-то требовать, не случается. Фиксированная наценка действительно эффективный инструмент.
Коллекторов в исламе тоже не существует. У банка есть два пути решения проблемы. Первый — списание долга, если человек по объективным причинам неспособен его вернуть. Например, получил автомобиль по программе мурабаха, но затем попал в ДТП и стал инвалидом. Кредитор может забрать транспортное средство, спишет выданные деньги в убыток и на этом всё закончится. Данный способ ко всему прочему является гуманным, что не может не радовать.
Ну и есть второй метод — обращение в суд. Долги нужно возвращать, это и так всем понятно, но действовать незаконными методами, угрожая заёмщику и отправляя к нему коллекторов, непозволительно. Поэтому банк просто идет в суд и через него взыскивает всё, что не вернул незадачливый партнер.
А как же просрочка?
Наказание за некачественное исполнение своих обязательств присутствует далеко не всегда. Дело заканчивается списанием или обращением в суд. Но во многих странах известна практика начисления штрафов. Наверное вам интересно чем в данном случае исламский банкинг отличается от привычного русскому человеку?
А я вам отвечу — начисленные штрафы, которые обязан оплатить заемщик в случае нарушения договора, не пойдут в банк. То есть кредитор всё равно не получит легких денег, процентов и пени. Средства отправляются на благотворительность и поддержание социальных проектов. По-моему вполне разумное решение, которое позволило наказать за просрочку и оградить кредитора от совершения греха.
В России исламский банкинг отсутствует, но идут активные разговоры о внедрении эксперимента в некоторых регионах страны. В целом, если грамотно перенять опыт у других государств, может получиться что-то действительно полезное. Финансовые взаимоотношения с банком станут доступны мусульманам строго соблюдающим принципы шариата, при этом сама идея выглядит вполне здравой. Посмотрим что получится.
Что такое исламский банкинг
ТАСС-ДОСЬЕ. 1 сентября 2023 года на территории четырех регионов России — Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Чеченской Республики и Республики Дагестан, стартует эксперимент по партнерскому (исламскому) финансированию. Он продлится два года — до 1 сентября 2025 года. ТАСС подготовил материал об исламском финансировании (банкинге).
Основные принципы
Исламский банкинг подразумевает ведение банковской деятельности в соответствии с нормами шариата. В священной книге мусульман, Коране, есть три аята (стиха-откровения), которые содержат прямой запрет на ростовщичество (араб. "риба"). Под ростовщичеством понимается взимание ссудных процентов при заключении сделок, а также обменные операции, при которых сторона может получать прибыль, не затрачивая при этом труда. Например, купец-мусульманин, доставивший товары с караваном в другой город, может их продать дороже, чем купил. Однако если на рынке он купит товар и перепродаст его на месте с наценкой — это будет расцениваться как "риба".
Помимо этого исламский банкинг учитывает и другие нормы ислама. Содержащийся в Коране запрет на азартные игры также ведет к запрету на высокорисковые финансовые операции. Исламский банкинг подразумевает запрет на инвестиции в производство алкоголя, свиноводство и так далее.
История
Во второй половине XIX века в исламском мире начали появляться коммерческие банки, которые работали по классической западной схеме, выплачивая проценты по депозитам и взимая проценты по кредитам. Без этого механизма был невозможен процесс начавшейся экономической модернизации, поэтому светские власти их деятельность поощряли. Вместе с тем, это вызвало богословскую дискуссию: высказывались в том числе мнения, что коммерческие банки европейского образца являются "необходимым злом" или что их деятельность нельзя классифицировать как "риба" в исламском понимании.
К 1960-м годам мусульманские богословы (в их числе были Мухаммад Бакир ас-Садр в Ираке, Абу-ль-Аля Маудуди в Пакистане) сформулировали общие требования к финансово-экономической системе, которая бы отвечала правилам ислама.
Первой попыткой организовать исламский банк была предпринята в 1963 году египетским экономистом Ахмадом ан-Наджаром: созданный им Исламский сберегательный банк заработал в городе Мит-Гамр (Египет). Вскоре после этого аналогичные учреждения появились в Малайзии и Пакистане.
В 1975 году в Саудовской Аравии был основан Исламский банк развития — первая международная финансовая организация, ориентированная на исламское финансирование.
Единственной страной, к настоящему времени полностью перешедшей на исламский банкинг, является Иран, где ссудные проценты были запрещены вскоре после Исламской революции 1979 года. Также в 1996-2001 годах предоставление денег под проценты банками или частными лицами было вне закона в Исламском эмирате Афганистан.
В целом в мусульманских странах и в странах с высокой долей мусульманского населения исламский банкинг начал активно развиваться только с 2000-х годов. Однако даже в Саудовской Аравии и других странах, где правила шариата регулируют все сферы жизни, большинство активов до сих пор принадлежит банкам, работающим по традиционной схеме.
Процедуры исламского банкинга
Исламский банкинг подразумевает широкий набор механизмов или процедур, позволяющих избежать операций с процентами, но наиболее распространены три из них: "мурабаха", "мушарака" и "иджара".
Одна из самых распространенных услуг — потребительский кредит — в исламских банках заменяется финансовым инструментом "мурабаха" (перепродажа). Банк покупает для клиента товар, который тот ему указывает, и продает клиенту с заранее обозначенной в договоре наценкой, которую банк пересмотреть не может. При этом клиент может выплачивать банку эту сумму с рассрочкой. Штрафов за просрочку и пеней договор не предусматривает, поэтому банк предварительно проводит более качественный анализ платежеспособности клиента, чтобы сделка не оказалось для него рискованной.
Ссудное финансирование заменяется "мушаракой" ("соучастием"), то есть партнерским финансированием: предоставляя деньги, банк входит в долю в бизнесе и, соответственно, в зависимости от полученной или не полученной прибыли, вместе с клиентом получает доход или несет убытки. И прибыль, и убыток в этом случае делятся в соответствии с заранее оговоренными пропорциями, которые соответствуют доле участия в партнерстве.
Аналогом ипотечного кредитования или лизинга является "иджара" (сдача в аренду): банк по договору покупает и застраховывает для клиента объект недвижимости или транспортное средство, получая прибыль в виде арендных платежей. Отличием от традиционной ипотеки и лизинга является отсутствие скрытых наценок и возможность выкупа клиентом недвижимости или транспортного средства в любой момент по балансовой стоимости.
Исламские банки не выплачивают клиентам проценты по вкладам, однако вместо них в некоторых странах распространена практика выплаты "подарков" владельцам исламских депозитов или предоставление привилегий при использовании другими банковскими продуктами.
Распространенность за рубежом
По данным британско-американской финансовой аналитической компании Refinitv (в прошлом — Thomson Reuters Financial & Risk), к концу 2021 года совокупные активы, относящиеся к исламской банковской и финансовой модели (включая особые исламские облигации, "сукук"), достигли объема в $4 трлн. Это менее 1% от общего объема мировых активов (порядка $1500 трлн). Вместе с тем, исламские активы, по разным данным, с 2010-х годов растут ежегодно на 17-18%, что на порядок превосходит динамику традиционных банков (около 1%).
Страной-лидером по размеру активов исламской финансовой индустрии является Иран, где традиционная финансовая модель под запретом с 1983 года ($1,2 трлн в 2021 году, по оценке Refinitiv). В пятерке стран с исламскими активами также находятся Саудовская Аравия ($896 млрд), Малайзия ($650 млрд), ОАЭ ($252 млрд) и Катар ($186 млрд). Также исламский банкинг широко распространен в Пакистане, Бахрейне, Нигерии, Турции, Сирии, Ираке. Крупнейшим в мире банком, использующим исламскую модель, является Банк Аль-Раджи (Саудовская Аравия, крупный филиал в Малайзии), чьи активы по итогам 2022 года составили $203 млрд.
Начало эксперимента в России
В России около 20-25 млн человек разных национальностей исповедуют ислам. Также, поскольку исламский банкинг часто позиционирует себя как "этический банкинг" (отсутствие пеней, солидарная ответственность с должником и тому подобное), он может быть привлекателен и для тех, кто не связан с мусульманской религией. Использование исламского банкинга, как неоднократно подчеркивали в МИД РФ, позволит расширить связи России с мусульманскими странами.
В марте 2009 года в Москве впервые прошел форум "Исламский банкинг: специфика и перспективы", на котором обсуждался зарубежный опыт в этой области и возможности его применения в России.
В 2011 году исламские банковские продукты первыми в России предложили клиентам "Эллипс банк" (Башкирия) и махачкалинская микрофинансовая организация "ЛяРиба-Финанс".
27 мая 2016 года Банк России (ЦБ РФ) и Исламский банк развития подписали соглашение о сотрудничестве, в частности в целях распространения в России практики исламского банкинга. Была сформирована "дорожная карта" по его внедрению.
В 2019 году банк "Ак Барс" (Татарстан), первым из крупных российских финансовых учреждений в пилотном режиме начал выдавать исламскую ипотеку в Казани. В 2022 г. этот банк также запустил программу выдачи исламских дебетовых карт.
1 декабря 2022 года в Казани был открыт первый офис Сбербанка, работающий по правилам исламского банкинга.
Всего к 2023 году услуги исламского банкинга предоставляли более 10 российских кредитных учреждений. Однако отмечалось, что дальнейшее внедрение этой модели было затруднительно из-за отсутствия в законодательстве четких определений.
В сентябре 2022 года в Госдуму был внесен законопроект "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Его инициаторами выступила группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. 19 июля 2023 года документ был принят Госдумой, 27 июля — одобрен Советом Федерации. 4 августа закон подписал президент РФ Владимир Путин.
Хотя в названии и тексте закона ни разу не упомянут ислам, фактически он регламентирует проведение эксперимента по исламскому банкингу на территории Башкирии, Дагестана, Татарстана и Чечни. По согласованию правительства с ЦБ РФ эксперимент может быть распространен и на другие регионы. В первую очередь закон касается сделок по проектному финансирования, т. е. "мушараки". Данные кредитных организаций, работающих в рамках правового режима по исламскому банкингу, будут внесены в специальный реестр, который будет вести ЦБ РФ.
В России появится исламский банкинг. Что это такое, почему запрещен доход с процентов и какие перспективы
В 2023 году Центральный банк России запустит пилотный проект по исламскому банкингу в Чечне и Дагестане, а осенью Госдума рассмотрит соответствующий законопроект. Это не первая попытка внедрить данный способ банковской работы в стране. Разбираемся, что такое исламский банкинг, какие ограничения мешают внедрить его в России и насколько это перспективно.
Основные правила исламского банкинга
Исламский банкинг — способ ведения банковской деятельности, который основан на соблюдении религиозных правил шариата. Главный запрет касается процентных доходов — они запрещены на любые сделки. Также банкам запрещено инвестировать в харамные (запрет) сферы: производство алкоголя, табака, свиноводство, игорный бизнес и так далее.
Банки получают прибыль с инвестиций, поэтому распространенные операции исламского банкинга — рассрочка, лизинг, долевое финансирование. К исламскому банкингу скорее применимо понятие проектного инвестирования, считает руководитель Аналитического центра финансового маркетплейса Банки.ру Дмитрий Хмелев:
«Банк выступает инвестором и разделяет риски компании, которой выдает деньги».
Суть мусульманской сделки заключается в том, чтобы риски несли все стороны финансовых отношений, объясняет старший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Эльмира Имамкулиева.
«Если прибыль получает одна сторона, то ее получают и остальные в оговоренных пропорциях. Если начинание провалилось, например не взошел урожай или была страшная засуха, то убытки также делятся пропорционально. Риски не должны ложиться только на одну из сторон. Поэтому возникает обоюдная заинтересованность», — объясняет Имамкулиева.
По словам эксперта, такой подход показывает свою эффективность: финансовые институты, которые работают по правилам шариата, в кризисы остаются более стабильными.
Еще один принцип, важный в исламском праве, — мнение религиозных учителей. Банки, которые оказывают услуги по правилам шариата, должны действовать с одобрения совета муфтиев и исламских ученых, которые понимают и разъясняют сущность религиозного права.
Как работает ипотека в исламском банкинге
Различают три вида исламской ипотеки, и в зависимости от выбранного вида изменяется способ финансирования приобретения недвижимости:
- Иджара. Это аренда с последующим выкупом. Каждый год кредитор пересматривает арендную плату, согласуя ее со средними ценами на рынке. Клиент может выкупить недвижимость в любое время по балансовой стоимости.
- Мурабаха. Кредитор приобретает недвижимость, продает ее покупателю по цене чуть выше с выплатой долями. Причем в договоре обосновывается размер наценки, а пересмотреть условия можно только с согласия всех сторон. Этот вид договора работает в тестовом режиме по халяльной ипотеке Ак Барс Банка.
- Мушарака. Кредитор и клиент вместе владеют недвижимостью. Финансовое учреждение обычно сдает свою долю заемщику, а тот небольшими частями выкупает ее. Арендные платежи в данном случае уменьшаются пропорционально принадлежащей кредитору доле.
Эти же названия экономических отношений в исламском праве применяются для партнерских инвестиций.
Как работают инвестиции в исламском праве
Исламское право с осторожностью относится к биржевой торговле, поэтому, например, харамными, то есть запретными, считаются спекуляции с фьючерсными контрактами. Такое распоряжение средствами не создает физической ценности. Правда, исламские инвесторы на бирже торгуют, но соблюдают религиозные правила.
Существует ряд индексов, в которые включены компании, соответствующие шариату. Они не связаны с запретными сферами, пишетЛиана Галиахметова, научный сотрудник Института права и развития НИУ ВШЭ — «Сколково»:
- Dow Jones Islamic Market Index;
- MSCI World Islamic Index;
- S&P 500 Sharia;
- S&P Europe 350 Sharia;
- S&P Japan 500 Sharia;
- S&P Pan Asia Sharia;
- S&P GCC Sharia;
- S&P BRIC Shariah Index.
Интересно, что в последний индекс включены компании из немусульманских стран — из Бразилии, России, Индии и Китая. Их деятельность не противоречит нормам ислама. Например, банк «Ак Барс» в 2011 году закрыл сделку с привлечением 60 млн долларов, а в 2013-м — еще 100 млн. Обе — по модели мурабаха.
В мусульманской среде нет единого мнения о том, являются ли криптовалюты разрешенным видом вложения средств. В 2021 году исламский совет Индонезии, одной из стран — лидеров по объемам сделок исламского банкинга, объявил сделки с криптовалютой харамом, поскольку они сопряжены с «неопределенностью, азартом и вредом». Центральные банки ОАЭ и Саудовской Аравии лишь предостерегли о рисках, но запрета цифровых активов там нет.
К тому же местные инвесторы поддерживают стартапы, которые выпускают криптовалюты, обеспеченные реальными активами. Это попытка легитимизировать цифровые активы с точки зрения шариата, поскольку в исламской экономике акцент делается на реальную экономическую активность на основе физических активов.
Как работает кредитование
Поскольку в привычной для россиянина банковской системе банки извлекают прибыль с процентов, стандартные кредитные продукты не соответствуют принципам исламского банкинга.
«То, что мы бы назвали потребительским кредитом, автокредитом и так далее, в исламском банкинге, по сути, осуществляют по двойной купле-продаже. Наценка при этом четко оговаривается и поясняется. Либо это партнерство, если требуется коммерческое финансирование. Стороны делят доходы и убытки пропорционально», — говорит старший преподаватель НИУ ВШЭ Эльмира Имамкулиева.
Заявитель приходит в кредитное учреждение с документами, которые подтверждают его благонадежность, и запрашивает деньги. Если ему нужно купить бытовые товары, квартиру или машину, которые не будут использоваться в коммерческой деятельности, то такая сделка пройдет как двойная купля-продажа. Если же требуется финансирование на бизнес-цели, то заявитель также предоставляет обоснование и планы развития бизнеса. Совет банка анализирует все риски и выгоды и в случае одобрения предлагает условия партнерства.
Какие ограничения у исламского банкинга в России
Самое главное ограничение для исламского банкинга в России — это юридические препятствия, считает Эльмира Имамкулиева. Халяльные банковские услуги сейчас противоречат федеральному закону «О банках и банковской деятельности». Халяльная ипотека или продажа товаров по нормам шариата с точки зрения российского законодательства воспринимается как коммерческая деятельность, а банкам запрещено «заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью».
Ак Барс Банк, который тестирует исламскую ипотеку на вторичное жилье, работает с клиентом не напрямую, а через посредника. Это работает так: клиент подает заявку в банк, после одобрения деньги на покупку квартиры получает торговый дом, который выкупает недвижимость у продавца и с наценкой по договору купли-продажи продает ее клиенту.
Банк и торговый дом не раскрывают детали своих отношений, клиент же выплачивает платежи не «Ак Барсу», а партнеру сделки. В этом случае нет нарушений ни по законам России, ни по правилам шариата. Однако привлечение партнера делает банковский продукт дороже, а значит, менее конкурентным по сравнению с привычными на российском рынке предложениями.
«Предстоящее осенью обсуждение в Государственной думе — это не первая попытка обсудить нормативные ограничения. Коллеги подсчитывали, что потребуется значительная переработка профильного федерального закона. Российская банковская система в принципе консервативна, поэтому эти изменения проходят с трудом», — объясняет Имамкулиева.
Второе, что мешает распространению исламского банкинга на российском рынке, — низкий уровень информированности. Услугами, которые соответствуют исламскому праву, могут пользоваться не только мусульмане, но даже этот факт не привлекает потребителей, так как они не понимают принципов работы этой системы.
«Мы со студентами опросили 1 тысячу респондентов, среди которых были представители других конфессий и атеисты. По его результатам оказалось, что людей пугает слово „исламский“. Когда респонденты воспринимали исламские продукты именно через это прилагательное, уровень доверия был ниже. Если слово заменялось на тождественное — „халяльный“, „партнерский“, „этический“, — а также объяснялись все принципы, то интерес резко возрастал, а уровень доверия возрастал примерно до 60%. К сожалению, исламский банкинг может попасть в ловушку пассивной исламофобии», — рассказывает Имамкулиева.
А что изменится, если законопроект осенью примут?
Какие перспективы у исламского банкинга в России
Финансовые услуги по правилам шариата в России уже оказываются, но не непосредственно банками, а торговыми домами и МФО. Они работают в республиках Северного Кавказа, Татарстане и Башкортостане. Сейчас в стране проживает порядка 20 млн мусульман, которые в разной степени соблюдают религиозные каноны. Несмотря на это, введение халяльного банкинга сделает финансовый рынок доступнее для значительной доли граждан, исповедующих ислам, считает руководитель Аналитического центра Банки.ру Дмитрий Хмелев.
«Кроме того, с учетом санкций против нашей страны и экономического поворота на Восток тема оказывается еще более актуальной — нововведение должно простимулировать приток инвестиций из мусульманских стран», — поясняет Хмелев. По его мнению, в ближайшие годы не стоит ожидать открытия специализированных банков, ориентирующихся исключительно на исламские финансы. Скорее всего, в пилотных регионах появятся специальные продукты в уже существующих банках.
Российские экспортеры уже используют исламское страхование — такафуль.
«С точки зрения затрат и надежности нашим экспортерам это выгоднее, поэтому они пользуются, будучи абсолютно немусульманами. Но экспортируют в мусульманские страны, например. Так что специалисты в России есть, их можно и подготовить, если такая необходимость возникнет», — говорит Эльмира Имамкулиева.
Как работает исламский банкинг в других странах
Исламские банки в основном базируются на Ближнем Востоке, а также в странах Персидского залива и в Малайзии. В 2019 году объем финансов, которые управляются по правилам шариата, достиг 2,88 трлн долларов, а к 2024 году показатель превысит 3,7 трлн долларов. Основная доля исламских финансовых активов приходится на исламский банкинг (73%), далее следуют исламские ценные бумаги — 17%, затем исламские фонды — 3% и страхование — 2%.
«Если говорить о центрах исламского банкинга в немусульманских странах, я прежде всего хотела бы отметить Великобританию — это один из ведущих центров исламского финансового, скажем так, мира за пределами именно мусульманских стран», — отмечает старший преподаватель НИУ ВШЭ Эльмира Имамкулиева. Британские банки в отделениях открывают «исламские окна», в которых сотрудники информированно обслуживают клиентов.
В СНГ лидер сектора — Казахстан намерен увеличить долю исламских банковских активов в общем объеме активов банковского сектора с текущих 0,2% до 3% к 2025 году. В Киргизии Национальный банк планирует увеличить эту долю с текущих 1,4% до 5% к 2024 году. В этих странах быстрее, чем в России, меняют регулятивные нормы. Например, понятие исламского банкинга в законодательство Казахстан ввел еще в 2009 году. Moody’s ожидает также быстрого развития системы в Узбекистане и Таджикистане.
В Казахстане в настоящее время действуют два исламских банка — Al Hilal и Заман-банк, а также пять небанковских организаций, занимающихся исламским финансированием. В Киргизии работают один исламский банк — Ecoislamic Bank и две небанковские организации, в Таджикистане — Tawhidbank и одна небанковская организация. В Узбекистане сектор исламского финансирования представлен только одной небанковской организацией.
Судя по опыту стран ближнего зарубежья, привычная для западных стран банковская система, основанная на прибыли от процентов и биржевой торговли, не теряет актуальности при введении альтернативы. Исламский банкинг занимает свою нишу, делая финансы доступнее для экспортеров и тех, кто строго соблюдает религиозные каноны.
Исламский банкинг в России: в чем суть партнерского финансирования
Двухлетний эксперимент по развитию исламского банкинга в России начнется с 1 сентября 2023 года на территории Дагестана, Чеченской Республики, Башкортостана и Татарстана. Закон о специальном регулировании партнерского финансирования в отдельных субъектах 4 августа подписал президент России Владимир Путин.
Новая правовая норма делает возможной реализацию в финансовых организациях принципов исламского банкинга, который подразумевает ведение деятельности в соответствии с нормами ислама.
Предоставлять услуги партнерского финансирования в соответствии с нормами шариата будут юридические лица, включенные в соответствующий реестр Банка России и состоящие в саморегулируемой профессиональной организации. Это могут быть кредитные и некредитные финансовые организации (НФО). Для иных участников эксперимента, например хозяйственного товарищества или потребительского кооператива, установлен минимальный размер капитала: с 1 сентября 2023 года он составит ₽10 млн, а с 1 января 2024 года — ₽15 млн.
Что такое исламский банкинг
Исламский банкинг — это деятельность на финансовом рынке в соответствии с нормами шариата и исламской этикой. Исламское финансирование включает не только банки, но и исламские фонды, страховой рынок (такафул), а также инструменты исламского финансирования (сукук).
Первые банки, следующие принципам шариата, появились в 1970-е годы, а сам термин «исламская финансовая система» — в середине 1980-х годов. По состоянию на 2021 год механизмы исламского финансирования действовали более чем в 136 странах мира, общий объем исламской финансовой системы составлял около $4 трлн, согласно данным The Islamic Corporation for the Development of the Private Sector (ICD).
В современном мире такие организации открывают текущие и сберегательные счета, предоставляют продукты для финансирования, дают возможности для платежей, переводов, кассовых и казначейских услуг, а также вкладывают средства в реальные отрасли экономики: производство, торговлю, сельское хозяйство. Как и традиционные банки, исламские организации обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников.
Принципы исламского банкинга
Исламский банкинг также называют партнерским финансированием, поскольку в его основе лежит принцип партнерства банка и его клиентов в распределении прибыли и убытка. Такие организации ведут бизнес в соответствии с правилами шариата:
- деньги являются средством обмена и мерилом стоимости, а не источником дохода;
- инвестиции возможны только в материальные активы, не несущие избыточных рисков и неопределенности;
- вместо заработка на процентах от кредитования исламские банки самостоятельно покупают активы и передают клиентам в пользование или собственность за вознаграждение, которое и составляет доход банка.
В системе исламского банкинга банк ориентирован преимущественно на сбережение и инвестиции средств, выступает в роли трейдера в процессе финансирования и получает доход в виде доли. Консервативность исламского финансирования позволила таким банкам без значительных потерь пережить кризис ипотечного кредитования 2007 года. Например, Исламский банк Великобритании во время кризиса нарастил объем депозитов на 61%, его активы выросли на 51% — благодаря тому, что банк не имел на своем балансе рискованных активов.
Что запрещено в исламском банкинге
- Процентный доход. Исламский банкинг не предоставляет традиционные финансовые продукты под проценты, так как это действие является ростовщичеством (риба) и запрещено шариатом.
- Неопределенность в отношении предмета договора и его условий, повышенный риск (гарар). Например, ограничены операции с производными финансовыми инструментами, короткие позиции на фондовом рынке, в некоторых регионах запрещено обращение криптовалюты.
- Прибыль в результате случайного стечения обстоятельств (майсир): азартные игры, ставки — то есть спекулятивное поведение на финансовых рынках.
- Финансирование запрещенных шариатом видов деятельности: игорного бизнеса, производства свинины, алкогольной продукции, наркотиков, табака, оружия, порнографии (харам).
- Присвоение чужого имущества.
- Продажа долга, например рыночные торги облигациями.
Как работает исламский банкинг
Кредитные организации предлагают новые банковские или инвестиционные продукты для мусульман на основе Шариатских стандартов и AAOIFI с учетом религиозных особенностей.
Мушарака (совместное предприятие)
Несколько инвесторов передают финансы банку, который вкладывает их в выбранный проект за долю в прибыли вместо процента от сделки. Размер доли зависит от вклада каждого отдельного участника в финансируемый проект и его расходов, убытки также пропорционально распределяются между всеми участниками сделки.
Мурабаха (исламская ипотека)
Альтернативное традиционному кредиту торговое соглашение между банком и клиентом, когда банк приобретает определенный товар для дальнейшей перепродажи и получает доход в виде фиксированной суммы: наценки за организацию и ведение сделки, а также понесенные расходы. В рамках исламской ипотеки банк приобретает для клиента недвижимость, которая остается в залоге до выплаты суммы долга и вознаграждения.
Мудараба (исламский депозит)
Прибыль от совместного проекта распределяется между банком и клиентом в соответствии с условиями договора — это инструмент пассивного дохода вместо традиционных вкладов. Клиент выбирает вид деятельности, а банк гарантирует халяльность инвестиций. При этом финансовые потери несет только клиент.
Кард аль-хасан (беспроцентная ссуда)
Физическое или юридическое лицо может получить у банка ссуду без процентов при условии своевременного погашения долга — например, на реализацию общественно значимых проектов. Клиент сам определяет размер надбавки за услуги банка, она называется хиба.
Бей-би-силаа (рассрочка)
Покупатель поэтапно отдает деньги за товар, услуга аналогична рассрочке в традиционных банках.
Иджара (исламский лизинг)
Имущество в собственности банка переходит во временное пользование другому лицу в обмен на арендные платежи вместо выплаты процентов, как в традиционном лизинге. Арендованное имущество остается в собственности у лизингодателя, однако клиент может выкупить его, если заключено специальное соглашение — иджара ва-иктина.
Сукук (исламские ценные бумаги)
В исламе инвестировать можно в ценные бумаги , которые являются беспроцентными облигациями под определенный материальный актив, причем их эмитенты также имеют долю в этом активе. Доходность таких облигаций зависит от прибыли на базовый актив. Инвестор может продать актив по фиксированной стоимости, что обеспечивает низкую волатильность .
Истисна (договор на поставку актива в будущем)
Договор купли-продажи актива, поставка которого состоится в будущем в соответствии с конкретным запросом, в котором указаны характеристики товара.
К иным продуктам исламского банка относятся бай битхаман аджил (сделка с отсрочкой платежа), бай салям (авансовый платеж), бай уль-ина (продажа с правом выкупа), вадиа (хранение ценностей в банке), такафул (исламское страхование).
Исламский банкинг в России
Подписанный президентом закон о регулировании исламского банкинга устранил правовые ограничения для кредитных организаций в целях соблюдения норм шариата. Ранее банки не могли осуществлять торговую деятельность, которая в исламском банкинге заменяет услуги с процентным доходом и позволяет получать доход от деятельности на финансовом рынке, соблюдая нормы шариата. Теперь для четырех регионов, в которых до 1 сентября 2025 года пройдет эксперимент, определены правила их работы и соблюдения законодательства, требований к капиталу, акционерам и органам управления.
Участие в реализации принципов исламского банкинга будет добровольным: новые нормы не ограничивают право инвесторов использовать традиционные финансовые инструменты. Принять участие в эксперименте планируют 14 компаний из Татарстана, Дагестана, Чечни и Башкирии, из которых 12 — нефинансовые организации, которые находятся вне поля регулирования и надзора Банка России, рассказал первый зампред Центробанка Владимир Чистюхин.
Реализация закона позволит привлечь в Россию от $11 млрд до $14 млрд в совместные проекты с исламскими странами, заявлял глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «При этом мы рассчитываем на приток инвестиций, вложений в разные проекты из Турции, из Ирана, из стран азиатских, придерживающихся исламской религии», — рассказал Аксаков.